Научная статья на тему 'ПРЕИМУЩЕСТВА ПРОВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНКУРСА В ЦИФРОВОМ ФОРМАТЕ'

ПРЕИМУЩЕСТВА ПРОВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНКУРСА В ЦИФРОВОМ ФОРМАТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
творчество / конкурс детского творчества / цифровой формат / онлайн-конкурс / развитие творческих способностей / creativity / children's creativity contest / digital format / online contest / development of creative abilities

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Григорьева Ирина Витальевна, Буланов Александр Евгеньевич

В данной статье кратко охарактеризованы особенности детского творчества, а также взаимосвязь воображения и творческой деятельности ребенка как неотъемлемого элемента становления человеческой личности. Обозначены преимущества конкурсов, проводимых в цифровом формате, перед традиционными конкурсами детского творчества. В результате проведенной исследовательской работы были сделаны выводы о преимуществах цифровых конкурсов детского творчества и положительном влиянии цифрового формата проведения на количественные показатели участников, доступность ввиду расширения географии участников, а также экономическую эффективность (как для организаторов, так и для участников) и психологический комфорт участников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Григорьева Ирина Витальевна, Буланов Александр Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADVANTAGES OF HOLDING AN ART COMPETITION IN A DIGITAL FORMAT

This article briefly characterizes the peculiarities of children's creativity, as well as the relationship between imagination and creative activity of a child as an integral element of human personality formation. The advantages of contests conducted in digital format over traditional contests of children's creativity are outlined. As a result of the conducted research work, conclusions were drawn about the advantages of digital contests of children's creativity and the positive impact of the digital format on the quantitative indicators of participants, accessibility due to the expansion of the geography of participants, as well as economic efficiency (both for organizers and participants) and psychological comfort of participants.

Текст научной работы на тему «ПРЕИМУЩЕСТВА ПРОВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНКУРСА В ЦИФРОВОМ ФОРМАТЕ»

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРЕИМУЩЕСТВА ПРОВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНКУРСА В ЦИФРОВОМ ФОРМАТЕ

Григорьева Ирина Витальевна

Кандидат педагогических наук, доцент, Московский инновационный университет (г. Москва), e-mail: grigoirina@mail.ru

Буланов Александр Евгеньевич

Аспирант, Московский инновационный университет (г. Москва), e-mail: grigoi-rina@mail.ru

DOI: 10.24412/2072-5833-2023-2-81-Аннотация:

В данной статье кратко охарактеризованы особенности детского творчества, а также взаимосвязь воображения и творческой деятельности ребенка как неотъемлемого элемента становления человеческой личности. Обозначены преимущества конкурсов, проводимых в цифровом формате, перед традиционными конкурсами детского творчества. В результате проведенной исследовательской работы были сделаны выводы о преимуществах цифровых конкурсов детского творчества и положительном влиянии цифрового формата проведения на количественные показатели участников, доступность ввиду расширения географии участников, а также экономическую эффективность (как для организаторов, так и для участников) и психологический комфорт участников.

Ключевые слова: творчество, конкурс детского творчества, цифровой формат, онлайн-конкурс, развитие творческих способностей.

ADVANTAGES OF HOLDING AN ART COMPETITION IN A DIGITAL FORMAT

Grigorieva Irina Vitalievna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Moscow Innovative University (Moscow), e-mail: grigoirina@mail.ru

Bulanov Alexander Evgenievich

Postgraduate student, Moscow Innovative University (Moscow), e-mail: grigoirina@ mail.ru

DOI: 10.24412/2072-5833-2023-2-81-

Annotation:

This article briefly characterizes the peculiarities of children's creativity, as well as the relationship between imagination and creative activity of a child as an integral element of human personality formation. The advantages of contests conducted in digital format over traditional contests of children's creativity are outlined. As a result of the conducted research work, conclusions were drawn about the advantages of digital contests of children's creativity and the positive impact of the digital format on the quantitative indicators of participants, accessibility due to the expansion of the geography of participants, as well as economic efficiency (both for organizers and participants) and psychological comfort of participants.

Key words: creativity, children's creativity contest, digital format, online contest, development of creative abilities.

Введение.

Актуальность участия детей в различных творческих конкурсах обусловлена тем, что в основу детского творчества заложено воображение. Его механизм описан в работах отечественного психолога Л. С. Выготского [2], согласно доводам которого воображение наиболее полно как психическая особенность проявляется во взрослом возрасте, однако ее формирование происходит в детстве. Иными словами, особой актуальностью обладает проблематика обеспечения надлежащих условий, способствующих развитию воображения с целью формирования полноценной личности у подрастающего поколения.

Материалы и методы.

Настоящее исследование проводилось посредством теоретических и эмпирических методов. К теоритическим методам относятся: метод анализа, синтеза, сравнения, метод индукции. Посредством указанных методов исследована структура детского воображения и творческой деятельности, а также описаны закономерности их взаимодействия и развития. В качестве эмпирических методов применялись: наблюдение, сравнение, измерение, изучение статистических данных и их графическое отображение. Данная группа методов позволила провести фактологический анализ и выявить взаимосвязи между изучаемыми явлениями.

В работах отечественных ученых [5, 7, 10] есть указания на то, что для развития творческого потенциала ребенка, ему необходимо приобрести творческий опыт, а также получить как можно больший спектр эмоций, связанный с творческой деятельностью. Дети, не обладающие должным опытом, не в состоянии в полной мере понять, представить и отразить картину, описанную преподавателем вне зависимости от того, о чем идет речь: об изображении исторического момента или о начертании абстрактной или геометрической фигуры.

Г. В. Бороздина пишет, что воображение - это познавательный процесс, направленный на создание новых образов на основе ранее воспринятых, а также одна из фундаментальных характеристик человека [3, С. 105].

По мнению ряда авторов, воображение самым тесным образом связано с познавательными психическими процессами и личностью в целом, т.к. посредством воображения человек перерабатывает имеющийся у него опыт. Иными словами, воображение задействует память, преобразуя данные, накопленные ей [12].

Кроме того, в научной литературе имеются данные о том, что люди, систематически занимающиеся творчеством, более устойчивы к стрессу, быстрее адаптируются к новым обстоятельствам и способны мыслить нестандартно, находя новые пути решения задач, что естественным образом сказывается и на других сферах жизни человека [2, С. 58].

По замечанию Е. П. Ильина, творчество - это «не только создание каких-либо новых ценностей, но и достижение при помощи интуиции, фантазии качественно нового состояния сознания человека, его выход за пределы видимого, преодоление границ привычного» [7].

Неотъемлемую роль в формировании личности человека играет его окружение, к примеру, через творчество (музыку, картины, книги) человек может сказать о своих переживаниях, взглядах на какую-либо проблему, поделиться мнением о каком-либо вопросе, что может иметь куда более эффективный результат [4, С. 112].

Обобщая вышеизложенные тезисы, можно сделать вывод о том, что детское творчество - это не просто способ времяпрепровождения, самовыражения и познания окружающего мира, но и фундамент взрослой состоявшейся личности, обладающей большей адаптивностью и гибкостью мышления.

Под детским художественным творчеством мы понимаем изобразительное и литературное творчество. Изобразительное искусство включает в себя: рисунки, аппликации, лепку, вышивку, поделки, фото- и видео-творчество, а литературное - сочинения, рифмовки, сказки.

Основываясь на данных теоретических подходах, при организации конкурсов детского художественного творчества мы ставим следующие цели его проведения:

- предоставление возможности для реализации творческих способностей детей и перспективы их дальнейшего развития;

создание комфортной атмосферы, позволяющей детям продемонстрировать имеющиеся у них навыки, выраженные в результате творческой деятельности;

- оказание поддержки для детей в их стремлении к занятию изобразительной деятельностью;

- формирование положительной мотивации для дальнейшего развития творческих навыков;

- создание условий, способствующих развитию творческой фантазии детей, их воображения, а также воспитания эстетической культуры подрастающего поколения;

- оказание помощи в профориентации детей в части выбора связанной с

творчеством профессии;

- поддержка детей в развитии способности к художественному осмыслению реальности, формировании их умения отражать окружающую действительность посредством творческой деятельности [6, 9].

Художественные конкурсы, проводимые в цифровомформате, предполагают, что в них могут принять участие дети следующих возрастных категорий:

- дети дошкольного возраста - 5-7 лет;

- младшая группа - 7-10 лет;

- средняя группа - 10-14 лет;

- старшая группа - 15-18 лет.

Организация конкурсов детского творчества проходит в семь этапов [11, С. 80], перечень которых представлен в виде схемы на рис. 1.

Рисунок 1 - Этапы проведения художественного конкурса детского творчества в цифровом формате

Следует уточнить, что конкурсы детского творчества мы проводим в цифровом формате удаленно. Дистанционный формат, как показала практика, обладает рядом преимуществ в сравнении с традиционными офлайн конкурсами детского рисунка. К числу наиболее важных отличительных особенностей можно отнести:

1. Расширение географии участников посредством:

- отсутствия транспортных расходов, расходов связанных с питанием и проживанием с ребенком в другом регионе на время проведения конкурса, что мотивирует родителей и детей к участию в конкурсе;

- отсутствия проблем, связанных с логистикой, для доставки конкурсной работы в срок в виду отсутствия необходимости доставки рисунка в место проведения конкурса на физическом носителе, нужно лишь прислать фотографию или скан детской работы.

2. Психологический комфорт ребенка, который обеспечивается следующими факторами:

- отсутствие страха перед другими участниками и членами жюри, т.к. ребенок на момент подведения итогов находится в комфортной для себя

обстановке;

- отсутствие страха быть непонятым ввиду отсутствия возможности у членов жюри задать конкурсанту уточняющие вопросы в отношении его работы;

- отсутствие страха подготовки в части необходимости доставки конкурсной работы, а также в части личного присутствия в соответствующем для мероприятия внешнем виде;

- отсутствие страха импровизации, т.к. у ребенка есть достаточно много времени с момента объявления конкурса до подачи конкурсной работы, что позволяет найти референсы в интернет-источниках, книгах, и т.д., тем самым попутно тренируя насмотренность.

3. Онлайн конкурсы значительно превосходят конкурсы офлайн формата, т.к. последние могут быть достаточно дорогостоящими, сложными в организации и требовать больших затрат на аренду помещений, аппаратуру, приглашение экспертов и т.д.

Результаты исследования. Выявить вышеперечисленные преимущества удалось эмпирическим методом. В 2020 г. в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции COVID-19 и обусловленными ей ограничительными мероприятиями [1], проведение конкурсов в традиционном формате было невозможно, что послужило поводом для переноса конкурса в цифровой формат. Следует заметить, что данное решение значительно увеличило количество участников. Динамика изменения количества участников в конкурсах детского художественного творчества за последние 5 лет представлена на рис. 2.

Очевидно, за счет всех описанных преимуществ конкурсов, проводимых в цифровом формате, выросло количество участников, при этом существенно расширилась география участников. До 2020 г. большинство участников проживало в Москве, а также в близлежащих населенных пунктах, жители соседних регионов участвовали в единичных случаях. В свою очередь, с внедрением цифрового формата, участие принимают жители других регионов России не в меньшем соотношении, чем жители г. Москвы и Московской области.

9000 - 8Ш

8000 7605 ч—-

7000

6000 -">"0 Количество -''"ОО

участников Д000 --3500—

3000 2000

юоо Ш Щ

0 - ■ , ■ , И^и 1ТЖ

2018 2019 2020 202! 2022 2023 Гол

Рисунок 2 - Динамика количества участников в конкурсах детского творчества в период 2018-2023 гг.

7605

8125

5530

3500

735 820 □ . □

Заключение.

В результате проведенной исследовательской работы выявлены преимущества конкурсов, проводимых в цифровом формате, перед традиционными конкурсами детского творчества. В качестве основных преимуществ цифрового формата конкурсов детского творчества можно выделить: экономическую эффективность (как для организаторов, так и для участников), доступность ввиду расширения географии участников, а также психологический комфорт участников.

Таким образом, сделаны выводы о преимуществах цифровых конкурсов детского творчества и положительном влиянии цифрового формата проведения на количественные показатели участников.

На наш взгляд, дальнейшее развитие конкурсов детского художественного творчества в цифровом формате обладает высокой степенью актуальности, ввиду вышеперечисленных конкурентных преимуществ, а также потому, что участие в конкурсах детского творчества выступает одной из форм дополнительного развития личности ребенка. Следовательно, участие детей в творческих конкурсах в цифровом формате помогает сформировать у них навыки систематизации и практического применения полученных знаний, реализовать потребность в самосовершенствовании и самореализации, получить новый опыт, расширить кругозор и приобрести уверенность в себе.

Литература

1. Указ Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

2. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности / В. А. Бодров - Москва: ПЕР СЭ, 2017. - 511 с.

3. Бороздина Г. В. Психология и педагогика: учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. / Г. В. Бороздина - Москва: Юрайт, 2023. - 477 с.

4. Бурханов Д. А. Влияние творческой деятельности на становление личности / Д. А. Бурханов // Инновационный потенциал молодежи: гражданственность, профессионализм, творчество: сборник научных трудов Международной молодежной научно-исследовательской конференции (Екатеринбург, 24 ноября 2020 г.); - Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 2020. - с. 109-114.

5. Выготский В. Л. Вопросы детской психологии / В. Л. Выготский -Москва: Юрайт, 2016. - 199 с.

6. Жильцова О. Н. Связи с общественностью. Учебное пособие / О.Н. Жильцова, И.М. Синяева, Д.А. Жильцов. - М.: Юрайт, 2017. - 337 с.

7. Ильин Е.П. Психология для педагогов / Е. П. Ильин - Санкт-Петербург: Питер, 2021. - 661 с.

8. Морилова Е. В., Корепанова А. А., Макарова В. Е. и др. Развитие

творческого потенциала личности в образовательном процессе. / Практическое пособие. - М.: Юрайт, 2020. - 319 с.

9. Роготнева А. В., Тарасова Л.Н. и др. Организация проектной деятельности в школе в свете требований ФГОС. / Методическое пособие / - М.: ВЛАДОС, 2018. - 119 с.

10. Симановский А. Э. Развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников 2-е изд., испр. и доп. Монография. - М.: Юрайт, 2018. - 188 с.

11. Челышева И. В., Шаповалова В. С., Мурюкина Е. В. Теория и методика развития социальной активности школьников с использованием элементов медиаобразования. - М.: Директ-Медиа, 2019. - 138 с.

12. Яковлев Б. П. Роль когнитивной психологии в системе научных знаний

0 человеке / Б. П. Яковлев, А. В. Прибега // Гуманизация образования. - 2017. -№5. - с. 15-21.

References

1. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 02.04.2020 № 239 «O merakh po obespecheniyu sanitarno-epidemiologicheskogo blagopoluchiya naseleniya na terri-torii Rossiyskoy Federatsii v svyazi s rasprostraneniyem novoy koronavirusnoy infe-ktsii (COVID-19)». [Decree of the President of the Russian Federation of 02.04.2020 No. 239 "On measures to ensure sanitary and epidemiological well-being of the population in the territory of the Russian Federation in connection with the spread of a new coronavirus infection (COVID-19)"].

2. Bodrov V. A. Psihologija professional'noj prigodnosti. V. A. Bodrov. [Psychology of professional suitability], Moscow: PER SE, 2017, 511 p.

3. Borozdina G. V. Psihologija i pedagogika: uchebnik dlja vuzov. 2-e izd., ispr.

1 dop. G. V. Borozdina [Psychology and pedagogy: textbook for universities. 2nd edition, revised and supplemented.], Moscow: Yurayt, 2023, 477 p.

4. Burhanov D.A. Vlijanie tvorcheskoj dejatel'nosti na stanovlenie lichnosti. D.A. Burhanov [Influence of creative activity on the formation of personality]. Innovative potential of youth: citizenship, professionalism, creativity: a collection of scientific papers of the International Youth Research Conference (Ekaterinburg, November 24, 2020), Ekaterinburg: Izd-vo Ural.un-ta, 2020, p. 109-114.

5. Vygotskij V.L. Voprosy detskoj psihologii. V.L. Vygotskij [Child psychology issues], Moscow: Yurayt, 2016, 199 p.

6. Zhil'tsova O. N. Svyazi s obshchestvennost'yu. [Public Relations]. Study guide. O. N. Zhiltsova, I. M. Sinyayeva, D. A. Zhiltsov, Moscow: Yurait, 2017, 337 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Il'in E.P. Psihologija dlja pedagogov. E.P. Il'in [Psychology for educators], Sankt-Peterburg: Piter, 2021, 661 p.

8. Morilova Ye. V., Korepanova A. A., Makarova V. Ye. i dr. Razvitiye tvorchesko-go potentsiala lichnosti v obrazovatel'nom protsesse. Prakticheskoye posobiye. [Development of creative potential of personality in the educational process], Moscow:

Yurayt, 2020, 319 p.

9. Rogotneva A. V., Tarasova L.N. i dr. Organizatsiya proyektnoy deyatel'nosti v shkole v svete trebovaniy FGOS. Metodicheskoye posobiye. [Organization of project activities at school in the light of the requirements of FSES. Methodological manual], Moscow: VLADOS, 2018, 119 p.

10. Simanovskiy A. E. Razvitiye sposobnosti k intellektual'nomu tvorchestvu u mladshikh shkol'nikov. [Development of the Ability to Intellectual Creativity in Younger Schoolchildren]. 2-ye izd., ispr. i dop. Monografiya, Moscow: Yurayt, 2018, 188 p.

11. Chelysheva I. V., Shapovalova V. S., Muryukina Ye. V. Teoriya i metodika razvitiya sotsial'noy aktivnosti shkol'nikov s ispol'zovaniyem elementov mediaobra-zovaniya. [Theory and methodology of development of social activity of schoolchildren using elements of media education, Moscow: Direkt-Media, 2019, 138 p.

12. Jakovlev B.P. Rol' kognitivnoj psihologii v sisteme nauchnyh znanij o cheloveke [The role of cognitive psychology in the system of scientific knowledge about man]. B.P. Jakovlev, A.V. Pribega. Humanization of education, 2017, №5, p. 15-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.