Научная статья на тему 'ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ КАК ОСНОВА НЕПРЕРЫВНОГО СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ'

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ КАК ОСНОВА НЕПРЕРЫВНОГО СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / НЕПРЕРЫВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / МНОГОУРОВНЕВОЕ ВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ ПОДГОТОВКА / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИНТЕГРАТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Липская Лариса Алексеевна

В статье анализируются проблемы и особенности системы непрерывного социально-гуманитарного образования в вузе в контексте обеспечения его преемственности, предполагающей единство всех этапов формирования универсальных компетенций у студентов вуза. В изменившихся внешнеполитических условиях необходимо трансформировать многоуровневую подготовку студентов вуза, сложившуюся в рамках Болонского соглашения. Необходимо усилить воспитательную и культурологическую составляющие образования, направленные на формирование у студентов традиционных духовно-нравственных ценностей и гражданско-патриотического сознания. Интеграция компетентностного и культурологического подходов к социально-гуманитарному образованию позволяет автору рассматривать его не только как педагогический, но и как социокультурный процесс, нацеленный на обеспечение непрерывности социализации и развития личности студента на всех этапах ее становления как человека культуры и нравственности. Автор определяет преемственность как методологический принцип проектирования и организации современной интегративной образовательной среды, представляющей собой целостную систему многоуровневой подготовки студентов. Данная система включает комплекс взаимосвязанных компонентов (методологических, методических, содержательных, организационных, диагностических), обеспечивающих эффективность непрерывного образовательного процесса. Новизна исследования заключается в разработке модели непрерывного социально-гуманитарного образования студентов вуза физической культуры на основе принципов преемственности, дополнительности, междисциплинарности и интегративности и обоснования педагогических условий ее эффективной реализации, способствующих всестороннему интеллектуальному, социокультурному и духовно-нравственному развитию личности в процессе поэтапного формирования универсальных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUITY AS A BASIS FOR CONTINUOUS SOCIAL AND HUMANITARIAN EDUCATION AT UNIVERSITY

The article analyzes the problems and features of the system of continuous social and humanitarian education at the university, which implies the unity of all the formation stages of universal competencies among university students. Foreign policy change causes the need to transform the multi-level training of university students developed under the Bologna Agreement. It is necessary to strengthen the educational and cultural components of education, aimed to form traditional spiritual and moral values and civil and patriotic consciousness of students. The integration of competency-based and cultural approaches to social and humanitarian education allows the author to consider social and humanitarian education not only as a pedagogical, but also as a socio-cultural process aimed to ensure the continuity of socialization and the development of the student's personality as a person of culture and morality. The author defines continuity as a methodological principle of designing and organizing a modern integrative educational environment which is an integral system of multi-level training of students. This system includes a complex of interrelated components (methodological, methodical, content, organizational, diagnostic) that ensure the effectiveness of a continuous educational process. The novelty of the study lies in the development of a model of continuous social and humanitarian education of students of a higher educational institution of physical culture based on the principles of continuity, complementarity, interdisciplinarity and integrativity as well as in the substantiation of the pedagogical conditions for its effective implementation. The defined conditions contribute to the comprehensive intellectual, socio-cultural, spiritual and moral development of the individual in the process of gradual formation of universal competencies.

Текст научной работы на тему «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ КАК ОСНОВА НЕПРЕРЫВНОГО СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ»

Непрерывное образование в течение жизни.

Образование разных уровней

Continuing education: different levels of education

Научная статья

УДК 378.245.3

DOI: 10.14529/ped230102

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ КАК ОСНОВА НЕПРЕРЫВНОГО СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

Л.А. Липская, lipskayala@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4460-0019 Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск, Россия

Аннотация. В статье анализируются проблемы и особенности системы непрерывного социально-гуманитарного образования в вузе в контексте обеспечения его преемственности, предполагающей единство всех этапов формирования универсальных компетенций у студентов вуза. В изменившихся внешнеполитических условиях необходимо трансформировать многоуровневую подготовку студентов вуза, сложившуюся в рамках Болонского соглашения. Необходимо усилить воспитательную и культурологическую составляющие образования, направленные на формирование у студентов традиционных духовно-нравственных ценностей и гражданско-патриотического сознания. Интеграция компетентностного и культурологического подходов к социально-гуманитарному образованию позволяет автору рассматривать его не только как педагогический, но и как социокультурный процесс, нацеленный на обеспечение непрерывности социализации и развития личности студента на всех этапах ее становления как человека культуры и нравственности. Автор определяет преемственность как методологический принцип проектирования и организации современной интегративной образовательной среды, представляющей собой целостную систему многоуровневой подготовки студентов. Данная система включает комплекс взаимосвязанных компонентов (методологических, методических, содержательных, организационных, диагностических), обеспечивающих эффективность непрерывного образовательного процесса. Новизна исследования заключается в разработке модели непрерывного социально-гуманитарного образования студентов вуза физической культуры на основе принципов преемственности, дополнительности, междисциплинарности и интегративности и обоснования педагогических условий ее эффективной реализации, способствующих всестороннему интеллектуальному, социокультурному и духовно-нравственному развитию личности в процессе поэтапного формирования универсальных компетенций.

Ключевые слова: преемственность, непрерывность образования, многоуровневое вузовское образование, социально-гуманитарная подготовка, универсальные компетенции, интегративная образовательная среда

Для цитирования: Липская Л.А. Преемственность как основа непрерывного социально-гуманитарного образования в вузе // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2023. Т. 15, № 1. С. 16-29. DOI: 10.14529/ped230102

© Липская Л.А., 2023

Original article

DOI: 10.14529/ped230102

CONTINUITY AS A BASIS FOR CONTINUOUS SOCIAL AND HUMANITARIAN EDUCATION AT UNIVERSITY

L.A. Lipskaya, lipskayala@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4460-0019 Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk, Russia

Abstract. The article analyzes the problems and features of the system of continuous social and humanitarian education at the university, which implies the unity of all the formation stages of universal competencies among university students. Foreign policy change causes the need to transform the multi-level training of university students developed under the Bologna Agreement. It is necessary to strengthen the educational and cultural components of education, aimed to form traditional spiritual and moral values and civil and patriotic consciousness of students. The integration of competency-based and cultural approaches to social and humanitarian education allows the author to consider social and humanitarian education not only as a pedagogical, but also as a socio-cultural process aimed to ensure the continuity of socialization and the development of the student's personality as a person of culture and morality. The author defines continuity as a methodological principle of designing and organizing a modern integrative educational environment which is an integral system of multi-level training of students. This system includes a complex of interrelated components (methodological, methodical, content, organizational, diagnostic) that ensure the effectiveness of a continuous educational process. The novelty of the study lies in the development of a model of continuous social and humanitarian education of students of a higher educational institution of physical culture based on the principles of continuity, complementarity, interdisciplinarity and integrati-vity as well as in the substantiation of the pedagogical conditions for its effective implementation. The defined conditions contribute to the comprehensive intellectual, socio-cultural, spiritual and moral development of the individual in the process of gradual formation of universal competencies.

Keywords: continuity, continuous education, multilevel university education, social and humanitarian training, universal competencies, integrative educational environment

For citation: Lipskaya L.A. Continuity as a basis for continuous social and humanitarian education at university. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2023;15(l):16-29. (In Russ.) DOI: 10.14529/ped230102

Актуальность проблемы исследования

В последнее время высшее образование подвергается серьезному анализу на предмет пересмотра особенностей его функционирования в рамках Болонского соглашения. В ученом сообществе отмечаются как позитивные стороны Болонского процесса, связанные с многоуровневой подготовкой, обеспечивающей непрерывное и мобильное образование молодежи, позволяющее по инициативе студента продолжить обучение в другом университете, включая и вузы в других странах, а также внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий, так и указываются его отрицательные последствия. Со стороны ученых (Р.В. Куприянов, А.А. Виленский, Н.Е. Куприянова и др.) все больше высказываются критические замечания по поводу его непродуманной реализации, приведшей к кардинальной ломке прежней системы высшей школы [9]. В качестве

негативных моментов можно отметить: отказ от отечественных традиций, слепое копирование западных ценностей в преподавании социально-гуманитарных наук, уменьшение роли культурологической и воспитательной составляющих образования, снижение его фундаментализации и гуманитаризации.

В условиях нарастающей геополитической напряженности, усилившейся конфронтации с западными странами особенно возрастает значение воспитательной работы с молодежью, осуществляемой в том числе в рамках непрерывного вузовского социально-гуманитарного образования. В соответствии с принятой в 2021 году Стратегией национальной безопасности РФ [16] от системы высшего образования требуется сегодня обеспечение преемственности патриотического воспитания студенческой молодежи как целенаправленного и непрерывного социально-обусловленного процесса становления и развития соци-

ально ответственной личности, стремящейся к духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому совершенству. В стратегии говорится также о необходимости формирования традиционных духовно-нравственных ценностей и гражданско-патриотического сознания личности как патриота и гражданина своей страны.

Нельзя не согласиться с мнением ряда ученых в том, что неэффективность этой воспитательной деятельности может привести к негативным последствиям [7], связанным как с непониманием молодыми людьми современных социально-политических процессов и изменившейся международной обстановки, так и их неподготовленностью к выполнению социальных обязанностей и гражданского долга. Важную роль в решении данной проблемы играет преемственность проводимой воспитательной работы на всех этапах многоуровневой системы вузовского образования как во внеучебное время, так и в процессе непрерывной социально-гуманитарной подготовки студентов, при переходе от курса к курсу, от изучения одной дисциплины к другой.

Анализ научной литературы

Преемственность образования трактуется по-разному в педагогической науке, например, как установление необходимой связи между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения [12] либо как сохранение форм и методов педагогической деятельности, согласование единства требований при переходе личности с одной ступени обучения и воспитания на другую.

Преемственность вузовского образования также может означать сохранение тех или иных элементов целостного иерархизирован-ного образовательного процесса или отдельных его характеристик при переходе к качественно новому состоянию на более высокой ступени высшей школы. Она позволяет обеспечить диалектическое единство устойчивости и изменчивости, сохранения и воспроизведения, передачу накопленного педагогического опыта и внедрения инноваций при переходе от одного этапа в развитии образовательной системы к последующему с целью достижения более высоких результатов.

В практике высшего образования преемственность сегодня рассматривается не только сквозь призму установления необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях

его изучения, на уровне учебных планов, программ и стандартов. Понятие преемственность все больше изучается и реализуется в педагогической практике в аспекте формирования компетентности обучающегося, последовательного усложнения полученных студентами знаний, умений и навыков на каждом этапе обучения.

Переход от одного уровня высшего образования к следующему предусматривает как сохранение, так и постепенное изменение содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания. Преемственность подразумевает взаимосвязь и неразрывность учебных планов, образовательных программ различного уровня и направлений подготовки, ФГОС ВО и других компонентов, которые определяют содержание вузовского образования на разных этапах многоуровневой системы [11]. Интеграция всех компонентов целостного образовательного процесса направлена на плавный, постепенный переход от решения более простых учебных задач, способов и форм познания к более сложным, на логически-последовательное освоение предметного содержания, с учетом индивидуальных особенностей, потребностей и интересов обучающихся, а также их будущей профессиональной деятельности. Согласованность учебных программ и образовательных технологий на всех ступенях многоуровневой вузовской подготовки будет обеспечивать преемственность содержательного и операционально-деятельностного компонентов в аспекте выстраивания междисциплинарных связей и единой оценки результатов обучения. Особое значение в этом плане имеет балльно-рейтин-говая система оценки формируемых компетенций, а также включение в нее элементов контроля и самоконтроля, оценки и самооценки со стороны самих обучающихся.

В целостной системе непрерывного вузовского образования преемственность рассматривается, с одной стороны, как процесс и результат последовательной и системной со-подчиненности всех структурных уровней и ступеней образования, а с другой - как процесс и условие непрерывного становления и развития личности [6].

Преемственность может рассматриваться как методологический принцип проектирования и организации современной интегратив-ной образовательной среды, представляющей собой целостную систему многоуровневого

высшего образования: бакалавриат (специа-литет) - магистратура - аспирантура, включающую единый комплекс различных и взаимосвязанных компонентов (методологических, методических, содержательных, организационных, диагностических), обеспечивающих эффективность непрерывного образовательного процесса. В связи с тем, что в последнее время произошло реформирование аспирантуры, программы которых реализуются на основе Федеральных государственных требований (ФГТ), а не ФГОС ВО, принцип преемственности применительно к непрерывной социально-гуманитарной подготовке студентов предполагает прежде всего их обучение и воспитание в условиях бакалавриата и магистратуры, направленных на формирование взаимосвязанных и дополняющих друг друга универсальных компетенций.

Проведенные исследования свидетельствуют о том, что реализация принципа преемственности позволяет студентам «более успешно адаптироваться к новым условиям обучения в вузе, у них более высокий уровень учебной мотивации, выраженный личностный смысл учения, сформированный уровень «умений учиться» [2]. Это в конечном счете способствует более эффективной социальной адаптации выпускников, их самореализации в условиях быстроменяющегося мира, освоению социальных ролей и культурных норм.

В то же время педагогическая практика показывает, что у обучающихся, не подготовленных к новым требованиям и методам обучения на более высокой ступени, затягивается период приспособления к изменившимся условиям, им нередко не хватает знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих этапах образования в вузе. Так, определенные трудности возникают у магистрантов, если они обучались в бакалавриате по направлению подготовки, которое принципиально отличается от их специализации в магистратуре, что требует от них дополнительных усилий в плане овладения спецификой их будущей профессии, связанной с другой сферой деятельности. Нарушение принципа преемственности при обучении студентов в магистратуре иного профиля, функционирующей в отрыве от «родственного» ей бакалавриата, наблюдается и в научно-исследовательской деятельности магистрантов. Возникают также определенные разночтения в понимании результатов социально-гуманитарной подготовки на каж-

дой ступени вузовского образования по разным направлениям подготовки студентов, что предопределяет трудности и проблемы в оценке уровня сформированности универсальных компетенций.

Предлагаются различные варианты сопряжения магистратуры с образовательными программами высшей школы других уровней, говорится о необходимости создания единой профессиональной образовательной среды, обеспечивающей преемственность ООП бакалавриата (специалитета) и магистратуры, способствующей преодолению разрыва между различными образовательными уровнями [13]. Однако проведенный анализ показывает, что проблеме преемственности социально-гуманитарной подготовки студентов в условиях многоуровневой системы вузовского образования не уделяется должного внимания. Не разработаны необходимые методологические и методические основания ее эффективного функционирования, а также не определен комплекс педагогических условий, способствующий успешному переходу студентов от одного этапа обучения к следующему, обеспечивающий преемственность в формировании универсальных компетенций. Также возникают противоречия между требованиями ФГОС ВО к обеспечению преемственности в формировании универсальных компетенций и отсутствием единой образовательной среды как целостной многоуровневой системы. Не в полной мере, на наш взгляд, реализуется также преемственность между социально-гуманитарными дисциплинами бакалавриата и магистратуры. Непрерывное многоступенчатое социально-гуманитарное образование предполагает реализацию принципа преемственности целей и содержания ООП бакалавриата и магистратуры, педагогических технологий, формирующихся компетенций в результате освоения образовательных программ разного уровня. Вместе с тем преемственность не исключает гибкость и вариативность, демократизацию и индивидуализацию образования, многообразие применяемых форм (очное, заочное, дистанционное), технологий и видов обучения (развивающее, проблемное, интерактивное, модульное и т. д.), способствующих получению студентами более глубоких знаний, разносторонних умений и навыков на каждом последующем этапе подготовки.

Развитие социально-гуманитарного образования сегодня выступает важным условием

для успешного развития культуры общества, обеспечивая как его неизбежную социокультурную трансформацию, так и сохранение преемственности национальных традиций. В связи с этим дальнейшее реформирование вузовского социально-гуманитарного образования нуждается не только в инновационных преобразованиях, но и сохранении лучших отечественных традиций, базирующихся на фундаментальности знаний, на гуманизации и гуманитаризации, что позволит обеспечить его преемственность в плане общекультурной подготовки. Все больше ученых в своих исследованиях акцентируют внимание на социокультурном смысле постановки проблемы преемственности, говорят о необходимости перехода от узкопрофессионального образования к широкой фундаментальной социально-гуманитарной подготовке студентов [8].

Принцип преемственности обуславливает связь между всеми элементами системы социально-гуманитарного образования на разных этапах многоуровневой подготовки студентов вуза, когда универсальные компетенции, которыми овладевают обучающиеся в бакалавриате, дополняются новыми знаниями, умениями и навыками, полученными в магистратуре. В контексте непрерывной социально-гуманитарной подготовки это означает поэтапную и постепенную передачу и усвоение социальных и культурных ценностей, общественного опыта, норм и правил поведения, непрерывное развитие личности, формирование у нее социально значимых, интеллектуальных, нравственных и культурных качеств, позволяющих ей принимать полноценное участие в жизни общества. Особенностью социально-гуманитарного образования является то, что оно является не только педагогическим, но и, что еще более важно, социокультурным процессом, нацеленным на обеспечение непрерывности целенаправленной социализации и развития личности студента на всех этапах его становления как человека культуры и нравственности.

Методология и методы исследования

Методологической основой исследования проблемы преемственности в непрерывном социально-гуманитарном образовании студентов физкультурного вуза стали принципы системного подхода, позволившего рассматривать его как целостную многоуровневую систему (бакалавриат - магистратура). Для бо-

лее наглядного изучения и проектирования данной системы был использован метод моделирования, отражающий ее существенные особенности, связи и характеристики. В разработанной компетентностно-ориентирован-ной модели (см. рисунок) в единстве представлены методологические и методические основания, определен комплекс педагогических условий, способствующий плавному переходу студентов от одной ступени обучения к другой, их успешной социализации, индивидуально-личностному и социальному развитию. В модели данные компоненты отражены во взаимосвязанных блоках: целепола-гания, методологическом, методическом и результативном, которые в совокупности ориентированы на динамичное и постоянное развитие дополняющих друг друга старых и новых универсальных компетенций. Данная модель отражает также систему взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистем - учебно-методического обеспечения и научно-методической поддержки, направленных на создание необходимого методического инструментария, способствующего эффективной образовательной и научно-исследовательской деятельности студентов на всех этапах вузовского социально-гуманитарного образования с учетом преемственности ФГОС ВО.

Модель непрерывного вузовского социально-гуманитарного образования может быть построена на основе методологических принципов: преемственности и междисциплинарно-сти, дополнительности, интегративности и вариативности, взаимодополняющих компетент-ностного и культурологического подходов.

В качестве комплекса педагогических условий, способствующих последовательному восхождению обучающихся по основным уровням вузовского образования, можно выделить: 1) создание интегративной образовательной среды как единой социально-развивающей системы, нацеленной на обеспечение преемственности непрерывной социально-гуманитарной подготовки; 2) разработку центрированных на личности инновационных технологий, способствующих ее непрерывному саморазвитию, саморефлексии и самоактуализации, самоорганизации и самореализации; 3) поэтапное формирование универсальных компетенций студентов на основе интеграции компетентостного и культурологического подхода.

Непрерывное социально-гуманитарное вузовское образование

Цель: преемственность в формировании комплекса дополняющих друг друга универсальных компетенций, включающих социально значимые качества личности, систему базовых знаний, умений и навыков, необходимых

как в профессиональной, так и общественно полезной деятельности

Методологическая основа:

принципы преемственности, дополнительности, интегративности, междис-циплинарности и вариативности, компетентностный и культурологический подходы в системе многоуровневой социально-гуманитарной подготовки студентов

Методические основания:

учебно-методическое обеспечение и научно-методическая поддержка на всех этапах вузовского социально-гуманитарного образования, обеспечивающие эффективную образовательную и научно-исследовательскую деятельность студентов с учетом преемственности ФГОС ВО

Педагогические условия:

1) создание интегративной образовательной среды, как единой социально-развивающей системы, нацеленной на обеспечение преемственности непрерывной социально-гуманитарной подготовки студентов;

2) разработка центрированных на личности инновационных технологий, способствующих ее непрерывному саморазвитию, саморефлексии и самоактуализации, самоорганизации и самореализации;

3) поэтапное формирование универсальных компетенций студентов на основе интеграции компетентностного и культурологического подхода

Результат непрерывного социально-гуманитарного образования:

всестороннее интеллектуальное, культурное и нравственное развитие личности студента в процессе овладения универсальными компетенциями Ч_/

Компетентностно-ориентированная модель непрерывного вузовского социально-гуманитарного образования

Системообразующим компонентом в системе непрерывной социально-гуманитарной подготовки бакалавров и магистров является цель: формирование комплекса дополняющих друг друга универсальных компетенций, включающих социально значимые качества личности, систему базовых знаний, умений и навыков, необходимых как в профессиональной, так и общественно полезной деятельности. Таким образом, реализация компетентно-стно-ориентированной модели подразумевает, что цель образовательного процесса заключается в развитии у студентов способности

самостоятельно решать профессиональные, познавательные, исследовательские, коммуникативные, личностные и иные проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования собственного социального опыта. Преемственность подразумевает также ориентацию вузовского образования на всестороннее интеллектуальное, культурное и нравственное развитие личности студента в процессе освоения универсальных компетенций. Универсальные компетенции связаны с формированием у студенческой молодежи системного и критического мышления, с уме-

нием работать в команде, с самоорганизацией и саморазвитием, а также способностью к межкультурному взаимодействию [4].

Нельзя не согласиться с мнением ряда ученых о том, что компетентностный подход в образовании должен быть дополнен культурологическим подходом [5], который наполняет формируемые у студентов универсальные компетенции гуманистическим потенциалом, эмоционально-ценностным отношением к миру, человеческими смыслами и аксиологическим вектором, способствуя приобщению студентов к ценностям мировой и прежде всего отечественной культуры. Ученые обращают особое внимание на развитие ценностных ориентаций обучающихся, на создание условия для реализации субъект-субъектных педагогических отношений, учитывающих особенности их эмоционально-чувственной сферы и побуждающих к проявлению инициативы и активности в процессе освоения социально значимой образованности [14]. Построенные на равноправном диалоге взаимоотношения преподавателей и студентов, без навязывания собственного мнения, начетничества и наставлений, создают обстановку открытости, взаимопонимания, когда знания и опыт не ретранслируются, а продуцируются в живом взаимодействии, путем уважительного общения.

Исходя из этого, в предложенной модели нашел отражение принцип интеграции ком-петентностного и культурологического подходов, которые стали основой разработки обобщенной стратегии изучения и разработки преемственности воспитательной работы, осуществляемой в процессе вузовского социально-гуманитарного образования. Обеспечение преемственности культурологической и аксиологической составляющих формируемых универсальных компетенций направлено как на сохранение и приумножение традиционных ценностей российского общества, так и на развитие базовой культуры личности, становление ее мировоззрения, расширение кругозора и обогащение жизненного опыта. Наследуя культурные традиции, обычаи социума, а также осваивая общечеловеческие нравственные ценности, студенты ощущают сопричастность происходящим в обществе и мире процессам и вместе с тем осознают ответственность за их дальнейшее развитие [17].

Особую актуальность реализация культурологической составляющей непрерывного

вузовского образования приобретает в последнее время, когда обострились противоречия между западными и отечественными ценностями. В данном случае речь идет о том, что нововведения, которые были обусловлены Болонским процессом в вузовском образовании, связанные прежде всего с реализацией глобально-цивилизационного подхода в преподавании гуманитарных наук, все более противоречат основным традициям отечественной культуры. Это касается в том числе нарушения принципа преемственности в изучении отечественной истории, трансформированной в угоду западным трендам во всемирную историю, в которой в мировом историческом процессе было уделено недостаточное внимание особому месту и роли России, ее самодостаточности, суверенности, самостоятельному и самобытному развитию. Поэтому при планировании содержания истории России необходимо обеспечение синтеза исторической науки и духовно-нравственных установок народа нашей страны, нацеленность на сохранение и развитие ее героических традиций, на формирование гражданской позиции и патриотизма в среде студенческой молодежи.

Преемственность многоуровневой системы социально-гуманитарного образования означает как постоянную трансляцию отечественного социокультурного опыта, так и изменение модели его наследования, обусловленной глубокими трансформациями всех сфер жизни российского общества. Это актуализирует воссоздание в сознании молодого поколения специфических для каждого исторического этапа мировоззренческих и ценностно-смысловых доминант российской культуры.

Результаты исследования: апробация модели непрерывного социально-гуманитарного вузовского образования и комплекса педагогических условий ее эффективной реализации Отличительной особенностью предложенной модели является то, что многоуровневое вузовское образование призвано дополнять профессиональную подготовку гуманитарным содержанием, внести в нее этический и культурологический компоненты, углублять и расширять взаимосвязанные естественнонаучные и социально-гуманитарные знания, умения и навыки студентов на всех этапах высшего образования. Реализация принципа

дополнительности дает возможность рассматривать социально-гуманитарное образование как совокупность взаимодополняющих процессов обучения, воспитания, социализации и развития личности на всех этапах многоуровневой системы, обеспечивающих формирование у студентов, дополняющих друг друга, профессиональных и универсальных компетенций. Данные принципы предполагают построение образовательного процесса по уровням - как комплекса последовательных педагогических воздействий на личность от одного курса к другому, от одной ступени к другой; все более усложняющихся методов, средств и организационных форм, образовательных технологий, обеспечивающих повышенный уровень требований и широту социально-гуманитарного образования. Кроме того, социально-гуманитарная подготовка должна давать возможность каждому студенту удовлетворить свои индивидуальные образовательные потребности в рамках выбранной траектории за пределами учебной программы вуза и государственных стандартов, способствовать развитию таких качеств личности, которые важны для успеха в любой сфере деятельности.

Реализация преемственности осуществляется в единстве с принципами междисципли-нарности и интегративности, которые способствуют установлению межпредметных связей на содержательном, методологическом и методическом уровне, общекультурному синтезу разных социальных и гуманитарных дисциплин. Для междисциплинарной преемственности характерны также определенная последовательность, логичность, усложнение, гибкость и вариативность, обеспечивающие уровневую дифференциацию содержания обучения, высокую результативность образовательного процесса на всех этапах подготовки студентов в вузе. Она связана с интеграцией знаний, умений и навыков всех формируемых универсальных компетенций, с переносом технологий обучения и методов исследований из одной дисциплины в другую, из одного уровня обучения на другой [1]. В условиях непрерывного социально-гуманитарного образования данный принцип направлен на объединение и преемственность учебных планов, создание интегрированных образовательных программ и модулей, системную интеграцию содержания образования на всех уровнях подготовки студентов, ориентированного на цело-

стное формирование всех универсальных компетенций. Он способствует развитию гуманитарного критического мышления, комплексного решения выпускниками сложных междисциплинарных проблем, единства обучения, воспитания и всестороннего развития личности, единства учебной, научно-исследовательской и общественно-полезной деятельности студентов [10]. Специфика многоуровневой междисциплинарной преемственности социально-гуманитарной подготовки заключается в том, что связи между социальными и гуманитарными науками выстраиваются как по вертикали от курса к курсу, от одной ступени образования к другой, так и по горизонтали между предметами одного цикла, в рамках которых осуществляется формирование общих для ряда дисциплин универсальных компетенций. Так, например, изучая на первом курсе дисциплину «История», студенты физкультурного вуза углубляют свои исторические знания в рамках истории физической культуры. Общие представления о социологии как науке студенты дополняют специфическими знаниями в области социологии физической культуры. Тесные связи содержательного плана существуют между социально-гуманитарными дисциплинами бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. В частности, философские и социологические знания, полученные в бакалавриате, помогают магистрантам при изучении таких дисциплин, как «История и методология науки» и «Философские и социальные проблемы физической культуры». Философско-мировоззренческая и методологическая подготовка получает более углубленное содержание в аспирантуре в рамках изучения дисциплины «История и философия науки».

Реализация принципа преемственности означает также непрерывное воспроизводство, изменение и развитие самой образовательной системы на всех уровнях ее функционирования за счет баланса накопленных традиций и нововведений. О необходимости интеграции традиционного и инновационного компонентов современной системы образования, сочетания накопленного опыта образовательной деятельности, а также внедрения в педагогическую практику инновационных технологий в последнее время говорят многие ученые (С.Н. Гавров, М.Ю. Мартынова, А.М. Старыгина, З.М. Табзиева). Они считают, что это в наибольшей степени соответствует изменяю-

щимся социально-экономическим и социокультурным условиям современной действительности и будет способствовать преемственности поколений [15]. В условиях современного информационно-коммуникативного обучения происходит перенос акцента с преподавателя и того, что преподается, на студента и то, что им самостоятельно или с помощью преподавателя изучается, происходит плавный переход от объектного к субъект-субъектному обучению. Непрерывное вузовское социально-гуманитарное образование базируется на принципе дополнительности, который предусматривает единство противоположных начал: реализацию нормативно регламентированного обучения и инициированного самим студентом процесса самоорганизации и самообразования. В таких условиях меняется роль как студентов, так и преподавателей, которые должны выполнять функции тьютора-наставника или направляющего инструктора, сопровождающего процесс самообразования студента. Одной из задач образовательного процесса становится выстраивание индивидуальной образовательной траектории обучающегося на всех этапах вузовского образования, которая ориентирована на формирование не только профессиональной, но и общекультурной компетентности. Опора на принцип преемственности обеспечивает плавное последовательное движение обучающихся в их личностном росте, обусловленное реализацией индивидуальной образовательной траектории. В ней каждый студент должен видеть для себя жизненную перспективу, желаемый образ себя и своего будущего после окончания определенного образовательного этапа, а также возможности самореализации себя как в профессиональном, так и общественном плане.

Преемственность центрированных на личности образовательных технологий предполагает индивидуальный подход к обучающимся с учетом их предыдущего опыта обучения, имеющихся знаний, умений и навыков, способности восприятия нового материала, а также сформированных ранее интересов и склонностей. Проведенные исследования свидетельствуют о том, что на нижних ступенях социально-гуманитарной подготовки студенты-первокурсники пока не готовы в полной мере взять на себя ответственность за свои образовательные потребности и могут овладеть только основами самоорганизации и са-

мообразования. Они имеют, как правило, несистематизированные знания отдельных методов и форм самостоятельной индивидуальной учебно-познавательной и исследовательской деятельности, умеют использовать лишь некоторые средства и способы самостоятельного получения знаний в учебном процессе. Задача преподавателя социально-гуманитарных наук - помочь каждому студенту-первокурснику с выбором стратегии индивидуальной траектории образования и развития, с определением способов познавательной и практической деятельности, обусловленных разнообразием содержания и форм образовательного процесса, что будет способствовать его успешной вузовской адаптации и социализации [3].

На старших курсах и более высоких ступенях многоуровневого образования ведущая роль в образовательном процессе отводится личности самого студента, которому предоставлено право самостоятельно разрабатывать индивидуальную траекторию обучения. Индивидуальный подход здесь предполагает акцентирование внимания на личности студента как субъекте образования, активно и самостоятельно конструирующего свою собственную образовательную и жизненную траекторию, коммуникативную деятельность в процессе педагогического общения, где преподаватель выступает координатором и организатором. Меняются средства и методы обучения, которые ориентированы на становление студента в качестве активного субъекта собственной учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельности. Студент учится ставить цель обучения, самостоятельно контролировать и корректировать процесс ее достижения, у него развивается способность к самоанализу своей деятельности, саморефлексии, самореализации и самоактуализации. Прямое воздействие преподавателя на студента снижается от курса к курсу, от одной ступени подготовки к другой. Все это помогает студентам на более высоких ступенях подготовки самостоятельно углублять и расширять социально-гуманитарные знания, способствует всестороннему личностному саморазвитию и формированию научного мировоззрения.

Студенты магистратуры имеют более широкие представления о различных формах, методах и принципах самоорганизации и самообразования. Здесь наиболее популярны, как и на старших курсах бакалариата, интерактивные методы обучения: диспуты, дис-

куссии, дебаты, деловые и ролевые игры, работа в команде по совместной разработке проектов, метод мозгового штурма, кейс-метод коллективного решения творческих задач, интернет-конференции, различные форумы, круглые столы и т. п. При коллективной самостоятельной работе все участники активно взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, обсуждают и сообща решают возникающие социальные, этические и другие проблемы современного мира, которые не имеют однозначного решения, устанавливая в споре истину. Студенты могут также выступать и в роли преподавателя, самостоятельно моделируя и анализируя различные проблемные ситуации, а также оценивая свои действия и других участников, сотрудничая в совместном поиске разрешения проблем и диагностике эффективности достижения поставленных задач. Самостоятельно выбранная стратегия обучения представляет индивидуальный проект достижения планируемых самим студентом целей и результатов обучения. Приоритетной целью здесь становится полноценное формирование и развитие способностей обучающегося самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Проблемно-ориентированные методы коллективной мыслительной деятельности, стимулируют развитие универсальных компетенций, таких как способность работать в команде, готовность к межкультурной коммуникации и других. Магистранты и аспиранты, как показывает практика, умеют самостоятельно определять цели, задачи и методы научно-исследовательской работы, владеют навыками самостоятельной работы при решении проблемных ситуаций и практических задач в ходе моделируемых учебных ситуаций, методологическими принципами, приемами, средствами и методами самостоятельного анализа, навыками обобщения и систематизации информации.

На всех этапах вузовского образования наряду с учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельностью особое место в процессе реализации модели занимает воспитательная работа со студентами, направленная на всестороннее интеллектуальное, социокультурное и духовно-нравственное развитие личности в процессе поэтапного формирования универсальных компетенций. Данная работа осуществляется в рамках раз-

работанного и реализуемого в Уральском государственном университете физической культуры комплекса мероприятий по граж-данско-патриотическому, духовно-нравственному воспитанию, развитию толерантности, профилактике экстремизма и предупреждению протестной активности студентов. При изучении социально-гуманитарных дисциплин преемственность в воспитательном процессе осуществляется на разных этапах подготовки студентов в результате дополнения новым содержанием формируемых у них универсальных компетенций на основе интеграции культурологического и компетентно-стного подходов. Так, например, развитие у студентов бакалавриата способности воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах (УК-5) дополняется в магистратуре формированием у них способности анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия» (УК-5). Студенты-первокурсники осваивают навыки межкультурной коммуникации и толерантного поведения при изучении дисциплин «История» и «Культурология». На втором курсе бакалавриата, а также в магистратуре в рамках освоения философских дисциплин у студентов развиваются и закрепляются эти навыки. Наряду с этим у них формируется умение не только анализировать и учитывать межкультурное разнообразие, но и способность понимать причины геополитического и аксиологического кризисов современной цивилизации, порожденных стремлением глобалистского западного проекта навязать России свой миропорядок, свою систему ценностей и образ жизни, которые противоречат ее национальным интересам и традициям отечественной культуры. От понимания студентами изменившейся социокультурной и внешнеполитической ситуации во многом будет зависеть успешная адаптация студенческой молодежи, проявление ею консолидации, социальной ответственности и гражданственности.

Заключение

Как показывает исследование, апробация компетентностно-ориентированной модели непрерывного вузовского социально-гуманитарного образования, базирующейся на принципах преемственности, интегративности и междисциплинарности, дополнительности и вариативности, позволяет студентам успеш-

но овладевать социальным опытом, а также основными видами учебной, научно-исследовательской и общественно-полезной деятельности.

В процессе реализации предложенного комплекса педагогических условий происходит последовательное и непрерывное продвижение студентов по уровням образования, поэтапное формирование в бакалавриате и магистратуре дополняющих друг друга универсальных компетенций. Создание в вузе интегративной образовательной среды как единой социально-развивающейся системы, включающей комплекс различных и взаимосвязанных компонентов (методологических, методических, содержательных, организационных, диагностических), обеспечивает преемственность непрерывной социально-гуманитарной подготовки студентов. Разработка

центрированных на личности инновационных технологий содействует ее непрерывному саморазвитию, саморефлексии и самоактуализации, формированию навыков самоуправления и самоорганизации, позволяющих успешно ставить учебные цели и анализировать задачи обучения, рационально планировать, организовывать, самостоятельно оценивать и корректировать процесс своей учебной деятельности. Поэтапное формирование у студентов универсальных компетенций, основанное на интеграции компетентностного и культурологического подходов, способствует всестороннему интеллектуальному, социокультурному и духовно-нравственному развитию личности, ее творческого потенциала, ценностных ориентаций, поиску каждым студентом собственного смысла жизни, своего места в этом мире.

Список литературы

1. Андреева, О.П. Междисциплинарная преемственность в системе непрерывного дизайнерского образования / О.П. Андреева, Э.В. Михайлова // Педагогика искусства. - 2016. - № 4. -С. 156-160. - http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/andreeva_mihaylova_156-160.pdf (дата обращения: 06.10.2022).

2. Баженова, Н.Г. Педагогические условия преемственности в формировании образовательных результатов в системе «Лицей - вуз» / Н.Г. Баженова, И.Г. Одоевцева // Наука и школа. -2017. - № 4. - С. 61-69. - https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-preemstvennosti-v-formirovanii-obrazovatelnyh-rezultatov-v-sisteme-litsey-vuz (дата обращения: 06.10.2022).

3. Байдин, Д.И. Сущность индивидуальной траектории развития обучающегося и методы ее построения / Д.И. Байдин // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2020. - Т. 1. -№ 2 (66). - С. 88-104. - https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-individualnoy-traektorii-razvitiya-obuchayuschegosya-i-metody-ee-postroeniya (дата обращения: 05.10.2022).

4. Белкина, В.В. Концепт универсальных компетенций высшего образования / В.В. Белкина, Т. В. Макеева // Ярослав. пед. вестник. - 2018. - № 5. - С. 117-126. - http://vestnik. yspu.org/ releases/2018_5/16.pdf (дата обращения: 06.10.2022).

5. Бенин, В.Л. Культурологический подход как сущность методологии гуманистической педагогики / В.Л. Бенин // Человек в мире культуры. - 2015. - № 3. - С. 85-94. - http://journals. uspu.ru/attachments/article/1105/10.pdf (дата обращения: 06.10.2022).

6. Бывшева, М.В. Теоретические аспекты преемственности в системе образования / М.В. Бывшева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. -2011. - № 22. - С. 259-263. - https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-preemstvennosti-v-sisteme-obrazovaniya (дата обращения: 06.10.2022).

7. Вишневский, М.И. Непрерывное социально-гуманитарное образование как самоопределение современной культуры /М.И. Вишневский // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. - 2012. - № 1. - С. 39-41. - https://cyberleninka.ru/ article/n/nepreryvnoe-sotsialno-gumanitarnoe-obrazovanie-kak-samoopredelenie-sovremennoy-kultury (дата обращения: 05.10.2022).

8. Есаулова, М.Б. Принцип преемственности в современном профессиональном педагогическом образовании /М.Б. Есаулова //Известия Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. - 2005. - Т. 5. -№ 12. - С. 223-235. - https://cyberleninka.ru/article/n/printsip-preemstvennosti-v-sovremennom-professionalnom-pedagogicheskom-obrazovanii (дата обращения: 06.10.2022).

9. Куприянов, Р.В. Болонский процесс в России: специфика и сложности реализации / Р.В. Куприянов, А.А. Виленский, Н.Е. Куприянова //Вестник Казан. технол. ун-та. - 2014. - Т. 17. -№ 20. - С. 412-416. - https://cyberleninka.ru/articleM/bolonskiy-protsess-v-rossii-spetsifka-i-slozhnosti-realizatsii (дата обращения: 10.10.2022).

10. Липская, Л.А. Интегративная антропологическая концепция образовательного пространства спортивного вуза /Л.А. Липская, О.Л. Карпова // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка. - 2021. - № 6. - С. 29-31.

11. Михайленко, Т.С. Преемственность в высшем образовании: основные положения / Т.С. Михайленко // Электрон. науч.-метод. журнал Омского ГАУ. - 2016. - № 2 (5). - С. 13. -https://e-journal.omgau.rU/images/issues/2016/2/00111.pdf (дата обращения: 06.10.2022).

12. Педагогический энциклопедический словарь /гл. ред. : Б.М. Бим-Бад. - 3-е изд., стер. - М. : Большая Рос. Энцикл., 2009. - 527 с.

13. Сенашенко, В.С. Преемственность бакалавриата и магистратуры: некоторые ключевые проблемы /В. С. Сенашенко, Н.А. Пыхтина //Высшее образование в России. - 2017. - № 12. -С. 13-25.

14. Сериков, Г.Н. Профессиональная функция педагогического побуждения обучающихся к присвоению социально значимой образованности / Г.Н. Сериков, И.О. Котлярова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Пед. науки». - 2020. - Т. 12. - № 1. - С. 6-19. DOI: 10.14529/ ped200101

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Старыгина, А.М. Модернизация образования и проблема сохранения отечественной образовательной традиции / А.М. Старыгина //Инженерный вестник Дона. - 2014. - № 4. - С. 39. -http://www.ivdon.ru/uploads/article/pdf/IVD_44_starygina.pdf_c18edde700.pdf (дата обращения: 05.10.2022).

16. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». - http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения: 05.10.2022).

17. Филиппова, И.Ю. Ценностно-смысловые доминанты современной российской культуры / И.Ю. Филиппова // Вестник Ставропол. гос. ун-та. - 2010. - № 2. - С. 203-209. - https:// cyberleninka.ru/article/n/tsennostno-smyslovye-dominanty-sovremennoy-rossiyskoy-kultury (дата обращения: 06.10.2022).

References

1. Andreeva O.P., Mikhailova E.V. [Interdisciplinary Сопйпийу in the System of Continuous Design Education]. Pedagogika iskusstva: electronnyy nauchnyy zhurnal [Pedagogy of Art: Electronic Scientific Journal], 2016, no. 4, pp. 156-160. Available at: http://www.art-education.ru/sites/default/ files/journal_pdf/andreeva_mihaylova_156-160.pdf (accessed 06.10.2022). (in Russ.)

2. Bazhenova N.G., Odoevtseva I.G. [Pedagogical Conditions of Continuity in the Formation of Educational Results in the Lyceum - University System]. Nauka i shkola: electronyy nauchnyy zhurnal [Science and School: Electronic Scientific Journal], 2017, no. 4, pp. 61-69. Available at: https:// cyber-leninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-preemstvennosti-v-formirovanii-obrazovatelnyh-rezultatov-v-sisteme-litsey-vuz (accessed 06.10.2022). (in Russ.)

3. Baydin D.I. [The Essence of the Individual Trajectory of the Student's Development and Methods of its Construction]. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika: electronnyy nauchnyy zhurnal [Domestic and Foreign Pedagogy: Electronic Scientific Journal], 2020, vol. 1, no. 2 (66), pp. 88-104. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-individualnoy-traektorii-razvitiya-obuchayuschegosya-i-metody-ee-postroeniya (accessed 05.10.2022). (in Russ.)

4. Belkina V.V., Makeeva T.V. [The Concept of Universal Competencies of Higher Education]. Yaroslavl Pedagogical Bulletin. Scientific Magazine, 2018, no. 5, pp. 117-126. Available at: http:// vestnik.yspu.org/releases/2018_5/16.pdf (accessed 05.10.2022). (in Russ.)

5. Benin V.L. [Culturological Approach as the Essence of the Methodology of Humanistic Pedagogy]. Chelovek v mire kul'tury: electronyy nauchnyy zhurnal [A Man in the World of Culture: Electronic Scientific Journal], 2015, no. 3, pp. 85-94. Available at: http://journals.uspu.ru/attachments/ article/1105/10.pdf (accessed 06.10.2022). (in Russ.)

6. Byvsheva M.V. [Theoretical Aspects of Continuity in the Education System]. Psikhologiya ipe-dagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya: electronyy nauchnyy zhurnal [Psychology and Pedagogy: Methodology and Problems of Practical Application: Electronic Scientific Journal], 2011, no. 22, pp. 259-263. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7teoreticheskie-aspekty-preemstvennosti-v-sisteme-obrazovaniya (accessed: 06.10.2022). (in Russ.)

7. Vishnevsky M.I. [Continuous Social and Humanitarian Education as Self-Determination of Modern Culture]. Obrazovanie cherez vsyu zhizn': electronyy nauchnyy zhurnal [Lifelong Learning: Continuing Education for Sustainable Development: Electronic Scientific Journal], 2012, no. 1, pp. 39-41. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/nepreryvnoe-sotsialno-gumanitarnoe-obrazovanie-kak-samoopredelenie-sovremennoy-kultury (accessed: 05.10.2022). (in Russ.)

8. Esaulova M.B. [The Continuity Principle in Modern Professional Pedagogical Education]. Herzen University Journal of Humanities & Sciences, 2005, vol. 5, no. 12, pp. 223-235. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/printsip-preemstvennosti-v-sovremennom-professionalnom-pedagogicheskom-obrazovanii (accessed: 06.10.2022). (in Russ.)

9. Kupriyanov R.V. [The Bologna Process in Russia: Specifics and Difficulties of Implementation]. Bulletin of the Technological University, 2014, vol. 17, no. 20, pp. 412-416. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/bolonskiy-protsess-v-rossii-spetsifika-i-slozhnosti-realizatsii (accessed: 10.10.2022) (in Russ.)

10. Lipskaya L.A., Karpova O.L. [Integrative Anthropological Concept of the Educational Space of a Sports University]. Theory and Practice ofphysical Culture, 2021, no. 6, pp. 29-31. (in Russ.)

11. Mikhaylenko T.S. [Continuity in Higher Education: the Main Provisions]. Elektronnyy nauch-no-metodicheskiy zhurnal Omskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta: electronnyy nauchnyy zhurnal [Electronic Scientific and Methodological Journal of the Omsk State Agrarian University: Electron. Science Journal], 2016, no. 2 (5). Available at: https://e-journal.omgau.ru/images/issues/2016/ 2/00111.pdf (accessed: 06.10.2022). (in Russ.) DOI: 10.48136/2222-0364_2022_4_7

12. Pedagogicheskiy entsiklopedicheskiy slovar' [Pedagogical Encyclopedic Dictionary]. Ed. by Bim-Bad B.M., 3rd ed. Moscow, Bol'shaya Rossiyskaya Entsiklopediya Publ., 2009, 527 p.

13. Senashenko V.S., Pykhtina N.A. [Succession of Bachelor's and Master's Degrees: some Key Problems]. Higher education in Russia, 2017, no. 12, pp. 13-15. (in Russ.)

14. Serikov G.N., Kotlyarova I.O. [The Professional Function of Pedagogical Motivation of Students to Assign Socially Significant Education]. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational sciences, 2020, vol. 12, no. 1, pp. 6-19. DOI 10.14529/ped200101

15. Starygina A.M. [Modernization of Education and the Problem of Preserving the National Educational Tradition]. Engineering Journal of Don, 2014, no. 4. Available at: http://www.ivdon.ru/ uploads/article/pdf/IVD_44_starygina.pdf_c18edde700.pdf (accessed: 05.10.2022). (in Russ.)

16. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 02.07.2021 goda. No. 400 "O Strategii natsional'noy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii". [Decree of the President of the Russian Federation no. 400 dated 02.07.2021 "On the National Security Strategy of the Russian Federation"]. Available at: http://www. kremlin.ru/acts/bank/47046 (accessed: 05.10.2022).

17. Filipova I.Yu. [Value-Semantic Dominants of Modern Russian Culture]. Vestnik Stavropol'skogo gosudarstvennogo universiteta: electronyy nauchnyy zhurnal [Bulletin of Stavropol State University: Electronic Scientific Journal], 2010, no. 2, pp. 203-209. Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/tsennostno-smyslovye-dominanty-sovremennoy-rossiyskoy-kultury (accessed: 06.10.2022).

Информация об авторе

Липская Лариса Алексеевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социально-гуманитарных наук, Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск, Россия.

Information about the author

Larisa A. Lipskaya, Doctor of Education, Professor, Department Chairman of Social-Humanitarian Sciences, The Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk, Russia.

Вклад автора: автор выполнил основной объем теоретических исследований, изложенных в публикации, включая разработку модели и предложенных педагогических условий, а также оформление результатов исследования.

Contribution of the author: the author has completed the bulk of the theoretical research presented in the publication, including the development of the model and the proposed pedagogical conditions, as well as the design of the research results.

Статья поступила в редакцию 18.12.2022

The article was submitted 18.12.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.