Научная статья на тему 'Преобразования в системе управления на Кубани в рамках проведения административных реформ в кавказском крае (последняя четверть XIX-начало XX вв. )'

Преобразования в системе управления на Кубани в рамках проведения административных реформ в кавказском крае (последняя четверть XIX-начало XX вв. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1538
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / SYSTEM OF ADMINISTRATION / АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА / ADMINISTRATIVE REFORM / КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО / COSSACK ARMY / КУБАНЬ / KUBAN REGION / КАВКАЗСКИЙ КРАЙ / CAUCASUS REGION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Паршина Наталья Викторовна

В статье рассматриваются особенности преобразований в системе управления на Кубани, проводившиеся в рамках административных реформ в Кавказском крае в последней четверти XIX начале XX вв. На примере Кубанского казачьего войска исследуется эволюция казачьих органов управления в Российской империи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reformation in the system of administration of the Kuban region in the framework of the administrative reform in the Caucasus region (last quarter of XIX-beginning of XX centuries)

The article discusses the features of reformation in the system of administration in the Kuban region, carried out in the framework of the administrative reform in the Caucasus region in the last quarter of the XIX early XX centuries. On the example of the Kuban Cossack Army there is investigated the evolution of the Cossack authorities in the Russian Empire.

Текст научной работы на тему «Преобразования в системе управления на Кубани в рамках проведения административных реформ в кавказском крае (последняя четверть XIX-начало XX вв. )»

Паршина Н.В.

ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ НА КУБАНИ В РАМКАХ ПРОВЕДЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕФОРМ В КАВКАЗСКОМ КРАЕ

(последняя четверть xix-начало XX ВВ.)

История Российского государства представляет собой бесконечную цепь реформ в области управления.

При этом совершенствование системы руководства национальными окраинами Российской империи всегда представляло собой одну из приоритетных задач царской политики, направленной на становление российской государственности и укрепления авторитета самодержавия.

Одной из таких окраин в Российской империи являлся Кавказский край - важнейший стратегический, экономический и политический регион Юга России, в пределах которого было расположено Кубанское казачье войско.

С учетом того, что в дореволюционный период существовали специальные казачьи органы власти, встроенные в систему учреждений государственного управления, административно-территориальные преобразования в Кавказском крае в последней четверти XIX-начале XX вв. были осуществлены в неразрывной взаимосвязи с реформированием системы управления Кубанским казачьим войском.

В настоящее время казачество как форма самоорганизации граждан Российской Федерации, является составной частью гражданского общества нашей страны. Поэтому деятельность государства направлена на совершенствование системы взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений с российским казачеством для формирования эффективных механизмов общественно-государственного партнерства с целью развития гражданского общества и правового государства.

В этой связи, особую актуальность приобретает обращение к историческому опыту эволюции казачьих органов управления в Российской империи на примере Кубанского казачьего войска, что позволит оценить направления и цели политики государства в отношении этой группы населения в области управления.

Начало административно-территориальных преобразований последней четверти XIX в. в кавказском регионе было положено упразднением в 1882 г. должности Наместника Кавказского и принятием в 1883 г. «Учреждения управления Кавказского края». Согласно «Учреждению...» 1883 г., территория Северного Кавказа, где с момента своего образования в 1860 г. располагалось Кубанское казачье войско, была включена в новую административную единицу на Юге России - Кавказский край.

Так, согласно «Учреждению.» в территориальном отношении Кавказский край включал: Северный Кавказ (Ставропольская губерния, Терская и Кубанская область), Закавказье. Губернии делились на уезды, а области - на округи.

Управление Кавказским краем возлагалось на Главноначальствующего гражданской частью на Кавказе, его Помощника (заместителя) и Совет главноначальствующего, а так же различные ведомства и подразделения .

14

Научно-практический журнал “Управление и экономика вXXI веке" № 1/2014

Согласно «Учреждению...» «все вообще находящиеся в пределах Кавказского края административные и общественные учреждения и должностныя оных лица, за исключением установлений и чинов контрольного ведомства», подлежали «надзору Главноначальствующего». Главноначальствующий имел право требовать от правительственных мест и должностных лиц имеющиеся у них сведения и подлинные документы, кроме контрольных и судебных дел, которые не окончены производством.

Ему представлялись копии со всех циркуляров, издаваемых существующими в крае присутственными местами и начальствующими лицами. В итоге, Северный Кавказ, а вместе с ним территория Кубанского казачьего войска, были включены в общую административную систему Российской империи.

21 марта 1888 г. было принято ««Учреждение управления Кубанской и Терской областей и Черноморского округа». Управление областями основывалось на объединении административного устройства с гражданским управлением поселенных в областях войск. Командующему войсками Кавказского военного округа было присвоено Звание Войскового наказного атамана Кавказских казачьих войск.

Права и обязанности Главноначальствующего относительно казачьего войска по закону передавались Командующему войсками Кавказского военного округа и Войсковому наказному атаману Кавказских казачьих войск.

Таким образом, должность Главноначальствующего, Командующего войсками кавказского военного округа и должность Войскового наказного атамана соединялись в одном лице.

Управление Кубанской и Терской областями соединялось с административным заведованием поселенными там казачьими войсками. В итоге, помимо специального законодательства, казачья администрация подчинялась общим узаконениям Российской империи. Причем приоритет отдавался Общему губернскому учреждению, поскольку указанные должностные лица в своей деятельности руководствовались Учреждением управления Кубанской и Терской областей и Черноморского округа 1888 г. как подзаконным актом, детализировавшим их специальные полномочия.

Для усиления правительственного контроля и надзора в казачьих округах 7 сентября 1888 г. было принято «Положение об управлении отделами Кубанской и Терской областей по военной части».

Акт специально регламентировал и расширял права и обязанности атаманов отделов, обязывая их как казачьих должностных лиц наблюдать «за исправным отбыванием воинской повинности казаками отдела».

С этой целью атаманы отделов лично производили «смотры» в строевых частях и командах, контролировали, чтобы казаки «соблюдали правила воинского чинопочитания», состояли в боевой готовности «по всем предметам воинского снаряжения», проводили ревизию военного делопроизводства Станичных правлений.

Дальнейшей предпосылкой проведения административно-территориальных реформ на Северном Кавказе послужили нарастающие революционные потрясения в крае в рамках общероссийских революционных событий 1905-1907 гг.

Одной из основополагающих причин волнений была развернувшаяся на Северном Кавказе масштабная переселенческая политика. Известно, что с 1861 г. по 1904 г. ино-

15

городнее население на Кубани увеличилось с 5, 343 до 1,242,750 человек.

В результате обнаружилось аграрное перенаселение районов Кавказа.

Поэтому правительством было принято решение реформировать административное управление - восстановить наместничество на Кавказе с его чрезвычайными полномочиями, непосредственным руководством из центра и оперативностью в принятии необходимых мер по усмотрению наместника.

Согласно Высочайшему Указу от 26 февраля 1905 г. «О восстановлении должности Наместника Кавказского». Императорский наместник наделялся высшей властью «по всем частям гражданского управления». Наместник являлся «Главнокомандующим войсками, расположенными в пределах наместничества и Наказным атаманом Кавказских казачьих войск». Следовательно, казачье население оказалось под юрисдикцией объединенных в одно ведомство гражданских и военных властей. Наместнику присваивались права и обязанности Главноначальствующего гражданской частью на Кавказе и Командующего войсками Кавказского военного округа. Иначе говоря, Наместнику передавались полномочия «высших должностных лиц» края. Остальные должностные лица сохраняли свои полномочия, предусмотренные «Учреждением управления Кавказского края» 1883 г.

Кавказское наместничество, учрежденное в 1905 г., просуществовало до 1917 г, и было признано царским правительством наиболее эффективным органом государственно-административного управления на Кавказе.

Таким образом, в результате административно-территориальных реформ на Кавказе, проведенных в последней четверти XIX-начале XX вв., в порядке управления казачье население фактически слилось с представителями других сословий Северного Кавказа. Законодательно закрепилась доминирующая роль гражданской власти над казачьими войсками.

С помощью принятых государственных узаконений, царскому правительству удалось централизовать властные полномочия местной администрации, восстановив должность Наместника Кавказского, который находясь в непосредственном подчинении Императора, осуществлял прямое руководство Кубанским казачьим войском в лице Наказного атамана Кавказских казачьих войск.

Литература

1. Именной Указ, данный Сенату «Об упразднении Кавказского Комитета» от 29 января 1882 г. // Полное собрание законов Российской империи. СПб., Собр. III. Т.П. № 637.

2. Высочайше утвержденное «Учреждение управления Кавказского края» от 26 апреля 1883 г. // Полное собрание законов Российской империи. СПб., Собр. III.T. III № 1522.

3. Именной Указ, объявленный Сенату Министром Юстиции «О том, правое и левое крылья Кавказской линии именовать Кубанской и Терской областями, а все пространство к северу от главного хребта Кавказских гор - Северным Кавказом» от 8 февраля 1860 г. // Полное собрание законов Российской империи. СПб., Собр. II.T XXXV. № 35421.

4. Высочайше утвержденное «Учреждение управления Кавказского края» от 26 апреля 1883 г. // Полное собрание законов Российской империи. СПб., Собр. III.T III № 1522.

16

Научно-практический журнал “Управление и экономика вXXI веке" № 1/2014

5. Именной Указ, данный Сенату «Об учреждении управления Кубанской и Терской области и Черноморского округа» от 21 марта 1888 г.// Полное собрание законов Российской империи. СПб., Собр. III. Т VIII. № 5076.

6. Высочайше утвержденное «Учреждения управления Кубанской и Терской областей и Черноморского округа» от 21 марта 1888 г. // Полное собрание законов Российской империи. СПб., Собр. III. Т. VIII. № 5077.

7. Свод законов Российской Империи. Т. II. Ч.1.Спб., 1857.

8. Высочайше утвержденное Положение «Об управлении отделами Кубанской и Терской областей по военной части» от 7 сентября 1888 г. // Полное собрание законов Российской империи. СПб., Собр. III. Т. VIII. № 5460.

9. Именной Высочайший указ, данный Сенату «О восстановлении должности Наместника Кавказского» от 26 февраля 1905 г. // Полное собрание законов Российской империи. СПб., Собр. III. Т. XXV.Ч. I. № 25891.

10. «Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года» (утв. Президентом РФ 15.09.2012)//Комитет по делам казачества города Москвы [Электронный ресурс]. URL: http://kdkm.mos.ru

11. Лаптева Л.Е. Региональное и местное управление в России (вторая половина XIX в.). Москва: 1998.

12. Кудинова А.В. Кубанская область и Черноморская губерния в период первой российской революции 1905-1907 гг. Монография. Краснодар: 2005.

13. Агасбекова С.С. Проблемы восстановления наместничества на Кавказе в начале XX века// Научные проблемы гуманитарных исследований. Пятигорск. 2011.Вып.8.

14. Трехбратов Б.А. История и культура народов Прикубанья. Краснодар.2011.

15. Дарчиева С.В. К вопросу о взаимодействии центральных и местных органов власти в Терской области (1905-1915 гг.)//Научные проблемы гуманитарных исследований. Пятигорск. 2010.Вып.6.

16. Бахлов И.В. Российская империя как территориальная система: специфика политической модернизации. Монография. Саранск.2010.

17. Зейналова С.М. Формирование европейских этнических общин на Кавказе (XIX - первая половина XX вв.). Монография. Баку.2010.

18. Сихаджок З.Р. Правовой статус Кавказского наместника в законодательстве Российской Империи (1845-1915 гг.): Автореф. дисс. ...кандидата юридических наук.

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.