3. Гылыкова Е. С. Обычное право бурят: историко-правовое исследование. Дис... канд. юрид. наук: 12.00.01/ Российский ун-т дружбы народов. М.: РГБ, 2005. 210 с.
4. Калмыкова З. О. Воспитательные функции обычного права адыгов в процессе регулирования имущественных отношений // Вопросы гуманитарных наук. 2010. № 1 (45). С. 121.
5. Плоцкая О. А. Обычное право пермских народов в Российской империи ХУШ-ХГХ вв. (историко-правовой аспект): специальность 12.00.01 «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве» : автореф. дисс. ... д-ра юрид. наук. Москва, 2016. 22 с.
6. Бурнацева З. М. Имущественные правоотношения в обычном праве осетин // Право и государство: теория и практика. 2023. № 5 (221). С. 74-75.
7. Обычное право России: теоретико-правовой и историко-правовой аспекты / Р. Л. Хачатуров, Р. О. Авакян, Т. М. Айтбе-ров [и др.]. Москва: Издательство «Юрлитинформ», 2019. 472 с.
8. Из области обычного права Сибирских инородцев // Восточное обозрение. 1883. № 17. С. 10-11.
9. Тумурова А. Т. Обычное право бурят по Селенгинскому Уложению 1775 года: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01/ НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Ген. Прокуратуре РФ. М., 1997. 156 с.
10. ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. ИИ-2. Оп. 1. Д.764. Л.13-21.
© Наумкина В. В., 2023
УДК 342.41(470+571)
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Наумкина Валентина Владимировна,
доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)
В течение XX в. в России было принято несколько конституций. Каждая отличалась изменением концепции конституции как нормативно-правового акта. Наряду с термином «конституция» использовался термин «основной закон». В статье анализируется эволюция государственного подхода к терминологии и содержанию конституции. Рассматривается специфика федеральных конституционных законов как «гибкой части» конституции. Выделяются основные изменения в содержании конституции и трансформация конституции из политического акта в нормативно-правовой акт.
Ключевые слова: конституция, основной закон, федеральный конституционный закон, преемственность конституции.
CONTINUITY IN THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION
Naumkina Valentina Vladimirovna,
D. in Law, Associate Professor, Professor of the State and Legal Disciplines Department Katanov Khakass State University (Abakan)
During the XX century, several constitutions were adopted in Russia. Each was distinguished by a change in the concept of the constitution as a normative legal act. Along with the term "constitution", the term "basic law" was used. The article analyzes the evolution of the state approach to the terminology and content of the constitution. The specifics offederal constitutional laws as a "flexible part" of the constitution are considered. The main changes in the content of the constitution and the transformation of the constitution from a political act into a normative legal act are highlighted.
Key words: constitution, basic law, federal constitutional law, continuity of the constitution.
Одной из характеристик/свойств Конституции РФ 1993 года является преемственность. Конституционное развитие предполагает сохранение накопленного опыта и базовых конституционных положений.
Термин «конституция» официально стал использоваться в российском законодательстве с 1918 года. На протяжении XX века в российском государстве принимались конституции как государственного уровня, так и региональ-
ного значения. Каждая конституция российского государства была новым этапом развития государства, имела свои особенности, при этом сохранялась преемственность [1; 2]. Из всех конституций, принятых в XX веке, особое значение имели Конституция РСФСР 1918 года и Конституция РФ 1993 года, поскольку эти документы носили ярко выраженный учредительный характер.
Принятие конституции в 1918 и 1993 годах имело большое политико-правовое значение. В 1918 году было закреплено изменение формы правления государства, принципы социалистического государства, статус органов управления, избирательные права граждан. В 1993 году был задан новый вектор для развития государства, закреплены основополагающие принципы, была закреплена иная экономическая и политико-социальная направленность государства. Принцип преемственности сохранялся при разработке и принятии каждой конституции (государственного и регионального уровня). В текст конституций включались основополагающие положения из предыдущих документов, при этом в каждом документе совершенствовалась юридическая техника и изменялись подходы к содержанию конституции. Кроме того, каждая конституция в той или иной мере отражает «дух времени» и историческую ситуацию, в которой разрабатывался и принимался документ.
В качестве критериев конституционного развития можно выделить следующие: наименование документа, форма конституции, круг регулируемых вопросов, отражение исторической ситуации на момент принятия конституции.
До 1993 года в законодательстве использовалось две сходных категории «конституция» и «основной закон». Изначально данные термины не рассматривались в качестве синонимов [3, с. 30]. В вводной части Конституции РСФСР 1918 года было сказано, что «Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого
народа вместе с Конституцией Советской Республики составляют единый основной закон РСФСР». Таким образом, основной закон государства включал два документа: Конституцию РСФСР 1918 года и Декларацию прав трудящихся и эксплуатируемого народа 1918 года (далее декларация). Фактически декларация была включена в текст конституции в качестве первого раздела. В конституциях СССР 1924 года, 1936 года, 1977 года понятие «конституция» и понятие «основной закон» используются как синонимы. В названии документа использовались оба названия: «Конституция (основной закон) СССР». С 1993 года термин «основной закон» официально не употребляется в нормативно-правовых актах и используется в научной или учебной литературе для характеристики конституции.
Включение в конституцию ранее принятых (либо подписанных) документов применялось не только в 1918 году, но и в Конституции (основном законе) СССР 1924 года. Конституция СССР 1924 года состояла из двух разделов: декларации об образовании СССР и договора об образовании СССР. Эти документы были включены в текст конституции в изменённом виде. В отличие от Конституции РСФСР 1918 года, права человека не были отражены в тексте Конституции СССР 1924 года. Конституции союзных республик преимущественно регулировали вопросы организации управления и полномочия органов власти. Так, в Конституции (основном законе) РСФСР 1925 года из 89 статей 65 статей было посвящено организации власти, государственной символике и бюджетных отношениям. Отдельные права и обязанности личности были включены в главу «Общие положения» (право на проведение митингов, бесплатное образование, обязанность трудиться...) и главу «О выборах советов» (активное и пассивное избирательное право, ограничения избирательных прав для отдельных категорий). Декларацию прав трудящихся и эксплуатируемого народа 1918 года исклю-
чили из текста союзной конституции и конституций советских республик.
Конституции 1936 года, 1977 года, 1993 года были написаны как самостоятельные нормативно-правовые акты, без включения ранее принятых документов. Для этих конституций характерен системный подход (нет дублирования положений), иная техника и стиль изложения, а также расширение круга вопросов правового регулирования. Начиная с 1936 года в конституциях усиливается правовая составляющая.
К 1936 году сложилась государственная концепция управления государством. В первую очередь это выражалось в закреплении системы управления, которая характеризовалась иерархичностью, комплексным подходом к политико-правовому устройству государства. Единая вертикаль власти просуществовала до середины 80-х годов, некоторые элементы созданной в 1936 году системы управления используются и в настоящее время.
В 1934 году на XVII съезде ВКП(б) было заявлено о победе социализма и завершении переходного периода. Это кардинально повлияло на содержание Конституции (основного закона) СССР 1936 года и на последующие конституции советского государства. В текст Конституции СССР 1936 вошли некоторые положения из предыдущих конституций, при этом Конституция 1936 года имеет много отличий. Конституция из документа политического, наполненного лозунгами, призывами и критикой капиталистических стран, стала нормативно-правовым актом с правовыми положениями. В конституции сохранилась прежняя экономическая и политико-социальная направленность. Впервые в конституции государства появилась специальная глава, посвя-щённая правовому статусу личности «Основные права и обязанности граждан». Глава включала принципы, права, обязанности. Права личности были значительно расширены. Изменились подходы к избирательному праву
(были исключены ограничения по происхождению и роду деятельности). Были значительно расширены социальные права [4]. Например, в 1918 году появилось пенсионное обеспечение за особые заслуги, которое охватывало незначительное количество населения, с 1937 года пенсии стали выплачивать всем городским рабочим и служащим, сельское население стало получать пенсии только с 1956 года.
Кроме того, начиная с 1936 года произошла унификация союзной конституции и конституций союзных республик. Конституции советских республик дублировали основные положения из конституции государства, единообразие охватывало все сферы правового регулирования союзных республик.
В Конституции (основном законе) СССР 1977 года впервые было юридически закреплено место конституции в системе нормативно-правовых актов страны. Согласно статье 173, «Конституция СССР обладает высшей юридической силой. Все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией СССР». Впервые в истории конституционного развития государства появилась правовая связь конституции и остального законодательства. Количество декларативных положений значительно уменьшилось.
Конституция стала рассматриваться как нормативно-правовой акт, а не политический документ. В конституции появился раздел «государство и личность», который наряду с правами и обязанностями регулировал взаимоотношения человека и государства. В основном законе государства был закреплён принцип «осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданином своих обязанностей». Появились новые конституционные права.
В тексте Конституции РФ 1993 года был учтён весь исторический опыт конституционного развития, кроме того, большое влия-
ние оказали либеральные идеи зарубежных стран [5].
Нововведения в тексте Конституции РФ можно рассматривать с разных сторон. Во-первых, как конституционное развитие государства и изменение роли конституции. Во-вторых, как заимствование чуждых элементов в период идеологического кризиса и развала советского государства, которые не способствовали развитию и укреплению государства.
Если рассматривать появление федеральных конституционных законов с позиции их правовой сущности и содержания, то очевидно, что произошла трансформация сущности конституции. Кроме того, появление федеральных конституционных законов есть ни что иное, как последствие политического кризиса начала 90-х годов. Наличие «гибкой части» конституции позволило в сложный переходный период «дорабатывать» модель государства и реформировать систему управления без изменения конституции. Наличие официального независимого толкования Конституции РФ способствовало укреплению правовой сущности конституции и преодолению политической составляющей.
Заимствованные положения из англосаксонского права сложно органично включить в российскую правовую систему, поскольку исторически для российской правовой системы было характерно наличие характер и-стик континентальной правовой системы и скандинавского права. Например, норму о самостоятельности местного самоуправления сложно реализовать в условиях российской концепции управления. Поэтому конституционное закрепление единой системы публичной власти и включение в неё в том числе органов местного самоуправления позволило на конституционном уровне закрепить существующую систему управления. Либерально -индивидуалистический подход привёл к развитию негативного отношения личности к
интересам общества и государства. Традиционно для российского общества был характерен общинный уклад, в рамках которого коллективные интересы являются приоритетными. При этом Конституция РФ 1993 года является отражением исторического развития конституционного законодательства. В тексте сохранились положения предыдущих конституций.
Таким образом, несмотря на сохранение преемственности, в качестве отличительных особенностей Конституции РФ 1993 года можно назвать следующие. Во-первых, исключение термина «основной закон» (в настоящее время используется в научной литературе исходя из сложившейся традиции). Во-вторых, исключение из текста положений о государственных символах (содержится отсылка на федеральный конституционный закон).
В-третьих, в действующей конституции была закреплена новая для России разновидность нормативно-правовых актов - федеральный конституционный закон. Данный нормативно-правовой акт имеет свои особенности, которые позволяют отнести его к гибкой части конституции. Федеральные конституционные законы регулируют вопросы, которые традиционно относились к сфере конституции. В-четвёртых, разделение изменения конституции на две процедуры. Впервые в текст конституции государства были включены процессуальные нормы. Кроме того, к нововведениям относится наделение Конституционного Суда РФ статусом официального толкователя Конституции РФ. Официальное толкование и регламентация порядка изменения конституции должны обеспечить устойчивость конституции. В-пятых, закрепление элементов либерально-индивидуалистической концепции прав личности и включение в текст конституции положений из англосаксонского права.
Библиографический список
1. Багян Г. А., Черпаков В. В. Преемственность в развитии Конституции Российской Федерации // Экономика и социум. 2018. № 12 (55). С. 184-186. ЕБЫ YZSFXV.
2. Рыбаков В. А. Переходный период в развитии права России: преемственность конституции // Современное право. 2007. № 12. С. 26-28. ЕБЫ VBBQCD.
3. Наумкина В. В. Конституционное право России. М.: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство "Юнити-Дана"», 2022. 184 с.
4. Дулич Л. М., Вахмистров В. П. Этапы развития Российской Конституции: от Конституции тоталитарного государства к Конституции государства правового // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. 2020. № 3 (48). С. 5-12. EDN BAMGBV.
5. Трашкова С. М. Эффективность в конституционном праве // Инновационные тенденции развития российской науки: Материалы III Международной (заочной) научно-практической конференции. Красноярск. 25-26 марта 2010 года. Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2010. С. 256-259.
© Наумкина В. В., 2023
УДК [347.453.03"403"+[338.488.2:640.4]]:342.565.2(470+570)
КРАТКОСРОЧНЫЙ НАЙМ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ: КРИТЕРИИ РАЗГРАНИЧЕНИЯ В СВЕТЕ ПРАВОВОЙ ПОЗИЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Полуянов Антон Романович,
студент
Научный руководитель — В. Н. Козлова, старший преподаватель кафедры гражданско-правовых и уголовно-правовых дисциплин Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)
Статья посвящена анализу правовой позиции Конституционного Суда РФ, разграничившей краткосрочный найм жилого помещения и предоставление гостиничных услуг, и критериев такого разграничения. Автор определяет перспективы дальнейшего развития законодательства в части регулирования предоставления жилых помещений в многоквартирных домах для временного проживания третьим лицам; подчёркивает необходимость учёта интересов как собственника жилого помещения (поскольку невозможно ограничение прав на распоряжение находящимся в собственности имуществом), так и иных лиц, чьи права могут быть затронуты таким распоряжением.
Ключевые слова: договор найма жилого помещения, краткосрочный найм, предоставление гостиничных услуг, гостиница, правовая позиция, Конституционный Суд РФ.
SHORT-TERM RENTAL AND PROVISION OF HOTEL SERVICES: CRITERIA FOR DISTINCTION IN THE LIGHT OF THE LEGAL POSITION OF THE CONSTITUTIONAL COURT OF THE RUSSIAN FEDERATION
Poluyanov Anton Romanovich,
student
Scientific supervisor — V. N. Kozlova, Senior Lecturer of the Civil and Criminal Law Disciplines Department
Katanov Khakass State University (Abakan)
The article is devoted to the analysis of the legal position of the Constitutional Court of the Russian Federation, which distinguished between short-term rental of residential premises and the provision of hotel services, and the criteria for such a distinction. The author determines the prospects for further development of legislation regarding the regulation of the provision of residential premises in apartment buildings for temporary residence to third parties; emphasizes the need to take into account the interests of both the owner of the residential premises (since it is impossible to limit the rights to dispose of owned property) and other persons whose rights may be affected by such a disposition.