УДК 37.015.323
ББК Ю986.21-724 ГСНТИ 15.81.21 Код ВАК 19.00.07
Положай Мария Николаевна,
аспирант кафедры акмеологии и психологии управления, Уральский государственный педагогический университет; 620017, Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].
ПРЕИМУЩЕСТВА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ПЕРЕД ТРАДИЦИОННЫМИ ТЕСТАМИ ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ В ДИАГНОСТИКЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: мониторинг; одаренность; гармоничный и дисгармоничный тип развития; анкетирование; креативность; интеллект.
АННОТАЦИЯ. В статье поднимается актуальная проблема диагностики детской одаренности, доказывается несостоятельность традиционных тестов интеллекта и преимущества длительного психолого-педагогического мониторинга для всестороннего выявления одаренности, а также предлагается адаптированный вариант опросника на выявление вида одаренности как первичного звена в системе мониторинга.
Polozhai Maria Nikolayevna,
Post-graduate Student, Department of Acmeology and Psychology of Management, Institute of Staff Development and Management, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
ADVANTAGES OF PSYCHO-PEDAGOGICAL MONITORING OVER TRADITIONAL INTELLIGENCE AND CREATIVITY TESTING IN THE DIAGNOSTICS OF CHILDREN'S GIFTEDNESS
KEY WORDS: monitoring; talent; harmonious and disharmonious development; questioning; creativity; intelligence.
ABSTRACT. The article raises the urgent problem of diagnostics of children's giftedness, proves the untenability of the traditional intelligence tests and the benefits of long-term psycho-pedagogical monitoring for the comprehensive identification of talent, and offers an adapted version of questionnaire to identify the type of talent as the primary stage in the monitoring system.
В рабочей концепции одаренности утверждается, что очень важной проблемой является выявление одаренных детей. Во-первых, потому, что в семье на ранних этапах развития такие дети в большинстве случаев остаются, по меньшей мере, непонятыми, а нередко реакция родителей на активные познавательные способности ребенка бывает негативной. Установка, характерная для бытового сознания, - видеть своего ребенка таким, как все. Во-вторых, активные творческие способности сочетаются у детей с повышенной нервно-психической возбудимостью, которая проявляется в неусидчивости, нарушениях аппетита, сна, легко возникающих головных болях и т. п. Несвоевременная медико-психологическая коррекция этих проявлений приводит к развитию неврозов и ряда психосоматических заболеваний. В-третьих, одаренные дети, попадая в школьные коллективы, где у большинства их сверстников средние способности, чувствуют явную или скрытую недоброжелательность и недоверие со стороны окружающих. В результате у одаренных детей формируется стремление не выделяться, не выглядеть «белой вороной» и их творческие возможности со временем нивелируются. [Ж. Брюно] «Усреднение» одаренного ребенка, снижение общего интеллектуального и творческого потенциала сопровождается наличием выраженных невротических явлений, так назы-
ваемым «синдромом бывшего вундеркинда». Ощущение творческой несостоятельности, «зацикленность» на прошлом и часто болезненные амбиции входят в этот синдром, что в свою очередь, является причиной невротического и даже психопатического развития личности.
Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения.
Необходимо снизить вероятность ошибки, которую можно допустить в оценке одаренности ребенка, как по положительному, так и по отрицательному критерию при использовании психодиагностических методик: высокие значения того или иного показателя не всегда являются свидетельством одаренности, низкие его значения еще не являются доказательством ее отсутствия. Данное обстоятельство особенно важно при интерпретации результатов тестирования. Так, на высокие показатели психометрических тестов интеллекта может влиять мера обученности и социализации ребенка. В свою очередь, низкие показатели по тесту креативности могут быть связаны со специ-
© Положай М. Н., 2015
фической познавательной позицией ребенка, но никак не с отсутствием у него творческих способностей. И напротив, высокие показатели могут быть следствием невроти-зации, нарушения селективности мыслительного процесса, высокого мотива достижений или психологической защиты.
Неправомерно осуществлять идентификацию одаренного ребенка на основе единой (единственной) оценки (например, на количественных показателях, характеризующих индивидуальный уровень интеллектуального развития). К сожалению, в школьной практике достаточно часто ограничиваются оценкой коэффициента интеллекта (IQ), который определяется с помощью психометрических тестов интеллекта. Именно эти тесты (нередко вместе с тестами креативности, применяемыми для измерения творческих способностей) чаще всего используются при отборе детей в классы и школы для одаренных.
При этом игнорируется тот факт, что применение тестов интеллекта и креативности имеет ряд ограничений.
Во-первых, большинство тестов интеллекта созданы не для выявления интеллектуальной одаренности, а для других целей. Интеллектуальная шкала Векслера для детей (оригинальный вариант WISC, а также его отечественные модификации) предназначалась для определения уровня общего интеллекта (в частности, выявления задержки в умственном развитии), тест структуры интеллекта Амтхауэра (SIT) - для целей профориентации и профессионального отбора, дифференциальный тест способностей (DAT) - для прогноза академической успеваемости и т. д.
Только в рамках некоторых тестов была предусмотрена оценка максимально высоких результатов: культурно свободном тесте Кеттелла (CFT С) и усложненном варианте теста Прогрессивные матрицы Равена (А-PMR). Но их применимость по отношению к диагностике одаренности также подвергается серьезной критике. Что касается тестов креативности, то показатели дивергентной продуктивности также не являются однозначными, единственными и достаточными индикаторами творческих возможностей ребенка.
Во-вторых, многие тесты интеллекта измеряют конкретную (частную) интеллектуальную способность, т. е. сформирован-ность конкретных умственных операций. Таким образом, существующие психометрические тесты интеллекта, фиксируя его компоненты, не затрагивают связей между ними, не схватывают саму системность его проявления.
В-третьих, данные тестирования сильно зависят от ситуации тестирования, эмоционального состояния ребенка. При этом чем ребенок одареннее, тем эта зависимость больше. Поэтому психометрические тесты плохо прогнозируют уровень достижений именно одаренных детей.
В-четвертых, следует различать данные тестирования и решение о судьбе ребенка. Диагностическая ситуация является следствием влияния многих факторов, поэтому решение должно приниматься с учетом знания причин, приведших к тестовым результатам.
В условиях использования традиционных психометрических тестов многие признаки одаренности ребенка в силу особенностей процедуры тестирования игнорируются. В частности, традиционные психометрические тесты, будучи ориентированными на оценку результата деятельности, не пригодны для диагностики признаков одаренности, так как последние характеризуют способы деятельности одаренного человека. Уникальность одаренного человека состоит в том, что все, что бы он ни сделал, обязательно будет отличаться от того, что может сделать другой (в том числе не менее одаренный человек). В данном случае речь идет о таком инструментальном признаке, как выраженность индивидуальных стилей деятельности, и в первую очередь познавательных стилей, таких, как кодирования информации, переработки информации, постановки и решения проблем, познавательного отношения к миру. К этому признаку одаренности выраженности индивидуально-специфических способов изучения реальности традиционные тестовые процедуры не чувствительны.
Таким образом, природа одаренности объективно требует новых методов диагностики или модификации традиционных методов, поскольку традиционные психометрические методики (в виде тестов интеллекта и тестов креативности) не валидны по отношению к особенностям поведения и качественного своеобразия психических ресурсов одаренного ребенка.
По существу, любая форма отбора (се-лектирования) детей на основе показателей психометрических тестов оказывается несостоятельной с научной точки зрения, поскольку тесты интеллекта и креативности по определению не являются инструментом диагностики одаренности вообще и интеллектуальной либо творческой одаренности в частности.
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы относительно сферы корректного применения психомет-
рических тестов в работе с одаренными детьми:
- психометрические тесты скорее нужно применять не для и не до принятия решения о мере одаренности ребенка, а после процедуры его идентификации как одаренного в целях уяснения сильных и слабых его психологических качеств и организации необходимой ему индивидуализированной психолого-педагогической помощи;
- психометрические тесты могут быть использованы для описания индивидуального своеобразия психической деятельности конкретного одаренного ребенка с точки зрения выраженности отдельных способностей, склонностей, эмоциональных состояний, личностных качеств и т. д. (при этом следует иметь в виду высокую вероятность несовпадения результатов тестирований и реальных проявлений одаренности ребенка в определенной предметной сфере);
- психометрические тесты могут использоваться для отслеживания динамики конкретных показателей психического развития одаренных детей.
Таким образом, психометрические тесты могут использоваться в качестве одного из множества источников дополнительной информации в рамках программы идентификации одаренного ребенка, но ни в коем случае не в качестве единственного критерия для принятия решения о том, что данный ребенок является одаренным либо неодаренным.
Проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный этический аспект. Идентифицировать ребенка как одаренного либо как неодаренного на данный момент времени - значит, искусственно вмешаться в его судьбу, предопределяя его субъективные ожидания. Многие жизненные конфликты одаренных и неодаренных коренятся в неадекватности и легкомысленности исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок.
С учетом специфики одаренности в детском возрасте наиболее адекватной формой идентификации признаков одаренности того или другого конкретного ребенка является психолого-педагогический мониторинг.
Психолого-педагогический мониторинг, используемый с целью выявления одаренных детей, должен отвечать целому ряду требований:
1) комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные
источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;
2) длительность процесса идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
3) анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т. д.);
4) экспертная оценка продуктов деятельности детей (рисунков, стихотворений, технических моделей, способов решения математических задач и пр.) с привлечением экспертов - специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов, шахматистов, инженеров и т. д.). При этом следует иметь в виду возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества;
5) выявление признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, в условиях обогащенной предметной и образовательной среды при разработке индивидуализированной стратегии обучения данного ребенка). Целесообразно проведение проблемных уроков по особой программе; использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния и снимать типичные для данного ребенка психологические преграды, и т. п.;
6) многократность и многоэтапность обследования с использованием множества психодиагностических процедур, отбираемых в соответствии с предполагаемым видом одаренности и индивидуальностью данного ребенка;
7) диагностическое обследование желательно проводить в ситуации реальной жизнедеятельности, приближая его по форме организации к естественному эксперименту (метод проектов, предметных и профессиональных проб и т. д.);
8) использование таких предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют ребенку проявить максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности;
9) анализ реальных достижений детей и подростков в различных предметных олимпиадах, конференциях, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, фестивалях, смотрах и т. п.;
ю) преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей.
Оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки. Иными словами, проблема выявления одаренных детей и подростков должна быть переформулирована как проблема создания условий для интеллектуального и личностного роста детей в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования, с тем, чтобы выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов одаренности.
Исходя из вышеизложенных особенностей диагностики одаренности вообще и у детей с СДВГ в частности, нами были выбраны, на наш взгляд, наиболее валидные и этически корректные методы, основанные на экспертном наблюдении за особым ребенком без непосредственного вмешательства в его личное пространство, без создания искусственной ситуации тестирования, которая может исказить результаты, ввиду большой эмоциональной лабильности и слабой стрессоустойчивости данной категории детей.
Как было замечено выше, наиболее адекватной формой диагностики одаренности специалисты признают мониторинг как развернутую во времени, комплексную систему выявления одаренности с целью выработки наиболее адекватной траектории обучения и психологической помощи исключительным детям. Наша разработка занимает в этой системе первичную ступень и позволяет достоверно выявить сначала детей с СДВГ, а далее диагностировать у выявленных детей признаки и виды одаренности. Выбранными методиками явились:
- анкетирование педагога и/или психолога на основе международной диагностики дефицита внимания с гиперактивностью Б8М-4; анкетирование проводится на основе наблюдения за детьми, в результате
которого выводится группа учащихся с признаками СДВГ;
- опросник для учителя и родителей, а также других экспертов, комплексная оценка которых дает объективную картину одаренности ребенка с СДВГ (ее признаков и видов).
Если анкетирование на выявление СДВГ является общепризнанным методом для взрослых (не медиков), отражающим реальную картину поведения ребенка, то выбор такого метода диагностики одаренности как опросник нуждается в обосновании. Как было сказано выше, традиционными методиками диагностики одаренности в школах являются тесты интеллекта и креативности, которые все чаще признаются специалистами как несостоятельные методы при использовании их изолированно и без учета ряда психологических особенностей детей. Тем более, что мы имеем дело не просто с одаренными детьми, а с детьми, чьи высокие способности сочетаются с проблемами поведения и здоровья. Таким образом, мы считаем, что на первичном этапе диагностики одаренности у гиперактивных детей или детей с дефицитом внимания контактные методы способны исказить результат исследования ввиду высокой эмоциональной восприимчивости данной категории испытуемых. Поэтому такой метод как опросник для окружающих ребенка взрослых представляется нам наиболее валидным, объективным методом диагностики.
Учитывая все преимущества и недостатки популярных опросников одаренности, мы адаптировали известные опросники А. И. Савенкова и А. А. Лосевой, который позволяет выявить вид и степень одаренности младшего школьника. Методика А. И. Савенкова позволяет охватить внушительное число характеристик, типичных для разных видов одаренности. Простые и точные формулировки (описания) данных характеристик отражают реальную деятельность ребенка, живые эмоции, а не обобщенные понятия, типа «склонен к перфекционизму», благодаря чему доступны не только специалистам, но родителям и другим экспертам. Само содержание признаков одаренности достаточно гибкое и может отражать признаки одаренности у детей как с гармоничным, так и дисгармоничным типом развития личности, что отвечает целесообразности нашего исследования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Афанасьев Ю. Н. Может ли образование быть негуманитарным? // Вопросы философии : научный журнал. 2000. № 7. С.37-42.
2. Богоявленская Д. Б., Шадриков В. Д. Рабочая концепция одаренности, МО РФ, М., 2003.
3. Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. 1995- №4. С.73.
4. Выготский Л. С. Проблема возраста // Л. С. Выготский Собр. соч.: В 6 т. М. : Педагогика, 1983- Т. 5. С. 184-185.
5. Одаренные дети. Проблема одаренных детей. Детская психология. URL: http://dp.i7ya.ru/.
6. Савенков А. П., Одаренные дети в детском саду и школе: Учебное пособие для стул., высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000.
7. Щебланова Е. И. Особенности когнитивного и мотивационно-личностного развития одаренных старшеклассников // Вопросы психологии. 1999.N0 6. С.14-18.
Статью рекомендует д-р психол. наук, профессор Э. Э. Сыманюк.