УДК 323.2 Кецба В. И.
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова 119991, г. Москва, Ломоносовский пр-т, д. 27, корп. 4, Российская Федерация
Ласария А. О.
Российская таможенная академия
140015, Московская обл., г. Люберцы, Комсомольский пр-т, д. 4, Российская Федерация
политико-психологическое восприятие страны гражданами российской федерации от 18 до 30 лет
аннотация
Целью работы выступает выявление особенностей и проблем политического восприятия своей страны гражданами Российской Федерации.
Процедура и методы исследования. Данная работа основана на результатах социологических опросов, проведённых кафедрой социологии и психологии политики МГУ имени М. В. Ломоносова среди респондентов в возрасте от 18 до 30 лет из девяти регионов России (Москвы, Самарской, Брянской, Саратовской, Смоленской, Челябинской, Томской областей, Башкирии и Дагестана). При помощи качественных и количественных методов исследования (фокусированные полу-стандантизированые интервью, рисуночный тест, кодировка полученных данных) авторы сумели выявить политический образ страны в сознании представителей российской молодёжи.
Результаты исследования показали, что политический образ страны в массовом сознании молодых граждан в большей степени содержит позитивные, нежели негативные или нейтральные характеристики. При этом образ страны является целостным с небольшими различиями на рациональном и неосознаваемом уровнях восприятия.
Теоретическая значимость исследования заключается в научном потенциале результатов исследования, способных дополнить специализированный академический курс по политической психологии. Практическая значимость состоит в том, что данные исследования можно также использовать при оценке общего состояния политического сознания российского общества.
ключевые слова
страна, политический образ, образ страны, политическое восприятие, поколение, молодёжь, политическая психология, политическая социализация
структура
Введение
Рациональные компоненты образа своей страны
Неосознаваемые характеристики политического образа Российской Федерации Заключение
V. Ketsba
LomonosovMoscow State University
27korp. 4 Lomonosovsky pr-t, Moscow 119991, Russian Federation
A. Lasariya
Russian Customs Academy
4 Komsomolskiy pr-t, Lubertsy 140015, Moscow Region, Russian Federation
political and psychological perception of the country by
the citizens of the Russian federation aged 18 to 30 years
abstract
The purpose of the article is to identify the characteristics and problems of the political perception of Russian Federation by its own citizens.
Methodology and Approach. This article is based on the results of opinion polls obtained during the study of the image of one's own country among different generations of Russian citizens conducted by the Department of Sociology and Psychology of Politics of Moscow State University Lomonosov. Using qualitative and quantitative research methods, which included focused semi-standardized interviews, as well as a picture test and subsequent coding of the obtained data, the authors were able to identify the political image of the country, as it exists in the minds of citizens of the Russian Federation aged 18 to 30 years old.
The Results. Studies have shown that the political image of the country within the mass consciousness of citizens contains mainly positive rather than negative or neutral characteristics. Moreover, this image appears to be holistic with slight differences at the rational and unconscious levels of perception.
The theoretical implications of the article is in the scientific potential of the research results that can complement a specialized academic course in political psychology. Practical implications. These studies can also be used to assess the general state of political consciousness of Russian society.
keywords
country, political image, image of the country, political perception, generation, youth, methodology, conceptual model
введение
В современной политической психологии одной из главных проблем является политическое восприятие своей страны молодёжью. Сложность исследования заключается в том, что страна как объект восприятия вмещает в себя образ политической власти, образ политического лидера, образ народа и образ территории [2, с 5]. Под образом в данном контексте понимается обобщённая картина мира рассматриваемого объекта.
Отобразить восприятие и образ страны в сознании молодого поколения России помогают результаты, полученные в ходе исследований, проводимых на кафедре социологии и психологии политики МГУ имени М. В. Ломоносова в рамках проекта политического восприятия своей страны [8, с 52].
Теоретико-методологические основания данного исследования базируются на теории политической социализации, на теории политического восприятия страны и на работах специалистов по политической географии.
Восприятие страны и образ, который находится в сознании молодёжи, напрямую связаны с теорией политического восприятия. Политическое восприятие своей страны - это познавательный процесс, отличающийся сложной спецификой и структурой [6, с. 41].
При рассмотрении структуры политического образа страны, а также рациональных и неосознаваемых компонентов образа особо выделяется концепция политического восприятия, разработанная кафедрой социологии психологии политики МГУ имени М. В. Ломоносова. Один из наиболее видных российских психологов Д. А. Леонтьев в своих научных работах определял восприятие как отражение в сознании конкретного человека социальных объектов (политический лидер, политическая власть и т. д.), конечным продуктом которого является образ [5, с. 19-22].
По мнению отечественных исследователей А. В. Селезневой и А. Л. Зверева, теория политической социализации рассматривает особенности восприятия страны и её образ с позиции становления личности, в ходе которой формируются политические ценности, политическое мировоззрение и представления о своей стране [7, с. 52].
По мнению зарубежного политического психолога Р. Сигела [9, р. 18-21] политическую социализацию необходимо понимать как долговременный процесс становления гражданина, в ходе которого те или иные ценности и установки могут изменяться и влиять на поведение человека, на восприятие им политической жизни страны.
Согласно исследованиям отечественных политическихгеографов, а именно Д. Н. Замятина, образ страны формируется в сознании граждан на основании территориальных представлений о стране без учёта неосознаваемых характеристик, параметров силы, активности и привлекательности [4, с. 34-35].
Концептуальная модель восприятия своей страны молодёжью Российской Федерации вмещает в себя образ страны, содержащий рациональные и неосознаваемые компоненты. Компоненты образа содержат в большей степени эмоциональные составляющие, анализ которых требует определённой методики. Кроме этого, в психологической структуре образа своей страны отслеживаются такие параметры, как привлекательность, сила и активность. В содержательном плане образ России состоит из:
- образа политической власти;
- образа политического лидера;
- образа территории;
- образа народа [1, с. 42-44].
Методология и методика, на которую опирается данное исследование, вмещает в себя фокусированные полустандартизированные интервью с ис-
ъ
пользованием метода «неоконченных предложений» и проективный тест «рисунок России» [3, с. 60]. Анализ вербальных интервью позволил выявить рациональные компоненты образа страны. А рисуночный тест, в свою очередь, - описать неосознаваемые компоненты политического образа страны. В ходе исследования использовались качественные и количественные методы анализа полученных данных, а именно кодирование ответов на задаваемые в ходе исследования вопросы респондентам.
В исследовании принимал участие 271 респондент от 18 до 30 лет из девяти регионов России (Москвы, Самарской, Брянской, Саратовской, Смоленской, Челябинской, Томской областей, Башкирии и Дагестана).
рациональные компоненты образа своей страны Анализ полученных данных показал, что из 271 респондента 45 % дали ответы, имеющие позитивный эмоциональный фон. Когда речь идёт о восприятии гражданами своей страны, одним из наиболее интересных и показательных моментов является их гордость или, наоборот, чувство стыда за неё. Исследование позволило выявить негативные и позитивные элементы образа России в сознании респондентов. Таблица 1 отражает распределение наиболее частых ответов.
таблица 1 / Table 1
Сильные стороны России в представлении граждан / Russia's strengths as
indicated by Russian citizens
Горжусь своей страной, потому что... Частота Проценты
История 72 26,3%
Люди и их личностные качества 61 22,2%
Политическая сила 44 16,2 %
Ничего, нет ответа 57 21,1%
Территория 37 14,2%
Полученные в ходе исследования данные показали, что в первую очередь чувство гордости за свою страну у молодёжи связанно с её историческим прошлым. Например, девушка 23 лет заявила, что гордится своей страной, потому что «она с многовековой историей и множеством великих личностей, повлиявших на развитие мира».
Достаточно высокий процент респондентов гордится своей страной, ассоциируя её с людьми, проживающими в России, и их личностными качествами, - из общего числа опрошенных 22,2% гордятся своим народом. Важным аспектом является то, что «историческое наследие и личностные качества народа» являются приоритетными во многом из-за воздействия агентов
политической социализации, в процессе которой у личности формируются ценности, установки и мировоззрение.
Обратившись к отечественной литературе как к одному из вышеуказанных агентов, влияющих на процесс формирования личности, можно увидеть, что чувство гордости по отношению к своему народу проходит сквозь множество литературных произведений.
Например, в повести Н. С. Лескова «Левша» главным героем был искусный кузнец, который мастерски проделал сложнейшую работу, подковав блоху. В своём произведении автор стремился обратить внимание на личностные качества русского народа, показал читателю своё восхищение героем. Отсюда следует вывод, что в процессе становления личности литература, в особенности школьная, напрямую связана с формированием установок, ценностей, в дальнейшем отражающихся на отношении граждан к своей стране, культуре и всему народу.
Часть респондентов (16,2%) испытывают эмоционально положительные чувства по отношению к стране из-за её силы на международной политической арене. Например, молодой человек 22 лет высказал свою позицию так: «горжусь своей великой державой и делаю всё на благо своей страны». Из подобных ответов можно сделать вывод, что некоторые граждане испытывают сопричастность к политической силе страны.
Необходимо учесть, что большинство респондентов выразили своё отношение достаточно нейтрально, 21,1% граждан не проявили значительной эмоциональной близости при описании своей страны. В качестве примера можно привести ответы опрашиваемых, продолжающие предложенное им определение «Россия для меня - это...». Среди ответов встречались и такие варианты, как: «страна», «федерация», «государство, где я живу».
Видно также, что среди опрашиваемых присутствует большая доля респондентов (17,8%), заявивших, что они не испытывают чувства гордости по отношению к своей стране. Некоторые из опрашиваемых молодых людей дали ясно понять, что у них нет повода для гордости за Россию. Это видно на примере высказывания женщины 29 лет: «Я не горжусь своей страной и не хочу об этом говорить, не горжусь и всё». Из чего следует вывод, что определённая доля представителей молодого поколения склонна оценивать Россию негативно до такой степени, что не выделяет существенного повода для гордости.
В связи с этим перейдём к тому, что у респондентов вызывает наибольшее чувство стыда, когда речь идёт о России. Таблица 2 отображает распределение наиболее часто встречаемых ответов.
ъ
таблица 2 / Table 2
Слабые стороны России в представлении граждан /Russia's weaknesses
as indicated by Russian citizens
Мне стыдно за свою страну, потому что... Частота Проценты
Социальные проблемы 81 30%
Ни за что, нет ответа 127 18,6%
Коррупция 30 11,4%
Неэффективное управление 52 19,4%
Культурный упадок 77 12,5%
Наибольшее чувство стыда у молодёжи вызывают социальные проблемы. Из опрошенных граждан 30% обеспокоены эффективностью1 проводимой в стране социальной политики. В значительной степени это обусловлено политическим контекстом, который формирует у респондентов впечатление о стране. Часто в своих ответах граждане обращают внимание на увеличение налогов, в то время как заработная плата не растёт. Некоторые из респондентов выражают недовольство присоединением Крыма, что, по их мнению, привело к повышению НДС в стране по причине недостатка средств на развитие нового региона. Начиная с 2014 г., политическая обстановка в стране и на международной арене в связи с событиями на Украине оказала большое влияние на образ страны в сознании граждан. Санкции со стороны ряда западных стран негативно отразились на восприятии россиянами своей страны. Молодой человек 23 лет заявил: «Мне стыдно за свою страну, потому что много бедных людей, цены растут, а изменений в лучшую сторону нет». Некоторые же из респондентов полагают, что не стоит придавать чересчур большое значение санкциям со стороны Запада или политическим убеждениям других стран.
Имеет место также очень высокий процентный показатель респондентов, не испытывающих чувства стыда при упоминании об их стране. Из всех опрошенных 18,6% граждан считают, что причин для возникновения стыда нет. Мужчина 27 лет заявил: «У меня нет чувства стыда, когда речь идёт о моей стране, а вот чувство гордости присутствует». Это приводит к выводу, что часть респондентов имеют заведомо положительные установки по отношению к России и являются патриотами своей страны.
Образ народа Российской Федерации. Подавляющее большинство респондентов (79,1%) свой народ воспринимают в позитивном ключе, наделяя его привлекательными характеристиками: «добрая душа», «волевой характер», «особый русский дух». В свою очередь, в негативном ключе свой народ воспринимают всего 5,8% респондентов, выделяя культурный упадок российского общества. Что касается параметра силы, 68,2 % респондентов счи-
1 Эффективность как свойство, на фоне чего появляются негативные чувства.
тают свой народ сильным, обращая внимание на подвиги отдельных исторических личностей.
Образ власти является неотъемлемой и важной частью образа страны. Его негативные или позитивные характеристики оказывают значительное влияние на образ страны в целом, отражая представление граждан о своей роли в политической системе и о том, как политическая элита относится к гражданам.
Для оценки образа власти респондентам предлагался вопрос «Как бы Вы могли охарактеризовать власть в современной России?». Ответы интерпретировались на основании параметров эмоционального знака, отражающих, насколько абстрактен и когнитивно сложен образ власти в сознании граждан. Учитывались также параметры силы, активности и привлекательности власти в представлениях граждан.
Полученные результаты показали, что образ власти содержит в себе преимущественно негативный эмоциональный знак (50%). Важно понимать, что власть в представлении граждан является сильной и активной структурой, но не привлекательной, так как она отдалена от общества. Стоит отметить, что представление о власти в сознании молодого поколения достаточно абстрактное и когнитивно бедное - подобные результаты были получены в 69,3% ответах.
Когда речь идёт о привлекательности власти, из 271 человека только 16,6% респондентов наделяют власть привлекательными характеристиками и симпатизируют ей, чаще всего связывая её с Президентом Российской Федерации В. В. Путиным.
Образа политического лидера, так же как образ политической власти, является одним из важных компонентов образа страны. Для того чтобы определить, кто для молодёжи является политическим лидером, был задан вопрос: «Назовите трёх влиятельных российских лидеров»? Среди ответов чаще всего встречались В. В. Путин (90,1%), Д. А. Медведев (32,4%) и В. В. Жириновский (27,5%). Упоминались также С. В. Лавров, С. К. Шойгу.
Следует обратить внимание на три важных момента. Во-первых, в данный список не попали региональные политические деятели, в ответах граждан упоминался Р. А. Кадыров, однако процентный показатель таких упоминаний был очень низким, и преимущественно данный политик упоминался респондентами с Кавказа (17 %). Во-вторых, полученные данные говорят о том, что 10 % респондентов не относят действующего президента В. В. Путина к самым влиятельным политикам страны. Возможно, это связано с заведомо негативным отношением по отношению к политическому лидеру или с политическим курсом страны в целом, который, в свою очередь, может быть спроецирован гражданами на лидера. В-третьих, упоминание о влиятельности политических деятелей связано с их политическим статусом.
Важным фактором является то, что в сознании граждан влияние политиков не подразумевает доверия к ним. На просьбу назвать трёх российских политических лидеров, кому респондент больше всего доверяет, большая
ъ
часть (50%) склонна оказывать доверие президенту страны В. В. Путину, однако, сравнив представления о влиятельности политиков с доверием к ним, становится очевидным, что процентные показатели снизились, включая также показатель доверия к президенту.
Молодому поколению нравится то, что президент не боится показывать несогласие с позицией ведущих стран и отстаивает интересы своего государства. Важно также отметить, что в представлении респондентов В. В. Путин является сильным и активным политическим деятелем, который не боится принимать волевых политических решений. Интересным является то, что на второе и третье место по этому показателю вышли министр иностранных дел С. В. Лавров (25,3%) и министр обороны С. К. Шойгу (19%), которые в представлении граждан не входят в тройку влиятельных политиков Российской Федерации.
Что касается восприятия своего народа, среди молодого поколения по отношению к гражданам, проживающим на территории Российской Федерации, в большей степени возникают позитивные чувства, что составляет 72,1 % характеристик. Чаще всего выделаются нравственные (46,3%) и психологические (34,7%) характеристики, что можно понять на примере ответов на вопрос: «Какими качествами обладают граждане России?». Среди ответов были: «Добрая душа, готовая помочь в трудную минуту» или «Открытость и доброта души». Были также ответы, связанные с деловыми и коммуникативными качествами народа, но их было намного меньше, чем вышеупомянутых характеристик. Ответы содержат когнитивно бедное представление о народе.
Для того, чтобы выявить образ территории в представлении граждан, им представилась возможность ответить на вопрос: «Какими пределами для Вас ограничивается Россия?». Из общего числа респондентов 95,7% считают, что Российская Федерация ограничивается государственными границами. Некоторые граждане всё ещё не могут свыкнуться с тем, что Крым является субъектом Российской Федерации. Невысокий процент респондентов (2,5%) также осознано считают, что Российская Федерация незаконным путём присоединила территорию Украины, в связи с чем не включили территорию Крыма в законные границы России.
неосознаваемые характеристики политического образа российской федерации
Политический образ своей страны на неосознаваемом уровне выявлен при помощи рисуночного теста. Анализ рисунков показал, что страна в 48,2% случаях воспринимается позитивно, тогда как нейтральное отношение к своей стране составляет 35,1%, а негативно Россию воспринимают 16,7% респондентов. Из чего следует вывод, что образ страны на неосознаваемом уровне позитивный.
ъ
Рис. 1. / Fig. 1. Внешнеполитический образ России (мужчина 27 лет, высшее образование, Москва). / An image of Russia in foreign policy (a man of 27, higher education, Moscow).
Также присутствовали рисунки с изображениями, которые вмещают в себя негативный посыл (отображение социального неравенства и т. д.), что практически дублируется на рациональном уровне восприятия.
Образ политической власти на неосознаваемом уровне восприятия. Анализ рисунков власти показывает, что отношение к ней на рациональном и неосознаваемом уровнях восприятия практически совпадает. Отношение к власти негативное, она представляется недосягаемой и оторванной от народа, что можно увидеть на следующем рисунке.
Анализ рисунков выявил, что на неосознаваемом уровне власть чаще связывают с субъектом (в качестве которых выступают чиновники, депутаты Государственной Думы) в отличие от рационального уровня, где власть представляется абстрактной.
На неосознаваемом уровне образ народа в сознании граждан позитивный (65%), сильный и активный. Необходимо отметить, что часть респондентов отображает народ в военной форме, что говорит о том, что сила народа на неосознаваемом уровне восприятия является явно выраженной чертой русского народа. При этом образ народа когнитивно беден и стереотипизирован.
ъ
Рис. 2. / Fig. 2. Образ российской власти (женщина 20 лет, среднее образование, Брянск). / The image of Russian authorities (a woman of 20, secondary education, Bryansk).
заключение
Анализ полученных данных позволил сделать ряд следующих выводов. Во-первых, политический образ Российской Федерации в сознании граждан от 18 до 30 лет позитивный и имеет небольшие расхождения на рациональном и неосознаваемом уровнях восприятия.
Во-вторых, граждане имеют когнитивно бедное представление о своей стране на рациональном и неосознаваемом уровнях восприятия, из-за чего политический образ страны стереотипизирован.
В-третьих, образ власти на рациональном уровне представляется более позитивным и лишённым субъектности, тогда как на неосознаваемом уровне образ наделяется субъектом (правительство, чиновники) и воспринимается более негативно. Связано это с тем, что граждане не могут повлиять на развитие государства и улучшить социальную сферу страны, из-за чего власть представляется недосягаемой и оторванной от народа.
В-четвёртых, негативное отношение к власти компенсируется историческим наследием русского народа и позитивным отношением к политическому лидеру страны В. В. Путину, образ которого представляется привлекательным, сильным и активным.
В-пятых, позитивное отношение к Российской Федерации во многом связано с российским народом. Образ народа в сознании граждан позитив-
ъ
ный. На рациональном уровне восприятия народ представляется более позитивным (79,1%), чем на неосознаваемом уровне восприятия (65%).
литература
1. Джгамадзе К. Б. Теоретико-методологические особенности изучения образа страны в массовом сознании // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 3-3 (63). С. 40-44.
2. Джгамадзе К. Б., Рогозарь А. И. Влияние социально-демографических факторов на восприятие своей страны гражданами России // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2017. № 2. URL: www.evestnik-mgou.ru (дата обращения: 12.01.2020).
3. Евгеньева Т. В. «Свои» и «Чужие»: Образы зарубежных государств в контексте восприятия России ее гражданами // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2018. № 2. С. 57-75.
4. Замятин Д. Н. Политико-географические образы российского пространства // Вестник Евразии. 2003. № 4. С. 34-35.
5. Леонтьев Д. А. От образа к имиджу. Психосоматический брэндинг // Реклама и жизнь. 2000. № 1 (13). С. 19-22.
6. Особенности политического восприятия в современных российских условиях / А. Л. Зверев, И. С. Палитай, Н. В. Смулькина, А. И. Рогозарь // Полис. Политические исследования. 2016. № 3. С. 40-54.
7. Политическая социализация российских граждан в период трансформации / под ред. Е. Б. Шестопал. М.: Новый хронограф, 2008. 552 с.
8. Смулькина Н. В., Шестопал Е. Б. Какой видят свою страну сегодня российские граждане? // Полития. 2018. № 2 (89). С. 51-68.
9. Sigel R. S. New Directions for Political Socialization Research: Thought and Suggestions // Perspective on Political Science. 1995. Vol. 21. № 1. P. 18-21.
references
1. Dzhgamadze K. B. [Theoretical and methodological features of studying the image of the country in the mass consciousness]. In: Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Kemerovo State University], 2015, no. 3-3 (63), pp. 40-44.
2. Dzhgamadze K. B., Rogozar A. I. [The influence of socio-demographic factors on the perception of their country by Russian citizens]. In: Vestnik Moskovsk-ogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta (elektronnyizhurnal) [Bulletin of Moscow Region State University (e-journal)], 2017, no. 2. Available at: www. evestnik-mgou.ru (accessed: 12.01.2020).
3. Evgenieva T. V. ["Friend or Foe": Images of foreign countries in the context of Russia's perception by its citizens]. In: VestnikMoskovskogo universiteta. Seri-ya 12: Politicheskie nauki [Bulletin of Moscow University. Series 12: Political Sciences], 2018, no. 2, pp. 57-75.
4. Zamyatin D. N. [Political and geographical images of Russian space]. In: Vestnik Evrazii [Bulletin of Eurasia], 2003, no. 4, pp. 34-35.
5. Leontiev D. A. [From concept to image. Psychosomatic branding]. In: Reklama i zhizn' [Advertising and life], 2000, no. 1 (13), pp. 19-22.
6. Zverev A. L., Palitay I. S., Smulkina N. V., Rogozar A. I. [Features of political perception in modern Russian conditions]. In: Polis. Politicheskie issledovaniya [Polis. Political research], 2016, no. 3, pp. 40-54.
7. Politicheskaya sotsializatsiya rossiiskikh grazhdan vperiod transformatsii [Political Socialization of Russian Citizens during the Transformation]. Moscow, New Chronograph Publ., 2008. 552 p.
8. Smulkina N. V., Shestopal E. B. [How do Russian citizens see their country today?]. In: Politiya [Polity], 2018, no. 2 (89), pp. 51-68.
9. Sigel R. S. New Directions for Political Socialization Research: Thought and Suggestions. In: Perspective on Political Science, 1995, vol. 21, no. 1, pp. 18-21.
дата публикации
Статья поступила в редакцию: 12.02.2020 Статья размещена на сайте: 30.06.2020
информация об авторах / information about the authors
Кецба Валерий Игоревич - аспирант кафедры социологии и психологии политики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, e-mail: [email protected]
Ласария Айнар Отариевич - кандидат политических наук, старший научный сотрудник отдела координации, ведения научной работы и докторантуры Российской таможенной академии, e-mail: [email protected]
Valery I. Ketsba - Postgraduate student at the Department of Sociology and Psychology of Politics, Lomonosov Moscow State University, e-mail: [email protected]
Aynar O. Lasariya - PhD in Political Science, Senior Researcher at the Department of Coordination, Research and Doctoral Studies, Russian Customs Academy, e-mail: [email protected]
правильная ссылка на статью / for citation
Кецба В. И., Ласария А. О. Политико-психологическое восприятие страны гражданами Российской Федерации от 18 до 30 лет // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2020. № 2. URL: www.evestnik-mgou.ru
Ketsba V. I., Lasariya A. O. Political and psychological perception of the country by the citizens of the Russian Federation aged 18 to 30 years. In: Bulletin of Moscow Region State University (e-journal), 2020, no. 2. Available at: www.evestnik-mgou.ru