Научная статья на тему 'Преодоление парасоциальности: лидеры YouTube как генераторы гражданской журналистики (на примере каналов sobolev и Philip DeFranco)'

Преодоление парасоциальности: лидеры YouTube как генераторы гражданской журналистики (на примере каналов sobolev и Philip DeFranco) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1438
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
YOUTUBE / КОММУНИКАЦИЯ / ПАРАСОЦИАЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ВИДЕОХОСТИНГ / ГРАЖДАНСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Загидуллина Арина Ринатовна

Объектом изучения являются youtube-каналы SOBOLEV и Philip DeFranco. Анализ этих блогов позволяет сделать предположение о том, что помещаемый на них контент можно отнести к гражданской журналистике. В центре внимания автора «ответные» видео, размещаемые в комментариях. Автор статьи исследует факторы воздействия на подписчиков со стороны производителей расследовательского журналистского контента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преодоление парасоциальности: лидеры YouTube как генераторы гражданской журналистики (на примере каналов sobolev и Philip DeFranco)»

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ

УДК 316.472.4

А. Р. Загидуллина

Южно-Уральский государственный университет, Челябинск

ПРЕОДОЛЕНИЕ ПАРАСОЦИАЛЬНОСТИ: ЛИДЕРЫ YOUTUBE КАК ГЕНЕРА ТОРЫ ГРАЖДАНСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ (НА ПРИМЕРЕ КАНАЛОВ SOBOLEV И PHILIP DEFRANCO)

Объектом изучения являются youtube-каналы SOBOLEV и Philip DeFranco. Анализ этих бло-гов позволяет сделать предположение о том, что помещаемый на них контент можно отнести к гражданской журналистике. В центре внимания автора - «ответные» видео, размещаемые в комментариях. Автор статьи исследует факторы воздействия на подписчиков со стороны производителей расследовательского журналистского контента.

Ключевые слова: youtube, коммуникация, парасоциальность, социальные сети, видеохостинг, гражданская журналистика.

В наше время YouTube как никогда популярен и наполнен разнообразными видеоматериалами. Данный видеохостинг является наиболее востребованной площадкой для видеоблогеров (и любого вида самовыражения вообще). Эпоха телевидения ушла, реципиент привык к выбору контента для просмотра вечером, а не смотреть только то, что может предложить конкретный ТВ-канал.

Однако еще в эпоху расцвета теле-СМИ исследователями Д. Хортоном и Р. Волом был введен термин парасоциальности как сопроводительного свойства медиа [13], которое выражается в односторонности коммуникации. Т. е. реципиент меняется, испытывает влияние от медиаперсон, однако в обратную сторону такая коммуникация не работает, «зацикливаясь» на самом реципиенте. Д. Мак-Куайл, Ж. Г. Бумлер и Ж. Р. Браун утверждают, что существуют два элемента, которые необходимы для формирования парасоциальной взаимосвязи: идентификация с медиа-персоной и необходимость коммуникации [18]. Проблема парасоциальности остро встает в свете таких интерактивных ресурсов, как YouTube (и других социальных медиа - Instagram, Facebook, например), где любой пользователь может выложить свой ролик или оставить комментарий. Вопрос парасоциальности в интернет-коммуникациях также рассматривается Н. И. Бадмаевой [1]. YouTube стал объектом исследования Л. Холлебека, который рассматривал две стратегии взаимодействия пользователя с медиконтентом: на основе кликов (участие) или простой просмотр и считывание (потребление) [14]. Помимо этого, YouTube изучали как сайт культурного производства и коммуникации, исследуя ответы зрителей на контент через раздел комментариев [16; 17]. Важно исследование Дж. Джонстона [15] о взаимоотношениях между звездным уровнем, производственными ценностями и участием зрителей в контексте видеороликов о сексуальном образовании, в которых Джонстон обнаружил, что производитель контента выходит за пределы статуса знаменитости, трансформируясь в человека, которому аудитория полностью доверяет.

Видеохостинг поначалу давал возможность для самовыражения любого рода, однако с притоком аудитории возросли и требования к контенту, предоставляемому на канале. Ресурс нельзя отнести к типу развлекательных медиа; все больше появляется каналов образовательной направленности, аналитики самых разных направлений (кинематограф, книги, философия и т. д.). Растет и количество новых аналогов классической журналистики. Мы остановимся на таком информационном сегменте YouTube, как гражданская журналистика (обзор точек зрения на это явление и соответствующей литературы см., например, в исследовании В.В. Кравцова [6]).

Строго говоря, гражданская журналистика не является профессиональной деятельностью. Ей может заниматься любой человек с целью просвещения (в свое время гражданская журналистика возникла как реакция на недостоверность, продажность и умалчивание определенной информации СМИ). В сети Интернет она проявляется повсеместно (например, ресурс WikiLeaks, Wikipedia).

YouTube не стал исключением. Многие блогеры посвящают себя обзору, разбору и анализу последних актуальных новостей и событий. Однако всегда есть риск, что предметом обзора будут становиться наиболее «горячие» темы вкупе с распространенной точкой зрения на проблемную ситуацию (например, канал SOBOLEV получил приток в несколько сот тысяч пользователей после серии видео с разбором инфоповода «изнасилование Дианы Шурыгиной», став самым быстрорастущим каналом в мире).

В рамках нашего исследования мы бы хотели рассмотреть два канала, - отечественный и западный - чьи авторы своей основной деятельностью сделали именно гражданскую журналистику: SOBOLEV и Philip DeFranco, а также породили ответную реакцию среди реципиентов.

Канал SOBOLEV принадлежит его ведущему Николаю Соболеву, российскому видеоблогеру. На данный момент его канал насчитывает 4 323 746 подписчиков, 356 550 885 просмотров и 155 видео. Описание канала: «Авторский блог НИколая Соболева! Всё о трендах интернета и не только. Конструктив и аналитика в деталях!» [20]. Как видно, сам автор не позиционирует себя как журналиста, однако предусматривает аналитику и объективный взгляд на тему.

Канал Philip DeFranco был основан Филипом де Франко в 2006; наданный момент принадлежит дочерней компании Discovery Digital Networks Revision, которая купила все каналы Филипа. На данный момент его канал насчитывает 6 113 367 подписчиков, 2 284 540 810 просмотров и 2243 видео. Описание канала: «A 5 day a week, daily show where I talk about the news and pop culture that matters to me and should matter to you» («5 дней в неделю, ежедневное шоу, где я говорю о новостях и поп-культуре, которые имеют значение для меня и должны иметь для вас». - А. Р) [19]. В отличие от канала Николая Соболева, де Франко сразу начал работать в направлении анализа новостей и событий поп-культуры. 1 мая 2017 года де Франко загрузил видео, в котором сообщалось о планах запуска собственной сети новостей, целью которой является выявление поддельных новостей и расследование наиболее спорных вопросов. В течение 24 часов видео достигло почти двух миллионов просмотров и получило более 16,4 тыс. комментариев, став видеороликом № 1 на вкладке «В тренде».

Как пишет О. В. Красноярова, у гражданской журналистики, основанной на блогосфере и социальных сетях, есть несколько преимуществ перед той же журналистикой, интегрированной в профессиональные СМИ [7]. Во-первых, независимость и свобода. Каждый из ведущих данных каналов высказывает свою точку зрения на вопрос, более или менее объективную.

Филип де Франко тяготеет к жанру журналистского расследования и более рациональному подходу к анализу новостей (неудивительно, что в последнее время все больше американских зрителей доверяют Филипу де Франко больше, чем федеральным каналам). Нередко на канале разбираются не очень известные темы, однако донесение которых до массовой аудитории автор канала считает важным. Филип де Франко стремится к объективности, редко высказывает конкретно свою точку зрения, он скорее выступает в роли самого реципиента (потому зрителям так легко себя с ним ассоциировать) и, соответственно, точку зрения высказывает такую, которую может разделить большая часть аудитории. Его канал также не испытывает никакого давления со стороны властей или любой попытки контроля.

Николай Соболев, как правило, предпочитает рассматривать наиболее резонансные, «горячие» темы (уже приведенный выше пример с изнасилованием Дианы Шурыгиной). Однако для уравновешения контента на канале нередко рассказывает о и неизвестных широкой аудитории новостях. Николай Соболев не стремится к полной объективности (хотя так себя позиционирует), каждый выпуск новостей он подытоживает именно своим мнением.

Во-вторых, О. В. Красноярова полагает, что еще одним из преимуществ такой гражданской журналистики, основанной на блогосфере, является склонность к коммуникативности со стороны реципиента (или интерактивности). YouTube представляется отличной площадкой для интерактива, учитывая постоянную возможность обратной связи в виде комментариев: оба блогера призывают зрителей к обсуждению новостей. Само наличие такой возможности уже указывает на предпосылки преодоления парасоциальности, так как обратная связь блогерами не игнорируется (нередко контент-мейкеры сами обозначаются в комментариях и вступают в дискуссию или отвечают на вопросы), в видео часто присутствуют ссылки на отдельные комментарии, замечания, предложения, критику и пр.

Нам больше интересен феномен ответных видео, которые снимаются уже на готовые ролики блогеров-поставщиков новостей. Это может быть критика или анализ, или небольшая отсылка к последнему видео блогеров.

В случае с Филипом де Франко исследуется его феномен как блогера. На канале Bobby Burns есть видео What Makes The Philip DeFranco Show Special, где автор исследует специфику подачи информации на канале Филипа и показывает зрителям, чем тот уникален. Такое видео важно как фактор повышения аналитического мышления реципиентов, а также тщательного анализа с целью повышения узнаваемости блогера - героя видео.

В случае с Николаем Соболевым известен ряд критических видео, а также ответы на его разборы новостей. Например, на видео ШКОЛЬНИКИ ПОД УГРОЗОЙ / ПОЧЕМУ МОЛЧАТ СМИ? [ВСЯ ПРАВДА] автор канала Ritartha сняла ответное видео Соболев, что ты несешь?! (13 271 просмотр), где раскритиковала мнение блогера по поводу «истинных причин» произошедших случаев стрельбы в российских школах. Противоположный пример - ролик НИКОЛАЙ СОБОЛЕВ ПРАВ - ШКОЛЬНИКИ ПОД УГРОЗОЙ!!! (канал ВООТ !!!, 996 просмотров). Как видно из названия, в этом случае автор поддержал блогера.

Случаи таких ответных видео порождают особенную коммуникативную цепочку, когда коммуникация происходит не между пользователями, а между блогерами (или сам пользователь выходит за рамки пассивного потребителя, становясь участникам дискурса). Тогда высказывание ответного мнения сопровождается не только лайками в комментариях, но и повышением популярности канала.

Напоследок хотелось бы обратить внимание на оформление самого видеоконтента, поскольку важной частью формирования обратной связи является поддержание доверия между контент-мейкером и реципиентом. Несмотря на то что у Филипа есть целая команда людей, которая с ним работает, сам Филип предпочитает снимать свои видео в обычной домашней комнате (см. рис. 1). Такой подход нам кажется оправданным: он увеличивает доверие между зрителем и Филипом. Филип кажется реципиенту ближе и надежнее.

Рис. 1. Пример ролика канала Philip DeFranco

Другая ситуация возникает с каналом Николая Соболева. Ведущий всегда одет в официальный костюм, снимается только в студии на фоне сдержанной кирпичной стены. С одной стороны, Николай Соболев самоироничен, ведь за ним давно закрепился образ человека, склонного к самолюбованию. С другой стороны, так Николай создает образ профессионального человека, уверенного в своих словах. Для реципиента такой образ тоже важен, таким образом к дискуссии приглашаются люди, имеющие свое мнение по серьезным вопросам.

ТРАВЛЯ БЛОГЕРОВ ОТ СМИ 1 КАК СДВИГАЮТ АКЦЕНТЫ? (РАЗОБЛАЧЕНИЕ ФЕЙКОВ1

•и ча rfiTi-.:J«-

л ■

Hwfeif

У

НИКОЛАИ СС

k И 0:02/12:00

Рис. 2. Пример ролика канала Philip DeFranco

Оба блогера понимают, что при создании новостного контента доверие зрителей критически важно. А потому каждый из них по-своему подошел к подсознательному завоеванию доверия.

Таким образом, феномен парасоциальности преодолевается ответным контентом YouTube, формируя целую дискуссию, разворачивающуюся на просторах хостинга при помощи видеороликов. Каждое ответное видео привлекает больше внимания, чем рядовой комментарий, порождая целую цепочку коммуникативных взаимодействий.

Список литературы

1. Бадмаева, Н. И. Интерактивность и парасоциальность интернет-коммуникации [Текст] / Н. И. Бадмаева // Вестник Бурятского государственного университета. - № 10 (2). - 2014. -С.125-128.

2. Боровенков, А. Е. Видеоблогинг: сетевые коммуникации и коммуникативные позиции [Текст] / А. Е. Боровенков // Человек. Культура. Образование. - 2016. - № 1 (19). - С. 17-23.

3. Долгов, М. И. «Новые медиа» и СМИ: сравнение возможности влияния на индивидуальное и общественное сознание (на примере канала видеохостинга Youtube «Анатолий Шарий») [Текст] / М. И. Долгов // Международный научный журнал «Инновационная наука». - № 2. -2016. - С. 172-175.

4. Кожемякин, Е. А. Блоги как средство журналистской коммуникации [Текст] / Е. А. Кожемякин, А. А. Попов // Научные ведомости. Серия Гуманитарные науки. - 2012. - № 6 (125). - Выпуск 13. - С. 148-155.

5. Константюк, В. А. YouTube: желание в медиа и серийность [Текст] / В. А. Константюк // Международный журнал исследований культуры. - № 3. - 2012. - С. 42-51.

6. Кравцов, В. В. Инновационная журналистика и власть в современном медийном пространстве: дисс. ... д-ра филол. наук [Текст] / В. В. Кравцов. М., 2012. - 401 с.

7. Красноярова, О. В. Гражданская журналистика как стимул развития профессиональной журналистики [Текст] / О. В. Красноярова // Вопросы теории и практики журналистики. - 2013. -№ 1.- С. 121-125.

8. НИКОЛАЙ СОБОЛЕВ ПРАВ - ШКОЛЬНИКИ ПОД УГРОЗОЙ!!! [Электронный ресурс] / ВООТ !!! // YouTube. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=QhV1Jk98boc.

9. Соболев, что ты несешь?! [Электронный ресурс] / Ritartha // YouTube. - URL: https://www. youtube.com/watch?v=LoK5leotw7M.

10. Текутьева, И. А. Жанрово-тематическая классификация видеоблогинга [Текст] / И. А. Теку-тьева // Медиасреда. - 2016. - № 11. - С. 107-113.

11. Чернавский, А. С. «Новые медиа» и развитие журналистики цифровой эры [Текст] / А. С. Чернавский // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. - 2015. -№ 5 (37). - С. 18-24.

12. ШКОЛЬНИКИ ПОД УГРОЗОЙ / ПОЧЕМУ МОЛЧАТ СМИ? [ВСЯ ПРАВДА] [Электронный ресурс] / SOBOLEV // YouTube. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=5ZCRzdJ-wmE.

13. Horton, D. Mass Communication and Parasocial Interaction: Observations on Intimacy at a Distance [Электронный ресурс] / D. Horton, R. Wohl // Psychiatry 19: 1956. - URL: http://www. participations.org/volume%203/ issue% 201/3_01_hortonwohl.htm.

14. Hollebeek, L. Exploring customer brand engagement: Definition and themes [Текст] / L. Hollebeek // Journal of strategic Marketing. - 2011. - № 19 (7). - Pp. 555-573.

15. Johnston, J. (2017). Subscribing to sex edutainment: Sex education, online video, and the YouTube star [Текст] / L. Hollebeek // Television and New Media. - № 18. - Pp. 76-92.

16. Lange, P. Commenting on comments: Investigating responses to antagonism on YouTube [Текст] / P. Lange // Paper presented at Society for Applied Anthropology Conference. - Tampa, Florida, 2007.

17. Madden, A. A classification scheme for content analyses of YouTube video comments [Текст] / A. Madden, I. Ruthven, D. McMenemy // Journal of Documentation. - № 69. - 2013. - Pp. 693-714.

18. McQuail, D. The television audience: A revised perspective [Текст] / D. McQuail, J. G. Bumler, J. R. Brown // D. McQuail (Ed.), Sociology of Mass Communication. - London: Longman, 1972. - Pp. 438-454.

19. Philip DeFranco. About [Электронный ресурс] // YouTube. - URL: https://www.youtube.com/ user/sxephil/about.

20. SOBOLEV. About [Электронный ресурс] // YouTube. - URL: https://www.youtube.com/ channel/UCNb2BkmQu3IfQvcaPExHkvQ/about.

21. What Makes The Philip DeFranco Show Special [Электронный ресурс] / Bobby Burns // YouTube. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=INKUrwOI_Jc.

OVERCOMING PARASOCIALITY: THE LEADERS OF YOUTUBE AS GENERATORS OF CITIZEN JOURNALISM

(ON THE EXAMPLE OF THE CHANNELS SOBOLEV AND PHILIP DEFRANCO)

Zagidullina A. R., South Ural State University, Chelyabinsk, arinamka@gmail.com

The object of study are Youtube channels SOBOLEV and Philip DeFranco. The analysis of these blogs allows to make an assumption that the content placed on them can be referred to civil journalism. The focus of the author is "responsive" videos, posted in the comments. The author of the article examines the factors of influence on the subscribers by the producers of investigative journalistic content.

Keywords: Youtube, communication, parasociality, social networks, video hosting, civil journalism.

References

1. Badmaeva, N. I. (2014) Interaktivnost i parasotsialnost internet-kommunikatsii ^Interactivity and parasociality of Internet communication], in: Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta [=Bulletin of Buryat State University], No. 10 (2), pp. 125-128. (In Russ.).

2. Borovenkov, A. E. (2016) Videobloging: setevyie kommunikatsii i kommunikativnyie pozitsii [=Videobloging: network communications and communicative positions], in: Chelovek. Kultura. Obrazovanie [=Man. Culture. Education], No. 1 (19), pp. 17-23. (In Russ.).

3. Dolgov, M. I. (2016) «Novyie media» i SMI: sravnenie vozmozhnosti vliyaniya na individualnoe i obschestvennoe soznanie (na primere kanala videohostinga Youtube «Anatoliy Shariy») [="New Media" and the media: a comparison of capacities at individual and social consciousness (for example, video sharing channel "Julius" Anatoly Shary)], in: Mezhdunarodnyiy nauchnyiy zhurnal «Innovatsionnaya nauka» [=International Journal "Innovative science"], No. 2, pp. 172-175. (In Russ.).

4. Kozhemyakin, E. A. and Popov, A. A. (2012) Blogi kak sredstvo zhurnalistskoy kommunikatsii [=Blogs as a means of journalistic communication], in: Nauchnyie vedomosti. Seriya Gumanitarnyie nauki [=Scientific Gazette. Series Humanities], No. 6 (125), Issue 13, pp. 148-155. (In Russ.).

5. Konstantyuk, V. A. (2012) YouTube: zhelanie v media i seriynost [=YouTube: desire for media and seriality], in: Mezhdunarodnyiy zhurnal issledovaniy kulturyi [=International Journal of Cultural Studies], No. 3, pp. 42-51. (In Russ.).

6. Kravtsov, V. V. Innovatsionnaya zhurnalistika i vlast' v sovremennom mediynom prostranstve [=Innovative journalism and power in the modern media space]: PhD thesis, Moscow, 2012, 401p. (In Russ.).

7. Krasnoyarova, O. V. (2013) Grazhdanskaya zhurnalistika kak stimul razvitiya professionalnoy zhurnalistiki [=Civil journalism as a stimulus for the development of professional journalism], in: Voprosyi teorii i praktiki zhurnalistiki [=Questions of theory and practice of journalism], No. 1, pp. 121-125. (In Russ.).

8. NIKOLAY SOBOLEV PRAV - ShKOLNIKI POD UGROZOY!!! [=NIKOLAI SOBOLEV RIGHTS - SCHOOLCHILDREN UNDER THREAT !!!], available at: https://www.youtube.com/ watch?v=QhV1Jk98boc, accessed 23.03.2018. (In Russ.).

9. Sobolev, chto tyi nesesh?! [=Sobolev, what are you talking about?!], available at: https://www. youtube.com/watch?v=LoK5leotw7M, accessed 23.03.2018. (In Russ.).

10. Tekuteva, I. A. (2016) Zhanrovo-tematicheskaya klassifikatsiya videobloginga [=Genre-thematic classification of video-logging], in: Mediasreda, No. 11, pp. 107-113. (In Russ.).

11. Chernavskiy, A. S. (2015) «Novyie media» i razvitie zhurnalistiki tsifrovoy eryi [="New Media" and the development of journalism digital era], in: Konturyi globalnyih transformatsiy: politika,

ekonomika, pravo [=The contours of global transformations: politics, economics, law], No. 5 (37), pp. 18-24. (In Russ.).

12. ShKOLNIKI POD UGROZOY / POChEMU MOLChAT SMI? [VSYa PRAVDA] [=SCHOOLBOYS UNDER THREATENING / WHY IS THE MEDIA SMOKED? [ALL THE TRUTH]], available at: https://www.youtube.com/watch?v=5ZCRzdJ-wmE, accessed 23.03.2018. (In Russ.).

13. Horton D. and Wohl, R. Mass Communication and Parasocial Interaction: Observations on Intimacy at a Distance, Psychiatry 19: 1956, available at: http://www.participations.org/volume 3/ issue%201/3_01_hortonwohl.htm, accessed 22.03.2018.

14. Hollebeek, L. (2011) Exploring customer brand engagement: Definition and themes, in: Journal of strategic Marketing, No. 19 (7), pp. 555-573.

15. Johnston, J. (2017) Subscribing to sex edutainment: Sex education, online video, and the YouTube star, in: Television and New Media, No. 18, pp. 76-92.

16. Lange, P. (2007, March) Commenting on comments: Investigating responses to antagonism on YouTube, in: Paper presented at Society for Applied Anthropology Conference, Tampa, Florida.

17. Madden, A., Ruthven, I. and McMenemy, D. (2013) A classification scheme for content analyses of YouTube video comments, in: Journal of Documentation, No. 69, pp. 693-714.

18. McQuail, D., Bumler, J. G. and Brown, J. R. (1972) The television audience: A revised perspective, in: D. McQuail (Ed.), Sociology of Mass Communication. London, Longman, pp. 438-454.

19. Philip DeFranco. About, available at: https://www.youtube.com/user/sxephil/about, accessed 23.03.2018.

20. SOBOLEV. About, available at: https://www.youtube.com/channel/ UCNb2BkmQu3IfQVcaPExHkvQ/about, accessed 23.03.2018.

21. What Makes The Philip DeFranco Show Special, available at: https://www.youtube.com/ watch?v=INKUrwOI_Jc, accessed 23.03.2018.

Загидуллина Арина Ринатовна - студент, Южно-Уральский государственный университет, Челябинск.

arinamka@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.