ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Ковшарь Е. В. Анализ педагогического феномена «преемственность» в организации дошкольного, предшкольного и начального образования // Концепт. - 2015. - № 11 (ноябрь). - ART 15394. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15394.htm. - ISSN 2304-120X.
ART 15394
УДК 37.013
Ковшарь Елена Викторовна,
кандидат педагогических наук, доцент Криворожского педагогического института ГВУЗ «Криворожский национальный университет», г. Кривой Рог, Украина
elenadivakovshar@gmail.com
Анализ педагогического феномена «преемственность» в организации дошкольного, предшкольного и начального образования
Аннотация. В статье автор анализирует принцип преемственности, рассматривая его с философских, педагогических позиций; описывает функции преемственности; акцентирует внимание на роли преемственности и непрерывности в организации дошкольного, предшкольного и начального образования.
Ключевые слова: преемственность, непрерывность, функциональный, системный подход, функции преемственности.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Вопрос преемственности между начальным и дошкольным образованием выступает основным условием подготовки детей к школе, важнейшим условием практического обеспечения в содержании, методах и организации учебно-воспитательного процесса.
Исследования проблемы преемственности между дошкольным и начальным образованием имеют глубокие историко-педагогические корни. Роль преемственности в учебно-воспитательном процессе ДОУ и начальной школы раскрывают педагогические исследования (Г. Ананьев, А. Кухта, О. Савченко, А. Симонович, В. Сухомлин-ский, А. Усова, К. Ушинский, С. Шацкий и др.), согласно которым преемственность трактуется как «опора на пройденное», дальнейшее развитие знаний, умений и навыков, в процессе которых полученные знания закрепляются, а новые, включаясь в общую систему знаний, усваиваются сознательно и прочно [1].
Цель нашего исследования - проанализировать роль преемственности в организации дошкольной, предшкольной и начальной ступеней образования.
Изучая явление преемственности в системе образования, необходимо, прежде всего, определиться с категориальным аппаратом.
Проблема модернизации преемственности в связующей цепочке между дошкольным и начальным образованием - предшкольным образованием - имеет комплексный и междисциплинарный характер, находясь на пересечении проблемных сфер педагогики, психологии, философии, социологии, физиологии.
Философской наукой (Е. Баллер, В. Гринин, Л. Депенчук, Г. Исаенко, А. Ладыгина и др.) суть понятия «преемственность» рассматривается через призму закона «отрицания отрицаний», согласно которому ни один предыдущий этап в развитии не повторяется полностью, а отражается в существенно измененном, дополненном, усовершенствованном виде на следующих этапах [2]. Иными словами, это логическая опора на предыдущее с целью его дальнейшего развития и совершенствования. Преемственность считается общим законом развития человеческого общества. Переход старого в новое и составляет преемственность как необходимое условие развития, выражает единство процесса и взаимосвязь его этапов. Как философская категория преемственность определяется специфической связью между различными этапами или ступенями развития.
1
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Ковшарь Е. В. Анализ педагогического феномена «преемственность» в организации дошкольного, предшкольного и начального образования // Концепт. - 2015. - № 11 (ноябрь). - ART 15394. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15394.htm. - ISSN 2304-120X.
Преемственность в педагогике трактуется далеко не однозначно: и как закон педагогики, и как общепедагогическая закономерность, и как общедидактический принцип, и как принцип непрерывного образования, и как условие обеспечения эффективности учебно-воспитательного процесса [3].
Ученые, которые занимались теоретическим изучением и обоснованием основ преемственности в обучении (А. Бушля, Ш. Ганелин, С. Годник, В. Загвязинский, Н. Посталюк, В. Тамарин и др.), определяют преемственность как «общедидактический принцип, который призван обеспечить постепенный спиралевидный этап в развитии учебного познания» [4]. Так, А. Проскура считает ее основой развития и взаимосвязи всех звеньев образования, обеспечивает возможность перехода от одних ее ступеней к другим [5]; по мнению И. Копачова, В. Смаля и других, эффективность воспитательного процесса зависит от преемственности и непрерывности педагогических воздействий; Г. Белецкий, И. Зверев, В. Сухомлинский рассматривали преемственность как важное условие повышения эффективности воспитательной работы; В. Сластенин признает преемственность как «особо важное» условие работы причастных к воспитанию людей [6]. Как видим, преемственность рассматривается учеными как закономерная связь между звеньями образования, различными этапами, ступенями развития, субъектами обучения и воспитания, обеспечивает последовательность, непрерывность и эффективность педагогического процесса.
Можно отметить, что в явлении преемственности как педагогическом феномене ученые различают две грани: внутреннюю - логико-психологическую - и внешнюю -педагогическую.
Логико-психологический аспект преемственности отражает логику процесса целостного развития личности, а также ее отдельных подструктур в процессе обучения и воспитания. Указанные вопросы из-за их чрезвычайной значимости относятся к актуальным вопросам современной психологии и педагогики [7].
Однако, рассматривая преемственность как основное условие непрерывного и целостного педагогического процесса, мы допускаем, что ее можно рассматривать и как принцип непрерывного образования, принцип плановости и интеграции образовательного процесса.
В частности, исследуя преемственность как принцип, Ю. Кустов выделяет ее методологические и регулятивные функции, трактуя преемственность как дидактическую закономерность, и дает следующее определение данного термина: «Преемственность - это категория дидактики, отражает закономерности перестройки структуры содержания учебного материала и оптимизации методов обучения, направленных на преодоление противоречий линейно-дискретного характера процесса обучения в зависимости от целей обучения, развития и воспитания учащихся» [8].
На основе данных характеристик, рассматривая преемственность с точки зрения подготовки детей к школе на основе субъект-субъектного взаимодействия, можно выделить следующие ее функции:
- динамическая функция, т. е. свойство принципа отображать закономерности динамики и диалектики педагогического процесса развития, воспитания и обучения;
- конструктивная функция, объединяет три педагогических измерения - прошлое, настоящее, будущее - в формировании личности;
- интегративная функция, которая обеспечивает целостность учебно-воспитательного процесса взаимодействия семьи, дошкольного учреждения, школы в подготовке детей к школе и ее результаты;
- содержательная функция, отображающая личностно ориентированное направление реализации содержания образования на основе взаимодействия семьи, дошкольного учреждения и школы;
2
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Ковшарь Е. В. Анализ педагогического феномена «преемственность» в организации дошкольного, предшкольного и начального образования // Концепт. - 2015. - № 11 (ноябрь). - ART 15394. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15394.htm. - ISSN 2304-120X.
- субординарная функция, связанная с характером и содержанием соотношений между компонентами педагогической системы, предусматривает различные варианты построения педагогического взаимодействия, в частности от соподчинения к сотрудничеству и сотворчеству;
- координирующая - включает содержание взаимодействия детей, семьи, школы и общества в зависимости от образовательных потребностей и возможностей каждого ребенка [9].
Целесообразно рассматривать преемственность как условие непрерывного образования. Идея непрерывного образования как переход от конструкции «образование на всю жизнь» к конструкции «образование в течение жизни» возникла как отклик на требования современной цивилизации и характеризуется чрезвычайно высокими темпами социальных и технологических изменений.
«Образование на протяжении всей жизни» признано в мире одной из четырех основных идей развития образовательных систем в XXI в. совместно с идеями гуманизации образования как коренного поворота от когнитивной цели школы - формирование знаний, умений и навыков - к гуманным целям развития и становления личности; демократизации образования как перехода от жестко централизованной, однообразной системы обучения и воспитания к дифференцированной системе. По данным Министерства труда США, американец, начинающий сегодня работать, будет менять профессию (не место работы, а именно профессию) три раза в течение жизни. Частные эксперты советуют молодым людям готовиться к изменениям в своей жизни. Ориентация на обучение в течение всей жизни вызывает необходимость рассматривать непрерывное образование не только и не столько как обучение или переподготовку рабочих, но и как процесс формирования у них способности (потребности и способности) к самообразованию [10].
Пример реализации основных идей непрерывного образования демонстрирует Япония, где дошкольное, школьное, высшее образование и образование взрослых объединено в эффективную систему, в рамках которой человек постоянно повышает свой образовательный уровень. Сегодня японский опыт широко используется в США. Идея непрерывного обучения находит в этой стране все больше и больше сторонников как среди политиков и педагогов, так и среди предпринимателей. Много внимания формированию структур, обеспечивающих непрерывное образование, уделяется в Германии. Эта страна приближается к 100%-му обеспечению детей дошкольного возраста детскими садами и подготовительными классами. Начальное образование учащиеся приобретают в государственных начальных школах (только 1% учеников учатся в частных начальных школах). 9-летнее общее образование, которое по законодательству Германии является обязательным, молодежь получает в основных школах, реальных училищах или гимназиях. Дальнейшее образование обеспечивается сетью высших учебных заведений, а также школами повышения квалификации [11].
В контексте непрерывного образования преемственность рассматривается как один из ее основополагающих принципов, как «необходимое условие достижения непрерывности, плановости и интеграции образовательного процесса» [12]. Преемственность в системе непрерывного образования понимается как взаимосвязь между ее смежными звеньями, обеспечивает возможность целостного развития личности на всех ступенях ее формирования [13].
Именно преемственность, интеграция и гуманизация в учебно-воспитательном процессе включают семью, дошкольное учреждение и начальную школу в систему непрерывного образования.
3
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Ковшарь Е. В. Анализ педагогического феномена «преемственность» в организации дошкольного, предшкольного и начального образования // Концепт. - 2015. - № 11 (ноябрь). - ART 15394. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15394.htm. - ISSN 2304-120X.
В частности, это касается организации предшкольного образования для реализации принципа преемственности в работе детского сада и школы, обеспечения единого уровня подготовки детей к школе, а также совершенствования связей в содержании обучения дошкольников и первоклассников. Создать равные стартовые возможности - значит достичь оптимального уровня развития каждого ребенка дошкольного возраста до начала обучения в школе. Адекватное возрастным и индивидуальным возможностям гармоничное развитие ребенка-дошкольника позволит ему быть успешным в школе. Именно поэтому достижение равных возможностей - одна из приоритетных задач развития дошкольного образования.
Предшкольное образование - постоянная, открытая педагогическая система в непрерывной системе образования. Она включает интегрированные связи со всеми участниками целостного учебно-воспитательного процесса. Это дает возможность постоянно совершенствовать содержание, цели, методы, технологии реализации образовательного воздействия на детей дошкольного возраста и перспективные направления их развития.
Предшкольное образование охватывает воспитание и развитие детей старшего дошкольного возраста в разных ячейках: в семье, дошкольном учреждении, различных центрах развития и воспитания детей, кратковременную подготовку детей к школе в образовательной школе, т. е. все социальные институты, в которых находится ребенок до 6 лет. Таким образом, предшкольное образование - это промежуточное звено между дошкольным и начальным образованием, которое включает специальную (усвоение знаний, умений и навыков) и общую (готовность детей к обучению в школе) подготовку со всеми ее компонентами (мотивационным, волевым, интеллектуальным, коммуникативным, физическим), происходящую на позитивном эмоциональном фоне - взаимотношение педагога и детей с ориентацией на личностно-деятельностный и коммуникативный подходы [14].
Организация предшкольного образования - это процесс содействия личностному непрерывному становлению ребенка, в частности физическому, психическому и социальному развитию, в семье, дошкольном учреждении с целью формирования у него социальной компетентности, реализации внутреннего потенциала. Основная цель предшкольного образования - создать равные стартовые возможности для детей, имеющих разноуровневую подготовку, а также формирование физической, личностной, интеллектуальной и социальной готовности детей к обучению в школе на основе преемственности.
Для продолжения образования в начальной школе преемственность - это учет того уровня развития ребенка, с которым он пришел в школу, опора на него. Она обеспечивает органическое, естественное продолжение развития, воспитания и обучения дошкольного возраста, создает условия для успешного перехода младшего школьника в основную школу [15].
Конкретизация принципа преемственности для данных ступеней образования позволяет сформулировать его следующим образом: образовательный процесс на этапе дошкольного, предшкольного и начального звеньев образования должен обеспечить плавный, естественный переход ребенка с позиции дошкольника на позицию младшего школьника. Поэтому в педагогической литературе преемственность дошкольного учреждения и начальной школы традиционно определяется как двусторонняя связь, что предполагает, с одной стороны, направленность учебно-воспитательной работы в детском саду на те требования, которые будут предъявлены детям в школе, а с другой - опору учителя на достигнутый старшими дошкольниками уровень развития, на знания, навыки и опыт детей. Преемственность и непрерывность - это
4
о
Huem
научно-методический электронный журнал
ISSN 2304-120Х
Ковшарь Е. В. Анализ педагогического феномена «преемственность» в организации дошкольного, предшкольного и начального образования // Концепт. - 2015. - № 11 (ноябрь). - ART 15394. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15394.htm. - ISSN 2304-120X.
сохранение всего ценного, полученного на предыдущих этапах, и совершенствование его в будущем [16].
В реализации принципа преемственности в современном образовании выделяют два подхода: функциональный и системный [17].
Функциональный подход к обеспечению преемственности в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста реализуется на практике двумя путями. Первый основывается на тактике форсирования темпов детского развития и состоит в прямом приспособлении социально-педагогических задач дошкольного образования к требованиям школы. Второй подход предусматривает дальнейшее развитие в школе тех элементарных знаний, умений и навыков, с которыми ребенок приходит в школу.
При системном подходе преемственность рассматривается как взаимосвязь между ступенями единой системы «дошкольное образование - школа», благодаря чему обеспечивается целостное развитие личности ребенка. Начальное звено образования должно опираться на достижения дошкольного возраста, укреплять, развивать приобретенное и на этой почве формировать новообразования младшего школьного возраста.
Преемственность является обязательным условием сочетания всех звеньев системы образования, в частности: семейного воспитания (I звено), дошкольного воспитания (II звено), предшкольного и школьного воспитания (III звено) и, как следствие -эффективности протекания педагогического процесса [18].
Современный подход к определению преемственности в целях обучения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста требует внедрения инновационных личностно ориентированных подходов к определению содержания, методов и форм; подходов, которые должны строиться на основе специфических для этого возраста видов деятельности и должны быть направлены на развитие потребностей, способностей ребенка в различных сферах жизнедеятельности. Все больше ученых склоняется сегодня к мысли о необходимости разработки сквозных программ обучения и воспитания детей 4-10 лет, направленных на проектирование целостной совместной деятельности ребенка и взрослого (речевой, учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, двигательной и др.), ориентированной на зону ближнего развития ребенка с учетом специфики его деятельности. В содержании программ должны предусматриваться возможности формирования мотивационной сферы психического и социального развития дошкольника и младшего школьника [19]. Поэтому основная задача при реализации преемственности в содержании обучения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста заключается сегодня в том, чтобы, учитывая результаты диагностики по ведущим линиям развития, определить в учебном плане и учебных программах логику становления ребенка как личности, логику продолжения учебной деятельности дошкольных учреждений и начальной школы. При этом надо иметь в виду, что личность полноценно формируется только тогда, когда преемственность прогнозируется и реализуется по всем направлениям детского развития.
Итак, преемственность является обязательным условием обеспечения непрерывности развития, обучения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, а таким образом, и предшкольного образования. Преемственность в предшкольном образовании придает целостность педагогическому процессу, обеспечивает лич-ностно ориентированный подход в формировании гармоничной личности.
Ссылки на источники
1. Савченко А. Дидактика начальной школы. - Киев: Г енеза, 1999. - 368 с.
2. Там же.
3. Преемственность в учебно-воспитательной работе детского сада и школы / сост. З. Н. Борисова. -Киев: Рад.школа, 1985. - 142 с.
5
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. 11. 12.
13.
14.
15.
16.
17.
18. 19.
Ковшарь Е. В. Анализ педагогического феномена «преемственность» в организации дошкольного, предшкольного и начального образования // Концепт. - 2015. - № 11 (ноябрь). - ART 15394. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15394.htm. - ISSN 2304-120X.
научно-методический ~ электронный журнал
Селевко Г. Современные образовательные технологии. - М.: Просвещение, 2008. - С. 75.
Там же. - С. 79.
Там же. - С. 102.
Педагогическая технология: учеб. пособие для студ. пед. специальностей. - Белгород: БГУ, 1998. -312 с.
Там же.
Богуш А., Варениця Л. Дети и социум: особенности социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста: монография. - Луганск: Альма-матер, 2006. - 368 с.
Там же. - С. 75-77.
Там же.
Педагогическая технология. - C. 91.
Там же. - С. 57-58.
Богуш А., Варениця Л. Указ. соч. - С. 76.
Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! - М.: Просвещение, 1983. - 208 с.
Преемственность в учебно-воспитательной роботе детского сада и школы / сост. З. Н. Борисова. Там же.
Богуш А., Варениця Л. Указ. соч.
Там же.
О ISSN 2Э04-12С
ниепт
Elena Kovshar,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Krivoy Rog National University, Krivoy Rog, Ukraine elenadivakovshar@gmail.com
Analysis of pedagogic phenomenon “continuity” in organization of infant, preschool and primary education Abstract. The author analyzes the “continuity” principle, considering it from philosophical and pedagogic positions; describes its functions; emphasizes the role of continuity in organization of infant, preschool and primary education.
Keywords: continuity, functional, system approach, continuity function.
References
1. Savchenko, A. (1999). Didaktika nachal'noj shkoly, Geneza, Kiev, 368 p. (in Russian).
2. Ibid.
3. Borisova, Z. N. (ed.) (1985). Preemstvennost' v uchebno-vospitatel'noj rabote detskogo sada i shkoly, Rad.shkola, Kiev, 142 p. (in Russian).
4. Selevko, G. (2008). Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii, Prosveshhenie, Moscow, p. 75 (in Russian).
5. Ibid., p. 79.
6. Ibid., p. 102.
7. (1998). Pedagogicheskaja tehnologija: ucheb. posobie dlja stud. ped. special'nostej, BGU, Belgorod, 312 p. (in Russian).
8. Ibid.
9. Bogush, A. & Varenicja, L. (2006). Deti i socium: osobennosti socializacii detej doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta: monografija, Al'ma-mater, Lugansk, 368 p. (in Russian).
10. Ibid., pp. 75-77.
11. Ibid.
12. (1998). Pedagogicheskaja tehnologija ... p. 91.
13. Ibid., pp. 57-58.
14. Bogush, A. & Varenicja, L. (2006). Op. cit., p. 76.
15. Amonashvili, Sh. A. (1983) Zdravstvujte, deti!, Prosveshhenie, Moscow, 208 p. (in Russian).
16. Borisova, Z. N. (ed.) (1985). Op cit.
17. Ibid.
18. Bogush, A. & Varenicja, L. (2006). Op. cit.
19. Ibid.
_ — loon 1лил
Рекомендовано к публикации: и
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 26.10.15 Получена положительная рецензия Received a positive review 28.10.15
Принята к публикации Accepted for publication 28.10.15 Опубликована Published 01.11.15
9 772J04 120159
www.e-koncept.ru
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Ковшарь Е. В., 2015
6