Научная статья на тему 'ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ ТЕРРИТОРИИ КАК ТОЧКИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РФ'

ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ ТЕРРИТОРИИ КАК ТОЧКИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РФ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
450
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
опережающее развитие / опорный каркас территорий / агентства и корпорации развития / преференциальные зоны / полюса роста / территории опережающего развития / advanced development / supporting framework of territories / development agencies and corporations / preferential zones / growth poles / territories of advanced development
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Варавва М.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ ТЕРРИТОРИИ КАК ТОЧКИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РФ»

Варавва М.Ю.1

к.э.н., доцент Оренбургского филиала Российского экономического университета

margur2010@mail.ru

ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ ТЕРРИТОРИИ КАК ТОЧКИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РФ

Ключевые слова: опережающее развитие, опорный каркас территорий, агентства и корпорации развития, преференциальные зоны, полюса роста, территории опережающего развития.

Keywords: advanced development, supporting framework of territories, development agencies and corporations, preferential zones, growth poles, territories of advanced development.

Среди типов экономического роста современные исследователи выделяют опережающее развитие. Целью такого развития является формирование принципиально нового качества социо-экономической динамики, выравнивание регионов с различными экономическими условиями развития и осуществление моделей опережающего роста. Социально-экономическую политику региона в этом аспекте можно определить как «комплекс мер, которые нацелены на сглаживание диспропорций отраслевого, технологического и пространственного характера, затрудняющих взаимодействие между секторами экономики и неустраняемых традиционными рыночными механизмами»2. Для России, с ее большой пространственной протяженностью, сверхактуальным является освоение территорий с высоким потенциалом и создание региональных институтов развития (полюсов или точек инновационного роста).

В настоящее время достаточно успешно в хозяйственной практике используется ряд прогрессивных форм и моделей, позволяющих стимулировать новаторскую активность и вести успешную предпринимательскую деятельность не только в крупных мегаполисах, но и в отдаленных окраинах РФ. К перспективным институциональным формам регионального развития следует отнести: особые экономические зоны (промышленно-производственные, технико-внедренческие, рекреационно-туристические зоны, логистические центры); моногорода, зоны экономического благоприятствования, преференциальные зоны или территории опережающего социально-экономического развития.

Актуальной проблемой для России по-прежнему является освоение опорных территорий. Опорный каркас территории представляет агломерацию крупных поселений, городов и центров-полюсов экономической, инновационно-технологической, политической и культурной жизни региона, которые объединены общегосударственной транспорт-но-логистической инфраструктурой федерального значения. Правительство РФ планирует до 2025 года формирование восьми опорных зон развития с общей суммой инвестиций в 160 млрд. руб. Приоритетными проектами для большинства из них станет создание минерально-сырьевых центров.

На территории РФ с 2016 года функционируют агентства и корпорации развития, к концу 2020 года их насчитывается 84. Так, «Корпорация развития Оренбургской области»3 создана для привлечения инвестиционных ресурсов в целях обеспечения развития инфраструктурных объектов области и реализации приоритетных проектов с использованием рыночных механизмов и государственно-частного партнерства, она является единым государственным оператором по развитию инвестиционных площадок и индустриальных парков на территории Оренбургского региона.

В Новосибирской области создано Агентство развития, которое проводит достаточно активную работу по выявлению региональных точек роста, формированию стратегических документов развития данной территории, запуску стартапов, подготовке бизнес-планов в рамках местных инвестиционных проектов, по поиску инвесторов и др.

Несомненными плюсами Агентств и корпораций развития являются:

- масштабный ресурс для улучшения инвестиционного климата в регионах (прозрачные стимулы по привлечению внешних и внутренних инвесторов);

- осуществление предпроектной и проектной проработки инвестиционных предложений инвесторов в сфере размещения новых производительных сил;

- внедрение привлекательных и социально-значимых инфраструктурных и социальных проектов на территории регионов;

- решение вопросов оздоровления среды и экологии, утилизация и реутилизация промышленных и бытовых отходов;

1 Круг научных интересов: новая экономика, ведомая знаниями и инновациями; инновационные и опережающие модели развития; современные постиндустриальные тенденции в экономике и обществе; витальные ресурсы человека.

2 Структурно-инвестиционная политика в целях обеспечения экономического роста в России: монография / Ивантер В.В. и др. - М.: Изд-во Научный консультант, 2017. -196 с.

3 Корпорация развития Оренбургской области. - https://russiaindustrialpark.ru/korporaciya_razvitiya_orenburgskoy_oblasti

- создание механизмов финансирования и развития инвестиционных площадок и индустриальных парков, минимизирующих прямое участие средств региональных бюджетов;

- оказание содействия инвесторам во взаимоотношениях с финансовыми институтами (Инвестиционный фонд РФ, Госкорпорация «Банк развития», «Внешэкономбанк» и др.)

Опережающее развитие нацелено на экономику будущего, оно формирует некий задел, условия и фундамент для наращивания новых производственных возможностей, инновационных прорывов, перспективных направлений деятельности1. В границах территорий опережающего развития создаются выгодные и благоприятные условия для предпринимательства, бизнеса и другой деятельности. На 2020 год в России насчитывается 33 особые экономические зоны, 90 ТОРов в моногородах (21 из них - на Дальнем Востоке), 14 новых территорий опережающего развития, из которых 11 были образованы в моногородах, три - в закрытых административно-территориальных образованиях. Резидентами моногородов создано более 30 тысяч новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующих предприятий.

Проведенный Минэкономразвития России в 2020 году мониторинг моногородов показал, что объем привлеченных инвестиций резидентов составил более 75 млрд. рублей (увеличение более чем на 30,4%)2.

Несмотря на ограничения в период пандемии общее количество резидентов моногородов увеличилось почти на 40%. В Т0П-10 моногородов по итогам 2020 года вошли Набережные Челны, Тольятти, Первомайский, Губкин, Кумертау, Череповец, Костомукша, Невинномысск, Нижнекамск, Тутаев.

В территориальном пространстве России сегодня выделяют зоны опережающего экономического развития (ТОР), являющихся частью территории субъекта РФ, на которых устанавливается особый правовой режим ведения предпринимательской и других видов деятельности. Данный шаг направлен на привлечение иностранных инвестиций, а вместе с ними и технологий. Под территорией опережающего экономического развития (ТОЭР) понимается профильная территория, определенная область с привлекательным инвестиционным климатом, зона наибольшего благоприятствования, или преференциальная зона, в рамках которой функционирует локально сфокусированный преференциальный механизм стимулирования деловой активности, имеющий целью стабильное социально-экономическое развитие конкретного региона и формирование привлекательных условий для притока инвестиций в экономику, инженерную инфраструктуру и социальную сферу. Это экономическая зона с льготными режимами и послаблениями в сфере налогов, сборов, платежей, упрощенными административными процедурами и низкими барьерами, страховыми, таможенными и иными привилегиями.

В отношении ТОЭР распространяется не только особый нормативно-правовой и преференциальный режим, но имеет место и ряд принципиальных ограничений и экономико-правовых регламентов: для каждой территории установлен конкретный набор видов деятельности, в рамках ТОЭР не допускается вести добычу природных ископаемых, производить подакцизные товары, т.е. основной акцент делается на развитие реальных промышленных секторов экономики3; преференциальные зоны носят не массовый, а точечный характер и созданы исключительно под конкретного инвестора.

К числу наиболее крупных относят ТОЭР «Хабаровск», «Комсомольск» (Хабаровский край); «Южное», «Горный воздух» (Сахалинская область); «Белогорск» и «Приамурская» (Амурская область), «Михайловская» (Приморский край); «Беринговский» (Чукотский АО); Индустриальный парк «Кангалассы» (Якутия); Юрга и Анжеро-Судженск (Кемеровская область); Димитровград (Ульяновская область); «Набережные Челны» (Татарстан), «Усолье-Сибирское» (Иркутская область).

Приоритетность создания большого числа ТОРов в Дальневосточном федеральном округе обусловлена проблемами и особенностями входящих в него регионов, имеющимся незадействованным потенциалом и одновременно отставанием в экономическом развитии представленных территорий, что вынуждает разрабатывать способы наиболее полного раскрытия потенциальных возможностей, создание современной региональной экономико-финансовой инфраструктуры и эффективной государственной поддержки инвестиций.

Несомненными плюсами создания в данном регионе преференциальных зон являются:

- выгодное географическое положение вблизи динамично развивающихся стран Северо-Восточной Азии;

- доступный транзитный узел транспортной инфраструктуры;

- размещенные на территории края филиалы транснациональных корпораций (Роснефть, Газпром и т.д.);

- большие запасы природных ресурсов;

- наличие трудовых ресурсов;

- привлекательность ряда сфер для внешних инвесторов.

Можно назвать ряд уже осуществляемых совместных инвестпроектов в преференциальных территориях опережающего развития на Дальнем Востоке при участии стран Азиатско-Тихоокеанского региона - Японии, Индии, Кореи, Сингапура, Гонконга, Тайваня:

- разработка нефтегазовых месторождений на шельфе в проектах «Сахалин-1, 2,3» (США, Япония, Индия, Китай) - инвестиции составили 560 млн. долл.;

1 Варавва М.Ю. Территории опережающего экономического развития: ожидаемые мультипликативные эффекты // Территории опережающего социально-экономического развития: вопросы теории и практики. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Казань: Познание, 2019. - С. 22-25.

2 Территория опережающего развития. - https://www.economy.gov.ru/

3 Территория опережающего развития: создание, льготы, закон. - SYL.ru: https://www.syl.ru/article

- запуск алмазогранильного предприятия во Владивостоке (индийский холдинг KGK), инвестиции - 33 млн.

долл.;

- реконструкция и модернизация международного аэрохаба в Хабаровске (японский консорциум Sojitz Corporation, Japan Airport Terminal Co.) - стоимость проекта около 70 млн. долл.;

- строительство рыбоперерабатывающего комплекса, модернизация причалов, терминалов, межконтинентальных тоннелей Камчатских портов, объектов социальной инфраструктуры (Корея - компания Korea Traiding & Industries Co), инвестиции - 77 млн. долл.;

- высокотехнологичные комплексы ветровой генерации, работающие при температурах до минус 40 градусов (Япония) - инвестиции составят 9 млн. долл.

В Оренбургской области с 2019 года зоной опережающего развития является город Ясный. Ясненский городской округ получил уникальные преимущества для предпринимателей, которые стали резидентами ТОР: снижение налога на прибыль, освобождение от уплаты налогов на имущество, на землю, а также снижение страховых взносов в 4 раза. Благодаря этому в городе в 2019 году было запланировано создание 865 новых рабочих мест и привлечение более 1555 млн. рублей инвестиций.

Создание преференциальной зоны ТОЭР предполагает ряд синергетических эффектов в производственной, технологической, институциональной, финансовой, экологической и социальной сферах, к которым следует отнести:

- ускоренное развитие всей национальной экономики, за счет относительного выравнивания и сглаживания неравномерного развития отдельных ее секторов и регионов;

- формирование «точек роста» для успешного инновационного развития территорий;

- органичное и взаимовыгодное соединение интересов государства, национального бизнеса, иностранных партнеров и населения;

- расширение экономического пространства в национальном масштабе за счет более интенсивного точечного освоения территорий;

- более полное и эффективное задействование внутреннего потенциала выбранной территории;

- формирование комфортной площадки для крупного бизнеса и создание максимально благоприятных условий для сотрудничества в научно-технической и производственной сферах с другими странами (предоставление экономико-финансовых преференций определенным иностранным компаниям с целью поддержания траектории развития адресного региона);

- создание адекватных, прозрачных, гарантированных и предсказуемых условий для отечественных и иностранных вкладчиков капиталов;

- привлечение иностранных капиталов и технологий в приоритетные сферы для реализации крупных проектов на взаимовыгодных условиях;

- использование возможности запуска инновационных пилотных проектов и апробирования стартапов, что обеспечит более ускоренное внедрение новейших технологий, образцов техники, производственных методов;

- снятие ограничений и барьеров для всех видов деловой активности и инициативы в «точках пространства» посредством обеспечения бизнесу выгодных местных условий хозяйствования, гарантирующих предпринимательский интерес»1;

- поддержание и развитие здоровой конкуренции и выгодное использование конкурентных преимуществ;

- развитие и укрепление позиций малого и среднего бизнеса (ТОЭР формируют спрос на сервисные и производственные услуги предприятий малых и средних форм предпринимательства, а также расширяют возможности их участия в госзакупках);

- использование возможностей свободного таможенного режима для экспортной деятельности;

- поддержание и стимулирование внутренних трудовых миграционных потоков из трудоизбыточных, застойных регионов страны;

- создание новых рабочих мест, в том числе инновационно-ориентированных, что инициирует условия для развития несырьевых производств;

- обеспечение диверсификации региональной экономики и развитие урбанистической среды моногородов;

- возможность привлечения на льготных условиях иностранной высококвалифицированной рабочей силы и управленческих кадров (трансфер передовой зарубежной технологии и управленческого опыта во внутренние районы страны);

- оптимизация финансовых потоков, включение экономических механизмов самостоятельного финансового обеспечения регионов;

- распространение мировой практики применения единых требований и регламентов, успешно применяемых в развитых странах;

- активное внедрение и диффузия ресурсосберегающих и экологических инноваций в регионе освоения2;

1 Крутиков В.К., Дорожкина Т.В., Петрушина О.М., Федоров А.Г., Якунина М.В. Территории опережающего развития. -Калуга: Политоп, 2017. - С. 6.

2 Варавва М.Ю. Грин-технологии в обеспечении устойчивого экологического развития регионов России // Могущество Сибири будет прирастать!? Сборник докладов международного научного форума «Образование и предпринимательство в Сибири: направления взаимодействия и развитие регионов». - Новосибирск: Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», 2018. С. 265-268.

- объединение общих усилий, направленных на решение проблем экономического, технологического характера;

- развитие сотрудничества с трансграничными странами и интеграция в международную транспортно-логистическую систему через создание мультимодальных терминально-логистических центров и кластеров предприятий с ориентацией на экспорт;

- продвижение социальных проектов регионов, повышение базовых составляющих уровня и качества жизни населения (например, особая экономическая зона «Доброград-1» во Владимирской области является хорошим примером использования механизмов государственно-частного партнерства в решении социальных задач).

Подводя итог, необходимо отметить, что большой пласт региональных проблем в РФ решается с помощью новых территориальных институтов и моделей развития. В этом аспекте особое внимание направлено на создание прозрачных условий для ведения бизнеса (создания условий для честной конкуренции, прав собственности, отсутствия административных барьеров, справедливого антимонопольного регулирования), проводится работа по поддержанию положительного имиджа России как страны привлекательной для внешних инвесторов, популяризации российских перспективных инвестиционных проектах и мерах их стимулирования1. Глобальная рецессия, вызванная пандемией, несомненно, притормозит освоение начатых проектов и снизит возможности привлечения инвестиций в те регионы страны, где потребность в них ощущается особенно остро. Но по-прежнему обозначенные тенденции и проблемы остаются актуальными для страны, поскольку огромное количество территорий РФ содержит в себе значительный ресурсный потенциал, который необходимо осваивать, чтобы продолжать реализацию проектов опережающего социально-экономического развития регионов.

1 Инвестиционная деятельность // Официальный сайт Правительства РФ. https://www.economy.gov.ru

936

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.