Научная статья на тему 'Преимущества концепции BPM при интеграция приложений'

Преимущества концепции BPM при интеграция приложений Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
347
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Анфиногентов Василий, Прошин Алексей

Для нынешнего этапа развития информационных технологий типичной становится задача оптимизации и расширения функциональных возможностей уже имеющейся ИТ-инфраструктуры предприятия. При этом неизбежно возникают проблемные участки, связанные с разрозненностью локальных систем в отдельных структурных подразделениях. На решение этой задачи направлены интеграционные технологии, достигшие уже такого высокого уровня, что позволяют использовать привычные и удобные для потребителей корпоративные приложения путем объединения их на базе единой интеграционной платформы. Важно, что при этом все ранее сделанные инвестиции в ИТ сохраняются

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преимущества концепции BPM при интеграция приложений»

СПОНСОР

Преимущества концепции BPM при интеграции приложений

Василий АНФИНОГЕНТОВ,

директор отделения автоматизации деловых процессов компании «ФОРС - Центр разработки»

Алексей ПРОШИН,

директор по инструментальным средствам описания бизнес-процессов, компания «ФОРС - Центр разработки»

Для нынешнего этапа развития информационных технологий типичной становится задача оптимизации и расширения функциональных возможностей уже имеющейся ИТ-инфраструктуры предприятия. При этом неизбежно возникают проблемные участки, связанные с разрозненностью локальных систем в отдельных структурных подразделениях. Помочь в решении этой задачи могут информационные технологии, достигшие уже такого высокого уровня, что позволяют использовать привычные и удобные для потребителей корпоративные приложения путем объединения их на базе единой интеграционной платформы. Важно, что при этом все ранее сделанные инвестиции в ИТ сохраняются

настоящее время внедре-

|ние систем управления бизнес-процессами (Business Process Management System - BPMS или BPM) представляет собой одну из актуальных задач для любого IT-подразделения крупного или среднего предприятия. По ожиданиям IDC, объем мирового рынка ВРМ к 2011 г. достигнет 5,5 млрд долл., увеличиваясь примерно на 44% ежегодно. Этот рост будет обусловлен несколькими факторами. Во-первых, данный тип решений еще не слишком широко

распространен и составляет незначительную долю потенциально возможного рынка. Во-вторых, уже существующие инсталляции BPM-систем, которые, хотя пока и автоматизируют лишь определенные, довольно узкие участки бизнеса, но уже хорошо зарекомендовали себя на отдельных проектах, будут масштабироваться на уровень предприятий в целом, охватывая дополнительные бизнес-процессы и подразделения.

По данным аналитической компании Forrester Research, более 25%

1Т-подразделений в прошлом году уже начали подобный проект или предполагают его начать в ближайшем будущем. В связи с этим закономерен интерес к методологии построения и внедрения ВРМ-систем, к сложным моментам при реализации подобных проектов. Процесс внедрения ВРМ действительно сопряжен с трудностями, которые лежат в методологической или системной плоскости. Методологическая сложность связана с необходимостью изменения парадигмы мышления руководства компании-заказчика. Если раньше она заключалась в стремлении руководства наилучшим образом выполнить свои управленческие функции, то теперь задача состоит в осознании своей роли в общей деятельности, важности обеспечения правильного прохождения базовых, критичных для компании бизнес-процессов. Другими словами, необходимо изменение способа мышления с функционально-ориентированного на процессно-ориентированный.

В зрелых ИТ-отраслях ВРМ уже, по сути, используется как стандарт организации управления, хотя это новейшая разработка, воплотившая лучшие мировые достижения в данной области. Без ВРМ-системы не обойтись там, где требуется отслеживать ход процесса в деталях и где информационная система охватывает около 90% выполняемых операций. В основном это телекоммуникационные компании, финансовые учреждения, госсектор, электроэнергетические предприятия.

Подходы к реализации ВРМ-систем

Следует отметить, что ВРМ-сис-темы представляют собой самостоятельный класс системного ПО, поскольку они объединяют как минимум два подхода: интеграционный, обеспечивающий взаимодействие систем, и процессный, объединяющий потоки работ, взаимодействие людей, систем и заданий. Как следствие, в ВРМ-системах присутствуют существенные элементы этих двух подходов.

Интеграционный подход требует включения в состав ВРМ-систем средств описания и реализации взаимодействия с различными сущест-

68 Век Качества N° б

РУБРИКИ

вующими на предприятии системами, прежде всего - интеграционных адаптеров. Интеграционный адаптер осуществляет преобразование внутренних интерфейсов взаимодействия, предоставляемых прикладной системой, в стандартные интерфейсы взаимодействия, используемые в ходе осуществления бизнес-процесса. Компания ФОРС разработала один из таких адаптеров, который позволяет переносить описание процессов, выполненное средствами бизнес-моделирования и анализа Casewise и Oracle Workflow и графически представленное в виде шаблонов и диаграмм, в матрицу стандарта BPEL (Business Process Execution Language - язык на основе XML для формального описания бизнес-процессов и протоколов их взаимодействия между собой).

В свою очередь, процессный подход требует наличия в составе BPM-системы средств описания потоков работ и их реализации. Более того, использование интеграционных возможностей совместно с процессным подходом означает, что простого представления об интеграции как об обмене информацией между системами недостаточно.

Сама BPM-система является многоуровневой. Наравне с исполняемым уровнем, имеющим визуальный интерфейс, например BPEL, существуют инструменты более высокого уровня, которыми может пользоваться аналитик. Сейчас уже есть возможность манипулировать разными частями большого BPM-решения подобно тому, как это происходит в технике. Поставщики BPEL-решений предоставляют инструментальные средства, позволяющие объединить разные уровни системы между собой.

За счет формализации бизнес-процессов более эффективным становится оперативный контроль, возможность непреднамеренных ошибок практически полностью исключается. Какой бы сложной ни была бизнес-логика, она может быть реализована. Благодаря единой сквозной шине бизнес-процессов создается многофункциональная, гибкая ИТ-инфраструктура организации. Такая разработка используется при осуществлении интеграционных проектов на базе как Oracle Workflow, так и BPEL, что обеспечивает безболезненную миграцию с одной технологической платформы на другую.

Основным принципом BPM является процессный подход к автоматизируемой (оптимизируемой) деятельности. Внедрение BPM-системы должно начинаться с анализа биз-

нес-процессов организации, их выделения и систематизации. Промышленные BPM-системы включают в свой состав средства графического описания бизнес-процессов и различные виды репозиториев полученных моделей.

Принципиально важным для реализации процессного подхода, очевидно, является определение бизнес-процесса. Традиционной ошибкой при описании процессов является представление о любой разумной (целенаправленной) деятельности как о бизнес-процессе. Однако это приводит к появлению (и к дальнейшей попытке автоматизации) множества обеспечивающих процессов. С нашей точки зрения, бизнес-процессом можно считать такой процесс, когда в результате его исполнения создается продукт, имеющий ценность для потребителя (при этом под продуктом понимаются и услуги). Подобное представление позволяет однозначно выделить основные бизнес-процессы организации. Ориентация на основные процессы приводит к существенному сокращению их числа. При этом ценность внедрения BPM-системы становится понятна функциональным заказчикам, а IT-подразделение получает столь необходимое ему ограничение масштаба проекта.

Стандартизация BPM-систем

Стандартизация BPM опирается, прежде всего, на стандартизацию описаний процессов. В рамках любого проекта по внедрению BPM должен разрабатываться документ, определяющий стандарты описания (соглашение о моделировании). Этот документ описывает выбранную методологию моделирования, используемую нотацию. В настоящий момент практически обязательным является использование нотаций BPMN и BPEL для описания процессов. Промышленные системы BPM обязательно включают в себя поддержку описания в указанных нотациях. Вместе с тем положительным моментом может считаться возможность реализации и поддержки в рамках BPM-системы собственной нотации, поскольку задача описания бизнес-процессов стоит на предприятиях уже давно и многие из них разработали свои подходы к решению этой задачи.

Для решения интеграционной задачи в рамках BPM-системы требуется стандартизация описания взаимодействия между BPM-системой и прикладными системами. В настоящее время является почти обязательным использование SOA-архитектуры (Service-Oriented Architecture -

сервис-ориентированная архитектура - модульный подход к разработке ПО, основанный на использовании сервисов (служб) со стандартизированными интерфейсами). Как следствие, описание взаимодействия предусматривает применение нотаций Ш8БЬ и Х8Б. В целом хорошей практикой считается применение открытых стандартов, поддержанных международными организациями. Это позволяет в дальнейшем использовать в рамках ВРМ-системы компоненты внешних производителей, облегчает поддержку системы, работу с ней внешних и внутренних разработчиков.

По нашему опыту, все более актуальным становится подход «стандартизация от заказчика», когда в процессе моделирования деятельности выделяются типовые комбинации бизнес-функций, характерные именно для данного заказчика, для его типа организации бизнес-процессов. В результате создается библиотека типовых элементов бизнес-процессов, позволяющая сохранить уникальность и конкурентные преимущества предприятия. Ключом к выделению подобных типовых элементов - паттернов поведения - является их повторяемость в рамках моделируемого набора бизнес-процессов. Использование подобных паттернов в дальнейшем, при автоматизации процессов, позволяет получить экономию в сроках и ресурсах внедрения за счет однократной реализации паттерна. С другой стороны, использование паттернов, характерных для данного заказчика, позволяет сохранить (если это целесообразно) своеобразие способа ведения бизнеса данной организацией.

Подход «от бизнес-процессов» позволяет решить основную задачу интеграции на базе 80Л - выбрать правильный, то есть соответствующий задаче набор сервисов. Известно, что грануляризация сервисов представляет собой одну из основных трудностей при реализации 80Л-проектов. Регулярно команды разработчиков попадают в одну из ловушек - создают сервисы, представляющие собой ШеЪ-сервисные оболочки для элементарных команд управления данными (вставка, удаление, модификация одного поля в записи). В результате описание бизнес-процесса становится чересчур сложным и непонятным для функциональных заказчиков.

Другая крайность - создание «супер-сервиса», операции которого позволяют решить все бизнес-задачи заказчика. В итоге становится непонятной сама необходимость такого сервиса. Подход «сверху-вниз» от

Ноябрь 2008 г. 69

бизнес-процессов позволяет выделить (в рамках процесса моделирования деятельности) набор серви-сов-кандидатов, наилучшим образом соответствующих определенному бизнес-процессу. Простое правило выделения сервисов (точнее, их операций) здесь состоит в следующем: одна бизнес-функция - одна операция сервиса. Если при моделировании используется подход «стандартизации от заказчика», описанный выше, то это гарантирует, что набор сервисов будет небольшим, хорошо управляемым и многократно используемым в пределах организации. После выделения этого набора можно приступать к его реализации либо путем разработки (если организация еще не использовала 80Л), либо путем конфигурирования сервисов из существующих.

Подход «от бизнес-процессов» принципиально важен при решении задачи интеграции приложений, поскольку он позволяет придать интеграционным процессам направленность на решение проблем функциональных заказчиков. Обеспечение интеграции приложений в рамках бизнес-процесса су-

щественно сокращает сроки выполнения процесса, что дает непосредственные конкурентные преимущества организации.

Необходимо отметить, что концепция SOA придает BPM новое качество - возможность гибкого изменения не только описаний процессов, но и способа их реализации.

BPM-системы на предприятии вовлечены в две группы процессов. Во-первых, они осуществляют автоматизацию бизнес-процессов - решают свою основную задачу. Как следствие, их программная реализация включает в себя средства исполнения процессов (вариант workflow-системы), средства взаимодействия с пользователем для обмена информацией (определенный вариант списка задач и набор Web-форм) и средства мониторинга. Кроме указанных средств, существенным элементом системы являются средства интеграции. В современных условиях это, как правило, набор технологических компонентов, обеспечивающих взаимодействие на базе SOA. В этот набор должны входить репозиторий описаний сервисов, средства доступа к сервисам и средства обеспече-

ния информационной безопасности в процессе взаимодействия.

С другой стороны, ВРМ-система должна еще до реализации бизнес-процессов получить и сохранить их описание. Вот почему в ВРМ-систе-мы обязательно входят средства описания бизнес-процессов (как правило, в графическом виде) и репозиторий этих описаний. Безусловно, положительным является наличие средств имитационного моделирования, которые позволяют без полномасштабной автоматизации провести анализ влияния изменений бизнес-процессов на характер деятельности организации.

Как позитивный момент при осуществлении интеграции приложений с использованием ВРМ-систем можно рассматривать очевидную направленность интеграции на решение бизнес-задач заказчика. В этом случае будут гарантированы вовлеченность в процесс, заинтересованность и поддержка высшего руководства компании и ИТ-подразделе-ния. Очевидно, что со временем таких проектов будет больше. ^

Адреса и телефоны см. стр. 4

ХРОНИКА I Новости компаний

«Одно окно» от ФОРС Компания «ФОРС - Центр разработки» объявила о создании прототипа (макета) информационной системы «Одно окно», обеспечивающей предоставление государственных услуг физическим и юридическим лицам органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа -Югры с использованием электронных средств коммуникаций. Проект выполняется в рамках региональной программы «Электронная Югра 2006-2008». Право на выполнение данных работ ФОРС получил по результатам открытого конкурса. Благодаря усилиям сотрудников Комитета по информационным ресурсам администрации губернатора автономного округа и представителей органов исполнительной власти Югры были подготовлены четкие технические требования для проекта на конкурс. В качестве примера для проектирования организационных и технологических решений была выбрана одна услуга - предоставление в пользование земельных участков физическим и юридическим лицам в административном центре округа, в том числе для строительства. Оказание этой услуги требует взаимодействия ведомств на всех трех уровнях власти - федеральном, региональном и муниципальном. Если раньше требовалось 5 обраще- ний заявителя, то теперь будет достаточно только одного. Для автоматизации предоставления других услуг следует разработать соответствующие регламенты и осуществить в соответствии с ними настройку системы. Прототип информационной системы был создан на основе модели, состоящей из нескольких уровней, исходя из технических требований, разработанных Комитетом по информационным ресурсам. Front-office обеспечивает заявителю доступ к информации о государственных услугах, оказываемых в режиме «одного окна», регламенте и нормативно-правовой базе оказания таких услуг. Здесь находится электронная приемная, куда заявка поступает на рассмотрение, и представлены шаблоны документов. Особое внимание уделяется актуальности и доступности этой информации. В back-office осуществляются все рабочие функции - обработка запросов, ведение реестров и регламентных схем, биллинг и хранение данных. Технологическое ядро решения составляет сервер приложений Oracle Application Server 10g. Система будет развернута в региональном информационном центре. ФОРС расширяет экспертизу по приложениям Oracle Компания «ФОРС - Центр разработки» получила статус сертифициро- ванного партнера Oracle по JD Edwards EnterpriseOne в России и странах СНГ. Новый статус позволит укрепить экспертизу компании по продуктовому портфолио Oracle, существенно расширенному за последние годы. Компания целенаправленно и последовательно наращивает спектр своих компетенций по продуктам, решениям и технологиям Oracle. Тем самым ФОРС на практике реализует стратегию корпорации по предоставлению заказчикам полного комплекса инновационных решений по управлению современным предприятием. Президент ФОРС Алексей Голосов отметил: «Сейчас, помимо комплекса приложений Oracle E-Business Suite, мы предлагаем своим заказчикам и Oracle JD Edwards Enterprise One. На российском рынке это решение будет, в первую очередь, востребовано средним бизнесом, а также на крупных предприятиях при управлении строительством, недвижимостью, сельскохозяйственным производством, розничной и оптовой торговлей. На наш взгляд, эта система позволит достаточно широкому кругу российских заказчиков повысить эффективность ведения своего бизнеса за счет использования признанных во всем мире ИТ-инструментов по его управлению». www.fdc.ru

70 Век Качества N° 6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.