Научная статья на тему 'ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ СУФИЙСКИХ ТРАДИЦИЙ ТАРИКАТОВ ЯСАВИЙА И НАКШБАНДИЙА ПОСЛЕ XIV В.'

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ СУФИЙСКИХ ТРАДИЦИЙ ТАРИКАТОВ ЯСАВИЙА И НАКШБАНДИЙА ПОСЛЕ XIV В. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
114
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Исламоведение
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СУФИЗМ / ЯСАВИЙА / НАКШБАНДИЙА / «РИСОЛЯ САРТОВСКИХ РЕМЕСЛЕННИКОВ» / ИШАНИЗМ / ЗИКР

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бородовская Лилия Зелимхановна

В статье анализируются процессы исторического развития тарикатов Ясавийа, Накшбандийа после XIV века на территории Золотой Орды. Цель работы - показать преемственность духовных традиций двух тарикатов на базе общих истоков силсилы. Единство заключается не только в общих корнях, но и в опоре на классические законы шариата. Основой многих исследований является анализ ритуальной практики отправления зикра. В обоих тарикатах в период Золотой Орды проводился зикр как громкий, так и тихий. Споры исследователей о разности ритуальной практики оправданы, так как в более поздний период последователи Накшбандийа больше тяготели к тихому зикру. Отмечено, что большое влияние обе суфийские группы оказали на народную культуру в Средние века. На примере «Рисоля сартовских ремесленников» делается вывод о слиянии суфийского наставничества с народными традициями тюрков Средней Азии. Отдельно рассмотрены вопросы возникновения ишанизма из традиции наследственного шайхства в ясавийа и развитие этого явления в тарикате Накшбандийа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUITY IN THE SUFI TRADITIONS OF THE YASAVIYA AND NAQSHBANDIYA TARIQAS AFTER THE 14TH CENTURY

The article is devoted to the analysis of historical evolution of the Yasaviya and Naqshbandiya tariqas in the period after the 14th century in the territory of the Golden Horde. The main purpose of the work is to show the continuity in the spiritual traditions of the two tariqas based on the common origins of silsila. The unity lies not only in common roots, but also in the reliance on the classical Sharia law. Many studies are based on the analysis of the ritual practice of zikr. During the period of the Golden Horde, zikr in both tariqas was carried out in two ways - aloud or silently. The disputes of researchers about the difference in the ritual practice are justified, since in the later period, the followers of Naqshbandiya tended to support the practice of silent zikr. Both Sufi groups had a great influence on the popular culture in the Middle Ages. Through the example of the risolya of Sart artisans, a conclusion is made about the fusion of Sufi mentoring with the folk traditions of the Turks of Central Asia. The author also considers the issue of the emergence of ishanism from the tradition of hereditary shaikhship in Yasaviya and the continuation of this phenomenon in the Naqshbandiya tariqa.

Текст научной работы на тему «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ СУФИЙСКИХ ТРАДИЦИЙ ТАРИКАТОВ ЯСАВИЙА И НАКШБАНДИЙА ПОСЛЕ XIV В.»

ИСЛАМ И СУФИЗМ Ответственный за рубрику: Акаев В.Х. © Исламоведение. 2022. Т. 13, № 1 (51)

ISLAM AND SUFISM Person in charge of the section: Akaev V.H. © Islamic Studies (Islamovedenie). 2022. Vol. 13, no 1 (51)_

DOI: 10.21779/2077-8155-2022-13-1-93-103

УДК 281

Л.З. Бородовская1

Содержание статьи Введение

Преемственность духовных традиций тарикатов Ясавийа и Накшбандийа Отличие зикров тарикатов Ясавийа и Накшбандийа

Слияние суфийских и народных традиций

Ишанизм как особое суфийское

явление

Заключение

Информация о статье

Поступила в редакцию: 14.02.2022 Передана на рецензию: 18.02.2022 Получена рецензия: 12.03.2022. Принята в номер: 15.03.2022

Преемственность суфийских традиций тарикатов Ясавийа и Накшбандийа

после XIV в.

Казанский государственный институт культуры; lilianotka@yandex.ru

В статье анализируются процессы исторического развития тарикатов Ясавийа, Накшбандийа после XIV века на территории Золотой Орды. Цель работы - показать преемственность духовных традиций двух тарикатов на базе общих истоков силсилы. Единство заключается не только в общих корнях, но и в опоре на классические законы шариата.

Основой многих исследований является анализ ритуальной практики отправления зикра. В обоих тарикатах в период Золотой Орды проводился зикр как громкий, так и тихий. Споры исследователей о разности ритуальной практики оправданы, так как в более поздний период последователи Накшбандийа больше тяготели к тихому зикру. Отмечено, что большое влияние обе суфийские группы оказали на народную культуру в Средние века. На примере «Рисоля сартовских ремесленников» делается вывод о слиянии суфийского наставничества с народными традициями тюрков Средней Азии.

Отдельно рассмотрены вопросы возникновения ишанизма из традиции наследственного шайхства в ясавийа и развитие этого явления в тарикате Накшбандийа.

Ключевые слова: суфизм, Ясавийа, Накшбандийа, «Рисоля сартовских ремесленников», ишанизм, зикр.

1 Лилия Зелимхановна Бородовская - доцент Казанского государственного института культуры, кандидат искусствоведения; orcid.org/0000-0002-5680-1187._

DOI: 10.21779/2077-8155-2022-13-1-93-103

UDC 281

Content of the article

Information about the article

L.Z. Borodovskaya 2 Introduction.

Received: 14.02.2022 Submitted for review: 18.02.2022 Review received: 12.03.2022 Accepted for publication: 15.03.2022

The continuity of the spiritual traditions of the Yasaviya and Naqshbandiya tariqas. The difference between the zikras of the Yasaviyya and Naqshbandiyya tariqas. Fusion of Sufi and folk traditions. Ishanism as a special Sufi phenomenon. Conclusion.

Continuity in the Sufi Traditions of the Yasaviya and Naqshbandiya Tariqas

After the 14th Century

Kazan State Institute of Culture; lilianotka@yandex.ru

The article is devoted to the analysis of historical evolution of the Yasaviya and Naqshbandiya tariqas in the period after the 14th century in the territory of the Golden Horde. The main purpose of the work is to show the continuity in the spiritual traditions of the two tariqas based on the common origins of silsila. The unity lies not only in common roots, but also in the reliance on the classical Sharia law. Many studies are based on the analysis of the ritual practice of zikr. During the period of the Golden Horde, zikr in both tariqas was carried out in two ways - aloud or silently. The disputes of researchers about the difference in the ritual practice are justified, since in the later period, the followers of Naqshbandiya tended to support the practice of silent zikr. Both Sufi groups had a great influence on the popular culture in the Middle Ages. Through the example of the risolya of Sart artisans, a conclusion is made about the fusion of Sufi mentoring with the folk traditions of the Turks of Central Asia. The author also considers the issue of the emergence of ishanism from the tradition of hereditary shaikhship in Yasaviya and the continuation of this phenomenon in the Naqshbandiya tariqa.

Keywords: Sufism, Yasaviya, Naqshbandiya, risolya of Sart artisans, ishanism, zikr.

Исследования суфийской тематики в отечественной науке начинаются в конце XX - начале XXI вв. На сегодняшний день изучено достаточно много трудов по истории развития мирового суфизма в период Золотой Орды: трактаты по процессам исламизации в Золотой Орде [4] и истории суфийских течений [11], а также вклад суфийских ученых в развитие мусульманской средневековой науки [5; 13; 17]. Многие работы посвящены разным этапам истории исламизации и деятельности отдельных шейхов, их суфийских групп в Золотой Орде: Ахмаду Ясави и его последователям [11; 18-20]; тарикату футувва (братство ахи) [15]; тарикату Накшбандийа [9-11; 14]. Появление в современном научном обороте текста суфийской поэмы «Каландар-наме» Абу Бакра Каландара Руми (сочинено в период 1320-1340 гг.) является событием огромной важности, так как позволяет исследователям исламской культуры периода Золотой Орды подчеркнуть ее влияние на все стороны жизни общества [1]. На основе этой поэмы учёные изучают

2 Liliya Zelimkhanovna Borodovskaya - Cand. Sc. (Art Studies), Associate Professor, Kazan State Institute of Culture; orcid.org/0000-0002-5680-1187.

Введение

историю деятельности различных суфийских тарикатов XIV века - Каландарийа, Муваллахийа, Абдалийа, Хайдарийа, Рифа'ийа.

В Казахстане появляются новые исследования и материалы конференций о жизни и духовной деятельности А. Ясави. В 2015 году в Астане прошла Международная научная конференция, посвященная 550-летию Казахского ханства «Межрелигиозный диалог и наследие Кожа Ахмета Ясави». В 2017 году в виде подарочного издания была выпущена монография (Кенжетаев Д.Т., Жандарбек З.З. ^ожа Ахмет Йасауи. - Алматы: Изд-во «Золотая Книга», 2017. -288 с. (На казах. яз.)).

Историки подчеркивают особое влияние суфийских шейхов на скорость исламизации региона Золотой Орды [15; 16]. Суфийские шейхи помогали ханам в руководстве страной, поэтому деятельность суфийских ханак поддерживалась вакфами и благотворителями. Шейхи тарикатов духовно наставляли народные массы, оказывали влияние на управление общественной жизнью в Улусе. Часто они становились наставниками целых мусульманских районов, что усиливало процессы исламизации Центральной Азии в период Золотой Орды [14].

Постепенно государственное делопроизводство переходило от монгольских установлений к исламским традициям. После правления хана Узбека, при хане Тохтамыше (1380-1395 гг.), государственные документы освободились от типично монгольских фраз о силе «Вечного Неба» и обрели исламский стиль [16, с. 201]. Археологи свидетельствуют, что значительно увеличилось и количество захоронений, совершенных по исламским канонам [16, с. 201].

В целях анализа развития тарикатов Ясавийа и Накшбандийа в эпоху Золотой Орды (период после правления хана Узбека) в статье ставятся следующие задачи: выявление преемственности духовных традиций обоих тарикатов на основе общей силсилы; рассмотрение проблемы разности ритуалов зикра Ясавийа и Накшбандийа; анализ влияния традиций обоих тарикатов на народную культуру в Золотой Орде; выявление истоков зарождения ишанизма. Решение обозначенных выше исследовательских задач свидетельствует о непрерывном процессе развития тарикатов Ясавийа и Накшбандийа, их духовном родстве на базе суннитской ханафитской традиции и большом влиянии на исламизацию тюркских народов на территории Золотой Орды.

Преемственность духовных традиций тарикатов Ясавийа и Накшбандийа

В период Золотой Орды продолжается развитие традиции тариката Ясавийа. Статус шейха этого суфийского тариката мог передаваться по наследству, что способствовало формированию родовых суфийских кланов. Широкое распространение получили суфийские обители (ханаки), которые находились поблизости от кладбищ и со временем становились «местами поклонения святым». Народное паломничество стало популярным в период Золотой Орды, особенно в годы правления потомков хана Узбека [7, с. 44], и позднее закрепилось как народный обычай [19].

Основные тарикаты, повлиявшие на развитие суфизма среди тюрков и волжских булгар (Ясавийа, Кубравийа и Хваджаган-Накшбандийа), были связаны между собой по силсиле общим духовным «прародителем». Это Абу Якуб Йусуф ал-Хамадани (1048-1140 гг.), [14, с. 28]. Так, З.З. Жандарбек пишет, что лидер тариката Накшбандийа - Бахауддин Накшбанди (1318-1389 гг.) был дервишем ясавийского шейха Халика-ата, а Хакима-ата (последователь Ахмада Ясави -Сулейман Бакыргани) он особо почитал как учителя [6].

Многочисленные исследователи суфийских силсил подчеркивают мирное сосуществование различных тарикатов. Отдельный спор по поводу отправления зикра и других ритуальных вопросов является лишь «спором философов», а не

кровной враждой. Именно поэтому тарикат Накшбандийа углубляет, по-своему интерпретирует и расширяет «технику полировки сердца», которая была уже в тарикате Ясавийа. Правильнее всего рассматривать общие традиционные корни всех тарикатов и отличия в духовных практиках отправления ритуала зикра. Последователи тариката Накшбандийа не занимались аскетическими практиками, а направляли ритуальные действия на духовное воспитание через внимание к сердцу как прообразу Божественного центра в себе.

Известный российский специалист по суфизму А.А. Хисматуллин, исследовав восходящие линии силсил разных тарикатов, указывает на общего шейха для ал-Газали, А. Ясави, Б. Накшбанда - это Абу 'Али ал-Фармади ат-Туси (1011-1084 гг.), который был наставником не только Абу Якуба Йусуфа ал-Хамадани (1048-1140 гг.), но и имама Абу Хамида ал-Газали ат-Туси (1058-1111) [14, с. 22-23]. Таким образом, в тарикатах Ясавийа и Накшбандийа мы находим общие духовные корни на уровне шейхов-наставников.

В трактате 1626 года, написанном ташкентским шейхом Мухаммадом ал-'Алимом ас-Сиддики ал-'Алави (кратко - 'Алим-Шайх 'Азизан, 1565-1635 гг.), «Отблески дуновений святости» также приведены доказательства духовного родства трех вышеназванных суфиев: силсила Ясавийа связана с Сухраварди, который был одним из его четырех учителей, а в цепочке духовной преемственности Сухраварди значится как родной брат Абу Хамида ал-Газали -Ахмад Газали (ум. прим. в 1123-1126 г.). Также связующим звеном Ясавийа -Накшбандийа историки считают тарикат Джахрийа-Йи Султанийа ('Алим-Шайх 'Азизан один из последователей), основателем которого также считается Ходжа Ахмад Ясави [13].

Отличие зикров тарикатов Ясавийа и Накшбандийа

Один из спорных и до конца не решенных научных вопросов в сравнении двух тарикатов (Ясавийа и Накшбандийа) - это наличие или отсутствие громкого зикра и музыкального обряда сама\ Фритц Майер приходит к выводу, что на совместных собраниях дервишам давали задания на рецитацию сакральных формул (хатм), и в тарикате Накшбандийа это были радения разного типа [9]. Следовательно, утверждение, что собрания накшбандиев проходили без сама" -спорное, так как Ф. Майер доказал, что не было строгих правил в суфийских братствах того времени, было много разных локальных школ и ответвлений, а значит некоторые ранние группы (эпохи Золотой Орды) накшбандиев могли петь и танцевать во время радений, как это было в тарикате Ясавийа.

В монографии Юргена Пауля [10] подробно рассмотрены многие вопросы истории тариката Накшбандийа до XV века. По поводу элементов громкого зикра (музыки и пения) у накшбандиев он также отмечает их наличие в самые первые годы становления тариката. Это объясняется влиянием традиции чтения вслух Корана и непосредственным взаимодействием накшбандийских групп с дервишами родственного тариката Ясавийа [10, с. 134].

Другой общий постулат тарикатов Ясавийа и Накшбандийа - это опора на классический ислам, соблюдение норм шариата и следование Сунне Пророка. Исследовательница суфизма в Центральной Азии Ж.М. Тулибаева отмечает, что суфизм позволил обратить внимание на воспитание каждого отдельного человека в исламе, на формирование их культуры и нравственности в рамках классического шариата [13].

Особое место в разработке специфических обрядов и основных принципов тариката Накшбандийа отводится Абдулхалику ал-Гидждувани (ум. в 1180 или 1220 г., второй в силсиле тариката), которого А. Хисматуллин называет

«основоположником» тихого зикра, который затем возрождает Бахауддин Накшбанд и делает отличительным ритуальным признаком своей общины [14, с. 26]. Восемь из одиннадцати основных принципов тариката Накшбандийа также были заложены ал-Гидждувани, а затем были дополнены тремя принципами Бахауддина Накшбанда [14, с. 26]. Теоретические принципы ал-Гидждувани аналогичны идеям ал-Газали, которые прослеживаются в сочинениях «Ихйа' 'улум ад-дин» («Воскрешение наук о вере») и «Кимийа-йи са'адат» («Эликсир счастья»).

Суть зикра тариката Накшбандийа позволяла простому народу не отрываться от повседневной трудовой деятельности, так как можно было проводить богопоминание (зикр) в условиях обычной жизни мусульманина. Поэтому приветствовался зикр сердца (тихий зикр) [10, с. 137]. Выделяются три вида зикра с использованием голоса: обычный, избранный и избранный среди избранных, и только при соблюдении всех правил и условий «спадают 70 000 покровов», и это благословенная цель приближения к божественным тайнам [10, с. 137].

Слияние суфийских и народных традиций

Как пример глубокого проникновения в общественную жизнь суфийского наставничества можно привести небольшие книжечки-инструкции для мусульманских ремесленников - рисоля. История научного собирания и анализа среднеазиатских рисоля начинается в XIX веке. Интерес к историческому и культурному наследию тюркских народов на примере рисоля был проявлен Н.Ф. Катановым, Н.Ф. Петровским, С.М. Смирновым [12, с. 2]. «Рисоля сартовских ремесленников», собранные и переведенные М. Гавриловым (издано в Ташкенте в 1912 г.), - это особый жанр средневековой народной суфийской литературы, имеющий персидское происхождение [12, с. 10]. Возраст текстов точно не установлен, но общепризнано, что они были широко известны, начиная с самого раннего периода распространения ислама, а А.Ф. Миддендорф относит этот жанр к XIV веку [12, с. 7]. Несомненно, древнее происхождение текстов рисоля подтверждается самим их содержанием - каждое ремесло считается священным, имеющим божественное происхождение и духа-покровителя в лице суфийского наставника [12, с. 1]. Исследование М. Шамсимухаметовой свидетельствует о древнем происхождении суфийских ремесленных объединений - это группы футувва (ахилик) в период Золотой Орды [15].

Для нас представляет особый интерес тот факт, что такими святыми-покровителями некоторых ремесел считались А. Ясави и Б. Накшбанд. Тексты их предназначались для ремесленников. В них даны одновременно имена шейхов многих тарикатов (Ясавийа, Накшбандийа, Маулавийа, Бекташийа и др.) в общей «цепочке» святых, начиная от Адама и далее через «цепь» пророков до Мухаммада. Составителем первых рисоля назван имам Джафар ас-Садик, второй в силсиле Юсуфа Хамадани (учитель А. Ясави). Рисоля были у каждого простого ремесленника Мавераннахра. Их необходимо было читать и неукоснительно следовать всем советам и правилам, данным в них. В. Бартольд разъясняет значение слова «сарт» как оседлые тюрки Средней Азии [2, с. 528].

В «Рисоля земледелия» среди 18-ти лучших шейхов-покровителей земледелия значится «пятнадцатый - Ходжа Ахмет Ясави Туркестани» [12, с. 54]. Несколько правил «земледельцев» из рисоля гласят, что перед началом земледельческих работ надо прочитать басмалу. Необходимо также соблюдать семь «фарз'ов» земледельца: 1) чистота, 2) правдивость, 3) щедрость, 4) произносить такбир, 5) общение с влиятельными людьми ислама, 6) произносить тасбих и тахлил; 7) быть «правдивым перед Правдивым Богом» [12, с. 55].

Эти книжечки позволяют понять степень вовлеченности в государственное управление суфийских шейхов, которые и писали правила для рисоля и грозили строгой божьей карой за неподчинение и несоблюдение. Также строго предписывалась в рисоля выплата не только обязательной налоговой десятины, но и особой части от всей прибыли - хак-улла (то есть той части, право на которую принадлежит Богу) [12]. Таким образом, были установлены два вида основных сборов с ремесленников - десятина в пользу государства и «хак-улла» для духовенства. Также земледелец должен «возжигать светильник чистым душам усопших пиров и в течение недели, месяца или года почитать эту рисоля» [12, с. 57].

М. Гаврилов во введении к сборнику пишет, что каждому мусульманину-ремесленнику за соблюдение правил рисоля обещана награда, аналогичная строительству «тысячи мечетей, тысячи мадраса» [12, с. 11]. Управление населением с помощью книжечек-инструкций охватывало практически все виды работ - приводится список около тридцати ремесел(!) [12, с. 5-6]. Сам обряд посвящения в мастера напоминает «суфийскую инициацию», когда пир (суфийский шейх) становился напротив новичка и произносил басмалу, затем громко повторял 3 раза такбир. В ответ новопосвященный ремесленник «принимал» такбир: произносил три раза «Аллаху акбар». После этого пир подавал ему две сожженные и разломленные на части лепешки, которые новичок раздавал присутствующим в память усопших шейхов. В конце обряда посвящения пир вручает рисоля, а новый участник ремесленной суфийской группы должен был надеть халат на плечи шейха [12, с. 11-12].

Так как в «Рисоля хлебопеков» упоминаются Бахауддин Накшбанд (хотя сам он был из клана чеканщиков и ткачей) и его последователь Ходжа Ахрар, то, скорее всего, эта книга была составлена шейхами уже при жизни последнего, примерно в XV-XVI вв., так как он упоминается последним в цепочке силсила (в рисоля): «Ходжа Сулейман, Ходжа Осман, Ходжа Беха-уд-дин бухарский, Ходжа Ахрар» [12, с. 43]. В примечаниях к рисоля М.Гаврилов поясняет, что Ходжа Сулейман был учеником Ходжи Абдул-Халика, который был заместителем Ходжи-Юсуфа Хамадани (силсила Накшбандийа) [12, с. 50].

В общем, тексты «Рисоля сартовских ремесленников», а также другие собрания из коллекции Императорского русского археологического общества должны быть изучены более тщательно как источник по суфизму в Средней Азии, наполненный мистическими молитвенными формулами разных тарикатов, описанием обрядов, таинственными знаками суфизма (99 прекрасных имен Аллаха, числовые символы и др.). В плане слияния суфийской и народной традиционной культуры в дальнейшем необходимо отдельно исследовать обряды поклонения могилам святых [19].

Ишанизм как особое суфийское явление

Свой статус суфийские шейхи (ишаны) стремились передать сыновьям. Не случайно именно в тарикате Накшбандийа в XV веке развивается явление ишанизм, когда шейхи стали могущественными, достаточно богатыми и влиятельными пирами-руководителями родовых кланов и ремесленных цехов. В. Бартольд отмечал, что ишанизм еще мало изучен, а среди первых ишанов называет накшбанди Ходжу Ахрара (1403-1490 гг.): «Слово употребляется в Туркестане в значении шейх, муршид, устад, пир (учитель, руководитель)» [3, с. 675]. К. Казанский в книге «Мистицизм в исламе» объясняет термин ишан как особое почтение к шейхам в Средней Азии, т. к. слово ишан буквально переводится -«они». Этим местоимением народ как бы подчеркивал почтительное отношение к

пирам или старцам (хотя возраст для них и не имел существенного значения) [8, с. 235]. Истоки ишанизма можно искать в тарикате Ясавийа, когда переход многих знаменитых шейхов в статус святых приводил к сакрализации всего их рода и установлению наследственной передачи статуса шейха.

Заключение

Таким образом, в период Золотой Орды (после хана Узбека), тюркские суфийские тарикаты Ясавийа и Накшбандийа широко распространяют свое влияние по всей территории, начиная с исламизации верхушки монгольских ханов и охватывая многие тюркские народы. Особое уважение со стороны знатных родов, финансовая поддержка вакфами, почитание у простого народа - все это создало благоприятные условия для продолжения развития суфийских традиций, заложенных еще задолго до государства Золотой Орды.

Исследователи подтверждают общность духовных основ тарикатов Ясавийа и Накшбандийа, проведя анализ их силсил. Разность ритуальной части тарикатов не является глобальной, так как общие суннитские корни этих суфийских групп являются гораздо более важными. Локальные различия практики отправления ритуалов зикра больше всего важны для исследователей фольклорных традиций в регионах распространения тарикатов. Как пример синтеза суфийских и народных традиций приводится «Рисоля сартовских ремесленников», святыми покровителями которых были суфийские шейхи разных тарикатов. На примере этого письменного жанра народного творчества видно, насколько глубоко суфийская культура проникла в жизнь тюркских народов в эпоху Средневековья.

И последнее, самое яркое и уникальное явление тюркского суфизма, возникшее в тарикате Ясавийа и развившееся в группах Накшбандийа - это ишанизм. Его изучение требует отдельных исследований, поиска архивных источников, т. к. оно имело сильное влияние впоследствии на татарскую культуру вплоть до начала XX века.

Исследование суфийских традиций в эпоху Золотой Орды возможно на основе источников, хранящихся в архивах научно-исследовательских учреждений Казахстана, Узбекистана и Татарстана. Постепенно открывающиеся описания, переводы и комментарии к средневековым суфийским трактатам и поэмам дают надежду на продолжение более глубокого изучения суфизма в период Золотой Орды на всей ее территории. Междисциплинарный подход на основе знания истоков, истории становления, литературы и науки мирового суфизма позволит в будущем более объективно исследовать и интерпретировать локальные суфийские традиции.

Литература

1. Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное / пер. с перс. И.Р. Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой; общ. и научная редакция, предисл., коммент. И.Р. Гибадуллина. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017. - 1044 с.

2. Бартольд В.В. Сочинения: в 9 т. Т. 2, ч. 2. работы по отдельным проблемам истории Средней Азии. - М., 1964. - 657 с.

3. Бартольд В.В. Сочинения: в 9 т. Т. 6. Работы по истории ислама и Арабского халифата. - М.: Наука, 1966. - 785 с.

4. Бородовская Л.З. Расширение сферы влияния суфизма в период Золотой Орды // Исламоведение. 2017. Т. 8, № 3. - С. 82-94. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_ 30599119_18011453.pdf

5. Евдокимов И.В. Антропологические взгляды суфизма IX-XIII вв. // Исламоведение. 2018. Т. 9, № 3 (37). - С. 77-87. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36265990

6. Жандарбек З.З. Ходжа Ахмет Йасави и возрождение тюркской государственности // Суфизм в Иране и Центральной Азии: материалы Международной конференции (г. Алматы, 2-3 мая 2006 г.) / ред.-сост. Сафар Абдулло. - Алматы, 2006. - С. 171-178. Режим доступа: http://www.safarabdulloh.kz/img/books/%D0%A1%D1%83%D1%84%D0%B8%D0% B7%D0%BC.pdf

7. Измайлов И., Хамидуллин Б. Ислам в Золотой Орде. - Казань: Татарское книжное издательство, 2008. - 61 с. - Режим доступа: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_004132346/

8. Казанский К. Мистицизм в исламе. - Самарканд: Типолитография «Труд», 1906. - 240 с. - Режим доступа: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_004492692/

9. Майер Ф. Учитель и ученик в ордене Накшбандийа // Суфизм в Центральной Азии (зарубежные исследования). сборник статей памяти Фритца Майера (1912-1998) / сост. и отв. ред. А.А. Хисматуллин. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2001. - С. 94-113. - Режим доступа: https://www.academia.edu/7326167/2001_Sufism_in_Central_Asia_in_Russian_

10. Пауль Ю. Доктрина и организация Хваджаган-Накшбандийа в первом поколении после Баха' ад-дина // Суфизм в Центральной Азии (зарубежные исследования). сборник статей памяти Фритца Майера (1912-1998) / сост. и отв. ред. А.А. Хисматулин. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2001. - С. 114200. - Режим доступа: https://www.academia.edu/7326167/2001_Sufism_in_Central_Asia_in_Russian_

11. Рахимов К.Р. Условия возникновения суфизма в Центральной Азии // Исламоведение. 2020. Т. 11, № 2 (44). - С. 5-17. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary _44032958_22611977.pdf

12. Рисоля сартовских ремесленников. исследование преданий мусульманских цехов / собрал и перевел М. Гаврилов. - Ташкент: Типография при канцелярии генерал-губернатора, 1912. - 59 с. - Режим доступа: https://viewer.rusneb.ru/ru/rsl01004461089?page= 1&rotate=0&theme=white

13. Тулибаева Ж.М. Духовная культура народов Центральной Азии: агиографические сочинения // Фундаментальные и инновационные проблемы востоковедного образования и науки. сборник материалов конференции. - Алматы, 2011. - Режим доступа: http://articlekz.com/article/4988

14. Суфизм в Центральной Азии (зарубежные исследования). сборник статей памяти Фритца Майера (1912-1998) / сост. и отв. ред. А.А. Хисматуллин. -СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2001. - С. 7-33. - Режим доступа: https://www.academia.edu/7326167/2001_Sufism_in_Central_Asia_in_Russian_

15. Шамсимухаметова М.Р. Религиозные братства ахи в Золотой Орде // Исламоведение. 2018. Т. 9, № 3 (37). - С. 40-52. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36265987_26323983.pdf

16. Шереметьев А.Г. Ислам и тенгрианство в политической жизни Улуса Джучи: смена духовных ориентиров (XIII-XIV вв.) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 5 (2). - С. 198-202. - Режим доступа: https://www.gramota.net/articles/issn_1997-292X_2014_5-2_54.pdf

17. Schamiloglu U. Reflections on the Islamic Literature of the Golden Horde: On the Occasion of the Publication of the Qalandar-name / Golden horde review. 2021. no. 2, - P. 264-271. - URL: http://goldhorde.ru/RU/stati2021-2-3/

18. Telebayev Gaziz. Turkic Elements in Sufi Philosophical Tradition: Khoja Ahmed Yasawi Cross-Cultural Studies / Education and Science. 2019. Vol. 4, iss. II, - P. 100-107 (USA). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/turkic-elements-in-the-sufi-philosophical-tradition-khoja-ahmed-yasawi

19. Temirbayev T., Temirbayeva A. Pilgrimage in Kazakhstan: the graves of the Sufi sheikhs // Vestnik KazNU. Seriya Religiovedenie = Bulletin of the KazNU. Religious Studies Series. 2021. Vol. 27, no. 3. - P. 50-58. - URL: https:// scholar.google.ru/scholar?hl=ru&as_sdt=0%2C5&q=Pilgrimage+in+Kazakhstan%3A+t he+graves+of+the+Sufi+sheikhs+&btnG=

20. Temirbayeva A., Temirbayev T., Kamarova R., Tyshkhan K. Sufi practices in contemporary Kazakhstan: traditions and innovations / Central Asia & the Caucasus. 2021. Vol. 22, no. 1. - URL: https://ca-c.org/article/106

References

1. Abu Bakr Kalandar Rumi. Kalandar-name: izbrannoe. - Per. s pers. I.R. Gibadullina, M.R. Shamsimukhametovoi / obshch. i nauch. redaktsiya, predislovie, kommentarii I.R. Gibadullina. - Kazan': Institut istorii im. Sh. Mardzhani AN RT, 2017.

- 1044 s.

2. Bartol'd V.V. Sochineniya [Essays]: Vol. 2, part 2: Raboty po otdel'nym problemam istorii Srednei Azii [Works on certain problems of the history of Central Asia]. - M., 1964. - 657 s. (In Russian).

3. Bartol'd V.V. Sochineniya [Essays]. Vol. 6. Raboty po istorii islama i arabskogo khalifata [Works on the history of Islam and the Arab Caliphate]. - M.: Nauka, 1966. - 785 c. (In Russian).

4. Borodovskaya L.Z. Rasshirenie sfery vliyaniya sufizma v period Zolotoi Ordy [Expansion of the sphere of influence of Sufism during the period of the Golden Horde]. Islamovedenie = Islamic studies. 2017. Vol. 8, no. 3, s. 82-94. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary 30599119 18011453.pdf (In Russian).

5. Evdokimov I.V. Antropologicheskie vzglyady sufizma IX-XIII vv [Anthropological views of Sufism in the 9th-13th centuries]. Islamovedenie = Islamic studies. 2018. Vol. 9, no. 3 (37), s. 77-87. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36265990 (In Russian).

6. Zhandarbek Z.Z. Khodzha Akhmet Iasavi i vozrozhdenie tyurkskoi gosudarstvennosti [Khoja Ahmet Yasawi and the revival of Turkic statehood]. Sufizm v Irane i Tsentral'noi Azii [Sufism in Iran and Central Asia]: Materialy mezhdunarodnoi konferentsii 2-3 maya 2006 goda g.Almaty [Materials of the international conference May 2-3, 2006, Almaty]. Safar Abdullo (Compiling editor). Almaty, 2006, s. 171-178.

- URL: http://www.safarabdulloh.kz/img/books/ %D0%A1%D1%83%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%BC.pdf (accessed: 12.2.2022). (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Izmaylov I., Khamidullin B. Islam v Zolotoi Orde [Islam in the Golden Horde]. Kazan': Tatarskoe knizhnoe izdatel'stvo, 2008. 61 s. - URL: https://rusneb.ru/catalog/000199 000009 004132346/ (In Russian).

8. Kazanskii K. Mistitsizm v islame [Mysticism in Islam]. Samarkand: Tipo-litografiya «Trud», 1906. - 240 s. - URL: https://rusneb.ru/catalog/000199 000009 004492692/ (In Russian).

9. Maier F. Uchitel' i uchenik v ordene Nakshbandiia [Teacher and student in the Naqshbandiyya order]. Sufizm v Tsentral'noi Azii (zarubezhnye issledovaniya): Sbornik statei pamyati Frittsa Maiera (1912-1998) [Sufism in Central Asia (foreign

studies): Collection of articles in memory of Fritz Mayer (1912-1998)] A.A. Khismatulin (Compiler and Managing Editor). SPb.: Filologicheskii fakul'tet SPbGU, 2001, - P. 94113. - URL: https:// www.academia.edu/7326167/2001_Sufism_in_Central_Asia_in_Russian_ (In Russian).

10. Paul' Yu. Doktrina i organizatsiya Khvadzhagan-Nakshbandiya v pervom pokolenii posle Bakha' al-Din [Doctrine and organization of Khwajagan-Naqshbandiyya in the first generation after Baha' al-Din]. Sufizm v Tsentral'noi Azii (zarubezhnye issledovaniya): Sbornik statei pamyati Frittsa Maiera (1912-1998) [Sufism in Central Asia (foreign studies): Collection of articles in memory of Fritz Mayer (1912-1998)]. A.A. Khismatulin (Compiler and Managing Editor). - SPb.: Filologicheskii fakul'tet SPbGU, 2001. - s. 114-200. - URL: https://www.academia.edu/7326167/2001 Sufism_in_Central_Asia_in_Russian_ (In Russian).

11. Rakhimov K. R. Usloviya vozniknoveniya sufizma v Tsentral'noi Azii [Conditions for the Emergence of Sufism in Central Asia]. Islamovedenie= Islamic studies. 2020. Vol. 11, no. 2 (44). -P. 5-17. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_ 44032958_22611977.pdf (In Russian).

12. Risolya sartovskikh remeslennikov: issledovanie predanii musul'manskikh tsekhov [Risolya of Sart artisans: A study of the legends of Muslim workshops]. Sobral i perevel M. Gavrilov [Collected and translated by M. Gavrilov]. - Tashkent: Tipografiya pri kantselyarii general-gubernatora, 1912. - 59 s. - URL: https: //viewer.rusneb.ru/ru/rsl01004461089?page=1&rotate=0&theme=white (In Russian).

13. Tulibaeva Zh.M. Dukhovnaya kul'tura narodov tsentral'noi Azii: agiograficheskie sochineniya [Spiritual culture of the peoples of Central Asia: hagiographic works]. Fundamental'nye i innovatsionnye problemy vostokovednogo obrazovaniya i nauki [Fundamental and innovative problems of Oriental education and science]: Sbornik materialov konferentsii [Proceedings of the conference]. Almaty, 2011. - URL: http://articlekz.com/article/4988 (In Russian).

14. Khismatullin A.A. Ot sostavitelya [From the compiler]. Sufizm v Tsentral'noi Azii (zarubezhnye issledovaniya): Sbornik statei pamyati Frittsa Maiera (1912-1998) [Sufism in Central Asia (foreign studies): Collection of articles in memory of Fritz Mayer (1912 - 1998)]. (Compiler and Managing Editor). - SPb.: Filologicheskii fakul'tet SPbGU. 2001. -P. 7-33. - URL: https://www. academia.edu/7326167/2001 Sufism in Central Asia in Russian (In Russian).

15. Shamsimukhametova M.R. Religioznye bratstva akhi v Zolotoi Orde [Ahi religious brotherhoods in the Golden Horde]. Islamovedenie = Islamic studies. 2018. Vol. 9, no. 3 (37). P. 40-52. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary 36265987 2632 3983.pdf (In Russian).

16. Sheremet'ev A.G. Islam i tengrianstvo v politicheskoi zhizni Ulusa Dzhuchi: smena dukhovnykh orientirov (XIII-XIV vv.) [Islam and Tengrianism in the political life of Ulus Jochi: change of spiritual orientations (XIII-XIV centuries)] Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki = Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice. 2014. No. 5 (2). - P. 198-202. - URL: https://www. gramota.net/articles/issn 1997-292X 2014 5-2 54.pdf (In Russian).

17. Schamiloglu U. Reflections on the Islamic Literature of the Golden Horde: On the Occasion of the Publication of the Qalandar-name. Golden horde review. 2021. no. 2. P. 264-271. - URL: http://goldhorde.ru/RU/stati2021-2-3/ (In English).

18. Telebayev Gaziz. Turkic Elements in Sufi Philosophical Tradition: Khoja Ahmed Yasawi Cross-Cultural Studies. Education and Science. 2019. Vol. 4, iss. II, P. 100-107 (USA). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/turkic-elements-in-the-sufi-philosophical-tradition-khoja-ahmed-yasawi (In English).

19. Temirbayev T., Temirbayeva A. Pilgrimage in Kazakhstan: the graves of the Sufi sheikhs // Vestnik KazNU. Seriya Religiovedenie = Bulletin of the KazNU. Religious Studies Series. 2021. Vol. 27, no. 3. - P. 50-58. - URL: https://scholar.google.ru/scholar? hl=ru&as sdt=0%2C5&q=Pilgrimage+in+Kazakhstan%3A+the+graves+of+the+Sufi+s heikhs+&btnG= (In English)

20. Temirbayeva A., Temirbayev T., Kamarova R., Tyshkhan K. Sufi practices in contemporary Kazakhstan: traditions and innovations // Central Asia & the Caucasus. 2021. Vol. 22, no. 1. - URL: https://ca-c.org/article/106 (In English).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.