УДК 726.03 (477.42) Б01: 10.31675/1607-1859-2019-21-1-74-84
А.Г. ТУМАНИК,
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств
ХАРАКТЕРИСТИКА АРХИТЕКТУРЫ И ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОГО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА В Г. ЖИТОМИРЕ
В статье в историческом и профессиональном контексте реконструируется процесс создания, характеризуются архитектурно-художественные особенности православного кафедрального собора во имя Преображения Господня (Спасо-Преображенского) в г. Житомире, созданного во второй половине XIX в. и в настоящее время относящегося к категории редчайших памятников исторического русского храмового зодчества, существующего при этом вне границ культурного пространства современной России.
Ключевые слова: русский православный храм; храмовое зодчество; барокко; классицизм; эклектика; исторические традиции; национальное направление; «русский» стиль.
Для цитирования: Туманик А.Г. Характеристика архитектуры и история создания Спасо-Преображенского кафедрального собора в г. Житомире // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2019. Т. 21. № 1. С. 74-84.
A.G. TUMANIK,
Novosibirsk State University of Architecture, Design and Fine Arts
ARCHITECTURE AND HISTORY OF ZHYTOMYR TRANSFIGURATION CATHEDRAL
This article in the historical and professional context reconstructs the process of creating, characterizes the architectural and artistic quality of the Orthodox Cathedral in the name of the Transfiguration of Christ in Zhytomyr, created in the second half of the 19th century and is currently one of the category of the rarest monuments of the historic Russian temple architecture, but exists outside the bounds of the cultural space of modern Russia.
Keywords: Russian Orthodox Church; temple architecture; Baroque; classicism; eclecticism; historical traditions; national direction; Russian style.
For citation: Tumanik A.G. Kharakteristika arkhitektury i istoriya sozdaniya Spaso-Preobrazhenskogo kafedral'nogo sobora v g. Zhitomire [Architecture and history of Zhytomyr transfiguration cathedral]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta - Journal of Construction and Architecture. 2019. V. 21. No. 1. Pp. 74-84.
Основные исторические сведения о процессе формирования православно-церковного управления на Волыни
Учреждение указом Императрицы Екатерины II от 13 апреля 1793 г. Минской епархии Русской православной церкви положило начало процессу
© Туманик А.Г., 2019
активного восстановления позиций православия на территориях, некогда входивших в состав западных земель первоначального Русского государства - Киевской Руси. Избыточно обширная территория вновь созданной епархии, включившей в свой состав белорусские и западно-украинские земли, и начавшееся массовое возвращение проживавшего в ее пределах населения из униатства в православие уже в скором времени потребовали существенного усиления института епархиального управления (к нему было причислено более 100 православных священников из соседних епархий, которым было поручено возглавить лишенные пастырского окормления вновь присоединенные церковные приходы), а затем и преобразования его в две самостоятельные епархиальные организации. 12 апреля 1795 г. указом Императрицы Екатерины II в составе Минской епархии было создано Житомирское викариатство (с кафедрой викарного ариерея в г. Житомире), которое Император Павел I указом от 16 октября 1799 г. утвердил в качестве отдельной епархии Русской православной церкви, названной Волынской и Житомирской. Сложный характер и динамику практики управления церковной жизнью на территории Волынской и Житомирской епархии в первой половине XIX в. отразила неоднократная перемена места расположения кафедры управлявшего епархией архиерея; так, до 1825 г. духовно-административным центром епархии являлся Преображенский монастырь г. Острога; в период с 1825 до 1840 г. епархиальная кафедра находилась последовательно: в м. Аннополе Острожского уезда (во дворце князя Яблоновского); в Свято-Успенской Почаевской Лавре (г. Почаев Тернопольского уезда); наконец, 1 октября 1840 г. ставка управлявшего епархией епископа была учреждена в г. Житомире; в дальнейшем Житомир более столетия оставался главным городом этой епархии [1, 6].
После создания в 1918 г. независимого Польского государства и вхождения в его состав земель Западной Волыни исторически сложившаяся территория Волынской и Житомирской епархии Русской православной церкви существенно сократилась, однако епархия вплоть до окончательного переноса и утверждения ее кафедры в 1944 г. в г. Луцке в целом сохраняла опору на систему управления, созданную и действовавшую в ее границах в имперский период (до гибели Российской империи в 1917 г.).
В 1940 г. в г. Житомире впервые была учреждена кафедра вновь созданной Житомирской (тогда - Житомирской и Овручской) епархии Московского Патриархата, которая фактически действовала до оккупации ее территории Германией и была восстановлена в 1945 г. Сохранившись в составе Русской православной церкви в постсоветский период, 22 июня 1993 г. Житомирская и Овручская епархия была переименована в Житомирскую и Новоград-Волынскую с сохранением архиерейской кафедры епархии в г. Житомире.
Главным (кафедральным) храмом Волынской и Житомирской епархии (с 1874 до 1931 г.), Житомирской и Овручской епархии (с 1944 до 1993 г.) и Житомирской и Новоград-Волынской епархии (с 1993 г. по настоящее время) являлся и является расположенный в г. Житомире собор во имя Преображения Господня (Спасо-Преображенский) [3].
К истории создания православного кафедрального собора во имя Преображения Господня в г. Житомире
Непосредственно после фактического переноса архиерейской кафедры и управления Волынской и Житомирской епархии Русской православной церкви осенью 1840 г. в г. Житомир главный (кафедральный) храм епархии пришлось разместить в покосившемся от ветхости деревянном здании почтовой станции, а затем на долгое время - до 1858 г., до постройки на добровольные частные пожертвования в качестве временного собора - деревянной церкви во имя Святого Благоверного Великого князя Александра Невского - в старом и ветхом же храме Святого Иллариона, находившемся в заезжем дворе. Данные обстоятельства не будут казаться удивительными, если помнить, что при назначении г. Житомира центром крупной православной епархии в нем действовали лишь две старые и ветхие, практически уже полуразрушившиеся, православные церкви: Крестовоздвиженская, построенная еще в XVII в. на Замковой горе, и Свято-Успенская, созданная в 1700 г. на Подольской горе.
Известно, что мысли о необходимости строительства в г. Житомире как епархиальном центре «приличного соборного храма», а также здания для размещения местного епархиального управления еще в октябре 1821 г. в беседе с управлявшим в то время Волынской и Житомирской епархией епископом Стефаном (Романовским) высказывал император Александр I, который обещал владыке Стефану подумать о данной проблеме. Каких-либо практических последствий этот разговор, однако, не имел, и указ о постройке в г. Житомире нового кафедрального собора подписал только император Александр II. Местом строительства нового главного храма Волынской и Житомирской губернии была определена площадь Торговица, где размещались загородный рынок и торговые лавки, а в центре ранее стояла васили-анская греко-католическая церковь, разрушенная во второй половине XVIII в. Проект собора в г. Житомире, разработанный неустановленным профессиональным архитектором (или группой архитекторов), был создан в Санкт-Петербурге в 1844 г.; проект предполагал строительство нового храма на месте разрушенной еще в 1771 г. василианской церкви, а также включение в состав каменной кладки стен нового собора сохранившихся фрагментов греко-католического храма. Можно предположить, что после завершения работы над проектом потребовалось немало времени для того, чтобы добиться его официального утверждения и, соответственно, права его реализовывать, а также для сбора средств на строительство кафедрального собора, которое было начато только в 1851 г., однако благодаря предварительной подготовке и хорошей организации позволило почти полностью завершить собственно архитектурный этап создания храма, т. е. сформировать его объемно-пространственный ансамбль, уже в 1853 г. Впрочем, далее планы храмостроителей оказались неожиданно и совершенно расстроенными: из-за скрытых ошибок в проектных расчетах и низкого качества (недостаточной прочности) кирпича-сырца местного (полукустарного) производства в одну из ночей рухнула монументальная колокольня храма, и массивом ее обломков была разрушена практически вся соборная постройка [4].
Как видно, в 1853 г. вместе с недостроенным собором в одночасье рухнули и надежды многочисленного православного населения Волыни на открытие в недалеком будущем в главном городе родной для него епархии нового, просторного, удобного и художественно совершенного кафедрального храма: строительство православного собора в центре г. Житомира удалось начать заново лишь в 1866 г., когда в распоряжение начальства Волынской и Житомирской епархии после официального утверждения поступил новый проект местного кафедрального храма, разработанный известными в России зодчими-практиками: академиком архитектуры Карлом Карловичем Рахау (он явился основным автором проекта), профессором архитектуры Эрнестом Ивановичем Жибером и архитектором Владимиром Григорьевичем Шаламовым. В этом случае качество строительного процесса с особой тщательностью и строгостью контролировали и осуществлявшие авторский надзор за реализацией проекта архитекторы К.К. Рахау и Э.И. Жибер, и члены специальной комиссии во главе с опытнейшим профессионалом инженер-полковником От-тобальдом Андреевичем Глазером; комиссия была создана в 1866 г. по предложению и по распоряжению волынского губернатора и исполняла функции технического контроля за ходом строительных работ и состоянием несущих конструкций соборной постройки. Обязанности главного подрядчика в рамках предприятия были возложены на житомирского купца первой гильдии Кипри-яна Авраамовича Ляшкова. (За труды, связанные со строительством кафедрального собора Волынской и Житомирской епархии, по успешном завершении предприятия К.А. Ляшков был возведен в личное дворянство и назначен городским головой епархиального и губернского центра.) Иконописные работы в интерьере нового храма выполнил профессор исторической живописи Михаил Николаевич Васильев; иконостас собора по эскизам архитектора В.Г. Шаламова сделал из дуба мастер А. Мурашко.
Денежные средства, в течение восьми лет направлявшиеся на создание нового кафедрального храма в г. Житомире, составили в сумме 336 865 руб. -без учета затрат на дополнительное приобретение икон и церковной утвари.
30 августа 1874 г. архиепископ Волынский и Житомирский Агафангел (Соловьев) в торжественной обстановке - в присутствии волынского губернатора П.А. Грессера, генерал-майора князя А.М. Дондукова-Корсакова, авторов проекта нового храма архитекторов Э.И. Жибера и В.Г. Шаламова - освятил главный престол трехпрестольного кафедрального собора во имя Преображения Господня [4, 5].
Кафедральный храм Волынской и Житомирской епархии избежал полного разрушения и уничтожения в советское время: в 1931 г. он был закрыт для богослужений и превращен в склад (при этом находившиеся в его крипте могилы волынских архиепископов Агафангела (Соловьева; скончался в 1876 г.), Тихона (Покровского; скончался в 1885 г.), Модеста (Стрельбицкого; скончался в 1902 г.) были осквернены и разграблены), а затем (в 1933 г.) - в казенный архив; генеральным планом г. Житомира, разработанным в 1930-е гг., были запланированы снос собора и строительство на его месте «Дома Красной Армии»; реализации этих решений помешала война: в 1941 г. германская оккупационная администрация восстановила в соборе церковную жизнь, которая в дальнейшем полностью уже не прерывалась.
В настоящее время Спасо-Преображенский собор в г. Житомире является главным (кафедральным) храмом Житомирской и Новоград-Волынской епархии Украинской православной церкви, обладающей правами широкой автономии в составе Московского патриархата [2, 5, 7].
Об архитектуре Спасо-Преображенского православного кафедрального собора в г. Житомире
Архитектурно-художественный ансамбль кафедрального собора во имя Преображения Господня (Волынская и Житомирская епархия Русской православной церкви, г. Житомир) является одним из многочисленных вариантов авторских интерпретаций формально-образной системы «русского» стиля, формировавшегося и развивавшегося в рамках национального направления русской архитектурной и художественной эклектики XIX - начала XX в. и началом своим связанного с профессиональным творчеством архитектора Константина Андреевича Тона [8] (уместно напомнить, что в практике К.А. Тона как его создателя «русский» стиль принято рассматривать как «второй тоновский») (рис. 1).
Ж
Рис. 1. Житомир. Православный кафедральный собор во имя Преображения Господня (Спасо-Преображенский). Автор - архитектор К.К. Рахау (при участии архитекторов Э.И. Жибера и В.Г. Шаламова, живописца М.Н. Васильева). 1866-1874 гг. Общий вид с юго-запада. Фотография 2007 г. (http://serg.klymenko.narod.ru)
Демонстрируя преимущественную ориентацию его авторов на богатейший полуторавековой опыт поэтапно формировавшейся и развивавшейся тра-
диции «декоративного» стиля, характерной для позднесредневековой практики русского православно-церковного зодчества и, по существу, полностью определявшей эту практику, Спасо-Преображенский собор, очевидно, не имеет прямых соответствий в архитектуре и декоративном убранстве древнерусских храмов второй половины ХУ1-ХУН в. Однако эта особенность, безусловно, лишь подчеркивает ценность постройки как выразительного образца национального стиля, в основе своей опиравшегося на эклектизм художественного мышления его авторов и концепцию обновления и расширения формальных традиций средневекового русского зодчества. Достаточно обратить внимание на многочисленные и формально разнообразные детали фасадного ордерного декора (пилястровые опоры, карнизы - линейные и акцентные - в виде замкнутых треугольных фронтонов), которые в любом их масштабе оказываются соразмерными масштабу соборной постройки в целом и создают четкую, а в отдельных фрагментах даже жесткую геометричность композиционных структур ее фасадов, чтобы убедиться в устойчивой зависимости художественных вкусов и практических навыков проектировщиков и строителей Спасо-Преображен-ского собора от инерционного влияния академической (здесь, конечно, именно классицистической, а не барочной!) традиции. В контактном сочетании формальных элементов, параллельно стилизованных в направлении как классицистической, так и позднесредневековой русской декоративной художественной традиции, в облике кафедрального храма во имя Преображения Господня в г. Житомире уже нет того искусственно обостренного формально-образного противоречия, которое характерно для экстерьерного решения одного из наиболее известных шатровых храмов, принадлежащих творчеству архитектора К.А. Тона, - церкви во имя Благовещения Господня (Благовещенской) в г. Санкт-Петербурге, полкового храма лейб-гвардии Конного полка (хотя значительное стилистическое сходство этих построек очевидно), - но есть много общего с художественной трактовкой экстерьера другого храма, созданного по авторскому проекту архитектора К.А. Тона, - кафедрального собора во имя Рождества Пресвятой Богородицы (Богородице-Рождественского) в г. Красноярске. Если вспомнить о том, что основной автор архитектурного ансамбля Спасо-Преображенского кафедрального собора в г. Житомире архитектор К.К. Рахау с отличием окончил Императорскую Академию художеств по классу профессора К.А. Тона и был одним из лучших учеников творца триединой системы национальных стилей в русской архитектурно-художественной культуре XIX - начала XX в., подобная связь авторского произведения К.К. Рахау с творческим наследием К.А. Тона становится вполне закономерной. Впрочем, в отдельных характерных приемах, использованных К.К. Рахау при разработке фасадных композиций Спасо-Преображенского собора1, отчетливо видна апелляция мастера - «в обход» его учителя (К.А. Тона) - к эклектическим проектным экспериментам архитектора А.Н. Воронихина (кстати, настав-
Наиболее значимым и эффектным из них явился прием декорировки укрупненных, повышенных и расширенных, центральных прясел боковых (южного и северного) фасадов храма, границы которых подчеркнуты мощными пилястровыми выступами и усеченными треугольными фронтонами - арочными нишами с вписанными в их поля тройными арочными окнами.
ника также в свое время обучавшегося в Императорской Академии художеств К.А. Тона) в рамках конкурса на создание проекта храма-памятника (мемориала народной победы в Отечественной войне 1812 г.), а далее (что, следует подчеркнуть, принципиально менее вероятно) - к древнейшим сохранившимся образцам русского профессионального зодчества, таким как собор во имя Преображения Господня (Спасо-Преображенский, 992-1034 гг. или 1036 г.), собор во имя Святых Благоверных Князей-Страстотерпцев Бориса и Глеба (Борисоглебский, 1120-1123 гг.), возглавлявших архитектурный ансамбль древнего детинца (кремля) г. Чернигова (рис. 2).
Рис. 2. Житомир. Православный кафедральный собор во имя Преображения Господня (Спа-со-Преображенский). Автор - архитектор К.К. Рахау (при участии архитекторов Э.И. Жибера и В.Г. Шаламова, живописца М.Н. Васильева). 1866-1874 гг. «Букет» (ансамбль) соборных шатров. Современная фотография (http://photogoroda.com/ foto-500550-preobrazhenskij-sobor.html)
Объемно-пространственная композиция Спасо-Преображенского кафедрального собора в г. Житомире опирается на традиционный для позднесредне-вековой и барочно-классицистической русской храмостроительной культуры прием, заключающийся как в «мягком» (характерном для древнерусского зодчества), так и в «жестком» (характерном для идейно (концептуально) и практически обновленной русской архитектуры XVIII - первой половины XIX в.) сочетании двух фундаментальных (по определению сложившихся в противоречии
как друг другу, так и иным принципиальным композиционным решениям, характерным для церковных построек) типов пространственной структуры древнерусских храмов: типа центричного храма и типа храма «кораблем». Крупное и широкое шатровое пятиглавие собора, сохранившее при этом подчеркнутое доминирование объема центральной главы над акцентами боковых глав, опирается на масштабный кубический объем храма, к которому примыкают уравненные с ним по высоте: объединенные объемы алтарных апсид; северный и южный притворы с крытыми крыльцами и западный притвор-трапезная с врезанным в него четвериком опорного яруса монументальной трехъярусной соборной колокольни, увенчанной крупным и высоким - с подчеркнуто вертикальными пропорциями - граненым шатром (рис. 3).
Рис. 3. Житомир. Православный кафедральный собор во имя Преображения Господня (Спасо-Преображенский). Автор - архитектор К.К. Рахау (при участии архитекторов Э.И. Жибера и В.Г. Шаламова, живописца М.Н. Васильева). 1866-1874 гг. Интерьер: центральная часть. Современная фотография (http://zhytomyr.giddom.com/ гге/топитепМ 8-101-0109.html)
Художественный язык фасадных композиций храма характеризуется органичным сочетанием богатства и торжественной сдержанности. Демонстративно широкое и контрастное разнообразие декоративных ордерных мотивов, включающее в себя и варианты большого ордера в виде широких пилястр-простенков на углах функциональных объемных элементов архитектурного ансамбля собора, и пилястровые опоры поэтажного ордера, и тяги
подчеркнуто выразительных, сложно профилированных карнизов, и относительно малоформатные детали арочно-колончатого декора, дополненные соразмерными с ними угловыми фронтонами, на фасадных поверхностях собора чередуется с не менее многообразными и выразительными арочными мотивами, представленными группирующимися равными или разновеликими арочными проемами, арочными нишами и аркатурными карнизами (рис. 4).
Рис. 4. Житомир. Православный кафедральный собор во имя Преображения Господня (Спасо-Преображенский). Автор - архитектор К.К. Рахау (при участии архитекторов Э.И. Жибера и В.Г. Шаламова, живописца М.Н. Васильева). 1866-1874 гг. Общий вид в городской среде. Современная фотография (http://ukrtour.org/ poi/zhitomir)
Спасо-Преображенский кафедральный собор в г. Житомире как архитектурно-художественный и историко-культурный объект явно не находится и, видимо, не может находиться в центре заинтересованного внимания современных профессиональных знатоков и ценителей наследия русской храмо-строительной культуры; вероятно, не были сфокусированы на этом храме и взгляды, и мысли тех авторитетных мастеров, кто формировал и исследовал ландшафт данной культуры в историческом прошлом; высококачественная, но удаленная от столиц провинциальная работа известных русских зодчих, которой изначально была определена промежуточная (периферийная) позиция в масштабной иерархической системе русских храмовых построек, всегда должна была находиться в тени тех произведений, которым выпала роль явлений стилеобразующих. Однако в настоящее время профессиональным исследователям следует отдавать себе отчет в той реальности, что упомянутая выше великолепная система, являвшая миру тысячелетнее наследие русского православного храмового зодчества, к несчастью, была разрушена националь-
ной катастрофой ХХ столетия. Сокрушительный урон, понесенный архитектурой русских православных кафедральных храмов, созданной в русле развития национально-ориентированных стилей русской эклектики во второй четверти XIX - начале XX в., позволяет идентифицировать сохранившийся материально ансамбль кафедрального собора во имя Преображения Господня в г. Житомире в качестве, без преувеличения, исключительно редкого и исключительно ценного памятника последней исторической эпохи тысячелетнего эволюционного развития русской национальной культуры.
Библиографический список
1. Волынская и Луцкая епархия Украинской Православной Церкви // Открытая православная энциклопедия «Древо». Условия доступа: https://drevo-info.ru/articles/9319.html (дата обращения: 09.11.2016).
2. Дубман Б. Как в Житомире строили Спасо-Преображенский кафедральный собор. Условия доступа: http://zhzh.info/publ/4-1-0-4965 (дата обращения: 11.11.2016).
3. Житомирская и Новоград-Волынская епархия Украинской Православной Церкви // Открытая православная энциклопедия «Древо». Условия доступа: https://drevo-info.ru/ articles/9535.html (дата обращения: 09.11.2016).
4. Житомирская и Новоград-Волынская епархия Украинской Православной Церкви: [официальный сайт]. Условия доступа: http://zhytomyr-eparchy.org/ru/kafedralnyy-sobor.html (дата обращения: 14.09.2016).
5. Житомирский Спасо-Преображенский кафедральный собор // Открытая православная энциклопедия «Древо». Условия доступа: https://drevo-info.ru/articles/22170.html (дата обращения: 14.09.2016).
6. Московский Патриархат (Русская Православная Церковь): [официальный сайт]. Условия доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/73332.html (дата обращения: 09.11.2016).
7. Спасо-Преображенский кафедральный собор в г. Житомире: [официальный сайт]. Условия доступа: http://zhytomyr-sob.church.ua/istoriya/ (дата обращения: 14.09.2016).
8. Туманик А.Г. О теоретических и практико-экспериментальных основах национального направления в русской архитектурно-художественной эклектике XIX - начала XX века // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2017. № 2. С. 32-38.
References
1. Volynskaya i Lutskaya eparkhiya Ukrainskoy Pravoslavnoy Tserkvi [Volyn and Lutsk Diocese of the Ukrainian Orthodox Church]. Available: https://drevo-info.ru/articles/9319.html (accessed October 09, 2016).
2. Dubman B. Kak v Zhitomire stroili Spaso-Preobrazhenskiy kafedralnyy sobor [How the Transfiguration Cathedral was built in Zhytomyr]. Available: http://zhzh.info/publ/4-1-0-4965 (accessed October 11, 2016).
3. Zhitomirskaya i Novograd-Volynskaya eparkhiya Ukrainskoy Pravoslavnoy Tserkvi [Zhytomyr and Novograd-Volyn Diocese of the Ukrainian Orthodox Church]. Available: https://drevo-info.ru/articles/9535.html (accessed October 09, 2016).
4. Zhitomirskaya i Novograd-Volynskaya eparkhiya Ukrainskoy Pravoslavnoy Tserkvi [Zhyto-myr and Novograd-Volyn Diocese of the Ukrainian Orthodox Church]. Available: http://zhytomyr-eparchy.org/ru/kafedralnyy-sobor.html (accessed September 14, 2016).
5. Zhitomirskiy Spaso-Preobrazhenskiy kafedralnyy sobor [Zhytomyr Transfiguration Cathedral]. Available: https://drevo-info.ru/articles/22170.html (accessed September 14, 2016).
6. Moskovskiy Patriarkhat (Russkaya Pravoslavnaya Tserkov) [Moscow Patriarchate (Russian Orthodox Church)]. Available: www.patriarchia.ru/db/text/73332.html (accessed October 09, 2016).
7. Spaso-Preobrazhenskiy kafedralnyy sobor v g. Zhitomire [Zhytomyr Transfiguration Cathedral], Available: http://zhytomyr-sob.church.ua/istoriya/ (accessed September 14, 2016).
8. Tumanik A.G. O teoreticheskikh i praktiko-eksperimentalnykh osnovakh natsionalnogo napravleniya v russkoy arkhitekturno-khudozhestvennoy eklektike XIX - nachala XX veka [Theoretical and practical bases of Russian architecture and artistic eclecticism in the 19th and early 20th century]. Vestnik of Tomsk State University of Architecture and Building. 2017. No. 2. Pp. 32-38.(rus)
Сведения об авторе
Туманик Артемий Геннадьевич, советник РААСН, докт. ист. наук, канд. архитектуры, профессор, Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств, 630099, г. Новосибирск, Красный проспект, 38, colonel2@mail.ru
Author Details
Artemii G. Tumanik, Adviser RAACS, DSc, Professor, Novosibirsk State University of Architecture, Design and Fine Arts, 38, Krasnyi Ave., 630099, Novosibirsk, Russia, colo-nel2@mail.ru