Антоненко В.
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-
педагогический университет» г. Нижний Тагил, Россия
ВЫЯВЛЕНИЕ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ В РАННЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация
В данной статье рассмотрено одно из решений проблемы раннего выявления одаренности у детей. Предложены варианты работы с детьми, чтобы уже в раннем возрасте определить категорию успешности, к которой может быть отнесен ребенок.
Ключевые слова: одаренность, стратегия, программа развития
Antonenko V.
Nizhny Tagil state social-pedagogical Institute (branch) of Federal state Autonomous educational institution "Russian state vocational pedagogical University "
Nizhny Tagil, Russia
THE IDENTIFICATION OF GIFTED STUDENTS IN EARLY
ADOLESCENCE
Abstract
This article describes one solution to the problem of early detection of giftedness in children. Offered the options of working with children, at an early age to define a category of success that can be attributed to the child.
Keywords: talent, strategy, program development
Создание условий, обеспечивающих выявление одаренных детей, является одной из приоритетных задач современного общества. Наличие социального заказа способствует интенсивному росту работ в этой области. В качестве доказательства наличия социального заказа на выявление одаренности школьников можно выделить один из пунктов реализации Федеральной целевой программы развития образования: предстоит создать как специальную систему поддержки сформировавшихся одаренных школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят [5].
Однако, мировая практика работы с одаренными детьми указывает на то, что при отсутствии валидных методов идентификации одаренности эта работа может привести к негативным последствиям.
В связи с этим требуется серьезная просветительская работа среди учителей и работников народного образования, а также родителей для формирования у них научно адекватных и современных представлений о природе и методах выявления одаренности.
Сложность решения задач по выявлению детской одаренности определяется наличием широкого спектра подчас противоречащих друг другу подходов к указанной проблеме, в которых трудно разобраться практическим работникам и родителям.
В частности существует противоречие, которое касается творческого вида одаренности. Так, например, Теплов Б. М. в своей монографии «Способности и одарённость» выделяет этот вид одаренности отдельным пунктом [4], в то время как «Рабочая концепция одаренности» со своим взглядом на одаренность, как на системное качество, говорит о том, что творчество характерно для одаренности в общем, для любого ее вида [2].
Среди немногочисленных фундаментальных монографий по теме наиболее известны работы следующих авторов: Теплова Б. М.«Исследование индивидуально-психологических различий»[3]; Лейтеса Н. С.«Возрастная одарённость и индивидуальные различия» [1].
«Рабочая концепция одаренности» подчеркивает, что одаренность учащихся требует длительного и комплексного процесса диагностики [2].При этом во многих современных школах всё ещё остаются старые методы психодиагностики, которые характеризуются следующими недостатками: -одномоментностью диагностики (разовое тестирование); - диагностикой отдельных способностей (определение коэффициента интеллекта, тест на креативность).
Такой подход в выявлении одарённости не уместен, так как не соответствует передовому подходу к одаренности, и влечет за собой высокую диагностическую погрешность, из-за чего многие способные дети могут быть причислены к одаренным, а действительно одаренные быть незамеченными.
Современная школьная система образования в достаточной мере располагает методиками диагностики интеллектуальных способностей (а не одаренности), но при этом не хватает разработок по комплексному мониторингу и оценке одаренности детей.
Все данные противоречия требуют решения, но школьные учителя, в свою очередь, должны стараться не использовать традиционных тестовых методик для выявления одарённости детей, а взять на вооружение психолого-педагогический мониторинг. Сделать это нужно по причине того, что психолого-педагогический мониторинг отвечает следующему ряду требований: 1) комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;
2) длительность процесса идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
3) анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;
4) экспертная оценка продуктов деятельности детей с привлечением экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности. При этом следует иметь в виду возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества;
5) выявление признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития. Целесообразно проведение проблемных уроков по особой программе; использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния и снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды»;
6) многократность и многоэтапность обследования с использованием множества психодиагностических процедур, отбираемых в соответствии с предполагаемым видом одаренности и индивидуальностью данного ребенка;
7) диагностическое обследование желательно проводить в ситуации реальной жизнедеятельности, приближая его по форме организации к естественному эксперименту (метод проектов, предметных и профессиональных проб);
8) использование таких предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют ребенку проявить максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности;
9) анализ реальных достижений детей и подростков в различных предметных олимпиадах, конференциях, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, фестивалях, смотрах;
10) преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, — анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей.
С учетом специфики одарённости в детском возрасте психолого-педагогический мониторинг является наиболее адекватной формой идентификации признаков одаренности ребёнка по причине того, что он представляет собой комплексную, многоуровневую, иерархическую систему сбора, хранения и обработки информации о психологических характеристиках класса или отдельных учащихся, что позволяет строить прогнозы об их дальнейшем развитии. Подобного рода программа предполагает анализ процесса развития ребенка на достаточно длительном отрезке времени. А также поможет составить комплексную индивидуализированную программу диагностики одарённости.
Резюмируя, нужно, прежде всего, отметить, что какими бы подходами вы не пользовались, процедуры выявления одаренных детей должны быть
экологически валидными с точки зрения специфики детской одаренности и своеобразия признаков одаренного ребенка. Навешивать ярлыки «одаренный» или «ординарный» недопустимо не только из-за опасности ошибок в диагностических заключениях. Как убедительно показывают психологические данные, такого рода ярлыки могут весьма негативно повлиять на личностное развитие ребенка.
ЛИТЕРАТУРА
1) Лейтес Н. С. Бывают выдающиеся дети. - Семья и школа, 1990, - 165 С.
2) Рабочая концепция одарённости. 2-е изд., расш. и перераб. - М., 2003, -90 С.
3) Теплов Б. М. Исследование индивидуально-психологических различий. - М., 1961, - 498 С.
4) Теплов Б. М. Способности и одарённость. - «Учёные записки Гос. НИИ психологии», 1941, - 304 С.
5) Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 от 23 мая 2015 г. № 497.