Научная статья на тему 'Преобразования педагогической науки в русле современных требований к личности'

Преобразования педагогической науки в русле современных требований к личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / КАЧЕСТВО / ОБЩЕСТВО / РАЗВИТИЕ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / КВАЛИФИКАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамирова Диларам Тавакуловна

В данной статье широко рассматривается вопрос о приоритете определяющих задачах высшего образования. О построении социально ориентированного демократического правового государства и гражданского общества. Главной цели и движущей силы, осуществляемых в Республике Узбекистан преобразованиях, являющихся всесторонним развитием и повышением благосостояния народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мамирова Диларам Тавакуловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преобразования педагогической науки в русле современных требований к личности»

3. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: [В 2-х т.] / Под ред. А.И. Пискунова (отв. ред.) и др. М.: Педагогика, 1982. 22 см. (Пед. библиотека): Т. 2, 1982. 576 с.

4. ЛеонтьевА.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. 48 с.

5. Неменский Б.М. Пути очеловечивания школы // Новое педагогическое мышление // Под ред. А.В. Петровского. М.: Педагогика, 1989. 278 с.

6. Стороженко Л.Н. особенности формирования музыкально-театральной культуры личности будущего учителя музыки в условиях вокальной подготовки // Известия, 2017. № 5 (118). 31-36 с.

ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ В РУСЛЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ЛИЧНОСТИ Мамирова Д.Т.

Мамирова Диларам Тавакуловна - доцент, кафедра сценического движения и физической культуры, Государственный институт искусств и культуры Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье широко рассматривается вопрос о приоритете определяющих задачах высшего образования. О построении социально ориентированного демократического правового государства и гражданского общества. Главной цели и движущей силы, осуществляемых в Республике Узбекистан преобразованиях, являющихся всесторонним развитием и повышением благосостояния народа.

Ключевые слова: педагогика, качество, общество, развитие, подготовка кадров, квалификация, профессионализм.

В Узбекистане избран и реализуется курс на построение социально ориентированного демократического правового государства и гражданского общества. Главной целью и движущей силой осуществляемых в республике преобразований является человек, его всестороннее развитие и повышение благосостояния.

Важнейшим условием развития страны признано совершенствование системы подготовки кадров на основе развития экономики, науки, культуры, техники и технологий. Национальная программа по подготовке кадров направлена на коренную модернизацию структуры и содержания непрерывного образования. Реформирование существующих систем образования и подготовки кадров в ходе реализации «Национальной программы» осуществляется при опоре на социальный опыт и достижения современной научной мысли, опережающее научно-методическое обеспечение образовательного процесса на всех ступенях, во всех формах и типах образовательных учреждений системы непрерывного образования [2, с. 2].

На современном этапе к числу актуальных задач педагогической науки относится научное обеспечение целей, содержания, методов, средств и организационных форм воспитания, обучения и развития личности на основе использования достижений науки, техники и передовых технологий. Становление разносторонне развитой личности гражданина через систему непрерывного образования, выступает, как потребитель, так и производитель образовательных услуг.

Особое место в системе непрерывного образования занимает высшее образование. Высшее образование на базе общего среднего, среднего специального, профессионального образования является самостоятельным видом системы

непрерывного образования и осуществляется в соответствии с законом Республики Узбекистан «Об образовании» и «Национальной программой по подготовке кадров».

Одной из определяющих задач высшего образования является обеспечение качественного обучения и подготовки квалифицированных кадров на основе современных образовательно-профессиональных программ. Современный этап реформирования высшего образования изменяет и функции преподавателя высшей школы. Деятельность преподавателя должна быть ориентирована на создание условий для образования, формирования потребностей и способностей личности в учебном процессе [3, с. 117]. В квалификации каждого преподавателя высшей образовательного учреждения имеются две грани, которые освещаются двумя науками: специальной и педагогической. Необходимо находить правильное решение, которое основано на знании основных законов и положений педагогической науки с соответствующей их интерпретацией, с учетом особенностей обучаемых.

Важнейшей проблемой становления педагогики на новых принципах является разработка стройной системы критериев качества, эффективности и продуктивности педагогического процесса, которая должна составить основу объективной оценки профессионализма преподавателя, а также используемых им методов и приемов обучения.

Одним из основных средств развития личности специалистов, формирования их глубоких фундаментальных знаний и практической подготовки выступает содержание образования в высшей школе. Новое содержание образования в высшей школе на современном этапе определяется государственными стандартами.

Государственный образовательный стандарт высшего образования определяет требования к качеству подготовки кадров, содержанию образования. На основе нормативных документов государственного стандарта определяются пути совершенствования процесса обучения в высшей школе. Процесс обучения в высшей школе определяется социально-педагогическими закономерностями и реализуется в рамках многообразной системы организационных форм и методов обучения.

Преобразование содержания обучения в высшей школе, поиск новых эффективных форм подготовки специалистов непосредственно связано с активизацией познавательной деятельности студентов. Для обоснования теоретических основ познавательной деятельности определяющее значение имеют педагогические воззрения ученых-энциклопедистов Ближнего Востока и Центральной Азии.

Качественное совершенствование содержания высшего образования невозможно без нового направления в педагогике на сегодняшний день - педагогических нововведений. Характер инновационных процессов определяется особенностями нововведений, профессиональным потенциалом преподавателей.

Преподаватель, независимо от его научных знаний по специальности, приступая к учебно-воспитательному процессу, должен владеть необходимым педагогическим минимумом, определенной суммой педагогических и психологических знаний, технологией и методикой преподавания. Исходя из этого, определяются основные задачи в подготовке преподавателей высшей школы:

♦ формирование педагогической квалификации, которая обеспечивает эффективность учебного процесса;

♦ формирование нового профессионального мышления, ориентированного на осознание социально-экономических перемен;

♦ овладение системой педагогических знаний как методологической основой деятельности преподавателя;

♦ овладение технологией обучения как системой методов, наиболее приближенных к профессиональной деятельности обучаемых [1, с. 34].

Знания рассматриваются как некая абсолютная ценность, безразличная к индивидуальным особенностям воспринимающих ее субъектов. Это ведет к академизму, регламентации научного ядра знаний. Теоретические знания, полученные

61

путем обоснования закономерностей учебного процесса, должны служить дальнейшему совершенствованию учебного процесса. Для этого необходим переход от научного описания обучения к конструированию его проекта, т.е. от теории к практике.

Таким образом, преобразования педагогической науки, в настоящее время, должны быть направлены не только на улучшение процесса усвоения знаний, но и на формирование активности и самостоятельности как существенных качеств личности.

Современный этап реформ высшего образования требует подготовки высококвалифицированных конкурентоспособных кадров, способных обеспечить на уровне демократических высокоразвитых стран прогрессивное научно-техническое, экономическое, социальное и культурное развитие Узбекистана и обладающих высокими духовными, культурными и нравственными качествами.

Педагогические инновации в вузах теснейшим образом связаны с проблемами педагогических технологий. Использование педагогических технологий сопряжено с разработкой научных основ образовательных технологий, авторских школ и экспериментальных новейших технологий.

Дальнейшее совершенствование содержания образования будет требовать постановки и решения новых технологических проблем учебного процесса в высшей школе.

Список литературы

1. Громкова М.Т. Педагогические основы образования взрослых // М.: МСХА, 1993. 34 с.

2. Каримов И.А. Sog'lom xalq, sog'lom miuatgina Ьиуик ishlarga qodir ьо'м1 // Речь, посвященная празднованию 12 летней годовщины Конституции. Газета: "Xalq зо^Г', 2004. 8 декабря. С. 2.

3. Каримов И.А. Каждый из нас ответственен за процветание Родины. // Т. Узбекистан, 2001. 117 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.