Научная статья на тему 'Прекращение права частной собственности на земельные участки, изымаемые для государственных и муниципальных нужд'

Прекращение права частной собственности на земельные участки, изымаемые для государственных и муниципальных нужд Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
419
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
земельный участок / объекты недвижимости / государственные и муниципальные нужды / выкупная стоимость / соглашение об изъятии / land plot / real estate objects / state and municipal needs / purchase price / withdrawal agreement

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нафисет Мурадиновна Михайленко, Елена Юрьевна Качалова

Прекращение права собственности и изъятие земельного участка для решения муниципальных или федеральных программ подразумевает выкуп частных земельных участков для размещения объектов государственного или местного значения при условии предварительного и равноценного возмещения его стоимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Нафисет Мурадиновна Михайленко, Елена Юрьевна Качалова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Termination of the right of private ownership of land plots seized for state and municipal needs

The Termination of ownership rights and the withdrawal of land for the solution of municipal or Federal programs implies the purchase of private land plots for the placement of objects of state or local significance, subject to preliminary and equal compensation of its cost.

Текст научной работы на тему «Прекращение права частной собственности на земельные участки, изымаемые для государственных и муниципальных нужд»

УДК 347.235 ББК 67.404

DOI 10.24411 /2312-0444-2020-10127

ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРАВА ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ, ИЗЫМАЕМЫЕ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

Нафисет Мурадиновна МИХАЙЛЕНКО, доцент Елена Юрьевна КАЧАЛОВА, старший

кафедры гражданского права юридического факультета преп°даватель кафедры фажданск°го права

Северо-Кавказского филиала Российского юридического факультета Северо-Кавказского

государственного университета правосудия филиала Российского государственного

(г. Краснодар), кандидат юридических наук университета прав°судия.

E-mail: 5.2.2@rambler.ru кандидат юридических наук

E-mail: Advkach@mail.ru

Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право

Аннотация. Прекращение права собственности и изъятие земельного участка для решения муниципальных или федеральных программ подразумевает выкуп частных земельных участков для размещения объектов государственного или местного значения при условии предварительного и равноценного возмещения его стоимости.

Ключевые слова: земельный участок, объекты недвижимости, государственные и муниципальные нужды, выкупная стоимость, соглашение об изъятии.

Annotation. The Termination of ownership rights and the withdrawal of land for the solution of municipal or Federal programs implies the purchase of private land plots for the placement of objects of state or local significance, subject to preliminary and equal compensation of its cost.

Keywords: land plot, real estate objects, state and municipal needs, purchase price, withdrawal agreement.

В настоящее время приоритетные государственные и региональные проекты предусматривают процедуру изъятия земли для государственных и муниципальных нужд как единственно возможный вариант их реализации. Нередко под рассмотрение попадают земельные участки, уже находящиеся в частной собственности, хотя ст. 35 Конституции РФ1 предусматривает право каждого человека самостоятельно распоряжаться принадлежащим ему имуществом. Несмотря на то, что фраза «изъятие земельных участков» звучит пугающе, в современных условиях без принудительного изъятия земельных участков (или по соглашению сторон) не обойтись.

Следует отметить, что начавшаяся после распада СССР земельная реформа, хотя законодательно и не закрепила понятие «государственные и муниципальные нужды»2, тем не менее, регламентировала процедуру резервирования земель перед планируемым изъятием земельного участка для публичных интересов3; при-

чем региональное законодательство зачастую восполняло пробельность федерального4.

Поскольку ст. 130 Гражданского кодекса РФ5 относит земельные участки к объектам недвижимого имущества, постольку для них характерны общие основания прекращения вещных прав, предусмотренные гражданским законодательством для объектов недвижимости, а изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд является одним из оснований принудительного прекращения права собственности (ст. 235 ГК РФ).

Прекращение права на земельный участок подразумевает совокупность действий, событий и норм, в результате которых одно лицо утрачивает право на землю, а другое его приобретает или же право на землю как таковое перестает существовать.

В качестве оснований прекращения права собственности на землю ст. 44 Земельного кодекса РФ (далее — ЗК РФ6) предусмотрено изъятие земельного участка у собственника для

№ 3/2020

государственных или муниципальных нужд ввиду:

■ выполнения международных договоров РФ;

■ строительства и реконструкции объектов государственного (федерального, регионального) или местного значения при отсутствии других возможных вариантов;

■ иных предусмотренных федеральными законами оснований.

К объектам государственного или местного значения ст. 49 ЗК РФ относит объекты космической деятельности, атомной энергии, обороны и безопасности государства, линейные объекты субъектов естественных монополий, а также федеральные и региональные объекты транспорта и связи, энергетических систем, электро-, газо-, тепло- и централизованных систем холодного и горячего водоснабжения и водоотведения, автомобильные дороги, инфраструктуру железнодорожного транспорта.

Федеральный закон «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»7 (далее — Закон № 499-ФЗ) пополнил ЗК РФ новой главой У11.1, регламентирующей порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

В соответствие с п. 1 ст. 56.3 ЗК РФ допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, утвержденных проектами планировки территории либо документами территориального планирования.

Пункт 2 ст. ст. 56.3 ЗК РФ содержит перечень случаев изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях: создания или расширения особо охраняемой природной территории, выполнения международного договора, проведения работ по недропользованию, признания расположенного на земельном участке многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с п. 3 ст. 279 ГК РФ и ст. 56.2 ЗК РФ решение об изъятии земель для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта РФ или органами местного самоуправления как по собственной инициативе, так и на основании ходатайства, поданного субъектами естественных монополий, недропользователями, организациями, уполномоченными на

основании заключенных с органами государственной власти или органами местного самоуправления договоров или соглашений либо имеющих разрешения (лицензии) осуществлять деятельность по изъятию земельного участка для государственных или муниципальных нужд (п. 4 ст. 56.3, п. 1 ст. 56.4 ЗК РФ).

Перечень таких организаций закреплен в постановлении Правительства РФ от 6 мая 2015 г. № 4428. Кроме того, с ходатайством об изъятии земельного участка в целях строительства, реконструкции, размещения объекта федерального значения или объекта регионального значения, предусмотренных адресной инвестиционной программой, могут обратиться государственное унитарное предприятие либо государственное учреждение (п. 3 ст. 56.4 ЗК РФ).

Пункт 6 ст. 56.3 ЗК РФ в целях размещения объектов регионального значения, предусмотренных документами территориального планирования двух и более субъектов РФ, допускает изъятие земельных участков, расположенных на территории одного субъекта РФ, для государственных нужд другого субъекта РФ. Так, земельные участки могут изыматься в целях размещения линейных объектов федерального, регионального и местного значения (ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов»9) с обязательным установлением режима публичного сервитута (п. 1 ст. 39.37 ЗК РФ).

Ходатайство об изъятии по установленной форме10 с прилагаемыми к нему документами может быть подано в отношении одного или нескольких земельных участков (п. 5 ст. 56.4 ЗК РФ) с обязательным указанием цели изъятия (п. 4 ст. 56.4 ЗК РФ) на бумажном носителе либо в форме электронных документов (п. 8 ст. 56.4 ЗК РФ).

Срок рассмотрения ходатайства об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления — не более 30 дней.

По результатам рассмотрения ходатайства указанные органы направляют запрос в орган регистрации прав для выявления собственников земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества либо принимают решение об отказе в удовлетворении ходатайства об изъятии (п. 10 ст. 56.4 ЗК РФ). Слу-

№ 3/2020

чаи отказа в удовлетворении ходатайства об изъятии отражены в п. 11 ст. 56.4 ЗК РФ.

Выявление собственников земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию для государственных или муниципальных нужд, осуществляется в соответствие со ст. 56.5 ЗК РФ.

Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд содержит следующие сведения: изымаемые земельные участки с расположенными на них объектами недвижимого имущества; цель изъятия земельных участков; реквизиты документов, на основании которых осуществляется изъятие; сооружения, изъятие которых не осуществляется; установленные и сохраняемые в отношении изымаемых земельных участков сер-витуты (п. 4 ст. 56.6 ЗК РФ, п. 4 ст. 279 ГК РФ), а также сопровождается схемой расположения земельного участка, если подлежащие изъятию земельные участки предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование таких земельных участков (п. 5 ст. 56.6 ЗК РФ).

Уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления в течение десяти дней с момента принятия решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд направляют уведомление о предстоящем изъятии собственнику изымаемого земельного участка или иным землевладельцам (подп. 3 п. 10 ст. 56.6 ЗК РФ), а копию данного решения — в орган регистрации прав (подп. 4 п. 10 ст. 56.6 ЗК РФ).

Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия (п. 13 ст. 56.6 ЗК РФ) и может быть обжаловано в суд в течение трех месяцев со дня уведомления правообладателя изымаемой недвижимости (п. 14 ст. 56.6 ЗК РФ).

Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения его стоимости на основании решения суда. Под равноценным возмещением понимается выкупная цена земельного участка, в которую согласно п. 2 ст. 281 ГК РФ включаются рыночная стоимость изымаемого участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка (в том числе убытки, которые он понесет в связи с досрочным прекраще-

нием своих обязательств перед третьими лицами, включая упущенную выгоду — п. 1 ст. 56.8 ЗК РФ, п. 2 ст. 280 ГК РФ).

Для расчета возмещения может использоваться рыночная стоимость (например, когда под изъятие попадают объекты недвижимости и объекты незавершенного строительства, находящиеся на изымаемом земельном участке — ст. 239.2 ГК РФ), которая определяется исходя из разрешенного использования земельного участка на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии земельного участка (п. 5 ст. 56.8 ЗК РФ).

С 1 апреля 2015 г. в качестве необходимого условия изъятия земельного участка указано предоставление правообладателю предварительного и равноценного возмещения не только за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, но и в предусмотренных законом случаях за счет организации, на основании ходатайства которой было принято решение об изъятии (ст. 281 ГК РФ, пункты 1, 2 ст. 56.4, п. 13 ст. 56.10 ЗК РФ).

Жилищное законодательство содержит норму, гарантирующую предоставление бывшему собственнику изъятого земельного участка равноценного жилого помещения (ст. 32 ЖК РФ11). Это правило действует в тех случаях, когда на экспроприируемой земле располагался жилой дом, который являлся единственным жильем для владельца и его семьи. В иных случаях компенсацией за изъятие надела будет только выкупная стоимость.

В случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, или когда выкупная цена в нем не указана и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, арбитражный суд определяет стоимость объекта исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»12. Согласно ст. 8 данного Закона проведение оценки имущества, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, является обязательным независимо от того, определяется ли выкупная цена соглашением с правообладателем земельного участка или устанавливается судом.

Выкупная цена земельного участка определяется на момент внесения отметки о приня-

№ 3/2020

том решении об изъятии участка в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, так как после этого риск несения затрат и убытков ложится на собственника недвижимости (ст. 280 ГК РФ).

Между компетентным органом и собственником земельного участка может быть заключено так называемое «соглашение о выкупе» (п. 3 ст. 281 ГК РФ), которое призвано зафиксировать ключевые условия изъятия и заключается с каждым собственником земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества (п. 2 ст. 56.9 ЗК РФ).

Если изъятие происходит по инициативе организации, то она также будет стороной соглашения (п. 1 ст. 56.10 ЗК РФ).

До заключения договора уполномоченный орган осуществляет подготовительные действия (проведение кадастровых работ в целях образования земельных участков, подлежащих изъятию, и оценка участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества) (ст. 56.7 ЗК РФ). Для выполнения кадастровых работ и определения рыночной стоимости недвижимости правообладатели обязаны обеспечить к ним доступ (п. 5 ст. 56.7 ЗК РФ).

Собственнику взамен изымаемых земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости может предоставляться другой земельный участок и (или) иные объекты недвижимого имущества (п. 3 ст. 56.9 ЗК РФ) путем применения правил гражданского законодательства о купле-продаже или мене (п. 7 ст. 56.9 ЗК РФ).

В соответствии с п. 7 ст. 56.8 ЗК РФ размер возмещения определяется не позднее чем за 60 дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости.

Проект соглашения об изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества направляется собственнику заказным письмом с уведомлением о вручении (п. 3 ст. 56.10 ЗК РФ). К соглашению прилагаются кадастровые паспорта подлежащих изъятию земельных участков, отчет об оценке рыночной стоимости изымаемых либо предоставляемых взамен изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества (п. 4 ст. 56.10 ЗК РФ).

Часто правообладатели не соглашаются с указанным в соглашении размером возмещения за изымаемую недвижимость; при этом им необходимо представить документы, подтверждающие обоснованность замечаний относительно

суммы компенсации. (Отметим, что государство не компенсирует стоимость недвижимости, которая не соответствует целевому назначению земельного участка.)

Если по истечении 90 дней со дня получения соглашения об изъятии недвижимости не получен ответ правообладателя, уполномоченный орган или организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости (пункты 8—10 ст. 56.10 ЗК РФ).

Интересный момент — начало отсчета 90 дней до обращения в суд: если активной стороной выступают публичные власти, то правообладателю участка проект соглашения об изъятии направляется заказным письмом, которое считается полученным, даже если вернулось назад; если же земля понадобилась естественному монополисту, то он самостоятельно ведет переговоры с владельцем и доставляет проект документов второй стороне под расписку (причем при отказе принять проект соглашения он все равно считается врученным). Отметим, что в такой ситуации возможны злоупотребления, связанные с ложными сообщениями представителей субъекта естественной монополии о якобы имевшем место отказе правообладателя от принятия проекта соглашения.

Принудительное изъятие земель по решению суда возможно, если правообладатель не заключил соглашение, в том числе если он не согласен с решением уполномоченного органа об изъятии (ст. 282 ГК РФ). В случае инициирования судебного спора именно суд будет определять условия изъятия объектов недвижимости для государственных и муниципальных нужд.

Следует подчеркнуть, что компанию, оценивающую объекты недвижимости, изымаемые для государственных и муниципальных нужд, нанимают либо органы власти, либо организации, подавшие ходатайство об изъятии недвижимости. К сожалению, возможности повлиять на выбор оценщика закон собственнику не предоставляет, и согласие правообладателей изымаемой недвижимости на осуществление данных действий не требуется.

При подготовке отчетов об оценке имущества оценщики зачастую руководствуются сравнительным методом, подбирая аналогичные изымаемым объекты, и по ним определяют размер возмещения, при этом стоимость изымаемой и аналогичной недвижимости может существенно отличаться.

№ 3/2020

Так, указывая на необязательность ссылки в экспертном заключении на стоимость объектов-аналогов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа счел, что РФ, выкупая земельные участки для строительства автодороги, приобретает их в силу разработанной проектной до-кументации13, а сложившиеся условия способствуют искусственному завышению стоимости участков в районе изъятия. В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано14.

Другой ошибкой оценщиков может являться неверное определение цели использования участка. Так, отклоняя отчет оценщика о рыночной стоимости изымаемого участка для размещения на нем автомобильной дороги, суд указал, что имущественные потери рассчитываются исходя из тех целей использования участка, которые были актуальны для собственника до заключения соглашения об изъятии15. В передаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано16.

Нередко оценщики не учитывают фактическое использование изымаемых объектов, руководствуясь информацией, указанной в правоустанавливающих документах. Так, Верховный Суд РФ счел неверным определенный судами размер возмещения за изъятие 13 земельных участков и 13 находящихся на них строений в целях строительства мостового перехода через реку, указав, что нижестоящие суды не учли цели использования строений и не включили в размер возмещения расходы на реконструкцию17.

В случае если соглашением об изъятии или вступившим в силу решением суда о принудительном изъятии предусмотрено полное или частичное возмещение за изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в денежной форме, сначала выплачивается возмещение, а затем осуществляется переход прав18.

Следует отметить, что не все доказательства и документы, свидетельствующие о точном размере стоимости изымаемой недвижимости, можно собрать в довольно сжатые сроки19.

Кроме того, судебная практика выявила отсутствие правового механизма передачи земельных участков из собственности РФ в собственность субъектов РФ или муниципальную соб-ственность20.

Прекращение и переход прав на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд осуществляются по правилам ст. 56.11 ЗК РФ.

Решение об изъятии участка у правообладателя подлежит обязательной государственной регистрации, именно с этой даты наступает прекращение права собственности. Государственный кадастровый учет земельных участков, образованных на основании решения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, осуществляется в соответствие с п. 9 ст. 60 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»21.

Ввиду того, что принудительное изъятие земельного участка у собственника является исключительным механизмом лишения права частной собственности, применение данного института требует обеспечения эффективной и достаточной защиты прав и законных интересов лиц, которые не только утрачивают свое имущество, но и терпят иные негативные последствия.

В заключение следует отметить, что вопрос изъятия земель для государственных и муниципальных нужд в целом неоднозначен: с одной стороны, крупные инфраструктурные проекты невозможно сдвинуть с мертвой точки из-за упрямства и жадности собственников земельных участков, предполагаемых к изъятию, с другой стороны, размер компенсации «за беспокойство» не всегда может показаться собственнику адекватным.

Резюмируя изложенное, следует отметить необходимость законодательного закрепления точной формулировки понятия «государственные и муниципальные нужды» и исчерпывающего перечня оснований изъятия земельных участков, сокращения числа подлежащих изъятию земельных участков еще на этапе планирования проектов инфраструктуры посредством альтернативных вариантов предполагаемого строительства. Решение перечисленных проблем, безусловно, сократит многочисленные споры о правомерности прекращения прав частной собственности на земельные участки.

1 Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., с изм., одобренными в ходе общерос. голосования 01.07.2020 г.) // http://www.constitution.ru/

2 Биткова ЛЛ. Институт изъятия земель для государственных и муниципальных нужд: механизм правового ре-

№ 3/2020

гулирования и пробелы в законодательстве / Л.А. Бит-кова, А.М. Сурикова, А.Ю. Шугаев // Аграрное и земельное право. 2019. № 8(176). С. 81—84.

3 Дорофеева М.В. История развития законодательства о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд // Аграрное и земельное право. 2018. № 12(168). С. 87—92.

4 Закон Краснодарского края «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» от 05.11.2002 г. № 532-K3 // Кубанские ведомости. 2002. № 240.

5 Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019 г., с изм. от 12.05.2020 г.) // СПС «Консультант Плюс»

6 Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 г. № 136-Ф3 (ред. от 18.03.2020 г.) // СПС «Консультант Плюс»

7 Федеральный закон «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.12.2014 г. № 499-ФЗ (ред. от 29.07.2017 г.. с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»

8 Постановление Правительства РФ от 06.05.2015 г. № 442 «Об утверждении перечня организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд» // СЗ РФ. 2015. № 19. Ст. 2841.

9 Федеральный закон «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов» от 03.08.2018 г. № 341-ФЗ // СЗ РФ. 2018. № 32 (ч. II). Ст. 5134.

10 Приказ Минэкономразвития России от 23.04.2015 г. № 250 (ред. от 27.10.2016 г.) «Об утверждении требований к форме и содержанию ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, состава прилагаемых к нему документов, а также порядка и способов подачи ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд и прилагаемых к нему документов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет и требований к их формату» (зарегистрировано в Минюсте России 17.07.2015 г. № 38066) // СПС «Консультант Плюс»

11 Жилищный кодекс РФ от 29.12.г. № 188-ФЗ (ред. от 25.05.2020 г.) // СПС «Консультант Плюс»

12 Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ (ред. от 18.03.2020 г.) // СПС «Консультант Плюс»

13 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.12.2016 г. № Ф08-9319/16 по делу № А32-6881/2016 // СПС «Гарант»

14 Определение Верховного Суда РФ от 21.04.2017 г. № 308-ЭС17-3221 по делу № А32-6881/2016 // СПС «Гарант»

15 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10.11.2017 г. № Ф06-26091/2017 но делу № А65-10487/2016 // СПС «Консультант Плюс»

16 Онределение Верховного Суда РФ от 02.09.2019 г. № 306-ЭС17-23539 но делу № А65-10487/2016. Требование: О нересмотре в кассационном норядке судебных актов но делу о нрекращении нрава собственности на земельные участки, изъятии этих участков для государственных нужд с вынлатой денежной комненса-ции нричиненных убытков.

Решение: В нередаче дела в Судебную коллегию но экономическим снорам ВС РФ отказано, дело нанравлено на новое рассмотрение нравомерно, так как необходимо установить все обстоятельства, имеющие значение для нравильного рассмотрения дела, в том числе нрове-рить заключение комиссионной экснертизы, нри наличии нарушений требований законодательства рассмотреть вонрос и ходатайство ответчика о нроведении но-вторной экснертизы // СПС «Консультант Плюс»

17 Онределение Судебной коллегии но экономическим снорам Верховного Суда РФ от 14.02.2017 г. но делу № 306-ЭС16-9944, А55-5004/2014.

Требование: Об изъятии объектов недвижимости нутем выкуна.

Обстоятельства: В целях обеснечения строительства мостового нерехода было издано расноряжение об изъятии нринадлежащих ответчику земельных участков для государственных нужд, ответчик не согласен с нредло-женной истцом выкунной стоимостью. Решение: Дело в части онределения размера возмещения собственнику изымаемых объектов недвижимости нанравлено на новое рассмотрение, носкольку суды не учли, что на части снорных участков расноложены автосалон и магазин, что нривело к ненравильному онре-делению равноценного возмещения и нарушению нрав нреднринимателя // СПС «Консультант Плюс»

18 Гагаринова Н.В. Изъятие земель для государственных или муницинальных нужд / Н.В. Гагаринова, А.А. Хо-рина, Д.В. Летникова // Современная юриснруденция: актуальные вонросы, достижения и инновации: Сб. ст. VII Междунар. науч.-нракт. конф. 25 марта 2018 г. г. Пенза. Пенза: Наука и нросвещение, 2018. С. 96—98.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19 Аббасова Е.В. Проблемы законодательного регулирования изъятия земельных участков для государственных или муницинальных нужд / Е.В. Аббасова, Е.В. Ерохи-на // Вестник совета молодых ученых и снециалистов Челябинской обл. 2019. № 1 (24). С. 84—89.

20 Городянина Д. Сноры в связи с изъятием земельных участков для государственных и муницинальных нужд // Молодой ученый. 2019. № 10(248). С. 167—171.

21 Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ (ред. от 25.05.2020 г.) // СПС «Консультант Плюс»

№ 3/2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.