Научная статья на тему 'Преемственность символа Древа жизни из древнейших религий (Египта и стран Ближнего Востока) в христианское искусство и его интерпретация отцами Церкви'

Преемственность символа Древа жизни из древнейших религий (Египта и стран Ближнего Востока) в христианское искусство и его интерпретация отцами Церкви Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
285
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИМВОЛ / ДРЕВО ЖИЗНИ / ПОСОХ / ЖЕЗЛ / КРЕСТ / SYMBOL / TREE OF LIFE / STAFF / ROD / THE &OSS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Страхова Ирина Александровна

В данном исследовании показывается преемственность символов из древних времен сначала в Ветхий, а затем в Новый Завет. В статье рассматриваются такие символы христианского искусства как Древо жизни, посох, жезл в их взаимосвязи друг с другом. С древности до настоящего времени символика посоха-жезла сохранила свою изначальное значение Древа жизни, хотя внешне не раз видоизменялась. Другим прообразом Древа жизни послужил образ Божией Матери. В связи с этим рассмотрение символа Древа жизни в его взаимосвязи с другими символами способствует выявлению многообразия смыслов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Continuity of the symbol of the Tree of Life from the oldest religions (Egypt and the Middle East) to Christian art and its interpretation by the Church fathers

The article shows continuity of symbols from ancient times, firstly in the Old Testament and then in the New Testament. The article deals with such symbols of Christian art as the Tree of Life, the staff, the rod in their relationship with each other. Since ancient times to the present, symbolism of a staff-wand has retained its original meaning of the Tree of Life, although outwardly it has been modified several times. Another type of the Tree of Life was the image of the Mother of God. In this regard, consideration of the symbol of the Tree of Life in its relationship with other symbols, helps to identify a variety of meanings.

Текст научной работы на тему «Преемственность символа Древа жизни из древнейших религий (Египта и стран Ближнего Востока) в христианское искусство и его интерпретация отцами Церкви»

УДК 7.011.3

Страхова Ирина Александровна, кандидат исторических наук, доцент кафедры библеистики и богословия Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), доцент кафедры философии и теологии НИУ «БелГУ»

Россия, г. Белгород strahova@bsu.edu.ru

Преемственность символа Древа жизни из древнейших религий (Египта и стран Ближнего Востока) в христианское искусство и его интерпретация отцами Церкви

Аннотация: В данном исследовании показывается преемственность символов из древних времен сначала в Ветхий, а затем в Новый Завет. В статье рассматриваются такие символы христианского искусства как Древо жизни, посох, жезл в их взаимосвязи друг с другом. С древности до настоящего времени символика посоха-жезла сохранила свою изначальное значение Древа жизни, хотя внешне не раз видоизменялась. Другим прообразом Древа жизни послужил образ Божией Матери. В связи с этим рассмотрение символа Древа жизни в его взаимосвязи с другими символами способствует выявлению многообразия смыслов.

Ключевые слова: символ, Древо жизни, посох, жезл, Крест

Strakhova Irina A., PhD (history),

Associate Professor of the Belgorod Theological seminary

(with missionary orientation), Associate Professor of philosophy and theology department of NRU "BelSU" Russia, Belgorod strahova@bsu.edu.ru

Continuity of the symbol of the Tree of Life from the oldest religions (Egypt and the Middle East) to Christian art and its interpretation by the

Church fathers

Abstract. The article shows continuity of symbols from ancient times, firstly in the Old Testament and then in the New Testament. The article deals with such symbols of Christian art as the Tree of Life, the staff, the rod in their relationship with each other. Since ancient times to the present, symbolism of a staff-wand has retained its original meaning of the Tree of Life, although outwardly

it has been modified several times. Another type of the Tree of Life was the image of the Mother of God. In this regard, consideration of the symbol of the Tree of Life in its relationship with other symbols, helps to identify a variety of meanings.

Key words: a symbol, the Tree of Life, a staff, a rod, the Cross

В древнейших религиях Египта и стран Ближнего Востока одним из древних символов является Древо жизни, именно через этот символ выражались понятия о связи земной жизни с волей неба. Египет, Месопотамия, Сирия и Иран - это те религии, культура которых так или иначе повлияла на формирование библейских представлений о символе Древа жизни.

В изобразительном искусстве Египта, по мнению исследователя А.Н. Овчинникова, символом Древа жизни является посох, который изображается в руках божества как знак власти, связи с небом и творческой силы, причем он практически постоянный атрибут, и как правило, его изображали зеленым. Но Древо жизни в египетском искусстве могло изображаться и само по себе, верхняя часть его была направлена в небо, середина - в земное пространство, корни - в подземный мир. Здесь на трех уровнях изображался знак жизни -Анх. «Исходным моментом для символического обозначения Древа жизни в виде посоха было само древо... и судя по всему, оба этих образа - и символический посох, и само древо - шли параллельно сквозь всю историю» [6 , с. 70].

Другим интересным примером служит изображение крылатой кобры с солнечным диском над головой, которая находится над статуей бога. Кобра изображена с посохом-жезлом (Древом жизни), между крыльями находится знак вечности, а на вершине посоха знак жизни. Важно отметить, что в Египте у христиан долго сохранялось сочетание египетского знака жизни с крестом.

В III-I тыс. до н.э. в религиях Древнего Востока - Ассирии, Сирии, Вавилонии образ Древа жизни был очень распространен, подобные изображения встречаются на амулетах, рельефах и печатях. В отличие от египетских изображений Древо изображается преимущественно как орнамент. Вариантами символического обозначения Древа жизни могли также служить цветущая ветвь и пастушеский посох (например, на месопотамской печати Аккада над богом Эа изображена рыба и небесные светила, это означало, что посох-древо соединял небо, воду и землю).

В данной статье проследим преемственность символов из древних времен в Ветхий Завет, а затем в Новый Завет.

В Ветхом Завете встречается одно упоминание о Древе жизни. Именно Древо жизни и древо познания добра и зла, которые находились в райском саду, особо выделяются в тексте Библии (Быт 2, 9). Разрешение вкушать плоды распространялись на все деревья кроме дерева познания добра и зла (Быт 2, 16-17). Причем с Древа жизни вкушать плоды

разрешалось, но после грехопадения первые люди больше этого делать не смогли (Быт 3. 22). В книге Бытие говорится о том, что змей внушает жене Адама мысль, что вкушение от дерева познания добра и зла не приведет к смерти, а наоборот, у них «откроются очи» и они станут «как боги, знающие добро и зло» (Быт 3. 4-5). Далее Бог лишает возможности первым людям вкушать от Древа жизни за их ослушание, изгоняя их из рая (Быт 3. 9-24).

Согласно существовавшим представлениям в Палестине изображение Древа жизни в большинстве случаев понималось как символ присутствия божества, дающего жизнь и плодородие. Изображения «Древа жизни в Палестине нередко были связаны с культом Астарты, примером чему может быть найденная в Таанахе культовая резная подставка кон. X в. до Р. Х. В ее 3-м ярусе изображено дерево, листву которого поедают козы, в окружении львов - символов Астарты. Похожее изображение было найдено на фрагменте керамического сосуда VIII в. в Кунтиллет-Аджруд, в текстах на фрагменте также упоминается Астарта» [6].

Существует две группы неписьменных древневосточных источников, на которых исследователи усматривают символику Древа жизни. «К первой относятся изображения дерева с божественной антропоморфной фигурой или с мифическими существами, над деревом иногда помещался крылатый диск. В некоторых случаях эти сцены можно соотнести с определенными эпизодами древних мифов. Ко второй группе принадлежат изображения двух животных по сторонам от древа, которое находится в центре и символизирует божество» [6].

Проанализируем некоторые тексты из Ветхого Завета. В книге Еноха упоминается благоуханное дерево, от которого будут вкушать после Великого суда праведные и смиренные, «от его плода будет дана жизнь избранным» (1 Енох 25), и «дерево мудрости», которое отождествляется с библейским деревом познания добра и зла (1 Енох 32). В третьей книге Ездры есть замечания об особых свойствах деревьев рая после того, как последний будет явлен (3 Езд. 7. 123-124; 8. 52).

Теперь приведем примеры, где Древо жизни встречается в виде символа посоха-жезла, как символ исполнения воли Бога на земле.

В книге Исход, когда Моисей говорит Богу: «Если они не поверят мне и не послушают голоса моего и скажут: не явился тебе Господь? [что сказать им?] И сказал ему Господь: что это в руке у тебя? Он отвечал: жезл. Господь сказал: брось его на землю. Он бросил его на землю, и жезл превратился в змея, и Моисей побежал от него. И сказал Господь Моисею: простри руку свою и возьми его за хвост. Он простер руку свою и взял его; и он стал жезлом в руке его» (Исх. 4, 1-4). И другая цитата из этой же книги: «И жезл сей возьми в руку твою: им ты будешь творить знамения. И взял Моисей жену свою и сыновей своих, посадил их на осла и отправился в землю Египетскую. И жезл Божий Моисей взял в руку свою» (Исх. 4, 17, 20). Далее в книге Исход мы встречаем сюжет, когда Аарон бросает жезл свой перед фараоном и совершается чудо. В 7-10 главах этой книги все «страсти

египетские осуществляются именно жезлом» [2, с. 81]. Известное чудо иссечения Моисеем воды из камня и прохождение через воды морские также совершается жезлом. Отметим, что в раннехристианском искусстве образ Моисея с жезлом встречается достаточно часто, например в катакомбах, на саркофагах и сосудах.

Далее приведем примеры, где образ Древа жизни встречается как символ помощи и присутствия Божьего. С Древом жизни сравнивается премудрость, которая ценнее богатства (Притч 3, 13-18), исполнившееся желание мудрости (Притч 13, 12), немногословие человека (Притч 15, 4), оно «плод праведника», идущего путем соблюдения заповедей и не надеющегося на мирское богатство (Притч 11, 24-31). На Древо жизни возможно указывала форма семисвечника в Скинии Завета. Колонны Иахин и Воаз храма Соломона (3 Цар 7, 21) возможно тоже символизировали Древо жизни.

Что интересно, в трудах отцов Церкви Моисей показан как прообраз Петра. «Поэтому на многих раннехристианских саркофагах Моисею, совершающему чудо, придан облик Петра. На стеклянных чашах возле Моисея под видом Петра, иссекающем воду, написано «Petrus» [ 8, с. 213].

В святоотеческий период толкование образа Древа жизни представлялось следующим образом. Нарушив Божественную заповедь, Адам и Ева отказались от вкушения от Древа жизни, которое рассматривалось как символ бессмертия. По мнению преподобного Иоанна Дамаскина, Древо жизни могло подать жизнь только тем людям, которые были достойны жизни и не были подвержены смерти. Вкушая плод от Древа жизни, человек мог наслаждаться созерцанием Божества.

Интересен тот факт, что Древо жизни и дерево познания добра и зла находились рядом с друг другом.

Теперь обозначим различия древа познания добра и зла и Древа жизни. Преподобный Максим Исповедник называет Древом жизни «умом души, в котором и находится мудрость», а древо познания добра и зла «чувством тела, в котором... происходит движение неразумия. Если бытие человека определяется одним только чувственным и телесным различением наслаждения и муки, то он, преступая божественную заповедь, вкушает от древа познания добра и зла, то есть вкушает неразумие по чувству... А если бытие его полностью определяется духовным различением, отделяющим преходящее от вечного, то он, соблюдая божественную заповедь, вкушает от древа жизни» [3] .

Священномученик Ириней Лионский говорил о Древе жизни как о прообразе древа спасения. Святой Андрей Кесарийский говорит: «Под древом жизни иносказательно разумеется вечная жизнь, а она есть Христос, как говорит об этом Соломон и этот же апостол Иоанн Богослов. В другом месте Соломон, рассуждая о Премудрости, говорит, что Она есть «Древо жизни» (Притч 3. 18), и апостол говорит о Христе, что «Сей есть истинный

Бог и Жизнь вечная» (1 Ин 5. 20)». Достижение вечной жизни возможно, если победить страсти и исправить жизнь.

На основании Священного Предания и мнения некоторых отцов Церкви можно увидеть указания на прообразовательное значение Древа жизни. Нередко типологически Древу жизни противопоставляются Древо крестное. «К древу жизни, от которого отпали, возведены древом бесчестия». Образ Креста как Древа жизни нашел отражение в церковном искусстве и иконописи [3].

Отметим, что в культуре Ближнего Востока существовал еще один символ - это образ Доброго Пастыря. В раннехристианском искусстве образ встречается достаточно часто, например, в катакомбах, затем в храмовой христианкой мозаике. С III до IV вв. появляются изображения Христа, подобно Моисею, творящему чудеса с помощью жезла. В IV в. существовали изображения «Воскрешения Лазаря», на них можно было увидеть как Христос жезлом воскрешает Лазаря, также здесь изображалось Древо жизни. В дальнейшем прослеживается слияние образа пастырского жезла с Древом жизни, соединяя в себе образ Креста. В руках Христа в христианских мозаиках появляется Крест-посох (например, мозаика в мавзолее Галлы Плацидии в Равене V в.).

Но в IV в. встречаются также изображения Христа, творящего чудеса только словом. В данном случае крестное знамя становится символом «Древа жизни, на котором Христос попрал смерть и соединил в новом мире Древом вечной жизни Небо и землю. От этой поры и навсегда распятие становится знаком бессмертия, процветший крест, или Крестное древо, покрытое листвой, и тому подобные образы станут постоянным явлением в христианской иконографии» [2, с. 90].

Как прообраз Крестного древа, Древа жизни толкуется изображение дуба Маврийского в композиции «Троица», в которой также присутствует изображение посоха в руках Ангелов. Изображение посоха появляется в подобных композициях начиная с XI в., причем изначально посох присутствует не у всех Ангелов, а начиная с XII в. уже все три Ангела держат его. Например, на фреске IV в., как отмечает А.Н. Овчинников «в катакомбах на Виа Латина в Риме Авраам сидит под дубом Маврийским (довольно часто Авраам толкуется в христианском богословии как прообраз Христа), а перед ним стоят три Юноши без нимбов и без посохов» [2, с. 90]. В более поздний период Ангелов станут изображать с посохом в руках. Объясняется это тем обстоятельством, что в раннехристианский период это был распространенный вариант изображения Небесной Троицы в миниатюре «Отечество», когда же Троицу стали изображать в сюжете явления Аврааму, то Ангелы представляются с посохами. Причем посохи появляются сразу не у всех Ангелов. Так например, в миниатюре из греческой Псалтири библиотеки Ватикана (около 1092 г.), с посохом изображается только правый Ангел - Бог Святой Дух как нисходящий на землю, который в левой руке держит посох, а в правой благословляет чашу.

Множество композиций «Троица» появляются с XII в., причем все три Ангела держат посохи (жезлы). Однако, толкование Троицы достаточно часто менялось, «на миниатюре XII в. из Октатевка (библиотека Ватикана) все три Ангела имеют посохи (мерила) с процветшим завершением. Нимбы у всех одинаковые... Но вот в Троице конца XII в. (фреска в капелле Богоматери собора монастыря Иоанна Богослова на Патмосе) средний Ангел благословляет трапезу и в левой руке держит свиток. Ангелы же справа и слева также благословляют трапезу, но в левой руке держат жезл». [2, а 94]

Теперь рассмотрим еще одну интерпретацию символа Древа жизни -это сама Богородица, ее образ символически связывают с жезлом процветшим. «Идущее из ветхого Завета пророчество о процветшем жезле Аарона и усвоенное христианской Церковью как прообраз Богоматери -Церкви в новозаветной символике еще более закрепляется повторением этого чуда с жезлом Иосифа Обручника. первосвященник Ивафар, подобно Моисею, берет жезл у 3 000 человек и кладет их святая святых и молится, и на другой день из жезла Иосифа Обручника излетает белый голубь (символ чистоты у евреев)» [2, с. 99]. Подробно перечисляются ветхозаветные прообразы Божией Матери в «Слове на Рождество Пресвятой Богородицы» Андрея Критского. «Среди многочисленных библейских эпитетов Богоматери он называет, в частности, «Иерейский Жезл» и «Царский Скипетр» [2, с. 486-504]. Иоанн Дамаскин дает подробное описание ветхозаветного прообраза креста: «Древо жизни, насажденное Богом в раю, предызобразило этот честный крест. Ибо, так как смерть [вошла] через посредство древа, то надлежало, чтоб чрез древо же были дарованы жизнь и воскресение. Первый Иаков, поклонившись на конец жезла Иосифа, посредством образа обозначил крест, и благословив своих сыновей переменными руками, он весьма ясно начертал знамение креста. [То же обозначили] жезл Моисеев, крестообразно поразивший море и спасший Израиля, ... жезл, приобретающий Аарону достоинство священноначалия; змий на древе, вознесенный в виде трофея, как будто бы он был умерщвлен, когда древо исцеляло тех, которые с верой смотрели на мертвого врага, подобно тому, как и Христос плотию, не знавшей греха, был пригвожден за грех» [4, с. 216].

В евангельских текстах прославление Богоматери - Церкви можно найти в апостольских проповедях «Имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета» (Евр. 9, 4).

Далее в контексте нашей темы рассмотрим, что символизирует архиерейский жезл. Сборник Скрижаль, который был составлен в 1655 г. Арсением Греком по благословению патриарха Никона в главе «Что знаменует жезл, его же держит архиерей» дает следующую информацию «Зане жезл Моисеов, честный крест предзнаменоваше. Жезл моисеов бысть змий, и пояде жезлы волхвов, яже имяше фараон. Подобие и честный крест сокруши силу демонов. Но и даже до днесь сокрушает. Жезл моисеов раздели

чермное море, и преидоша еврее невредимы из рук фараоновых. Подобие и честный крест раздра злый грех, и приведе души человеческия невредимы от действ диавольских... Но и праведный иаков жезлом свои пройде иордан реку, якоже и сам глаголет. Жезлом бо моим сим, пройдох иордан. Обаче вся сия быша да веруем мы, яко и большая может сила крестная творити, именем Христа, иже распятся на нем. Сия есть вера нас христиан» [7, с. 290-291]. В данном книге говорится о том, что жезл пророка Моисея послужил прообразом креста, однако процветший жезл Аарона не упоминается. Форма жезла-посоха имела как онтологическое так и художественно-эстетическое значение для Церкви. Также «двоерогий» посох-жезл выражал определенную степень священноначалия, как священника так и архиерея. «Посох с шарообразным навершием, являлся исключительно привилегией архиерея» [5, с. 45-46].

Подводя итог, отметим, что с древних времен до настоящего времени символика посоха-жезла сохранила свое изначальное значение Древа жизни, хотя внешне не раз видоизменялась. Еще одним прообразом символа Древа жизни послужил образ Божией Матери, изображаемый как расцветший жезл. Таким образом, рассмотрение символа Древа жизни во взаимосвязи отношений с другими символами, дает выявление многообразия смыслов, исходя из семиотической системы, в которой он функционирует.

Библиография

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. -М.: Издательство Московской патриархии, 1993. 1371 с.

2. Богородица // Православная энциклопедия. Т. V: Бессонов-Бонвеч. - М., 2002. 696 с.

3. Древо жизни. Православная энциклопедия. под ред. патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. Электронный ресурс http://www.pravenc .гиЛех1/180448.html

4. Иоанн Дамаскин, св. Точное изложение православной веры. - М.: Благовест, 2014. 512 с.

5. Маслова Ю.В. Символика и культурное значение архиерейского посоха-жезла в церковной полемике XVII-XVШ века. Научно-информационный журнал. Культурное наследие России. №4 (15): МОО «Общественный диалог». Октябрь-декабрь 2016. 126 с.

6. Овчинников А.Н. Символика христианского искусства. - М.: Православное издательство «Родник», 1999. 529 с.

7. Скрижаль. Акты соборов 1654, 1655, 1656 годов. - СПб., 2013. 640

с.

8. Фрикен А. фон. Римские катакомбы и памятники первоначального христианского искусства. Т. 2. - М.: Издание К.Т. Солдатенкова, 1877. 1031 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.