Научная статья на тему 'Преемственность в процессе взаимодействия дошкольного, предшкольного и начального образования'

Преемственность в процессе взаимодействия дошкольного, предшкольного и начального образования Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
118
35
Поделиться
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Преемственность в процессе взаимодействия дошкольного, предшкольного и начального образования»

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО, ПРЕДШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е. В. Ковшарь

Дошкольный возраст имеет особое значение для дальнейшего развития человека. Именно в этом возрасте у детей закладываются черты будущей личности, формируется самосознание и мироощущения, происходит общее психическое развитие, дошкольники приобретают необходимый опыт для дальнейшей жизнедеятельности, накапливают впечатления от познания мира, в этот период происходит интенсивное становление познавательной активности. Таким образом, происходит развитие всех сфер ребенка: личностной, мотивационной, эмоциональной, когнитивной.

Цель нашего доклада - раскрыть и обосновать основные пути взаимодействия дошкольного, предшкольного и начального этапов образования в преемственности и непрерывности. Конкретизация принципа преемственности для дошкольного и начального образования позволяет сформулировать его следующим образом: образовательный процесс на этапе дошкольного и начального образования должен обеспечить плавный, естественный переход ребенка от позиции дошкольника к позиции младшего школьника. Поэтому в педагогической литературе преемственность дошкольного учреждения и начальной школы традиционно определяются как двусторонняя связь, что предполагает, с одной стороны, направленность учебно-воспитательной работы в детском саду на те требования, которые будут предъявлены детям в школе, а с другой - ориентир, опора учителя на достигнутый старшими дошкольниками уровень развития, на знания, навыки и опыт детей [1, с. 187].

В реализации принципа преемственности выделяют два подхода -функциональный и системный. Функциональный подход преемственности в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста реализуется на практике двумя путями. Первый основывается на тактике форсирования темпов детского развития и состоит в прямом приспособлении социальнопедагогических задач дошкольного образования к требованиям школы. Второй предусматривает дальнейшее развитие в начальной школе тех элементарных знаний, умений и навыков, с которыми ребенок приходит в школу. Реализация принципа преемственности на основе функционального подхода вызывает серьезные негативные последствия и приводит к нивелированию ценностями дошкольного и младшего школьного возраста. При системном подходе преемственность рассматривается как взаимосвязь между ступенями единой системы «дошкольное образование - общеобразовательная школа», благодаря чему обеспечивается целостное развитие личности ребенка. В частности, это касается организации предшкольного образования - связующего цепочки между дошкольным и начальным образованием для обеспечения единого уровня подготовки детей, идущих в школу. Адекватное возрастным и индивидуальным возможностям гармоничное развитие ребенка-дошкольника позволит ему быть успешным в школе. По определению

243

А. М. Богуш, предшкольное образование - это промежуточное звено между дошкольным и начальным образованием; оно ассоциирует специальную (усвоение знаний, умений и навыков) и общую (готовность детей к обучению в школе) подготовку со всеми ее компонентами (мотивационным, волевым , коммуникативным, речевым, физическим) [4, с. 7]. Предшкольное образование - открытая педагогическая система. Она включает интегративные связи со всеми участниками целостного учебно-воспитательного процесса - педагогами, воспитанниками, родителями. Это дает возможность постоянно совершенствовать содержание, цели, методы, технологии реализации образовательных путей воздействия на детей дошкольного возраста, качество системы дошкольного образования и перспективными направлениями его развития. Цель предшкольного образования - создать условия для обеспечения равных возможностей детей, поступающих в школу.

В заключении отметим основные принципы организации взаимодействия дошкольного, предшкольного и начального образования:

(а) принцип гуманизации и демократизации требует, чтобы вся работа семьи, дошкольного учреждения и школы была подчинена личностно ориентированному развитию ребенка;

(б) принцип субъектности и модальности для организации взаимодействия в педагогическом процессе организации предшкольного образования является базовым. Этим принципом определяются место учителя и ученика, воспитателя и ребенка в учебно-воспитательном процессе как субъектов этих отношений;

(в) принцип непрерывности. Непрерывность проявляется в личностных достижениях ребенка в процессе взаимодействия семьи, дошкольного учреждения и школы как целостного воспитательного процесса в пределах каждого возрастного этапа;

(г) принцип комплексности и интеграции дошкольного и начального образования предполагает единство биологических, социальных, педагогических, психологических и возрастных изменений, которые постоянно происходят в учебно-воспитательном процессе. Это способствует эффективной организации дошкольного и начального образования на основе взаимодействия, благодаря чему происходит индивидуальное развитие личности, формирование жизненной компетентности дошкольников, постепенное их включения в систему личностных и общественных отношений;

(д) принцип инноваций является одним из ведущих в организации учебно-воспитательного процесса. Учебно-воспитательный процесс, происходит на основе специально организованного субъект-субъектного взаимодействия. Во взаимодействии достигается единство всех факторов педагогического процесса, в центре которого ребенок. Таким образом, в формировании и дальнейшем развития личности ребенка важную роль играет преемственность во взаимодействии семьи, дошкольного учреждения, школы, что возможно достичь лишь при соблюдении комплексности и интеграции дошкольного, предшкольного и начального образования, а также следования требованиям непрерывности, субъектности и модальности в их взаимодействии.

244

Список литературы

1. Богуш А.М., Гавриш Н.В. Дошкольная лингводидактика. - Киев: Высшая школа, 2007. -542 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Закон Украины «Об образовании». - Киев: Генезис, 1996. - 36 с.

3. Наступность в учебно-воспитательной работе детского сада и школы / ред. З.Н. Борисова. - Киев: Рад. школа, 1985. - 142 с.

4. Степанова Т. М. Эволюция содержания дошкольного образования во второй половине 20 века: моногр. - Киев: Издательский Дом «Слово», 2010. - 180 с.

245