Научная статья на тему 'Прекращение юридических лиц в советском законодательстве в 30-е годы'

Прекращение юридических лиц в советском законодательстве в 30-е годы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
20
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
индустриализация / наркомат / Советы / юридическое лицо / предприятие / артель / плановая экономика / прекращение деятельности / реорганизация / ликвидация / industrialization / people’s commissariat / Councils / legal entity / enterprise / artel / planned economy / termination of activity / reorganization / liquidation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Овчаренко Павел Андреевич, Овчаренко Диана Анатольевна

Статья посвящена ретроспективному анализу советского законодательства о юридических лицах в 30-е годы, а именно особенностям прекращения советских организаций, в том числе в виде «зачистки от убыточных и «ненужных предприятий» в предвоенные годы. Проведения данной процедуры в отношении государственных предприятий, трестов и колхозов (артелей) в условиях надвигающейся Второй мировой войны. В настоящей работе проведен теоретический анализ и обобщение литературы, мониторинг интернет-сайтов, поиск и анализ информации по вопросам прекращения и ликвидации юридических лиц в Советском Союзе в 1930-е годы. Стоит отметить, что советское законодательство в 30-е годы в части прекращения организаций условно характеризуется тем, что в годы первой пятилетки (1928–1933 гг.) еще действовал институт несостоятельности, предусмотренный нормами гражданского процессуального права. Однако в годы второй пятилетки (1933–1937 гг.) произошло резкое его свертывание, институт несостоятельности не применялся. Предприятия, промышленные и сельскохозяйственные артели (колхозы) стали встраиваться в административно-плановую советскую экономику, реорганизовываться в системах управления экономикой и трестов либо ликвидироваться в разрешительном порядке по указанию государственных ведомств или по решению советов трудящихся. В статье использовался метод сравнительного правоведения, метод системного анализа, анализа советских и российских нормативных правовых актов. Предложены пути реформирования современного законодательства в области прекращения юридических лиц, особенно унитарных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Termination of legal entities in Soviet legislation in the 30s

The purpose of the study is devoted to a retrospective analysis of the Soviet legislation on legal entities in the 30s, namely the peculiarities of the termination of Soviet organizations, including in the form of «cleansing from unprofitable and unnecessary enterprises» in those pre-war years. Carrying out this procedure in relation to state enterprises, trusts and collective farms (artels) in the context of the impending World War II. In the present work, a theoretical analysis and generalization of the literature, monitoring of Internet sites, search and analysis of information on the issues of termination and liquidation of legal entities in the Soviet Union in the 1930s are carried out. It should be noted that the Soviet legislation in the 30s, in terms of the termination of organizations, is conditionally characterized by the fact that during the years of the first five-year plan (1928–1933), the institution of insolvency, provided for by the norms of civil procedural law, was still operating. However, during the years of the second five-year plan (1933–1937) there was a sharp curtailment, insolvency was not applied. Enterprises, industrial and agricultural artels (collective farms) began to be integrated into the administrative-planned Soviet economy, reorganized in the management systems of the Soviet economy and trusts, or liquidated in a permissive manner at the direction of state departments or by decision of workers’ councils. The method of comparative law, the method of system analysis, the analysis of Soviet and Russian normative legal acts were used. The article suggests ways of reforming modern legislation in the field of termination of legal entities, especially unitary enterprises.

Текст научной работы на тему «Прекращение юридических лиц в советском законодательстве в 30-е годы»

Научная статья

УДК 347

Прекращение юридических лиц в советском законодательстве в 30-е годы

Овчаренко Павел Андреевич1, Овчаренко Диана Анатольевна2

1 Отдел региональной сети Управления юридического оформления залогового обеспечения

ПАО «ТРАНСКАПИТАЛБАНК», Екатеринбург, Россия, [email protected]

2 Уральский федеральный университет им. первого Президента Российской Федерации

Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия, [email protected]

Аннотация. Статья посвящена ретроспективному анализу советского законодательства о юридических лицах в 30-е годы, а именно особенностям прекращения советских организаций, в том числе в виде «зачистки от убыточных и «ненужных предприятий» в предвоенные годы. Проведения данной процедуры в отношении государственных предприятий, трестов и колхозов (артелей) в условиях надвигающейся Второй мировой войны. В настоящей работе проведен теоретический анализ и обобщение литературы, мониторинг интернет-сайтов, поиск и анализ информации по вопросам прекращения и ликвидации юридических лиц в Советском Союзе в 1930-е годы. Стоит отметить, что советское законодательство в 30-е годы в части прекращения организаций условно характеризуется тем, что в годы первой пятилетки (1928-1933 гг.) еще действовал институт несостоятельности, предусмотренный нормами гражданского процессуального права. Однако в годы второй пятилетки (1933-1937 гг.) произошло резкое его свертывание, институт несостоятельности не применялся. Предприятия, промышленные и сельскохозяйственные артели (колхозы) стали встраиваться в административно-плановую советскую экономику, реорганизовываться в системах управления экономикой и трестов либо ликвидироваться в разрешительном порядке по указанию государственных ведомств или по решению советов трудящихся. В статье использовался метод сравнительного правоведения, метод системного анализа, анализа советских и российских нормативных правовых актов. Предложены пути реформирования современного законодательства в области прекращения юридических лиц, особенно унитарных предприятий.

Ключевые слова: индустриализация, наркомат, Советы, юридическое лицо, предприятие, артель, плановая экономика, прекращение деятельности, реорганизация, ликвидация

Для цитирования: Овчаренко П. А., Овчаренко Д. А. Прекращение юридических лиц в советском законодательстве в 30-е годы // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2023. № 4. С. 159-165.

Original article

Termination of legal entities in Soviet legislation in the 30s

Ovcharenko Pavel A.1, Ovcharenko Diana A.2

1 Regional Network Department of the Office of Legal Registration of Collateral Security of TKB BANK PJSC,

Yekaterinburg, Russia, [email protected]

2 Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russia,

[email protected]

Abstract. The purpose of the study is devoted to a retrospective analysis of the Soviet legislation on legal entities in the 30s, namely the peculiarities of the termination of Soviet organizations, including in the form of «cleansing from unprofitable and unnecessary enterprises» in those pre-war years. Carrying out this procedure in relation to state enterprises, trusts and collective farms (artels) in the context of the impending World War II. In the present work, a theoretical analysis and generalization of the literature, monitoring of Internet sites, search and analysis of information on the issues of termination and liquidation of legal entities in the Soviet Union in the 1930s are carried out. It should be noted that the Soviet legislation in the 30s, in terms of the termination of organizations, is conditionally characterized by the fact that during the years of the first five-year plan (1928-1933), the institution of insolvency, provided for by the norms of civil procedural law, was still operating. However, during the years of the second five-year plan (1933-1937) there was a sharp curtailment, insolvency was not applied. Enterprises, industrial

© Овчаренко П.А., Овчаренко Д.А., 2023

and agricultural artels (collective farms) began to be integrated into the administrative-planned Soviet economy, reorganized in the management systems of the Soviet economy and trusts, or liquidated in a permissive manner at the direction of state departments or by decision of workers' councils. The method of comparative law, the method of system analysis, the analysis of Soviet and Russian normative legal acts were used. The article suggests ways of reforming modern legislation in the field of termination of legal entities, especially unitary enterprises.

Keywords: industrialization, people's commissariat, Councils, legal entity, enterprise, artel, planned economy, termination of activity, reorganization, liquidation

For citation: Ovcharenko P. A., Ovcharenko D. A. Termination of legal entities in Soviet legislation in the 30s // Bulletin of the Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia. 2023. № 4. Pp. 159-165.

Введение. В настоящее время в условиях серьезных антироссийских санкций в российской экономике увеличивается роль военно-промышленного комплекса, причем с выпуском продукции «двойного назначения». Новая холодная война подталкивает российское руководство на замыкание внутри страны военно-промышленного производства, потоков сырья и ресурсов, без выноса таких производственных и технологических цепочек наружу. Однако в истории России подобное уже было, а именно в 30-е годы 20 века.

Международное положение СССР в 30-х годах 20 века было весьма сложным. С одной стороны, СССР удалось впервые разорвать политическую изоляцию и экономическую блокаду 20-х годов и установить торговые и дипломатические отношения с ведущими капиталистическими державами: США, Великобританией, Германией. Советский Союз был принят в Лигу Наций в 1934 г. С другой стороны, в 1933 г. после прихода Гитлера к власти в Германии, в обстановке политического кризиса и «великой депрессии» мировая система стала скатываться ко Второй мировой войне. СССР, несмотря на разрыв политической изоляции, продолжал находиться в торгово-промышленной изоляции, а по сути, в ситуации аналогичной современному периоду санкций. Однако советской стране удалось в 30-е годы укрепить свою обороноспособность, сделать рывок в промышленности и за счет плановой экономики обеспечить нужды армии и населения в продовольствии, техники и вооружении по твёрдым ценам [1, с. 484].

Главной задачей первых пятилеток было сокращение явного технического отставания СССР от передовых капиталистических стран и строительство современной армии. Уже в середине 30-х годов СССР вышел на первое место по развитию тяжёлой промышленности в Европе, а в мире уступал только США, чему способствовало сразу несколько факторов:

- коллективизация крестьянства и привлечение его в качестве дешёвой рабочей силы на стройках первых пятилеток, в том числе объектов оборонного комплекса;

- освоение районов Крайнего Севера и добыча полезных ископаемых, в том числе силами заключенных, для последующего экспорта за границу;

- заимствование целых производственных разработок и технологий в развитых капиталистических

странах, для чего закупалось оборудование и приглашались лучшие инженерные специалисты;

- изобретение деления денег на наличные и счетные. Предприятия рассчитывались счетными рублями. При этом счетные рубли нельзя было превращать в наличные. Счётные деньги использовались исключительно в производственных целях и соцобеспече-нии;

- переход на административно-плановую советскую экономику, где планирование являлось центральным звеном хозяйственного механизма [2, с. 443].

Результаты исследования и их обсуждение

В рамках проблематики необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что советское руководство перешло от свертывания нэпа к пятилетним планам развития народного хозяйства СССР. При этом, если в период первого пятилетнего плана (1928-1932 гг.) происходило становление и развитие законодательства о несостоятельности, предусмотренного нормами ГПК РСФСР, которое применялось ко всем предприятиям и гражданам, внесенным в торговый реестр Народного комиссариата финансов СССР, то в годы второй пятилетки (1933-1937 гг.) институт несостоятельности резко свернулся, хотя в правовом плане отменен не был. При этом необходимость ликвидации предприятий, трестов, артелей, колхозов продолжала существовать в административно-плановой экономике, которая, хотя и не зависела от платежеспособности населения при наличии у предприятий расчетов в счетных рублях, однако неспособность обеспечить своевременно обязательства в рамках социалистической экономики продолжала существовать.

В связи с этим в 30-х годах организации реорганизовывались, в том числе путем присоединения к другим советским предприятиям, образовывались тресты, укрупнялись колхозы и артели, которые одновременно являлись элементом административно-планового управления народным хозяйством, либо происходила их ликвидация и распределение активов в рамках советских предприятий или среди учреждений и колхозов. Долги ликвидированных юридических лиц списывались.

В нашей стране исследованию данной проблемы были посвящены труды: М. М. Агаркова, С. Н. Брату-ся, М. С. Венецианова, А. В. Габова, Д. М. Генкина, А. Ф.

Клейнмана, Н. И. Клейн, И. Б. Новицкого, В. Л. Слесаре-ва и других авторов.

Цель исследования заключается в ретроспективном анализе советского законодательства, прекращения юридических лиц в предвоенные 30-е годы.

В настоящей статье авторы также ставят целью рассмотрение правового института прекращения юридических лиц в советском законодательстве в предвоенные годы, особенностей его проведения, в том числе в отношении предприятий, трестов, а также кооперативных артелей и колхозов.

Практическая значимость статьи заключается в том, что полученные выводы и предложения можно использовать в ходе совершенствования современного российского законодательства в условиях нынешнего внешнеполитического кризиса и необходимости резкого повышения эффективности предприятий военно-промышленного комплекса, способных выпускать продукцию «двойного назначения», прекращения банкротств стратегических предприятий в условиях антироссийских санкций и специальной войсковой операции (СВО).

Порядок прекращения юридических лиц в Советском Союзе

Юридическое лицо. Согласно ст. 13 ГК РСФСР 1922 г. «юридическими лицами признаются объединения лиц, учреждения или организации, которые могут, как таковые, приобретать права по имуществу, вступать в обязательства, искать и отвечать на суде»1.

В соответствии с правовыми актами советского права 30-х годов, юридическое лицо должно было иметь устав, положение, утвержденное учредителем, как правило советским Наркоматом, а в некоторых случаях - зарегистрированный уполномоченным органом Наркоматом товарищеский договор, принятый гражданами на учредительном собрании кооперативной организации (артели) или добровольного общества (например, Динамо). Правоспособность юридического лица возникала с момента утверждения устава (положения), учредительного договора, а в определенных случаях, когда требовал закон, - то с момента таковой регистрации.

С точки зрения доктрины советского права, под юридическим лицом чаще понимали «организованный государством, возглавляемый ответственным руководителем коллектив рабочих и служащих, на который социалистическое государство возложило выполнение хозяйственных задач» [3, с. 257].

Существовали также другие взгляды на юридические лица, например: «юридическое лицо - это особое отношение между людьми по поводу имущества, заключающееся в том, что имущественный комплекс передается в управление тем или иным лицам ("органам юридического лица")» [4, с. 202.].

Возникновение правоспособности советского юридического лица связывали с моментом регистра-

1 Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. в редакции Постановления ВЦИК от 11 ноября 1922 г. // СУ РСФСР. 1922. № 71. Ст. 904.

ции Устава и только в исключительных случаях - с момента регистрации самой организации, что являлось существенным отличием от современной действительности, где правоспособность юридического лица возникает и прекращается в момент внесения соответствующих записей в ЕГРЮЛ.

При этом прекращение юридического лица вплоть до принятия «хрущевской реформы» законодательства 1964 г. осуществлялось путем:

1) несостоятельности;

2) реорганизации;

3) либо ликвидации.

Отметим ряд особенностей прекращения юридических лиц в 30-е годы:

Несостоятельность. Несостоятельность юридических лиц и граждан была предусмотрена 5 частью ГПК РСФСР 1923 г., то есть нормами процессуального права, предусматривающими исполнение судебных постановлений:

1. Глава XXXVII ГПК РСФСР регулировала несостоятельность граждан и организаций.

2. Главы XXXVIII и XXXIX регламентировали несостоятельность госпредприятий и кооперативных организаций.

Процедура несостоятельности была направлена на сохранение и перераспределение имущества должника и списание его обязательств, а защита интересов, как должника, так и кредиторов, носила второстепенный характер и рассматривалась как пережиток дореволюционного буржуазного права.

Согласно ст. 318 ГПК РСФСР несостоятельным считался должник, прекративший платежи по долгам на сумму свыше трех тысяч рублей или долженствующий прекратить их на означенную сумму по состоянию своих дел. Он может быть признан несостоятельным, если судом будет установлена неспособность его к полной оплате денежных требований кредиторам2.

В ГПК РСФСР были закреплены следующие особенности несостоятельности:

1. Согласно нормам советского права, управление и распоряжение имуществом несостоятельного должника переходило к ликвидаторам, к ним же переходило право искать и отвечать на суде по делам должника, за исключением тех дел, по которым ликвидаторы выдавали должнику разрешение на их ведение.

2. Ликвидаторы были обязаны сделать публикацию в газете «Экономическая Жизнь» и в местном органе печати о вступлении в исполнение своих обязанностей с указанием адреса ликвидаторов.

Пример 1. На основании ст. 328 гл. 37 ГПК объявляется, что постановлением Мосгубсуда Трудовая артель БЕТОНО-АСФАЛЬТ объявлена несостоятельной и судебная ликвидация поручена АО «Кредит-бюро», которое, вступив в исполнение своих обязанностей,

2 Гражданский процессуальный кодекс РСФСР 1923 г. в ред. Постановления ВЦИК, СНК РСФСР от 28 ноября 1927 г. и Постановления ВЦИК, СНК РСФСР от 20 октября 1929 г. // Кон-сультантПлюс: сайт.

предлагает кредитору предъявить свои претензии по адресу судликвидатора: Москва, Ильинка, Верхние Торговые Ряды, 1-линия, 3-й этаж, пом. № 71 [5]

3. Составить опись наличного имущества должника, произвести его оценку и как возможно быстро его реализовать.

4. Составить общий счет долгов должника и расчет порядка и размеров удовлетворения кредиторов. При этом кредиторы могли требовать удовлетворения лишь путем заявления претензий ликвидаторам.

5. Разыскать имущество должника и причитающиеся ему долги с третьих лиц и взыскать последние. Оспорить сделки в обход закона, направленные на причинение ущерба интересам государства и кредиторов.

Кроме того, заключение мировой сделки допускалось только в отношении государственных предприятий, смешанных акционерных обществ и кооперативных организаций; при этом такая сделка могла быть заключена в отношении закрытого перечня требований (ст. 383, 433 ГПК РСФСР) [6, с. 149].

После отмены нэпа несостоятельность предприятий и граждан стала рассматриваться как пережиток дореволюционного капитализма и права.

Например, в газете «Экономическая Жизнь», где обязаны были публиковать сообщения о несостоятельности, ликвидации или реорганизации организаций в годы первой пятилетки (1928-1932), было много публикаций о несостоятельности, в последующие годы таких сообщений нет.

По мнению советских правоведов, единство государственной социалистической собственности и плановый характер советского хозяйства были несовместимы с возможностью ликвидации организации по признакам несостоятельности и по требованию частного лица - кредитора [7, с. 216-217].

В случае недостаточности имущества для удовлетворения требований кредиторов или неплатежеспособности предприятия процедура несостоятельности с назначением ликвидатора больше не применялась, юридическое лицо ликвидировалась в административно-распорядительном порядке, как правило, по решению советского органа - Наркомата.

При этом нормы о несостоятельности продолжали в ГПК РСФСР существовать в 30, 40 и 50-е годы, но в связи с прекращением нэпа, курсом на индустриализацию прекратили свое практическое применение за ненадобностью и окончательно были изъяты только в новом ГПК РСФСР 1964 г.

Интересно отметить, что институт несостоятельности перешел в законодательство, принятое после введения в действие ГК РСФСР 1964 г. (в частности он был предусмотрена п. 39 Примерного устава жилищно-строительного кооператива, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1965 г. № 1143), однако практически не применялся до «гайдаровских реформ» 1992 г.

Прекращение советских организаций в 30-е годы

В годы второй пятилетки (1933-1937) прекращение юридического лица стало проводиться в основном путем реорганизации, реже - путем ликвидации.

Считалось что ликвидация юридического лица -это прекращение деятельности, для осуществления которой оно было образовано, а реорганизация применялась в случаях преобразования его в новое, которое становилось правопреемником, то есть принимало все права и обязанности прежней советской организации.

Правовых норм, регулирующих порядок создания, слияния, присоединения, разделения и ликвидации юридических лиц в ГК РСФСР 1922 г. не было.

Единственной была норма в ст. 18 ГК РСФСР, которая устанавливала возможность прекращения деятельности юридического лица, если оно уклоняется от предусмотренной уставом или договором цели, или если его органы (общее собрание, правление) уклоняются в сторону, противную интересам государства и общества, то есть было противоправным и антиобщественным. Порядок реорганизации и ликвидации предприятий, как и образование новых трестов и хозяйственных организаций, регламентировался Постановлениями ВЦИК, СНК.

Однако после перехода от нэпа к «индустриализации всей страны» практика прекращения юридических лиц понесла существенные изменения.

Например, появился государственный акт, который устанавливал полное право на принудительное прекращение «ведомственных трестов и государственных акционерных обществ» за Высшим Советом Народного Хозяйства СССР (ВСНХ)1.

Широкое использование форм реорганизации привело к появлению Постановление ЦИК и СНК СССР от 27 марта 1936 г. «О порядке слияния, присоединения, разделения и ликвидации трестов и других хозяйственных организаций и выделения из их состава отдельных предприятий»2.

Реорганизация или ликвидация государственных организаций стала проводиться исключительно по решению органов, образовавших юридическое лицо, - Наркоматов, государственно-кооперативных организаций (колхозов или артелей) - по основаниям, указанным в законе и уставе. Добровольные общественные организации прекращали свою деятельность по основаниям, указанным в уставах, например, по решению собрания советских граждан.

Юридическое лицо рассматривалось как орган самого государства, которое не могло допустить его внеплановое возникновение или прекращение, разрешение вопросов, связанных с возникновением, ре-

1 Постановление ЦИК и СНК СССР от 15 февраля 1930 г. «О реорганизации управления государственной промышленностью» // КонсультантПлюс: сайт.

2 Постановление ЦИК и СНК СССР от 27 марта 1936 г. «О порядке слияния, присоединения, разделения и ликвидации трестов и других хозяйственных организаций и выделения из их состава отдельных предприятий» // КонсультантПлюс: сайт.

организацией или прекращением его деятельности, было отнесено к компетенции Наркоматов, подчиненных им трестов либо местных Советов депутатов. Разрешение сохранить или ликвидировать советскую организацию зависело не от размера уставного фонда, а от государственной точки зрения на ее дальнейшую деятельность. При этом при ликвидации организации как неплатежеспособной происходила оплата долгов кредиторов в порядке процедуры ликвидации.

Прекращение юридических лиц - госпредприятий происходило главным образом в силу реорганизаций или ликвидаций. Положение о трестах предусматривало их ликвидацию в следующих случаях:

- признания треста в установленном порядке несостоятельным;

- признания нецелесообразным дальнейшего существования треста;

- потери более 2/5 уставного капитала треста, если притом в установленном порядке не будет произведено уменьшение размера уставного капитала либо пополнение последнего не менее чем до 3/5 его первоначального размера;

- выделения из треста части имущества для образования другого треста1.

Прекращение колхозов (артелей) было аналогичным с другими юридическим лицами в виде реорганизации или ликвидации. Исключением являлось только то, что иные случаи прекращения деятельности сельскохозяйственной организации могли быть предусмотрены ее корпоративным документом -Уставом (п. 131)2.

Ликвидация юридического лица по советскому гражданскому праву рассматривалась как один из способов (форм) прекращения юридических лиц, заключающийся в ликвидации их дел и имущества, т. е. в прекращении их производственной, торговой, научно-технической или общественной деятельности, в реализации имущества юридических лиц, в удовлетворении их кредиторов, возврате паевых взносов членам юридических лиц, если таковые имеются, и в передаче имущества, оставшегося после всех указанных действий, соответствующему госоргану либо вышестоящему кооперативному звену или вышестоящей общественной организации [8, с. 174-175].

В советском праве, как в современной российской цивилистике, ликвидацию юридического лица рассматривали как юридический факт, при котором права и обязанности не переходили к другим организациям (нет правопреемства).

Единственным исключением признавалось процессуальное преемство по искам самой ликвидационной комиссии после прекращения деятельности

1 Положение о государственных промышленных трестах, утвержденное Постановлением ЦИК и СНК СССР от 29 июня 1927 г. // КонсультантПлюс: сайт.

2 Положение о сельскохозяйственной кооперации, утвержденное Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 3 октября 1927 г. // КонсультантПлюс: сайт.

артели (колхоза). Советскими законодательными актами предусматривалось, что если к моменту прекращения действий ликвидационной комиссии в производстве судебных или других правительственных учреждений останутся судебные дела по искам или жалобам ликвидируемой артели или колхоза, то представительство по этим делам, а также получение и распределение полученных денежных средств, иного имущества, ликвидационная комиссия поручает правлению того кооперативного союза, в состав которого входила ликвидируемая организация, или отдельному лицу, утверждаемому органом регистрации и действующему под полным его контролем.

Ликвидационная комиссия. Ликвидация советской организации производилась назначаемой наркоматом ликвидационной комиссией с участием представителя советского ведомства. Поименный состав ликвидационной комиссии объявлялся приказом по учреждению, в ведении которого находилось юридическое лицо. Ликвидация должна быть закончена в срок, определяемый ведомством, но не должна была превышать срок более одного года.

Сообщение о реорганизации или ликвидации юридического лица должно было публиковаться в газете «Экономическая Жизнь», а также сообщалось соответствующему государственному органу или учреждению. Публикация должна была содержать в себе наименование Наркомата, принявшего решение о реорганизации или ликвидации организации, ее наименование и местонахождение, срок принятия претензий. Расходы на публикации несло ведомство, принявшее соответствующее решение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пример 2. На основании Постановления СНК РСФСР от 2 октября 1936 г. за № 138 и Приказа Наркомзе-ма РСФСР № 641 от 11 октября 1936 г. Трест «МОС-СЕЛЬХОЗТОРФ» НКЗ РСФСР ликвидирован с передачей средств вновь организованной конторе «МОСССЕЛЬ-ТОРФПРОЕКТ». Ввиду составления ликвидационного баланса «Моссельхозторфа» всем заинтересованным организациям и лицам надлежит в декадный срок с момента данной публикации заявить по адресу: Москва, Садовническая 57, «Моссельхозторф», свои претензии по расчетам с «Моссельхозторфом». Претензии, поданные с пропуском указанного срока приниматься не будут [9].

Или:

Пример 3. На основании приказа НКЛП СССР от 22 декабря 1936 г. № 1051 Московская котонинная фабрика № 6 «Знамя Октября» прекратила свою производственную деятельность с 1 января 1937 г. Все претензии к названной фабрике подлежат предъявлению не позднее 20 февраля 1937 г. на имя Ликвидкома фабрики «Знамя Октября» по адресу: Москва, Холодильный переулок 1. Претензии, заявленные с пропуском указанного срока к рассмотрению приниматься не будут [9].

Порядок удовлетворения требований и претензий. Согласно Постановлению ЦИК и СНК СССР от 06.02.1929 «Об очередности удовлетворения претен-

зий» устанавливалось, что ликвидационные органы -при стечении претензий кредиторов удовлетворяют эти претензии из имущества должника с соблюдением установленного им порядка1.

Советские правовые акты устанавливали так называемые разряды, то есть очередность платежей (до четырех разрядов), а также преимущественное право удовлетворения требований залоговых кредиторов со специальными правилами удовлетворения претензий при недостаточности всего незаложенного имущества.

Согласно советским правовым актам «ликвидаторы были обязаны рассмотреть все заявленные претензии и признать таковые либо спорными, либо бесспорными, с отнесением к определенной очереди удовлетворения требований кредиторов» [10]. Спорные претензии исключались из расчета удовлетворения требований кредиторов. На спорные суммы создавался резерв, в который отчислялись средства «по соразмерности» с кредиторами. После принятия советским судом решения по каждому кредитору ему выплачивались средства из резерва. Стоит отметить, что «если заявитель суд проигрывал, его доля в данном резерве шла на удовлетворение остальных кредиторов» [11, с. 94].

Требования (разряды) делились следующим образом: сначала удовлетворялись требования работников по зарплате и алиментам (первый разряд), затем требования государственных и партийных госучреждений (второй разряд), остальные требования (третий разряд).

В части оставшегося имущества было четко прописано: «Оставшееся после ликвидации имущество поступало в распоряжение учреждения или Наркомата, в ведении которого находилось данное предприятие или учреждение» [12].

Статус залогового кредитора был аналогичным современному гражданскому законодательству РФ, то есть его требования носили преимущественный характер перед кредиторами в требованиях третьего разряда.

Советское законодательство предусматривало ликвидацию кооперативных организаций или добровольческих обществ и союзов по решению их участников.

Согласно п. 22-26 Положения о добровольных обществах и их союзах прекращение деятельности добровольного общества происходило на основании решения его коллегиальных органов (съезда, общего собрания членов) либо на основании принудительного решения государственного органа. Все оставшееся после его ликвидации имущество передавалось в советы трудящихся, утвердивших его устав. На спортивные организации также распространялись правила, связанные с реорганизацией юридических лиц, где

1 Постановление ЦИК и СНК СССР от 6 февраля 1929 г. «Об очередности удовлетворения претензий» // Консультант-Плюс: сайт.

порядок слияния или разделения определялся советами, утвердившими устав2.

Ликвидация применялась по решению ее участников, например, в связи с изменившимися социальными условиями, или по решению Наркомата, когда она выходила за рамки, установленные уставом, или когда действовала в противоречии с интересами советского государства.

Ликвидация любого юридического лица либо его реорганизация считалась совершимся юридическим фактом с момента записи в соответствующем торговом реестре Наркомата финансов, а юридическое лицо считалось прекратившимся.

Выводы. Советское законодательство в 30-е годы в части ликвидации организаций характеризуется тем, что в годы первой пятилетки (1927-1931 гг.) еще действовал институт несостоятельности, однако в последующие годы произошло его резкое свертывание. Прекращение юридических лиц происходило на основании решения советского органа либо путем реорганизации, то есть путем слияния, присоединения, разделения или выделения, реже преобразования (например, из предприятия в трест), либо путем полной ликвидации со всеми последствиями. При этом советское законодательство выработало достаточно четкий перечень оснований для ликвидации юридического лица, который включал:

1. Добровольный порядок ликвидации на основании волеизъявления его участников в отношении добровольных общественных организаций.

2. Принудительную ликвидацию организации в связи с совершением противоправных действий ее участников как реакцию на правонарушение.

3. Ликвидацию на основании решения советского Наркомата в связи с нецелесообразностью дальнейшего существования данного треста или учреждения (отсутствие минимально числа членов, утрата основных активов).

Особое место занимала процедура несостоятельности. Хотя она была предусмотрена главами ГПК РСФСР вплоть до 1964 г., однако практически перестала применяться в годы второй пятилетки (1933-1937 гг.) и советскими учеными и правоведами рассматривалась как пережиток буржуазного права.

На наш взгляд, опыт советского законодательства о ликвидации юридических лиц в предвоенные годы, особенно в части принудительной ликвидации организации, может быть востребован при совершенствовании современного российского законодательства для быстрого и эффективного проведении ликвидации юридических лиц, зачистки от недействующих и прекративших деятельность организаций, исключения из ЕГРЮЛ, в том числе в ходе противодействия различным противоправным «серым схемам» по ликвидации компаний-должников, защите интересов добросовестных кредиторов.

2 Положение о добровольных обществах и их союзах, утверждённое Постановлением ВЦИК, СНК РСФСР от 10 июля 1932 г. // КонсультантПлюс: сайт.

В условиях специальной военной операции на Украине опыт советского законодательства в 30-е годы может эффективно помочь вне процедур банкротства сохранить технологические цепочки предприятий военно-промышленного комплекса.

Например, в целях сохранения военных технологий и государственной тайны без процедур банкротства обеспечить прекращение деятельности убыточных стратегических предприятий путем реорганизации с другими организациями военно-промышленного комплекса, что обеспечит Вооруженные Силы России необходимой техникой, средствами и вооружением.

Считаем, что на время специальной военной операции на Украине необходимо внести изменения, касающиеся стратегических предприятий, в законы, регулирующие прекращение юридических лиц, в том числе в Федеральный закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, Федеральный закон о банкротстве.

1. В частности изменить § 5 «Банкротство стратегических предприятий и организаций» главы IX Федерального закона о банкротстве, возложить на законодательном уровне на Правительство Российской Федерации разрешение вопросов, связанных с прекращением стратегических предприятий в связи с появлением признаков несостоятельности.

2. В остальных случаях включить Правительство России в процесс прекращения стратегических предприятий и принятия комплекса решений и действий, связанных с реорганизаций, ликвидацией организаций, реструктуризацией и погашением задолженности, передачей имущества и технологий другим стратегическим предприятиям.

3. Возложить на ФНС только списание задолженности по обязательным платежам и регистрацию сведений о прекращении юридического лица в ЕГРЮЛ.

Библиографический список

1. Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сиво-хина Т. А. История России. М.: Проспект, 2018.

2. Радаев В. В., Азарова М. М. Политическая экономия: учебное пособие для неэкономических вузов. М.: Политиздат, 1988.

3. Венедиктов А. В. Государственная социалистическая собственность. Ленинград: Издательство Академии Наук СССР, 1948.

4. Александров Н. Г. Трудовые правоотношения. М.: Издательство Министерства юстиции СССР, 1948.

5. Экономическая жизнь. 1929. № 80 (3101). 7 апр.

6. Бадюк В. А. Советский период несостоятельности и банкротства: методологические аспекты // Актуальные исследования. 2022. № 19.

7. Братусь С. Н. Субъекты гражданского права. М.: Юридическая литература, 1950.

8. Агарков М. М., Генкин Д. М. Гражданское право. М.: Издательство НКЮ СССР, 1944. Т. 1.

9. Экономическая жизнь. 1937. № 24 (5261). 16 февр.

10. Габов А. В. Принудительное прекращение юри-

дического лица в российском законодательстве // Вестник гражданского права. 2010. № 3.

11. Братусь С. Н., Граве К. А., Зимелева М. В. и др. Советское гражданское право / под ред. С. Н. Братуся. М.: Юридическая литература, 1950.

12. Шевченко Л. Прекращение деятельности юридического лица // Социалистическая законность. 1960. № 12.

References

1. Orlov A. S., Georgiev V. A, Georgieva N. G., Sivokhina T. A. The History of Russia. M.: Prospekt, 2018.

2. Radaev V. V., Azarova M. M. Political economy: a textbook for non-economic universities. M.: Politizdat, 1988.

3. Venediktov A. V. State socialist property. Leningrad: Publishing House of the USSR Academy of Sciences, 1948.

4. Alexandrov N. G. Labor relations. M.: Publishing House of the Ministry of Justice of the USSR, 1948.

5. The Civil Procedure Code of the RSFSR of 1923, as amended. Resolutions of the Central Executive Committee, the Council of People's Commissars of the RSFSR of 11/28/1927 and Resolutions of the Central Executive Committee, the Council of People's Commissars of the RSFSR of 10/20/1929 // ConsultantPlus: website.

6. Economic life. 1929. No. 80 (3101). April 7.

7. Badyuk V. A. The Soviet period of insolvency and bankruptcy: methodological aspects // Actual research. 2022. № 19.

8. Bratus S. N. Subjects of civil law. M.: Yuridicheskaya literatura, 1950.

9. Agarkov M. M., Genkin D. M. Civil law. M.: Publishing House of the NKYU USSR, 1944. Vol. 1.

10. Economic life. 1937. No. 24 (5261). February 16.

11. Gabov A. V. Compulsory termination of a legal entity in Russian legislation // Bulletin of Civil Law. 2010. № 3.

12. Bratus S. N., Grave K. A., Zimeleva M. V. and others Soviet civil law / ed. by S. N. Bratus. M.: Yuridicheskaya literatura, 1950.

13. Shevchenko L. Termination of the activity of a legal entity // Socialist legality. 1960. № 12.

Вклад авторов

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contributions of the authors

The authors contributed equally to this article. The authors declare no conflict of interest.

Статья поступила в редакцию 23.06.2023; одобрена после рецензирования 14.07.2023; принята к публикации 18.12.2023

The article was submitted 23.06.2023; approved after reviewing 14.07.2023; accepted for publication 18.12.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.