10. Лебедева, М. Б. Массовые открытые он-лайн-курсы как тенденция развития образования / М. Б. Лебедева // Человек и образование. - 2015. -№ 1(42). - С. 105-108.
11. Махаметова, М. М. Плюсы и минусы он-лайн-обучения / М. М. Махаметова // Современная педагогика. - 2017. - № 5(54). - С. 1-2.
12. Пиневич, Е. В. Дистанционное обучение: проблемы и решения / Е. В. Пиневич // Международный научный журнал. - 2017. - № 6. - С. 106110.
13. Смирнова, Ж. В. Дистанционное образование как процесс управления обучением / Ж. В. Смирнова, Ж. В. Чайкина // Мир науки. - 2017. -Том 5. - № 2. - С. 1-7.
CONTINUITY AS A CONCEPT OF PIANO LEARNING IN CHINA
Yang Pei
China
PhD student Herzen State Pedagogical University of Russia Saint Petersburg, Russia
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ КАК КОНЦЕПТ ФОРТЕПИАННОГО ОБУЧЕНИЯ В КИТАЕ
Ян Пэй
Китай
Аспирант Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена Санкт-
Петербург, Россия
Abstract
The article considers piano training in China from the standpoint of continuity between all levels of music education (primary, secondary, higher); continuity of traditions of leading piano schools; continuity of principles of formation of educational programs and educational repertoire. The methodology of this research is based on a systematic approach to the issue of continuity as a concept, as well as the basic principles of the analytical method, which identifies the main priorities for the development of piano learning in China and formulate prospects for further research.
Аннотация
В статье рассматривается фортепианное обучение в Китае с позиции преемственности между всеми звеньями музыкального образования (начальный, средний, высший); преемственности традиций ведущих фортепианных школ; преемственности принципов формирования учебно-образовательных программ, учебных планов и учебного репертуара и т.д. Методология данного научного исследования опирается на системный подход к рассмотрению вопроса преемственности как концепта, а также основные принципы аналитического метода, дающего определить главные приоритеты развития фортепианного обучения в Китае и сформулировать перспективы дальнейших исследований.
Keywords: piano training in China, the principle of continuity, traditions, curriculum, piano repertoire.
Ключевые слова: фортепианное обучение в Китае, принцип преемственности, традиции, учебно-образовательная программа, фортепианный репертуар.
В современных условиях интеграционные процессы в современной системе музыкального образования наполняют фортепианное обучение в Китае новым содержанием, методами и принципами, при этом сохраняя уже сложившиеся музыкально -педагогические традиции практики обучения игре на фортепиано, принципы построения учебных программ и планов, а также алгоритмы формирования репертуара. Именно поэтому развитие и поэтапное формирование современной школы игры на фортепиано в Китае имеют большое значение в контексте общего развития музыкальной культуры и традиций в стране.
Различные аспекты становления и развития системы фортепианного образования в Китае получили освещение научных исследованиях Хоу Юэ, Лю Цин, Ян Бохуа, Лю Гэ, Чэнь Го, Ван Пэйюаня,
Сяо Чаожань, Цзин Ли, Чжэн Ли, Лу Миндэ, Ли Сюй, Сюй Вэймин, У Ген-Ира и др.
Изучение вопроса особенностей национального фортепианного образования широко представлено в исследованиях Чжан Жун, Цзян Явэнь, Ду-ань Сяоцзюнь, Чжао Ли, Лян Цзицзин, Линь Цзин, Цао Цзунхуа, Ван Си, Ван Ди , Ма Цин, Хоу Гуюэ , Чэнь Диюнь , Хуан Тин, Цю Сюань, Ян Дэгуан, У Минвэй, Фан Цуй, Чжэн Юань, Дун Вэйвэй, Ван Цзицзя, Гуань Сяоцзя, Цю Гэ, Хэ Сыюань, Ван Фэй, Чжэн Вэнья и др.
Проблема преемственности является предметом изучения многих научных сфер (философии, культурологии, педагогики, психологии, искусствоведения и т.д.).
В Большом энциклопедическом словаре понятие «преемственность» определяется как «связь между явлениями в процессе развития в природе,
обществе и понимании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы» [2, с. 1021].
В философии категория «преемственность» рассматривается как «связь между различными этапами или ступенями развития как бытия, так и познания, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных сторон его организации при изменении целого как системы» (Э. А. Баллер) [1, с. 15].
В психологической науке преемственность изучается с позиции развития психологии личности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцева, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн и др.) и связи поколений (Т.И. Шнуренко, Г.С. Степанова, Е.В. Плотникова, В.Н. Карандашев и др.).
Особенно значимой в контексте нашего исследования может стать концепция Л.С. Выготского о взаимосвязи между развитием и обучением. Ученый отмечает, что «обучение только тогда будет удачным, когда оно предшествует развитию. Поэтому оно актуализирует и ряд функций, которые находятся на стадии созревания и лежат в зоне ближайшего развития. Обучение является наиболее плодотворным только тогда, когда оно происходит в пределах периода, обусловленного зоной ближайшего развития» [3, с. 252].
Преемственность в образовательном процессе обучения выступает одним из условий формирования новообразований личности, которые обеспечивают постоянное движение вперед на каждом из этапов учебно-воспитательного процесса. По сути, преемственность в обучении заключается в том, чтобы создать предпосылки и условия для конструктивной работы триады «прошлое, настоящее и будущее».
Проблему преемственности с точки зрения взаимодействия различных типов ученых учреждений, например согласованность учебно-образовательных программ, организации учебно-воспитательного процесса, коммуникации между учащимися, педагогом и учащимися и т.д. (М.Н. Лебедева, Л.П. Софронова, М.В. Зайцев, И.Б. Игнатова, Г.А. Михайловская, И.П. Потапов, Э.С. Черкасова и др.).
В контексте фортепианного обучения проблема преемственности занимает важное место среди научно-теоретических и научно-практических исследований, направленных на согласование содержания образования во всех звеньях общей системы музыкального образования. Преемственность и непрерывность обучения состоит во взаимозависимости двух последовательных образовательных звеньев. Она обеспечивает последовательный переход от одного возрастного периода образовательного звена к новому, сочетание нового опыта с предыдущим. Ведущим направлением профессиональной подготовки пианистов становится непрерывное образование, главной задачей которой является обеспечение преемственности и целостности педагогического процесса.
Вся история становления фортепианного образования в Китае построена на принципе преемственности: последовательность и взаимосвязь между звеньями музыкального образования; экстраполяция российской (советской) системы и структуры музыкального образования; продолжение традиций европейской и русской фортепианной школы; интеграция общих принципов создания и функционирования учебно-образовательных программ и планов, принятых в системе музыкального образования России; общие основы и принципы формирования учебного репертуара, принятых в фортепианном обучении в России и т.д.
Профессиональное фортепианное обучение в Китае берет свое начало с первой трети ХХ века. Китайский исследователь Ван Сяобей в своем диссертационном исследовании «60 лет развития китайской фортепианной образования», представил свое виденье классификации развития профессионального фортепианного образования. Так, датой рождений фортепианной школы Китая можно считать год образования Китайской Народной Республики, а именно 1949 г. «После «культурной революции» 1968-1978 годов начинается период восстановления и развития (1979-1990 гг.). Затем наступает этап реформирования образовательной системы, преодоление традиционной изоляции Китая путем обучения китайских специалистов в других странах и приглашение иностранных специалистов в КНР» [Цит. по: 6, с. 59].
Преемственность и непрерывность фортепианного обучения в Китае состоит во взаимозависимости двух последовательных образовательных звеньев. Она обеспечивает последовательный переход от одного возрастного периода образовательного звена к новому, сочетание (только) добытого опыта с предыдущим. С одной стороны, она предполагает направленность обучения (в школе, музыкальном колледже) требования, которые будут предъявлены студентам ВУЗов (например, будущим учителям музыки), а с другой стороны, на полученные знания, навыки и опыт студентов, на активное использование их в обучении.
Общее начальное музыкальное образование в Китае осуществляется в общеобразовательных школах. Наряду с уроками музыки, которые традиционно называют «школьная песня», во второй половине дня, ученики школы имеют возможность осваивать игру на фортепиано, что позволяет не только играть соло, но и аккомпанировать себе во время пения.
С момента утверждения в 1982 г. Министерством образования Китая двух важных законопроекта Устава музыкального воспитания как части программы пятилетнего школьного обучения младшей ступени и Устава музыкального воспитания как части программы младших и средних классов общеобразовательной школы, музыкальному воспитанию в общеобразовательной школе стала отводится ведущая роль.
Начальное профессиональное фортепианное обучение учащиеся КНР могут получить в ряде учебных учреждений: ДМШ при консерваториях,
ДШИ при академиях искусств, специальные классы в общеобразовательных школах, частные музыкальные школы.
Также в КНР широкую популярность среди учащихся, желающих продолжить свое обучение игре на фортепиано, приобретают колледжи искусств. В учебных учреждениях данного уровня, студенты получают так называемое среднее профессиональное образование.
Профессиональное фортепианное образование в ВУЗах Китая осуществляется по нескольким направлениям: консерватория, академия искусств, многопрофильные университеты, факультеты педагогических ВУЗов.
Как указывает исследователь Дин И, особенно важным для профессионального фортепианного образования является «четко намеченный «Государственный долгосрочный и среднесрочный план развития и реформы образования на 2010-2020 годы», где акцент поставлен на сбалансированности фундаментального образования, всеохватности среднего образования, качественности высшего и развитости профессионального образования» [4, с. 12].
Главным условием обеспечения преемственности является направленность музыкальной школы, колледжа и ВУЗа на профессиональную деятельность. Однако структура учебно-воспитательного процесса в этих заведениях имеет свою специфику.
Важным фактором развития современного фортепианного образования КНР является интеграция традиций различных фортепианных школ и их представителей в музыкально-образовательное пространство страны.
Стоит отметить, что традиции современного фортепианного искусства в Китае заложили музыканты, получившие образование в различных учебных заведениях мира. Среди них: Юй Бяньмин, Чжан Цзюньвей, Чжу Гун-И, Чжоу Гуанжен, Фу Цун (обучались в Италии, у известного педагога М. Пачи), Ван Жуйшан, Ли Еньке (получили образование в США), Сяо Юмей (учился в Японии и Германии), Ян Цунчжи (получил образование во Франции), Ли Щанмин, Дин Шанду, В Леи, Ли Цуйчжен (учились у российского педагога Б.Захарова). Эти музыканты вместе с педагогами других стран сделали первые шаги становления и развития китайской фортепианной педагогики.
Прочной основой для развития китайской фортепианной педагогики стало открытие консерватории им. А. Глазунова в Харбине (1925 г.). Ее основателем была русская эмигрантка В. Диллон, которая закончила Лейпцигскую консерваторию по классу фортепиано и виртуозно владела инструментом; Шанхайского государственного института музыки (1927) позже консерватории, а также создание оркестра западноевропейского типа.
Огромный вклад в становление фортепианного образования был осуществлен великими российскими педагогами Б.С. Захаровым и А.Н. Черепни-ным, заложивших прочный фундамент самой фортепианной педагогики Китая. Одновременно с педагогической деятельностью Б.С. Захаров и А.Н.
Черепнин активно концертируют, а, следовательно, знакомят китайских студентов и слушателей с классическим фортепианным репертуаром, произведениями И.С. Баха, В.А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Ф. Шопена, Р. Шумана, Э. Грига, К. Дебюсси, М. Равеля и т.д.
Многие методы, которые применяли в учебно-методических планах российские (советские) педагоги начала ХХ века, используются в китайских музыкальных заведениях и сегодня. В частности, в музыкальных школах и колледжах ежегодно проводится технический зачет. Он включает упражнения Ш. Ганона, гаммы, двойные ноты, арпеджио, октавы, которые называют необходимыми для пианистов «витаминами» [7, с. 134]. Сегодня можно смело считать достижения российских педагогов-эмигрантов (в частности Б.С. Захарова) школой профессионализма, ведь они позволили сделать качественный скачок в истории фортепианной педагогики Китая.
Открытие в Китае большого количества музыкальных учебных заведений в первой половине ХХ в. стало предпосылкой роста интереса к фортепиано, увеличение круга любителей фортепианного искусства, активизации профессионального фортепианного образования, появления виртуозов-исполнителей, победителей национальных и международных фортепианных конкурсов, то есть «вхождения китайский исполнителей в активную концертную жизнь, выход за пределы страны и международный резонанс» [6, с. 78].
Неслучайно исследователь эволюции китайской фортепианной педагогики Сюй Бо, подчеркивает, что начиная с 1949 г. в Китае начался небывалый фортепианный бум. По мнению Сюй Бо, «убедительным свидетельством китайского «фортепианного бума» стало завоевание высоких позиций в мировом исполнительском рейтинга» [6, с. 82], а именно участие китайских пианистов на сцене многочисленных международных конкурсов (им. Ф. Шопена, П. Чайковского, Ф. Листа, Р. Шумана, Дж. Энеску, Б. Сметаны, Королевы Елизаветы в Брюсселе и т.д.).
Как указывает Дин И, «в настоящее время фортепиано на все более высоком профессиональном уровне преподается в специализированных музыкальных институтах (консерваториях и академиях), педагогических университетах, многопрофильных университетах, обычных начальных и средних школах, в детских садах» [4, с. 12].
В своем диссертационном исследовании «Концертная жизнь современного Китая» Ло Чжихуэй отмечает, что «на рубеже ХХ - ХХ1 века в Китае: более десяти миллионов пианистов; многие дети учатся музыке, поэтому музыкальные школы страны, как правило, очень большие (например, частная Пекинская музыкальная школа обучает более 23 тысячи молодых музыкантов); страна поддерживает престиж данной профессии, обеспечивает финансовую помощь, особенно перспективным молодым талантам» [5, с. 56].
Сегодня фортепианное обучение в Китае начинает «отходить» от старых методов обучения, внимание педагогов направлена на личность ребенка, его творческие начинания, развитие самостоятельности мышления, в методику обучения игры на фортепиано проникают новые направления развивающего обучения. Эти тенденции также отражены и в принципах формирования репертуара, который с одной стороны сохраняет традиции классической фортепианной школы, с другой наполняет новым содержанием, в частности творческими достижениями современных китайских композиторов.
Так, например, в фортепианный репертуар ученика старших классов музыкальной школы Китая состоит: гаммы, упражнения Ш. Ганона, этюды К. Черни, М. Мошковского, сонаты Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. ван Бетховена, миниатюры Ф. Шопена и Ф. Мендельсона, пьесы китайских композиторов (Шэнь Чуаньсин, Чжэн Сяо Инь, Ли Инхаем, Ван Цзяньчжун др.).
Изучая вопрос формирования национального репертуара в современном фортепианном образовании, исследователь Дин И отмечает, что «особое значение придается преподаванию и исполнению китайских фортепианных произведений, проходят специальные концерты китайской фортепианной музыки, происходит постоянная демонстрация и популяризация отечественных фортепианных опусов, пропагандируются достижения китайского пианизма» [4, с. 17].
Отдельно следует сказать и о такой специфической особенности фортепианной культуры Китая как популярность стиля classical crossover (классический кроссовер), который позволяет осваивать известные классические произведения, написанные в «облегченной форме», аранжировкой с джазовыми элементами. Очень популярными в Китае являются современные аранжировки классических произведений Р. Клайдермана.
Китайский фортепианный репертуар отмечен не только изданиями произведений определенных композиторов, но и наличием различных репертуарных сборников, которые несут существенную практическую значимость. Репертуарные сборники, составлены по принципу последовательного овладения исполнительными средствами, жанровыми принципами, расширения круга художественно-образной программы, фольклорными источниками и т.д. Среди примеров репертуарных сборников, которые пользуются большой популярностью сегодня, например: Библиотека шедевров
китайского фортепиано (3 части), Джо Хисайши «Популярные классические произведения» и т.д.
Вышеизложенное позволяет нам сделать вывод, что фортепианный репертуар является примером синтеза классических произведений западноевропейских композиторов и национальной фортепианной музыки. То есть, с одной стороны прослеживается преемственность традиций европейской фортепианной педагогики, а с другой стороны, сохранение и популяризация национальной фортепианной школы средствами лучших образцов китайской фортепианной музыки.
Итак, преемственность является концептом фортепианного обучения в Китае. Преемственность следует рассматривать как сложный, непрерывный, целостный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов игры на фортепиано в логической системности и последовательности, на разных ступенях обучения, в частности в системе «музыкальная школа - колледж - ВУЗ». Обеспечение преемственности фортепианного обучения в Китае реализуется путем взаимосвязи, согласования и постепенного усложнения содержания учебных планов, программ, репертуара всех звеньев музыкального образования с целью формирования исполнительской компетентности пианистов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры / Э.А. Баллер. - М.: Наука, 1969. - 294 с.
2. Большой энциклопедический словарь. -М., 2002. - 1456 с.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский / Под ред. В.В. Давидова. -Москва: Педагогика, 1991. - 480 с.
4. Дин И. Система фортепианного образования в современном Китае: структура, стратегии развития, национальный репертуар : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02. / Дин И. - СПб., 2020. -213 с.
5. Ло Чжихуэй. Концертная жизни современного Китая : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02. / Ло Чжихуэй. - СПб., 2016. - 213 с.
6. Сюй Бо Феномен фортепианного исполнительства в Китае на рубеже ХХ - XXI веков : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02. / Сюй Бо. - Ростов на Дону, 2011. - 149 с.
7. Хуан Чжулин. Пути развития детской фортепианной музыки в Китае : автореф. дис. ... канд. искусствовед. : 17.00.03 / Хуан Чжулин. - Харьков, 2009. - 29 с.