Научная статья на тему 'ИСКУССТВО И ДИЗАИН В МАСТЕРСКОЙ ВИКТОРА АЛЕКСЕЕВИЧА ЕРОФЕЕВА'

ИСКУССТВО И ДИЗАИН В МАСТЕРСКОЙ ВИКТОРА АЛЕКСЕЕВИЧА ЕРОФЕЕВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
31
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Виктор Алексеевич Ерофеев / дизайн / арт-дизайн / декоративно-прикладное искусство / искусство Сибири / Viktor Alekseevich Erofeev / design / art design / arts and crafts / art of Siberia

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Медведева Ангелина Борисовна

Статья посвящена творчеству кузбасского художника Виктора Алексеевича Ерофеева. До сих пор деятельность мастера не становилась предметом искусствоведческого исследования. На основе анализа отдельных работ из мастерской В.А. Ерофеева, в которых проявляется современная тенденция синтеза искусства и дизайна, определяется специфика отражения автором темы экологии, а также выявляются связи его творческого метода с искусством и дизайном XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART AND DESIGN IN THE STUDIO OF VICTOR ALEKSEEVICH EROFEEV

The article is devoted to the work of the Kuzbass artist Viktor Alekseevich Erofeev. The masters activity has never been the subject of art history research until now. The specifics of how the author reflects the theme of ecology are determined, and the connections of his creative method with the art and design of the 20th century are revealed based on the analysis of individual works from V.A. Erofeevs workshop, in which the modern trend of art and design synthesis is manifested.

Текст научной работы на тему «ИСКУССТВО И ДИЗАИН В МАСТЕРСКОЙ ВИКТОРА АЛЕКСЕЕВИЧА ЕРОФЕЕВА»

EDN: OKNIOD УДК 745/749

ART AND DESIGN IN THE STUDIO OF VICTOR ALEKSEEVICH EROFEEV

Angelina B. Medvedeva

Kemerovo State University of Culture Kemerovo, Russian Federation

Abstract: The article is devoted to the work of the Kuzbass artist - Viktor Alekseevich Erofeev. The master's activity has never been the subject of art history research until now. The specifics of how the author reflects the theme of ecology are determined, and the connections of his creative method with the art and design of the 20th century are revealed based on the analysis of individual works from V^ A. Erofeev's workshop, in which the modern trend of art and design synthesis is manifested.

Keywords: Viktor Alekseevich Erofeev; design; art design; arts and crafts; art of Siberia. Citation: Medvedeva, A.B. (2023). ART AND DESIGN IN THE STUDIO OF VICTOR ALEKSEEVICH EROFEEV. IzobraziteVnoe iskusstvo Urala, Sibiri i DaVnego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 2, № 2 (15), pp. 56-63.

А.Б. Медведева

Кемеровский государственный институт культуры Кемерово, Российская Федерация

ИСКУССТВО И ДИЗАЙН В МАСТЕРСКОЙ ВИКТОРА АЛЕКСЕЕВИЧА ЕРОФЕЕВА

Статья посвящена творчеству кузбасского художника Виктора Алексеевича Ерофеева. До сих пор деятельность мастера не становилась предметом искусствоведческого исследования. На основе анализа отдельных работ из мастерской В. А. Ерофеева, в которых проявляется современная тенденция синтеза искусства и дизайна, определяется специфика отражения автором темы экологии, а также выявляются связи его творческого метода с искусством и дизайном XX века.

Ключевые слова: Виктор Алексеевич Ерофеев; дизайн; арт-дизайн; декоративно-прикладное искусство; искусство Сибири.

Вторая половина XX века ознаменована расцветом постмодернистского искусства с его многообразием направлений и художественных движений, с отсутствием строгой иерархии эстетических норм. Художники соединяют в своем творчестве разнообразные стили и виды художественного творчества, что дает толчок к появлению таких сложных новых его форм, как перформанс, инсталляция, видео-арт.

Встраивается в эту тенденцию и творчество кузбасского художника Виктора Алексеевича Ерофеева (1954-2023). Он родился в городе Осинники (Кемеровская область) и с 1978 по 1982 год обучался в Кемеровском художественном училище на художественно-оформительском отделении. Занимаясь декоративно-прикладным искусством, графикой, живописью, скульптурой, созданием инсталляций, художественным проектированием и дизайном, он стал автором уникальных произведений, многие из которых находятся на пересечении этих видов искусства. Особенно интересны поиски автора в области дизайна среды.

Для современного дизайна характерно сближение с искусством, и, наоборот, искусство во второй половине XX века становится ближе к дизайну, что особенно справедливо по отношению к скульптуре. Об этом говорят и авторы книги «Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм», отмечая, что «состояние индустриального производства и утопического конструирования определяло скульптуру большей части двадцатого столетия», а сама скульптура в это время «открывается таким сферам опыта, которые раньше считались нежелательными и немыслимыми в рамках скульптурной формы: моде, дизайну, домашнему быту» [4, с. 727]. На это указывает, например, такая тенденция развития скульптуры, как создание небольших по размеру произведений, часто прикладного характера.

Особый вклад в развитие отечественного художественного проектирования внесла Сенежская Центральная учебно-экспериментальная студия Союза художников СССР под руководством Е.А. Розенблюма, в которой стажировались многие члены Союза дизайнеров России, в том числе и В.А. Ерофеев. Студия стала знаковым явлением для развития теории и практики художественного проектирования в таких сферах, как городская среда, общественный и промышленный интерьер, дизайн механизмов и музейной экспозиции. Главная идея состояла в том, что дизайнером должен быть художник, чей подход к

В.А. Ерофеев. Хирургический инструментарий. Инсталляция. 2008. Рентгенологические лампы, металл, стекло. 200x100 Музей истории ГАУЗ «Новокузнецкая городская клиническая больница №1»

V.A. Erofeev. Surgical instruments. Installation. 2008. X-ray lamps, metal, glass. 200x100

Museum of the History of the Novokuznetsk City Clinical Hospital no. 1

индустриальному дизайну, по словам Д. Моранди, определяется как «поиски решения технических проблем художественными средствами и методами, требующими разработки своего специфического языка» [6, с. 37]. В студии также разрабатывалась концепция «открытой формы», которая может развиваться во времени вместе с человеком и побуждать его к сотворчеству.

Продолжая традицию «Сенежа», на протяжении всего творческого пути Виктор Ерофеев активно сотрудничал с музеями, создавая для них художественное оформление выставочных экспозиций и отдельные образно-символические произведения. Среди его работ, например, экспозиция Осинниковского краеведческого музея (1983), Кемеровского областного музея здравоохранения (1985), Научно-технического музея КМК (2001) и экспозиция «Сталинск в годы репрессий» в Новокузнецком краеведческом музее (1997-1998).

Среди отдельных произведений - инсталляция «Хирургический инструментарий» для музея Первой городской клинической больницы имени ЕП. Курбатова. Художник взял уже готовые детали, которые собрал в арт-объект. В основе - аппарат для лечения кожных заболеваний, оснащен-

ный рентгенологическими лампами и другими инструментами для проведения осмотров и операций. Таким образом, инсталляция одновременно является и наглядным пособием, демонстрирующим зрителям разнообразие хирургического инструментария, и произведением художественного творчества. Динамическая композиция развертывается в пространстве в диагональном направлении и создает интенцию восходящего движения. Хирургические приспособления составляют неординарную комбинацию, освобождаясь от своей практической функции и приобретая функцию символическую. В обычной жизни подобные инструменты имеют отрицательную окраску для человека, однако смена контекста создает образную и смысловую модификацию. Медицинские приспособления больше не пугают, а наоборот, призывают зрителя к сотворчеству, предлагая дать собственную интерпретацию. У многих посетителей, например, возникает ассоциация с машиной времени из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Им разрешается трогать инсталляцию и взаимодействовать с ее деталями, что дополнительно снимает негативную смысловую нагрузку. В работе отражается постмодернистская идея деконструкции, так как произведение собирается из уже готовых форм.

Интерьер мастерской В.А. Ерофеева. 2023

Interior of V.A. Erofeev's workshop. 2023

Принципы коллажности и создания нового образа из готового материала, характерные для постмодерна, прослеживаются во всех дизайнерских разработках Виктора Алексеевича. Мастерская художника сама представляет собой инсталляцию, состоящую из живописных и графических станковых и скульптурных работ, найденных объектов-артефактов и переработанной с помощью металлических деталей мебели. При этом все элементы, внедренные в пространство двух этажей мастерской, близки друг другу по духу и эстетическим характеристикам, благодаря чему рождается единый образ механизированного мира.

Стремление переработать старое в нечто совершенно новое роднит творчество мастера с идеалами движения «Креативная утилизация», возникшего в 1980-е годы в Лондоне. Его участники - молодые дизайнеры, выступавшие против перепроизводства массовой продукции, - призывали к «переработке утиля для создания стильных и функциональных артефактов для дома и офиса» [7, с. 464]. Для продвижения своих идей они устраивали перформансы, создавая прямо на сценах клубов скульптурные конструкции из металла и утильсырья. Подобное отрицание традиционных материалов характерно для скульптуры XX века. В.А. Ерофеев, как и многие другие художники, использовал уже не дерево, гипс и камень, а металлы и стекло, которые раннее выступали лишь как вспомогательные материалы. Подобная работа требует не только творческого видения, но и умения работать с металлом, инженерных навыков проектирования, знания функциональных особенностей предметов.

В мастерской художника можно увидеть такие необычные элементы интерьера, как перила из вертолетных труб, воздушный винт - настенное панно, светильник из хирургической лампы, настенные вешалки из лезвий сельскохозяйственного орудия и т.д. Куратор, искусствовед и художественный критик Николя Буррио, анализируя ситуацию в искусстве 1990-х годов, когда художники задействовали в своем творчестве уже готовые объекты, отмечает, что использование какого-либо изделия предполагает необходимость его интерпретации и возможное «извращение его концепции» [2, с. 129]. Поэтому все эти предметы в технике реди-мейда становятся объектами искусства и дизайна в момент осмысления художником их эстетической и прикладной функции.

Мастер перерабатывал бывшие в употреблении детали сложных устройств и конструкций,

машин и самолетов, а также отходы производств, создавая уникальные произведения. В.А. Краснощекое и Т.В. Белько подчеркивают, что методами создания произведений искусства и дизайна эпохи постмодерна являются интерпретация и эклектизм, а сам художник «заимствуя готовый материал, извлекая его из привычной среды и помещая в чужеродную, иногда предварительно слегка изменив... использует любую художественную форму как строительный материал, объявляя вторичность творческим методом» [5, с 599]. Эти принципы справедливы и для творчества Виктора Ерофеева, в котором каждая деталь производства осмыслялась как обладающая художественной выразительностью и способная стать частью нового произведения.

Все произведения художника можно поделить на тяготеющие к дизайну и относящиеся, скорее, к абстрактной скульптуре. Критерием деления выступает возможность их практического применения. Столы, кресла, стулья, стеллажи, светильники, кашпо и часы, полностью состоящие из металлического мусора или частично им модифицированные, имеют функциональное значение. Остальные работы имеют в себе лишь эстетическое и смысловое содержание.

В арт-объектах Виктора Алексеевича находит отражение важная для изобразительного искусства Кузбасса тема человека и завода. Нагляднее всего она раскрывается в индустриальных пейзажах местных художников, взгляд которых на проблему трансформируется от романтизации явления в 1960-х годах, что было связано с масштабным строительством промышленных гигантов и идеями советского общества об индустриализации, до критического осмысления в 1970-1980-е годы с точки зрения дегуманизации среды. В конце 1990-х годов тема экологии

начинает восприниматься иначе. Вместо резкого противопоставления города и промышленного производства с явно негативной окраской появляется идея их возможного гармоничного сосуществования, которая отражается в выставочных проектах Марины Авдеевой - «100 видов завода КМК» (1997), частью чего стала пастельная композиция В.А. Ерофеева «Город металла» (1991), и «Сад металла» (1999), на котором был представлен тетраптих «Эволюция металла» (1997). На картине «Город металла» художник изображает темные трубы завода на фоне закатного неба с ярким, окруженным дымом солнечным диском, который становится символом надежды на светлое будущее. Замысел Марины Авдеевой состоял в попытке преодоления «негативного восприятия завода и города, им порожденного» и приравнивании завода как причины экологической катастрофы, к природным явлениям, являющимися также причинами катастроф и имеющими устоявшуюся традицию эстетического освоения в искусстве [3, с. 9].

В полиптихе «Эволюция металла» помещенные в рамы из стальных прутков композиции из плесков металла уподобляются станковой картине. Рамы сохраняются, но организация материалов утрачивает свойства классической станковой картины: металлические структуры развертываются в трехмерном пространстве. Художник поместил в них различные по своим качествам и структуре металлы - от пористой и ржавой материи свободной формы до обработанных металлических пластин, выстроенных в геометрическую абстрактную композицию. Построение и название полиптиха отсылают нас к свойству живой материи - способности эволюционировать, которая присуща живым организмам. Однако художник наделил ею неживую материю - металл. Такая игра материала и мотивов органического мира

В.А. Ерофеев. Эволюция металла. Полиптих. 1997. Металл. 80x 70x10; 90x70x10; 120x70x20; 80x70x10.

Собственность автора Фото Олег Белобородое.

V.A. Erofeev.

The evolution of metal.

Polyptych. 1997. Metal.

80x 70x10;

90x70x10;

120x 70x20;

80x 70x10.

Author's property Photo by O. Beloborodov

В.А. Ерофеев. Магический пейот. Декоративная композиция. 1999. Сталь, шлак. 120x55x50

Собственность автора Фото Олег Белобородое.

V.A. Erofeev. Magic peyote. Decorative composition. 1999. Steel, slag. 120x55x50

Author's property Photo by O. Beloborodov

B.A. Ерофеев. Интегральная структура. 2017. Легированная сталь, стекло. 150x50x50

Собственность автора

V.A. Erofeev. Integral structure. 2017. Alloy steel, glass. 150x50x50

Author's property

B.A. Ерофеев. Доспехи. Металл.

Собственность автора Фото Олег Белобородое

V.A. Erofeev. Armor. Metal.

Author's property Photo by O. Beloborodov

заметна и в других декоративных композициях. В «Магическом пейоте» (1999) в четкую металлическую конструкцию из стали, выполняющую роль кашпо, помещен кактус, сделанный из шлака. Его черные хаотичные и словно обгорелые структуры напоминают доисторические, окаменелые растительные формы. В произведении сочетается современное, индустриальное и разумное с древним, природным, в чем-то иррациональным и даже мистическим.

Продолжает тему симбиоза живого и неживого декоративная скульптура «Единение» (2013), которая представляет собой полую металлическую сферу с отверстиями. Сверху на нее прикреплены вертикальные структуры, вызывающие ассоциацию с морскими водорослями. В этой работе художник использовал титано-марганце-вый сплав, который местами под воздействием электрического тока приобрел радужную расцветку, придающую произведению фантастичность. Сфера размещена на стеклянной трубке, благодаря чему вся композиция становится пропорциональной человеку. В работе под названием «Интегральная структура» (2017) роль подставки уже выполняет конструкция из пересекающихся между собой прутков из легированной стали. Наверху пористая бурая металлическая структура как бы нарастает на эту конструкцию подобно мху или морским кораллам. У ее основания находит-

ся деталь полуцилиндрической формы. Четкие стальные формы вступают в симбиоз с «природными», причем последние только мимикрируют под органику, собственно ей не являясь. В вышеупомянутых композициях природа и индустрия выступают как диалог двух противоположных, но взаимодополняющих друг друга первоначал, каждое из которых раскрывает себя через другое.

В.А. Ерофеев прибегал к эстетизации отходов металлургического производства для создания разнообразных художественных конструкций. Материалы напоминают органические формы, но при этом сохраняют свои качества, будь то прочность, плавкость или серебристый цвет с металлическим блеском. В качестве произведений искусства использовался металлургический мусор - скрапы в виде застывших брызг и капель, излишки, образовавшиеся на формах при литье металла. Например, как уже готовые декоративные объекты художник размещал на стеллаже в мастерской три остаточные части от заливки металла в формы.

Другая половина объектов в мастерской художника имеет утилитарное назначение. Одними из первых в этом пространстве появились две масштабные объемно-пространственные свето-динамические композиции - «Поглощение положительной энергии» (1997) и «Парализующее приближение» (1998). Они представляют собой

подвешенные под потолком лампы сложной конфигурации. В работе «Поглощение положительной энергии» за основу взяты две небольшие хирургические лампы в форме полусферы. В «Парализующем приближении» основа - светильник более крупного масштаба. К ним добавляются всевозможные металлические детали - шланги, трубки, кольца, барабаны, воронки, балки, манжеты с включением стеклянных трубок и лампочек, которые выстраиваются в, на первый взгляд, хаотичную форму. Они используются как «сырье для создания качественно нового объекта, из совершенно другого функционально-типологического ряда» [1, с. 19]. Элементы скрепляются между собой достаточно свободно и создается ощущение хрупкости механизма. Внушительные размеры, сложность композиции, важную роль в которой играют переплетения четких и плавных линий, создают впечатление развивающегося в пространстве механического организма.

Интересным дизайнерско-скульптурным объектом Виктора Алексеевича является шкаф в виде доспехов, состоящих из нагрудника и шлема. Атрибут средневекового рыцаря выполнен с использованием металла различной фактуры и асимметрии деталей. Половинки нагрудника раскрываются и представляют собой дверцы шкафа, а размещенные над ними наплечники могут выступать в роли вешалки. Металлическая сетка на задней части имитирует кольчугу. Аутентичные формы доспехов даются художником в современном прочтении, тем самым устанавливается связь между символом доиндустриальной эпохи и признаками индустриальной. Утилитарная функция отходит на второй план, однако имеет место. По этой причине данную работу можно с уверенностью причислить к синтетическому творческому течению арт-дизайн, произведения которого представляют собой годные к практическому использованию произведения искусства.

Стоит отметить, что мастер родился и вырос в эпоху надежды на скорое освоение космических пространств. Вероятно, детские впечатления от полета первого человека в космос и от массового увлечения этой темой повлияли на то, что во многих дизайнерских разработках художника обнаруживаются футуристичные черты космической эстетики, получившей широкое распространение в 1950-1960-х годах. В работах В.А. Ерофеева используется белый и серебряный цвет, округлые и продолговатые формы, отражающие поверхности. Один из светильников мастера имеет плафон в форме матовой стеклянной сферы, а в качестве его основания использован опорный изолятор белого цвета. Простая минималистичная геометрическая форма усиливается тонкими деталями дизайна: добавлены металлические элементы, усложняющие лаконичную композицию. Другой «космический» объект - столик-подставка для чайника. Выполненный из металла, с нестандартными ножками, он своим видом напоминает космический аппарат для исследования других планет.

Одна из последних и незаконченных работ - большие напольные часы с маятником, совсем не похожие на их привычный вариант с циферблатом, деревянным корпусом и дверцей. В композиции художника в основании находится система штырей, балок и шестеренок. На вертикальном стержне крепится окружность часового

B.A. Ерофеев. Часы. 2023. Металл.

Собственность автора

V.A. Erofeev. Watch. 2023. Metal

Author's property

B.A. Ерофеев. «Поглощение положительной энергии» (слева) и «Парализующее приближение» (справа). Светоди-намические композиции. 1997; 1998. Стекло, металл. 120x150x180; 280x150x120

Собственность автора

V.A. Erofeev. "Positive energy absorption" (left) and "Paralyzing approach" (right). Light-dynamic compositions. 1997; 1998. Glass, metal. 120x150x180; 280x150x120

Author's property

механизма, который полностью открыт зрителю. Демонстрация деталей конструкции как элементов дизайна соответствует эстетике стиля хай-тек, возникшего в 1970-е годы и активно использовавшего, помимо прочего, промышленные материалы. Если вручную начать раскачивать маятник часов, то можно увидеть движение шестеренок механизма. 11одобным стремлением внести в произведение движение известно кинетическое искусство. Его объектами являются скульптуры, приводимые в движение различными способами - с помощью двигателя, энергии, воздуха или действий наблюдателя. 11еизвестно, как выглядело бы завершенное изделие, однако на этапе разработки в нем прослеживается влияние различных художественных течений.

В разработках Виктора Ерофеева нашли отражение и появившиеся на рубеже веков тенденции развития постиндустриального дизайна. Это, например, создание уникальных изделий вне промышленного производства с учетом индивидуальности потребителя и преобладанием эмоциональной составляющей. Художник не занимался промышленным проектированием: большинство арт-объектов и дизайнерских изделий в его мастерской созданы специально для этого пространства. И как любой другой интерьер, этот отражает устремления и идеалы живущего или работающего в нем человека.

Таким образом, творчество В.А. Ерофеева можно назвать продолжением поисков художников в искусстве и дизайне XX века. В нем отразились идеи постмодернизма о деконструкции, элементы стиля хай-тек и космической эстетики, идеалы движения «Креативная утилизация». Используя в качестве материалов уже готовые объекты, детали и отходы металлических производств, мастер помещал их в другой контекст и создавал новые по форме и замыслу работы, многие из которых одновременно являются и предметами быта, и произведениями искусства. Его декоративные композиции затрагивают важную для Кузбасса тему человека и промышленности, которую Виктор Алексеевич трактовал в оптимистичном ключе. Он прибегал к дихотомии живого и неживого, современного и несовременного, при этом стирая между ними грань. Следуя путем, намеченным Сенежской студией, художник в своих произведениях стремился к открытости форм и индивидуализации, а его мастерская сама стала инсталляцией, воплотившей творческие и философские устремления автора.

Литература

1. Белов, М.И. Дизайн постиндустриального общества: учебное пособие / сост. М.И. Белов, С.М. Михайлов, А. С. Михайлова. - Казань : Дизайн-квартал, 2016.-120 с.

2. Буррио, Н. Реляционная эстетика. Постпродукция / пер. А. Шестаков. - Москва : Ад Маргинем Пресс, 2016.-216 с.

3. Данилова, Л. Г. Развитие темы «Человек. Город. Завод» в творчестве новокузнецких художников. - URL: https://artkuznetsk.ru/chelovek-gorod-zavod/ (дата обращения 20.05.2023).

4. Искусство с 1900 года: Модернизм. Антимодернизм. Постмодернизм / X. Фостер, Р. Краусс, И.-А. Буа, Б. Бухло, Д. Джослит. - Москва : Ад Маргинем Пресс, 2015.-816 с.

5. Краснощеков, В.А. Редизайн и ретродизайн как методы создания произведений современного искусства и дизайна / В.А. Краснощеков, Т.В. Белько // Обсерватория культуры. - 2020. - Т. 17, № 6. - С. 594-605.

6. Сенежская студия. Евгений Розенблюм. 1964-1991 / сост. И. Прокопенко ; под ред. Э. Кубенского. - Екатеринбург : TATLIN, 2019. - 288 с.

7. Филл, Ш. История дизайна / Ш. Филл, П. Филл; пер. с англ. С. Бавина. - Москва : КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2014.-512 с.

References

1. Belov, M.I. Dizajn postindustrial'nogo obshchestva: uchebnoe posobie [Design of post-industrial society: a study guide]. Compilers M.I. Belov, C.M. Mikhajlov, A.S. Mikhajlova. Kazan, Dizajn-kvartal, 2016,120 p.

2. Bourriaud, N. Relyacionnaya estetika. Postprodukciya [Relational aesthetics. Post-production]. Transl. by A. Shestakov. Moscow, Ad Margin em Press, 2016,216 p.

3. Danilova, L. G. Razvitie temy «Chelovek. Gorod. Zavod» v tvorchestve novokuzneckih hudozhnikov [Development ofthe theme "Man. City. Factory"in the work of Novokuznetsk artists], available at: https://artkuznetsk. ru/chelovek-gorod-zavod/ (accessed 20.05.2023).

4. Iskusstvo s 1900 goda: Modernizm. Antimodernizm. Postmodernizm [Art since 1900. Modernism. Antimodernism. Postmodernism], H. Foster,R. Krauss, Y.-A. Bois, B. Buchloh, D. Joselit. Transl. by G. Abdushelishvili. Moscow, Ad Marginem Press, 2015, 816 p.

5. Krasnoshchekov, V.A., Belko, Т. V. Redizajn i retrodizajn kak metody sozdaniya proizvedenij sovremennogo iskusstva i dizajna [Redesign and retrodesign as methods for creating works of contemporary art and design]. Observatoriya kul'tury, 2020, vol. 17, no. 6, pp. 594-605.

6. Senezhskaya studiya. Evgenij Rozenblyum. 1964-1991 [Senezh studio. Evgeniy Rosenblum. 1964-1991]. Compiler I. Prokopenko, ed. by E. Kubensky. Yekaterinburg, TATLIN, 2019,288 p.

7. Fill, Ch, Fill, P. Istoriya dizajna [The history of design]. Transl. from English by S. Bavin. Moscow, KoLibri, Azbuka-Attikus, 2014,512 р.

Об авторе

Медведева Ангелина Борисовна - студентка кафедры культурологии, философии и искусствоведения Кемеровского государственного института культуры E-mail: angelinamedvedeval 101@gmail.com

Medvedeva Angelina Borisovna

Student of the Kemerovo State Institute of Culture, Department of Cultural Studies, Philosophy and Art History

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.