УДК 34.01
Юсупов Ё.М., магистр направление «Методика преподавания социальных наук
(основы духовности)» Наманганский государственный университет
/
ВЗГЛЯДЫ ИБН РУШДА НА ИСЛАМСКУЮ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Аннотация. Статья посвящается анализу взглядов Ибн Рушда на государственность. Кратко раскрыто содержание трудов таких мыслителей, как Аль-Маварди, Аль-Фараби, Ибн Рушд. Их взгляды разделены на три направления: концепция идеального исламского государства с учетом истории халифата и основ ислама (Аль-Маварди), теории представителей арабомусульманского перипатетизма (Аль-Фараби, Ибн Рушд, Ибн Сина), историко-социологический подход к государству (Ибн Рушд).
Ключевые слова: ислам, государство, арабо-мусульманский перипатетизм, шариат, халифат.
Yusupov Yo.M. master
"Methods of Teaching Social Sciences (Foundations of Spirituality)" Namangan State University
THE ARAB-MUSLIM THINKERS' VIEWS ON THE ISLAMIC
STATEHOOD
Annotasion. This article is devoted to the analysis of the Middle Ages Muslim thinkers' views on statehood. The con- tents of the works of such thinkers as Al-Mawardi, Al-Farabi, Ibn Rushd are briefly disclosed. Their views are divided into three areas: the concept of an ideal Islamic state, together with the history of the Caliphate and the foundations of Islam (Al-Mawardi), the theory of representatives of Arab-Muslim peripa- tetism (Al-Farabi, Ibn Rushd, Ibn Sina), the historical sociological approach to the state (Ibn Rushd).
Key words: islam, state, Arab-Muslim peripatetic, shariah, khalifah, imamate.
Основные источники исламского права, выраженные в Коране и сунне, не предусматривают детальных норм, касающихся системы организации властных структур в исламском государстве
[1, с. 4]. На протяжении всего периода с момента возникновения ислама стоял вопрос о природе государственности, шариатских основах организации и функционирования власти. Уже при Мухаммаде мусульманская община сформировала структуры и элементы, присущие государству. Существовала территория распространения власти Мухаммада, армия,' органы власти, казна и т.п. Тем самым, содержание Корана и сунны обогащалось практикой, способствующей формированию концептуальных основ исламской государственности. Однако и после смерти Мухаммада продолжался поиск системы организации власти в условиях разраставшейся мусульманской общины. В частности, оставались актуальными вопросы конкретной организации власти и всех ее элементов, в том числе порядка наделения властью главы общины.
Следует отметить, что переход полномочий верховной власти в период правления так называемых праведных халифов шел разными путями, что наиболее подробно отражено в труде знаменитого средневекового мусульманского мыслителя Рушд «Нормы относительно власти и религиозных полномочиях». К примеру, первый халиф Абу Бакр был избран советом из пяти человек, включая самого Абу Бакра, третьего халифа Умара избрала коллегия из 6 человек, причем сам Умар не входил в ее состав [2, р. 12-14].
Как верно отметила А.Х. Наккаш, именно отсутствие конкретных предписаний по вопросу организации государственной власти в основных источниках исламского права (Коран и сунна) стали причиной различной интерпретации вопроса о формах государственного устройства и государственно правовой структуре мусульманских стран [3, с. 8].
Все вопросы, касающиеся исламских правил поведения людей, берут свое начало в двух сакральных источниках - Коране и сунне, которые отражают действия и высказывания Мухаммада по тем или иным вопросам в форме преданий его сподвижников (хадисов).
Положения Корана и сунны, касающиеся организации власти, имеют в большинстве случаев общий характер и требуют конкретизации для применения в реальной жизни. Кроме того, смысл и значение каждого из таких предписаний должны анализироваться с учетом обстоятельств их появления. Важно также системное толкование указанных положений шариата в рамках общего смысла соответствующего сакрального текста, поскольку в ином случае их смысл может быть передан неверно. Таким образом, сложилась богатая традиция разнообразных интерпретаций предписаний Корана и сунны относительно власти, а также сформировались иные источники, обосновывающие правил поведения во всех сферах жизни в случае молчания сакральных текстов, в том числе и в сфере государственности.
Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что, по мнению некоторых ученых, например Али Абдель Разика, в исламе нет
развернутой концепции власти. Он полагал, что главным для ислама является содержание власти, основанной на шариате и справедливости, нежели форма исламского государства [4, с. 189]. Данная позиция, на наш взгляд, имеет под собой серьезные основания. Ведь в сакральных текстах ислама, действительно, отсутствуют точные предписания о форме власти и государства. Это обстоятельство, в числе прочего, является причиной формирования в исламе множества отличающихся друг от друга взглядов на государственность.
В этой связи привлекают научный интерес представления о государственном устройстве, разработанные мусульманскими мыслителями, которые так или иначе основывали свои взгляды на Коране и сунне, а также исторических сведениях. Некоторые из них основывали свои взгляды на концепциях античных ученых.
Выделяются три основных подхода мусульманских мыслителей средневековья к пониманию государственности. Один их них ориентируется на учения античности (Аль-Фараби, Ибн Рушд, Ибн Сина), другой - на положения шариата и идеализированную практику исламского халифата (Аль-Маварди), а последний основан на анализе исторического опыта отдельных арабских сообществ (Ибн Рушд). Представляется интересным сопоставить взгляды представителей данных трех направлений исламского подхода к государственности, которые в своей целостности раскрывают специфику исламских взглядов на власть.
Начать целесообразно с анализа взглядов Аль-Маварди, наиболее последовательно изложившего шариатское понимание исламской государственности.
Трактат Аль-Маварди «Нормы относительно власти и религиозных полномочиях» обычно рассматривается как первая попытка развернутого изложения теории исламского государства, оказывавшая едва ли не самое глубокое влияние на мусульманскую политическую мысль вплоть до нашего времени. Его называют ведущим авторитетным трудом по суннитскому государственному праву, где теория халифата изложена в наиболее законченном виде [5].
В исламской мысли используется несколько наименований государства. Аль-Маварди применяет, главным образом, термин «имамат». Его мыслитель понимает, как осуществление в порядке преемственности от Пророка функции по управлению земными и религиозными делами [2, р. 10]. Труд Аль-Маварди содержит описание элементов структуры шариатской власти - главы государства, системы министерств, совещательного органа, организации управления на местах и т.д.
К примеру, в вопросах, касающихся главы государства, Аль-Маварди приводит семь необходимых качеств халифа, который должен:
1) быть справедливым во всем;
2) обладать знаниями, достаточными для иджтихада, т.е. поиска ответов на вопросы, прямо не предусмотренные Кораном и сунной, с опорой на них;
3) иметь полноценный слух, зрение и способность говорить;
4) быть свободным от физических недостатков;
5) отличаться' здравым рассудком и способностью формировать и выражать свое мнение, что необходимо для самостоятельного решения вопросов в интересах подданных;
6) отличаться смелостью и храбростью,
чтобы защищать государство и ислам;
7) происходить из племени курайш
[2, р. 12].
Аль-Маварди отмечает большое значение принципа совещательной, который означает обязанность руководителя государства учитывать мнение мусульман при принятии решений. Аят 38 суры 42 гласит, что Аллах обещает дары в загробной жизни тем, кто вершит свои дела по взаимному совету. Также Аль-Маварди в своем труде указывает на неразумность решения халифом своих дел в одиночку [2, p. 37].
В целом все произведение Аль-Маварди содержит указания на то, каким должно быть государство мусульман, со ссылкой на исторические сведения и сакральные тексты. Несмотря на это, идеи Аль-Маварди так и не были реализованы на практике в полной мере. Однако следует высоко оценить значимость его труда за системность и шариатское обоснование ключевых выводов.
Средневековые арабо-мусульманские учения о власти не только ориентировались на шариатские критерии, но и были пропитаны взглядами античных философов. В период могущества средневекового Арабского халифата в широких масштабах переводилось на арабский язык и осмысливалось множество классических трудов по проблематике политики и государства. Мусульманская наука переосмыслила и восприняла весь спектр научных знаний прошлого от механики до юриспруденции. В этой связи ярко проявилось влияние на мусульманских мыслителей взглядов Платона и Аристотеля. Не случайно для многих мусульман- ских мыслителей политика, например, воспринималась как наука о делах идеального города, который зачастую определялся как «добродетельный город». В понятие города вкладывалось обозначение относительно обособленной территории с гражданами и их руководителями [6, с. 133].
Наиболее ярким мусульманским представителем взглядов на государственность, основанных на влиянии трудов античных древнегреческих философов, является Аль-Фараби. Свое понимание государства он изложил в трудах «О взглядах жителей добродетельного города», «Афоризмы государственного деятеля» и «Гражданская политика».
В учении Аль-Фараби наблюдается ясно выраженная связь с трудами Платона и Аристотеля, что прослеживается не только в описании его мыс- лей через призму учений Платона и Аристотеля, но и в его интерпретации взглядов этих мудрецов. К примеру, в философских трактатах Аль-Фараби встречаются целые разделы, содержащие изложение мыслей ' Платона и Аристотеля, с которыми мусульманский мыслитель часто соглашается, называя их авторов мудрым [7, с. 138].
Вполне обоснованно Н.В. Ефремова называет Аль-Фараби родоначальником арабо- мусульманского перипатетизма, в рамках которого в период экспансии арабов на Запад активно осваивались труды античных философов.
Необходимо отметить, что философия Аль- Фараби наряду с влиянием перипатетизма пропитана влиянием религии, а значит - ислама. Так, по его мнению, право детерминировано конфессиональной принадлежностью народа. В этой связи Аль-Фараби определяет юриспруденцию как средство, позволяющее дать оценку обстоятельству, недостаточно ясно определенному в каноническом праве какой-либо религии, установленной для определенного народа. Все же у Аль- Фараби отсутствует четкая привязка именно к исламу как единственной религии в отличие от Рушд. Но, вместе с тем, в трудах Аль-Фараби прослеживается основополагающая роль ислама в правилах поведения мусульман.
Политическая теория, согласно Аль- Фараби, изучает способы организации и сохранения добродетельного правления, показывает, каким образом к жителям городов приходят добро и благо и какие пути ведут к их достижению и сохранению. Аль-Фараби различал города «добродетельные» и «невежественные». В добродетельном городе существует порядок, и жители такого города имеют высокие моральные качества. В невежественных же такого нет, а правители таких городов стремятся лишь к достижению собственной выгоды. Кроме того, жители невежественного города никогда не знают счастья.
Схожее описание можно встретить и у Платона в работе «Государство», где лучшее государство строится с целью сделать счастливыми всех жителей этого государства. В этом Платон видит справедливость, тогда как в наихудшем государственном строе, наоборот, царит несправедливость и отсутствие счастья, либо оно в нем уготовано лишь для некоторых избранных. Платон и Аль-Фараби в качестве цели «хорошего» государства указывают на стремление к установлению счастья для всех, и в этом состоит различие между плохим государством и хорошим.
Аль-Фараби, описывая добродетельный город, устанавливает также и признаки, которым должен соответствовать его правитель. Исходя из изложенного выше касательно анализа взглядов Аль-Маварди на качества халифа, вряд ли можно прийти к выводу о взаимовлиянии обоих мыслите-
лей. Однако можно заметить известное совпадение позиций Аль-Маварди и Аль-Фараби в данной части. Более того, некоторые качества правителя сов- падают у обоих авторов.
К признакам правителя Аль-Фараби относит следующие:
- иметь абсолютно совершенные органы;
- уметь правильно осмысливать речь, которую следует выражать с хорошей дикцией;
- иметь хорошую память, ум, любовь к образованию;
- быть воздержанным в еде и напитках;
- любить правду и ненавидеть ложь;
- быть гордым и стремиться к возвышенному;
- быть справедливым и обладать решительностью [9, с. 317].
Также можно обнаружить аналогию и с фигурой визиря, описанной в
труде Аль Маварди. У Аль-Фараби - это второй после правителя государственный деятель, к которому так же, как и у Аль Маварди предъявляются определенные требования: мудрость, знание законов, изобретательность, проницательность, ораторское мастерство и знание военного искусства.
Во взглядах Аль-Фараби о государстве можно также обнаружить влияние учения Аристотеля. Аль-Фараби, рассуждая о справедливости, указывает, что все люди равны по природе, но им свойственно бороться и враждовать друг с другом с целью достижения безопасности, чести, благосостояния и удовольствия. Каждая группа людей стремится отнять блага у другой группы, и это стремление происходит от природы человека, а значит - является справедливым, как справедливо и порабощение победителем побежденного. Согласно же Аристотелю, такое
порабощение является лишь одной из интерпретаций оправдания рабства, однако не единственной и не всегда верной. При этом оба мыслителя соглашаются с той версией, что рабство - это элемент естествен- ной природы человека.
Взгляды Аль-Фараби представляют собой синтез исламской традиции и взглядов древнегреческих философов. Вместе с тем, Аль-Фараби выразил уникальные взгляды, и хотя в его позиции заметно влияние античных философов, мыслитель не следует слепо античным трудам, а критически анализирует их и делает собственные выводы.
К группе представителей арабо- мусульманского перипатетизма также относят та- ких мыслителей, как Ибн-Рушд и Ибн Сина. При- ведем краткую характеристику их взглядов.
Феодально-иерархическая структура общества описана Ибн-Рушдом как воплощение разделения труда. В этом плане он рассматривает и вопрос о политической подчиненности одних граждан другим. «Если бы в каждом человеке, — пишет он, — существовала возможность достичь всех этих добродетелей и если бы, в то же время, каждый человек был
обязан их обрести, то он был бы и тем, кто служит, и тем, кому служат, и тем, кто повелевает, и тем, кем повелевают, и природа, таким образом, совершила бы нечто напрасное. Ведь в таком случае все люди были бы предрасположены быть господами, но это невозможно, так как необходимо, чтобы у господина был тот, кто ему подчиняется».
Взгляды Ибн- Сины во многом также сов- падали с идеями Ибн-Рушда и Aль-Фараби. Он де- лил города на «благие» и «плохие», исследовал причины их взлета и падения. Цель государства - обеспечение счастья для людей. Также он был сторонником идеи социального равенства и считал, что материальные блага следует распределять пропорционально - так, чтобы не было пропасти между бедными и богатыми.
Приведенные суждения можно обнаружить в работе Платона «Государство», где он описывает разделение труда между правителями, стражами, ремесленниками и земледельцами. Здесь же, как в упомянутом ранее случае с Aль-Фараби, встречается сравнение «хороших» государств с «плохими».
Ибн Рушд - крупный мусульманский мыслитель - изложил свои взгляды о государстве в трактате «Мукаддима» («Введение»). Он не является последователем мыслителей, основывающих свои взгляды на трудах античных философов, и одновременно отличается от Aль Маварди тем, что не излагал шариатскую концепцию идеального мусульманского государства.
Труд Ибн Рушда являет собой соединение философского и юридического подходов на общем фоне историко-социологического анализа. Его трактат «Мукаддима» содержит попытку осмысления фактически существовавших реалий в рамках анализа поведения людей и исто- рии отдельных мусульманских сообществ, прежде всего, племенных образований Северной Aфрики.
Использованные источники:
1. Хачим Ф.И. Исламские концепции государственной власти. М.: Издво Рос. унта дружбы народов, 1999. 126 с.
2. Abu'l-Hasan 'Ali ibn Muhammad ibn Habib al-Basri al-Baghdadi al-Mawardi «Al-Ahkam as- Sultaniyyah. The Laws of Islamic Governance». Translated by Asadullah Yate PhD // Ta-Ha Publishers Ltd, 1996. 381 p.
3. Наккаш АХ.Проблема власти в исламе. Историческая эволюция арабских мусульманских концепций: автореф. дис. ... канд. ист. наук. М.: Институт востоковедения AR СССР, 1987. 17 с.
4. Сюкияйнен Л.Р. Исламская правовая мысль об исламском государстве и халифате // Право.
Журнал Высшей школы экономики. М., 2016. № 3. С. 185-205.
5. Туманян Т.Г. Средневековый мусульманский законовед Абу-л-Хасан ал-Маварди и его теоретическое наследие // Этносоциум и межнациональная культура. 2008. № 5 (13). С. 54-65. URL: http://etmsocium.ru/tumanyan-t-g-srednevekovyi-musulmanskii-zakonoved-abu-l-khasan-al-mavardi (дата обращения: 05.09.2018).
6. Сюкияйнен Л.Р. Исламская политическая и правовая мысль Арабского Востока // История политических и правовых учений. XX век / отв. ред. В.С. Нерсесянц. М.: Наука, 1995. С. 124-139.
7. Алъ-Фараби. Историко-философские трактаты / пер. с араб.; отв. за выпуск М.С. Бурабаев. Ал-ма-Ата: Академия наук Казахской ССР. Институт философии и права. Изд-во: Наука Казахской ССР,