Закон и право. 2024. № 12. С. 54-60. Law and legislation. 2024;(12):54-60.
Научная статья УДК 341
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-12-54-60 EDN: https://elibrary.ru/ZHSXGY
NIION: 1997-0063-12/24-601 MOSURED: 77/27-001-2024-12-801
Преобразование традиционных основ власти исламской правовой мыслью
Всеволод Даниилович Чухвичев
Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Статья посвящена анализу мнений ученых относительно эволюции доктринальных основ государства с точки зрения исламской правовой науки. Дается общее описание отхода правовой науки ислама от средневекового (классического) подхода понимания государства и власти в исламе, приводится описание сложившейся на сегодняшний день позиции исламских ученых относительно источников государственной власти, связанных с этим спором. Освещаются назревшие за последние полвека точки зрения отечественных и зарубежных ученых по данному вопросу, дается попытка выведения на основании имеющихся выводов ученых и позиции исламской правовой науки общих принципов формирования и функционирования исламского государства и власти в исламском мире.
Ключевые слова: шариат, исламское право, Коран, доктрина, халифат, исламское государство, фикх, Арабский Восток, правовая культура, власть.
Для цитирования: Чухвичев В.Д. Преобразование традиционных основ власти исламской правовой мыслью // Закон и право. 2024. № 12. С. 54—60. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-12-54-60 ЕБЫ: https://elibrary.ru/ZHSXGY
Original article
Transformation of the traditional foundations of power by Islamic legal thought
Vsevolod D. Chukhvichev
Patrice Lumumba Peoples' Friendship University of Russia,
Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The article is devoted to the analisis of the opinions of scientists regarding evolution of the doctrinal foundations of the state from the point of view of Islamic legal science. A general description is given of the departure of Islamic legal science from the medieval (classical) approach to understanding the state and power in Islam, a description is given of the current position of Islamic scholars regarding the sources of state power and the disputes associated with this. The points of view of domestic and foreign scholars on this issue that have matured over the past half century are highlighted, an attempt is made to derive, on the basis of the existing conclusions of scholars and positions of Islamic legal science of the general principles of the formation and functioning of the Islamic state and power in the Islamic world.
Keywords: Sharia, Islamic law, Quran, doctrine, caliphate, Islamic state, fiqh, Arab East, legal culture, power.
For citation: Chukhvichev V.D. Transformation of the traditional foundations of power by Islamic legal thought // Law and legislation. 2024;(12):54—60. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-12-54-60 EDN: https://elibrary.ru/ZHSXGY
© Чухвичев В.Д. М., 2024.
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2024
Миновавшие 15 лет стали для арабского мира одним из тяжелых периодов его истории. Пожалуй, наиболее ярким и значимым во всех отношениях является так называемая «Арабская весна» 2011 г. — череда государственных переворотов и беспорядков в странах Ближнего Востока и Северной Африки, породивших где-то частичное, а где-то полное изменение политической и государственной системы, общего вектора политического (а, следовательно, и правового) развития, в отдельности в таких странах, как Тунис, Ливия, Египет, Йемен. Помимо значения этого процесса с экономической и политической точек зрения, в не меньшей степени он раскрыл актуальность вопроса критериев точной политико-правовой квалификации мусульманского государства как наиболее эффективного механизма обеспечения интересов уммы (исламской общины) с точки зрения классического ислама.
Говоря о самом понятии государства в исламском мире, важно сразу отметить неразрывную, синкретическую связь государства с положениями и установками, перечисленными религиозной догмой ислама (Коран и Сунна). Безусловно, догма является и будет являться первоисточником высшей юридической силы в правосознании мусульман как верующих людей. Вместе с тем социально-экономический фактор, отображающий тенденции и реальные материальные потребности общества, изначально вносили и вносят свои условия и необходимости, пренебрежение которыми сулило угрозу безопасности общины.
Влияние ислама как религии на большую часть сфер жизни ближневосточных народов было и остается основным в вопросах политического и правового регулирования общественных отношений в арабском регионе. Достаточно часто здесь, как и в других, обобщенно говоря, мусульманских регионах мира, можно увидеть степень воздействия как догматики, так и правовой доктрины ислама не просто на государственные институты, но и на бытовые, нравственные, экономические отношения людей, а закономерно — на законодательную политику государства, устанавливающего ислам в качестве главной (иногда — единственной) религии.
Заложенные еще во времена Средневековья (а именно, в период между VIII — XIII веками) традиции и трактаты о правовом статусе власти и обладающих ею субъектов остаются актуальным предметом исследования и на сегодняшний день, поскольку лежат в основе разработан-
ных впоследствии теорий о мусульманском государстве, исходящих в том числе из условий взаимодействия исламской и западных правовых культур.
Происходящие в настоящее время процессы модернизации и адаптации национального и международного законодательства мусульманских стран показывают, насколько важно учитывать культурно-исторические особенности действия религиозных норм ислама и развитой из них доктрины, проникающих в самые сокровенные вопросы жизни человека и его миропонимание, порождающее и как таковое правосознание.
Как известно, родоначальником теории исламского государства стал классический трактат «Властные нормы и религиозные полномочия» известнейшего арабского правоведа, представителя шафиитского мазхаба (богословско-право-вой школы) Абу аль-Хасана аль-Маварди (974 — 1058). Именно в нем даны классические обязанности и наставления для властителей, а также основы функционирования халифата — религиозного государства той модели, современником которой и был сам аль-Маварди.
Важно отметить, что именно происходившее в период жизни аль-Маварди ослабление центральной власти Халифата Аббасидов явилось причиной тех выводов, которые им изложены в трактате о власти. Подтверждением тому служит свидетельство Шихабуддина Абу Абдуллаха Йакута (1178 (?) — 1229), описавшим попытку реформы халифа аль-Кадира [9].
Главной ее целью было сохранение на фоне возвышения влияния аристократии прежнего незыблемого статуса халифа как представителя Всевышнего на Земле и владыки всего исламского мира как в силу религиозной догмы, так и с точки зрения практической эффективности исполнения им своих полномочий. В своем труде Маварди изложил основные условия эффективного управления мусульманским государством:
1) подчинение халифа предписаниям Корана и Сунны и приоритет исполнения религиозных обязанностей над материальными амбициями (высшая юридическая сила религиозной догмы);
2) принцип совещательности халифа с консультативными органами государства;
3) подготовка правителя, т.е. наличие у него необходимых для осуществления власти навыков и знаний, необходимых для руководства богослужениями, управления армией, защитой уммы от внешних угроз, осуществления плодо-
ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 12-2024
творной финансовой, ирригационной, иных экономических функций;
4) обеспечение всеобщей социальной справедливости, т.е. обеспечение государством условий для продуктивности и нормализации отношений как между гражданами, так и между гражданами и самой властью [4].
Обобщенно можно сказать, что в основу как взаимоотношений власти и религии, так и общественных отношений мусульманского государства Маварди закладывал мораль и религиозную догматику, а единственным источником государственной власти он признавал только Всевышнего и его откровения, изложенные в священном писании.
Однако данная формула власти ввиду усиления влияния визириата (аристократии, произрастающей из совещательных органов власти халифата) и стремления властителей разных территорий обрести экономическую и политическую самостоятельность не уберегла Аббасидский халифат от распада в X в., а затем — от завоевания сельджуками (1055) и монголами (1258).
Свою новую актуальность концепция государственной власти аль-Маварди обрела уже во время расцвета Османского халифата (1517 — 1924), поскольку обнаружилась необходимость создания правового обоснования превосходящего статуса турецкого султана над монархами и эмирами покоряемых османами мусульманских территорий на Ближнем Востоке.
В дальнейшем с той же целью османские правоведы проводили работу по модернизации политической системы Османской Империи (в особенности в период работы над кодексом «Маджала» в первой половине XIX в.), опираясь на вышеописанный трактат аль-Маварди. Примером тому служит теория разделения властей Хейра ад-Дин ат-Туниси, выстроенная на основах осуществления совещательных, надзорных и избирательных (при выборе нового халифа) функций консультативных органов халифата (советов «шура»), описанных средневековым богословом [9].
В действительности же ключевое значение консультативных органов при дворе халифа заключалось в поддержке халифа при исполнении им своей абсолютной воли, которая лишь должна была соответствовать принятому в конкретный исторический период толкованию священного писания. Сама теория государства аль-Ма-варди, по сути основанная на системе «байа» — принципа соглашения (добровольной присяги) между уммой и халифом как основания постро-
ения государства, отвечала вызовам именно того периода истории, свидетелем которого был сам Маварди.
К концу XIX в. исламская правовая мысль постепенно подвергает сомнению исключительность системы традиционного халифата как наиболее эффективной для мусульманского государства.
Одним из наиболее отличительных примеров данного процесса является спор, наблюдаемый между выводами египетских ученых Рашида Риды (1865 — 1935) и Али Абделя Разика (1888 — 1966), первый из которых утверждал о необходимости сохранения халифата как наиболее приемлемой модели построения государства, в то время как второй в своем труде «Ислам и основы власти» 1925 г. утверждал уже об отсутствии некой определенной, единственно приемлемой модели управления исламским обществом, поскольку была утрачена приоритетность формы осуществления государственной власти, но устанавливается приоритетность самого содержания тех мер, которые принимает властитель для подданных, какого бы политического течения и формы правления он не придерживался, если только это не ведет к вероотступничеству и (или) междоусобице между мусульманами.
По мнению профессора Л. Р. Сюкияйнена, данная теория сводится к выводу о том, что если умма принимает и использует властные институты, которые по своему происхождению, характеру не вмещаются в исходные рамки шариата, но фактически создают необходимые для поддержания исламских ценностей и реализации целей шариата условия, то такого типа власть уже считается соответствующей шариату ввиду исполнения его главных функций, направленных на процветание, защиту и религиозное воспитание членов уммы [7].
Точку зрения Разика косвенно подтверждает профессор И.П. Петрушевский, отмечая, что в исторической перспективе исламское право практически пришло к возможности толкования полномочий халифа как практически идентичных полномочиям абсолютного монарха. Помимо этого, профессор подчеркивает, что в стремлении сохранить легитимность халифа оно пыталось воспроизводить модель древнего религиозного государства, не учитывающую формирование классового общества на мусульманском Востоке, но отражающую лишь тенденции периода перехода от рабовладельческого общества к феодальному [5].
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2024
Привнесение же в законодательство мусульманских государств Нового времени правовых конструкций, субъектов, возникших уже в период европейского перехода к буржуазному обществу, является по большей части заслугой колониализма и практического подчинения системы права исламского региона законодательной практике той или иной европейской метрополии, что породило уже свои последствия.
По мнению профессора Г.И. Муромцева, любое традиционное общество, подвергшееся воздействию рецепции европейского права, можно охарактеризовать как дуалистичную структуру, которая вбирает в себя как привнесенные классовые институты государственной власти, так и доклассовые, выстроенные исконными легитимными властными структурами общества, в котором оные обладают высшим авторитетом. Так как в ходе своего исторического развития исламское право как таковое приобрело значительную гибкость к постоянно меняющимся социальным условиям, конфликты в праве практически в любом вопросе — далеко не только коллизия, но и противоречие столкнувшихся по историческим причинам правовых культур по аналогичным предметам ведения [2].
Все вышеперечисленное само по себе обнажает факт устаревания классической трактовки правовых основ государства, какое использовалось в XII — XIII вв. Причину данного факта И. П. Петрушевский также видит больше в экономическом, чем в идеологическом характере споров представителей мазхабов (правовых школ) на исходе XIX столетия, которые, в свою очередь, были вызваны социально-экономической отсталостью халифата и практическим устареванием правовой доктрины времен Ма-варди [5].
К похожему выводу приходит и профессор М. Роэ. По его мнению, уже в период Нового времени невооруженным глазом стала видна разница между шариатским и государственным правосудием, к которому все чаще относили как споры международного характера, так и крупные арбитражные споры. Такая «двоякая» система судов почти не оспаривалась богословами ввиду уже устоявшегося принципа беспрекословного подчинения и поддержки действий халифа, целью которого стало сохранение государства как такового в условиях неизбежно надвигающихся социально-экономических перемен [6].
Одновременно профессор обращает внимание на изложенную в трудах ханбалитского правоведа Ибн-Таймийа (1263 — 1328) идею о не-
обходимости применения уммой принципа му-шавара — принципа совещательности представителей единой общины, состоящей из различных политических единиц, которые даже могут быть подчинены разным властителям. Таким образом утрачивается связь обязанности стимулирования исполнения норм шариата с единоличным правителем, эта функция передается в руки самой уммы.
Конкретизировал эту мысль создатель теории избираемого имамата, богослов шафиитского мазхаба Бадр ад-Дин ибн Джамаа (1241 — 1333), который утвердил принцип легальности власти любого лица (будь то избранный халиф (имам), эмир, военный узурпатор, захватчик (в том числе иноземный) и даже неподготовленный, несведущий правитель), если результатом его действий является реальное сохранение единства и согласия мусульман между собой [6]. Данная теория уже идет в прямое противоречие с концепцией аль-Маварди.
Профессор Б. Йохансен перечисляет конкретные причины нежизнеспособности исламской концепции халифата:
1) Коран и Сунна вовсе не содержат такой концепции;
2) государственный аппарат не способен эффективно функционировать должным образом на основании лишь исламской этики долгое время;
3) легитимность власти в правовой теории халифата обусловлена лишь его религиозной функциональностью [11].
Важно отметить, что таким образом отрицается жизнеспособность не самой религиозной основы мусульманского государственного права, но классической теократической системы органов власти халифата образца времен Абба-сидов. Вместе с тем нельзя сказать, что прежнее представление о правовых основах исламского государства и источниках права на власть утратило свою силу в современных условиях. Скорее они стали либо источником новых теорий возрождения халифата, либо же инструментом достижения политических целей различных радикальных партий в арабском регионе.
Недавний спор (произошедший в период 2012 — 2016 гг.) между либеральными и консервативными кругами Всемирного союза мусульманских ученых относительно толкования кора-нических аятов об исключительности божественного откровения как источника земной власти выше божественной, описанный профессором Л.Р. Сюкияйненом, дал свои плоды.
ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 12-2024
Разразившиеся на этой почве после «арабской весны» споры среди мусульманских правоведов относительно принятия или отвержения демократических институтов власти и законодательного разделения властей создали возможность для определения принципов правового обоснования исламского государства как термина.
Прежде всего, был сделан вывод о действии западноевропейского феномена секуляризма исламского государства — государство и религия неразделимы и останутся неразделимыми в правосознании мусульман, так как сама мусульманская религия предполагает наличие государства, способного защитить умму и его веру [7]. Европейский взгляд на секуляризм, отражаю -щий отделение государственных институтов от церкви, неактуален для арабского населения ввиду его совершенно своеобразного исторического развития и иного миропонимания.
К такому выводу приходит профессор Г.И. Муромцев, находя историческую разнотипность мусульманского и европейского права как причину различного восприятия идентичных по своей сути явлений и процессов национальными правовыми системами [3].
В свою очередь, кардинальную важность в деле построения полезного для мусульман государства имеет не догматическое соответствие структуры государственной власти буквальным кораническим установкам, а конкретные правовые ограничения действия государственной власти. В такой интерпретации исламское государство становится не религиозным, а гражданским, способным нормативно закрепить и использовать ту или иную форму государственной власти и политического режима.
Данный вывод, по мнению профессора Л.Р. Сюкияйнена, можно вывести из гипотезы мирской природы исламского государства, разработанной в 2007 г. одним из наиболее почитаемых в исламском мире ученых Юсуфом аль-Ка-радави в труде «Религия и политика» [10]. В нем он указывает на гражданский характер исламского государства ввиду его уже изначальной ориентации на избираемость власти (что касается и халифата, и любого мусульманского государства с республиканской формой правления), ее сове-щательность и прямой надзор за исполнением властью своих обязанностей перед уммой.
Эти обязанности (задачи) власть имущих субъектов остаются практически аналогичные тем указаниям, которые были перечислены в трудах аль-Маварди: осуществлять централизо-
ванное руководство государством, вооруженными силами, ресурсами в соответствии с шариатом как главным источником законодательства.
В свою очередь, за общиной аль-Карадави оставляет право неподчинения и даже свержения правителя, чья воля заставляет творить грех с точки зрения Корана и Сунны или же вовсе ведет умму к отходу от ислама (такфир).
Кроме того, ученый обращает внимание на разработанный еще аль-Маварди принцип добровольной присяги подданных халифу («байа») и право отказа от принятия данной присяги. Данный принцип добровольности порождает легитимность уже необратимой обязанности мусульманина подчиняться приказам халифа. Такая легитимность, в свою очередь, дает возможность избежать противодействия и распрей (фитны), вызванных принуждением властью людей к повиновению [7].
Данный вывод вызвал и продолжает вызывать немалое количество споров среди современных мусульманских правоведов. Неоднородно и осуществление данной формулы на уровне конституционного законодательства арабских стран, в которых Коран может быть закреплен как общий акт высшей юридической силы (Саудовская Аравия), а может быть закреплен как главный источник права только для одного человека — президента (Сирия).
Учитывая изложенную характеристику, в заключение можно сделать вывод, что традиционное исламское определение государства, выстроенное в трудах средневековых исламских правоведов с учетом многовековой трансформации и преобразования до совершенно иного, пусть спорного, но на сегодняшний день гораздо более эффективного состояния, продолжает служить идеологическим ориентиром для новых теорий и принципов осуществления власти в странах арабского Востока.
Проанализированные труды современных ученых позволяют заключить, что современная исламская правовая наука содержит теоретическое основание для определения исламским государства вне зависимости от формы правления, политического режима, если обладающий властью субъект, во-первых, способен обеспечить реальную защиту исламской общины от внутренних и внешних угроз, во-вторых, избегает условий, потворствующих греху и отходу мусульман от религии, в-третьих, соблюдает принцип добровольности и согласия в умме, предпринимает все меры для недопущения фитны — междоусобицы среди мусульман.
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2024
По нашему мнению, данные выводы о понимании исламского государства, сформированные уже современным исламским правоведением, в совокупности позволяют охарактеризовать исламскую теорию государства как гибкую и способную отвечать современным социально-экономическим запросам общества науку.
Список источников
1. Игнатенко A.A. Общественно-политические взгляды арабо-исламских философов средневековья, IX — XV веков: Дис. ... д-ра филос. наук. М., 1990. 374 с.
2. Муромцев Г.И. Источники права в развивающихся странах Азии и Африки: Теоретико-правовые проблемы: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1990. 387 с.
3. Муромцев Г.И. Мусульманское право в контексте правогенеза // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2021. № 1. // URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/musulmanskoe-pravo-v-kontekste-pravogeneza (Дата обращения: 02.11.2024)
4. Пасандиде С. Взгляды абу-ль-хасана аль-Маварди на государство и власть // Власть. 2016. № 1 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ vzglyady-abu-l-hasana-al-mavardi-na-gosudarstvo-i-vlast (Дата обращения: 20.09.2024)
5. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII — XV веках: Курс лекций / Отв. ред. В.И. Беляев. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1966. 200 с.
6. Роэ М. Исламское право: история и современность / Пер. с нем. А. Мухаматчиной; Централизованная религиозная организация Духовное управление мусульман РФ, Моск. исламский ин-т. М.: Медина, 2019. 574 с. ISBN 978-59756-0181-0
7. Сюкияйнен Л.Р. Исламское право и диалог культур в современном мире: Монография. М.: ИД Высшей школы экономики, 2021. 682 с. ISBN 978-5-7598-2324-7
8. Сюкияйнен Л.Р. Современная исламская правовая мысль о халифате и гражданском государстве с исламской ориентацией // Северо-Кавказский юрид. вестник. 2016. № 2 // URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-islam-skaya-pravovaya-mysl-o-halifate-i-grazhdanskom-gosudarstve-s-islamskoy-orientatsiey (Дата обращения: 28.09.2024)
9. Туманян Т.Г. Абу-л-Хасан ал-Маварди — мусульманский теоретик политической практики // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. Сер.: Междунар. отн. 2004. № 4 // URL: https://cyber-
leninka.ru/article/n/abu-l-hasan-al-mavardi-mu-sulmanskiy-teoretik-politicheskoy-praktiki-1 (Дата обращения: 21.09.2024)
10. Юсуф алъ-Карадави. Религия и политика. Разъяснение основ и опровержение сомнений. Каир, 2007.
11. Johansen B. (1999), Contingency in a Sacred Law. Legal and Ethical Norms in the Muslim Fiqh, Leiden-Boston-K^ln, Brill (coll. «Studies in Islamic Law and Society». № 7). Pp. 424—429.
References
1. Ignatenko A.A. Socio-political views of Arab-Islamic philosophers of the Middle Ages, IX — XV centuries: Dis. ... dr. philos. M., 1990. 374 p.
2. Muromtsev G.I. Sources of law in developing countries of Asia and Africa: Theoretical and legal problems: Dis. ... dr. yurid. M., 1990. 387 p.
3. Muromtsev G.I. Muslim law in the context of legal genesis // Right. Journal of the Higher School of Economics. 2021. № 1 // URL: https://cy-berleninka.ru/article/n/musulmanskoe-pravo -v -kontekste-pravogeneza (Accessed: 22.11.2024)
4. Pasandide S. The views of Abu'l-Hassan al-Mawardi on the state and power. 2016. № 1 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzglyady-abu-l-hasana-al-mavardi-na-gosudarstvo-i-vlast (Accessed:: 20.09.2024)
5. Petrushevsky I.P. Islam in Iran in the VII — XV centuries: Course of lectures / Ed. V.I. Belyaev. L.: Publishing House of the Leningrad University, 1966. 200 p.
6. Roe M. Islamic law: history and modernity / Translated from German by A. Mukhamatchina; Centralized religious organization Spiritual Administration of Muslims of the Russian Federation, Moscow. Islamic Institute: Medina, 2019. 574 p. ISBN 978-5-9756-0181-0
7. Sukiyainen L.R Islamic law and the dialogue of cultures in the modern world: Monograph. M.: Publishing House of the Higher School of Economics, 2021. 682 p. ISBN 978-5-7598-2324-7
8. Sukiyainen L.R Modern Islamic legal thought about the caliphate and a civil state with an Islamic orientation // The North Caucasian jurid. bulletin. 2016. № 2 // URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/sovremennaya-islamskaya-pravovaya-mysl-o-halifate-i-grazhdanskom-gosudarstve-s-islamskoy-orientatsiey (Accessed: 28.09.2024)
9. Tumanyan T.G. Abu'l-Hassan al-Mawardi — Muslim theorist of political practice // Bulletin of
LAW & LEGISLATION • 12-2024
the St. Petersburg University. Ser.: International Journal of 2004. №. 4 // URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/abu-l-hasan-al-mavardi-musulmanskiy-teoretik-politicheskoy-praktiki-1 (Accessed: 21.09.2024)
10. Yusuf al-Qaradawi. Religion and politics. Clarification of the basics and refutation of doubts. Cairo, 2007.
11. Johansen B. (1999), Contingency in a Sacred Law. Legal and Ethical Norms in the Muslim Fiqh, Leiden-Boston-Köln, Brill (coll. «Studies in Islamic Law and Society». № 7). Pp. 424—429.
Информация об авторе
Чухвичев В.Д. — аспирант
Статья поступила в редакцию 09.10.2024; одобрена после рецензирования 08.11.2024; принята к публикации 14.11.2024.
Information about the author
Chukhvichev V.D. — postgraduate student
The article was submitted 09.1 0.2024; approved after reviewing 08.1 1.2024; accepted for publication 14.11.2024.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ
Управление человеческими ресурсами. Стратегическая функция менеджмента: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Экономика» и «Менеджмент» / под науч. ред. Ю.А. Цыпкина, В.С. Осипова; под общ. ред. Н.Д. Эриашвили, И.В. Грошева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2024. — 423 с.
ISBN 978-5-238-03841-4
Человеческие ресурсы — основа успешной деятельности любого предприятия, организации. В современных условиях управление человеческими ресурсами позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учета личностного фактора и т.д. Рассматриваются проблемы управления человеческими ресурсами, систематизируются аспекты набора, отбора и ориентации работников предприятий и организаций. Особое место занимают вопросы обучения кадров, их профессионального и карьерного продвижения.
Комплексно отражены такие важные темы, как организация труда и контроль за деятельностью кадров и управленцев.
Для студентов, аспирантов и преподавателей экономических специальностей вузов, работников отделов кадров крупных предприятий, рекрутинговых компаний, а также может быть полезно органам государственной службы в их деятельности по подбору специалистов.
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2024