Научная статья на тему 'МЕДИАИНСТАЛЛЯЦИЯ В ИСКУССТВЕ ЕКАТЕРИНБУРГА 2010-Х ГОДОВ'

МЕДИАИНСТАЛЛЯЦИЯ В ИСКУССТВЕ ЕКАТЕРИНБУРГА 2010-Х ГОДОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
83
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО НОВЫХ МЕДИА / МЕДИАИНСТАЛЛЯЦИЯ / ИНТЕРАКТИВНОЕ И ГЕНЕРАТИВНОЕ ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Фищенко Полина Евгеньевна

В статье на примере жанра медиаинсталляции рассматривается развитие медиаискусства в Екатеринбурге. Автором проанализирован общий контекст, в котором формировалась эта линия уральского современного искусства с начала 1990-х годов. В тексте выявлены ключевые арт-группы, работающие в этой сфере в Екатеринбурге, рассмотрены их наиболее значимые медиаинсталляции. Речь идёт, прежде всего, о таких объединениях, как «Куда бегут собаки» и «Музей вечно играющих аттракционов». Отдельно анализируются медиаработы художника Андрея Чугунова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW MEDIA ART OF YEKATERINBURG IN THE 2010S

The article explores the development of the new media art in Yekaterinburg. The author analyzes the general context in which this line of the Ural contemporary art has been formed since the early 1990s. The text identifies the key art groups working with the new media art in Yekaterinburg and their most significant media installations. First of all such art-groups as “Where dogs run” and “Endless Attractions Museum” are concerned. The particular attention is paid to the media works of the artist Andrey Chugunov.

Текст научной работы на тему «МЕДИАИНСТАЛЛЯЦИЯ В ИСКУССТВЕ ЕКАТЕРИНБУРГА 2010-Х ГОДОВ»

DOI: 10.17516/2713-2714-0060

УДК 7.038.3

NEW MEDIA ART

OF YEKATERINBURG IN THE 2010s

Polina E. Fishchenko

Ural Federal University named after Prezident B.N. Yel'tsyn

Yekaterinburg, Russian Federation

Abstract: The article explores the development of the new media art in Yekaterinburg. The author analyzes the general context in which this line of the Ural contemporary art has been formed since the early 1990s. The text identifies the key art groups working with the new media art in Yekaterinburg and their most significant media installations. First of all such art-groups as "Where dogs run" and "Endless Attractions Museum" are concerned. The particular attention is paid to the media works of the artist Andrey Chugunov.

Keywords: new media art; installations; interactive and generative art.

Citation: Fishchenko, P. E. (2022). NEW MEDIA ART OF YEKATERINBURG IN THE 2010s. IzobraziteVnoe iskusstvo Urala, Sibiri i DaVnego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. Т. 1, № 3 (12), p. 170-175.

П. E. Фшценко

Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина

Екатеринбург, Российская Федерация

МЕДИАИНСТАЛЛЯЦИЯ В ИСКУССТВЕ

ЕКАТЕРИНБУРГА 2010-Х ГОДОВ

В статье на примере жанра медиаинсталляции рассматривается развитие медиаискусства в Екатеринбурге. Автором проанализирован общий контекст, в котором формировалась эта линия уральского современного искусства с начала 1990-х годов. В тексте выявлены ключевые арт-группы, работающие в этой сфере в Екатеринбурге, рассмотрены их наиболее значимые медиаинсталляции. Речь идёт, прежде всего, о таких объединениях, как «Куда бегут собаки» и «Музей вечно играющих аттракционов». Отдельно анализируются медиаработы художника Андрея Чугунова.

Ключевые слова: искусство новых медиа; медиаинсталляция; интерактивное и генеративное искусство.

Медиаискусство, стремительно распространившееся в художественном мире в последние десятилетия XX века, обязано своим появлением технической революции и научным открытиям, которые хотя и не имели прямого отношения к искусству, но дали мощный толчок его развитию в новейших формах.

История этого направления неоднородна и пишется на наших глазах: появляются технологии, порождающие новые художественные средства. Понятие «новые медиа» появилось в искусствоведческой лексике в 1990-е годы параллельно с развитием самих форм искусства, в противовес механическим «старым медиа» (печать, фотогра-

Куда бегут собаки. Лица Запаха. 2012. Датчики газоанализатора, армированные пластиковые и полиэтиленовые трубки, вентилятор, компьютер, плоский плазменный телевизор, стол, стеллаж, провода Собственность авторов

Where dogs run. The Faces of the Smell. 2012. Gas analyzer sensors, reinforced plastic and polyethylene tubes, fan, computer, Jlat plasma TV, table, rack, wires Authors's property

Куда бегут собаки. 1,4...19. 2013. Нержавеющая сталь, алюминий, стекло, электронные компоненты, камера, объектив, шт am и в-cm а йка камеры, проектор, компьютер, живые мыши Собственность авторов

Where dogs run. 1,4... 19. 2013. Stainless steel, aluminum, glass, electronic components, camera, lens, camera tripod, projector, computer, live mice Authors''$ properly

фия, радио, телеграф и др.) [4, с. 9]. Оно включает многие художественные явления, использующие достижения научного прогресса второй половины XX столетия: телевидение, спутниковые системы, Интернет, дополненную и виртуальную реальность, компьютеры и цифровую графику и пр.

Медиаистория Екатеринбурга ведёт свою летопись с 1990-х годов, когда в художественной среде города начались поиски новых средств и практик. Новые медиа проникали в искусство региона постепенно. Первым этапом стал видеоарт, который получил здесь широкое развитие в связи с деятельностью студии «Ю-7 ТВ» (основана в 1990 г.), занимавшейся не только дистрибуцией телепрограмм, но и предоставлявшей площадку для видеоэкспериментов уральских художников (например, члены группы «Атомная провинция»). В конце 1990-х годов спектр практик ме-диаискусства расширяется, появляются такие направления, как сайнс- и саунд-арт, использующие интерактивные и генеративные технологии.

Толчком для распространения в Екатеринбурге искусства новых медиа стало создание в 1999 году филиала Государственного центра совре-

менного искусства (ГЦСИ, ныне - Уральский филиал Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). Центр первым в городе начал представлять и архивировать разные виды современного искусства, в том числе и медиаарт: на его базе была собрана и опубликована коллекция видеоарта Урало-Сибирского региона, прошли первые знаковые выставки, в частности «Технологии в фокусе искусства: очарование и вызов» (2011). На ней медиаинсталля-ции екатеринбургских художников (арт-группа «Куда бегут собаки», художник Денис Перевалов) были показаны в одном ряду с российскими (московское объединение «Electroboutique») и зарубежными мастерами [5, с. 4]

Важные ориентиры для развития медиаис-кусства показывает Уральская индустриальная биеннале современного искусства (УИБСИ), проходящая в Екатеринбурге и городах Урала с 2010 года. Всесторонне исследуя трансформацию индустриального общества и различные, нередко драматичные её последствия, биеннале вовлекает регион в мировой художественный контекст, знакомит публику с новейшими тенденциями в искусстве, в том числе и с опытом художников новых медиа, работающих с виртуальной реальностью, видео, научными технологиями в самых различных проявлениях.

Одним из значимых ресурсов для развития медиаискусства в Екатеринбурге стал открытый в 2015 году Президентский центр Б. Н. Ельцина. Его важной частью является медиафасад, пре-вращённый в огромный экран, который активно транслирует ввне работы медиахудожников во время проведения фестивалей и выставок современного искусства, проходящих в Арт-галерее Ельцин Центра. Одной из самых медианасыщен-ных стала однодневная международная выставка «Bring Your Own Beamer» («Принеси свой проектор»), проводимая ежегодно с 2017 года. В ней ме-диаинсталляции, аудиовизуальные перформан-сы, световые скульптуры создают все желающие, кто прошёл отбор. С 2019 года Ельцин Центр проводит ещё и фестиваль светового и медиаискусства «Луч», а с 2020 года - фестиваль и конкурс цифрового видеоарта Pixels Fest.

Все эти события и институции заметно популяризируют медиаискусство в Екатеринбурге и регионе, инициируя обращение художников к различным практикам медиаискусства, поощряя эксперименты с технологиями. Одной из самых распространённых и универсальных форм

в этой области современного искусства стала ме-диаинсталляция, главными признаками которой являются мультимедийное^, интерактивность и сайт-специфичность, а также сочетание различных типов медиа: изображений, текстов, видео и новейших техник пространственного дизайна [3, с. 71]. Медиаинсталляции формируют особую виртуальной среду, предлагая зрителю альтернативный визуальный и чувственный опыт. Они характерны практически для всех направлений медиаискусства, создающих пространственные композиции различного масштаба и содержания.

В Екатеринбурге одним из важных направлений современного искусства, использующих медиансталляцию как ведущую форму, является сайнс-арт (научное искусство) - трансдисциплинарная область, в которой произведения создаются при помощи современных технологий, научных методов и разработок. Первой в этом направлении стала работать арт-группа «Куда бегут собаки» (создана в 2000 году), объединившая четырёх художников - Ольгу Иноземцеву (1977 г. р.), Владислава Булатова (1975 г. р.), Наталию Грехову (1976 г. р.) и Алексея Корзухина (1973 г. р.). Члены группы используют в своей практике широкий спектр технологий и форм (видеоарт, робототехнику, гибридные инсталляции, перфоманс и 1)1У), применяют цифровые алгоритмы, виртуальную реальность, ЗО-моделирование. Большинство проектов группы связаны с серьёзными научными проблемами, которые разрабатываются в сотрудничестве с учёными. Например, инсталляция «Лица Запаха» (2012) представляет собой интерактивную пространственную композицию из массива трубок, соединённых с газоанализаторами и компьютером, в которой датчики беспрерывно анализируют запахи, попадающие в зону их восприятия, когда зритель подходит к устройству. Газоанализаторы собирают информацию, которая затем математически перерабатывается в паттерн, присущий конкретному положению человеку в пространстве в конкретный период времени. В итоге создаётся условный фоторобот, не связанный с оригиналом. Работа утверждает тотальную потребность в визуализации любых проявлений человеческой личности и одновременно говорит о технической невозможности восстановления и записи индивидуальных запахов лиц.

Художники группы «Куда бегут собаки» визуально осмысляют крайне сложные проблемы соотношения материальности и виртуальности современного мира, формирования реальности. В

генеративной инсталляции «1,4...19» (2013) создаётся роботизированный лабиринт с небольшими дверями, по которому бегает живая мышь. Каждый раз, когда она решает повернуть, открывается дверь. Движение мыши по боксу формирует виртуальную проекцию, в которой множество виртуальных мышей, управляемых алгоритмом, генерируют открывание дверей в лабиринте реальной мыши. Постепенно возникает возможность встречи реальной и искусственной мыши, но алгоритм препятствует этому. В результате настоящее работы формируется событиями из будущего и ставится вопрос о зависимости физической реальности от виртуальной.

В генеративной инсталляции «Триалог» (2013) три шара-робота хаотично двигаются в пустом пространстве. Они обмениваются информацией о своём взаимоположении и используют в качестве правила движения закон, аналогичный закону гравитации. Зрители могут изменять физические параметры шаров, но траектория их движения остаётся случайной, они притягиваются и отталкиваются в зависимости от расстояния и массы. В работе визуализирована астрономическая «задача трёх тел» - невозможность предсказать маршрут трёх элементов относительно друг друга, шире -проблема непредсказуемости вселенной и невозможности управления даже системами, созданными человеком.

Философские вопросы пустоты, времени и человеческого сознания поднимаются в работе «Город ноль» (2018). Генеративная инсталляция состоит из блока сгруппированных лифтов разной высоты, которые выполняют единую задачу и работают комплексно, несмотря на отсутствие общего центра управления. Задачей, объединяющий всю инсталляцию, является миссия отдать и принять пустоту, оказавшись на одном этаже. Лифт, получивший входящий сигнал, перемещается на этаж, выбранный программой. Лифт ближайшей шахты получает сигнал и едет на тот же этаж, открывая дверь напротив. Так мы видим передачу сигнала, который может двигаться по пространству всей инсталляции или быстро прерваться. Зритель наблюдает попытки синхронизированной работы самоуправляемых механизмов, поиски способов увеличения времени существования пустоты, реакции на входящие импульсы и замирания в его отсутствие.

Произведения арт-группы «Куда бегут собаки» уникальны по темам, материалу и методам работы. Художники используют и сочетают сложные

А. Чугуна a. Идеальная синхронизация. 2020. Звук, сгенерированный нейросетью, световые элементы, печать на ткани, редимейд, колонки, штативы Собственность авторов

A. Chugunov. A perfect synchronization. 2020. Sound generated

by a neural network, light elements, printing an fabric, readymade, speakers, tripods

Authors's property

А. Чугунов. Тотальный Толстой. 2018. Пидеоарт (длительность -11 мин.), звук, сгенерированный в среде Max MSP Собственность авторов

A. Chugunov. 'Ihe total Tolstoy. 201S. Video art (duration - 11 min.), sound generated in the Шх MSP environment

Authors's properly

* /

f

L

технологические средства для того, чтобы создавать аудиовизуальные образы, вдохновлённые достижениями науки, акцентирующие внимание на нерешённых проблемах и показывающие их наглядно. Сами участники объединения говорят, что «исследуют переплетения мифологического и повседневного, ищут возможные механизмы и новые формы взаимодействия человека с различными аспектами реальности» [1]. В их творчестве современные технологии становятся способом и инструментом для размышлений о человеческом.

Заметным направлением в современном искусстве Екатеринбурга становится в последние годы саунд-арт - звуковое искусство. Им активно занимается Андрей Чугунов (1991 г. р.) - молодой медиахудожник (инженер по первому образованию), создающий звуковые скульптуры, инсталляции, видео-арт и другие междисциплинарные произведения, в которых он совмещает звук, технологическую скульптуру, перформанс и ре-ди-мейд. Творчество этого автора отмечено разнообразием художественных средств и приёмов, обращено к актуальным темам мортальности, темпоральности, памяти и автономии.

В своей генеративной инсталляции «Идеальная синхронизация» (2018) он воссоздаёт инте-

рьер кабинета советского учёного, проходя через который, зритель попадает в зону аудиосветовой инсталляции, представляющей жизненный цикл 14-ти радиопульсаров (подвида нейтронных звёзд). Модель была создана на основе астрофизических наблюдений, актуальных научных исследований и теорий. Основная часть инсталляции состоит из динамиков, установленных на металлических неоновых стойках, и из полотен с отпечатками вращений пульсаров, визуализирующих закодированные данные. Высота размещения динамиков зависит от галактической широты каждой звезды относительно Солнца. Яркость световых элементов, размещённых на стойках, зависит от амплитуд звуковых сигналов, а высота звука - от расстояния до звезды: чем она ближе, тем частота сигнала выше и наоборот. Андрей Чугунов трансформирует статистические данные, переводит их в изображение и звук, тем самым видоизменяет сухую информацию и переводит её в художественный формат.

Схожий подход использовался художником в мультимедийной инсталляции «Тотальный Толстой» (2018), в процессе создания которой были проанализированы дневники Л. Н. Толстого за 1901-1910 годы. Каждое упоминание слов «Я», «Мы» и «Богъ» преобразованы в красный, зеленый и синий цвета и звуковой сигнал, созданный путём перевода каждого местоимения «Я» в синусоидальный сигнал 1 Гц. Художник совместил личные заметки писателя со статистическими данными, архивируя и визуализируя способы самоопределения писателя. Переведя текстовую информацию в цвет и свет, он предлагает зрителю понаблюдать за соотношением цветов в ритме работы, погрузиться в иммерсивную среду «внутреннего Толстого». Итоговая медиаинсталляция стала победителем 22-го Японского фестиваля медиаискусства (2018).

В интерактивной инсталляции «Между» (2018) материалом для художника становится движение двух участников. Два входа находятся на противоположных концах коридора (10x1x2 м), огороженного ширмой. Пространство условно разделено на две половины, в каждой из которой находится посетитель инсталляции. Перемещение участников влияет на звук: передвижение даёт половину громкости и частоты синусоидального сигнала, а длительное нахождение усиливает громкость, так что стоять друг напротив друга становится практически невозможно. В инсталляции у зрителей появляется возможность кон-

тролировать произведение искусства, заставлять его звучать, но только руководствуясь правилами, установленными художником.

В технологически сложных произведениях Андрея Чугунова трансформируются разные аспекты реальности: даты, расстояния, тексты, которые переводятся в звуковые сигналы, а цифровые изображения и скульптурные объёмы, обретающие звучание, создают совершенно новое воплощение статистических данных.

Особую линию развивает в медиаискусстве Екатеринбурга арт-группа «Музей вечно играющих аттракционов», созданная в 2017 году искусствоведом Анастасией Крохалевой и математиком, основателем визуальной лаборатории КиНех Денисом Переваловым. В своем творчестве молодые художники исследуют границы человеческого в технологизированном мире. В работах, состоящих из сенсоров, алгоритмов, механизмов и световых устройств, затрагиваются постапокалиптические, дистопические и эсхатологические темы, в рамках которых критикуется бесчеловечность людей и очеловечиваются роботизированные системы.

Уже первая работа группы - светозвуковая интерактивная инсталляция «Микрокосмос» (2018) - поднимает тему взаимодействия зрителя с произведением. В пространстве темной комнаты установлена тумба, на которой располагается лампа, чей свет проходит через вращающийся фильтр и оставляет отблески на ближайшей стене. Когда зритель подходит к инсталляции, громкость звука усиливается, а лампа начинает вспыхивать. Таким образом материалом работы становится ещё и движение зрителя. Сами художники говорят, что интерактивная инсталляция «воплощает авторское видение модели идеального мироздания - шар из множества светящихся изнутри капель, где каждый человек в частности и всё человечество в целом вовлечено в постоянное движение Вселенной» [2]. В этой работе ключевым материалом является движение зрителя, а сама инсталляция становится проводником в микрокосмос, построенный художниками.

Схожие медиа использованы в интерактивной инсталляции «Кокон» (2017). Она представляет собой цилиндрическую конструкцию диаметром 3 м с входной аркой, пятью металлическими рамами с натянутыми на них тросами и 15-ю нитями оптоволокна бокового свечения. Когда внутрь её заходит посетитель, нити начинают вспыхивать, издаются звуки помех. Характер пульсаций

I ;п

I i4 г1

и звуков зависит от положения человека в пространстве. «Кокон» визуализирует электромагнитные волны Wi-Fi и GSM, не видимые глазом, но опутывающие человека со всех сторон. В работе с помощью ритмической организации света и звука художники создают эстетизированную, но напряжённую среду, погружаясь в которую, зритель может взаимодействовать с пространством.

Интересно использование медиатехнологий в работе «Хозяйка. Present Days» (2018). Название отсылает к сказам Павла Бажова, значимое место в которых занимает взаимодействие мифических персонажей, обладающих знаниями и ценностями, и людей, стремящихся эти знания заполучить. У Бажова владычицей является Хозяйка Медной горы, но, по мнению авторов, в современном мире «Хозяйкой» мог бы стать робот с искусственным интеллектом. Физическое тело «Хозяйки» воплощено в виде трёх роботических рук, а её сознание блуждает по виртуальному лабиринту, показанному на мониторе. Ограничения хода рук создают преграды в лабиринте, в то время как нейросеть определяет движения рук. В лабиринте находятся блуждающие зоны. Если зритель попадает лучом лазера в кристалл в руке Хозяйки, когда её сознание находится в одной из подобных зон, у него появляется шанс быть уви-

Купа бегут собаки. Город Ноль. 2018. Пластик, металл, акриловое стекло, нержавеющая сталь, алюминий, электронные компоненты Собственность авторов

Where dogs run. 'I he Zero City. 20/8. Plastic, metal, acrylic glass, stainless steel, aluminum, electronic components

Authors'* property

Музей вечно играющих аттракционов. Кокон. 2017. Инсталляция, звук, сгенерированный иейросетью, металлические рамы, тросы, нити оптоволокна бокового свечения Собственность авторов

Endless Attractions Museums. Cocoon. 2017. Installation, sound generated by a neural network, metal frames, cables, filaments of optical fiber side glow Authors's properly

денным Хозяйкой и получить приветствие в виде вращения роботических кистей. В рамках данного проекта робот обучается нейронной сетью и нацеливается на самопознание через исследование, человек же может наладить с ним контакт, но только находясь на его «территории» и соблюдая ряд правил. Эта инсталляция создаёт визуальный образ, схожий по влиянию на зрителя со сказами П. Бажова: художники воссоздают загадочную среду, ощущение непознанного и нагнетающего и показывают красоту нечеловеческого, в данном случае роботизированного, создания с помощью виртуального лабиринта, роботических кистей и лазерных лучей.

В творчестве «Музея вечно играющих аттракционов» можно выделить отдельную тематическую группу, посвящённую взаимодействию природы и искусства. Воспроизводимостью природных паттернов отличается работа «Демоны второй природы» (2018) - кинетическая генеративная инсталляция, сочетающая саунд-арт и искусственный интеллект. Произведение представляет собой искусственный газон, приводимый в движение специальными механизмами - актуаторами. По периметру инсталляции расположена светодиодная сетка и колонки, из которых доносится звук актуаторов, преобразованный искусственным интеллектом. Художники не только воссоздают элементы живой природы и приводят её в движение, но и позволяют её доработать нейросе-ти, тем самым ставя технологии на место создателя. В работе привычный человеку ландшафт создаётся с помощью искусственного интеллекта из необычных элементов: пластика и актуаторов. Ставится вопрос авторства и художественности произведения в эпоху цифрового господства.

Иной подход использовался группой в работе «СовтоуЛгайопит» (2018) - инсталляции, состоящей из колокола, камеры и монитора. При поднесении руки зрителя к колоколу, находящаяся внутри камера фиксирует рисунок линий ладони человека. Затем эти данные передаются алгоритму, сопоставляющему изображение с картой звёздного неба. Итоговая часть неба преобразуется в звук и выдаётся на вибродинамик, формируя индивидуальное для каждого зрителя звуковое поле. Таким образом, создатели инсталляции трансформируют полученные ими данные, переводя их в совершенно другой, художественный формат. Причём работа не может существовать без зрителя, так как именно его персональные данные накладываются на изображение звёзд, а затем преобразуются в звук.

Произведения арт-группы «Музей вечно играющих аттракционов» своеобразны по темам, матери-

алам и методам работы. Художники используют и сочетают в них технологические средства, чтобы через аудиовизуальные образы говорить о проблемах человека.

Различные по своему тематическому и технологическому наполнению медиаинсталляции, созданные как в творческом содружестве, так и индивидуально, придают современному искусству Екатеринбурга своеобразный характер. Город с богатым индустриальным и промышленным прошлым, современным интеллектуальным потенциалом и мышлением, даёт медиахудожникам богатый материал для обращения к глобальным научным и гуманитарным проблемам, превращая его с помощью языка медиаинсталляции в оригинальные образы.

Автор выражает благодарность научному руководителю Т. А. Галеевой.

Литература

1. Куда бегут собаки: сайт группы. - URL: http:// wheredogsrun.ru/en/m-home-2/m-eng-rus/ (дата обращения 23.04.2022)

2. Микрокосмос // Музей вечно играющих аттракционов: сайт группы. - URL: https://eamuseum.com/ (дата обращения 22.04.2022)

3. Пол, К. Цифровое искусство. - Москва : Ад Маргинем Пресс, 2017.-272 с.

4. Раш, М. Новые медиа в искусстве. - Москва : Ад Маргинем Пресс, 2018. - 265 с.

5. Технологии в фокусе искусства: очарование и вызов. Каталог выставки / ред. К. Фёдорова. - Екатеринбург, 2011.-79 с. :цв.ил.

References

1. Kuda begut sobaki [Where dogs run]: the group's web site, available at: http://wheredogsrun.ru/en/m-home-2/m-eng-rus/ (accessed 23.04.2022)

2. Mikrokosmos [Microcosm]. Endless Attractions Museum: the group's web site, available at: https://eamuseum.com/ (accessed 22.04.2022)

3. Paul Ch. Cifrovoe iskusstvo [Digital Art]. Moscow, Ad Marginem Press, 2017, 272 p.

4. Rush M. Novy'e media v iskusstve [New Media in Art]. Moscow, Ad Marginem Press, 2018, 265 p.

5. Texnologii vfokuseiskusstva: ocharovaniei vy'zov. Katalog vy'stavki [Technologies in the spotlight of art: an enchantment and a challenge. The exhibition's catalogue]. Ed. K. Fyodorova. Yekaterinburg, 2011, 79 p.

Об авторе

Фищенко Полина Евгеньевна - бакалавр истории искусств Уральского федерального университета имени Б. Н. Ельцина

E-mail: polinafischtschenko@gmail.com Fishchenko Polina Yevgen'evna

Bachelor of Arts, Ural Federal University named after Prezident B.N. Yeltsyn

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.