Научная статья на тему 'Методы эффективной работы медиатора в разных сферах практики'

Методы эффективной работы медиатора в разных сферах практики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2653
500
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАЦИЯ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АРСЕНАЛ / МЕДИАТОР / СФЕРЫ ПРАКТИКИ / ЭФФЕКТИВНАЯ РАБОТА / СТИЛИ / ЦЕЛИ / РАЗНООБРАЗИЕ / ВОЗМОЖНОСТИ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ / MEDIATION / METHODOLOGICAL ARSENAL / MEDIATOR / SPHERES OF PRACTICE / EFFECTIVE WORK / STYLES / OBJECTIVES / DIVERSITY / OPPORTUNITY / INTERDISCIPLINARY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Е.Н.

Обсуждается разнообразие видов медиации в разных сферах практики и их отражение в методическом арсенале медиаторов. Определяются критерии различения стилей медиации и выявляется их связь с методологическими аспектами. Анализируются цели, которые ставит перед собой медиатор, и вытекающие из них методические задачи. Подчеркиваются возможности и значимость комплексного использования методов смежных дисциплин и разных стилей медиации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF EFFICIENT MEDIATOR’S WORK IN DIFFERENT SPHERES OF PRACTICE

The article discusses the diversity of mediation types in different areas of practice and their reflection in the methodological arsenal of mediators. We define the criteria for distinguishing between mediation styles and reveal their relationship with methodological aspects. We also analyze the objectives set by the mediator and the resulting methodological tasks. The opportunities and the importance of the integrated use of methods of related disciplines and different styles of mediation are pointed out.

Текст научной работы на тему «Методы эффективной работы медиатора в разных сферах практики»

Право

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2015, № 4, с. 131-136

131

УДК 159.9

МЕТОДЫ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ МЕДИАТОРА В РАЗНЫХ СФЕРАХ ПРАКТИКИ

© 2015 г. Е.Н. Иванова

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

Elenaiv1@mail .ru

Пнступила в ридакцию 03.08.2015

Обсуждается разнообразие видов медиации в разных сферах практики и их отражение в методическом арсенале медиаторов. Определяются критерии различения стилей медиации и выявляется их связь с методологическими аспектами. Анализируются цели, которые ставит перед собой медиатор, и вытекающие из них методические задачи. Подчеркиваются возможности и значимость комплексного использования методов смежных дисциплин и разных стилей медиации.

Ключивок слнва: медиация, методологический арсенал, медиатор, сферы практики, эффективная работа, стили, цели, разнообразие, возможности, междисциплинарный.

Современная медиация активно развивается и завоевывает все новые области человеческой деятельности. Расширение практики приводит к развитию, методическому обогащению и дифференциации медиации.

Медиация может быть классифицирована по различным основаниям. Наиболее распространено выделение видов медиации в зависимости от сферы работы медиатора: по области возникновения конфликта (например, семейные конфликты, производственные, конфликты в образовательных учреждениях, в коммерческой сфере, бытовые, в сфере страхования, медицины, административные, политические конфликты, международные и другие конфликты; а также по наличию и месту институционализации медиации или медиатора (медиатор является независимым профессионалом, сотрудником общественной организации, связанной отношениями соподчинения или другими с заказчиком, медиатор закреплён за судом, является сотрудником предприятия, где разрешает конфликты) и др.

Во многих странах мира уже нашла широкое распространение медиация в коммерческих спорах, в том числе и в международной практике [1]. Вслед за Соединенными Штатами многие европейские страны приняли законодательные акты, обеспечивающие защиту конфиденциальности медиации и регулирующие процедуру направления сторон к медиатору и предоставляющие им определенные финансовые привилегии. В Великобритании, например, стороны обязаны попробовать решить свой спор медиацией, для отказа от нее должны быть представлены достаточные для суда причины, в противном случае отказавшаяся от медиации сторона оплачивает судебные издержки, даже если вы-

играет спор [2]. Снижение судебных издержек или освобождение сторон коммерческого спора от судебной пошлины принято и во многих других странах Европейского союза и СНГ, в том числе, например, в Белоруссии.

В России закон о медиации был принят в 2010 году, не намного позднее, чем во многих европейских странах. Это повлияло на оживление медиационной практики в различных сферах. Например, в Санкт-Петербурге медиаторы активно работают как в мировых и федеральных судах, так и во внесудебных случаях, работают в различных организациях, имеют частную практику [3]. На их счету более 1500 случаев медиации. Успешно рассматриваются случаи раздела имущества и опеки над детьми при разводе, соседские, трудовые конфликты, проблемы при разделе наследства и многие другие.

В бизнесе медиация пока не имеет широкого распространения, однако с каждым днем таких случаев становится все больше во многих городах нашей страны. В российской практике есть немало факторов, как способствующих, так и препятствующих развитию института медиации в арбитражном суде. Представляется важным получить более существенную поддержку государства и совершенствование закона о медиации. Нередко в определении медиации ограничиваются указанием на то, что это переговоры между конфликтующими сторонами с участием нейтрального посредника, не имеющего заинтересованности в каком-либо определенном исходе спора. На мой взгляд, в последние десятилетия, когда произошла радикальная дифференциация медиации, ограничивать методическое разнообразие медиации указанием на переговоры необоснованно.

Потому можно определить медиацию более широко как способ разрешения конфликтов с помощью переговоров между сторонами с участием нейтрального посредника. Такое определение оставляет нишу для использования других разнообразных приемов, не являющихся переговорами, которые подготавливают почву и дополняют эффективный процесс разрешения проблем между сторонами.

Медиация является гибкой, неформальной процедурой, ориентированной, прежде всего, на неюридические аспекты конфликта (хотя, несомненно, и не противоречащая закону). В связи с этим нередко можно услышать мнение, что медиация имеет скорее психологическую природу и приемлема только в семейной, бытовой, межличностной и других сферах, где человеческие отношения являются доминирующей составляющей конфликтов. Однако это ограничение оказывается кажущимся. Мировая практика свидетельствует о другом. В частности, и коммерческие споры, и ситуации, где нет длительной истории отношений между сторонами и не предполагается их продолжение, также оказываются чрезвычайно успешной областью приложения медиативной технологии [4].

Среди профессионалов существуют разные точки зрения по поводу того, насколько глубоко медиатор должен разбираться в специфической сфере, где он работает со сторонами. Есть мнение, что технология медиации универсальна, а информацию предоставят стороны; отсутствие знаний поможет медиатору сохранить нейтральность, избежать предубеждений, ди-рективности. Мне ближе мнение, что для медиатора важны базовые знания в определенной сфере. Их отсутствие не даст возможности задать необходимые вопросы, почувствовать нереалистичность формируемого соглашения, выявить опасности, манипуляции, в конце концов, завоевать доверие сторон. Это особенно касается «высокотехнологичных» с точки зрения медиации сфер, таких как семейные, трудовые, многие коммерческие споры и некоторые другие.

Дискуссионным является также вопрос о необходимости узкой специализации медиатора для того, чтобы он мог стать действительно высококлассным специалистом. На мой взгляд, многие сферы имеют много родственного в контексте медиационной технологии. Например, опыт семейной медиации очень помогает в работе со школьными, производственными и многими другими спорами. Многие медиаторы сочетают эти виды деятельности. Кроме того, узкая специализация может приводить к обеднению методиче-

ского инструментария, формированию стереотипов, профессиональному выгоранию и т. д.

Логично предположить, что медиация в разных сферах имеет свои особенности, которые отражаются и в выборе методов работы. И в самом деле, до определенной степени это верно. Однако на практике ситуация сложнее. Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо сначала рассмотреть другие виды классификации медиации.

По количеству сторон она может быть двусторонней и многосторонней. По отношению к суду, с точки зрения этапа рассмотрения дела, медиация делится на досудебную, предпринимаемую в ходе судебного рассмотрения и послесу-дебную, а с точки зрения институционализации в суде - на внесудебную и судебную медиацию.

В зависимости от наличия использования технических средств существует очная медиация, традиционная, очно-заочная с аудиовизуальным контактом (например в режиме интернет-конференций по скайпу), аудиомедиа-ция, а также медиация «по переписке» по электронной почте, без визуального контакта.

Медиация может проводиться по изначальной инициативе сторон, может быть облигатор-ной (обязательной, принудительной), по неузаконенному направлению (например, по распоряжению руководства). Медиацию можно разделить на виды по глубине работы с психологическим содержанием случая: минимальное рассмотрение психологических составляющих -решение спора на уровне поверхностного запроса; умеренное рассмотрение психологических аспектов - разрешение на уровне коммуникативных проблем; относительно глубокое рассмотрение психологических аспектов конфликтов - применение терапевтической/клинической медиации.

По количеству медиаторов можно выделить медиацию с участием одного посредника и ко-медиацию - процедуру с участием двух и более посредников. Ко-медиация, в свою очередь, делится на виды с разной ролью и степенью активности медиаторов в зависимости от квалификации. Медиаторы могут быть примерно равного уровня, а их число и состав определяться большим числом сторон, сложностью конфликта или специфическими различиями между сторонами, например гендерными, национальными. В другом варианте один медиатор может быть ведущим супервизором, а второй -стажером.

По форме оплаты медиация может быть платной, бесплатной для клиента, но с оплатой услуг медиатора из других источников, бесплатной, проводимой специалистом на добровольной основе.

Самым дискуссионным является разделение медиации по стилям. В литературе можно встретить более 20 наименований различных стилей. Среди них такие стили, как: фасилита-тивная медиация; родовая, исходная; классическая; оценочная; директивная; фандрайзинго-вая; медиация, основанная на интересах, или интегративная; ориентированная на разрешение проблем; ориентированная на достижение цели; направленная на достижение соглашения; восстановительная; регулятивная; отчаянная, безрассудная медиация; трансформативная (Transformative), гуманистическая; понимающая; кли-ент-центрированная; стороно-центрированная; интерактивная; нарративная; познавательная систематическая; экосистемная, ориентированная на семью; терапевтическая и дианалитиче-ская медиация. Эти стили можно объединить в 4-5 групп, состоящих из принципиально родственных или почти не различающихся медиа-ционных стилей.

Из такого количества видов медиационных процедур неизбежно вытекает и их большое методическое разнообразие. Особенно ярко оно проявляется в различных стилях медиации. Анализ различных стилей показывает, что критериями их различения являются:

1. Уровень вмешательства медиатора: а) степень экспертной директивности, б) уровень процессуальной власти медиатора.

2. Цель медиации (эффективность) и её ожидаемый результат.

3. Отношение к прошлому и необходимости работы с ним.

4. Отношение к эмоциям и глубине работы с ними.

5. Отношение к конфликту как таковому.

6. Использование кокусов и их интенсивность.

7. Отношение к использованию вопросов и его технология.

8. Приоритет юридических или неюридических аспектов в работе медиатора.

9. Возможность сочетания различных видов медиации в одном процессе или одним медиатором [5].

Как видно из перечня критериев, особенности разных стилей предполагают владение медиатором специфическим методическим инструментарием. Возникает ряд непростых методологических вопросов о сходстве, совместимости, границах разных медиационных стилей, а также о разграничении медиации и смежных направлений работы с конфликтом, прежде всего юридической практики, психологического консультирования и психотерапии.

Разные стили медиации часто имеют родство с соответствующим направлением психотерапии и консультирования (например, нарративной, гуманистической, когнитивно-поведенческой, краткосрочной позитивной, системной семейной и др.). Медиация использует их методические приемы и техники работы в модифицированной форме. В большинстве случаев инструментарий одних стилей медиации вполне вписывается в рамки других стилей, особенно фасилитативной. С другой стороны, именно ее методы являются базовой школой для других стилей. Исключением являются скорее процедурные, а не собственно методические аспекты.

Как показывают проведенные нами исследования, нет жесткой связи между сферой применения медиации и ее предпочтительным стилем. Соответственно, нет и определенности в предпочтении тех или иных методов. История практической медиации в России насчитывает уже 23 года. Практика петербургских медиаторов за эти годы (более 1500 случаев), в том числе в судах Санкт-Петербурга (более 700 случаев), показывает, что для эффективной работы со случаями нужно располагать широким спектром методов работы со сторонами. Медиация междисциплинарна по самой своей сути.

Можно сказать, что базовые навыки медиатора, составляющие методический набор фаси-литативной медиации, годятся для работы в любой сфере. Эти методы необходимы, но порой недостаточны. По данным Р. Де Бернарта, примерно 25% медиационных случаев являются относительно несложными, и с небольшой помощью медиатора стороны быстро и успешно договариваются. Еще 25% случаев являются более отягощенными эмоциональным фоном и другими составляющими, требующими от медиатора опыта и мастерства. Следующие 25% оказываются настоящим вызовом специалисту, и применение методов из смежных сфер как самой медиации, так и не рассматриваемых в качестве традиционно медиационными методами работы со сторонами является желательным и помогает справиться с трудностями.

Следующие 25% при традиционном фасили-тативном подходе оказываются просто неме-диабельными. Тем не менее, применив арсенал нарративной, системной или терапевтической медиации, мы можем сузить круг случаев, недоступных медиационной обработке, до 5% [6]. Можно сказать, что такие случаи чаще встречаются в семейных или внутрикорпоративных спорах, там, где между людьми существуют длительные разнообразные взаимоотношения, да еще вписанные во влияющий на них контекст. Существует тенденция к использованию

определенных методов в зависимости от длительности и значимости отношений между сторонами и других аспектов конфликта.

Медиационная практика предоставляет специалисту невообразимое разнообразие ситуаций. Как известно практикам, медиация полна неожиданностей. В бизнес-случае, который выглядит сугубо рациональным и коммерчески ориентированным, в процессе работы могут выявиться не просто эмоциональные аспекты, но и активное влияние трансгенерационных проблем, переданных через три поколения. В конце дня напряженной борьбы за раздел бизнеса медиатор может обнаружить, что его стороны - супруги, просто с разными фамилиями. И, естественно, они предпочитали об этом умалчивать совершенно не случайно. Такое знание радикально меняет дело и методы и показывает, почему фасилитативные усилия медиатора до сих пор не увенчались успехом. Хотя успехом, и немалым, можно считать уже то, что стороны посвятили медиатора в свою тайну. Это свидетельствует о том, что они наконец решили начать договариваться по-настоящему.

Медиатор может ставить перед собой различные цели:

- достижение соглашения по прекращению конкретного спора (например, отзыв иска, заключение мирового соглашения),

- урегулирование конфликта хотя бы на уровне позиций;

- разрешение конфликта на уровне лежащих в его основе интересов сторон;

- трансформация видения сторонами существующего конфликта;

- трансформация взаимоотношений между сторонами;

- улучшение понимания проблемы и её причин, повышение объективности и реалистичности сторон в восприятии и оценке происходящего;

- придание сторонам силы, уверенности в их возможностях разрешить проблему и признание прав друг друга на собственное мнение, переориентация сторон на совместную борьбу с проблемой.

Если целью является достижение договоренности, снимающей остроту сиюминутного конфликта, набор статистики заключенных соглашений, то медиатор стремится к сиюминутному результату, не заботясь о его прочности и последующих осложнениях. Впечатляющие цифры достигнутых договоренностей, быстрота работы важны для рекламы медиации и часто рассматриваются как показатель квалификации медиатора. Несомненно, такая связь существует. В то же время медиаторы знают, что заключение соглашения - далеко не единственный и

даже не самый важный показатель успешности медиации. Достижение взаимопонимания, улучшение отношений, лучшее понимание ситуации и имеющихся ресурсов часто создают базу для прихода к прочному соглашению как побочному результату медиации.

В нашей практике немало случаев, когда стороны, не договорившиеся во время медиации, на следующий день приходили к мировому соглашению в суде в результате осмысления того, что происходило во время работы с участием медиатора. Более широкое видение целей и задач медиатором определяет выбор методов и способствует трансформации установок, коммуникативных привычек, повышению ответственности, что обеспечивает профилактику конфликтов и дает сторонам возможность конструктивно справляться с будущими разногласиями.

Игнорирование прошлого, концентрация на сегодняшних событиях и главное направление усилий - в будущее, характерно для многих стилевых направлений, даже в рамках краткосрочно-позитивного подхода. Тем не менее полный отказ от выяснения обстоятельств, вызвавших актуальные осложнения, редко оказывается плодотворным. С другой стороны, увязание во взаимных претензиях, жалобах по поводу прошлых обид может блокировать конструктивный подход к ситуации, вызывать разочарование и чувство беспомощности не только у сторон, но и у медиатора. Ему необходимо владеть специальными умениями для того, чтобы работа с прошлым трансформировала его в «воспоминание о светлом будущем», способствовала мотивации и пробуждению потенциальных возможностей сторон и самой процедуры медиации.

Отношение к работе с эмоциями также сильно различается в разных школах и задает рамки, в которых работает медиатор. Оно варьирует от представления о бесполезности, даже вредности эмоций, полного отрицания необходимости работы с ними и стремления как можно прочнее отгородиться от их деструктивного влияния на процесс медиации до активного использования эмоций как важного источника информации и инструмента договорённости. В середине континуума - невозможность игнорирования эмоций, рассмотрение их как возможной помехи продуктивному обсуждению и принятию разумного решения и, как следствие, необходимость минимизировать влияние эмоций посредством их отработки с помощью специальных приёмов. В соответствии с этим выстраиваются возможности работы с различными категориями случаев и требования к медиатору.

Преимущества медиации основываются на ее базовых принципах. И эти же принципы являются мощными ограничителями деятельности медиатора. Разные авторы формулируют их более обобщенно или более дифференцированно, количество принципов варьирует от 3 до 12, однако их можно свести к нескольким главным [7]. В петербургской школе принято выделять четыре базовых принципа медиации: нейтральность, добровольность, конфиденциальность, равенство.

Самый первый и фундаментальный принцип медиации, вынесенный в ее определение, -нейтральность, беспристрастность медиатора. Без нейтральности невозможно сформировать атмосферу доверия и мотивации сторон на достижение взаимовыгодного соглашения, необходимый уровень раскрытия информации, ощущение справедливости и удовлетворенности процедурой. Именно нейтральность дает возможность медиатору сохранять широкое видение проблемы и помогать сторонам применять творческий подход к ее преодолению. Нейтральность позволяет медиатору не поддаваться эмоциональным искажениям восприятия и мышления, противостоять эмоциональным выпадам и манипуляциям сторон, эффективно руководить процессом переговоров между спорящими сторонами.

Нередко нейтральность зауженно трактуется как чисто техническая (материальная или другая зависимость, заведомая заинтересованность в определенном исходе конфликта и пр.) или эмоциональная категория, имеющая отношение лишь к взаимоотношениям медиатора со сторонами. Однако этого явно недостаточно. Не менее важной является содержательная нейтральность медиатора, невмешательство в само существо спора, умение воздержаться от советов, настоятельных рекомендаций, продавливания решения, которое самому медиатору кажется наилучшим.

Самое сложное и труднодостижимое - способность медиатора не принимать внутри себя решения, кто прав, виноват, кто хуже, лучше и проч. Коварство таких внутренних решений в том, что они слабо осознаются медиатором, хотя нередко явно видны сторонам. Даже не произнесенные, подобные оценки и предпочтения медиатора приводят к невольному подталкиванию сторон в «нужном» направлении. Медиатор часто неосознанно вытесняет подобные мысли, так как прекрасно знает, что они делают его непригодным для работы с данным случаем [8].

По мнению У. Линкольна, нет нейтральных людей, но есть нейтральная процедура. Если медиатор знает свои «слабые места» и отслеживает их влияние в ходе работы со сторонами, он способен минимизировать их влияние, опираясь

на свои профессиональные навыки и технологические возможности медиации.

Таким образом, необходимость сохранения нейтральности накладывает существенные ограничения на деятельность медиатора и предъявляет высокие требования к этичности и профессионализму его работы. Если же специалист понимает, что не в состоянии отложить в сторону свои чувства и личные симпатии, он обязан отказаться от процесса медиации.

Нередко в трактовке добровольности как принципа медиации делается акцент на добровольности прихода сторон для участия в процедуре медиации и возможности ее прекращения по инициативе любого из участников. Во многих странах существует обязательная медиация в некоторых типах случаев, в том числе семейных, коммерческих, при подростковых правонарушениях и др. Это, казалось бы, входит в противоречие с требованием отсутствия принуждения к участию в медиации.

На мой взгляд, гораздо более важным аспектом добровольности является то, что все происходящее в медиации имеет место с согласия сторон, по договоренности с ними. В том числе и ни один из пунктов соглашения не может быть навязан медиатором, принят под давлением, без полноценной проверки его желательности, реалистичности и одинакового понимания сторонами. Обязательность попытки разрешить спор с помощью медиатора смягчается имеющейся у сторон возможностью прекратить процедуру и обратиться к другому способу, в том числе вернуться к судебному разбирательству.

Принцип равенства сторон в медиации подразумевает, что медиатор обязан обеспечить всем участникам равные возможности для высказывания своей точки зрения, мотивов, позиции, отстаивания своих интересов, выдвижения и обсуждения предложений и участия в формулировании финального медиационного соглашения. Таким образом, все эти основы ведения медиации тесно связаны и являются гарантами действительно эффективного процесса достижения сторонами взаимовыгодного соглашения. Эффективность медиации выше, если у сторон есть уверенность в беспристрастности медиатора, это укрепляет их доверие к процедуре в целом.

В последние годы многие медиаторы на Западе выражают серьёзную обеспокоенность по поводу некоторых распространённых тенденций в применении медиации [9]. В первую очередь это относится к проблеме директивности, и именно этот параметр является наиболее обсуждаемым в кругах специалистов по работе с конфликтом. Эта проблема особенно актуальна в работе с судебными спорами. Мишенью для

критики чаще всего является директивная, или оценочная, медиация. Многие специалисты считают, что этот вид работы с конфликтом нельзя считать медиацией, и относят ее к аналогу досудебной конференции [10].

Мастерство медиатора предполагает умение гибко подстраиваться к особенностям ситуаций и специфике сторон в разных сферах применения медиации, выбирать методический инструментарий и свободно владеть техническими возможностями разрешения конфликта между сторонами. Только хорошее знание методического арсенала разных видов медиации позволяет специалистам определять медиабельность случая, готовность работать с ним самому или передать коллеге.

Практика медиации в разных сферах показывает относительность рамок большинства видов классификации медиации. Во многих случаях наиболее продуктивным оказывается эклектический подход. Именно он обеспечивает методическое богатство за счет использования наработок в различных медиационных школах.

Список литературы

1. Кэрролл Э., Мэки К. Международная медиация -искусство деловой дипломатии. М.: МЦУПК, 2012. 262 с.

2. European Mediation Training for Practitioners of Justice. A Guide to European Mediation. Antwerpen, 2012. 188 р.

References

3. Иванова Е.Н., Андреева О.И. Специфика медиации в суде. Опыт петербургских медиаторов. Третейский суд. № 3. 2011. С. 148-157; № 4. 2011. С. 176-185.

4. Bush R., Folger J. The Promise of Mediation. The Transformative Approach to Conflict. Jossey-Bass, 2005.

5. Иванова Е.Н. Разнообразие медиации и ее методическое богатство // Конфликтология XXI века. Пути и средства укрепления мира. СПб., 2014. С. 275-277.

6. De Bernart R. From the Editor // Mediazione Fa-miliare Sistemica. Guigno, 2008/2009. Р. 13-14.

7. Паркинсон Л. Семейная медиация. М.: МЦУПК, 2010.

8. Иванова Е.Н. Динамика директивности при обучении медиации // Вестник СпбГУ. Вып. 6. 2014. С. 80-87.

9. Annis P. Should Mediator Take the Reins? Evaluative Interventions in Mandatory Mediation. URL: www.mediate.com (дата обращения 8.10.2009).

10. Boserup H. Advanced techniques and dilemmas in mediation. URL: www:mediator.d.k./60_advanced. tech-niques.htm (дата обращения 9.03.2010).

11. Foster K. A Study in Mediation Styles. URL: www:mediate.com/articles/fosterK1.cfm (дата обращения 10.10. 2009).

12. Winslade J., Monk G. Practicing Narrative Mediation. Jossey-Bass, 2008.

13. Иванова Е.Н. Тенденции и проблемы современной медиации // Конфликтология. Вып. 1. 2011. С. 146-168.

14. Пель М. Приглашение к медиации. М.: МЦУПК, 2009.

5. Ivanova E.N. Raznoobrazie mediacii i ee metodicheskoe bogatstvo // Konfliktologiya XXI veka.

METHODS OF EFFICIENT MEDIATOR'S WORK IN DIFFERENT SPHERES OF PRACTICE

E.N. Ivanova

The article discusses the diversity of mediation types in different areas of practice and their reflection in the methodological arsenal of mediators. We define the criteria for distinguishing between mediation styles and reveal their relationship with methodological aspects. We also analyze the objectives set by the mediator and the resulting methodological tasks. The opportunities and the importance of the integrated use of methods of related disciplines and different styles of mediation are pointed out.

Keywords: mediation, methodological arsenal, mediator, spheres of practice, effective work, styles, objectives, diversity, opportunity, interdisciplinary.

1. Kehrroll Eh., Mehki K. Mezhdunarodnaya media-ciya - iskusstvo delovoj diplomatii. M.: MCUPK, 2012. 262 s.

2. European Mediation Training for Practitioners of Justice. A Guide to European Mediation. Antwerpen, 2012. 188 р.

3. Ivanova E.N., Andreeva O.I. Specifika mediacii v sude. Opyt peterburgskih mediatorov. Tretejskij sud. № 3. 2011. S. 148-157; № 4. 2011. S. 176-185.

4. Bush R., Folger J. The Promise of Mediation. The Transformative Approach to Conflict. Jossey-Bass, 2005.

Puti i sredstva ukrepleniya mira. SPb., 2014. S. 275-277.

6. De Bernart R. From the Editor // Mediazione Fa-miliare Sistemica. Guigno, 2008/2009. Р. 13-14.

7. Parkinson L. Semejnaya mediaciya. M.: MCUPK, 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Ivanova E.N. Dinamika direktivnosti pri obuche-nii mediacii // Vestnik SpbGU. Vyp. 6. 2014. S. 80-87.

9. Annis P. Should Mediator Take the Reins? Evaluative Interventions in Mandatory Mediation. URL: www.mediate.com (data obrashcheniya 8.10.2009).

10. Boserup H. Advanced techniques and dilemmas in mediation. URL: www.mediator.d.k./60_advanced. tech-niques.htm (data obrashcheniya 9.03.2010).

Memodbi э$$eкmu6нoü paôcmu Meduamopa epa3Hux cfyepax npaKmuKU

61

11. Foster K. A Study in Mediation Styles. URL: www.mediate.com/articles/fosterK1.cfm (data obrash-cheniya 10.10.2009).

12. Winslade J., Monk G. Practicing Narrative Mediation. Jossey-Bass, 2008.

13. Ivanova E.N. Tendencii i problemy sovremennoj mediacii // Konfliktologiya. Vyp. 1. 2011. S. 146-168.

14. Pel' M. Priglashenie k mediacii. M.: MCUPK, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.