Научная статья на тему 'Преимущества и современные проблемы использования программно-целевого подхода в региональной политике'

Преимущества и современные проблемы использования программно-целевого подхода в региональной политике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1146
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ / РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кадакоева Галина Владимировна

Программно-целевой метод может быть эффективно использован для управления социально-экономическими процессами в регионах. Однако опыт программно-целевого подхода к решению проблем развития регионов показывает, что наряду с положительными моментами имеется ряд существенных недостатков. Этим вопросам и посвящена данная статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кадакоева Галина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преимущества и современные проблемы использования программно-целевого подхода в региональной политике»

Кадакоева Г.В., МГТУ, г. Майкоп

ПРЕИМУЩЕСТВА И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ГТРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГ'О ПОДХОДА В РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ

Программно-целевой метод может быть эффективно использовал для управления социально-экономическими процессами в регионах. Однако опыт программно-целевого подхода к решению проблем развития регионов показывает, что наряду с положительными моментами имеется ряд существенных недостатков. Этим вопросам и посвящена данная статья.

Программно-целевой метод служит внешним инструментом осуществления государственной социально-экономической политики страны и се регионов наряду с методом прогнозирования и индикативного планирования.

Программно-целевой метод позволяет реализовать настоятельную потребность в осуществлении интеграционных процессов в экономике.

Целевые программы представляю! собой «указанные по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплексы научно-исследовательских, опытно-конструкторских, организационно-хозяйственных и иных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение конкретных задач в области государственно-федерального строительства, научно-технического, экономического. инвестиционного, социально-демографического, внешнеэкономического, культурною, экологического и регионального развития РФ» [1].

Условиями использования программно-целевого подхода являются:

- необходимость кардинального изменения неблагоприятных пропорций, структуры, тенденций развития экономики и социальной сферы;

- комплексность возникшей социально-экономической, научно-технической и природно-экологической проблемы, требующей межотраслевой и межрегиональной координации программных мероприятий;

- отсутствие возможностей достижения необходимых целей развития, исходя только из существующего уровня взаимосвязей между уровнями управления, хозяйствующими субъектами и т.д.;

- необходимость скоординировать использование финансовых и материальных ресурсов различной ведомственной, отраслевой, регионатьной и иной принадлежности для достижения особо важной цели.

Преимущества программно-целевого метода управления экономическим и социальным развитием регионов характеризуются в целом следующими принципиальными особенностями:

- индикативным характером программ, сроки реализации, которых находятся в прямой зависимости от обеспеченности программ необходимыми материальными и финансовыми ресурсами;

- системным характером основных целей и задач программы по решению комплексных проблем развития социально-экономической сферы региона;

- обеспечением единства подходов к решению задач развития регионов различного таксономического уровня;

- способностью концентрировать ограниченные материальные и финансовые ресурсы на решении принципиальных вопросов социально-экономического развития региона, от которых зависит поступательное развитие экономики и рост жизненного уровня населения (проведение структурной политики по существу;

- возможностью использовать эффект мультипликатора при целевом использовании ограниченных бюджетных ресурсов за счет дополнительного привлечения внебюджетных средств, собственных средств заинтересованных государственных и коммерческих предприятий и фирм, банковского кредита и иных привлеченных средств потенциальных отечественных и иностранных инвесторов;

- возможностью сочетать программно-целевой метод управления региональным развитием с методами регионального прогнозирования и индикативного планирования:

- потенциальной возможностью обеспечения общественного контроля при формировании целей и задач программного развития и использования финансовых ресурсов.

Опыт программно-целевого подхода к решению проблем развития регионов показывает, что наряду с положительными моментами имеется ряд существенных недостатков, снижающих эффективность их реализации.

Среди наиболее часто встречающихся следует отметить:

- недостаточность обоснования необходимости применения программно-целевого метода для решения конкретной социально-экономической проблемы;

- отсутствие эффективной системы управления программой со стороны головного исполнителя программы и системы контроля со стороны государственного заказчика про1 раммы.

В настоящее время наблюдается повышение роли региональных целевых программ в политике РФ. Следует отметить, что отдельные отечественные экономисты все еще продолжают рассматривать административно-правовые и рыночные механизмы развития экономики и социальной сферы как несовместимые между собой.

Данное противопоставление искусственно, о чем свидетельствует опыт программного регулирования в странах рыночной экономикой. Отсюда одним из основных условий преодоления кризиса и дальнейшего перехода к устойчивому развитию является использование программно-целевого метода, наряду с реализацией государственной контрактной системы, являющейся одним из главных инструментов современной организации рынка. «При таком подходе на первый план выдвигаются не формальные характеристики программного сектора экономики. такие как общее число программ и т.д., а заложенная в программном методе потенциальная возможность существенно повысит эффективность государственного управления экономикой» [2]. Сейчас эта возможность явно недооценивается. Причин здесь несколько:

1. В либеральной экономической теории аспект эффективности однозначно связывается с действием рыночного механизма, а не государства.

2. Государственное управление экономикой отождествляется по инерции с советской системой отраслевого управления. Другие его формы практически не обсуждаются.

3. Цели федеральных и региональных программ, как правило, шире, чем получение максимума прибыли; поэтому любая из них может не удовлетворять критерию коммерческой эффективности и быть отвергнута;

4. В реальной жизни «государственные ассигнования на программы столь незначительны, а управление их реализацией далеко от подлинно программных принципов» [3], что практически отсутствуют позитивные примеры реализации в полном объеме.

Литература:

1. Гапоненко А.Л. Стратегическое планирование социально-экономического развития региона / А.Л. Гапоненко // Пространственная экономика. - 2005. - №4. С. 40-53.

2. Кондрашин С.В. Стратегия социально-экономического развития регионов. Основные направления стратегии развития регионов РФ / С.В. Кондрашин, О.О. Бердышев // Менеджмент: теория и практика. - 2005. - №1/2. - С. 33-39.

3. Митрофанова И.В. Программно-целевое управление социально-экономического развития региона / И.В. Митрофанова // Регионология. - 2005. - №1. - С. 252.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.