УДК 323.2; 32.019.52 Солоненко А. В.
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова 119991, г. Москва, Ленинские горы, д. 1, Российская Федерация
ПРЕМЬЕР-МИНИСТР РОССИИ: ИДЕАЛЬНЫЙ И РЕАЛЬНЫЙ (ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ)
АННОТАЦИЯ
Цель. Исследование образа М. В. Мишустина, сложившегося в сознании жителей Брянской области, и его соотнесение с идеальными представлениями граждан о чиновнике высшего уровня.
Процедура и методы. Были использованы методы «case-study», метод глубинных фокусированных интервью с применением стимульного материала в виде чёрно-белой фотографии М. В. Мишустина, анализ документов и других вторичных свидетельств. Исследование проводилось в 2021-2022 гг. в Брянской области. Всего было проведено 40 глубинных интервью.
Результаты. На основании сравнительного анализа образов реального и идеального министров был сделан вывод, что М. В. Мишустин в значительной степени соответствует идеальным представлениям жителей Брянской области. Теоретическая и практическая значимость заключается в определении региональной специфики восприятия политических лидеров, соотношения реальных образов политиков и существующих в массовом сознании идеальных представлений. Выявленные различия между идеалом и реальностью позволяют скорректировать имидж политика, создают возможности для выстраивания доверительных отношений между властью и населением России.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
исполнительная власть, массовое сознание, образ идеального политика, М. В. Мишустин, политическое восприятие, премьер-министр
СТРУКТУРА
Введение
Идеальный чиновник в представлении граждан
Образ Председателя Правительства М. В. Мишустина: сравнение с идеалом Заключение
К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА
■Ъ
К НАЧАЛУ СТАТЬИ
A. Solonenko
LomonosovMoscow State University
Leninskie Gory 1, Moscow 119991, Russian Federation
THE PRIME MINISTER OF RUSSIA: IDEAL AND REAL (POLITICAL PERCEPTIONS OF RESIDENTS OF THE BRYANSK REGION)
ABSTRACT
■
Aim. To explore the image of M. V. Mishustin, formed in the minds of residents of the Bryansk region, and its correlation with the ideal perceptions of citizens about high-level officials.
Methodology. The methods of "case-study", the in-depth focused interviews using stimulus material in the form of a black-and-white photograph of M. V. Mishustin, analysis of documents and other secondary evidence were used. The study was conducted in 2021-2022 in the Bryansk region. A total of 40 in-depth interviews were conducted.
Results. Based on a comparative analysis of the images of real and ideal ministers, it was concluded that M.V. Mishustin more closely corresponds to the ideal perceptions of residents of the Bryansk region.
Research implications. The theoretical and practical significance lies in the estimation of regional specifics of political leader perception as well as in correlation between real images of politicians and their ideal perceptions that exist in the mass consciousness. The differences between the real and ideal revealed in the course of the study provide means for correcting the political leader's image and building trust-based relationships between the authorities and Russian population.
KEYWORDS
I
executive power, mass consciousness, image of an ideal politician, M. V. Mishustin, political perception, the prime minister
ВВЕДЕНИЕ
Правительство Российской Федерации - это высший исполнительный орган власти в стране. В настоящее время его Председателем является М. В. Мишустин. Перед тем, как занять этот пост, он получил опыт работы на государственной службе, в бизнес-структурах и в научной сфере. Разносторонние знания, большой опыт работы, способность эффективно реализовать поставленные цели позволили М. В. Мишустину получить названную должность. Теперь он, будучи Председателем Правительства, является первым среди министров и направляет их работу.
Важно подчеркнуть, что М. В. Мишустин возглавил правительство в сложный для страны период. Изначально оно было сформировано как пра- |= вительство «национальных проектов» - ставилась задача их реализации, всеобъемлющей модернизации экономики и совершенствования в целом всех управленческих процессов. Однако пандемия СОУЮ-19, а с февраля 2022 г. беспрецедентное санкционное давление на Россию со стороны Запа-
■<1
да внесли свои коррективы. М. В. Мишустин столкнулся с тем, что пришлось перестраивать всю деятельность правительства - она приобрела антикризисный характер. Антироссийские санкции впоследствии также усугубили экономическую ситуацию в стране.
Стоит отметить, что, несмотря на кризис, М. В. Мишустин как премьер-министр обладает высоким уровнем доверия и одобрения по сравнению со своим предшественником Д. А. Медведевым. Предположительно, это связано с тем, что первый больше соответствует представлениям граждан об идеальном чиновнике, чем второй. Данная гипотеза требует изучения восприятия образа премьер-министра россиянами.
Важным представляется исследование представлений о М. В. Мишусти-не не только в Москве, но и в регионах. В данной работе в качестве специального кейса выбрана Брянская область. Регион находится в сложных экономических условиях, нуждается в поддержке федерального центра (правительства), поэтому изучение мнения его жителей представляется особенно интересным.
Теоретическая база исследования включает два блока публикаций. Первый из них посвящён общей теории политического восприятия и механизмам восприятия политических лидеров, а второй - исполнительному лидерству и включает в себя лидерство Председателя Правительства.
Согласно общей теории политического восприятия [1; 3; 6-8; 10; 14; 23; 24] образ политического лидера представляет собой как отражение реальных характеристик политика, так и проекцию ожиданий граждан. Идеальный образ в процессе персонификации накладывается на образ объекта восприятия - именно с идеальными образцами сравнивают реальных политиков. Это необходимо учитывать, поскольку данный аспект восприятия гражданами политического лидера, в настоящем случае премьер-министра, влияет на уровень доверия населения к нему, а также на его удовлетворённость политическим курсом в стране. В рамках теории социальных представлений [2; 22] важно отметить, что реальные и идеальные представления [9; 15], являясь разновидностями политических представлений [12], имеют одинаковые механизмы формирования.
Премьер-министр - это политический лидер исполнительного типа. Специфику его восприятия во многом обусловливает сочетание политической и административной власти - черт политического лидера и чиновника-бюрократа в рамках его роли и исполняемых полномочий [5]. Необходимо подчеркнуть, что в литературе имеются лишь единичные работы, посвящён- |= ные изучению лидерства исполнительного типа [4; 13; 16-21]. Важно отметить
НОМЕРД
вклад российского политического психолога И. И. Рогозарь-Колпаковой, исследовавшей исполнительное лидерство федеральных министров [11].
■<1
В данной статье был использован метод case-study: в работе рассматривается проблема восприятия гражданами премьер-министра в одном конкретном субъекте - Брянской области.
В рамках исследования использовался метод глубинных фокусированных интервью. При этом в рамках изучения образа М. В. Мишустина использовались метод фиксированных ассоциаций с животным, цветом и запахом, а также стимульный материал в виде чёрно-белой фотографии премьер-министра, предъявляемой респонденту. Исследование проводилось в 2021-2022 гг. в Брянской области и носило преимущественно качественный характер. Всего было проведено 40 глубинных фокусированных интервью. Выборка респондентов была сбалансирована по полу, возрасту, образованию. Исследовались такие аспекты, как личностные и профессиональные качества идеального премьер-министра, его внешность, пол, возраст и образование, а также ролевые особенности. Образ М. В. Мишустина анализировался по трём шкалам: привлекательности, силы и активности на рациональном и бессознательном уровнях.
ИДЕАЛЬНЫЙ ЧИНОВНИК В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ГРАЖДАН
В ходе интервью респондентов просили ответить на вопросы о двух группах качеств идеального чиновника: необходимых и неприемлемых. Отдельно были проанализированы личностные и профессиональные характеристики главы исполнительной власти.
Начнём с необходимых качеств бюрократа. Если говорить о личностных качествах, на первом месте для граждан оказались морально-этические: честность, доброжелательность и бескорыстность. Респондентам важно, чтобы идеальный чиновник был правдив и делал всё во благо народа.
Среди наиболее часто упоминаемых профессиональных качеств можно выделить компетентность, коммуникабельность, образованность, ответственность, опытность и трудолюбие. Респонденты отмечали, что идеальный чиновник должен быть специалистом, обязательно иметь опыт работы, знать все проблемы изнутри.
Если говорить о неприемлемых личностных качествах, т. е. тех, которые не должны быть присущи идеальному представителю исполнительной власти, этот список получился гораздо длиннее, чем список желательных. Наиболее часто в качестве негативных характеристик назывались эгоизм, лживость, корысть, меркантильность, невоспитанность, равнодушие. Респонденты указывали на важность для политиков федерального уровня уме- НОМЕРА
ния слышать народ, учитывать его проблемы и стремиться улучшать жизнь граждан, а не свою собственную.
Наиболее упоминаемыми негативными профессиональными качествами стали склонность к коррупции и безответственность. Учитывая тот факт,
ЕЪ
что респонденты в целом мало знакомы с федеральными чиновниками, полагаем, что они переносили на них негативные черты, которые в целом могут быть присущи любому политику: «Вор и преступник, эгоист, жадный человек» (муж., 31 г.).
Обобщённый портрет идеального высокопоставленного чиновника выглядит так:
1. Пол. Большинство респондентов высказались в пользу того, что пол не имеет значения (55%). Этот результат был достаточно неожиданным, поскольку большинство государственных постов занимают мужчины, гражданам также привычнее видеть именно их. Подчёркивалось, что важен профессионализм, но не пол чиновника. Это свидетельствует о некоторых изменениях гендерных стереотипов: «Пол неважен, то есть нет никакой разницы... Главное - это его профессионализм» (жен., 18 лет).
2. Возраст. В целом гипотезы подтвердились - граждане предпочитают видеть на посту федерального чиновника спокойного и опытного, не очень молодого и не очень старого человека. «Возраст - так ... как президенту - 35-50 лет. Вот такой диапазон. Потому что он молодой, здоровый, энергичный, имеет опыт» (жен., 75 лет).
3. Образование. 100% опрошенных считает, что идеальные министр и глава правительства должны обязательно иметь высшее образование. «Это высшее образование в любом случае, это же человек, который представляет народ.» (жен., 40 лет). Некоторые уточняли профиль: «Это обязательно должна быть политология, то есть образование, связанное с политикой, социальными вопросами» (муж., 44 года).
4. Внешность. Для большинства граждан (80%) не является важной внешность идеального чиновника, поскольку они обращают внимание на более значимые для них качества, как личностные, так и профессиональные.
5. Доступность и коммуникабельность. Несмотря на то, что премьер-министр является главой исполнительной ветви власти, он сочетает в себе функции и бюрократа, и публичного политика. Для граждан (95%) важно, чтобы он был действительно публичным и часто появлялся в СМИ, а также регулярно встречался с людьми - тогда он будет знать обо всех проблемах населения.
6. Стиль руководства. Большинство респондентов (65%) считают, что идеальный глава правительства должен быть гибким руководителем, только в этом случае работа будет продуктивной.
7. Цели. Единого мнения у респондентов нет - одни считают, что стране |= нужна стабильность (45%), а другие видят необходимость в кардинальных
НОМЕРА
переменах (40%). Большинство респондентов считает, что идеальному бюрократу нужна власть, чтобы сделать жизнь людей лучше.
8. Политик-профессионал? Большинство опрошенных считает, что идеальный чиновник должен быть профессиональным политиком, однако
■<1
35% респондентов затруднились ответить, поскольку считают, что это не имеет значения - важно, чтобы глава правительства разбирался в соответствующей сфере.
Таким образом, представления об идеальном высокопоставленном чиновнике в сознании российских граждан достаточно чёткие и сформированные. Существует запрос на моральные качества - это свидетельствует о том, что идеальный чиновник, по мнению граждан, не просто «слуга народа», а ещё и некий образец для подражания, человек, за которым должны идти, -лидер. В этом проявляется также двойственность роли главы правительства - с одной стороны, это администратор, а с другой, - публичный политик, причём для людей очень важной является именно последняя сторона его деятельности.
ОБРАЗ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА М. В. МИШУСТИНА: СРАВНЕНИЕ С ИДЕАЛОМ
Сопоставим образ М. В. Мишустина с образом идеального чиновника, сложившимся в сознании граждан, для подтверждения гипотезы, что высокий уровень доверия и одобрения премьер-министра связан с соответствием его образа идеальным представлениям граждан. Основными критериями сравнения стали показатели привлекательности, силы и активности.
1. Привлекательность.
Важность телесных характеристик в образах реального и идеального министра одинаково низка - в случае с М. В. Мишустиным они и вовсе ни разу не упоминались. На фоне этого ярко выделяются морально-этические характеристики, которые имеют большее значение для граждан. По сути, это стержневые характеристики. В обоих случаях граждане подчёркивали значимость таких качеств, как справедливость, честность, доброжелательность и др. Это свидетельствует о том, что премьер-министр является не просто политиком, выполняющим определённый набор функций, но и образцом для подражания, эталоном в глазах населения. Представляется, что данный факт подчёркивает значимость лидерской составляющей в образах.
Не меньшее значение имеют психологические и профессиональные характеристики, среди которых - целеустремлённость, тактичность, опытность и др. Они присущи обоим образам. При этом идеальный премьер-министр гражданам видится более публичным и коммуникабельным, находящимся «среди людей». Этого не хватает реальному М. В. Мишустину. Его узнаваемость высока, однако среди молодых людей она меньше, чем среди старшего населения. Видится, что это связано с особенностями информационного
- НОМЕРА
потребления: люди младшего возраста реже смотрят новостные передачи по телевидению, где М. В. Мишустин появляется очень часто. Между тем в интернете его образ транслируется редко.
ЕЪ
Имеются существенные различия в мотивационном портрете чиновника. Здесь на первом месте находится мотив «власти ради дела», что является хорошим знаком. Однако наряду с ним в мотивационном профиле бюрократа наличествует также мотив «власти ради власти», подчёркивающий его место в системе управления, а в профиле М. В. Мишустина к нему добавляются «власть ради денег» и «власть ради амбиций». Часть респондентов считает, что премьер-министр властью вовсе не обладает, поскольку его назначает Президент Российской Федерации; М. В. Мишустин лишь исполнитель: «Насколько мне известно, Председателя Правительства России назначает Президент, это не выборная должность, могу здесь ошибиться. Следовательно, ему не нужна агиткомпания, а в случае чего, на его должность в следующий раз просто могут назначить другого человека» (жен., 20 лет). Мотивационный портрет реального министра более сложный и неоднозначный, поскольку выделяется его личное стремление к обогащению, чего нет и не должно быть у идеального чиновника.
2. Сила.
Образы реального и идеального политика отличаются высоким показателем силы. Идеальный чиновник - это умелый оратор, которого отличает убедительная речь, а также грамотный специалист, способный прогнозировать свои шаги и настойчиво идти к нужной цели. Его также отличает устойчивость во взглядах.
Это свойственно и реальному премьер-министру. Согласно представлениям граждан, М. В. Мишустин последовательно проводит благоприятный для страны экономический курс, обеспечивающий постепенный выход страны из кризиса. Он уверенно держится на публике, в частности, во время своих выступлений, подтверждая компетентность в своей сфере деятельности. Высокий показатель силы проявляется также на бессознательном уровне восприятия М. В. Мишустина, поскольку он в большей мере ассоциируется с сильным, агрессивным, маскулинным животным, «хозяином леса». Ассоциации с цветом показывают, что с фигурой премьер-министра у граждан связаны светлые надежды на будущее, а также представления о безопасности и комфорте.
3. Активность.
Оба образа отличаются высоким показателем активности. По мнению респондентов, идеальный чиновник должен использовать «власть ради дела». Премьер-министр в представлениях граждан должен быть деятелен, трудолюбив и активен, поскольку занимается улучшением жизни населения, в частности, в регионах, посещая их с целью выявления значимых проблем. Отмечалось, что он находится на своём месте и справляется со своими полномочиями должным образом. «Я благодарю Председателя Правительства за нужные и важные для россиян преобразования», - так высказалась о М. В. Мишустине женщина 65 лет. О высоком уровне данного показателя
К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА
шь
свидетельствуют ассоциации с активными, выносливыми и работящими животными-хозяйственниками - таким гражданам, соответственно, видится и сам премьер-министр. Это подчёркивает также преобладание маскулинных запахов, с которыми респонденты ассоциировали М. В. Мишустина.
Для конкретизации основных моментов представляется возможным выделение дополнительных критериев сравнения:
Возраст и внешность. Для граждан пол и внешность не так важны, как возраст. М. В. Мишустину на момент исследования было 55 лет, он достаточно активен и энергичен, но при этом опытен, чтобы решать насущные проблемы. Таким образом, он соответствует ожиданиям граждан по этому пункту.
Личностные качества. Большая часть респондентов называла исключительно положительные качества М. В. Мишустина: справедливость, честность, ум и эрудированность, спокойствие, целеустремлённость. Особое значение имеют моральные характеристики М. В. Мишустина, отвечающие запросу населения на их наличие у политика такого уровня, поскольку премьер-министр - это не просто исполнитель, а именно лидер, что более важно для граждан.
Профессиональные качества. Как и в случае с личностными качествами, М. В. Мишустин также обладает качествами, позитивно характеризующими его как профессионала в своей сфере: образованностью - наличием высшего образования, - опытностью, трудолюбием, исполнительностью, тактичностью.
Доступность и коммуникабельность. Для граждан очень важно, чтобы премьер-министр знал об их проблемах и решал их. Это возможно благодаря проведению встреч с населением и другим формам коммуникации. Здесь ситуация противоречива: с одной стороны, М. В. Мишустин внимателен к проблемам регионов, совершает рабочие поездки, но, с другой стороны, он редко появляется в интернете, при этом часто его можно увидеть по телевидению. Это негативно влияет на его узнаваемость среди молодёжи.
Мотивы. В мотивационном профиле М. В. Мишустина преобладают мотивы власти ради дела, что соответствует ожиданиям граждан, желающих видеть свою страну процветающей и ожидающих улучшения, в частности, собственного уровня жизни. Корыстный мотив также ему присущ, что подчёркивает неоднозначность мотивационного портрета премьер-министра.
Цели. В современных сложных условиях, вызванных пандемией корона-вируса и санкциями, М. В. Мишустин прикладывает все усилия для преодоления экономического кризиса и социальной поддержки населения, которое, |= в свою очередь, чувствует эффект от принятых мер, демонстрируя высокий уровень доверия премьер-министру.
■<1
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты исследования показали, что образ Председателя Правительства М. В. Мишустина достаточно чётко сформирован, несмотря на то что он пришёл на своё место не так давно. В связи со спецификой занимаемой должности восприятие гражданами М. В. Мишустина детерминировано их оценкой обстановки в обществе и государстве, в частности, эффективности антикризисного курса.
Образ премьер-министра обладает достаточно высокими показателями привлекательности, силы и активности как на рациональном, так и на бессознательном уровнях восприятия. При этом осознаваемые и неосознаваемые аспекты в значительной мере совпадают. Данный факт свидетельствует о конгруэнтности образа.
Учитывая высокую значимость моральных характеристик в структуре образа, можно сказать, что, оценивая М. В. Мишустина, граждане сравнивают его с идеальным прототипом. При этом стоит учитывать, что в условиях кризиса требования к политику особенно строги. Несмотря на это, М. В. Ми-шустин воспринимается гражданами как политический лидер, сильный, активный и маскулинный политик, который способен улучшить их жизнь, повысить благосостояние и принести благо государству.
С другой стороны, были рассмотрены идеальные представления граждан о федеральном чиновнике. Закономерно, что, будучи эталоном, идеальным образцом, данный образ характеризуется высокими показателями привлекательности, силы и активности.
На основании сравнительного анализа образов реального и идеального министров был сделан вывод, что М. В. Мишустин в большей степени соответствует идеальным представлениям граждан. Это особенно значимо в условиях общегосударственного кризиса в депрессивном регионе, поскольку требования к политику такого уровня только возрастают. Тем не менее полученные данные показывают, что М. В. Мишустин достойно справляется со своими должностными обязанностями, обращает внимание на проблемы регионов и стремится улучшить жизнь граждан, оправдывая в целом связанные с ним ожидания граждан.
Таким образом, подтвердилась основная гипотеза, что М. В. Мишустин в целом соответствует идеальным представлениям граждан, что находит своё выражение в высоком уровне доверия и в одобрении его деятельности. Однако несмотря на то, что образы идеального и реального премьер-министров оказались во многом схожи, были выявлены определённые различия. Их наличие свидетельствует о том, что существуют проблемные зоны, на которые следует обращать внимание и с которыми необходимо работать для поддержания высоких рейтингов - уровня одобрения населением премьер-министра и его работы. Это влияет на дальнейшее пребывание М. В. Мишу-стина на посту премьер-министра и на потенциальное наращивание его политической субъектности в будущем.
К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА
шь
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ
Статья поступила в редакцию: 11.07.2022 Статья размещена на сайте: 13.01.2023
ЛИТЕРАТУРА
1. Власть и лидеры в восприятии российских граждан. Четверть века наблюдений (1993-2018 гг.) / отв. ред. Е. Б. Шестопал. М.: Весь мир, 2019. 656 с.
2. Емельянова Т. П. Социальные представления: история, теория и эмпирические исследования. М.: Институт психологии РАН, 2016. 476 с.
3. Криворучко М. В. Особенности образов идеального и типичного политических лидеров в представлениях граждан с разной политической активностью // Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2008. № 2. С. 51-59.
4. Лассуэлл Г. Д. Психопатология и политика / пер. с англ. Т. Н. Самсоно-вой, Н. В. Коротковой. М.: Издательство РАГС, 2005. 352 с.
5. Макаров С. Н. Специфика организационного лидерства в исполнительных органах государственной власти // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2010. № 6. С. 98-106.
6. Митина О. В., Петренко В. Ф. Опыт использования психосемантической методики «образ политического лидера» для сопоставительных исследований восприятия имиджей политических деятелей // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 5. С. 256-259.
7. Особенности политического восприятия в современных российских условиях / А. Л. Зверев, И. С. Палитай, Н. В. Смулькина, А. И. Рогозарь // Полис. Политические исследования. 2016. № 3. С. 40-54.
8. Пищева Т. Н. Политические образы: проблемы исследования и интерпретации // Полис. Политические исследования. 2011. № 2. С. 47-52.
9. Рогач Н. Н. Депутат Государственной Думы в восприятии российских граждан: идеальные представления и существующие реалии // Полилог: [сайт]. 2021. Т. 5. № 3. 1Ж1-: https://polylogos-journal.ru (дата обращения: 11.06.2022).
10. Рогач Н. Н. Образ идеального президента в современной России // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2020. № 4. С. 24-36.
11. Рогозарь И. И. Исполнительное лидерство федеральных министров: влияние личностных особенностей на исполнение роли министра: ав-тореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2011. 26 с.
12. Селезнева А. В. Политические представления российской молодежи как основания формирования национально-государственной идентичности // Ценности и смыслы. 2012. № 5. С. 149-166.
■<■>
К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА
шь
16.
17
13. Современная элита России: политико-психологический анализ / под ред. Е. Б. Шестопал, А. В. Селезневой. М.: АРГАМАК-МЕДИА, 2015. 448 с.
14. Чернецкая Н. И. Образы ведущих политиков России в сопоставлении с образом идеального национального лидера // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2016. Т. 15. С. 50-59.
15. Шестопал Е. Б., Рогач Н. Н. Идеальные представления как фактор восприятия реального политического лидера // Полис. Политические исследования. 2020. № 4. С. 166-181.
Bogardus E. S. Leaders and leadership. New York: D. Appleton-Century, 1934. 138 p.
Burns J. Mc. Leadership. New York: Harper & Row, 1978. 530 p.
18. Andeweg R. B. Ministers as double agents? The delegation process between cabinet and ministers // European Journal of Political Research. 2000. № 37. P. 377-395.
19. Hart P. T., Wille A. Ministers and top officials in the Dutch core executive: living together, growing apart? // Public administration. 2006. Vol. 84. № 1. P. 121-146.
20. Heffernan R. Exploring (and Explaining) the British Prime Minister // British Journal of Politics and International Relations. 2005. Vol. 7. № 4. P. 605-620.
21. Hermann M. G., Milburn Th. W. A psychological examination of political leaders. New York: Free Press, 1977. 516 p.
22. Moscovici S. Why a theory of social representations? // Representations of the social: bridging theoretical traditions / ed. K. Deaux, G. Philogène. Oxford: Blackwell Publichers, 2001. P. 18-61.
23. Osgood C. E. A behavioristic analysis of perception and language as cognitive phenomena // Bruner J. S. Contemporary approach to cognition. Cambridge: Harvard University Press, 1952. P. 75-118.
24. Zakrizevska M. The components of an ideal politician's image // The views of politicians: materials from the 5th International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM 2018, Italy, Florence, 2326 October, 2018. Sofia: STEF92 Technology Ltd, 2018. P. 193-202.
REFERENCES
1. Shestopal E. B., ed. Vlast' i lidery v vospriyatii rossiiskikh grazhdan. Chetvert' veka nablyudenii (1993-2018 gg.) [Power and leaders in the perception of Russian citizens. A quarter of a century of observations (1993-2018)]. Moscow, Ves' mir Publ., 2019. 656 p.
2. Emelyanova T. P. Sotsial'nye predstavleniya: istoriya, teoriya i empiricheskie issledovaniya [Social Representations: History, Theory and Empirical Research]. Moscow, Institute of Psychology RAS Publ., 2016. 476 p.
3. Krivoruchko M. V. [Features of images of ideal and typical political leaders in the perceptions of citizens with different political activity]. In: Vestnik Omskogo universiteta. Seriya: Psikhologiya [Herald of Omsk University. Series: Psychology], 2008, no. 2, pp. 51-59.
■<■>
К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА
шь
4. Lasswell H. D. Psychopathology and politics (Rus. ed.: Samsonova T. N., Korotkova N. V., transls. Psikhopatologiya i politika. Moscow, Izdatelstvo RAGS Publ., 2005. 352 p.).
5. Makarov S. N. [Specifics of organizational leadership in the executive bodies of state power]. In: Vestnik Baltiiskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. Seriya: Gumanitarnye i obshchestvennye nauki [IKBFU's Vestnik. Series: Humanities and social sciences], 2010, no. 6, pp. 98-106.
6. Mitina O. V., Petrenko V. F. [Using a psychosemantic method "Image of a political leader" for comparative research perception of political leaders' images]. In: Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], 2018, no. 5, pp. 256-259.
7. Zverev A. L., Palitay I. S., Smulkina N. V., Rogozar A. I. [Specifics of political perception in contemporary Russia]. In: Polis. Politicheskiye issledovania [Polis. Political Studies], 2016, no. 3, pp. 40-54.
8. Pishcheva T. N. [Political Images: Problems of Research and Interpretation]. In: Polis. Politicheskiye issledovania [Polis. Political Studies], 2011, no. 2, pp. 47-52.
9. Rogach N. N. [The Deputy of the State Duma in perception of Russian citizens: ideal representations and reality]. In: Polilog [Polylogos], 2021, vol. 5, no. 3. Available at: https://polylogos-journal.ru (accessed: 11.06.2022).
10. Rogach N. N. [The Image of an Ideal President in Modern Russia: socio-demographic dimension]. In: Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 12. Politicheskie nauki [Bulletin of Moscow University. Series 12. Political Sciences], 2020, no. 4, pp. 24-36.
11. Rogozar I. I. Ispolnitel'noe liderstvo federal'nykh ministrov: vliyanie lichnostnykh osobennostei na ispolnenie roli ministra: avtoref. dis. ... kand. polit. nauk [Executive leadership of federal ministers: the impact of personal characteristics on the performance of the role of a minister: abstract of Cand. Sci. thesis in Political sciences]. Moscow, 2011. 26 p.
12. Selezneva A. V. [Political representations of Russian youth as the basis for the formation of national-state identity]. In: Tsennosti i smysly [Values and Meanings], 2012, no. 5, pp. 149-166.
13. Shestopal E. B., Selezneva A. V., eds. Sovremennaya elita Rossii: politiko-psikhologicheskii analiz [The Modern Elite of Russia: Politics-Psychological Analysis]. Moscow, ARGAMAK-MEDIA Publ., 2015. 448 p.
14. Chernetskaya N. I. [Images of Russian Leading Political Figures Compared to the Image of an Ideal National Leader]. In: Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psikhologiya [The Bulletin of Irkutsk State University. Series "Psychology"], 2016, vol. 15, pp. 50-59.
15. Shestopal E. B., Rogach N. N. [Representations of an "Ideal" as a factor of the perception of a political leader in reality]. In: Polis. Politicheskie issledovaniya [Polis. Political Studies], 2020, no. 4, pp. 166-181.
16. Bogardus E. S. Leaders and leadership. New York, D. Appleton-Century, 1934. 138 p.
17. Burns J. Mc. Leadership. New York, Harper & Row, 1978. 530 p.
■<■>
К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА
шь
18. Andeweg R. B. Ministers as double agents? The delegation process between cabinet and ministers. In: European Journal of Political Research, 2000, no. 37, pp. 377-395.
19. Hart P. T., Wille A. Ministers and top officials in the Dutch core executive: living together, growing apart. In: Public administration, 2006, vol. 84, no. 1, pp. 121-146.
20. Heffernan R. Exploring (and Explaining) the British Prime Minister. In: British Journal of Politics and International Relations, 2005, vol. 7, no. 4, pp. 605620.
21. Hermann M. G., Milburn Th. W. A psychological examination of political leaders. New York, Free Press, 1977. 516 p.
22. Moscovici S. Why a theory of social representations? In: Deaux K., Philogène G., eds. Representations of the social: bridging theoretical traditions. Oxford, Blackwell Publichers, 2001, pp. 18-61.
23. Osgood C. E. A behavioristic analysis of perception and language as cognitive phenomena. In: Bruner J. S. Contemporary approach to cognition. Cambridge, Harvard University Press, 1952, pp. 75-118.
24. Zakrizevska M. The components of an ideal politician's image. The views of politicians: materials from the 5th International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM 2018, Italy, Florence, 2326 October, 2018. Sofia, STEF92 Technology Ltd, 2018, pp. 193-202.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Солоненко Александра Витальевна - студентка факультета политологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова; e-mail: [email protected]
A. Solonenko - student of the Faculty of Political Science, Lomonosov Moscow State University; e-mail: [email protected]
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ / FOR CITATION
Солоненко А. В. Премьер-министр России: идеальный и реальный (политические представления жителей Брянской области) // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2023. № 1. URL: www.evestnik-mgou.ru
Solonenko A. V. The prime minister of Russia: ideal and real (political perceptions of residents of the Bryansk region). In: Bulletin of Moscow Region State University (e-journal), 2023, no. 1. Available at: www.evestnik-mgou.ru
К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА
■Ъ
К НАЧАЛУ СТАТЬИ