THE TRANSFORMATION OF DESTRUCTIVENESS
Polina R. Platonova
Yekaterinburg Museum of Fine Arts Yekaterinburg, Russian Federation
Abstract: The article examines the Yekaterinburg festival of contemporary scrap metal art "Lom", held in the format of Biennial. The phenomenon of scrap metal art is considered as a whole. The author analyzes the features of the artists' works, problems of final objects representation, as well as the conceptual component of metal transformation into an art work.
Keywords: actual art; scrap-metal; scrap-metal art; sculpture; festival; Lom.
Citation: Platonova, P. R. (2023). THE TRANSFORMATION OF DESTRUCTIVENESS. IzobraziteVnoe iskusstvo Urala, Sibiri i DaVnego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 2, № 3(16). pp. 166-171.
П. Р. Платонова
Екатеринбургский музей изобразительных искусств Екатеринбург, Российская Федерация
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ
ДЕСТРУКТИВНОСТИ
В статье анализируется екатеринбургский международный фестиваль актуального искусства «Лом», имеющий биенналъный формат. Рассматривается феномен искусства из металлолома в целом. Описываются особенности работы художников, вопросы репрезентации итоговых объектов, а также концептуальные основы преобразования металла, направляемого на художественную переработку.
Ключевые слова: актуальное искусство; металлолом; искусство из металлолома; скульптура; фестиваль; Лом.
И. Лобанов. Органичное вдохновение. Фрагмент. 2020. Металл, ковка, сварка.
Парк 13. Екатеринбург
I. Lobanov. Organic inspiration. Fragment.
2020. Metal, forging, welding.
Park 13. Yekaterinburg
Традиционно в начале августа один раз в два года в Екатеринбурге стартует Международный фестиваль искусства из металлолома «Лом» [3], название которого указывает на его принципиальную особенность - обязательную работу художников с вторичным материалом, в частности с металлолом1. Близких по мас-
штабу и регулярности аналогов такого события ни в России, ни за рубежом пока нет.
Первый фестиваль «Лом» состоялся в 2009 г. в Екатеринбурге, и за прошедшие 14 лет успел сменить несколько форматов саморепрезентации и экспонирования работ. До 2020 г. форма демонстрации объектов носила временный, от-
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Урала, Сибири и Дальнего Востока | сентябрь 2023 167 FINE ART of the Urals, Siberia and the Far East | September 2023
четный характер: работы авторов выставлялись в Екатеринбургском центральном парке культуры и отдыха им. В. В. Маяковского, а спустя некоторое время их убирали. Лишенные постоянного контекста, произведения являлись чем-то вроде декораций для прогуливающихся горожан. В последние годы организатор фестиваля и коллекционер современного искусства Илья Юрьевич Полетаев формирует постоянную и регулярно пополняемую экспозицию скульптур из металлолома под открытым небом, расположенную на одной из производственных площадок ООО «Электра» (Екатеринбург, ул. Пронина, 54 а). Постепенно эта территория стала настоящим музеем современной скульптуры под открытым небом и получила название «Парк 13». Здесь созданные в ходе фестиваля произведения экспонируются, превращая фрагмент городского пространства в трансформирующийся выставочный зал.
Представляется, что идее фестиваля, родившегося на границе Европы и Азии, работающего с вторичным, грубым и необработанным материалом, близок феномен традиционной ми-ровоззренческо-эстетической концепции Японии - «ваби-саби». В ее основе лежит восхищение объектами «неотшлифованными», сохранившими в себе историю, прожитую ранее. По мнению
Леонарда Корена, американского художника и эстетика, синтез основных элементов ваби-са-би завершился к концу XVI в. возникновением отдельного направления [2, с. 31]. К основным средствам художественной выразительности традиционных объектов ваби-саби относится необработанная поверхность, приспосаблива-емость к разрушению и изнашиванию, сохранение коррозии и повреждений, а также объем сенсорной информации. Корена отмечал: «Метафизическая основа ваби-саби в том, что вещи или стремятся к небытию, или возникают из него» [2, с. 96]. Такое понимание жизненного цикла объекта (от момента создания до распада) близко концепции фестиваля «Лом», участники которого эстетически преобразуют металлолом и различный металлический мусор, изначально предназначенный для переработки во вторичном металлургическом цикле. Современный процесс трансформации лома подобен тому, как в традиционных объектах ваби-саби «покрытый паутиной и ржавчиной металл переживает текстурные метаморфозы» [2, с. 57]. Таким образом, дают о себе знать «физические силы и глубинные процессы, которые стоят за каждым явлением жизни» [2, с. 57].
Дешифровка концепции фестиваля «Лом» вариативна и неоднозначна. Помимо идей
М. Лутято. Раз-два-три-четыре-пять. 2020.
Металл, ковка, сварка.
Парк 13. Екатеринбург
М. Lutyato. One-two-three-four-five. 2020. Metal, forging, welding.
Park 13. Yekaterinburg
Д. Посадский. Гармония многоединства. 2020. Металл, ковка, сварка. Парк 13. Екатеринбург
D. Posadsky. Harmony
of multi-unity. 2020. Metal, forging, welding.
Park 13. Yekaterinburg
16Й ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Урала, Сибири и Дальнего Востока | сентябрь 2023 FINE ART of the Urals. Siberia and the Far East | September 2023
CONTEMPORARY ART-PRACTICE | СОВРЕМЕННЫЕ APT ПРАКТИКИ |
Д. Посадский. Гармония многоединства. Фрагмент. 2020. Металл, ковка, сварка.
Парк 13. Екатеринбург
D. Posadsky. Harmony of multi-unity. Fragment. 2020. Metal, forging, welding.
Park 13. Yekaterinburg
ваби-саби, ему близка экологическая повестка, важен особый живописный потенциал материала, носящего отпечаток времени, и, конечно же, вписанность в общий контекст индустриальной темы города.
Инициатор и организатор фестиваля Илья Юрьевич Полетаев, вспоминая первые годы его формирования, среди факторов, способствовавших его рождению, отмечает изобилие металлолома, а также акцентирует внимание на важности концептуальной составляющей любого объекта, его смысловой сложности2. Так фестиваль «Лом», проистекающий из избыточности металлического мусора в индустриальном городе, смог трансформировать последний в новый медиум, раскрывающий актуальные направления мысли философов, антропологов и других деятелей науки и культуры.
Сегодня для множества произведений искусства, выставочных проектов важен факт причастности к социально-политической повестке, к чему-то, обеспечивающему заведомую актуальность, к животрепещущему
инфоповоду. В случае с фестивалем «Лом» сохраняется искренность обращения к материалу, предложенному авторам, важна именно его художественная сторона. При обзоре объектов, представленных на фестивале в прошлые годы, можно отметить два основных подхода к работе с материалом: наличие повествовательности, как, например, в композиции «Раз-два-три-че-тыре-пять» Михаила Лутято, или отсутствие таковой, иными словами, реалистический и абстрактный подходы. Ряд авторов удачно осмысляет массу и плотность металла, его тактильные и визуальные особенности, тяготеющие к самостоятельному образу потока металла, творящего себя. Показательный пример - скульптура «Гармония многоединства» Дмитрия Посадского (2020), в которой размышления о хрупкой и эфемерной проблеме решаются с помощью выразительности необработанного металла, выверенного соотношения его пластических изгибов, каждый из которых задает собственную ритмику, обеспечивающую «переливание» формы, строящей общую динамику скульптуры.
Основной чертой всех произведений, представляемых в рамках фестиваля,является активная работа с фактурой, контрастное соотношение различных вариаций коррозии и наплывов пайки, как это сделано, например, в композиции Игоря Лобанова «Органичное вдохновение» (2020). Лишь некоторые художники стремятся скрыть следы прошлого бытования материала с помощью краски, что несколько приземляет создаваемый образ. Большинство же участников фестиваля осмысляют ржавчину, неровности и трещины как самостоятельные выразительные средства.
Объект «Лом - наше золото» Владимира Жукова, постоянного участника фестиваля, является чистой абстракцией, формой, лишенной повествовательности, но не смысла, постигаемого умозрительно. Он порождает два ассоциативных образа: плотно сжатый и оставленный на земле лист бумаги, хрупкий и видоизмененный, но также и огромные машины для добычи полезных ископаемых, золотые рудники и прииски, с которыми обобщенной формой листа драгоценного материала и названием схож объект Владимира Жукова.
Тема фестиваля 2023 года «Решетка - знак модернизма. Блеск и тень металла» вдохновлена текстом эссе «Решетки» Розалинды Краусс [1]. Интересно, что эта исследовательская работа
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Урала, Сибири и Дальнего Востока | сентябрь 2023 \ßg FINE ART of the Urals. Siberia and the Far East | September 2023
И. Лобанов. Органичное вдохновение. 2020. Металл, ковка, сварка
Парк 13. Екатеринбург
I. Lobanov. Organic inspiration. 2020. Metal, forging, welding Park 13. Yekaterinburg
важна для фестиваля не только на теоретическом уровне, но и буквально, ведь традиционным материалом для решеток различной функциональности в нашей стране является металл, в будущем - металлолом. В целом объектам 2023 г. свойственна большая образность, что доказывает развитие проекта и его перспективность. Так, 1 место в номинации «Лучшее произведение актуального искусства» занял Андрей Семериков с работой «Жирафы застряли в решетке модернизма»; также весьма примечателен в этом контексте Виктор Белюков с объектом «Вершина. За миг до падения», занявшим 3 место.
Принцип репрезентации работ под открытым небом является частью художественной выразительности скульптур. Материалом восприятия является не только металлолом, но и пространственная среда. В зависимости от времени года, освещения и других природных факторов восприятие скульптуры будет меняться, что обеспечивает ее образу постоянную подвижность. По словам Ильи Полетаева, очень важно стремиться делать социум лучше не только через объекты искусства, но и через сам факт существования фестиваля подобного рода, демонстрирующего, как из разрушенного, отжившего
материала формулируются новые актуальные художественные высказывания3.
Примечания
1. Металлолом (металлический лом) - общее, собирательное название различного металлического мусора (пришедших в негодность металлических изделий), предназначенного для переработки во вторичном металлургическом цикле. Чаще всего к нему относят специально концентрируемый в отведенных местах металлический мусор для последующей переработки (утилизации).
2. Интервью с И. Ю. Полетаевым. Екатеринбург, 13.08.2020. Аудиофайл. Из личного архива П. Р. Платоновой.
3. Там же.
Литература
1. Краусс, Р. Решетки. - URL: http://www. projectclassica.ru/culture/03_2002/2002_03_01.htm (дата обращения 03.09.2023).
2. Корен, Л. Ваби-саби. Японская философия для художников, дизайнеров и писателей. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2019. - 96 с.
3. Международный фестиваль актуального искусства «ЛОМ». - URL: https://festscrapmetal.art/ (дата обращения 03.09.2023).
4. Осипова, Н. О. «Мусорный» ландшафт современной культуры // Вестник ВятГУ - 2011. - № 3-1. - С. 117-121.
170 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Урала, Сибири и Дальнего Востока | сентябрь 2023 FINE ART of the Urals, Siberia and the Far East | September 2023
CONTEMPORARY ART-PRACTICE | СОВРЕМЕННЫЕ АРТ-ПРАКТИКИ |
В. Жуков. Лом -наше золото. 2020.
Металл, ковка. Парк 13. Екатеринбург
V. Zhukov. Scrap is our gold.
2020. Metal forging
Park 13. Yekaterinburg
References
1. Krauss, R. Reshetki [Lattices], available at: http:// www.projectclassica.ru/culture/03_2002/2002_03_01. htm (accessed 03.09.2023).
2. Koren, L. Vabi-sabi. Yaponskaya filosofiya dlya hudozhnikov, dizajnerov i pisatelej [Wabi-sabi. Japanese philosophy for artists, designers and writers]. Moscow, Mann, Ivanov i Ferber, 2019, 96 p.
3. Mezhdunarodnyj festival' aktual'nogo iskusstva «LOM» [International festival of contemporary art "LOM"], available at: https://festscrapmetal.art/ (accessed 03.09.2023).
4. Osipova, N. O. «Musornyj» landshaft sovremennoj kul'tury [Modern cultures "garbige" landscape]. Vestnik VyatGU, 2011, no. 3-1, pp. 117-121.
Об авторе
Платонова Полина Ростиславовна - магистр истории искусств, научный сотрудник Екатеринбургского музея изобразительных искусств
E-mail: [email protected]
Platonova Polina Rostislavovna
Master of Art History, researcher at the Yekaterinburg Museum of Fine Arts
Портрет Владимира Жукова на фоне экспозиционной площадки под открытым небом. 2020
Парк 13. Екатеринбург Portrait
of Vladimir Zhukov against the backdrop of an open-air exhibition area. 2020
Park 13. Yekaterinburg
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Урала, Сибири и Дальнего Востока | сентябрь 2023 \J\ FINE ART of the Urals, Siberia and the Far East | September 2023