Научная статья на тему 'ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ИДЕЙ В ХРАМОЗДАТЕЛЬСТВЕ НА ЮГЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ'

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ИДЕЙ В ХРАМОЗДАТЕЛЬСТВЕ НА ЮГЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
216
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОТОТИП / РЕГИОНАЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА / ХРАМОЗДАТЕЛЬСТВО / РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ / ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Охотникова Ю. В.

В данной статье разбираются вопросы интерпретации и соотношения исторических прототипов в архитектуре дальневосточного православного храма. Отмечаются количественные показатели в развитии храмовой архитектуры на юге Дальнего Востока России с конца XIX до начала XXI вв., указываются храмы-символы, анализируется композиционные приёмы и планировочные решения. Через призму общероссийских тенденций развития храмоздательства рассматривается влияние творчества К.А. Тона на дальневосточную храмовую архитектуру конца XIX ̶ начала XX вв. Прослеживается преемственность архитектурных приемов в дальневосточном храмоздательстве выработанных на протяжении непростого исторического периода. В исследовании делается акцент на главные кафедральные соборы, которые возведены на юге Дальнего Востока в конце XIX ̶ начала XX вв. и кафедральные соборы, сооруженные в начале XXI века. Выявляются схожие черты в планировочном, стилистическом и композиционном построениях православных храмов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUITY OF IDEAS IN CHURCH BUILDING IN THE SOUTH OF THE RUSSIAN FAR EAST

This article examines the issues of interpretation and correlation of historical prototypes in the architecture of the Far Eastern Orthodox church. Quantitative indicators in the development of temple architecture in the south of the Russian Far East from the end of the XIX to the beginning of the XXI centuries are noted, temples-symbols are indicated, compositional techniques and planning solutions are analyzed. Through the prism of all-Russian trends in the development of architecture, the influence of K. A. Ton's work on the far-eastern temple architecture of the late XIX-early XX centuries is considered. The author traces the continuity of architectural techniques in the Far Eastern church building developed during a difficult historical period. The study focuses on the main cathedrals, which were built in the south of the Far East in the late XIX-early XX centuries. and cathedrals, built in the early XXI century. Similar features are revealed in the planning, stylistic and compositional structures of Orthodox churches.

Текст научной работы на тему «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ИДЕЙ В ХРАМОЗДАТЕЛЬСТВЕ НА ЮГЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ»

Преемственность идей в храмоздательстве на юге Дальнего Востока России

Охотникова Юлия Викторовна

кандидат архитектуры, доцент кафедры «Дизайн архитектурной среды», Институт Архитектуры и дизайна, Тихоокеанский государственный университет, [email protected]

В данной статье разбираются вопросы интерпретации и соотношения исторических прототипов в архитектуре дальнево сточного православного храма. Отмечаются количественные показатели в развитии храмовой архитектуры на юге Дальнего Востока России с конца XIX до начала XXI вв., указываются храмы-символы, анализируется композиционные приёмы и планировочные решения. Через призму общероссийских тенденций развития храмоздательства рассматривается влияние творчества К.А. Тона на дальневосточную храмовую архитектуру конца XIX - начала XX вв. Прослеживается преемственность архитектурных приемов в дальневосточном храмоздательстве выработанных на протяжении непростого исторического периода. В исследовании делается акцент на главные кафедральные соборы, которые возведены на юге Дальнего Востока в конце XIX-начала XX вв. и кафедральные соборы, сооруженные в начале XXI века. Выявляются схожие черты в планировочном, стилистическом и композиционном построениях православных храмов.

Ключевые слова: исторический прототип, региональная архитектура, храмоздательство, русско-византийский стиль, православный храм, Русская Православная Церковь.

Введение

С конца XX в. во всей России, в том числе и на Дальнем Востоке начался процесс возрождения Русской Православной церкви. Вследствие чего, как и сто лет назад возник рост числа приходов, и соответственно началось активное строительство храмов. Рассматривая дальневосточное православное храмоздательство, видим, что строительные инженеры рубежа XIX - XX вв. и архитекторы конца XX - начала XXI вв. возводили церкви в традиционных архитектурных формах, при этом обращались к определенным образцам и наследию зодчества. В данной работе на основе изучения научных материалов, где освещены проблемы, и традиции церковного строительства проводится анализ ряда дальневосточных храмов построенных в конце XlX -начала XXI вв.

В настоящее время в литературе поднимаются вопросы современной храмовой архитектуры, где содержатся фактологические сведения о строительстве храмов. Публикуются статьи в следующих изданиях: «Журнал Московской Патриархии», «Церковный вестник», «Архитектура. Строительство. Дизайн», «Проект Россия», «Проект Байкал». Исследования храмоздательства конца XX - начала XXI в. отражаются в трудах А.С. Щенкова [1,2], И.Л. Бусевой-Давыдовой [3], игумена Александра (Фёдорова) [4], А.А. Парфенова, В. Орловского [5], Т.Н. Кудрявцевой, М.П. Кудрявцева, А.Б. Бодэ, Т.Н. Вятчаниной [1], Н.Е. Антоновой. Ряд вопросов современного храмоздательства освящены в книге С.Я. Кузнецова «Православие и архитектура», в монографии «Архитектура православного храма» под общей редакцией доктора архитектуры А.С. Щенкова [2]. Анализируя материал по храмостроению на Дальнем Востоке, отметим работы профессора Н.П. Крадина [6], С.С. Левошко [7], Д.С. Масленниковой [8]. Указанные авторы рассматривают значимые объекты православной архитектуры конца XIX - начала XX вв., анализируют их планировочные и композиционные построения, отмечают стилистическую характеристику некоторых построек.

Информация о новых храмах содержится в справочниках-указателях [9], в интернет ресурсах епархий [10],[11], [12], где описывают отдельные храмы, а также ход строительства возводимых православных сооружений, отмечаются трудности, с которыми сталкиваются приходы. Проблемы современного храмостроения на Дальнем Востоке России освещались в статье Э. Подой-ницыной, где рассматривалась хронология строительства церквей, и показывался фактологический материал [13]. Ни в одном из указанных материалов не проведена художественно-стилистическая оценка построек возведённых в конце XX - начала XXI вв. в указанном регионе. Поэтому в настоящее время исследование архитектуры современных православных храмов на юге Дальнего Востока является актуальным. В данной работе акцент сделан на рассмотрении интерпретации и соотношения исторических прототипов в архитектуре дальневосточного православного храма, выявлении преемственности

X X

о го А с.

X

го m

о

ю

2 О

м

см

0 см

со

01

о ш т

X

3

<

т О X X

архитектурных приемов тенденции стилевого развития от формирования храмоздательства до настоящего времени.

Развитие храмовой архитектуры на юге Дальнего Востока России.

Формирование храмовоИ архитектуры на юге Дальнего Востока с конца XIX до настоящего времени происходило динамично и вместе с тем трагично. На протяжении небольшого исторического отрезка (1852 -1917) на юге Дальнего Востока было выстроено 255 храма. [14] В конце XIX века очаги православного церковного зодчества юга Дальнего Востока сосредотачивались в Благовещенске, Хабаровске, Владивостоке. В этих городах и были построены знаковые дальневосточные храмы указанного времени: Успенские соборы в Хабаровске и во Владивостоке, Никольская и Вознесенская церкви в Благовещенске, Покровская церковь во Владивостоке.

В дальнейшем, с приходом эпохи отрицания православия (1917-1990) храмы разрушались, наибольшие потери произошли в 1930-е гг., однако и в 1960 - 1980-е гг. продолжалось разрушение оставшихся единичных культовых построек. Вследствие чего, к 1990 г. сохранилось малое количество дальневосточных храмов и в большинстве своем они имели значительные утраты и поздние перестройки. Известно, что к 1990-м гг. сохранилось лишь 18 храмовых сооружений [14]. На тот период церкви требовали полного восстановления или реставрации, т.к. часть из них оставалась в руинах, другая часть была обезглавлена и переоборудована под иные функции (клуб, планетарий, дом культуры).

После принятия в 1990 г. Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях» в стране сложилась новая система государственно-церковных отношений. Важность данного Закона состояла в том, что Русская Православная Церковь получила правовую основу своей деятельности и приобрела статус юридического лица. [15]. С этого периода происходит активное возвращение имущества Церкви и передаётся земля под строительство храмов. Таким образом, на исторических местах начинают восстанавливать церкви, которые были полностью уничтожены. Это Градо-Хабаровский собор Успения Божией Матери (2000-2002), церковь Покрова Пресвятой Богородицы (2004-2007) во Владивостоке, храм Благовещения Пресвятой Богородицы (построен в 1998-2003 гг. на месте Никольского собора) в Благовещенске, отреставрирована церковь Святителя Иннокентия Иркутского в Хабаровске. К настоящему времени на юге Дальнего Востока России насчитывается 225 вновь выстроенных храмов (в том числе 30 строящихся) и 9 монастырей.

Влияние творчества К.А. Тона на дальневосточную храмовую архитектуру конца XIX - начала XX вв.

Рассматривая вопросы соотношения исторических прототипов в архитектуре православного храма необходимо обратиться к началу формирования храмового зодчества на Дальнем Востоке и выявить влияния на стилистические направления. Известно, что на протяжении XIX века происходило активное храмостроитель-ство в Москве, Санкт-Петербурге, которое формировало «образцовую» архитектуру и регламентировало строительный процесс застройки на окраинах России. В русской архитектуре в 1830-1850 гг. формируется национальный стиль, который поддерживался официальной

идеологией. Сформулированная доктрина «официальной народности» («православие, самодержавие, народность») утверждала незыблемость существующего строя, в полной мере отражала интересы государства на новых территориях юга Дальнего Востока. Символом православия и народности на этих землях являлось строительство храмов в русском стиле.

В дальневосточных городах в конце XIX в. возводились свои храмы-символы, подобные храму Христа Спасителя, это Никольская церковь в Благовещенске, Успенские соборы в Хабаровске и Владивостоке, которые можно считать символами государственной доктрины. В XIX в. одна из ведущих ролей в развитии национального стиля принадлежала профессору архитектуры К.А. Тону, который являлся автором альбомов образцовых храмов (1839, 1844 гг.). В них отражалось возрождение к русскому национальному стилю в храмовом зодчестве (церковная архитектура XVI века). По проектам К. А. Тона строилось множество храмов по всей Российской империи. Храмы архитектора К.А. Тона демонстрировали преемственность в архитектуре, где сочеталось ''прямое воспроизведение прошлого опыта с его преобразованием'' [17]. К наиболее характерным проявлениям особенностей объемно-пространственного и планировочного решений относится пятишатровый кре-стово-купольный тип храма с четырьмя опорами (церковь Св. Мирония в Егерском полку в Петербурге, Рождественский собор (1845-1860 гг.) в Красноярске). Хотя пятишатровые храмы по утверждению доктора архитектуры, профессора А.С. Щенкова [2] не часто строились в России, но в Дальневосточном храмоздательстве этот композиционный приём активно применялся при строительстве кафедральных соборов.

Отметим общие черты объемно-пространственной композиции ряда храмов: Рождественский собор в Красноярске, Успенский собор в Хабаровске, Христорожде-ственская церковь в Тамбове, церковь Св. Мирония в Егерском полку в Петербурге, Никольский собор в Благовещенске, Успенский собор во Владивостоке. Объем собственно храма имел форму четырехгранника, на фасадах незначительно выступали ризалиты, которые венчались лучковыми полуфронтонами (в дальневосточных храмах) или треугольными фронтонами (Христо-рождественская церковь в Тамбове, Рождественский собор в Красноярске). Реже применялись декоративные кокошники в подкарнизной части центрального храмового объема (церковь Св. Мирония в Егерском полку в Петербурге).

Представленные храмы венчались пятишатровым завершением. Боковые шатры в церквях Благовещенска и Тамбова менее развиты по вертикали, и силуэты их менее выразительны. Наличие декоративных элементов в виде люкарн в шатровом покрытии в Никольской церкви Благовещенска, в Рождественском соборе Красноярска, в Благовещенской церкви Петербурга обогащало пластику и силуэт завершения храмов. Применение кокошников у основания шатров являлось также характерным приёмом, причем в церквях центральной части России кокошники имели усложненную килевидную конфигурацию, а в дальневосточных храмах они были полукруглыми.

Вариантность развития колоколен была самой разнообразной: двухъярусная (Рождественский собор в Красноярске, Никольский собор в Благовещенске), трехъярусная (Успенский собор в Хабаровске (после

1901 г.) и четырехъярусными (церковь Св. Мирония в Егерском полку).

Имелись определённые отличия в сторону упрощения и обобщения в декоративной обработке поверхностей фасадной плоскости между столичными образцами и дальневосточными церквями. В дальневосточных храмах упрощалось оформление главного (западного) входа, обрамление оконных проемов, менее развитым становился карнизный пояс. Так на главном входе Успенских соборов Хабаровска и Владивостока отсутствовал декоративный внутренний фронтон, арочный дверной проем имел ленточное обрамление. Значительные изменения наблюдались в декоративном оформлении оконных проёмов. В столичных аналогах и Рождественском соборе Красноярска в структуру оконного обрамления входили декоративные пучки колонок, которые венчались треугольными тимпанами. Схожий мотив наблюдался в Никольской церкви Благовещенска. В Успенских соборах Хабаровска и Владивостока оформление окон сводилось к простому ленточному обрамлению.

Ведущей темой в творчестве местных дальневосточных архитекторов становились вариации в пределах предлагаемых известных схем построения формы. Происходило строительство храмов по образцам без прямого цитирования. В приёмах построения схем-вариаций обнаруживаем, что незначительно трансформировалось пропорциональное соотношение основных объёмов, в колокольне менялось число метрически повторяющихся элементов, упрощался, нивелировался декор.

Объединяющим признаком следующей группы послужило схожее завершение храмов - пятиглавие, компактность основного объема, который стремится к кубической форме, а также использование схожих мотивов в декоре. В силуэтах храмов доминировала крупная центральная глава. Более яркое звучание указанных форм происходило в столичных храмах (Введенский собор в Петербурге, церковь во имя Святой Екатерины в Царском Селе), меньший контраст достигнут в дальневосточном храме (Вознесенская церковь в Благовещенске). Пятиглавые храмы имели большое распространение и возводились повсеместно в столицах, в центральной части Империи, в сибирских городах, на восточной окраине подобный образ также был взят за основу. Объёмные композиции Покровской церкви (1900 - 1902 гг.) во Владивостоке и Вознесенской церкви (1898) в Благовещенске имели значительные сходства со столичным аналогом (церковь Святой Екатерины в Екатерингофе). Постановка пяти барабанов и обработка их у основания декоративными закомарами свидетельствует об использовании мотивов московского зодчества XV - XVI веков. В дальневосточных храмах боковые барабаны не имели открытых звонов в отличие от столичного аналога, и главный барабан был менее массивен. Массивные кокошники в оформлении ризалитов, наличие больших гладких оштукатуренных поверхностей, применение тонких колонок - все это придавало петербургским храмам монументальность и величественность. В отличие от столичных аналогов дальневосточные церкви имели иное членение, вместо тонких колонок применялись широкие рустованные пилястры (Покровская церковь).

Элементы объемной композиции - круглые барабаны, кокошники, со-ответствующие сводам, способ-

ствовали созданию художественного образа сооружения, наделяя его торжественностью и величием. Декоративные детали - обработка оконных проемов и портальной части, полуколонны, рустованные пилястры, арочно-колончатый декор цилиндрических барабанов, активная проработка карнизного пояса рядом квадратных тимпанов усиливали это впечатление. В конце XIX века стилистические мотивы и указанные приемы объемно-пространственного решения активно транслировали местные инженеры при проектировании дальневосточных каменных храмов, беря за аналоги проекты архитектора К.А. Тона.

Стилистические и композиционные приёмы построения в современном храмоздательстве на Дальнем Востоке.

Исторический период отрицания и запрета Православной Церкви как социального института, и как следствие многолетний перерыв в строительстве храмов не мог не сказаться на потере опыта храмоздательства, произошло прерывание традиций. В связи с чем, забыты творческие и строительные приёмы, тонкости технического выполнения традиционных конструкций.

В современном храмостроении Дальневосточного региона приоритетным направлением является следование традиционной иконографии. В ряде вариантах прочитывается повторение традиционной формы, как в планировочном и объемно-пространственном решении, так и в выборе и компоновке деталей. В качестве аналогов выбираются произведения Владимиро-Суздальской земли (храм Преподобного Серафима Саровского и храм Святой Преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы в Хабаровске), Московского зодчества XVI века (Кафедральный собор во имя пророка Божия Илии в Комсомольске-на-Амуре), Псковско-Новгородского зодчества XVI в. (Воскресенский Собор г. Южно-Сахалинска - 1993 г).

Однако по-прежнему, как сто лет назад активно применяется в качестве образца «русско-византийский стиль», родоначальником которого в XIX в. являлся Константин Андреевич Тон. В новый период с 1990-х гг. выстраивали не абсолютные копии, но в образах и в деталях современные архитекторы настойчиво обращаются к первоначальным (утратившим) образцам. При этом может наблюдаться различная степень соотношения как традиционной, так и новаторской составляющей, которая выражалась в поисках новых пропорций и пластических решений облика храма (в частности заполнение стен, где их обработка проводилась более лаконично).

Перед архитекторами ставились дополнительные задачи: не смотря на изменившуюся градостроительную ситуацию восстанавливающийся храм должен являться доминантой в новой городской среде и вмещать большее количество прихожан, чем его «предшественник». Таким ярким примером является Градо-Хабаровский собор Успения Божией Матери (2000-2002 гг.), который выстроен в нехарактерных для православного сооружения пропорциях. Несмотря на то, что прямым аналогом являлся разрушенный в 1930-е гг. собор, автор проекта Ю.В. Подлесный выполнял основную задачу: новый храм должен нести в себе, прежде всего роль градостроительной доминанты, которая фиксируется с разных ракурсов центральных (исторических) улиц города. В связи с чем, основной объём храма выделяется активной вертикалью и имеет соотношение к горизонтали как два с половиной к одному. Ярус восьмериков выполнен

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю

2 О

м

см

0 см

со

01

о ш т

X

3

<

т О X X

практически прямой цитатои своего «предшественника», однако эксперимент по значительному увеличению высоты ядра храма привел не только к изменению пропорционального строя всего сооружения, но и к нарушению его восприятия как православного храм. Напомним, что важное качество архитектуры церкви её «благолепие», что свидетельствует о почитании и любви храмостроителей и прихода к данному уникальному сооружению. Указанные признаки выражаются как в богатстве канонических объемных форм, так и в отточенности пропорций. К сожалению, в новой интерпретации у Градо-Хабаровского собора Успения Божией Матери возник диссонанс пропорций канонических объёмов, однако достигнута цель по выполнению роли градостроительной доминанты.

В отличие от Градо-Хабаровского собора Успения Божией Матери, проектирование и строительство Покровской церкви (2004-2007гг., главный архитектор Владимир Чиртик) во Владивостоке велось без поиска новых радикальных соотношений в пропорциях основных объёмов. Во внешнем облике Покровской церкви ясно прочитывается прототип разрушенного в 1930-е годы кладбищенского храма. Анализируя Покровский храм (1900-1902 гг.) и восстановленную Покровскую церковь (таблица 1), обнаруживаем схожие внешние архитектурные формы и детали декора: пятиглавое завершение, обработка основания барабанов, вертикальные тяги в виде рустовки нижнего яруса храма. Необходимо отметить некоторые композиционные приёмы, которые помогли гармонизировать внешний облик новой церкви. По сравнению со своим прототипом в новой Покровской церкви нижний ярус активнее развит по вертикали и приобрёл кубическую форму, силуэт завершения собственно храма над северным и южным входом стал венчать крупный килевидный кокошник, колокольня активно устремилась ввысь, при этом в плане стала более компактной. Объёмно-пространственное и художественное решение этих храмов рождают ассоциации с композициями храмовых построек, спроектированных архитектором К.А. Тоном (церковь Святой Великомученицы Екатерины в Санкт-Петербурге).

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (1998-2003 гг.) воздвигнутая на месте Никольского собора (1879-1885 гг.) в Благовещенске только фрагмен-тально напоминает исчезнувший храм. Архитектурные объёмы, такие как шатровая колокольня и центральный восьмерик с шатровым завершением, обработанные люкарнями, стилистически указывают на прототип. В остальном наблюдается подчеркнуто контрастное решение объёмных элементов нового собора. Так вокруг шатрового восьмерика размещены небольшие главки на барабанах, и завершение собственно храма решено в виде закомар. Невысокие полукруглые апсиды и активно выдвинутые треугольные портики с южного и северного фасадов придают определенную дробность сооружению. В таблице 1. можно увидеть, как происходила «трансформация» в построении объемно-планировочной композиции и декоративных элементов указанных храмов.

В связи, с чем отметим, что одно из стилевых направлений современных дальневосточных архитекторов ориентировано на метод продолжения традиций в русско-византийском стиле. Об этом свидетельствует выстроенный в 2000-2001 гг. новый собор Казанской иконы Божией Матери в г. Комсомольске-на-Амуре. Хотя храм построен в городе, история которого начиналась с

1930-х гг., однако в сооружении наблюдаем композиционные приёмы и стилевые традиции середины XIX в. Архитектурное направление заимствовано из арсенала творчества архитектора К.А. Тона (альбом проектов церквей 1839-1844 гг., соборная церковь в городе Красноярске), так из региональных аналогов -Успенские соборы в Хабаровске и Владивостоке, Никольская церковь в Благовещенске, выстроенные в конце XIX в.

Таблица 1

Преемственность идей в Дальневосточном храмовом зодчестве

Проекты церквей архитектора К.А. Тона (из альбома церквей 1839-1844 гг.)

ЖЕ

Проект соборной церкви в городе Красноярске [16]

Церковь Святой Великомученицы Екатерины в Санкт-Петербурге [16]

Храмы возведены до 1917 г.

1. Успенский собор в Хабаровске (после 1905г) фото [14]

Покровская (кладбищенская) церковь (1900 - 1902 гг.) во Владивостоке [21]

Храмы возведены в начале 2000-х гг. на исторических местах раз-шенных церквей

3. Градо-Хабаровский собор Успения Божией Матери (2000-2002гг.)

_[19]_

Строительство

Покровская церковь (2004-2007 гг.) во Владивостоке, главный архитектор проекта Владимир Чиртик [21]

Храм во имя Христа Спасителя в Москве

в 2000-е гг. главных соборов митрополий

Проект каменной церкви из альбома церквей [16]

Спасо-Преображен-ский собор в Хабаров-

Спасо-Преображен-ский собор в Хабаровске, фото [22]

Спасо-Преображенский собор во Владивостоке

Проект собора во Владивостоке. Фото: ОАО "ДНИИМФ" [23]

Яркими примерами современных церквей «русско-византийского стиля» являются новые кафедральные соборы в Хабаровске и во Владивостоке, в их образах настойчиво транслируются идеи К.А. Тона. Проект Спасо-Преображенского собора разработан коллективом архитекторов ДНИИМФа (Владивосток) во главе с А.С. Котляровым и В.В. Чиртик в 2000 г. Проект Спасо-Преображенского собора в Хабаровске разработан командой архитекторов: Юрий Живетьев, Николай Проку-дин и Евгений Семёнов.

Указанные храмы по праву являются центрами возрождения православных ценностей, главными соборами Митрополий. Символичны не только их названия, но и расположение в структуре городов. Храмы органично вписаны в окружающую среду. Спасо-Преобра-женский собор в Хабаровске воздвигнут на крутом берегу Амура, Спасо-Преображенский собор во Владивостоке стоит на высоком берегу Японского моря, что обеспечивает их доминирование в прилегающей местности.

Данные соборы отличаются выверенными пропорциями и лаконичным художественным оформлением, которое соответствует их общему объёмно-пространственному решению. Венчание пятиглавием, силуэты главок, завершение компактного основного объёма в форме килевидных кокошников вызывают ассоциации с композицией храма Христа Спасителя в Москве архитектора К.А. Тона. Что касается планировочного решения, то и здесь имеются схожие приёмы. Спасо-Преоб-раженские соборы, как и храм Христа Спасителя, это многоуровневые храмовые комплексы с развитыми наружными открытыми террасами, окружающие здание на уровне перекрытий подклета. В отличие от хабаровского собора, основным объемом которого является строго симметричный крест с прямоугольной апсидой, владивостокский собор имеет несколько вытянутый по оси восток-запад объём собственно храма с трёхчаст-ной полукруглой апсидой и глубоким открытого типа портиком увенчанного главкой на высоком барабане. Указанные композиционные и стилистические решения придают соборам национальный характер. Подчеркивается это утверждение также некоторыми специфическими деталями и формами декора в стили каменного «узорочья» XVII в. Спасо-Преображенского собора во Владивостоке.

Вывод

В настоящее время нельзя с определённой точностью выявить стилевые закономерности в превалировании того или иного направления дальневосточной храмовой архитектуры. Однако следует отметить, что преобладающими мотивами являются интерпретации и соотношения исторических прототипов. Рассматривая храмоздательство на Дальнем Востоке, обнаруживаем общие тенденции в его развитии. Современные архитекторы активно интерпретируют в главных городских соборах идеи русско-византийского стиля, в том числе как сто лет назад идеи его родоначальника К.А. Тона. Вместе с тем происходят попытки новаторских составляющих, где используется иной пропорциональный строй нехарактерный на православного зодчества (Успенский собор (2001-2002 гг.) в Хабаровске). Поиск новых пластических решений происходит через изменение в соотношении глади стен и декоративных деталей в сторону большей лаконичности (Спасо-Преображенские соборы в Хабаровске и Владивостоке). В течение двадцати лет XXI в. у архитекторов вновь появляется необходимый опыт в храмостроении, в связи, с чем проекты православных храмов становятся на более высоком профессиональном уровне.

Литература

1. Архитектура русского православного храма /под общ. ред. доктора архитектуры Щенкова А.С. М.: Памятники исторической мысли, 2013. - 528 с.: ил.

2. Щенков, А.С. О традиционной форме в современном храмостроении / А.С. Щенков // Христианское зодчество: новые материалы и исследования. - М. : Едито-риал УРСС, 2004. - С. 861 - 867.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Бусева-Давыдова, И.Л. Современные храмы Санкт-Петербурга: опыт анализа / И.Л. Бусева-Давы-дова // Архитектура в истории русской культуры. Вып. 7. Санкт-Петербург и архитектура России. - М., 2007. - С. 236 - 258.

4. Александр (Фёдоров), игумен. Православный храм на рубеже столетий /Фёдоров Александр // Проблемы русского искусства. Академия художеств и храмовое искусство. История и современность. Вып. 8. - СПб., 2008. - С. 71-75.

5. Орловский, В. О проектировании храмов в современных условиях/В. Орловский // Архитектура. Строительство. Дизайн. - 2003. - № 6 (40). - С. 50 - 53.

6. Крадин Н.П. Старый Хабаровск: Портрет города в дереве и камне (1858 - 2008).-Хабаровск: Изд-во «Рио-тип», 2008. - с.448, ил.

7. Левошко С.С. Россия на Дальнем Востоке: символы градостроительной политики и православные храмы в русском стиле (вторая половина XIX - первая треть XX веков) С.С. Левошко // Христианское зодчество. Новые материалы и исследования / отв. ред. И.А. Бондаренко. М.: Едиториал УРСС, 2004. С.664 - 703.

8. Масленникова Д.С. Особенности архитектуры православных храмов в Ки-тае и Японии(XVШ-XX вв.) : учеб. пособие/ Д.С. Масленникова. - Хабаровск : Изд-во Тихо-океан. гос. ун-та, 2008 - 146 с.

9. Православные храмы Хабаровска - свидетели истории. Серия «Документы и судьбы» - Хабаровск: Частная коллекция, 2003. - 64с.:ил.

10. Благовещенская и Тындинская епархия РПЦ МП. Официальный сайт. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http:// www.blaginform. ru/ (дата обращения: 29.11.2020).

11. Приамурская митрополия. Хабаровская и Приамурская епархия РПЦ МП. Официальный сайт. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pravostok.ru (дата обращения: 29.11.2020).

12. Приморская митрополия. Владивостокская и Приморская епархия РПЦ МП. Официальный сайт. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://vladivostok.eparhia.ru (дата обращения: 29.11.2020)

13. Подойницына Э. Хронология современного строительства православных храмов в епархиях Дальнего Востока России - 2015. - № 3, С. 177-181 Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова (Москва) [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_24310012_9127 3782^_(дата обращения: 29.11.2020)

14. Охотникова, Ю.В Православное храмовое зодчество юга Дальнего Востока России/Ю.В. Охотникова.-Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2014 -200 с.

15. Определение о принятом Законе СССР о свободе совести. Научный богословский портал. БОГО-СЛОВ^и [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://bogoslov.ru/article/373504 (дата обращения: 29.11.2020)

16. «Церкви, сочиненные архитектором, Его Императорского Величества, профессором архитектуры Императорской Академии художеств и членам разных Ино-

X X

о го А с.

X

го m

о

ю

2 О

м

es

0 es

РО

01

о ш m

X

странных Академий Константином Тоном», Санкт-Петербург [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rusneb.ru/catalog/000200

_000018_v19_rc_1190554/ (дата обращения: 22.10.2020)

17. Кириченко, Е.И. Русская архитектура 1830-1910-х годов / Е.И. Кириченко. - М. : Искусство, 1978. - С. 204.

18. Азбука паломника. Христианские святыни всего мира [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://azbyka.ru/palomnik (дата обращения: 22.10.2020)

19. Радиус. Город на пятитысячной купюре: фото с высоты [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.ridus.ru/news/279255 (дата обращения: 10.10.2020)

20. Собор Казанской Божией Матери г. Комсомольск-на -Амуре [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://kazanskii-sobor.cerkov.ru/ (дата обращения: 12.10.2020)

21. История. Покровский кафедральный собор г. Владивосток [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pokrovadv.ru/istoriya/(дата обращения: 12.10.2020)

22. Расфокус. Фото: Спасо-Преображенского Кафедрального собора [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://rasfokus.ru/photos/tp/собор/ (дата обращения: 11.10.2020)

23. Сергей Дарькин достроит собор на центральной площади Владивостока [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://primamedia.ru/news/624540/ (дата обращения: 12.10.2020)

Continuity of ideas in church building in the south of the Russian Far East

Okhotnikova Yu.V.

Pacific National University JEL classification: L61, L74, R53

This article examines the issues of interpretation and correlation of historical prototypes in the architecture of the Far Eastern Orthodox church. Quantitative indicators in the development of temple architecture in the south of the Russian Far East from the end of the XIX to the beginning of the XXI centuries are noted, temples-symbols are indicated, compositional techniques and planning solutions are analyzed. Through the prism of all-Russian trends in the development of architecture, the influence of K. A. Ton's work on the far-eastern temple architecture of the late XIX-early XX centuries is considered. The author traces the continuity of architectural techniques in the Far Eastern church building developed during a difficult historical period. The study focuses on the main cathedrals, which were built in the south of the Far East in the late XIX-early XX centuries. and cathedrals, built in the early XXI century. Similar features are revealed in the planning, stylistic and compositional structures of Orthodox churches. Keywords: historical prototype, regional architecture, church building,

Russian-Byzantine style, Orthodox church, Russian Orthodox Church. References

1. Architecture of the Russian Orthodox Church /under the general editorship

of Doctor of Architecture Schenkov A. S. M.: Monuments of historical Thought, 2013. - 528 p.: ill.

2. Schenkov, A. S. Of traditional form and modern gramotron / A. S. Puppies

// Christian architecture: new materials and research. - M. : editorial URSS, 2004. - Pp. 861 - 867.

3. Buseva-Davydova I. L. Modern temples of St. Petersburg: the experience

of analysis / I. L. Buseva-Davydova // Architecture in the history of Russian culture. Issue 7. Saint-Petersburg and the architecture of Russia. - M., 2007. - p. 236-258.

4. Alexander (Fedorov), abbot. Orthodox Church at the Turn of the Century /

Alexander Fedorov / / Problems of Russian Art. Academy of Arts and Temple Art. History and modernity. Issue 8. - St. Petersburg, 2008. - pp. 71-75.

5. Orlovsky, V. On the design of temples in modern conditions / V. Orlovsky /

/ Architecture. Construction. Design. - 2003. - № 6 (40). - P. 50-53.

6. Kradin N. P. Old Khabarovsk: Portrait of the city in wood and stone (1858-

2008).- Khabarovsk: Publishing house "Riotype", 2008. - p. 448, ill.

7. Levoshko S. S. Russia in the Far East: symbols of urban planning policy

and Orthodox churches in the Russian style (the second half of the XlX

- first third of the XX centuries) S. S. Levoshko // Christian Architecture. New materials and research / ed. by I. A. Bondarenko. M.: Editorial URSS, 2004. p. 664-703.

8. Maslennikova D. S. Features of the architecture of Orthodox churches in

China and Japan(XVIII-XX centuries): textbook. manual/ D. S. Maslennikova. Khabarovsk: Publishing House of the Pacific State University, 2008-146 p.

9. Orthodox churches of Khabarovsk-witnesses of history. Series "

Documents and Destinies - - Khabarovsk: Private Collection, 2003. -64s.: ill.

10. Blagoveshchenskaya and Tynda Diocese of the Russian Orthodox Church MP. Official website. [Electronic resource] - Access mode: http:// www.blaginform. ru/ (accessed: 29.11.2020).

11. The Amur Metropolitan Area. Khabarovsk and Amur Diocese of the Russian Orthodox Church MP. Official website. [Electronic resource] -Access mode: http://pravostok.ru (accessed: 29.11.2020).

12. Primorskaya metropolia. Vladivostok and Primorye Diocese of the Russian Orthodox Church MP. Official website. [Electronic resource] -Access mode: http://vladivostok.eparhia.ru (accessed: 29.11.2020)

13. Podoinitsyna E. Chronology of modern construction of Orthodox churches

in the dioceses of the Russian Far East-2015. - No. 3, P, 177-18 Decorative art and subject-spatial environment. Bulletin of the Moscow State Art and Industrial Academy named after S. G. Stroganov (Moscow) [Electronic resource] - Access mode:

https://www.elibrary.ru/download/elibrary_24310012_91273782.pdf (accessed: 29.11.2020)

14. Okhotnikova, Yu. V Orthodox Temple architecture of the South of the Russian Far East/ Y. V. Okhotnikova. Khabarovsk: Publishing House of the Pacific State University, 2014-200 p.

15. Definition of the adopted Law of the USSR on Freedom of Conscience. Scientific Theological portal. THEOLOGIAN.EN [Electronic resource] — access Mode: https://bogoslov.ru/article/373504 (date accessed: 29.11.2020)

16. "The Church, composed by the architect, His Imperial Majesty, Professor

of architecture at the Imperial Academy of arts and the members of the various Foreign Academies Konstantin Thon", St. Petersburg [Electronic resource] — access Mode: https://rusneb.ru/catalog/000200 _000018_v19_rc_1190554/ (date of access: 22.10.2020)

17. Kirichenko, E. I. Russian architecture of 1830-1910 - ies / E. I. Kirichenko.

- M.: Iskusstvo, 1978. - p. 204.

18. Azbuka palomnika. Christian shrines of the whole world [Electronic resource] - Access mode: https://azbyka.ru/palomnik (accessed: 22.10.2020)

19. Radius. The city on the five-thousand-dollar bill: photo from the height [Electronic resource] - Access mode: https://www.ridus.ru/news/279255 (date of request: 10.10.2020)

20. Cathedral of the Kazan Mother of God, Komsomolsk-on-Amur [Electronic

resource] - Access mode: http://kazanskii-sobor.cerkov.ru/ (date of request: 12.10.2020)

21. History. Pokrovsky Cathedral of Vladivostok [Electronic resource] -Access mode: http://pokrovadv.ru/istoriya/(date of request: 12.10.2020)

22. Out of focus. Photo: Spaso-Preobrazhensky Cathedral [Electronic resource]

- Access mode: http://rasfokus.ru/photos/tp/co6op/new/photo3024262.html (date of request: 11.10.2020)

23. Sergey Darkin will complete the cathedral on the central square of Vladivostok [Electronic resource]-Access mode: https://primamedia.ru/news/624540/ (date of request: 12.10.2020)

3

<

m о x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.