УДК 34.03
Артем Григорьевич Репьев, заместитель начальника кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Барнаульского юридического института МВД России,
кандидат юридических наук E-mail: [email protected]
Artem Grigorievich Repyev, Deputy Head of the Department of Administrative Law and Administrative Activities of Internal Affairs Bodies of the Barnaul Legal Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation,
Candidate of Legal Sciences
ПРЕИМУЩЕСТВА В ПРАВЕ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД ИССЛЕДОВАНИЯ
В статье «преимущество», как категория права и законодательства, подвергается концептуальному теоретическому и межотраслевому анализу. Автор ставит перед собой задачу выявить объективные и субъективные детерминанты законодательного закрепления таких наиболее распространенных типов правовых преимуществ, как привилегии и льготы, опираясь на социальные и природные причины появления, экономические условия, специально-юридические факторы. В статье ставится цель доказать социальную, государственно-правовую необходимость применения правовых преимуществ как средств регулирования общественных отношений, тезисно остановиться на их функциях и целях, а также внутренней классификации. Сложившаяся потребность анализа законодательства, судебной и правоприменительной практики, предопределила необходимость выявления существующих закономерностей и недостатков технико-юридического закрепления всех типов и видов преимуществ. Впоследствии аргументируется многоплановый характер воздействия данных специфических правовых средств на все сферы общества и государства.
Ключевые слова: правовое преимущество, привилегия, льгота, особые правовые процедуры.
ADVANTAGES IN LAW: INTERDISCIPLINARY RESEARCH APPROACH
In the article «advantage» as a category of law and legislation, undergoes conceptual theoretical and intersectoral analysis. The author aims to identify objective and subjective determinants of legislative consolidation of such most common types of legal advantages as privileges and benefits, based on social and natural reasons for appearance, economic conditions, special legal factors. The article aims to prove the social, state-legal necessity of applying legal advantages as a means of regulating social relations, to highlight their functions and purposes, as well as internal classification. The current need to analyse legislation, judicial and law enforcement practice has led to the need to identify existing patterns and disadvantages of technical and legal consolidation of all types and types of advantages. Subsequently, the multidimensional nature of the impact of these specific legal means on all spheres of society and the State is argued.
Keywords: legal advantage, privilege, privilege, special processes of law.
Современные тенденции интеграции, синкретизма, взаимопроникновения научного знания не могут не усиливать исследовательский поиск относительно полидисциплинарных феноменов. Особый интерес представляют явления общественной жизни, не только укрепившиеся в научных исследованиях конкретного профиля (к примеру, экономического, философского, социального, исторического), но и стоящие на стыке, балансирующие между научными специальностями и отраслями знания. Убеждены, что категория «правовое преимущество» является таковой.
Она понимается нами в качестве правомерной возможности субъекта в силу его специального или индивидуального статуса удовлетворить интересы максимально полно и всесторонне, путем предоставления особых дополнительных прав и гарантий, а также за счет не-
СЕКЦИЯ I. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ МОДЕЛЬ ПОЗНАНИЯ И ЕЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ В РЕШЕНИИ ..._
подверженности определенным обязанностям, запретам и ограничениям. В свою очередь, «привилегия», «льгота», «иммунитет» и «особая правовая процедура» выступают наиболее распространёнными типами правовых преимуществ, не только активно используемыми в правовой жизни, но и в экономической, а также судебной, правоприменительной практикой.
Как верно отмечает В.М. Сырых, «изучение права вне его связей с экономикой и политикой дает ответ на некоторые вопросы правовой науки, но не приводит к раскрытию главных и фундаментальных закономерностей функционирования и развития права»1. На примере правовых преимуществ, в особенности категорий «привилегия» и «льгота», мы отчетливо это наблюдаем. Рассмотрение их лишь с опорой на юридический позитивизм (хотя этот аспект заслуживает, по нашему мнению, особого внимания), без учета экономических, политических, психологических аспектов, носило бы несколько односторонний, описательный, поверхностный характер.
Подтверждают выдвинутый тезис о необходимости исследования правовых феноменов под призмой их экономико-регулятивного потенциала задачи, сформированные главой государства в рамках ежегодного послания Федеральному Собранию Российской Федерации. Следует отметить общую нацеленность В.В. Путина на использование в рамках политики страны различного рода инструментов, входящих в систему правовых преимуществ и предусматривающих более выгодное правовое положение одних субъектов перед другими. Это и льготы (к примеру, налоговые, для многодетных семей), и особые правовые процедуры (в виде «ипотечных каникул», облегчающих положение субъектов, оказавшихся в сложной финансовой ситуации), или же иммунитеты (в форме освобождения от налога медицинских и образовательных организаций). Беспрецедентным (по количеству упоминаний в послании) типом правового преимущества оказалась льгота, обозначенная Президентом РФ для использования правотворческими органами в качестве правового инструмента более 9 раз. Не обошел глава государства своим вниманием и компании, только начинающие свое бизнес-движение, т. е. так называемые стартапы.
В частности, в документе говорится: «поручаю правительству сформировать максимально комфортные условия для частных инвестиций в технологические стартапы, нацелить на их поддержку институты развития. А парламентариев прошу оперативно принять законы, приоритетные для создания правовой среды новой, цифровой экономики, которые позволят заключать гражданские сделки и привлекать финансирование с использованием цифровых технологий, развивать электронную торговлю и сервисы. Все наше законодательство нужно настроить на новую технологическую реальность. Оно, это законодательство, а точнее, они, эти законы, не должны ограничивать становление передовых перспективных отраслей, а должны помогать этому развитию»2.
Попробуем выяснить, при использовании каких типов правовых преимуществ законодательство государства сможет добиться подобного рода комфортных условий, и что они собой представляют с точки зрения механизма правового регулирования.
Во-первых, политика поддержки начинающих предприятий предполагает активное использование привилегий. Данная категория, входя в систему правовых преимуществ, в отличие от иных ее типов (льготы, иммунитеты) имеет ярко выраженный экономико-производственный характер. С момента зарождения и до наших дней привилегии направлены на содействие развитию промышленности, торговли, изобретательства, добыче природных ресурсов и пр. Более ста лет назад А.А. Пиленко писал, что привилегии выдавались на открытие фабрик, заведение мануфактур, выработку драгоценных металлов3. Сегодня экономико- и про-
1 Сырых В.М. Метод правовой науки: (Основные элементы, структура): монография. М., 1980. С. 44.
2 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации // Рос. газета. 2019. 21 февр.
3 Пиленко А.А. Право изобретателя: Ред. кол.: Козлова Н.В., Корнеев С.М., Кулагина Е.В., Панкратов П. А. М., 2001. С. 627.
изводственно-развивающая роль привилегий не потеряла своей актуальности. Они - эффективный инструмент регулирования трудовых отношений стартапов, сферы производства, промышленности, аграрной отрасли. В 2018 году на поддержку агропромышленного комплекса было предусмотрено дополнительное выделение из федерального бюджета более 240 миллиардов рублей, в т. ч., по максимально упрощенной форме получения субсидии1. Основанием для приобретения специального статуса организаций, занятых в указанных секторах, стала объективная потребность создания условий, способствующих легитимной поддержке в условиях неравномерного развития финансового рынка, распределения нагрузки, санкционных требований по приоритетным проектам.
Привилегиям принадлежит, безусловно, важная заслуга в формировании и дальнейшем укреплении не только таких фундаментальных институтов рыночных отношений, как частная собственность, но и поддержании стабильности, устойчивости различным экономическим колебаниям современных проектов на основе стартапов.
Во-вторых, государственная помощь в создании новых предприятий неизбежно подталкивает законодателя на установление льгот. Их регулятивный потенциал находит свое отражение в превалировании действия на оказание помощи. Не случайно ряд льгот характеризуются, по сути, мерами срочной помощи, для того, чтобы спасти, к примеру, юридическое лицо от ликвидации, банкротства и пр.
Так, одной из мер по предупреждению банкротства банковской организации предусмотрено оказание финансовой помощи, выделяемой государственными корпорациями на определенный срок, рассрочки по погашению задолженности, связанной с депонированием обязательных резервов и пр.2
Обращаем внимание на присутствие ценностных ориентиров при установлении всех правовых преимуществ в рамках стартапов, и льготы здесь не исключение. Речь идет, к примеру, об одобрении, стимулировании политики благотворительной деятельности и пожертвования. Так, «налогоплательщик имеет право на получение следующих социальных налоговых вычетов... в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком в виде пожертвований: благотворительным организациям; социально ориентированным некоммерческим организациям на осуществление ими деятельности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях; некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области науки, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), образования, просвещения, здравоохранения, защиты прав и свобод человека и гражданина, социальной и правовой поддержки и защиты граждан, содействия защите граждан от чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды и защиты животных; религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности»3.
Через уменьшение доходов, подлежащих налогообложению, на сумму фактически произведенных расходов на государственно-одобряемую деятельность, закон обеспечивает помощь тем организациям, которые в силу сложившихся обстоятельств не способны осуществлять ее самостоятельно либо это станет для них борьбой за выживание.
Безусловно, ведя речь о получении льгот для начинающих свое дело предпринимателей, необходимо акцентировать внимание на снижении бремени административных барьеров. Процедура реализации права на льготу или привилегию должна сопровождаться минимизацией подачи различных заявлений, прохождение лимитированного количества инстанций и ведомств. На этом акцентирует внимание Президент страны.
1 Рос. газ. 2018. 07 февр.
2 Определение Верховного Суда РФ от 08 февраля 2018 г. № 305-ЭС17-15339 по делу № А40-176343/2016 [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05 августа 2000 г. № 117-ФЗ, пп. 1 ч. 1 ст. 219 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. № 32. Ст. 3340; 2018. № 53 (ч. I). Ст. 8412.
СЕКЦИЯ I. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ МОДЕЛЬ ПОЗНАНИЯ И ЕЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ В РЕШЕНИИ ..._
Не могли мы не остановиться на рисках, образующихся в виду возможности получения особо выгодных условий для начинающего бизнеса:
- злоупотреблениях преимущественным правовым положением отдельными субъектами;
- существующих рисках коррупционных преступлений, совершаемых в условиях действия особых правовых режимов, основанных на привилегиях и льготах (здесь речь идет не только о стартапах, но и территориях опережающего экономического развития, особых экономических зон и пр.);
- вероятности совершения административных правонарушений и дисциплинарных проступков в условиях несоблюдения конкурсной процедуры получения грантов, квот;
- нецелевого расходования преференций и субсидий.
Все они требуют не только тщательного изучения на предмет последующего предупреждения, но и выработки конкретных мер повышения системы прозрачности наделения всеми правовыми преимуществами, новых подходов в формировании подотчетности полученных выгод, усилении мер как государственного, так и корпоративного, общественного контроля и т. д.
Список литературы
1. Сырых В.М. Метод правовой науки: (Основные элементы, структура): монография. - М.: Юрид. лит., 1980. - 176 с.
2. Пиленко А.А. Право изобретателя / Ред. кол.: Козлова Н.В., Корнеев С.М., Кулагина Е.В., Панкратов П. А. - М.: Статут, 2001. - 688 с.
List of references
1. Syrykh V.M. Metod pravovoy nauki: (Osnovnyye elementy, struktur a): monografiya. - [Method of legal science: (Basic elements, structure): monograph]. - M.: Yurid. lit., 1980. - 176 p.
2. Pilenko A.A. Pravo izobretatelya [Inventor's right] / Ed. col.: Kozlova N.V., Korneev S.M., Kulagina E.V., Pankratov P.A. - M.: Statute, 2001. - 688 p.