Научная статья на тему 'Преимущество сервисов-объединителей компаний наподобие Uber'

Преимущество сервисов-объединителей компаний наподобие Uber Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
507
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
экономика совместного потребления / потребности / блага / share economy / перевозки / каршеринг / Интернет / Uber. / economics of joint consumption / needs / good / share economy / transportation / car sharing / The Internet / Uber.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сатюков Станислав Романович

В статье рассмотрены теоретические аспекты формирования экономики совместного потребления и предприятий сервисов-объединителей в России и за рубежом. Проанализированы основные фундаментальные факторы, выступающие причинами развития экономики совместного потребления. Выделены особенности и тенденции развития экономики совместного потребления в России на сегодняшний день. Проанализирована роль сети Интернет, как ключевого инструмента развития экономики совместного потребления. Выделены проблемы и трудности развития современной экономики общего потребления в России. В частности, уделено внимание вопросу правового определения и законодательного регулирования, которые на данный момент отсутствуют. Проанализированы преимущества развития предприятий с объединительными сервисами на примере компании Uber. В заключение статьи, подведены итоги, а также вкратце описана модель вероятного развития экономики совместного потребления в дальнейшем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BENEFITS OF SERVICE COMBINATIONS OF COMPANIES SUCH AS UBER

The article discusses the theoretical aspects of the formation of the economy of joint consumption and enterprises of service combiners in Russia and abroad. Analyzed the main fundamental factors that are the reasons for the development of the economy of joint consumption. The features and development trends of the economy of joint consumption in Russia today are highlighted. The role of the Internet as a key tool for the development of a shared consumption economy has been analyzed. The problems and difficulties of developing a modern economy of general consumption in Russia are highlighted. In particular, attention is paid to the issue of legal definition and legislative regulation, which are currently absent. Analyzed the advantages of the development of enterprises with unifying services on the example of the company Uber. In conclusion, the article summarizes the results, as well as briefly describes the model of the possible development of a co-consumption economy in the future.

Текст научной работы на тему «Преимущество сервисов-объединителей компаний наподобие Uber»

<<ШУШетиМ~^©и©Мак>>#1Щ17)),2(0]9 / ECONOMICS

149

Сатюков Станислав Романович DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10399

ПРЕИМУЩЕСТВО СЕРВИСОВ-ОБЪЕДИНИТЕЛЕЙ КОМПАНИЙ НАПОДОБИЕ UBER

Satyukov Stanislav Romanovich BENEFITS OF SERVICE COMBINATIONS OF COMPANIES SUCH AS UBER

Аннотация.

В статье рассмотрены теоретические аспекты формирования экономики совместного потребления и предприятий сервисов-объединителей в России и за рубежом. Проанализированы основные фундаментальные факторы, выступающие причинами развития экономики совместного потребления. Выделены особенности и тенденции развития экономики совместного потребления в России на сегодняшний день. Проанализирована роль сети Интернет, как ключевого инструмента развития экономики совместного потребления. Выделены проблемы и трудности развития современной экономики общего потребления в России. В частности, уделено внимание вопросу правового определения и законодательного регулирования, которые на данный момент отсутствуют. Проанализированы преимущества развития предприятий с объединительными сервисами на примере компании Uber. В заключение статьи, подведены итоги, а также вкратце описана модель вероятного развития экономики совместного потребления в дальнейшем.

Abstract.

The article discusses the theoretical aspects of the formation of the economy ofjoint consumption and enterprises of service combiners in Russia and abroad. Analyzed the main fundamental factors that are the reasons for the development of the economy of joint consumption. The features and development trends of the economy of joint consumption in Russia today are highlighted. The role of the Internet as a key tool for the development of a shared consumption economy has been analyzed. The problems and difficulties of developing a modern economy of general consumption in Russia are highlighted. In particular, attention is paid to the issue of legal definition and legislative regulation, which are currently absent. Analyzed the advantages of the development of enterprises with unifying services on the example of the company Uber. In conclusion, the article summarizes the results, as well as briefly describes the model of the possible development of a co-consumption economy in the future.

Ключевые слова: экономика совместного потребления; потребности; блага; share economy; перевозки; каршеринг; Интернет; Uber.

Keywords: economics of joint consumption; needs; good; share economy; transportation; car sharing; The Internet; Uber.

Введение

Экономика совместного потребления, или как ее еще называют «share economy», - это довольно новое понятие. Оно появилось в начале 2000 года, и было связано с новой бизнес-моделью, которая бы стремилась решить социальные проблемы, учитывая стремительный рост населения и свойство ресурсов исчерпаться и не восстанавливаться. Однако впервые в оборот данное понятие ввел профессор права в Стэнфордском университете Лоуренс Лессиг в 2008 году. Данное понятие описывает взаимодействие между людьми, одни из которых имеют активы, но не используют их, и готовы этими активами поделиться с другими людьми, для удовлетворения потребностей последних [1; 7; 10].

Актуальность исследования на тематику экономики совместного потребления и функционирования компаний с сервисами-объединителями связана с тенденциями роста данного явления, как традиционной отрасли и вида бизнеса для мирового сообщества в рамках Индустрии 4.0. В связи с этим, целью научной статьи является определение основных преимуществ и особенностей развития рынка экономики совместного потребления и компаний, относящихся к данному направлению.

Для реализации данной цели необходимо решение следующих научных задач:

- рассмотреть теоретические аспекты формирования экономики совместного потребления и предприятий сервисов-объединителей в России и за рубежом;

- проанализировать основные фундаментальные факторы, выступающие причинами развития экономики совместного потребления;

- выделить особенности и тенденции развития экономики совместного потребления в России на сегодняшний день;

- проанализировать роль цифровых технологий, как ключевого инструмента развития экономики совместного потребления;

- выделить проблемы и трудности развития современной экономики общего потребления в России;

- проанализировать проблематику вопроса правового определения и законодательного регулирования, которые на данный момент в России отсутствуют, что тормозит развитие бизнеса компаний сервисов-объединителей;

- проанализировать преимущества развития предприятий с объединительными сервисами на примере компании Uber;

- описать модель вероятного развития экономики совместного потребления в дальнейшем.

150

ECONOMICS / <<ш^шетим-ши®мак>>#1щ17)),2(

В ходе научного исследования были использованы следующие методы: сравнения, обобщения, теоретического познания, аналогии, системный анализ, исторический метод и метод наблюдения.

Научная новизна: в статье впервые с помощью представленных методов было проанализировано влияние фундаментальных факторов на развитие сектора экономики совместного потребления и проблематики его развития в России.

Результаты исследования и их обсуждение Психология людей гласит, что каждый индивид имеет свои потребности, которые можно удовлетворять с помощью различных благ. Но, в связи с инстинктами выживания, каждый человек - эго, которое пытается накопить и иметь большее число благ, которые гарантируют, что его потребности будут удовлетворены в будущем времени в независимости от возникших обстоятельств. В последнее время, поведение людей изменилось и причиной тому выступает та же психология потребления.

Согласно теории пирамиды потребностей, А. Маслоу, базовой необходимостью людей выступают еда, одежда, безопасность, дом и т.д. В связи с развитием человечества, уровень удовлетворенности этих потребностей в развитых странах в разы увеличился, что делает их не столь важными. Если в 19-ом столетие стоимость одежды была крайне

высокой, то в начале 21-го столетия - ситуация изменилась. Это стало благом всех социальных слоев населения государств, что меняет общие представления людей вокруг необходимости иметь большее число данных благ.

В связи с этим, развитие экономики совместного потребления наблюдается во многих развитых странах, включая и государства, которые развиваются (в том числе Россия). Обществу приходит мысль о том, что есть профицит определенных благ, с которыми каждый индивид может делиться, к тому же не бесплатно, а за определенную «символическую плату». Более того, данный процесс ускоряется в связи с созданием и гипертемпами развития простор Интернета, где присутствуют Ш^М-инструменты коммуникации и общения между людьми. Тем самым, создается канал взаимообмена товаров и услуг, которые ложатся как блага экономики совместного потребления.

Доказательством вмешательства Интернета является создание различных онлайн-платформ, которые ложатся в основу предприятий экономики совместного потребления в России и зарубежных странах. К тому же, доля пользователей Интернета растет с каждым годом, и по состоянию на конец 2016 года, их число достигает 70,4% населения страны возрастом от 16 лет (рисунок 1).

КО 00 40 20 О

Л So.4 70.4 57,1

V 6 37,1 44,0

25,4

шок

20(19

201(1

2011

2013

201 1

201.S

2016

Дотт i i шс елаи Li Рос сип и возрасте от lö лети старше, являющегося muik'-toiuiicii'-M иж :рн. и, °<>

Рис. 1. Доля населения России в возрасте от 16 лет, выступающих пользователями Интернета, % [2].

Помимо развития просторов Интернета, есть и другие фундаментальные факторы, которые стали основополагающими причинами развития экономики совместного потребления [3]:

- кризис потребления;

- перепотребление;

- мировой финансовый кризис;

- мотивация к экологизации потребления;

- научно-технический прогресс;

- просоциальные потребности субъектов и потребность в самовыражении и активности.

При экономики совместного потребления в России необходимо учитывать социальную значимость задачи, суть которой заключается в способ-

ствовании развития данной отрасли, ведь существует текущая проблема - неудовлетворенности базовых потребностей граждан страны. Так, результаты исследования ВЦИОМ говорят, что у 39% россиян едва хватает средств на еду или одежду, в том числе для 10% респондентов затруднительна даже покупка продуктов, для 29% - едва хватает денег на одежду. 41% респондентов испытывают затруднения в покупке крупной бытовой техники и мебели [2].

На сегодняшний день, в России существуют следующие примеры развития предприятий и отраслей экономики совместного потребления (таблица 1).

<<ШУШетиМ~^©У©Мак>>#]Щ17)),2(0]9 / ECONOMICS 151

Таблица 1.

Примеры российских пиринговых платформ совместного потребления [2; 8; 9; 11; 15].

Сфера шеринговой экономики Вид услуги Название платформы/площадки

Жилье Сдача жилья в аренду Airbnb

Транспорт и перевозки Каршеринг Uber, Busfor, Blablacar

Бытовые вопросы Обмен и аренда вещами, продажа вещей за низкую цену ДаруДар, Спасибо!, Арен-дориум

Финансы и кредитование Кредитование одних людей другими Вдолг.ру, БезБанка

Профессиональная помощь в решение вопросов Предоставление услугу различными профессионалами Platforma, 2Polyglot

Наиболее популярными сервисами экономики совместного потребления выступает каршеринг, который обретает популярность в рамках международного и российского рынка. Согласно информации, И. Бутурлина из столичного Департамента информационных технологий, каршерингом в Москве пользуются 3,4% или 2 500 автомобилей. Средняя стоимость поездки 280 рублей, а длительность около 35 - 40 минут. При опросе респондентов были получены следующие результаты [4; 12]:

- 76% используют каршеринг, потому что это удобно;

- 22% - идет экономия времени;

- 13% - идет экономия финансов;

- 11% - качество поездок выше.

Самым знаменитым примером каршеринга является сервис по заказу такси Uber. Данный сервис был признан самым дорогим стартапом в мире, что говорит о признании инвесторами экономики совместного потребления как одной из главных отраслей экономики будущего. История Uber является наиболее показательной среди сервисов карше-ринга не только из-за гигантской оценки инвесторов. В компании используют современные технологии для разработки и внедрения новых услуг. О некоторых из них необходимо сказать, так как они не имеют аналогов у конкурентов и наилучшим образом характеризуют совместное потребление [6; 13; 14].

В рамках круглого стола в 2017 году на тему «Экономика совместного потребления в России в 2017 году», директор по правовым вопросам фонда «Сколково» И. Дроздов отметил, что на сегодняшний день юридическое регулирование экономики совместного потребления попросту отсутствует [4].

При этом, данный вопрос необходимо решать в срочном порядке, поскольку по его мнению - все эти услуги выступают представителями теневого бизнеса. К тому же, просторы Интернета - это не что-то новое, а обыденное направления жизнедеятельности общества, в котором обязаны быть те же правила, что и в офлайн-среде.

Вадим Конюшкевич из адвокатского бюро «Линия права» полагает иначе, а именно, что чрезмерное государственное регулирование отрасли замедлит ее развитие, и надо не детально отрегулировать агрегаторы (что им делать и чего не делать), а четче определить их правой статус. С одной стороны, законодательное правовое поле для регулирования экономики совместного потребления -

необходимо. С другой стороны, услуги и предприятия, которые функционируют в рамках «share economy» - ничем не отличаются от предприятий в обычных отраслях, а значит, необходимо соблюдение тех же правил, но лишь с определением правового статуса, а также отдельных норм налоговой ответственности, которые должны иметь меньший уровень бремени из-за выполнения социально значимых задач.

26 мая 2018 года, в рамках «Петербургского международного экономического форума 2018», была приведена следующая статистика: на сегодняшний день, рынок экономики совместного потребления России оценивается в 119 млрд долларов США. При этом, 80% потребителей пользуются услугами и товарами данной отрасли из-за экономии финансовых и других ресурсов [5].

На данный момент, наибольшую долю рынка занимает С2С. В рамках дальнейшего развития экономики совместного потребления в России и за рубежом будет развиваться сегмент В2В. Причиной этому будет выступать желание предприятий сэкономить свои ресурсы с помощью совместного производства. Одним из примеров данного сегмента выступает коворкинг, как модель предоставления офисных помещений в аренду. В одном зале ведут рабочую деятельность сотрудники многих компаний, которые могут между собою поддерживать коммуникации и при этом выполняют поставленные задачи.

Единственная трудность такого сценария развития в рамках отечественной экономики - уровень невысокого доверия и защита так званной «коммерческой тайны» бизнеса компании. Большее число предпринимателей и ТОП-менеджеров все еще придерживаются мнения, что необходимо соблюдать закрытые формы производственной и управленческой деятельности, которые, как они считают, защищают их от конкуренции внутри рынков.

По словам исполнительного директора BlaBlaCar Бруссона Николя, на сегодняшний день, в России находится около 15 млн человек, которые пользуются услугами их сервиса и онлайн-плат-формы [5]. Это подтверждает факт о том, что экономика совместного потребления развивается и в дальнейшем будет занимать всю большую долю во многих отраслях Российской Федерации.

При этом, были отмечены следующие проблемы, которые тормозят тенденции развития экономики совместного потребления:

152

ECONOMICS / «€©LL@qyiym-j®y®MaL»#1l3îl7),2©l9

- отсутствие в России законодательного регулирования экономики совместного потребления, что наблюдается и в других странах мира;

- низкая налоговая дисциплина пользователей;

- жесткие требования по лицензированию из-за чего число пользователей в разы меньше, чем в зарубежных странах. Более того, во многих развитых государствах, лицензирование как таково отсутствует. В России ситуация обратная, и по этой причине, отсутствуют отдельные рынки совместной экономики.

Заключение

Таким образом, подводя итоги, необходимо отметить, что на сегодняшний день существует определенное число фундаментальных факторов, которые способствуют стремительному развитию экономики совместного потребления. С другой стороны, есть наличие барьеров, которые ограничивают развитие определенных рынков, направлений и интеграции услуг к концепции «совместного потребления».

Более того, в рамках отечественного пространства известны такие проблемы, как отсутствие правового поля и законодательного регулирования экономики совместного потребления. При этом, по всей России существует около 15 млн людей, которые выступают пользователями лишь одного сервиса Uber и BlaBlaCar. Таким образом, в дальнейшем необходимо решение вышеперечисленных проблем, за счет создания нормативно-законодательных правил и рыночной инфраструктуры развития предприятий совместного потребления.

Хотя данная сфера экономики является сравнительно новой, однако, по прогнозам компании Price water house Coopers экономика совместного потребления будет расти, в среднем, на 33% в год. Также, в данном исследовании говорится, что к 2025 году экономика совместного потребления достигнет объемов в 335 млрд долларов США [1]. В связи с этим, наиболее вероятной моделью дальнейшего развития рынка выступает рост ее капитализация за счет привлечения новых пользователей, видов услуг, онлайн-площадок, предприятий и лоббистов среди государственных чиновников, целью которых будет выступать отстаивание интересов общества новых потребителей.

Список литературы

1. Чумаков Т.В. Экономика совместного потребления. URL: https://archive.econ.msu.ru/sys/raw.php?o=3769&p=a ttachment (дата обращения 27.12.2018).

2. Лобова С.В. Сопряжение совместной экономики и медиаобразования // Медиаобразование. 2017. №3.

3. Кузьмина Т.В. Социокультурный футуро-логический феномен совместного потребления: причины возникновения, признаки, эффекты. URL: http://scjournal.ru/articles/issn_1997-292X_2017_9_31.pdf (дата обращения 27.12.2018).

4. Плюсы и минусы экономики совместного потребления - взгляд из России. URL: https://www.osp.ru/cw/2017/18/13053330/ (дата обращения 27.12.2018).

5. Делись и зарабатывай. Экономика совместного потребления. URL: https://roscongress.org/sessions/delis-i-zarabatyvay-ekonomika-sovmestnogo-potrebleniya/discussion/ (дата обращения 27.12.2018).

6. Головецкий Н.Я., Гребеник В.В. Фундаментальные основы экономики совместного потребления. URL: https://www.muiv.ru/vestnik/pdf/eu/eu_2017_4_23_1 8_23.pdf (дата обращения 27.12.2018).

7. Швед В.В., Омельченко Е.В. Шэринговая экономика как путь развития мировой экономики // Вестник Коми. 2017. №18 (23).

8. Ставцева Т.И. Феномен совместного потребления в цифровой экономике // Арригиевские чтения по теме: «Формирование новой парадигмы экономического мышления». 2018.

9. Ставцева Т.И. Устойчивое экономическое развитие: экономика замкнутого цикла и экономика совместного потребления // Обеспечение устойчивого развития регионов в пространственной структуре экономики России. 2018.

10. Долгова М.В., Дрязгина Е.С. Экономика совместного потребления как новая бизнес-модель // Финансы, деньги, инвестиции. 2015. №3 (55).

11. DiMatteo, Larry A. "Regulation of Share Economy: A Consistently Changing Environment." Digital Revolution: Challenges for Contract Law in Practice. Nomos Verlagsgesellschaft mbH & Co. KG, 2016.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Kathan, Wolfgang, Kurt Matzler, and Viktoria Veider. "The sharing economy: Your business model's friend or foe?." Business Horizons 59.6 (2016): 663672.

13. Puschmann, Thomas, and Rainer Alt. "Sharing economy." Business & Information Systems Engineering 58.1 (2016): 93-99.

14. Hamari, Juho, Mimmi Sjoklint, and Antti Ukkonen. "The sharing economy: Why people participate in collaborative consumption." Journal of the association for information science and technology 67.9 (2016): 2047-2059.

15. Matzler, Kurt, Viktoria Veider, and Wolfgang Kathan. Adapting to the sharing economy. MIT, 2015.

References

1. Chumakov T.V. Ekonomika sovmestnogo potrebleniya. URL: https://archive.econ.msu.ru/sys/raw.php?o=3769&p=a ttachment (data obrashcheniya 27.12.2018).

2. Lobova S.V. Sopryazheniye sovmestnoy ekonomiki i mediaobrazovaniya // Mediaobrazovaniye. 2017. №3.

3. Kuzmina T.V. Sotsiokulturnyy futurologicheskiy fenomen sovmestnogo potrebleniya: prichiny vozniknoveniya. priznaki. effekty. URL: http://scjournal.ru/articles/issn_1997-292X_2017_9_31.pdf (data obrashcheniya 27.12.2018).

4. Plyusy i minusy ekonomiki sovmestnogo potrebleniya - vzglyad iz Rossii. URL: https://www.osp.ru/cw/2017/18/13053330/ (data obrashcheniya 27.12.2018).

<<C©yL©qUQUM~J©U©MaL>>#1]3©7)),2(0]9 / ECONOMICS

153

5. Delis i zarabatyvay. Ekonomika sovmestnogo potrebleniya. URL: https://roscongress.org/sessions/delis-i-zarabatyvay-ekonomika-sovmestnogo-potrebleniya/discussion/ (data obrashcheniya 27.12.2018).

6. Golovetskiy N.Ya.. Grebenik V.V. Fundamentalnyye osnovy ekonomiki sovmestnogo potrebleniya. URL: https://www.muiv.ru/vestnik/pdf/eu/eu_2017_4_23_1 8_23.pdf (data obrashcheniya 27.12.2018).

7. Shved V.V.. Omelchenko E.V. Sheringovaya ekonomika kak put razvitiya mirovoy ekonomiki // Vestnik Komi. 2017. №18 (23).

8. Stavtseva T.I. Fenomen sovmestnogo potrebleniya v tsifrovoy ekonomike // Arrigiyevskiye chteniya po teme: «Formirovaniye novoy paradigmy ekonomicheskogo myshleniya». 2018.

9. Stavtseva T.I. Ustoychivoye ekonomicheskoye razvitiye: ekonomika zamknutogo tsikla i ekonomika sovmestnogo potrebleniya // Obespecheniye ustoychivogo razvitiya regionov v prostranstvennoy strukture ekonomiki Rossii. 2018.

10. Dolgova M.V. Dryazgina E.S. Ekonomika sovmestnogo potrebleniya kak novaya biznes-model // Finansy. dengi. investitsii. 2015. №3 (55).

11. DiMatteo. Larry A. "Regulation of Share Economy: A Consistently Changing Environment." Digital Revolution: Challenges for Contract Law in Practice. Nomos Verlagsgesellschaft mbH & Co. KG. 2016.

12. Kathan. Wolfgang. Kurt Matzler. and Viktoria Veider. "The sharing economy: Your business model's friend or foe?." Business Horizons 59.6 (2016): 663672.

13. Puschmann. Thomas. and Rainer Alt. "Sharing economy." Business & Information Systems Engineering 58.1 (2016): 93-99.

14. Hamari. Juho. Mimmi Sj?klint. and Antti Ukkonen. "The sharing economy: Why people participate in collaborative consumption." Journal of the association for information science and technology67.9 (2016): 2047-2059.

15. Matzler. Kurt. Viktoria Veider. and Wolfgang Kathan. Adapting to the sharing economy. MIT. 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.