Научная статья на тему 'Преобразования экономики провинции Хэй Лун Цзян КНР на современном этапе'

Преобразования экономики провинции Хэй Лун Цзян КНР на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карпов Валерий Васильевич, Ли Янь Хай, Федоров Игорь Владимирович

Анализ преобразований в экономике Китая страны, длительное время строившей коммунистическое общество, а в последние десятилетия изменившей основное направление своей социально-экономической политики в сторону рыночной экономики, дает возможность взглянуть как бы со стороны на преобразования, происходящие в россии, сравнить методы и средства проведения преобразований, лучше понять те недостатки и негативные стороны изменений в экономике стран, которые сопровождают эти преобразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преобразования экономики провинции Хэй Лун Цзян КНР на современном этапе»

в в карпов ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ ли янь хай ПРОВИНЦИИ ХЭЙ ЛУН ЦЗЯН КНР и в Федоров НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Омский государственный АНАЛИЗ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ЭКОНОМИКЕ КИТАЯ - СТРАНЫ, ДЛИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ технический университет СТРОИВШЕЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО, А В ПОСЛЕДНИЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ

ИЗМЕНИВШЕЙ ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СВОЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ УДК 33 (510) ПОЛИТИКИ В СТОРОНУ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ, ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЗГЛЯНУТЬ КАК БЫ СО СТОРОНЫ НА ПРЕОБРАЗОВАНИЯ, ПРОИСХОДЯЩИЕ В РОССИИ, СРАВНИТЬ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ, ЛУЧШЕ ПОНЯТЬ ТЕ НЕДОСТАТКИ И НЕГАТИВНЫЕ СТОРОНЫ ИЗМЕНЕНИЙ В ЭКОНОМИКЕ СТРАН, КОТОРЫЕ СОПРОВОЖДАЮТ ЭТИ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ.

Китайская Народная Республика (КНР) на современном этапе своего развития проводит широкомасштабные преобразования экономики. Рыночные реформы относятся к наиболее важным экономическим задачам КНР в последние десятилетия. По официальной версии правительства КНР, если не провести рыночные реформы, то это приведет к безысходной ситуации в экономике и, как следствие, к гибели Коммунистической партии Китая и государства в целом.

Программа преобразований в экономике КНР предложена Правительством и одобрена Коммунистической партией КНР Преобразования в экономике с самого начала находились под пристальным вниманием и контролем Правительства.

Сельское население в КНР составляет 70%, поэтому введение рыночных отношений начиналось в деревнях. Успех или неуспех рыночных реформ в деревне оказывает существенное влияние на общую политико-экономическую обстановку в Китае. Переход от плановой крыночной экономике потребовал перестройки фундамента экономики при сохранении партийных структур и социалистической распределительной системы. В деревнях прошла реорганизация колхозов и совхозов, в результате которой каждая семья получила свою долю пахотной земли. Между крестьянами и администрацией подписано соглашение об использовании земли на сельскохозяйственные нужды сроком на 50 лет. В соответствии с соглашением крестьянин оплачивает администрации аренду земли будущим урожаем Остаток урожая крестьянин может свободно продавать на рынке по договорным ценам. Переход на новые условия хозяйствования позволил увеличить валовой сбор зерновых культур уже в первые годы на 100% по сравнению с плановыми условиями хозяйствования. Валового сбора зерна в последующие годы оказалось достаточно не только для того, чтобы накор-мить 1,2- миллиардное население Китая, но и появилась возможность экспортировать зерновые на мировой рынок.

Внедрение рыночных отношений в отрасли промышленности оказалось значительно сложнее. Перестройка промышленности потребовала особых условий. Эти условия связаны с наличием устаревшего оборудования на многих промышленных предприятиях. Именно из-за этого возникли наиболее серьезные проблемы, влияющие на производительность труда, качество, себестоимость и цену изготовленной продукции, что не позволяло конкурировать на рынке.

Экономический анализ 10 тысяч крупных и средних государственных предприятий показал, что к началу реформ они имели 50-60 % устаревшего оборудования. В среднем эти предприятия располагали 27,7% новейшего оборудования, 33,4% морально-устаревшего оборудования и 38,9% - физически устаревшего оборудования. Была поставлена задача заменить 60-70% оборудования в течение 20-30 лет.

По причине неконкурентоспособности продукции постепенно год от года росли долги государственных пред-

приятий перед банками. К 1994 году долг увеличился на 75%, а к 1996-на 90%.

Энергозатраты на единицу валовой продукции государственных предприятий Китая гораздо больше, чем в развитых странах. Например, в 16 раз больше, чем в Японии, в 23 раза больше, чем в США, в 45 раз больше, чем в Южной Корее.

Производительность труда рабочих Китая в сравнении с производительностью рабочих США меньше в 53 раза, в сравнении с Японией - меньше в 37 раз.

В ходе реформ государство по причине недостатка необходимых финансовых средств оказалось неспособным самостоятельно решить задачу перехода от регулируемой экономики к рыночной, обеспечив при этом повышение экономической эффективности промышленных предприятий.

Было принято решение привлечь иностранные инвестиции и осуществить преобразования в системе управления промышленных предприятий. Коммунистическая партия Китая в новой системе управления не должна вмешиваться в принятие экономических решений руководителями промышленных предприятий. Было признано, что использование основ марксизма-ленинизма на практике управления промышленностью требует пересмотра, так как за предшествующий период не удалось создать эффективно действующую экономику, используя административные рычаги партийного аппарата. Политика партии и Правительства была переориентирована на акционирование заводов и фабрик, организацию акционерных коллективов, присоединение мелких заводов и фабрик к крупным, сохранение контрольного пакета акций в руках государства.

Правительство КНР, начиная с 1991 года, провело следующие преобразования:

■ используя механизмы рыночной экономики, ограничило производство товаров, не пользующихся спросом;

■ сократило численность промышленного персонала;

- демонтировало устаревшее оборудование и сократило производственные мощности, подняв производительность труда;

• ускорило переоснащение промышленных предприятий новейшей техникой;

внедрило передовые технологии, обеспечив качество производимой продукции;

• приняло меры к развитию электронной промышленности, средств связи, обработки и передачи информации.

После проведения системных мероприятий по привлечению иностранных и местных инвесторов под гарантии государства были образованы акционерные общества с участием этих инвесторов. В 1996 году на фондовую биржу города Шанхая вышли 530 промышленных объединений. Суммарная стоимость акций составила 110 млрд. юаней и составляет 13% от объема валового продукта страны. К 2000 году 517 крупнейших предприятий КНР из убыточных превратились в прибыльные, из них 84% завершили акционирование.

Предприятия провинции Хэй Лун Цзян стали использовать зарубежные инвестиции сравнительно недавно. Первые инвестиции в провинцию поступили в 1984 году. К 1998 году иностранных инвестиций поступило в провинцию на сумму 555 млн. долларов США. Структура инвестиций имеет следующий вид: промышленность - 463,5 млн. дол. США; сельское хозяйство -15,24 млн. дол. США; транспорт -10,27 млн. дол. США;

строительство - 5,23 млн. дол. США;

прочие -35,5 млн. дол. США.

Опыт по привлечению иностранного капитала в провинции Хэй Лун Цзян показывает, что для успешного привлечения иностранного капитала необходимо:

1. Освободить промышленное предприятие от налогов на два года с момента привлечения инвестиций. После двух лет предоставить льготу на 50% по налогообложению на три года, а если предприятие с новейшим оборудованием и передовой технологией - на шесть лет.

2. Предоставить право арендовать землю на льготных условиях до 50% по арендной плате или бесплатное пользование землей на 10 лет для производства продукции на экспорт.

3. Иностранному партнеру разрешить свободно открывать счета в любом банке КНР и свободно отсылать наличную прибыль в свою страну.

В настоящее время созданы совместные предприятия с Японией, Южной Кореей, Германией, Гонконгом и Тайванем Стоимость продукции этих предприятий в 1994 го-

р. а. афанасьева н. н. козлова

Институт радиоэлектроники сервиса и диагностики

УДК 331.28

В статье использованы следующие термины:

Производительность труда - это количество продукции в денежном выражении, произведенной одним работником за квартал. Определяется как частное отделения доходов полученных (форма N812-связь) в предыдущем квартале на среднесписочную численность (форма П-4);

Среднемесячная заработная плата - это средняя величина заработной платы одного работника за месяц. Рассчитывается как частное отделения фонда заработной платы филиала за месяц на среднесписочную численность (форма П-4);

Индекс среднемесячной заработной платы - отношение среднемесячной заработной платы филиала к средней по РУЭС;

Индекс производительности труда - отношение среднемесячной производительности труда филиала к средней по РУЭС;

Нормативная дебиторская задолженность - это такой уровень задолженности, который обусловлен технологическим процессом предоставления услуг электро-

ду составила 16,3 млрд. юаней. Валовая продукция промышленности всей провинции достигла 98,7 млрд. юаней (в обзор включено 203 промышленных предприятия по отраслям электроника, нефтехимия, электроэнергетика, автомобилестроение, фармацевтика, металлургия).

План экономического развития провинции Хэй Лун Цзян в X пятилетке включает в себя следующие основные задачи:

1. Поддержать высокий темп развития экономики провинции и достичь рубежа, когда общий валовой продукт составляет 7,5% от валового продукта всей страны.

2. Увеличить капиталовложения в основные производственные фонды на 12% в сравнении с имеющимся уровнем.

3. Увеличить площадь обрабатываемых сельскохозяйственных угодий на 500 тыс. гектаров, что приведет к увеличению на 20% сельскохозяйственной продукции.

Выполнение плана экономического развития выведет экономику провинции Хэй Лун Цзян в лидирующую группу, на уровень экономик свободных экономических зон КНР.

КАРПОВ Валерий Васильевич, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой прикладной математики и информационных систем. ЛИ ЯНЬ ХАЙ, аспирант кафедры прикладной математики и информационных систем.

ФЕДОРОВ Игорь Владимирович, ассистент кафедры прикладной математики и информационных систем.

связи, ее размер определяется отдельно для каждого филиала в соответствии со сроками выставления потребителям счетов за оказанные услуги;

Сверхнормативная дебиторская задолженность -это разница между фактической дебиторской задолженностью по каждой категории и нормативной дебиторской задолженностью этой же категории.

Для того чтобы средства, направляемые на оплату, становились действительным стимулом повышения эффективности, на нашем предприятии применялись различные методы определения ФЗП филиала.

В итоге наибольший эффект получен, лишь когда размер средств на оплату труда филиала стал определяться в виде процента от поступивших за квартал доходов.

Расчет норматива осуществлялся для каждого филиала индивидуально, но по единой методике. Суть ее состоит в том, что в начале рассчитывается абсолютная величина ФЗП в зависимости от уровня производитель-

ПЛАНИРОВАНИЕ СРЕДСТВ НА ОПЛАТУ ТРУДА КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ФИЛИАЛОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

В СТАТЬЕ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ ПЛАНИРОВАНИЯ ФОНДА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ФИЛИАЛАМ ПРЕДПРИЯТИЯ ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЧТО ЭТО СТАЛО ДЕЙСТВЕННЫМ СТИМУЛОМ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ РАБОТЫ. ОПИСАННЫЙ МЕТОД РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ФЗП СРЕДИ ФИЛИАЛОВ ПРИМЕНЯЕТСЯ В ОАО «ЭЛЕКТРОСВЯЗЬ» ОМСКОЙ ОБЛАСТИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.