Современная система образования все активнее использует информационные технологии и компьютерные телекоммуникации. Особенно динамично развивается система дистанционного образования, которая делает упор на самостоятельное изучение дисциплин. Этому способствует ряд факторов, и прежде всего - оснащение образовательных учреждений мощной компьютерной техникой и развитие сообществ сетей Интернет.
Лекционно-семинарная форма обучения во многих случаях недостаточно эффективна. Изучая зарубежный опыт, можно выделить следующий важный аспект: преподаватель выступает не в роли распространителя информации (как это традиционно принято), а в роли консультанта, советчика, иногда даже коллеги обучаемого. Это дает некоторые положительные моменты: студенты активно участвуют в процессе обучения, приучаются мыслить самостоятельно, выдвигать свои точки зрения, моделировать реальные ситуации.
Когнитивный процесс с использованием современных компьютерных технологий неуклонно становится в передовых учебных заведениях новым образовательным стандартом. Внедрение в учебный процесс компьютерных обучающе-контролирующих систем, обладающих в силу своей интерактивности мощными возможностями ветвления процесса познания и позволяющих обучаемому субъекту прямо включиться в интересующую его тему - это один из наиболее действенных способов повышения эффективности обучения.
Использование цветной компьютерной анимации, высококачественной графики, видеоряда, схемных, формульных, справочных презентаций позволяет представить изучаемый курс в виде последовательной или разветвляющейся цепочки динамических картинок с возможностью перехода (с возвратом) в информационные блоки, реализующие те или иные конструкции или процессы. Мультимедиа-системы позволяют сделать подачу дидактического материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях. Кроме того, подобные системы могут и должны снабжаться эффективными средствами оценки и контроля процесса усвоения знаний, и приобретения навыков [2].
Литература
1. Aдaмчикoвa Л. И., Китaйцeвa E. Х. «Автоматизация технологического проектирования», типография МГСУ, Москва 2009.
2. Гусаков А. А. Системотехника в строительстве М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1999.
Преимущества и недостатки электронных пособий Маланичева Е. О.1, Ватрала М. И.2 Юрьева К. Д.3
'Маланичева Евгения Олеговна /Malanicheva Evgeniya Olegovna — студент; 2Ватрала Мария Ивановна / Vatrala Mariya Ivanovna — студент; 3Юрьева Кристина Дмитриевна /.Jur'eva Kristina Dmitrievna — студент, кафедра строительства и управления недвижимостью, факультет экономики и управления недвижимостью, Московский государственный строительный университет, г. Москва
Аннотация: в статье анализируются преимущества и недостатки электронных пособий. Рассматриваются отличия мультимедиа продуктов от других видов информационных ресурсов. Ключевые слова: пособия, программа, системы, энциклопедии, анимация, наука, динамика.
Обычно электронные учебные курсы представляет собой комплект обучающих, контролирующих, моделирующих и других программ, размещаемых на магнитных носителях (твердом или гибком дисках) ПЭВМ, в которых отражено основное научное содержание учебной дисциплины. Такие пособия часто дополняет обычные, и имеют следующие преимущества:
• обеспечивают практически мгновенную обратную связь;
• помогают быстро найти необходимую информацию (в том числе контекстный поиск), поиск которой в обычном учебнике затруднен;
• наряду с кратким текстом - показывают, рассказывают, моделируют и т.д. (именно здесь проявляются возможности и преимущества мультимедиа-технологий) позволяет быстро, но в темпе наиболее подходящем для конкретного индивидуума, проверить знания по определенному разделу.
К недостаткам электронных пособий можно отнести не совсем хорошую физиологичность дисплея как средства восприятия информации (восприятие с экрана текстовой информации гораздо менее удобно и эффективно, чем чтение книги) и более высокую стоимость по сравнению с книгой.
Еще до появления новой информационной технологии эксперты, проведя множество экспериментов, выявили зависимость между методом усвоения материала и способностью восстановить полученные знания некоторое время спустя. Если материал был звуковым, то человек запоминал около 1/4 его объема. Если информация была представлена визуально - около 1/3. При комбинировании воздействия (зрительного и слухового) запоминание повышалось до половины, а если человек вовлекался в активные действия в процессе изучения, то усвояемость материала повышалось до 75 % [1].
Итак, мультимедиа означает объединение нескольких способов подачи информации - текст, неподвижные изображения (рисунки и фотографии), движущиеся изображения (мультипликация и видео) и звук (цифровой и MIDI) - в интерактивный продукт.
Аудиоинформация включает в себя речь, музыку, звуковые эффекты. Наиболее важным вопросом при этом является информационный объем носителя. По сравнению с аудио видеоинформация представляется значительно большим количеством используемых элементов. Прежде всего, сюда входят элементы статического видеоряда, которые можно разделить на две группы: графика (рисованные изображения) и фото. К первой группе относятся различные рисунки, интерьеры, поверхности, символы в графическом режиме. Ко второй - фотографии и сканированные изображения.
Динамический видеоряд практически всегда состоит из последовательностей статических элементов (кадров). Здесь выделяются три типовых элемента: обычное видео (около 24 фото в секунду), квазивидео (6-12 фото в секунду), анимация. Использование видеоряда в составе мультисреды предполагает решение значительно большего числа проблем, чем использование аудио. Среди них наиболее важными являются: разрешающая способность экрана и количество цветов, а также объем информации.
Характерным отличием мультимедиа продуктов от других видов информационных ресурсов является заметно больший информационный объем, поэтому в настоящее время основным носителем этих продуктов является оптический диск CD-ROM стандартной емкостью 640 Мбайт. В настоящее время к учебникам предъявляются следующие требования: структурированность, удобство в обращении, наглядность изложенного материала. Чтобы удовлетворить вышеперечисленные требования, целесообразно использование гипертекстовой технологии [2].
Литература
1. Морозов И. О., Логинова А. Ю. Оценка эффективности обучения в организации. М: «Академия
АйТи», 2006.
2. ГрейвсМ. Проектирование баз данных на основе XML - М: ООО «И. Д. Вильямс», 2002.
Понятие и назначение медицинской информационной системы
Буданова А. С.
Буданова Анна Сергеевна / Budanova Anna Sergeevna — студент, факультет прикладной математики и информационных технологий, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Аннотация: в статье рассматриваются основные понятия медицинской информационной системы, её компоненты, назначение, свойства и тенденции развития.
Ключевые слова: информационные технологии, информационная система, медицина, медицинская информационная система, здравоохранение, тенденции в ИТ.
Под термином «Медицинская информационная система» можно понимать любую информационную систему, которая хранит и обрабатывает информацию, связанную со здоровьем пациентов и деятельностью учреждений здравоохранения [1]. Можно выделить 6 компонентов медицинской информационной системы [2]:
1. Обеспечение. Под этим пунктом подразумевают платформу, необходимую для нормального функционирования системы. Сюда относится финансовое обеспечение, персонал, логистическое обеспечение.
2. Основные показатели. Служат базой для составления «Стратегии здоровья».
3. Источники данных. В свою очередь могут быть разделены на две категории. К первому относится статистический анализ населения (перепись населения, результаты анализа актов гражданского состояния и результаты обследования). Ко второму подходу можно отнести