Нормаматова Д.Т., Курбонова С.Э. ©
Преподаватель кафедры английского языка и литературы Гулистанского государственного
университета (г. Гулистан, Узбекистан)
ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИК ОБУЧЕНИЯ
ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Аннотация
В данной статье выдвигается мысль о том, что цель обучения английскому языку в данный момент можно сформулировать следующим образом: научить учащихся не только участвовать в коммуникации на английском языке, но и активно участвовать в становлении и развитии личности учащегося. Исходя из этого, большая часть современных методик обучения английскому языку основаны на принципе активной коммуникации.
Ключевые слова: коммуникативная методика, интерактивная методика, интенсивная методика, проектная методика, деятельностная методика.
Keywords: communicative methods, interactive methods, intensive methods, methods of projects, active methods.
Большинство современных методик преподавания иностранного языка основано на принципе коммуникативности. Но несмотря на общую природу, данные методики заметно отличаются друг от друга. Рассмотрим общие характеристики всех современных методик преподавания английского языка. Практически во всех методах широко используется коллективная совместная деятельность. Тенденция замены индивидуальной работы групповой развивается уже давно. Коллективная работа очень активизирует коллектив. Формирование навыков и умений происходит в системе коллективных действий, которые способствуют внутренней мобилизации возможностей каждого учащегося. Формы коллективного взаимодействия легко реализуются на занятиях. Это работа в парах, втроем, в микрогруппах и в полных группах. Следует также отметить, что ролевое общение, постоянно взаимодействуя с личностным, является его предпосылкой и условием. Ситуации ролевого общения, в которых формируются навыки и умения иноязычного общения, обеспечивают переход к более высокому уровню общения. И все-таки коллективная работа во всех методиках реализуется по-разному. В коммуникативной методике - это создание ситуаций, подобных реальным, постановка проблемных вопросов и их обсуждение [1, 32]. В проектной методике также используется групповая совместная работа над проектами [2, 84].
Следующая черта, встречающаяся во всех методиках - это познавательная самостоятельность. Учитывается то, что теперь обучение английскому языку должно строиться на принципиально новой основе, которая осуществляет перенос акцента с передачи обучаемым готовых знаний к добыванию их в процессе активной учебно-познавательной деятельности, благодаря чему формируется активная личность с творческим мышлением. Широко применяется этот принцип в деятельностной методике, так как он рассчитан, прежде всего, на людей со сложившимся логическим мышлением.
Существует еще одна идея, встречающаяся практически во всех методиках, с небольшими вариациями. Это принцип управления учебным процессом на базе его квантования и программирования в коммуникативной концепции. Квантованию при этом подвергается все, начиная с целей и заканчивая материалом, учебный процесс делится на определенные циклы. В проектной методике подобное явление называется «принцип систематичности», который проявляется не только в делении материала на темы и подтемы, но и в цикличной организации учебного процесса. Учебный процесс при дистанционном
© Нормаматова Д.Т., Курбонова С.Э., 2016 г.
обучении подвергается структурированию; структура курса является модульной, чтобы обучаемый мог четко осознавать свое продвижение от модуля к модулю, или выбирать модуль в зависимости от уровня своей подготовки. Даже деятельностная методика делит курс овладения английским (иностранным) языком, как уже было сказано ранее, на предварительное овладение языковыми средствами и последующее овладение общением.
Для того, чтобы определить, насколько хороша каждая из рассматриваемых методик, попытаемся выделить и изучить положительные и отрицательные стороны каждой из них.
Коммуникативный метод имеет ряд положительных сторон, которые должны активно использоваться при работе с ним. В первую очередь, это цель обучения, которой является не просто овладение иностранным языком, а обучение иноязычной культуре. Это достигается путем равнозначности и взаимосвязанности всех аспектов обучения. Придерживаясь такой установки, педагог участвует в формировании личности обучаемого, что, несомненно, является положительной стороной. Еще один плюс данной концепции - взаимосвязь и равномерное развитие всех видов деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо). Этот фактор является весьма важным. Весьма хорошим фактором является также создание дополнительной мотивации, используя межпредметную связь. Но наиболее важными положительными сторонами стали применение общения, как основного метода обучения английскому языку, и использование ситуаций для реализации этого. Ярко выраженных отрицательных черт данная методика не имеет. Возможно, в ней есть мелкие недочеты, но они не выражены столь явно, как положительные качества.
Теперь перейдем к интенсивной методике. Несомненно, что самый большой ее плюс -это очень быстрое получение результатов. Уже на второй день занятий учащийся общается на английском языке, используя речевые клише, изученные на первом занятии. Также существенным плюсом служат психологические основы данной методики (суггестии), которые позволяют создать психологически комфортную обстановку на занятиях, но и используются для более эффективного обучения. Большими плюсами являются полифункциональные упражнения, неоднократно упоминаемые ранее, а также весьма хорошо большое количество времени, уделяемое на активизацию новой лексики. На каждый цикл занятий рекомендуется тратить до 20-24 часов, из них на активизацию нового материала - 18-20 часов. В этом методе также имеется ряд недостатков. Например, слишком большой объем нового материала, даваемого за одно предъявление (150-200 новых слов, 3050 речевых клише и несколько типичных грамматических явлений). Недостатком также является обучение, прежде всего, устным формам общения: чтению и аудированию, письменные же формы общения при этом становятся второстепенными, чего допускать ни в коем случае нельзя [3, 28].
Проектная методика обучения иностранному языку не имеет ярко выраженных недостатков, подобно коммуникативной методике. При этом для нее характерно то, что учащийся, как и преподаватель, получает не только знания по узкой специальности, но и имеет возможность связать их с другими дисциплинами. Более того, «коммуникативная грамотность обеспечивается владением будущим учителем знаниями философских, психолого-педагогических положений о человеке как высшей ценности общества...» [4, 4]. Хочется отметить, что грамматика дается чаще всего в виде таблиц, что значительно облегчает ее усвоение и систематизирование учащимися. При этом сам курс является очень интересным и увлекательным, поскольку он широко использует эгофактор. А теперь перейдем к деятельностной методике, которой присущи следующие положительные стороны. Во-первых, это формирование навыков выбора языковых средств при речи, исходя не только из смысла сообщаемого, но и из умения построить логическую последовательность. Второй положительной чертой является возможность построения системы грамматики по данной методике, используя речекоммуникативные единицы. Эта методика предполагает также обильную речевую практику. Недостатком деятельностной методики является то, что цели обучения английскому языку (практические, воспитательные,
образовательные и развивающие) недостаточно взаимосвязаны между собой, а также то, что процент самостоятельной познавательной деятельности ниже, чем в других методиках.
Анализируя все вышеизложенное, можно сказать, что идеальных методов обучения английскому языку на данный момент не существует. Хотя коммуникативная и проектная методики являются на данный момент наиболее гармоничными и актуальными с точки зрения современной методологии.
Литература
1. Денисова Л.Г. Место интенсивной методики в системе обучения иностранным языкам в средней школе. // Иностранные языки в школе. 1999. №4. - 48 с.
2. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. 2-е изд. -Москва: Наука, 2009. - 174 с.
3. Пассов Е.И., Кузовлёв В.П., Коростелёв В.С. Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества. // Иностранные языки в школе. 2000. №6. - 51 с.
4. Ахмедов Р.Ш. Основы профессионально-коммуникативной культуры преподавателя. // Актуальные проблемы лингводидактики и методики обучения иностранным языкам. Сборник научных статей. Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева. Чебоксары, 2015. - 3 с.