Научная статья на тему 'ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ КАК КОНЦЕПТ ФОРТЕПИАННОГО ОБУЧЕНИЯ В КИТАЕ'

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ КАК КОНЦЕПТ ФОРТЕПИАННОГО ОБУЧЕНИЯ В КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фортепианное обучение в Китае / принцип преемственности / традиции / учебно-об-разовательная программа / фортепианный репертуар / piano training in China / the principle of continuity / traditions / curriculum / piano repertoire

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ян Пэй

В статье рассматривается фортепианное обучение в Китае с позиции преемственности между всеми звеньями музыкального образования (начальный, средний, высший); преемственности традиций ведущих фортепианных школ; преемственности принципов формирования учебно-образовательных программ, учебных планов и учебного репертуара и т.д. Методология данного научного исследования опирается на системный подход к рассмотрению вопроса преемственности как концепта, а также основные принципы аналитического метода, дающего определить главные приоритеты развития фортепианного обучения в Китае и сформулировать перспективы дальнейших исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUITY AS A CONCEPT OF PIANO LEARNING IN CHINA

The article considers piano training in China from the standpoint of continuity between all levels of music education (primary, secondary, higher); continuity of traditions of leading piano schools; continuity of principles of formation of educational programs and educational repertoire. The methodology of this research is based on a systematic approach to the issue of continuity as a concept, as well as the basic principles of the analytical method, which identifies the main priorities for the development of piano learning in China and formulate prospects for further research.

Текст научной работы на тему «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ КАК КОНЦЕПТ ФОРТЕПИАННОГО ОБУЧЕНИЯ В КИТАЕ»

10. Лебедева, М. Б. Массовые открытые он-лайн-курсы как тенденция развития образования / М. Б. Лебедева // Человек и образование. - 2015. -№ 1(42). - С. 105-108.

11. Махаметова, М. М. Плюсы и минусы он-лайн-обучения / М. М. Махаметова // Современная педагогика. - 2017. - № 5(54). - С. 1-2.

12. Пиневич, Е. В. Дистанционное обучение: проблемы и решения / Е. В. Пиневич // Международный научный журнал. - 2017. - № 6. - С. 106110.

13. Смирнова, Ж. В. Дистанционное образование как процесс управления обучением / Ж. В. Смирнова, Ж. В. Чайкина // Мир науки. - 2017. -Том 5. - № 2. - С. 1-7.

CONTINUITY AS A CONCEPT OF PIANO LEARNING IN CHINA

Yang Pei

China

PhD student Herzen State Pedagogical University of Russia Saint Petersburg, Russia

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ КАК КОНЦЕПТ ФОРТЕПИАННОГО ОБУЧЕНИЯ В КИТАЕ

Ян Пэй

Китай

Аспирант Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена Санкт-

Петербург, Россия

Abstract

The article considers piano training in China from the standpoint of continuity between all levels of music education (primary, secondary, higher); continuity of traditions of leading piano schools; continuity of principles of formation of educational programs and educational repertoire. The methodology of this research is based on a systematic approach to the issue of continuity as a concept, as well as the basic principles of the analytical method, which identifies the main priorities for the development of piano learning in China and formulate prospects for further research.

Аннотация

В статье рассматривается фортепианное обучение в Китае с позиции преемственности между всеми звеньями музыкального образования (начальный, средний, высший); преемственности традиций ведущих фортепианных школ; преемственности принципов формирования учебно-образовательных программ, учебных планов и учебного репертуара и т.д. Методология данного научного исследования опирается на системный подход к рассмотрению вопроса преемственности как концепта, а также основные принципы аналитического метода, дающего определить главные приоритеты развития фортепианного обучения в Китае и сформулировать перспективы дальнейших исследований.

Keywords: piano training in China, the principle of continuity, traditions, curriculum, piano repertoire.

Ключевые слова: фортепианное обучение в Китае, принцип преемственности, традиции, учебно-образовательная программа, фортепианный репертуар.

В современных условиях интеграционные процессы в современной системе музыкального образования наполняют фортепианное обучение в Китае новым содержанием, методами и принципами, при этом сохраняя уже сложившиеся музыкально -педагогические традиции практики обучения игре на фортепиано, принципы построения учебных программ и планов, а также алгоритмы формирования репертуара. Именно поэтому развитие и поэтапное формирование современной школы игры на фортепиано в Китае имеют большое значение в контексте общего развития музыкальной культуры и традиций в стране.

Различные аспекты становления и развития системы фортепианного образования в Китае получили освещение научных исследованиях Хоу Юэ, Лю Цин, Ян Бохуа, Лю Гэ, Чэнь Го, Ван Пэйюаня,

Сяо Чаожань, Цзин Ли, Чжэн Ли, Лу Миндэ, Ли Сюй, Сюй Вэймин, У Ген-Ира и др.

Изучение вопроса особенностей национального фортепианного образования широко представлено в исследованиях Чжан Жун, Цзян Явэнь, Ду-ань Сяоцзюнь, Чжао Ли, Лян Цзицзин, Линь Цзин, Цао Цзунхуа, Ван Си, Ван Ди , Ма Цин, Хоу Гуюэ , Чэнь Диюнь , Хуан Тин, Цю Сюань, Ян Дэгуан, У Минвэй, Фан Цуй, Чжэн Юань, Дун Вэйвэй, Ван Цзицзя, Гуань Сяоцзя, Цю Гэ, Хэ Сыюань, Ван Фэй, Чжэн Вэнья и др.

Проблема преемственности является предметом изучения многих научных сфер (философии, культурологии, педагогики, психологии, искусствоведения и т.д.).

В Большом энциклопедическом словаре понятие «преемственность» определяется как «связь между явлениями в процессе развития в природе,

обществе и понимании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы» [2, с. 1021].

В философии категория «преемственность» рассматривается как «связь между различными этапами или ступенями развития как бытия, так и познания, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных сторон его организации при изменении целого как системы» (Э. А. Баллер) [1, с. 15].

В психологической науке преемственность изучается с позиции развития психологии личности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцева, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн и др.) и связи поколений (Т.И. Шнуренко, Г.С. Степанова, Е.В. Плотникова, В.Н. Карандашев и др.).

Особенно значимой в контексте нашего исследования может стать концепция Л.С. Выготского о взаимосвязи между развитием и обучением. Ученый отмечает, что «обучение только тогда будет удачным, когда оно предшествует развитию. Поэтому оно актуализирует и ряд функций, которые находятся на стадии созревания и лежат в зоне ближайшего развития. Обучение является наиболее плодотворным только тогда, когда оно происходит в пределах периода, обусловленного зоной ближайшего развития» [3, с. 252].

Преемственность в образовательном процессе обучения выступает одним из условий формирования новообразований личности, которые обеспечивают постоянное движение вперед на каждом из этапов учебно-воспитательного процесса. По сути, преемственность в обучении заключается в том, чтобы создать предпосылки и условия для конструктивной работы триады «прошлое, настоящее и будущее».

Проблему преемственности с точки зрения взаимодействия различных типов ученых учреждений, например согласованность учебно-образовательных программ, организации учебно-воспитательного процесса, коммуникации между учащимися, педагогом и учащимися и т.д. (М.Н. Лебедева, Л.П. Софронова, М.В. Зайцев, И.Б. Игнатова, Г.А. Михайловская, И.П. Потапов, Э.С. Черкасова и др.).

В контексте фортепианного обучения проблема преемственности занимает важное место среди научно-теоретических и научно-практических исследований, направленных на согласование содержания образования во всех звеньях общей системы музыкального образования. Преемственность и непрерывность обучения состоит во взаимозависимости двух последовательных образовательных звеньев. Она обеспечивает последовательный переход от одного возрастного периода образовательного звена к новому, сочетание нового опыта с предыдущим. Ведущим направлением профессиональной подготовки пианистов становится непрерывное образование, главной задачей которой является обеспечение преемственности и целостности педагогического процесса.

Вся история становления фортепианного образования в Китае построена на принципе преемственности: последовательность и взаимосвязь между звеньями музыкального образования; экстраполяция российской (советской) системы и структуры музыкального образования; продолжение традиций европейской и русской фортепианной школы; интеграция общих принципов создания и функционирования учебно-образовательных программ и планов, принятых в системе музыкального образования России; общие основы и принципы формирования учебного репертуара, принятых в фортепианном обучении в России и т.д.

Профессиональное фортепианное обучение в Китае берет свое начало с первой трети ХХ века. Китайский исследователь Ван Сяобей в своем диссертационном исследовании «60 лет развития китайской фортепианной образования», представил свое виденье классификации развития профессионального фортепианного образования. Так, датой рождений фортепианной школы Китая можно считать год образования Китайской Народной Республики, а именно 1949 г. «После «культурной революции» 1968-1978 годов начинается период восстановления и развития (1979-1990 гг.). Затем наступает этап реформирования образовательной системы, преодоление традиционной изоляции Китая путем обучения китайских специалистов в других странах и приглашение иностранных специалистов в КНР» [Цит. по: 6, с. 59].

Преемственность и непрерывность фортепианного обучения в Китае состоит во взаимозависимости двух последовательных образовательных звеньев. Она обеспечивает последовательный переход от одного возрастного периода образовательного звена к новому, сочетание (только) добытого опыта с предыдущим. С одной стороны, она предполагает направленность обучения (в школе, музыкальном колледже) требования, которые будут предъявлены студентам ВУЗов (например, будущим учителям музыки), а с другой стороны, на полученные знания, навыки и опыт студентов, на активное использование их в обучении.

Общее начальное музыкальное образование в Китае осуществляется в общеобразовательных школах. Наряду с уроками музыки, которые традиционно называют «школьная песня», во второй половине дня, ученики школы имеют возможность осваивать игру на фортепиано, что позволяет не только играть соло, но и аккомпанировать себе во время пения.

С момента утверждения в 1982 г. Министерством образования Китая двух важных законопроекта Устава музыкального воспитания как части программы пятилетнего школьного обучения младшей ступени и Устава музыкального воспитания как части программы младших и средних классов общеобразовательной школы, музыкальному воспитанию в общеобразовательной школе стала отводится ведущая роль.

Начальное профессиональное фортепианное обучение учащиеся КНР могут получить в ряде учебных учреждений: ДМШ при консерваториях,

ДШИ при академиях искусств, специальные классы в общеобразовательных школах, частные музыкальные школы.

Также в КНР широкую популярность среди учащихся, желающих продолжить свое обучение игре на фортепиано, приобретают колледжи искусств. В учебных учреждениях данного уровня, студенты получают так называемое среднее профессиональное образование.

Профессиональное фортепианное образование в ВУЗах Китая осуществляется по нескольким направлениям: консерватория, академия искусств, многопрофильные университеты, факультеты педагогических ВУЗов.

Как указывает исследователь Дин И, особенно важным для профессионального фортепианного образования является «четко намеченный «Государственный долгосрочный и среднесрочный план развития и реформы образования на 2010-2020 годы», где акцент поставлен на сбалансированности фундаментального образования, всеохватности среднего образования, качественности высшего и развитости профессионального образования» [4, с. 12].

Главным условием обеспечения преемственности является направленность музыкальной школы, колледжа и ВУЗа на профессиональную деятельность. Однако структура учебно-воспитательного процесса в этих заведениях имеет свою специфику.

Важным фактором развития современного фортепианного образования КНР является интеграция традиций различных фортепианных школ и их представителей в музыкально-образовательное пространство страны.

Стоит отметить, что традиции современного фортепианного искусства в Китае заложили музыканты, получившие образование в различных учебных заведениях мира. Среди них: Юй Бяньмин, Чжан Цзюньвей, Чжу Гун-И, Чжоу Гуанжен, Фу Цун (обучались в Италии, у известного педагога М. Пачи), Ван Жуйшан, Ли Еньке (получили образование в США), Сяо Юмей (учился в Японии и Германии), Ян Цунчжи (получил образование во Франции), Ли Щанмин, Дин Шанду, В Леи, Ли Цуйчжен (учились у российского педагога Б.Захарова). Эти музыканты вместе с педагогами других стран сделали первые шаги становления и развития китайской фортепианной педагогики.

Прочной основой для развития китайской фортепианной педагогики стало открытие консерватории им. А. Глазунова в Харбине (1925 г.). Ее основателем была русская эмигрантка В. Диллон, которая закончила Лейпцигскую консерваторию по классу фортепиано и виртуозно владела инструментом; Шанхайского государственного института музыки (1927) позже консерватории, а также создание оркестра западноевропейского типа.

Огромный вклад в становление фортепианного образования был осуществлен великими российскими педагогами Б.С. Захаровым и А.Н. Черепни-ным, заложивших прочный фундамент самой фортепианной педагогики Китая. Одновременно с педагогической деятельностью Б.С. Захаров и А.Н.

Черепнин активно концертируют, а, следовательно, знакомят китайских студентов и слушателей с классическим фортепианным репертуаром, произведениями И.С. Баха, В.А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Ф. Шопена, Р. Шумана, Э. Грига, К. Дебюсси, М. Равеля и т.д.

Многие методы, которые применяли в учебно-методических планах российские (советские) педагоги начала ХХ века, используются в китайских музыкальных заведениях и сегодня. В частности, в музыкальных школах и колледжах ежегодно проводится технический зачет. Он включает упражнения Ш. Ганона, гаммы, двойные ноты, арпеджио, октавы, которые называют необходимыми для пианистов «витаминами» [7, с. 134]. Сегодня можно смело считать достижения российских педагогов-эмигрантов (в частности Б.С. Захарова) школой профессионализма, ведь они позволили сделать качественный скачок в истории фортепианной педагогики Китая.

Открытие в Китае большого количества музыкальных учебных заведений в первой половине ХХ в. стало предпосылкой роста интереса к фортепиано, увеличение круга любителей фортепианного искусства, активизации профессионального фортепианного образования, появления виртуозов-исполнителей, победителей национальных и международных фортепианных конкурсов, то есть «вхождения китайский исполнителей в активную концертную жизнь, выход за пределы страны и международный резонанс» [6, с. 78].

Неслучайно исследователь эволюции китайской фортепианной педагогики Сюй Бо, подчеркивает, что начиная с 1949 г. в Китае начался небывалый фортепианный бум. По мнению Сюй Бо, «убедительным свидетельством китайского «фортепианного бума» стало завоевание высоких позиций в мировом исполнительском рейтинга» [6, с. 82], а именно участие китайских пианистов на сцене многочисленных международных конкурсов (им. Ф. Шопена, П. Чайковского, Ф. Листа, Р. Шумана, Дж. Энеску, Б. Сметаны, Королевы Елизаветы в Брюсселе и т.д.).

Как указывает Дин И, «в настоящее время фортепиано на все более высоком профессиональном уровне преподается в специализированных музыкальных институтах (консерваториях и академиях), педагогических университетах, многопрофильных университетах, обычных начальных и средних школах, в детских садах» [4, с. 12].

В своем диссертационном исследовании «Концертная жизнь современного Китая» Ло Чжихуэй отмечает, что «на рубеже ХХ - ХХ1 века в Китае: более десяти миллионов пианистов; многие дети учатся музыке, поэтому музыкальные школы страны, как правило, очень большие (например, частная Пекинская музыкальная школа обучает более 23 тысячи молодых музыкантов); страна поддерживает престиж данной профессии, обеспечивает финансовую помощь, особенно перспективным молодым талантам» [5, с. 56].

Сегодня фортепианное обучение в Китае начинает «отходить» от старых методов обучения, внимание педагогов направлена на личность ребенка, его творческие начинания, развитие самостоятельности мышления, в методику обучения игры на фортепиано проникают новые направления развивающего обучения. Эти тенденции также отражены и в принципах формирования репертуара, который с одной стороны сохраняет традиции классической фортепианной школы, с другой наполняет новым содержанием, в частности творческими достижениями современных китайских композиторов.

Так, например, в фортепианный репертуар ученика старших классов музыкальной школы Китая состоит: гаммы, упражнения Ш. Ганона, этюды К. Черни, М. Мошковского, сонаты Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. ван Бетховена, миниатюры Ф. Шопена и Ф. Мендельсона, пьесы китайских композиторов (Шэнь Чуаньсин, Чжэн Сяо Инь, Ли Инхаем, Ван Цзяньчжун др.).

Изучая вопрос формирования национального репертуара в современном фортепианном образовании, исследователь Дин И отмечает, что «особое значение придается преподаванию и исполнению китайских фортепианных произведений, проходят специальные концерты китайской фортепианной музыки, происходит постоянная демонстрация и популяризация отечественных фортепианных опусов, пропагандируются достижения китайского пианизма» [4, с. 17].

Отдельно следует сказать и о такой специфической особенности фортепианной культуры Китая как популярность стиля classical crossover (классический кроссовер), который позволяет осваивать известные классические произведения, написанные в «облегченной форме», аранжировкой с джазовыми элементами. Очень популярными в Китае являются современные аранжировки классических произведений Р. Клайдермана.

Китайский фортепианный репертуар отмечен не только изданиями произведений определенных композиторов, но и наличием различных репертуарных сборников, которые несут существенную практическую значимость. Репертуарные сборники, составлены по принципу последовательного овладения исполнительными средствами, жанровыми принципами, расширения круга художественно-образной программы, фольклорными источниками и т.д. Среди примеров репертуарных сборников, которые пользуются большой популярностью сегодня, например: Библиотека шедевров

китайского фортепиано (3 части), Джо Хисайши «Популярные классические произведения» и т.д.

Вышеизложенное позволяет нам сделать вывод, что фортепианный репертуар является примером синтеза классических произведений западноевропейских композиторов и национальной фортепианной музыки. То есть, с одной стороны прослеживается преемственность традиций европейской фортепианной педагогики, а с другой стороны, сохранение и популяризация национальной фортепианной школы средствами лучших образцов китайской фортепианной музыки.

Итак, преемственность является концептом фортепианного обучения в Китае. Преемственность следует рассматривать как сложный, непрерывный, целостный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов игры на фортепиано в логической системности и последовательности, на разных ступенях обучения, в частности в системе «музыкальная школа - колледж - ВУЗ». Обеспечение преемственности фортепианного обучения в Китае реализуется путем взаимосвязи, согласования и постепенного усложнения содержания учебных планов, программ, репертуара всех звеньев музыкального образования с целью формирования исполнительской компетентности пианистов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры / Э.А. Баллер. - М.: Наука, 1969. - 294 с.

2. Большой энциклопедический словарь. -М., 2002. - 1456 с.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский / Под ред. В.В. Давидова. -Москва: Педагогика, 1991. - 480 с.

4. Дин И. Система фортепианного образования в современном Китае: структура, стратегии развития, национальный репертуар : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02. / Дин И. - СПб., 2020. -213 с.

5. Ло Чжихуэй. Концертная жизни современного Китая : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02. / Ло Чжихуэй. - СПб., 2016. - 213 с.

6. Сюй Бо Феномен фортепианного исполнительства в Китае на рубеже ХХ - XXI веков : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02. / Сюй Бо. - Ростов на Дону, 2011. - 149 с.

7. Хуан Чжулин. Пути развития детской фортепианной музыки в Китае : автореф. дис. ... канд. искусствовед. : 17.00.03 / Хуан Чжулин. - Харьков, 2009. - 29 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.