Научная статья на тему 'Преемственность традиций и поколений'

Преемственность традиций и поколений Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
87
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преемственность традиций и поколений»

О. И. Розанова

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ТРАДИЦИЙ И ПОКОЛЕНИЙ

В Санкт-Петербурге в четвертый раз состоялся конкурс «Гран-при Михайловского театра». Созданный по инициативе директора Владимира Кехмана, этот конкурс не похож ни на один другой. Во-первых, он предназначен исключительно воспитанникам балетных школ — еще не артистам, но уже готовым стать таковыми. Разумеется, для выступления на сцене театра отбираются лучшие (предварительный отбор проводит художественный совет конкурса, просматривая видеозаписи претендентов). Во-вторых, после юных танцовщиков на сцену выходят признанные мастера, как бы демонстрируя те вершины, на которые дебютанты могут подняться. В-третьих, Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой непременно делает конкурсу танцевальный подарок — новую оригинальную работу.

Так было и на этот раз. Не хватало только бессменного председателя художественного совета Никиты Долгушина (1938— 2012), придававшего конкурсу профессиональную значимость, а публичным церемониям — особую элегантность. Заменивший на этом посту Долгушина худрук балета Михайловского театра Начо Дуато обещал продолжить дело великого мастера, чтобы оно и впредь давало плоды, и доказал, что это не пустые слова.

Дуато подарил Вагановской академии один из своих лучших балетов «В лесу» на музыку Эйтора Вила Лобоса и Вагнера Тисо. Показанный вне конкурса балет стал главным событием ученического раздела Гран-при. То, как исполнители — пять девушек и пять юношей — овладели сложнейшей пластикой, безостановочно переливающейся из одной причудливой формы в другую, достойно восхищения. Юные танцовщики оказались способными и на большее — они донесли поэтический смысл хореографии, утверждающей духовное родство людей и природы.

Во многом это заслуга ассистентки хореографа Эвы Мария Лопес Кревиллен, в течение месяца самоотверженно работавшей

с исполнителями (труппа Московского театра имени Станиславского и Немировича-Данченко осваивала «В лесу» четыре месяца!). Впрочем, у воспитанников Академии уже имелся опыт: для прошлогоднего Гран-при Дуато подарил им балет «Мацригал» — также по собственной инициативе и также безвозмездно.

Если хореография современного стиля потребовала от юных танцовщиков особых умений, то классика — их родная стихия, что и продемонстрировали Ольга Макарова, Рената Шакирова и Виталий Амелишко в «Трио Океана и жемчужин» из «Конька-горбунка» и Софья Иванова-Скобликова, с блеском исполнившая вариацию из балета «Трильби», по сложности подвластную лишь балеринам-виртуозкам. Никто из них не удостоился благосклонности жюри. Ивановой-Скобликовой достался Приз зрительских симпатий. Гран-при получила студентка Московской академии хореографии Эльвина Ибрагимова, аккуратно исполнившая средней сложности вариацию Коломбины из «Арлекинады» и сверх программы — незатейливый Хорезмский танец, больше подходящий для самодеятельности средней руки, чем для престижного конкурса балетных школ.

Призовые места достались Алексею Селиверстову (Пермь), Арутюну Аракеляну и Анастасии Ермолаевой (Новосибирск). Специальный диплом за сочинение танца получил ученик пятого класса Вагановской академии Максим Севагин. Автор Трио на музыку Обера проявил редкий в наши дни интерес к классическому танцу, понимание его красоты и логики, чувство пропорций. Юный хореограф сам исполнил номер (вместе с одноклассницами Марией Путяковой и Анастасией Яроменко), показав себя еще и многообещающим танцовщиком.

Обойденным наградой оказался Всеволод Табачук (Красноярск), обнаруживший телесную гибкость и внутреннюю пластичность в партерной вязи миниатюры на музыку И. С. Баха, после чего, преобразившись в лихого казака, вспарывал воздух раздольными полетами и прыжками.

Но не будем придираться к решениям жюри: вряд ли вообще возможно совершенно беспристрастное и объективное мнение в вопросах искусства. Тем более, что для Михайловского

О. МАКАРОВА, Р. ШАКИРОВА И В. АМЕЛИШКО В «ТРИО ОКЕАНА И ЖЕМЧУЖИН» ИЗ «КОНЬКА-ГОРБУНКА»

ПОСТАНОВКА НАЧО ДУАТО, БАЛЕТ «В ЛЕСУ» В ИСПОЛНЕНИИ СТУДЕНТОВ АКАДЕМИИ

42 Художественно-творческая деятельность Вестник АРБ № 28 (2) 2012 43

Pas de trois, композиция M. Севагина, исполнители — M. Севагин, M. Путякова, А. Яровенко

.лик,

1ЛОВСКОГО

ГГЛМ1ПР11_-

М ИХАЙЛовского

ТЬЧТРЛ

Ч) (**

< >

—_ ГРАНШРИ

МИХАЙЛОВСКОГО

ТИАГРА

ГО

,_П'\Н I

МИХАЙ

эгэ

михли

г

1_ГРли1|[[')|

САЙЛОВСКОШ

Софья Иванова-Скобликова

"(ЛОМКОГО

ИИХА11ДОВС

.ЛШЮВСКО [[ лтм

кото

Максим Севагин, Мария Путякова, Анастасия Яроменко

Гран-при не столь важно состязание танцовщиков, сколько само их участие в театральном событии. Это в первую очередь смотр балетных школ, призванный поощрить их усилия морально и материально, ведь независимо от вердикта жюри каждая шко-ла-участница получает солидный бонус — 300.000 рублей. А для будущих артистов главным, памятным на всю дальнейшую профессиональную жизнь событием должна стать встреча с большими мастерами балета.

В гала-концертах участвовали первоклассные дуэты — Наталья Осипова и Иван Васильев, Олеся Новикова и Леонид Сарафанов, Оксана Бондарева и Денис Матвиенко, Екатерина Борченко и Виктор Лебедев, Сабина Яппарова и Марат Ше-миунов. С каждым номером температура в зрительном зале неуклонно повышалась, а после финального акробатически-экстатического дуэта Осиповой и Васильева зал буквально взорвался овацией. Под занавес именитые танцовщики вывели на сцену своих юных коллег — смущенных и счастливых. Идея Михайловского Гран-при — преемственность традиций и поколений обрела в этой славной концовке убедительную наглядность.

Фото для статьи предоставил Р. Мамин, режиссерское управление балета Михайловского театра

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.