Научная статья на тему 'Преодоление бедности: старый вызов нового времени'

Преодоление бедности: старый вызов нового времени Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
395
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕДНОСТЬ / POVERTY / ПРЕКАРИЗАЦИЯ / ДЕШЕВИЗНА ТРУДА / ДЕПРИВАТИЗАЦИЯ / DEPRIVATIZATION / PRECARISATION / LOW COST OF WORK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковальчук Виктор Иванович, Слепова Владислава Викторовна

В статье рассматривается бедность как феномен, вызванный институциональным несовершенством системы распределения ресурсов, позволяющим концентрировать ресурсы на основе политической, а не социально-экономической целесообразности. Отмечено, что попытка самоустранения государства из процесса распределения ресурсов приводит к росту бедности. На примере стран Европы показано, что повышение эффективности использования экономических основ общества может идти не только через приватизацию, но и через обратный процесс деприватизации. Проведен анализ опыта Китайской Народной Республики по использованию активной государственной политики преодоления бедности. Сформулированы предложения по преодолению бедности в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Overcoming the Poverty: An Old Challenge for the New Times

The article addresses poverty as a phenomenon caused by institutional imperfections of resource distribution system, which allows the concentration of resources on the basis of political, rather than social and economic expediency. It is noted that the attempt by the state to eliminate itself from the process of resource distribution increases the level of poverty. The European example shows that a more effective utilization of the economic bases of the society can be achieved not only through privatization, but also through the opposite process of deprivatization. The authors analyze the experience of the People’s Republic of China in using an active anti-poverty policy. Several proposals on solving the poverty problem in the Russian Federation are brought forward.

Текст научной работы на тему «Преодоление бедности: старый вызов нового времени»

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

Проблемы управления: теория и практика

Ковальчук В.И., Слепова В.В. Преодоление бедности: старый вызов нового времени

Ковальчук Виктор Иванович — магистрант, Ульяновский государственный университет. E-mail: [email protected]

Слепова Владислава Викторовна — кандидат экономических наук, доцент, Институт экономики и бизнеса, Ульяновский государственный университет. E-mail: [email protected]

Аннотация

В статье рассматривается бедность как феномен, вызванный институциональным несовершенством системы распределения ресурсов, позволяющим концентрировать ресурсы на основе политической, а не социально-экономической целесообразности. Отмечено, что попытка самоустранения государства из процесса распределения ресурсов приводит к росту бедности. На примере стран Европы показано, что повышение эффективности использования экономических основ общества может идти не только через приватизацию, но и через обратный процесс деприватизации. Проведен анализ опыта Китайской Народной Республики по использованию активной государственной политики преодоления бедности. Сформулированы предложения по преодолению бедности в Российской Федерации.

Ключевые слова

Бедность, прекаризация, дешевизна труда, деприватизация.

Бедность — это сложный общественный феномен, над искоренением которого в мире бьются уже несколько веков.

Бедность — многогранное явление, включающее в себя невозможность удовлетворить основные биологические и социальные потребности: недостаток образования и профессиональной квалификации, болезни, недоедание, отсутствие жилья, недостаточное обеспечение водой и средствами гигиены, насилие и преступность, недостаток политической свободы и права голоса1.

Бедность целесообразно рассматривать как «побочный эффект» власти в обществе. Формула власти всегда предполагает концентрацию ресурсов и контроля над ресурсами, востребованными в обществе, в руках ограниченного числа субъектов. И если в обществе не выработаны механизмы преодоления тяги к концентрации ресурсов в политических, а не экономических или социальных интересах, то бедность в нем непобедима.

На повестке дня развития Российской Федерации, в основных стратегических документах, определена приоритетная задача сокращения уровня бедности. Решать данную проблему необходимо не столько методами экономического регулирования,

1 Григорович Л. Борьба с бедностью в государствах-членах ЧЭС / Парламентская Ассамблея Черноморского Экономического Сотрудничества. 22-е пленарное заседание Генеральной Ассамблеи. Комитет по культуре, образованию и социальным вопросам. 2003.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

сколько методами серьезных институциональных преобразований, основанных на твердой и последовательной политической воле руководства страны и правящей элиты. Полноценное развитие общества, инновационное развитие производства возможш только при создании условий, когда бедность невыгодна ни политическим элитам, ни крупным финансово-промышленным группам.

В настоящее время во многих странах с переходной экономикой, в том числе и Российской Федерации, бедность рассматривается как фактический элемент инвестиционной привлекательности территорий. В частности, речь идет о так называемой дешевой рабочей силе, или, что еще хуже, дешевой квалифицированной рабочей силе. Дешевизна труда — опасный феномен, который на первых этапах действительно может дать видимый эффект в преодолении бедности через увеличение рабочих мест за счет новых инвестиционных проектов, но, если его вовремя не устранить, приводит к усугублению проблем бедности, «цепной реакции» разрушения институтов, противостоящих развитию бедности, в частности, образования, здравоохранения, культуры, науки. Так называемому «отверточному производству», которое составляет большую долю инвестиционных проектов ориентированных на дешевую рабочую силу, эти институты не нужны, из-за отсутствия интереса к развитию работника, занятого низкоквалифицированным трудом.

Эти тенденции вызывают тревогу и в более благополучной Европе, где экономический кризис вскрыл серьезные пороки ориентации государственной политики на «ответственный» бизнес в вопросах преодоления бедности. Для бизнеса интересы акционеров всегда весомее интересов общества.

Как было отмечено на международной конференции «Бедность и неравенство. Парадоксы демократии», организованной Советом Европы с участием 55 стран, традиционные меры по борьбе с бедностью демонстрируют свою ограниченность, и очевидно, что есть необходимость в обновленных и более прогрессивных стратегиях борьбы с бедностью и неравенством.

Анализ текущей ситуации в Европе показал, что:

- Бедность и неравенство возрастают по всей Европе.

- Обнищание и прекаризация влияют на всё большую часть населения Европы, в том числе и на группы, которые, как до сих пор считалось, не были затронуты бедностью. Подчеркивается появление класса прекариата, характеризующегося нестабильностью трудовых отношений, члены которого имеют доступ к ограниченному кругу прав.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

- Увеличение бедности из-за структурных проблем и политических решений, истоки которых лежат в докризисном периоде.

- Меры жесткой экономии привели к обострению ситуации, превратив кризис в длительную рецессию, затрагивающую всё больше людей? как находящихся уже в состоянии бедности, так и принадлежащих к среднему классу. Это происходит не только за счет демонтажа системы социального обеспечения, но также и за счет увеличения приватизации услуг и ограничения доступа к общественным благам (ресурсам).

- Неравенство дорого обходится обществу. Экономическое неравенство приводит к многочисленным социальным и связанным со здоровьем трудностям, которые в свою очередь увеличивают расходы общества в целом. Безработица, особенно долгосрочная, приводит к серьезным индивидуальным и социальным последствиям в результате социальных факторов изоляции, бедности или нетрудоспособности, которые могут стать серьезной проблемой поколений.

- Социальная защита и политика ее реализации в теперешнем их состоянии могут быть охарактеризованы как слишком ориентированные на оценку уровня нуждаемости. Социальная защита и политика были реструктурированы в сторону оценки средств, выбора целевой группы, избирательности и условности, что не давало людям доступа к правам и приводило к нарушению их основных прав. Узконаправленность, избирательность и обусловленность получения помощи, которые мешают людям получить доступ к правам, и приводит к нарушениям основных прав.

- Политика, проводимая до сих пор, не была в состоянии бороться с бедностью и неравенством. Необходимость перемен и изменений в политике была подчеркнута многими участниками.

- Коллективным институтам и политике социальной солидарности не уделялось должного внимания. Отмечается, что существует необходимость социального диалога, «там, где высокие уровни охвата переговорами (то есть социального диалога), неравенство уменьшается».

- Общественные блага, в том числе ресурсы и услуги, которые необходимы для достойной жизни, в настоящее время приватизированы и превращены в товар, что усиливает изоляцию и поляризацию богатства (например, доступ к воде, образованию, здравоохранению и т. д.)

- Ресурсы, включая человеческие, в настоящее время часто используются неэффективно, в то время как люди страдают от бедности и отсутствия доступа к этим ресурсам.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

По итогам конференции ее участниками были сделаны следующие выводы:

- Права человека универсальны, неделимы и взаимозависимы. Бедность не только нарушает социальные права, но и гражданские, политические, культурные и экономические права.

- Защита от бедности является правом, и борьба с бедностью является юридическим обязательством правительства. Было подчеркнуто, что это право признано Европейской Социальной Хартией (ст. 30) и Хартией основных прав Европейского Союза (ст. 34, п. 3).

- Социальная сплоченность определяется Советом Европы как способность общества обеспечить благосостояние для всех, в том числе будущих поколений через совместную ответственность (или общую социальную ответственность) государственного и частного сектора2.

Проблемы, раскрытые на конференции, и подходы к их решению достаточно близки России, при одном условии: сохранение присутствия государства в экономике в целом и в общественном секторе в частности.

Россия может и должна, при наличии политической воли, использовать один базовый принцип — сохранение и усиление важной роли государства как основного регулятора социально-экономических процессов. Между тем современные тенденции показывают обратное: в последнее десятилетие в России отмечается значительное снижение присутствия государства в экономике и социальной сфере под влиянием так называемых либеральных подходов. Государство фактически самоустранилось от участия в жилищно-коммунальном комплексе, жилищном строительстве и многих других отраслях. Значительное число проблем жизнеобеспечения, требующих государственной политики, перекладывается на плечи местного самоуправления, которое не в состоянии их решать. Уже раздаются предложения использовать в сфере социального обеспечения частный бизнес на условиях аутсорсинга. Планируются заключительные волны приватизации государственного и муниципального имущества, в то время как в Европе набирает обороты процесс деприватизации (передачи в государственную и муниципальную собственность) имущества неэффективных собственников.

Сегодняшняя действительность подсказывает, что ставка на подобную стратегию ведет в тупик, создает благоприятные условия для еще большей концентрации ресурсов, и, как следствие, повышения уровня бедности, ухудшения

2 Материалы конференции «Бедность и неравенство. Парадоксы демократии». Страсбург, 2013.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

предпринимательского климата, дальнейшего разрушения социальных институтов. При усилении этих негативных факторов ухудшается качество жизни человека, и как результат, его исключению из жизни общества, что в итоге ведет к деградации всех общественных институтов. Причем в данном ракурсе бедность становится актуальной проблемой и для богатых. Общая необустроенность мотивирует их к принятию решения об иммиграции с целью обеспечения для себя и своей семьи более комфортных и безопасных условий проживания.

Складывающееся в Российской Федерации положение можно проиллюстрировать динамикой изменения индекса человеческого развития, рассчитываемого в рамках глобального проекта Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН).

В 1990-е годы индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) в России стал падать: в 1995 — 0,644 (56-е место между Тонгой — 0,641 и Перу — 0,644), в 2000

— 0,662 (54-е место, между Ямайкой — 0,665 и Республикой Македонией — 0,660), в 2005 году он превысил уровень 1990 года — 0,693, в 2006 — 0,700, в 2007 — 0,708, в 2008 — 0,715, в 2009 — 0,714.

Россия в рейтинге 2013 года занимает 55-е место в списке из 187 стран с ИЧР 0,788 и находится в середине списка высокоразвитых, по оценке ПРООН, государств. Из стран бывшего СССР, Россию опережают Эстония — 0,835, Литва — 0,810, Латвия

— 0,805 и Белоруссия — 0,793. Основные показатели РФ таковы: средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении — 69,1 лет; средняя продолжительность получения образования — 11,7 лет; валовой национальный доход на душу населения — 14 461 долларов в год. В целом на показатели России негативно влияют социальное неравенство, экологические проблемы, относительно низкий уровень доступности образования и уровень здоровья, а также низкая продолжительность жизни, свойственная скорее неблагополучным странам. Например, по этому показателю Россию уже обогнали такие государства, как Ирак и Бангладеш. Авторы исследования указывают, что в России (и других странах — экспортерах нефти и газа на постсоветском пространстве) делается преимущественный акцент на использование природных ресурсов, а не на диверсификацию экономики, что может серьезно повлиять на устойчивость и стабильность человеческого развития в последующие годы. Следует отметить, что Россия, тем не менее, пока опережает в рейтинге своих «соседей» по

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

БРИКС. Среди крупнейших государств с быстрорастущей экономикой Бразилия занимает в рейтинге 85-е место, Китай — 101-е, а Индия — 136-е3.

Российской Федерации предстоит определить свой путь. Решение этой задачи требует серьезного анализа международного опыта преодоления бедности, особенно опыта стран, решавших эту проблему в условиях смены социально-экономической формации. В этой связи для нас может быть интересен опыт Китайской Народной Республики. Хотя эта страна и занимает 101-е место в рейтинге ИЧР 2013 года, однако темпы, которыми она преодолевает проблемы, а особенно проблемы бедности, заслуживают внимания.

С момента своего создания в 1949 году и до конца 1970-х, КНР прошла череду реформ, которые, однако, не привели к серьезному росту экономики и благосостояния населения. «Культурная революция» и острая внутренняя борьба политических элит только усугубили ситуацию.

К концу 70-х годов ХХ века Китай все еще оставался экономически отсталой аграрной страной, где каждый четвертый житель испытывал нужду, недостаток еды и одежды.

В ходе прошедшей в апреле 2013 года в Вашингтоне весенней сессии Всемирного банка (ВБ) и Международного валютного фонда (МВФ) президент ВБ Джим Ен Ким отметил, что за последние десятки лет Китай являлся одной из главных движущих сил колоссальных успехов в деле глобальной ликвидации бедности, Китай успешно помог 600 млн человек выйти из нищеты4.

Какие же меры были предприняты правительством Китайской Народной Республики, чтобы создать признаваемую во всем мире эффективной государственную политику борьбы с бедностью?

На рубеже 70-х и 80-х годов в трудовой сфере государственная политика Китая была основана на централизованном трудоустройстве городского населения, пожизненном закреплении работников за предприятиями и организациями. Сельское население было прикреплено к земле и не имело права на свободный выбор занятий как внутри, так и вне народной коммуны5.

3 ООН опубликовала индекс человеческого развития в странах мира 2013 года // Экспертно-аналитический портал «Центр гуманитарных технологий». URL: http://gtmarketru/news/2013/03/14/5622 (13.01.2014).

4 Президент ВБ: необходимо увеличить усилия для реализации целей по ликвидации бедности // Информационное агентство «Синьхуа». 20.04.2013. URL: http://russian.cri.cn/841/2013/04/20/1s465480.htm (13.01.2014).

5 Ли Цзи Шен, Казаринова О.В. Экономические реформы в Китае. М., 2002.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

Недопустимо низкий уровень жизни населения и необходимость реформ уже

признавались и руководством КНР6. Стала очевидной необходимость пересмотра

принципа административно-командного управления экономикой и внедрения

рыночных механизмов регулирования.

Лидер КНР Дэн Сяопин в 1982 году рассуждал: «...на протяжении нескольких

десятилетий мы совершали революцию, более 30 лет строили социализм и теперь, в

1978 году, среднемесячная зарплата рабочего составляет лишь 40-50 юаней (5-7

долларов США), а значительное число сельских районов по-прежнему пребывает в

бедственном положении»7. Коренные изменения были заложены на III пленуме

Центрального Комитета (ЦК) Коммунистической партии Китая (КПК) 11-го созыва,

состоявшемся в Пекине в декабре 1978 года.

Смысл новых реформ сводился к двум требованиям: оживлению национальной

экономики путем применения рыночных механизмов управления в экономике, с одной

стороны, и сохранению государственного планирования и регулирования в качестве

гаранта социалистических завоеваний — с другой8.

Начавшись в конце 1978 года, реформа получила поддержку и развитие по

итогам XII съезда КПК в 1982 году и укрепила свои позиции в результате решений

XIV съезда в 1992 году9.

Изменения в деревне

В стране были распущены народные коммуны (аналог советских колхозов), на смену которым пришел семейный подряд и единая коллективная собственность на средства производства, в том числе и землю, которую государство разрешило передавать крестьянам по наследству без права купли-продажи. Была изменена система обязательных государственных заготовок по большинству видов сельскохозяйственной продукции, объемы обязательных поставок снижены, а закупочные цены повышены, продукцию, произведенную сверх плана, разрешено было продавать по договорным ценам.

Реформа оживила аграрный сектор, способствовала появлению специализации. На селе появились предприятия, созданные по инициативе крестьян, — поселково-

6 Коммюнике III пленума ЦК КПК 11-го созыва. 22.12.1978 // Экономическая реформа в КНР. Преобразования в деревне, 1978-1988: Документы. М., 1993.

7 Цит. по: БарышевА.П. КНР: стратегия социализма (исторический опыт и особенности современного этапа). М., 2004.

8 Барышев А.П. Указ. соч.

9 Чжоу Синьчэн. Экономическая реформа в Китае: достижения и задачи // Проблемы теории и практики управления. 1997. № 2.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

волостные. Они дали новые рабочие места, способствовали повышению жизненного уровня крестьян, модернизации сельскохозяйственного производства.

На 3-м пленуме ЦК КПК 12-го созыва в 1984 году была выдвинута концепция плановой товарной экономики, которая опровергала общепринятое представление о несовместимости плановой и рыночной экономик.

Изменения в городе

В соответствии с принципом отделения права хозяйствования от права собственности был отобран ряд предприятий, которым предоставили большую свободу действий. Предполагалось, что они должны постепенно стать самостоятельными субъектами экономики, и, минуя государственный заказ, выходить на рынок со своей продукцией. Для таких предприятий был введен налог на прибыль, который заменил собой сдачу в казну части прибыли, на новоявленных предпринимателей была возложена ответственность за результат работы на основе подряда, а система планирования и ценообразования была переориентирована на рыночные принципы.

Поначалу реформы промышленного сектора не были направлены на приватизацию предприятий. Основными целями являлись:

- снять с предприятий излишний государственный контроль, «разбудить» инициативу, способствовать созданию эффективных собственников;

- разделить регулирующую функцию государства и хозяйственную функцию предприятий;

- ограничить бюджетные инвестиции и заставить предприятия работать по принципу самоокупаемости.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Позднее китайское руководство всё же пришло к решению акционировать государственные предприятия и применить в них модели управления, заимствованные у транснациональных корпораций.

К 1997 году более трети из 14 тысяч крупных и средних предприятий и до 70% мелких предприятий были преобразованы в акционерные общества. Несмотря на 100% государственное участие, фактически была начата приватизация промышленного сектора.

Ценовая политика

В 1978 году государство жестко регулировало цены на 97% всех товаров в розничной продаже. К 1991 году удельный вес таких товаров в торговле снизился до 21%. К настоящему моменту цена на 95% потребительских и 85% промышленных товаров определяются рынком. Цены на товары повседневного спроса, коммунальные

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

городские услуги и ключевые продукты (энергию, уголь, сталь, цемент и др.) до сих пор регулируются государством10.

Изменения в налоговой и бюджетной политике

До начала реформ вся прибыль государственных предприятий и все доходы регионов поступали в бюджет центрального правительства. С 1979 года часть прибыли предприятий стали оставлять на местах. С 1980 года эти меры коснулись и части собираемых на территориях налогов, что способствовало децентрализации экономики и развитию хозяйственной самостоятельности регионов.

В 1994 году был принят ряд мер, в результате которых сформировались современные налоговая и бюджетная системы КНР.

С 1983 года были прекращены государственные инвестиции, и значительно, а в период с 1993 по 1996 годы — вдвое сокращены бюджетные субсидии.

Возрождение частной инициативы

В сфере торговли, услуг и легкой промышленности с 1979 года разрешили создание малых частных компаний. Сейчас частные компании действуют в химическом, машиностроительном и электронном производстве. С 1978 по 1998 годы доля частного сектора в ВВП выросла с 0,9% до 25%.

В 1999 году приняты поправки к конституции КНР — о признании частного сектора важной частью «социалистической рыночной экономики» и защите государством законных интересов и прав частных предприятий.

В результате реформ Китай демонстрирует бурное развитие. Рост производства, создание миллионов рабочих мест, появление возможностей работать и зарабатывать стали основным двигателем решения социальных проблем.

В период с 1979 по 1998 годы внутренний валовый продукт рос в среднем на 9,7% ежегодно, средний темп прироста среднедушевого ВВП составил 8,3% в год. Средний темп прироста промышленного производства за 1979-1998 годы составил 14,6%.

Среднедушевые доходы в распоряжении городского населения выросли в 3,3 раза (прирост 6,1% в год), сельского населения ещ е выше — в 4,6 раза (8% в год). Личные накопления населения в реальном исчислении увеличились в 68 раз (прирост 25,3% в год), а их размер по отношению к ВВП за 20 лет вырос с 5,6% до 67,1% в 1998 году.

Внешнеторговый оборот возрос с 18,6 млрд долларов США в 1978 году до 324 млрд долларов США в 1998 году, или в 17,4 раза. Золотовалютные резервы

10 Реформы и перспективы экономики Китая / Фонд экономических исследований «Центр развития», Институт НИУ ВШЭ. М., 2000. URL: http://www.dcenter.ru/pdf/2007/owe chin 2000.pdf (13.01.2014).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

выросли за тот же период c 840 млн долларов США в 1979 году до 145 млрд долларов США по данным на конец 1998 года (173-кратный рост).

Три последних десятилетия (1978-2005) экономика Китая росла со средней скоростью 9,8% в год, обгоняя по этому показателю и остальные азиатские экономики, увеличивающиеся в среднем на 6-7% в год, и страны ОЭСР (2,73%), и мировую экономику в целом (3%). Ускоренное развитие позволило Китаю подняться с 11 места по размеру ВВП в 1990 году на четвертое — в 2006. Еще сильнее впечатляют показатели по ВВП на душу населения. По данным Всемирного банка, если в 1994 году Китай отставал по этому показателю от США в 48,8 раз, то к 2005 году разрыв удалось сократить до 25 раз (по официальному обменному курсу), и с 10 до 6 раз — по паритету покупательной способности (ППС)11.

Однако реформы, несмотря на несомненный успех, принесли рост благосостояния далеко не всем жителям Китая. Центральный и Западный Китай, занимающие 89% территории, где проживает 64% населения страны, в силу природных и географических особенностей, отсутствия ресурсов, оказались в худшей ситуации.

Еще в самом начале реформ Дэн Сяопин выдвинул идею: «Пусть сначала обогатится часть людей, часть районов, чтобы повести весь народ к всеобщему изобилию»12.

Мощным источником расслоения общества на бедных и богатых стало развитие многоукладности экономики. На частных и индивидуальных предприятиях средняя заработная плата к концу 1997 года примерно в 1,5 раза выше, чем на государственных. В Пекине заработная плата на иностранных предприятиях в 2,8 раза выше, чем средняя заработная плата. Потребовались дополнительные меры.

В 2001 году было проведено рабочее совещание ЦК КПК, на котором были приняты «Основные положения национальной программы по преодолению бедности в сельских районах на 2001-2010 годы». Общий объем финансирования из бюджетов центрального и местных правительств, выделяемого на ликвидацию бедности, составлял 12,75 млрд юаней.

Основными объектами оказания помощи стали 592 уезда, расположенных в труднодоступных горах, среди пустынь и засушливых лессовых плато, где проживало 72% беднейшего крестьянства.

11 Экспертный сайт Высшей школы экономики «ОПЕК.ги». URL: http://www.opec.ru/1303650.html (13.01.2014).

12 Цит. по: НаумовИ.Н. Экономическая реформа в Китае: нарастание социальных проблем // Проблемы Дальнего Востока. 1999. № 1. С. 78-86.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

В этих районах государством были созданы 100 образцово-показательных животноводческих ферм и 1000 поселково-волостных предприятий. Задачами программы были возможности каждой семьи вести подсобное хозяйство и продавать овощи и фрукты, выращенные своими руками. Крестьянам предоставляли рабочие места в местной промышленности и давали возможность заниматься дополнительным промыслом. Эти задачи на сегодняшний день во многом решены.

В 2006 году повсеместно и полностью отменен сельскохозяйственный налог, который составлял примерно 300 юаней (37 долларов) в год, что в некоторых крестьянских семьях превышало 10% процентов от годового дохода. Отмена сельскохозяйственного налога призвана сократить разрыв в доходах жителей города и деревни, и в значительной степени она повлияла на повышение благосостояния крестьян.

Согласно обнародованному правительственному докладу, за последнее десятилетие КНР удалось в разы сократить количество нуждающихся жителей на селе: с 94,22 млн человек в 2000 году до 26,88 млн в 2010, при этом их доля снизилась с 10,2% до 2,8%. Если в 2000 году под категорию нуждающихся попадали граждане с доходами ниже 865 юаней на человека в год, то в 2010 году данная норма составила 1 274 юаня, причем не исключена возможность ее дальнейшего повышения13.

29 ноября 2011 года в Пекине прошло рабочее совещание ЦК КПК по вопросам ликвидации бедности. Принято решение о принятии новых государственных норм, в соответствии с которыми среднедушевой доход китайских крестьян должен повыситься с 1 274 до 2 300 юаней. Новые нормы на 92% превысят показатель 2009 года.

Государственная программа ликвидации бедности постоянно совершенствуется. Суммарный объем ее финансирования за 10 лет составил 204,03 млрд юаней. За этот же период средний рост доходов аграриев 592 уездов превысил средний показатель по стране.

Советник Госсовета КНР, замдиректора фонда по ликвидации бедности «Ючэн» Тан Минь в 2011 году сделал заявление о решимости китайского правительства преодолеть бедность в стране: «В Китае насчитывается 14 районов, где компактно проживают бедные крестьяне. Преодолеть бедность в этих районах — важная задача страны за предстоящие 10 лет. Это первое. Второе: бедность не только заключается в низких доходах, многие нуждающиеся страдают и от тех или иных заболеваний, им не хватает денег на оплату учебы детей и уход за пожилыми. Поэтому в

13 Китай готовит планы борьбы с бедностью в сельских районах на следующее десятилетие // Газета «Жэньминь Жибао» он-лайн. 30.11.2011. URL: http://russian.people.com.cn/31516/7660618.html (13.01.2014).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

планы по преодолению бедности необходимо включать строительство дорог, создание больниц, укрепление системы социальной поддержки пожилых. Тогда это будет полноценная комплексная работа»14.

Еще одна мера, направленная на повышение благосостояния народа, — ликвидация бездорожья. Фактическое отсутствие дорог между Западным и Юго-Западным Китаем долгое время было серь езным препятствием для развития товарного производства.

Только в Синьцзяне за последние годы было построено 6 новых железных дорог, начато строительство еще 9. В 2006 году было завершено сооружение уникальной по своим характеристикам высокогорной железной дороги, связавшей столицу Тибета Лхасу и провинцию Цинхай. Ее протяженность 1 142 км. В Западном и Юго-Западном Китае строятся современные скоростные автобаны и автомобильные дороги местного значения. Такие меры способствовали как общему развитию территорий, так и мобильности трудоспособного населения и оживлению рынка труда.

Параллельно правительство Китайской Народной Республики проводит целенаправленную политику по включению гражданского общества в вопросы повышения уровня благосостояния в стране. Организация Объединенных Наций высоко оценила проект «Надежда», который стартовал в КНР в 1989 году. Эта благотворительная программа предназначена финансировать образование нуждающихся сельских детей за счет добровольных пожертвований. На этот призыв откликнулись более ста миллионов горожан, тысячи трудовых коллективов, сотни иностранных предпринимателей, ведущих дела в Китае. Проект «Надежда» вернул за парты полтора миллиона крестьянских детей, позволил открыть в бедных уездах две с половиной тысячи новых школ и столько же отремонтировать, оказать материальную помощь энтузиастам-учителям, добровольно отправившимся в глубинку.

Успех проекта «Надежда» обеспечивается исключительно адресной поддержкой. Каждый жертвователь всегда точно знает, кому он помог. Пожертвовав всего 50 долларов, можно вернуть за парту подростка из бедной семьи, если в деревне нет начальной школы, а родители не в состоянии оплатить интернат. 600 долларов достаточно, чтобы год содержать учителя или укомплектовать библиотечку в сельской школе. Многие транснациональные корпорации, ведущие дела в Китае, такие как «Кока-

14 В Китае установлены новые государственные нормы по работе ликвидации бедности // Международное радио Китая. 30.11.2011. URL: http://russian.cri.cn/841/2011/11/30/1s406258.htm (13.01.2014).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

кола» или «Макдоналдс», предоставили проекту «Надежда» деньги на строительство нескольких сельских школ (для каждой из них требовалось по 25 000 долларов).

Проект «Надежда» не только дает экономический эффект, но и имеет несомненную морально-политическую ценность. Он помогает возродить дух социальной солидарности, который сплачивал китайское общество в годы первой пятилетки, но потускнел в условиях рыночных отношений15.

Подобное сотрудничество осуществляется и в рамках другой программы: богатые приморские провинции помогают бедным районам Северного, Западного и Юго-Западного Китая. Например, Пекин помогает автономному району Внутренняя Монголия, провинция Шаньдун — Синьцзяну, Шанхай — провинции Юньнань. Это сотрудничество эффективно. Например, в его рамках только из сельских районов Западного Китая на заработки на восток страны выехали более полумиллиона человек.

«Китайский народ, которому когда-то не хватало самого необходимого, в настоящее время живет в условиях относительного процветания» — говорится в докладе рабочей группы по универсальному периодическому обзору Совета по правам человека Генеральной Ассамблеи ООН16. Как сообщается в докладе, численность населения, испытывающего крайнюю нужду, снизилось с 1978 по 2007 годы в 7 раз.

По информации Национального бюро статистики Китая, месячный доход городского жителя в первом полугодии 2012 года вырос на 13,3% по сравнению с тем же периодом прошлого года, для сельских рабочих уже на 16,1%, а для сельских жителей, приезжающих на сезонный заработок — на 14,9%. При этом средний семейный доход городских жителей составил 13 679 юаней, что соответствует почти 70 тыс. руб. (2 144 долларов), сельских — 4 303 юаня, или 22 тыс. руб. (675 долларов), сезонных рабочих — 2 200 юаней, или 11 230 руб. (345 долларов).

При сохранении таких темпов зарплаты в частном секторе к 2013 году удвоятся относительно уровня 2011 года и утроятся к 2017 году17.

В 2012 году чистый годовой доход из расчета на душу населения в сельских домашних хозяйствах составил 7 917 юаней, увеличившись на 13,5%, реальный рост на 10,7% по сравнению с предыдущим годом. Средний доход на душу населения сельских домохозяйств составил 7 019 юаней, увеличившись на 13,3%. Годовой доход на душу

15 Овчинников В. Проект «Надежда». В Китае борьба с нищетой стала генератором роста // Российская газета. 02.03.2004. № 3418. URL: http://www.rg.ru/2004/03/02/kitai.html (13.01.2014).

16 Доклад по Китаю рабочей группы по универсальному периодическому обзору Совета по правам человека Генеральной Ассамблеи ООН. Женева, 2009.

17 Мереминская Е. Дешевые силы покидают Китай: Зарплаты в Китае утроятся за шесть лет // Газета.ги. 16.07.2012. URL: http://www.gazeta.ru/financial/2012/07/16/4681753.shtml (13.01.2014).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

населения в городских домашних хозяйствах составил 24 565 юаней, увеличившись на 12,6%. Доля расходов на питание в общих расходах домохозяйств составила 39,3% для сельских домохозяйств и 36,2% для городских домохозяйств.

В 2012 году порог бедности в сельской местности составил чистый годовой доход на душу населения ниже 2 300 юаней (в постоянных ценах 2010 года), число жителей села, живущих ниже уровня бедности, составило на конец 2012 года 98 990 000 человек, или на 23 390 000 меньше, чем в конце 2011 года18.

Опыт Китайской Народной Республики, а также современные тенденции в преодолении бедности в странах Европейского союза позволяют нам сформулировать следующие предложения по преодолению бедности в Российской Федерации в рамках комплексной государственной политики:

- провести в разрезе муниципальных образований оценку реального состояния бедности и выявить факторы, которые провоцируют развитие среды, формирующей бедность. В настоящее время в России проводится только оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления (Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 года № 607) и органов государственной власти в субъектах РФ (ранее — Указ Президента РФ от 28 июня 2007 года № 825, с 2012 года — Указ Президента РФ № 1199), что по своей сути оценивает процесс, но не оценивает реальные результаты. Более того, сама процедура оценки носит не столько экономический и хозяйственный, сколько политический характер, что влияет на качество и точность оценки;

- приостановить приватизацию объектов государственной и муниципальной собственности и создать необходимые правовые условия для возвращения приватизированных объектов государственной и муниципальной собственности от неэффективных собственников;

- на федеральном уровне принять государственную программу строительства муниципального жилья и развития рынка арендного жилья эконом-класса с целью решения жилищных проблем населения и усиления экономических основ муниципалитетов;

- пересмотреть механизмы межбюджетных отношений с целью повышения качества жизни населения в муниципальных образованиях, особенно в сельских муниципальных образованиях;

18 Статистическое коммюнике Китайской Народной Республики на 2012 год // Национальное бюро статистики Китая. 2013. URL: http://www.stats.gov.cn (13.01.2014).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

- «вернуть» государство в социальную сферу, отказавшись от «либерализации» социальных отраслей: образования, здравоохранения и культуры. Повысить эффективность управления в этих отраслях мерами инвестиций в развитие кадров, развитие материально-технического обеспечения и модернизацию инфраструктуры;

- активно включать общественность в вопросы повышения благополучия и комфорта жизни на уровне муниципалитетов, в том числе с опорой на систему территориального общественного самоуправления;

- на законодательном уровне утвердить современную систему социальных стандартов обеспечения благополучия населения, в том числе нормирование труда, в качестве основы планирования социально-экономического развития территорий.

Список литературы:

1. БарышевА.П. КНР: стратегия социализма (исторический опыт и особенности современного этапа). М., 2004.

2. В Китае установлены новые государственные нормы по работе ликвидации бедности // Международное радио Китая. 30.11.2011. ИКЬ: http://russian.cri.cn/841/2011/ 11/30/Ь406258.ЬШ (13.01.2014).

3. Григорович Л. Борьба с бедностью в государствах-членах ЧЭС / Парламентская Ассамблея Черноморского Экономического Сотрудничества. 22-е пленарное заседание Генеральной Ассамблеи. Комитет по культуре, образованию и социальным вопросам. 2003.

4. Доклад по Китаю рабочей группы по универсальному периодическому обзору Совета по правам человека Генеральной Ассамблеи ООН. Женева, 2009.

5. Дяо Сюхуа. Развитие и перспективы экономики Китая в контексте глобализации // Вестник МГУ. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2012. № 4. С. 47-54.

6. Дяо Сюхуа, Юдина Т.Н. Особенности китайского экономического стратегирования в условиях глобализации, инноватизации и неодирижизма // Государственное управление в XXI веке: повестка дня российской власти: Материалы 10-й Международной научной конференции факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова, 29-31 мая 2012 г. М, 2013. Ч. 2. С. 173-181.

7. Китай готовит планы борьбы с бедностью в сельских районах на следующее десятилетие // Газета «Жэньминь Жибао» он-лайн. 30.11.2011. ЦКЬ: http://russian.people.com.cn/31516/7660618.html (13.01.2014).

8. Ли Цзи Шен, Казаринова О.В. Экономические реформы в Китае. М., 2002.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

9. Материалы конференции «Бедность и неравенство. Парадоксы демократии». Страсбург, 2013.

10. Мереминская Е. Дешевые силы покидают Китай. Зарплаты в Китае утроятся за шесть лет // Газета.т. 16.07.2012. URL: http://www.gazeta.ru/financial/2012/07/16/468175 3.shtml (13.01.2014).

11. Наумов И.Н. Экономическая реформа в Китае: нарастание социальных проблем // Проблемы Дальнего Востока. 1999. № 1. С. 78-86.

12. Овчинников В. Проект «Надежда». В Китае борьба с нищетой стала генератором роста // Российская газета. 2004. № 3418. URL: http://www.rg.ru/2004/03/02/kitai.html (13.01.2014).

13. ООН опубликовала индекс человеческого развития в странах мира 2013 года // Экспертно-аналитический портал «Центр гуманитарных технологий». URL: http://gtmarket.ru/news/2013/03/14/5622 (13.01.2014).

14. Президент ВБ: необходимо увеличить усилия для реализации целей по ликвидации бедности // Информационное агентство «Синьхуа». 20.04.2013. URL: http://russian.cri.cn/841/2013/04/20/1s465480.htm (13.01.2014).

15. Реформы и перспективы экономики Китая / Фонд экономических исследований «Центр развития», Институт НИУ ВШЭ. М., 2000. URL: http://www.dcenter.ru/pdf/2007/ owe_chin_2000.pdf (13.01.2014).

16. СелищевА.С., СелищевН.А. Китайская экономика в XXI веке. СПб, 2004.

17. Статистическое коммюнике Китайской Народной Республики на 2012 год // Национальное бюро статистики Китая. 2013. URL: http://www.stats.gov.cn (13.01.2014).

18. Чжоу Синьчэн. Экономическая реформа в Китае: достижения и задачи // Проблемы теории и практики управления. 1997. № 2.

19. Экономическая реформа в КНР. Преобразования в деревне, 1978-1988: Документы. М., 1993.

20. Экспертный сайт Высшей школы экономики «ОПЕК.т». URL: http://www.opec.ru/1303650.html (13.01.2014).

21. Юдина Т.Н., Арутюнов Г.Б. Конфуцианство как философия хозяйства и эволюция китайской экономической мысли в ходе модернизации (конец 1970-х гг. — по настоящее время) // Философия хозяйства. 2011. № 5. С. 51-64.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kovalchuk V., Slepova V.

Overcoming the Poverty: An Old Challenge for the New Times

Kovalchuk, Victor — master's student, Ulyanovsk State University. E-mail: [email protected]

Slepova, Vladislava — Ph.D., Associate Professor, Institute of Economics and Business, Ulyanovsk State University. E-mail: [email protected]

Annotation

The article addresses poverty as a phenomenon caused by institutional imperfections of resource distribution system, which allows the concentration of resources on the basis of political, rather than social and economic expediency. It is noted that the attempt by the state to eliminate itself from the process of resource distribution increases the level of poverty. The European example shows that a more effective utilization of the economic bases of the society can be achieved not only through privatization, but also through the opposite process of deprivatization. The authors analyze the experience of the People's Republic of China in using an active anti-poverty policy. Several proposals on solving the poverty problem in the Russian Federation are brought forward.

Key words

Poverty, precarisation, low cost of work, deprivatization.

References:

1. Baryshev A.P. KNR: strategija socializma (istoricheskij opyt i osobennosti sovremennogo jetapa). Moscow, 2004.

2. V Kitae ustanovleny novye gosudarstvennye normy po rabote likvidacii bednosti. Mezhdunarodnoe radio Kitaja. 30.11.2011. URL: http://russian.cri.cn/841/2011/11/30/1s406258.htm (13.01.2014).

3. Grigorovich L. Bor'ba s bednost'ju v gosudarstvah-chlenah ChJeS / Parlamentskaja Assambleja Chernomorskogo Jekonomicheskogo Sotrudnichestva. 22-e plenarnoe zasedanie General'noj Assamblei. Komitet po kul'ture, obrazovaniju i social'nym voprosam. 2003.

4. Doklad po Kitaju rabochej gruppy po universal'nomu periodicheskomu obzoru Soveta po pravam cheloveka General'noj Assamblei OON. Zheneva, 2009.

5. Djao Sjuhua. Razvitie i perspektivy jekonomiki Kitaja v kontekste globalizacii. Vestnik MGU. Ser. 21. Upravlenie (gosudarstvo i obshhestvo), 2012, 4, pp. 47-54.

6. Djao Sjuhua, Judina T.N. Osobennosti kitajskogo jekonomicheskogo strategirovanija v uslovijah globalizacii, innovatizacii i neodirizhizma. Gosudarstvennoe upravlenie v XXI veke: povestka dnja rossijskoj vlasti: Materialy 10-j Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii fakul'teta gosudarstvennogo upravlenija MGU imeni M.V. Lomonosova, 29-31 maja 2012 g. Moscow, 2013. Ch. 2, pp. 173-181.

7. Kitaj gotovit plany bor'by s bednost'ju v sel'skih rajonah na sledujushhee desjatiletie. Gazeta «Zhjen 'min' Zhibao» on-lajn. 30.11.2011. URL: http://russian.people.com.cn/31516/7660618.html (13.01.2014).

8. Li Czi Shen, Kazarinova O.V. Jekonomicheskie reformy v Kitae. Moscow, 2002.

9. Materialy konferencii «Bednost' i neravenstvo. Paradoksy demokratii». Strasburg, 2013.

10. Mereminskaja E. Deshevye sily pokidajut Kitaj. Zarplaty v Kitae utrojatsja za shest' let. Gazeta.ru. 16.07.2012. URL: http://www.gazeta.ru/financial/2012/07/16/4681753.shtml (13.01.2014).

11. Naumov I.N. Jekonomicheskaja reforma v Kitae: narastanie social'nyh problem. Problemy Dal'nego Vostoka, 1999, 1, pp. 78-86.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

12. Ovchinnikov V. Proekt «Nadezhda». V Kitae bor'ba s nishhetoj stala generatorom rosta. Rossijskaja gazeta, 2004, 3418. URL: http://www.rg.ru/2004/03/02/kitai.html (13.01.2014).

13. OON opublikovala indeks chelovecheskogo razvitija v stranah mira 2013 goda. Jekspertno-analiticheskij portal «Centr gumanitarnyh tehnologij». URL: http://gtmarket.ru/news/2013/03/14/5622 (13.01.2014).

14. Prezident VB: neobhodimo uvelichit' usilija dlja realizacii celej po likvidacii bednosti. Informacionnoe agentstvo «Sin 'hua». 20.04.2013. URL: http://russian.cri.cn/841/2013/04/20/1s465480.htm (13.01.2014).

15. Reformy i perspektivy jekonomiki Kitaja / Fond jekonomicheskih issledovanij «Centr razvitija», Institut NIU VShJe. Moscow, 2000. URL: http://www.dcenter.ru/pdf/2007/owe_chin_2000.pdf (13.01.2014).

16. Selishhev A.S., Selishhev N.A. Kitajskaja jekonomika vXXIveke. St.Petersburg, 2004.

17. Statisticheskoe kommjunike Kitajskoj Narodnoj Respubliki Kitaja na 2012 god. Nacional 'noe bjuro statistiki Kitaja. 2013. URL: http://www.stats.gov.cn (13.01.2014).

18. Chzhou Sin'chjen. Jekonomicheskaja reforma v Kitae: dostizhenija i zadachi. Problemy teorii i praktiki upravlenija, 1997, 2.

19. Jekonomicheskaja reforma v KNR. Preobrazovanija v derevne, 1978-1988: Dokumenty. Moscow, 1993.

20. Jekspertnyj sajt Vysshej shkoly jekonomiki «OPEC.ru». URL: http://www.opec.ru/1303650.html (13.01.2014).

21. Judina T.N., Arutjunov G.B. Konfucianstvo kak filosofija hozjajstva i jevoljucija kitajskoj jekonomicheskoj mysli v hode modernizacii (konec 1970-h gg. — po nastojashhee vremja). Filosofija hozjajstva, 2011, 5, pp. 51-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.