Научная статья на тему 'ПРЕОДОЛЕНИЕ СОЗАВИСИМОСТИ. РАБОТА С СОБСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТЬЮ'

ПРЕОДОЛЕНИЕ СОЗАВИСИМОСТИ. РАБОТА С СОБСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
90
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЗАВИСИМОСТЬ / ФАСИЛИТАТИВНАЯ МЕДИАЦИЯ / НАРРАТИВНЫЙ ПОДХОД / ТРАНФОРМАТИВНАЯ ШКОЛА / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / CO-DEPENDENCE / FACILITATION MEDIATION / NARRATIVE APPROACH / TRANSFORMATIVE SCHOOL / SYSTEM APPROACH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Криволапова А.А., Мурашкина Ю.В.

Основное содержание исследования составляет анализ возможных способов преодоления созависимости в процессе медиации, до и после оконцания медиации. Автор предлагает два направления работы с собственной личностью медиатора для избавления или отстранения от созависимости. Также в статье рассматриваются различные медиативные школы в качестве способа преодоления созависимости медиатором.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OVERCOMING CODEPENDENCY. WORK WITH PERSONALITY

The main content of the study is the analysis of possible ways to overcome co-dependence in the process of mediation, before and after the end of mediation. The author offers two directions of work with the mediator's own personality to get rid of or remove from co-dependence. The article also considers various meditative schools as a way to overcome the co-dependence of the mediator.

Текст научной работы на тему «ПРЕОДОЛЕНИЕ СОЗАВИСИМОСТИ. РАБОТА С СОБСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТЬЮ»

Криволапова А.А. бакалавр 4 курса Мурашкина Ю.В. бакалавр 4 курса СПБГУ

Россия, г. Санкт-Петербург ПРЕОДОЛЕНИЕ СОЗАВИСИМОСТИ. РАБОТА С СОБСТВЕННОЙ

ЛИЧНОСТЬЮ

Основное содержание исследования составляет анализ возможных способов преодоления созависимости в процессе медиации, до и после оконцания медиации. Автор предлагает два направления работы с собственной личностью медиатора для избавления или отстранения от созависимости. Также в статье рассматриваются различные медиативные школы в качестве способа преодоления созависимости медиатором.

Ключевые слова: созависимость, фасилитативная медиация, нарративный подход, транформативная школа, системный подход.

Krivolapova A. A. bachelor, 4 year

SPSU

Murashkina, Y. V. bachelor, 4 year

SPSU

Russia, St. Petersburg

OVERCOMING CODEPENDENCY. WORK WITH PERSONALITY

The main content of the study is the analysis of possible ways to overcome co-dependence in the process of mediation, before and after the end of mediation. The author offers two directions of work with the mediator's own personality to get rid of or remove from co-dependence. The article also considers various meditative schools as a way to overcome the co-dependence of the mediator.

Key words: co-dependence, facilitation mediation, narrative approach, transformative school, system approach.

Введение

Предполагается, что медиация относится к «помогающим профессиям». Под данным понятием понимаются профессии, деятельность которых основывается на оказании помощи людям, а также на поиске и решении их проблем. В данной связи можно утверждать, что специалисты помогающих профессий находятся в зоне риска проявления созависимости в их профессиональной деятельности.

Таким образом, целью данного исследования является поиск способов преодоления созависимости медиатором.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

1. Выявить возможности нейтрализации проявления созависимости у медиатора в процессе медиации.

2. Проанализировать технологические возможности фасилитативной медиации в минимизации влияния созависимости на работу с клиентами.

3. Показать ресурсы использования методов разных школ медиации в профилактике проявления созависимости в процессе работы со сторонами.

Предполагается, что созависимость является проблемой, от которой медиатор может избавиться или отстраниться в рамках профессиональной деятельности путем ряда составляющих.

Данные составляющие можно разделить на две общие группы, в которые будут включены аспекты, выполняющие стратегическое назначение и тактические направления, имеющие практический непосредственный способ воздействия на деятельность медиатора.

В качестве длительной, стратегической работы медиатора над собственной личностью можно назвать уменьшение проявления созависимости, в общем, в работе медиатора. Тактические способы работы с созависимостью, в свою очередь, можно разделить по этапам работы медиации.

Во-первых, перед медиационной сессией медиатор должен «выключать» свою созависимость и оставлять ее за переделами медиации, как и свои остальные личностные проблемы. Этот прием может помочь специалисту избавиться от созависимости путем создания привычки. Работая с клиентами, медиатор привыкает быть вне созависимости, тем самым создавая навык отстранения от созависимости и в повседневной жизни.

Во-вторых, медиатор должен контролировать проявления созависимости в процессе медиации. После завершения медиации специалист также должен проводить работу над собственной личностью, отрабатывая чувство вины и т.д. Наконец, должна проводиться периодическая работа с различными проявлениями созависимости и иными дисфункциоальными качествами личности.

Осознание существования проблемы является основополагающим и начальным этапом в борьбе с созависимостью, потому что только после понимания приходит желание борьбы и возможность сопротивления. На этом этапе специалист должен без чьей-либо помощи принять и оценить сложившуюся ситуацию и только после этого начать работать с ней самостоятельно и с помощью других людей.

Е. Н. Иванова предлагает специалисту создать ряд целей, стремление к которым поможет преодолеть созависимость. Среди основных можно выделить следующие:

- работа над отказом от попыток вмешательства в чужую зону ответственности и смены того, что невозможно изменить;

- научиться жить с окружающим миром, иметь смелость принимать решения, пробовать, рисковать, решать свои проблемы;

- осознать, что в конкретной ситуации медиатор может исполнять роль марионетки;

- достигать состояния покоя до возникновения реакции; регулярно проводить анализ ситуации, определяя ценности и реальность;

- выявить собственные интересы и мотивы для самозащиты; вернуть сторонам ответственность за принятие решений [4, стр. 173].

В качестве эффективного способа преодоления созависимости возможно использование в медиативной практике техник, предлагаемых различными медиативными школами.

Так, сами принципы классической, иначе фасилитативной медиации и этапы ее проведения предполагают максимальное отстранение медиатора от существующей проблемы, его объективность и непредвзятое отношение к сторонам и их проблеме. Фасилитативная школа медиации позволяет отделить проблему от конкретной личности, тем самым предоставляя возможность медиатору работать непосредственно с существующей проблемой без влияния каких-либо личностных характеристик клиента [5, стр. 2]. Сама технология противодействует созависимости медиатора, так как, допуская черты созависимости, медиатор нарушает технологию проведения медиации.

Нарративная школа медиации также позволяет преодолевать проявления созависимости в процессе медиации. В нарративной медиации используются такие техники, как экстернализация (конфликт рассматривается как самостоятельная единица, выносится вовне), деконструирующие вопросы (разделяющие целое на части для их анализа и создания общего понимания целого), пересочинение (восстановления авторской позиции). Использование данных техник позволяет создавать коммуникацию, в которой фокус внимания обращается на историях о конфликте, главное в которых взаимопонимание и сотрудничество. Другими словами, в рамках данного вида медиации работа идет не по поиску какой-либо истины, а по работе с историями клиентов, которые встроены в конфликт.

Трансформативная школа медиации способна повышать уровень ответственности у сторон и содействовать конструктивному взаимодействию путем поиска скрытых ресурсов, наделения ответственностью сторон и т.п. Со стороны медиатора данная техника осуществляется благодаря использованию техник отстранения, отражения, резюмирования и проверки.

Системная медиация также является способом борьбы с созависимостью благодаря своей способности выявлять в процессе медиации структурные отношения в системе и идентифицировать роли. Также системная медиация способствует увеличению автономии сторон и, как предыдущая школа, наделению ответственности за принятые решения. В результате участники медиативного процесса могут установить личные границы и сделать осознанный выбор своего места и роли в конфликте.

Подводя итог можно сказать, что для преодоления созависимости медиатору необходимо проводить длительную работу над собой

самостоятельно или с использованием посторонней помощи. В настоящее время различными авторами [1, 2, 3, 6] предложено большое разнообразие техник, тренингов и способов работы с созависимостью. Среди них выделяют работу над собой, своими ценностями, мотивами и установками, отношением к жизни и работе с клиентами, также возможна работа над кризисными моментами прошлого, различные виды психотерапии и долговременная работа в группах, помогающих в преодолении созависимости.

Обобщая сказанное, необходимо отметить, что существует два направления преодоления созависимости медиатора, которые включают в себя тактический и стратегический пути. В стратегический способ преодоления, в свою очередь, можно включить работы в соответствии с этапами проведения медиационного процесса. Более того, использование классической, трансформативной, системной и фасилитативной школ медиации является одним из способов преодоления созависимости в процессе медиации.

Использованные источники:

1. Бахтер А. А. Преодоление созависимости в структуре личности будущего психолога путем акмеологического тренинга

2. Васильева Т.Н. Проект тренинговой программы преодоления созависимости при подготовке практических психологов // В сборнике: Психологические аспекты современного образования сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. Редакторы Н.А. Краснова, Т.Н. Плесканюк. 2016. С. 29-34.

3. Васильева Т.Н., Туманова В.В. К психокоррекции созависимого поведения школьных учителей // В сборнике: Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы, сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2017. С. 190-192.

4. Иванова Е. Н. Конфликтологическое консультирование, стр. 173

5. Иванова Е. Н. Проблема дифференцированности в медиации

6. Постнов В. В. Синдром эмоционального выгорания у врачей-психиатров-наркологов. // Вестник Оренбургского государственного университета. 2010. № 12-1 (118-1). С. 184-189.

УДК 006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.