Научная статья на тему 'ПРЕОБРАЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ТКАЦКОГО РЕМЕСЛА У ТУРКМЕН И СВЯЗАННЫЕ С НИМ ТРАДИЦИИ'

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ТКАЦКОГО РЕМЕСЛА У ТУРКМЕН И СВЯЗАННЫЕ С НИМ ТРАДИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
культура / ремесло / традиции

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Джапарова А.

Туркменистан один древних очагов мировой цивилизации. На территории Туркменистана развитие ремесел шло одновременно с развитием цивилизации. Возникнув в глубокой древности ремесло постепенно отделилось от земледелия в эпоху бронзы, а к началу нашей эры существовали высокоразвитые ремесленные центры в Парфии, Маргианне, Хорезме и других областях Туркменистана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРЕОБРАЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ТКАЦКОГО РЕМЕСЛА У ТУРКМЕН И СВЯЗАННЫЕ С НИМ ТРАДИЦИИ»

УДК 130.2

Джапарова А.

Старший преподаватель, Факультет «Химической технологии и экологии»

Кафедра «Общественных наук» Международный университет нефти и газа имени Ягшигельды Какаева

Туркменистан, г. Ашхабад

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ТКАЦКОГО РЕМЕСЛА У ТУРКМЕН И СВЯЗАННЫЕ С НИМ ТРАДИЦИИ

Туркменистан - один древних очагов мировой цивилизации. На территории Туркменистана развитие ремесел шло одновременно с развитием цивилизации. Возникнув в глубокой древности ремесло постепенно отделилось от земледелия в эпоху бронзы, а к началу нашей эры существовали высокоразвитые ремесленные центры в Парфии, Маргианне, Хорезме и других областях Туркменистана.

Ткачество- один из видов домашнего ремесла уходит своими корнями в глубокое прошлое. Во время раскопок многих античных и раннесредневековых поселений на территории Туркменистана археологами обнаружены фрагменты шерстяных, льняных и хлопчатобумажных тканей, анализ которых подтверждает местное производство.

С течением времени ткацкого ремесло совершенствовалось, переходя из поколения в поколение. "Алача" из хлопчатобумажной пряжи, "кетени" зеленого и красного цветов, сотканные в давние времена туркменскими женщинами, с течением времени более совершенствовались и это привело к изготовлению разноцветных шелковых тканей. В те времена потребности населения в готовой ткацкой продукции в "кетени", "алача", ситце, тканях для верхней мужской одежды, тканях из верблюжьей шерсти, для кушака (пояса), скатерти, дараи национального характера удовлетворялись туркменскими женщинами при помощи древних национальных ткацких способов. Такое положение сохранялось вплоть до второй половины XIX века. Первые ткацкие предприятия, построенные в период индустриализации, предназначались только для очищения хлопка-сырца.

В годы Независимости коренным образом преобразились шаги туркменского ткачества. Налажено новое производство текстильной промышленности, соотвествующее всем природным условиям, другим производственным и местным особенностям. За короткий срок наиболее отличились показатели этой отрасли национальной экономики. В столице и во всех областях Туркменистана приступили к развитию текстильной отрасли. Прядильно-текстильные предприятия, оснащенные самым совершенным оборудованием, превратились в источники производства. В нашей стране сдаются в эксплуатацию десятки текстильных комплексов, хлопкоочистительных заводов, прядильных предприятий, а также производственных предприятий по переработке шелка.

Ткачество является одним из древних и почитаемых ремесел. При этом и по ныне продолжаются древние традиции наставничества и передачи опыта молодым. Полностью разбирающиеся в тонкостях ткацкого дела опытные работники руководят молодыми ткачами.

В настоящее время работники отрасли трудятся в благоприятных условиях, в помещениях с должным уровнем тепла, влажности и микроклимата, созданных при помощи специализированной технологии. Вместе с тем, действующие предприятия текстильной промышленности отличаются экологической чистотой, безопасностью для здоровья человека. Внедрение в текстильную промышленность современных технологий облегчает труд работников. Увеличивается число национальных кадров. Это позволяет увеличению роли национальной текстильной промышленности в мировой экономике.

Продукции предприятий текстильной промышленности Туркменистана отличаются своим высоким качеством, за что Международной организацией по стандартизации им были выданы сертификат качества ISO и сертификат по охране окружающей среды ISO. В настоящее время 70 процентов продукций Ашхабадксого, Кипчакского, Рухабадского, Геоктепинского, Байрамалинского и Туркменбашинского текстильных комплексов экспортируются со знаком «Сделано в Туркменистане».

Текстильная промышленность, являясь одной из мощных и высокотехнологичных отраслей экономики Туркменистана, известна так же как крупный производитель в мире и активный участник международного сотрудничества. В настоящее время все продукции предприятий отрасли, в том числе около 80 процентов производимых одежды и домашнего текстиля под всемирно известными марками "Cosco", "Miass Erika", "Bonton", "Ikea", "Sears", "Wal-Mart", "Puma", "Polo", "JC Penny", "Bershka", "Nautika", "Vespolino", пользуются большим спросом потребителей в более чем 70 странах мира. А это подтверждается тем, что туркменские текстильщики успешно участвуют на мировых форумах и выставках, привлечением к себе внимания передовых компаний и фирм мира- производителей и поставщиков текстильного оборудования и новых технологий. Среди них есть новые технологические разработки и эффективные решения в области

хлопкопрядения, крашения, швейного производства, новые предложения по моде.

Сегодня богатства туркменской земли служат интересам нашего народа. Преобразования, осуществляемые в агропромышленном комплексе, направлены дальнейшему увеличению урожайности технических культур и продуктивности скота. А это создает возможности для переработки местного сырья (хлопка, кокона, шерсти), необходимого для национальной текстильной отрасли и производства новых видов тканей. За успехами, достигнутыми в текстильной отрасли, лежат благородные традиции и обычаи, связанные с ткацким ремеслом и являющиеся частью культурного наследия туркменского народа.

Много пословиц и поговорок, легенды и поверья прочно укоренились в народной памяти. Широко распространены в народе такие мудрые изречения как «В доме, где ткут, все сыты», «Хлеб достается тому, кто учится и кто ткет», «Шерсть весеннего острига не годится на кошму, а осеннего острига- на портянки», «Одевает шелк, ест масло», «В шелковом халате доброе и злое не различишь», «Если не умеешь хранить шелк, он

превратится в шерсть», «Мягок, как шелк», «Тот, у кого есть овца, крупный богач, а у кого есть коза- он просто состоятельный человек».

У туркменского народа существуют разные поверья, связанные с тутовником. Тутовник считается священным. Туркмены с добрыми намерениями желают здоровья, используя выражение: «Пусть твое здоровье будет крепким как тутовник». Так же существует поговорка: «У кого есть тутовник, то он здоров и имеет шелк». Согласно туркменским поверьям, шелкопряд тоже считается священным. Поэтому считается, что пожелания, высказанные около шелкопряда, сбываются.

Продолжая традиции предков, в настоящее время население Туркменистана для производства шелка выращивает шелкопряды.

У туркмен встречаются поверья, связанные с шелком, хлопком и шерстью. Например, если лицо женщины родов протирается сырцовым шелком, то оно очищается от пятен. Есть поверье о том, что при повышении артериального давления, помогает красная шелковая нить, завязанная на запястье. Если пупок новорожденного завязывается шелковой нитью, то он

быстро заживает. Так же, при появлении на пупке младенца нарывов, он излечивается золой шелка. При высыпании кори у малолетних детей, то их одевают в платье "кетени" красного цвета, так как у народа существовало твердое поверье, что "кетени" красного цвета облегчает переносимость ребенком кори.

В народе широко распространены поверья, связанные с ткачеством и окрашиванием. Ткани сновались в благоприятные дни, просили покровительства у Айши и Фатимы. Ткачиха с добрыми намерениями завязывает на лоб белую шелковую нитку и желает благополучия в работе. Издревле существующие ткацкие правила состоят из 12 требований, каждое из которых перекликается с определенным поверьем. Например, ткачиха должна приступить к работе с добрыми намерениями, помолившись после омовения. Уверовав в величие Аллаха, просить Его и всех святых о покровительстве и помощи, в их честь раздавать милостыню. Продолжаются такие традиции, как выслушать советы опытных ткачей, готовить учеников, содержать в чистоте рабочее место и орудия труда, уважать коллег. Так же в правилах даются советы о создании ткацких орудий труда, их функционировании, о способах ткачества и протравливания.

Традиции и обычаи туркменского народа стали школой воспитания подрастающего поколения. Например, из разноцветных лоскутков кетени шьются детские постельные принадлежности, фурнитура девушек, покрывала для дверей. Такие изделия из кетени, воспитывая в подрастающем поколении бережливость и трудолюбие. У туркмен продолжаются традиции дарить уважаемым людям верхнюю одежду из "кетени".

Таким образом, жизнь туркменского народа была прочно связана с его национальными традициями и обычаями. Поверья, пословицы и поговорки, относящиеся к различным сторонам жизни, воспитывают в человеке такие моральные качества как мудрость, трудолюбие, умеренность, чистота, а так же учат людей уважать друг друга, не обижать животных. Издавна существующие поверья превратились в обязательные традиции и обычаи. В этой связи у туркмен существуют такие поговорки "К добру!", "Тот, кто верит поверьям, не посшатнется" и т.д.

Туркменский народ стремился передать подрастающему поколению самые благородные качества, создав много поверий, связанные с их воспитанием. Так традиции и обычаи, связанные с ткацким ремеслом, совершенствовались, и передавались из поколения в поколение, и дошли до наших дней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.