УДК 172.01
Л. П. Гадзаова, 3. К, Каргиева
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ СТАНОВЛЕНИЯ НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА ВУЗА
Общество время от времени вынуждено обращать свой взор на состояние нравственного воспитания молодежи. Бесспорно, от этого зависит судьба любой страны. Педагогическая наука с тревогой обращает внимание на то, как сегодня, в эпоху коренных перестроек человеку предлагается пересмотр всех его мировоззренческих позиций и ценностей.
При организации воспитательной работы необходимо учитывать меньшую подвижность основных педагогических идей по сравнению с социально-экономическими изменениями общества. Эти изменившиеся условия жизни предъявляют к педагогике все новые запросы, соответствующие уровню своего развития. И в первую очередь это относится к целям воспитания.
Понимая, что каждая эпоха и даже каждое поколение предъявляет свои требования к нравственным ценностям, педагоги признают, что нужна большая преемственность в понимании человека как цели воспитания. Почти все страны в момент перестроек и революций сталкиваются с тяжелыми проблемами, связанными с жизнью и поведением молодежи: повсеместно заметен рост вандализма, жестокости, преступности, наркомании, алкоголизма и т. д.
Трудности психологического, духовного и материального порядка привели к падению авторитетов, упал интерес к образованию, к общественной жизни, пошатнулось отношение к браку, семье.
Уровень развития наук сегодня дает нам возможность подойти к решению данного вопроса с точки зрения использования таких методов и форм воспитательной работы с молодежью, которые могут стать эффективными, если обеспечить комплексный подход к формированию нравственных ценностных ориентаций, использовать внутренние возможности молодых людей, их природный, душевный внутренний мир. Заданные обществом функции нуждаются сейчас в приоритетном педагогическом осмыслении.
Сознание причастности к большому миру, мировой культуре, нравственным общечеловеческим ценностям ныне, как никогда ранее, необходимо: оно возвышает целевые установки человека, подчеркивает непреходящие мировоззренческие ценности существования. Этому способствует и возросший уровень межгосударственного общения людей.
Этот подход к воспитанию применял в своей педагогической практике В. А. Сухомлинский. «Как воспитатель - классный руководитель и преподаватель гуманитарных предметов - я стремился, чтобы у подростков развивалось, обострялось гражданское видение мира. Без волнения за судьбу далеких людей, которые не имеют, казалось бы, непосредственного отношения к личной судьбе, к жизни собственной семьи, села, невозможно вступ-
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ СТАНОВЛЕНИЯ...
ление в мир идеи. Природа, место и роль отрочества в моральном развитии человека требуют, чтобы, поднимаясь вверх по ступеням общественной жизни, человек мысленно оглядывал мир, понимал смысл сложных общественно-политических явлении, видел борьбу за те идеалы, которые волнуют его лично» [1, с. 406].
В рамках такого подхода авторами данной статьи разработана концепция реализации организационно-деятельностных подходов формирования нравственных ценностей у студентов при обучении иностранному языку средствами перевода в реальной образовательной среде неязыкового вуза, ведущей идеей которых является ценностное развитие как системообразующий фактор нравственного становления молодого специалиста. Основной замысел проведенного исследования состоит в последовательной реализации организационно-деятельностных подходов к проблеме формирования нравственных ориентаций личности студента в процессе изучения иностранного языка в неязыковом вузе, что обусловлено необходимостью радикального обновления целевых, ценностно-содержательных аспектов учебно-воспитательного процесса.
Под организационно-деятельностными подходами формирования нравственных ценное гей у студентов в процессе обучения иностранному языку средствами перевода в реальной образовательной среде неязыкового вуза мы понимаем способы организации учебно-военита-тельного процесса, направленных на формирование активных нравственных убеждений, межкультурной компетентности у будущею профессионала, способного применять иноязычную компетентность в своей профессиональной и социальной деятельности, которая обеспечивает не только адаптацию к быстроменяющейся социальной и профессиональной реальности, но и возможность воздействия на нее.
Результаты экспериментального обучения указывают на необходимость рассматривать формирование нравственных ценностей на основе организационно-деятельностных подходов как одну из важных подсистем реальной образовательной среды вуза. На основе организационно-деятельностных подходов разработана практическая программа и теоретическая модель обучения студентов иностранному языку в неязыковом вузе, выявлены критерии, показатели и уровни ее эффективности. В ней отражено единство преобразования содержания внутренних и внешних факторов становления нравственной личности студентов. В модели показана процессуальная взаимосвязь следующих элементов: назначения организационных действий, содержания компонентов переводческого опыта и формирования умений и навыков переводческой компетенции с ценностными подходами к процессу иноязычного обучения.
Под иноязычной подготовкой в неязыковом вузе мы понимаем процесс активизации ранее полученного определенного комплекса знаний, умений и навыков, усвоение и формирование их в процессе обучения
переводу; расширение межкулътурного кругозора студентов, формирование картины мира и положительного отношения к общечеловеческим ценностям.
Ведущими тенденциями в иноязычной подготовке студентов неязыковых вузов средствами перевода являются: изменение отношения студента к иноязычному образованию в связи с формирующимися представлениями о ценностной культуре мира, причастности ее к национальной, собственных перспективах реализации межкультурных компетентностей в жизни; реализация задач обучения, планирование и организация организационно-деятельностных подходов в обучающем процессе, качество выполнения студентами учебных заданий на основе актуализации способов активного участия в культурно-образовательных, международных проектах; изменение ценностной самооценки студентов.
Обоснована педагогическая система обучения иностранному языку студентов неязыкового вуза на основе организационно-деятельностных подходов, раскрыты содержательные, организационные и ценностные принципы формирования культурологически и межкультурно грамотного студента в процессе иноязычного (инокультурного) образования.
Педагогически обоснованными при осуществлении организационно-деятельностных подходов являются принципы обучения переводу, как способу утверждения ценностно-смысловой консолидации представителей межкультурной общности; открытости, вариативности, динамичности изменений в содержании, формах и методах языковой подготовки на педагогических принципах, предполагающих ценностную ориентацию, активность, инициативность и ответственность всех его участников.
Авторами разработаны теоретико-методологические основы формирования нравственных ценностей у студентов в процессе изучения иностранного языка в неязыковом вузе. Эффективное формирование названных ценностей на современном этапе может осуществляться в рамках целостной педагогической системы, целостною педагогического процесса со студентом в центре внимания, как причиной и объектом организационно-деятельностных подходов к обучению. Доказано, что учебная и ценностновоспитательная деятельности студентов, организованные с применением переводческой системы средств обучения, взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Нами построена структура выявления ценностных ориентаций, определены критерии и показатели нравственности как основной черты личности будущего специалиста и доказана их роль в позитивном развитии нашего общества. Результаты уровня сформированности нравственных ценностных ориентаций свидетельствуют о различиях, которые обнаружены в экспериментальной и контрольной группе после формирующего эксперимента.
Полученный положительный результат определяется внедрением в пе-
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ СТАНОВЛЕНИЯ...
дагогический процесс вуза организационно-деятельностных подходов обучения немецкому языку, способствующих успешному процессу обучения и развития нравственной межкультурной компетентности студентов на основе переводческой деятельности, выявления ценностных качеств, преобразовательной активности, коллективности, целостности и общности стремления к постижению общечеловеческой культуры.
Выявлено, что организация содержательных психолого-педагогических взаимодействий студентов и преподавателей при создании образовательного пространства в изучении иностранного языка средствами перевода позитивно влияет на динамику становления студента как субъекта обучения.
Реализация организационно-деятельностных подходов к проблемам использования средств перевода в обучения иностранному языку, преподавания и изучения иностранных языков является обобщением и совершенствованием накопленного опыта применения переводческих средств обучения в образовательном процессе немецкому языку. Раскрыты содержание, формы и методы системы переводческих приемов обучения иностранному языку на основе организационно-деятельностных подходов.
В исследовании сформулированы выводы, учёт которых будет способствовать эффективности профессионально-ценностной подготовки будущих специалистов в сложившихся условиях XXI века. Студенты помимо хорошей профессиональной квалификации, подтвержденной отличными оценками в вузе, приобретают индивидуальные знания, навыки самостоятельности, умение работать в команде, готовность идти на компромисс, активность, лояльность. Важным критерием считаем их способность к межкультурной коммуникации, и знания языков, и конкурентоспособность на рынке труда.
Эффективное использование средств перевода осуществляется при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
- наличие реальной образовательной среды;
- повышение информативной емкости занятий;
- ускорение темпа учебно-познавательных и воспитательных действий;
- инициирование взаимоуважительной атмосферы и отношений в образовательном процессе;
- стимулирование иноязычной, профессиональной и ценностной компетенций студентов.
В ходе экспериментальной работы были получены следующие результаты:
-методологические: выяснена структура методологической основы организационно-деятельностных. подходов, обоснована его многосистемность, определены его основные механизмы;
- научно-теоретические: разработана концепция применения организационно-деятельностных подходов, содержание языковой подготовки в неязыковом вузе, структура формирования студента как межкультурной лич-
ности с нравственными качествами, составляющими требуемый заказ общества;
- прикладные: разработана методика обучения немецкому языку в неязыковом вузе на основе организационно-деятельностных подходов средствами перевода;
- практические: выработаны и реализованы стратегия и тактика языковой подготовки на основе организационно-деятельностных подходов, разработана система переводческих средств обучения и формирования нравственных ценностных ориентаций на основе организационно-деятельностных подходов в неязыковом вузе, доказана результативность и педагогическая эффективность предлагаемой концепции.
Подводя итоги анализа эффективности организационно-деятельностных подходов в формировании нравственных ценностей и межкультурной компетентности будущих специалистов самых разных специальностей, можно выделить явную тенденцию возрастания интереса к изучения иностранного языка и положительные результаты формирования средствами перевода нравственных общечеловеческих ценностей студента как субъекта.
Анализ применения системы переводческих средств обучения в языковую подготовку специалистов разного профиля, вклада в решение воспитательных и обучающих задач вузовского образования, формирования важнейших общественных и жизненных компонентов характеристики личности студента и их значение для готовности к последующему профессиональному труду убедительно показал целесообразность применения организационно-деятельностных подходов в образовательном процессе.
Изучение иностранного языка средствами перевода с использованием организационно-деятельностных подходов в неязыковом вузе спо-собствовует формированию нравственных ценностей, межкультурной компетентности, гуманитаризации высшего неязыкового образования, если будут реализованы следующие условия:
а) обеспечение культурологической направленности содержания дисциплины «Иностранный язык»;
б) использование различных средств перевода известных иноязычных произведений, направленных на формирование нравственной межкультурной компетентности студентов;
в) организация реальной образовательной среды неязыкового вуза как кулыурно-информирующей среды;
г) содержание обучения иностранному языку в неязыковом вузе будет осуществляться с применением материалов, связанных с понятием культуры, истории, национальных и общечеловеческих ценностей;
д) иностранный язык будет нацелен на формирование познавательного и нравственного подхода к процессу обучения.
Таким образом, результаты апробации предлагаемой методики и проведение экспериментального обучения подтвердили, что формирование и
развитие ценностных ориентаций студентов вуза средствами иностранного языка будет осуществляться более успешно при соблюдении следующих исихолого-педагогических условий:
1. Развитие ценностных ориентаций студентов вуза средствами иностранного языка должно происходить в единстве личности и учебной деятельности, на основе разработанной системы педагогических воздействий на сознание студента, развитие его познавательной и чувственно-эмоциональной сферы, при учете предлагаемых подходов и методов.
2. Стимулирование студентов вуза на адекватное восприятие нравственных общечеловеческих ценностей средствами иностранного языка осуществляется через формы и методы активного обучения художественному переводу.
3. Разработка системы последовательных операций популяризации нравственных ценностей в реальной образовательной среде неязыкового вуза через иностранный язык связана с актуализацией активности педагогического процесса, где системообразующим фактором выступает позитивная, ценностная и диалогическая позиция его участников к межкультурной компетентности.
Перспективность предлагаемых подходов заключается в возможности их использования для дальнейшей разработки вопросов языкового образования средствами перевода на материале художественных произведений и изучения разных культур; в выделении и описании нравственных характеристик, ценности общения и взаимопонимания, в описании форм контроля языковых способностей и качеств личности студента, а также в создании методических и учебных пособий на основе организационно-деятельностных подходов.
Библиографический список
1. Сухомлине кий, В. А. Избр. пед.соч. / В. А. Сухомлинский в 3-х т. -М: Педагогика: Т.1. - 2000. - 406 с.
УДК 178.039:01
Н. А. Голиков
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ВОСПИТАННИКОВ: РЕСУРСЫ ОПТИМИЗАЦИИ
Россия в III тысячелетии вступила в особую историческую полосу кризиса детства. Отчуждённость между поколениями, раннее биологическое взросление при сочетании с социально-психологическим инфантилизмом, раз-