ВЕСТНИК СОВРЕМЕННОЙ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ 2010 ТОМ 3, ПРИЛОЖЕНИЕ 1
(1999 г.), клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К.К. Яхин, Д.М. Менделевич) и личностный опросник бехтеревского института (ЛОБИ). Нами было также исследован уровень качества жизни пациентов с ГЭРБ с помощью методики «SF-36 V2».
Статистическая обработка полученных данных проводилась с использованием программы «Statistica 6.0 for Windows» и программы «Biostatistica» на персональном компьютере, реализованных с помощью метода многомерного корреляционного анализа с варимаксимальным вращением.
Результаты и их обсуждение. На первом этапе исследования были выявлены показатели алекситимии, интернальности в различных сферах деятельности (локус-контроль личности), различные проявления агрессии, тревожности, невротические черты и типы поведения в условиях болезни. Затем вся совокупность признаков, а также 12 показателей уровня качества жизни и продолжительность кислого рефлюкса в пищеводе (косвенно отражающая состояние нижнего пищеводного сфинктера) были проанализированы с помощью многомерного корреляционного анализа с варимаксимальным вращением.
В результате исследования были выявлены 2 фактора. Они охватили 37,57% обследуемых пациентов (1/3 часть). Внутри этих факторов были отмечены корреляции между показателями уровня качества жизни больных и психическими факторами, но не было отмечено связи с продолжительностью кислого рефлюкса.
Так первый фактор (25,85% общности) включал в себя коррелирующие между собой с прямой связью: тревожный (0,673), обссесивно-фобический (0,614) и эйфорический (0,611) тип поведения личности в ситуации болезни, общий показатель невротического реагирования (0,844), шкалы астении (0,682), невротической депрессии (0,666), истерического (0,709) и обсессивно-фобического (0,646) типа реагирования, ситуативную (0,687) и личностную тревожность (0,694) и показатель психической оценки здоровья пациентом (0,717), характеризующий настроение. Этот фактор характеризовал комплекс черт характера ведущих к повышенной чувствительности пациентов к воздействию стресса
Второй фактор (11,73% общности) включал в себя: общий показатель интернального уровня субъективного контроля (0,709), интернальный уровень субъективного контроля в сфере достижений (0,649) и индекс агрессивности (0,716) также имеющие прямую корреляционную связь. Этот фактор содержит по нашим предположениям комплекс черт характера, способствующий устойчивости пациентов в условиях стресса.
Выводы. У 1/3 пациентов с ГЭРБ имеются два чётко очерченных типа личности, имеющие прямую корреляционную связь с уровнем качества жизни, но не связанных с продолжительностью рН<4 в пищеводе.
072. ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВОЙ МЕТОДИКИ ЧРЕСКОЖНОЙ
СФИНКТЕРОТОМИИ ПРИ ЛЕЧЕНИИ
ХРОНИЧЕСКИХ АНАЛЬНЫХ ТРЕЩИН
Грошилин В. С.
Ростовский государственный медицинский университет, г.Ростов-на-Дону, Россия.
Цель исследования. Предупреждение рецидива анальных трещин и инконтиненции после хирургического лечения трещин заднего прохода посредством разработки и внедрения оригинальной модифицированной техники дозированной
сфинктеротомии.
Материалы и методы. Разработана новая техника дозированной сфинктеротомии, включающая частичную денервацию сфинктера с учетом индивидуальных анатомических параметров (федеральный патент России №2293529). Разработанный способ применен при хирургическом лечении 40 больных с хроническими анальными трещинами при наличии стойкого сфинктероспазма. Критериями, подтверждающими наличие гипертонуса, были повышение базального давления в анальном канале на уровне внутреннего сфинктера, увеличение среднего давления в анальном канале в покое и при волевом сокращении, снижение амплитуды и длительности ректоанального ингибиторного рефлекса. Вывод о спазме сфинктера делали лишь при выявлении трех и более из перечисленных признаков. Послеоперационная экспертиза проводилась через 3,6 и 12 месяцев и включала осмотр, аноскопию, комплексную
аноректальную манометрию, электромиографию, эндоректальную ультрасонографию.
Результаты____и___обсуждение. Проявлений
послеоперационной анальной инконтиненции отмечено не было. Сроки заживления и эпителизации послеоперационных ран анального канала соответствовали таковым при традиционном варианте латеральной «закрытой» сфинктеротомии. Среднее давление в анальном канале в покое у 33-х оперированных больных соответствовало возрастной физиологической норме, а у 7-и пациентов превышало норму менее, чем на 12%, составляя от 90,7 до 100,8 мм вод.ст. Гипотонуса сфинктера не отмечалось. Давление в анальном канале при волевом сокращении составляло 94,8-138,7 см вод. ст. В 5-и наблюдениях имело место относительное снижение величины давления на уровне внутреннего сфинктера, но не более, чем на 8% (минимальное значение - 61 см вод.ст.). Клинических проявлений недержания у этих больных не было, причем, при контрольном обследовании спустя 6 месяцев манометрические значения пришли в соответствие нормам. Рецидивов заболевания не отмечено.
Выводы. В условиях дозированного рассечения и селективной денервации внутреннего сфинктера прямой кишки создаются условия для скорейшего заживления операционных ран, уменьшения интенсивности болей и ранней реабилитации. Выполнение разработанного способа учитывает конституциональные особенности строения запирательного аппарата прямой кишки, при этом, снижается вероятность повреждения ветвей геморроидальных артерий и исключается инфицирование ран сфинктера из просвета кишки.
073. КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИИ ТРОФОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА У
50