Научная статья на тему 'Порядок и процедура прекращения права собственности при совершении земельного правонарушения'

Порядок и процедура прекращения права собственности при совершении земельного правонарушения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
968
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ / ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ НУЖДЫ / ПРАВООБЛАДАТЕЛЬ / ИЗЫМАЕМЫЙ ОБЪЕКТ / ИЗЪЯТЫЙ ОБЪЕКТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анилина Оксана Анатольевна

Автором статьи рассмотрен новый порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд и выделены основные наиболее вероятные способы защиты правообладателей на различных этапах этой процедуры. Автором отмечено, что в настоящий момент в судах находится большое количество судебных дел по спорам, связанным с изъятием земельных участков, как у юридических, так и у физических лиц. Следовательно, вопросы осуществления изъятия земельных участков на основе прекращения права собственности при совершении земельного правонарушения являются актуальными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Порядок и процедура прекращения права собственности при совершении земельного правонарушения»

УДК 340

Анилина Оксана Анатольевна

аспирантка. Московский гуманитарно-экономический институт. г. Москва, заместитель начальника Отдела Министерства Внутренних дел России по городскому округу Дубна [email protected]

Oksana A. Aniline

graduate student. Moscow humanitarian and economic institute Moscow, deputy chief of Department Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation on the city district Dubna miss [email protected]

Порядок и процедура

прекращения права собственности при совершении земельного правонарушения

The rules and procedure of

termination of ownership in the commission of the offense of the land

Аннотация. Автором статьи рассмотрен новый порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд и выделены основные наиболее вероятные способы защиты правообладателей на различных этапах этой процедуры. Автором отмечено, что в настоящий момент в судах находится большое количество судебных дел по спорам, связанным с изъятием земельных участков, как у юридических, так и у физических лиц. Следовательно, вопросы осуществления изъятия земельных участков на основе прекращения права собственности при совершении земельного правонарушения являются актуальными.

Ключевые слова: право собственности, земельные участки, правонарушение, государственное принуждение, государственные и муниципальные нужды, правообладатель, изымаемый объект, изъятый объект.

Annotation. The author of the article describes a new procedure for withdrawal of land plots for state and municipal needs and select the most probable means of protection of rights holders at various stages of the procedure. The author noted that currently in the courts is a large number of court cases on disputes related to land seizure as legal and physical persons. Therefore, the implementation of land seizure on the basis of termination of ownership in the Commission of the offense of the land are relevant.

Keywords: ownership, land, trespass, state coercion, the state and municipal needs, the rights-holder, seized the object, the withdrawn object.

Характеризуя как системное образование юридическую ответственность, необходимо отметать общность признаков, свойственных каждой

категории ответственности, вне зависимости от ее

. -

дарственного принуждения к виновному лицу за совершение противоправного деяния в рамках земельно-правовой ответственности, связанные с дополнительными негативными последствиями, появляющимися у правонарушителя, устанавливаются диалектической совокупностью. Основная задача осуществления мер государственного принуждения к виновному лицу за совершение проти-, -

,

состояния общественных отношений, при котором обеспечивается соблюдение закона и иных правовых норм с помощью санкций. Данная задача достигается использованием мер земельно-правовой

ответственности для воспитания и наказания пра-,

на всех других лиц в целях не совершения ими ,

законных интересов.

Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд, разумеется, производится в исключительных случаях, и на первый взгляд оно не обращает на себя внимания в качестве каждодневного и для всех актуального. Однако, в нашей стране недавно произошли события, которые сопровождались массовым изъятием недвижимости для публичных нужд (например, олимпийская стройка, расширение границ Москвы). В настоящий момент в судах находится большое количество судебных дел по спорам, связанным с изъятием земельных участков, как у юридических, так и у физических лиц. В основном, эти споры возникли из-за того, что

изъятие производилось в достаточно крупных ,

были урегулированы на законодательном уровне в достаточном объеме.

Всего несколько статей из Гражданского кодекса [2] (ст. 278-283) и Земельного кодекса (ст. 49, 55,

57) [5] предусматривали основные условия для , -

ментированная процедура изъятия земли отсут-

ствовала. В связи с этим, большинство проблемных вопросов решалось правопримени-, -

ля на масштабную реформу порядка изъятия земельных участков для государственных и му.

В результате, 1 апреля 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 31.12.2014 № 499-ФЗ (далее - Закон № 499-ФЗ) [11], который проводит в жизнь комплексные изменения института изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд. В Земельный кодекс введена отдельная глава VII. 1, состоящая из девяти объемных статей, регулирующих порядок изъятия земельных участков. Основные нововведения указанной главы: собственники, земле,

земельных участков объединены в одно общее -

участков; отсутствие регистрации прав, координат характерных точек, пересечение границ и наличие споров о правах на недвижимое имущество не являются препятствиями для принятия решения об изъятии. Появилась специальная

процедура выявления правообладателей (ст. 56.5 ): -

дастровый учет земельных участков в связи с изъятием, образованием, уточнением границ осуществляется без участия правообладателей; расчеты с лицами, чьи права или договоры прекращены или расторгнуты в связи с заключением соглашения об изъятии, осуществляет правообладатель, получивший возмещение. Ст. 56.11 ЗК РФ позволяет правообладателю изымаемой недвижимости расторгнуть в одностороннем порядке договоры с третьими лицами, исполнение которых стало невозможно ввиду изъятия объекта.

Рассмотрим новый порядок изъятия земельных участков при совершении земельного правонарушения и выделим основные наиболее вероятные способы защиты правообладателей на различных этапах этой процедуры. В связи с приня-499- ,

земельных участков существенно не изменились, внесенная правка носит в основном редак-. , -. 3 . 49 . , -

ния для изъятия, не предусмотренные этой статьей, могли быть установлены законами субъек-

, 499-

делать это только на основании федерального закона. В качестве примера можно привести п. 10 ст. 32 ЖК РФ [4], которым установлено не . 49

:

дома аварийным и невыполнение собственниками помещений требования о его сносе либо ре-[6].

Согласно новому порядку, уполномоченный орган должен предпринять ряд мер по выявлению

,

публикации о планируемом изъятии. В Земельном кодексе РФ установлен конкретный пере,

в таком сообщении (п. 6 ст. 56.5 ЗК РФ). Сообщение о планируемом изъятии должно быть

изъятии. Правообладатели, получив такое со,

недвижимость с приложением подтверждающих

. 499- ,

если подтверждающие права документы не будут представлены либо их недостаточно для подтверждения прав заявителя, то уполномоченный орган должен будет уведомить об этом

заявителя. Если правообладатели вовсе не бу-, -

правовое образование обращается в суд с заявлением о признании права собственности за ним (п. 10 ст. 56.5 ЗК РФ). Если правообладатель все же будет выявлен, он не вправе будет требовать возврата прав на объект, но может потребовать . -цию бывший правообладатель может от лица, которым были предоставлены земельные участки, в том числе, от частных лиц, когда изъятие происходило по их ходатайству. Выявление правообладателя является совершенно новым этапом изъятия недвижимости. До принятия Закона 499-

не объявляться в ходе процедуры изъятия, и -

оформлять права на объект как на бесхозное .

вместо предусмотренной новым порядком компенсации имел возможность взыскать убытки, . -

ние, в первую очередь, в части размера компен-

:

практике иск о предоставлении возмещения согласно п. 11 ст. 56.5 ЗК РФ - как разновидность иска об убытках либо в качестве самостоятельного способа защиты. В любом случае правообладатель на этапе выявления собственника изымаемого земельного участка вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании ре-( )

( 25

ГПК РФ [3], глава 24 АПК РФ [1]), с иском о признании права собственности на объект в случае, если уполномоченный орган откажет заявителю в учете прав на недвижимость, с иском о предоставлении возмещения не выявленным правообладателям в порядке п. 11 ст. 56.5 ЗК РФ.

Решение об изъятии земельного участка принимается по инициативе органа, уполномоченного на принятие такого решения, а также по ходатайству: ГУП; государственных учреждений, если изъятие осуществляется для размещения объекта, предусмотренного адресной инвестицион-; ( -

ственных монополий, организаций, уполномоченных органами власти на осуществление деятельности, для нужд которой изымается недвижимость, недропользователей) об изъятии зе-, -

ся привлекать средства этих организаций. Земельный кодекс РФ в новой редакции содержит подробные требования к такому ходатайству и порядок его рассмотрения (ст. 56.4 ЗК РФ). Несоблюдение инициативы изъятия может быть использовано в суде при защите прав собственника изымаемого земельного участка. Решение об изъятии земельного участка принимается

уполномоченным органом соответствующего уровня власти в соответствии со ст. 56.2 ЗК РФ. Требование к оформлению решения об изъятии установлены в п. 4, 5 ст. 56.6 ЗК РФ. Важно отметить, что из ст. 279 ГК РФ исключена формулировка о том, что нужно регистрировать именно

само решение об изъятии. То есть законодатель

,

подлежит не акт органа местного самоуправления, а ограничение (обременение) прав собственника соответствующего объекта недвижи-

,

[7]. -

ском кодексах была предусмотрена только обязанность уведомить правообладателя. На практике часто возникал вопрос, с какого момента правообладатель считается уведомленным. В новой редакции ЗК РФ данный вопрос получил решение. Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения об изъятии или со дня возврата отправителю заказного письма в соответствии с Федеральным законом от 17.07.99 № 176-ФЗ «О почтовой связи» [8]. В случае отсутствия сведений о почтовом адресе правообладателя изыма-, -

ным в день отправления ему электронного пись-.

адресе и об адресе электронной почты, правообладатель считается уведомленным со дня опубликования решения (п. 11 ст. 56.6 ЗК РФ). В пункте 14 ст. 56.6 ЗК РФ прямо закреплено, что решение об изъятии может быть обжаловано в суде. Основаниями для оспаривания могут служить: несоответствие цели изъятия; несоответствие решения генеральному плану (либо иным

),

также проекту планировки территории; наличие

возможности размещения объекта, для которого

,

;

к содержанию и оформлению решения об изъятии (ст. 56.6 ЗК РФ). Правообладатель должен

,

может стать основанием для отмены решения об изъятии, а лишь то, которое нарушило или может нарушить его права и законные интересы.

После принятия решения об изъятии земельного

,

ходатайство организация вне зависимости от согласия правообладателя принимает определенные меры в отношении изымаемой недвижимости. Главные из них: кадастровый учет подлежащего изъятию земельного участка; в том числе, внесение в Государственный кадастр недвижимости сведений о границах, проведение оценки изымаемых объектов и размера убытков для . -

гана на осуществление необходимых действий по кадастровому учету в отношении земельного участка от имени правообладателей теперь пря-

. 4 . 1 . 56.7 , также в ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» [10]. Правообладатель вправе обжаловать законность проводимых кадастровых процедур в отношении земельного

участка, в то же время надо учитывать, что согласно п. 4 ст. 56.7 ЗК РФ наличие спора о границах земельных участков, об образовании земельных участков не является препятствием для дальнейшей процедуры изъятия.

После проведения всех необходимых кадастро-

,

участка путем заключения соглашения либо изъятия по суду. Следует обратить внимание на п. 7

. 56.9 , применяются правила о купле-продаже либо мене. Следовательно, правообладатель может использовать способы защиты, которые предоставлены законодательством продавцу либо стороне договора мены. Получив проект соглашения, правообладатель может его подписать, отказаться от подписания либо направить свои обоснованные предложения о размере возме-. 90

не будет подписано, уполномоченный орган ли,

изъятия, могут обратиться в суд с иском о принудительном изъятии. Формулировка п. 9 и 10 ст. 56.10 ЗК РФ указывает на то, что вышеописанный порядок представляет собой обязательный досудебный порядок разрешения спора. Соответственно, если иск об изъятии будет подан с его нарушением, то согласно п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ он будет оставлен судом без .

, . 63

ЗК РФ и ст. 279 ГК РФ предусматривалась необходимость уведомления правообладателя объекта за год до принудительного изъятия, и ранее этого срока объект не мог быть изъят без согласия на то правообладателя (при этом сокращенные сроки могли устанавливаться в специальных Федеральных законах). Законом № 499-ФЗ данные положения из Земельного кодекса исключены, в связи с чем, иск об изъятии может быть 90 -

обладателем проекта соглашения об изъятии и не позднее трехлетнего срока действия решения об изъятии недвижимости.

Переход прав на изымаемый объект происходит только после получения правообладателем предварительного возмещения в денежной

форме. Федеральный закон от 21.07.97 № 122«

» [9] -

. 25.7

объект недвижимости на основании изъятия для

государственных и муниципальных нужд. Со, -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

статочно заявления уполномоченного органа, то

есть правообладатель недвижимости для этого ; -

стрирующему органу должны быть представлены доказательства предоставления возмещения

за изъятый объект, чем обеспечивается принцип

; -

ванные обременения снимаются автоматически, то есть без специальных заявлений; в отличие от общего порядка регистрации нет необходимости предварительно регистрировать объект на имя правообладателя перед регистрацией возникновения прав нового собственника на изыма-

емый объект. Как указанный выше новый, достаточно регламентированный порядок изъятия , -

Литература:

1. -сийской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, № 30, ст. 3012.

2. Гражданский кодекс от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (в ред. От 22.10.2014 г.) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, № 32, ст. 3301.

3. -ской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЭ (ред. от

30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с

01.01.2016) // Российская газета, № 220, 20.11.2002.

4. » от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 29.12.2015) // Парламентская газета, № 7-8, 15.01.2005.

5. Земельный кодекс от 25.10.2001 г. № 136-ФЭ (в ред. от 8.03.2015 г.) // «Собрание законодательства РФ», 29.10.2001, N 44, ст. 4147.

6. Корнев /4. Новый порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд: возможные способы защиты / А. Корнев, К. Берковский // Ваш партнер-консультант. 2015. № 11(9577).

7. Определение ВАС РФ от 01.07.2011 N ВАС-8192/11 по делу N А41-8980/10 // Документ опубликован не был.

8. Федеральный закон от 17.07.1999 N 176-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О почтовой связи» // Российская газета, № 140-141, 22.07.1999.

9. Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ (^д. от 29.12.2015) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // Российская газета, № 145, 30.07.1997.

10. Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О государственном кадаст-

» ( . ., . 01.01.2016) // Парламентская газета, № 99-101, 09.08.2007.

11. Федеральный закон от 31.12.2014 N 499-ФЗ «

Российской Федерации и отдельные законода-

» // -

ская газета, № 1, 12.01.2015.

тике, покажут время и судебная практика, которая наверняка вызовет новые вопросы по порядку правоприменения новой процедуры.

Literature:

1. The arbitration procedural code of the Russian Federation from 24.07.2002 N 95-FZ (as amended on 30.12.2015) (from CH. and EXT., Preface. in force from 01.01.2016) // collected legislation of the Russian Federation, 29.07.2002, № 30, item 3012.

2. Civil code of 30.11.1994, № 51-FZ (as amended on 22.10.2014) // «Collection of legislation of the Russian Federation», 05.12.1994, № 32, item 3301.

3. Civil procedure code of the Russian Federation from 14.11.2002 N 138-FZ (as amended on

30.12.2015) (from CH. and EXT., Preface. in force from 01.01.2016) // Rossiyskaya Gazeta, № 220, 20.11.2002.

4. Housing code of the Russian Federation» from 29.12.2004 N 188-FZ (ed. from 29.12.2015) // parliamentary newspaper, № 7-8, 15.01.2005.

5. Land code from 25.10.2001, No. 136-FZ (as amended on 8.03.2015) // «Collection of legislation of the Russian Federation», 29.10.2001, N 44, item 4147.

6. Kornev A. a New procedure for seizure of land for state and municipal needs: possible ways of protection / A. Kornev, K. Berkovsky // Your partner. 2015. № 11(9577).

7. Definition YOU the Russian Federation from 01.07.2011 N YOU-8192/11 in the case N A41-8980/10 // Document has not been published.

8. The Federal law from 17.07.1999 No. 176-FZ (as amended on 06.12.2011) «On postal communication» // Rossiyskaya Gazeta, № 140-141, 22.07.1999.

9. Federal law of 21.07.1997 N 122-FZ (as amended on 29.12.2015) «On state registration of rights to immovable property and transactions with it» (CH. and EXT., Preface. in force from 01.01.2016) // Rossiyskaya Gazeta, № 145, 30.07.1997.

10. Federal law of 24.07.2007 N 221-FZ (as amended on 30.12.2015) «About the state cadastre of real estate» (with CH. and EXT., Preface. in force from

01.01.2016) // parliamentary newspaper, № 99-101, 09.08.2007.

11. The Federal law from 31.12.2014 N 499-FZ «On amendments to the Land code of the Russian Federation and certain legislative acts of the Russian Federation» // Rossiyskaya Gazeta, № 1, 12.01.2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.