Научная статья на тему 'Преемственность народных традиций в современном декоративно- прикладном искусстве'

Преемственность народных традиций в современном декоративно- прикладном искусстве Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
856
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ / НАРОДНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОМЫСЕЛ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Устименко Юлия Александровна

В статье рассматриваются вопросы сохранения национальных традиций художественных промыслов и передача их подрастающему поколению при выполнении современных изделий декоративноприкладного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Устименко Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преемственность народных традиций в современном декоративно- прикладном искусстве»

Хореография Дж. Баланчина осваивает архитектур у не только в их взаимном сосуществовании , она сама строит архитектуру погружая зрителя как бы внутри собственной пространственной структуры. Этот хореографический дивертисмент, состоящий из самостоятельных четырех частей в финале объединяется воедино. Кажется, что архитектура рождается из танцующих фигур, ее излучают сами исполнители. Балетмейстер управляет ими как архитектор, он строит из них, словно из архитектурных элементов изумительный роскошный дворец. Который с одной стороны - предначертание танца пространственных построений, а с другой _ изящное произведение хореографического искусства. По мере течения танца хореография предстает видоизменяемой темой «Хрустального дворца», которая все время меняется как в калейдоскопе, создавая разные нюансы и грани образа.

В заключении еще раз взглянем на ситуацию не со стороны организации танца на основе архитектурного образа, а со стороны самоощущения в нем архитектурного стиля. С этой позиции было бы не правомерным утверждать то что постановочный хореографический стиль М.Петипа, К.Голейзовского, Б.Нижинской, Дж.Баланчина, М.Бежара наводят на мысль об исключительной «архитектурности» танца. Однако есть в целом ряде их работ, как мы видели, выступающий на поверхность слой, позволяющий говорить об определенной причастности к этому виду творчества. Список использованной литературы

1. А.Зись. Виды искусства. М., 1979, с.44-45.

2. А.Иконников. Художественный язык архитектуры. М., 1985, с.69.

3.Наедине со временем. (Интервью с М.Бежаром) -Музыкальная жизнь. 1995 №7-8.

4. Ремез С.Я. Мизансцена и сценическое действие. М., 1982., с.103.

5. Джонсон Р. Ритуалы и абстракция в балете. «Свадебка» Б.Нижинской - Советский балет 1981., № 5 с. 53.

© Т В. Портнова, 2015

УДК 745

Устименко Юлия Александровна

канд. пед. наук, доцент СмолГУ г. Смоленск, РФ E-mail: ustimenochka@mail.ru

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ ДЕКОРАТИВНО-

ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы сохранения национальных традиций художественных промыслов и передача их подрастающему поколению при выполнении современных изделий декоративно -прикладного искусства.

Ключевые слова

Национальная культура России, народный художественный промысел, декоративно-прикладное искусство.

Национальная культура России - система научных, художественных, языковых, нравственно-ценностных, религиозных и философских достижений народов страны, ориентированных на жизнь и деятельность в едином социо-государственном и духовном пространстве со времен Древней Руси и Великого княжества Московского вплоть до настоящего времени, воспроизводимая от поколения к поколению соотечественников в соответствии с условиями сменявших друг друга исторических эпох,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_

смысло-жизненными и иными национально-психологическими доминантами. Национальная культура -комплексное, динамичное и целостное конкретно-историческое образование, отличающееся неповторимой спецификой по ряду признаков от других национальных культур (японской, китайской, индийской, испанской, арабской и т.д.) [2].

Именно поэтому в период навязывания нашему народу, и особенно детям, чужих культур и традиций, необходимо сохранить у подрастающего поколения историческую память народов, сформировать уважительное отношение к своим древним корням, целенаправленно приобщать молодежь к истокам национальной культуры и народным традициям. На художественно-графическом факультете Смоленского государственного университета при обучении студентов направления «Изобразительное искусство» большое внимание уделяется вопросам декоративно-прикладного искусства, в частности, народным художественным промыслам. «Народный художественный промысел - одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов» [1]. Под изделием народного художественного промысла понимается «... художественное изделие утилитарного и (или) декоративного назначения, изготовленное в соответствии с традициями данного промысла» [1].

Студенты ХГФ на занятиях по декоративно-прикладному искусству знакомятся с различными видами художественных промыслов: резьба и роспись по дереву, художественная вышивка, керамика, лаковая миниатюра, кружевоплетение и др. Особое внимание уделяется росписи по дереву (хохломской, городецкой, полх-майдановской, мезенской и др.), так как именно эта тема предлагается в программах по изобразительному искусству в школе. Таким образом, в рамках данного курса рассматриваются и решаются вопросы формирования и становления художественной системы, образа, стиля, орнамента, языка, выразительных и изобразительных средств декоративно-прикладного искусства.

Многие студенты продолжают изучение различных видов традиционных художественных промыслов и при выполнении выпускной квалификационной работы. При этом положительным моментов всех этих работ является не только создание изделий декоративно-прикладного искусства на высоком профессиональном уровне, но и разработка теоретической части дипломного проекта, в которой рассматриваются вопросы истории и современного состояния данного промысла.

Рассмотрим несколько работ, выполненных студентами художественно-графического факультета Смоленского государственного университета под руководством Ю.А. Устименко.

1. Панно «Древний Смоленск», автор - Ю. Гордеева (рис. 1). Панно посвящено 1150-летию со

дня основания нашего города и выполнено в технике «золотного шитья». Золотное шитье - древнейший вид рукоделия. Изначально рисунок на ткани вышивался золотыми или серебряными нитями, позднее их заменили более дешевые позолоченные нити, в которых было не более двух, трех процентов золота. Именно поэтому декоративное шитье стало называться не золотым, а золотным.

Искусство вышивки золотыми нитями пришло к нам более тысячи лет назад с Востока. Рассвет древнерусской вышивки пришелся на X-XIII века и распространился на все древние города Руси, в том числе и на Смоленск. Разнообразие материалов, видов нитей (сканые, прядёные, волоченные, канитель, трунцал, бить), богатство швов (тамбурный, враскол, вприкреп, литой) и, безусловно, мастерство вышивальщиц, позволили превратить головные уборы, костюмы, платки в произведения искусства, которыми до сих пор восхищается весь мир.

Изучив историю развития золотного шитья в России, виды техник и элементов вышивки, Ю. Гордеева выполнила панно, центральной частью которого является первый собор в Смоленске, заложенный Владимиром Мономахом в 1101 году. Внизу собора изображены две птицы - символы счастья и любви. По периметру панно украшено растительным орнаментом, выполненным тамбурным швом.

Рисунок 1 - Гордеева Ю. «Древний Смоленск». Вышивка.

2. Панно «Битва под Смоленском. 1812 год», автор - Рыжикова А. (рис.2). Панно посвящено

битве под Смоленском с французской армией Наполеона в 1812 году, выполнено в технике городецкой росписи.

Рисунок 2 - Рыжикова А. «Битва под Смоленском. 1812 г.». Городецкая роспись

В данной работе четко прослеживаются мотивы Городца не только в приемах изображения растений и животных, людей и архитектуры, но и в построении композиционной схемы. В верхнем ярусе по центру представлено наступление наполеоновских войск на город. Справа и слева изображены лев и единорог, оберегающие не только Смоленск, но и всю Россию. В центре нижнего яруса выписана битва двух войск, причем исход ее уже известен. Справа и слева от центральной композиции изображены главнокомандующие армиями - Наполеон и Кутузов.

3. Сувенирный набор «Мезенская игрушка», автор - Исаева А.(рис. 3).

Мезень легко узнать по красной лошадке, обрамленной геометрическим узором. Выполняя этот проект, студентка сумела перенести красоту, ритмичность и ажурность росписи на деревянные игрушки, поместив при этом их не в пластиковый контейнер, а в расписной деревянный сундук. Даже малюсенькие

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_

бирюльки величиной с мизинец она покрыла традиционной мезенской росписью. Как показала практика, эти игрушки, украшенные росписью, насчитывающей более двух веков, интересны и современным детям, так как хранят тепло и любовь человеческих рук.

Рисунок 3 - Исаева А.

«Сувенирные игрушки». Мезенская роспись

4. Сувенирный набор «Декоративная пушка», автор - Дашеневич Я. (рис. 4). Набор выточен из

дерева и украшен петриковской росписью, которую легко узнать по сложившемуся стилю, где действительность причудливо соединяется с фантастикой. Увиденные художником луга, ручьи, реки уживаются рядом с фантастическими травами и птицами. Эта иносказательность стала одной из своеобразных черт промысла. Студентке удалось в своей работе соблюсти все технологии росписи, ее этапность, законы композиции, рисунка и цвета и выполнить современное сувенирное изделие с традиционным национальным колоритом.

Рисунок 4 - Дашеневич Я. «Декоративная пушка». Петриковская роспись.

Таким образом, используя в современных изделиях декоративно-прикладного искусства национальные мотивы, можно не только многократно прикоснуться к красоте народных промыслов, но и передать их традиции молодежи. Обеспечивая историческую преемственность поколений, мы сохраняем и развиваем национальную культуру, национальную историю, национальное самосознание.

Список использованной литературы 1. Национальная культура России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sociognosis.narod.ru/docs/ethnopsy/nac_cultt_rus.htm

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_

2. О народных художественных промыслах. Федеральный закон РФ № 7 от 6 января 1999.

3. Фехнер М.В. Древнерусское золотое шитье 10-13 века. Труды ГИМ. выпуск 82. М. 1993.

© Ю.А. Устименко, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.