Научная статья на тему 'Преемственность этапов реализации гуманистического потенциала литературной классики на уроках литературы в 5-8 классах'

Преемственность этапов реализации гуманистического потенциала литературной классики на уроках литературы в 5-8 классах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЯ ГУМАНИЗМА / ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИТЕРАТУРНОЙ КЛАССИКИ / ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ / ФОРМИРУЮЩИЙ / ОБОБЩАЮЩИЙ / ТВОРЧЕСКИЙ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / HUMANISTIC AXIOLOGY / HUMANISTIC POTENTIAL OF LITERATURE CLASSICS / PROPAEDEUTIC / FORMING / GENERALIZING / CREATIVE STAGES OF REALIZATION OF THE SYSTEM OF STUDYING AND TESTING ASSIGNMENTS / CONTINUITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьёва Фаина Евгеньевна

С целью реализации антропологических идей в образовании, состоящих в понимании человека как творческого, самосозидающего существа, ценности человеческой личности, признании за нею права на свободное развитие и проявление ее творческих способностей, необходимо повысить качество литературного образования, наполнить его современными идеями, выработанными в гуманистической философии, педагогике, психологии, литературоведении, частных методиках преподавания учебных дисциплин, в процессе реализации гуманистического потенциала литературной классики на уроках литературы в 5-8-м классах. Условием эффективного функционирования системы заданий, направленных на формирование ценностно-мировоззренческой позиции учащихся, их отношения к художественному произведению как особому способу познания мира является преемственность, обеспечивающаяся за счет постепенного расширения и корректировки умений и навыков в процессе поэтапного освоения обучающих, проверочных и контрольных заданий на пропедевтическом (5-й класс), формирующем (6-й класс), обобщающем (7-й класс), творческом (8-й класс) этапах; уточнения и дополнения исходных знаний об аксиологии гуманизма как средстве развития интерпретационных умений и навыков ценностного освоения учебного материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The continuity of stages of realization of literary classics humanistic potential at literature lessons in grades 5-8

In order to realize anthropological ideas in the system of education consisting of understanding a person as a creative selfactualizing human, the values of human personality, recognizing his or her right to develop free, one should increase the quality of literature teaching methods, fill them with modern ideas generated from humanistic philosophy, pedagogics, phycology, history and criticism of literature, private methods of teaching subjects in the process of realizing humanistic potential of literary classical works at the lessons of literature in the 5th-8th grades. Continuity is the condition of effective work of the system assignments due to form value -based position of students, their attitude towards art work as special way of knowing the world. Thanks to gradual enlargement and correction of skills and abilities which are formed in the process of phased development studying, testing and control assignments at the propaedeutic phase (5th form), forming phase (6th form), generalizing phase (7th form), creative phase (8th form) clarifications and additions of initial knowledge about axiology of humanism as means of developing interpretive skills and abilities of value learning of the teaching material.

Текст научной работы на тему «Преемственность этапов реализации гуманистического потенциала литературной классики на уроках литературы в 5-8 классах»

1УДК 372.882

ББК 74.268.3

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ЭТАПОВ РЕАЛИЗАЦИИ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИТЕРАТУРНОЙ КЛАССИКИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 5-8 КЛАССАХ

Ф. Е. Соловьёва

Аннотация. С целью реализации антропологических идей в образовании, состоящих в понимании человека как творческого, самосозидающего существа, ценности человеческой личности, признании за нею права на свободное развитие и проявление ее творческих способностей, необходимо повысить качество литературного образования, наполнить его современными идеями, выработанными в гуманистической философии, педагогике, психологии, литературоведении, частных методиках преподавания учебных дисциплин, в процессе реализации гуманистического потенциала литературной классики на уроках литературы в 5-8-м классах.

Условием эффективного функционирования системы заданий, направленных на формирование ценностно-мировоззренческой позиции учащихся, их отношения к художественному произведению как особому способу познания мира является преемственность, обеспечивающаяся за счет постепенного расширения и корректировки умений и навыков в процессе поэтапного освоения обучающих, проверочных и контрольных заданий на пропедевтическом (5-й класс), формирующем (6-й класс), обобщающем (7-й класс), творческом (8-й класс) этапах; уточнения и дополнения исходных знаний об аксиологии гуманизма как средстве развития интерпретационных умений и навыков ценностного освоения учебного материала.

Ключевые слова: аксиология гуманизма, гуманистический потенциал литературной классики; пропедевтический, формирующий, обобщающий, творческий этапы реализации системы обучающих и проверочных заданий; преемственность.

THE CONTINUITY OF STAGES OF REALIZATION OF LITERARY CLASSICS HUMANISTIC POTENTIAL AT LITERATURE LESSONS IN GRADES 5-8

F. E. Solovjeva

Abstract. In order to realize anthropological ideas in the system of education consisting of understanding a person as a creative self- actualizing human, the values of human personality, recognizing his or her right to develop free, one should increase the quality of literature teaching methods, fill them with modern ideas generated from humanistic philosophy, pedagogics, phycology, history and criticism of literature, private methods of teaching subjects in the process of realizing humanistic potential of literary classical works at the lessons of literature in the 5th-8th grades.

Continuity is the condition of effective work of the system assignments due to form value -based position of students, their attitude towards art work as special way of knowing the world. Thanks to gradual enlargement and correction of skills and abilities which are formed in the process of phased development studying, testing and control assignments at the propaedeutic phase (5th form), forming phase (6th form), generalizing phase (7th form), creative phase (8th form) clarifications and additions of initial knowledge about axiology of humanism as means of developing interpretive skills and abilities of value learning of the teaching material.

Keywords: humanistic axiology, humanistic potential of literature classics, propaedeutic, forming, generalizing, creative stages of realization of the system of studying and testing assignments, continuity.

Современный период российской истории и образования характеризуется как важнейшими позитивными переменами, так и негативными явлениями, связанными с диссоциацией собственно человеческого в человеке, трансформацией классических ценностных ориентиров.

Несмотря на законодательно утвержденные нормы, в российском обществе отсутствует согласие в вопросах ценностного самосознания и самоопределения, тогда как «выживание человечества в XXI веке непосредственно зависит от того, сумеет ли оно обрести это свое ценностное самосознание» [1, с. 181].

С целью преодоления глобального кризиса и выхода на новый «виток» цивилизационного развития, ориентированный на человека как высшую ценность культуры, необходимо принципиальное переосмысление самого понятия «образование», которое «должно пониматься и осваиваться как особая философско-антропологиче-ская категория, фиксирующая фундаментальные основы бытия человека и форму становления человеческого в человеке. Мировоззренческое значение антропологических идей в образовании состоит в понимании человека как творческого, самосозидающего существа, в признании человеческой личности как самоценности, в рассмотрении образования как атрибута человеческого бытия, а не как служебной функции социально-производственных систем» [2, с. 8].

В этой связи приоритетной целью литературного образования является «воспитание духовно развитой личности <...> формирование гуманистического мировоззрения, базирующегося на понимании ценности человеческой личности, признании за нею права на свободное развитие и проявление ее творческих способностей.» [3, с. 6].

Гуманизм как мировоззрение, в основе которого находится идея человека как высшей ценности, является глобальным феноменом современной культуры человечества, определяющим решение проблем развития гуманитарных и точных наук.

Исследования в области социально-психологической типологии читателей, психологиче-

ских условий усвоения знаний, обучения и воспитания школьников, преподавания литературы в школе, психологии восприятия литературного героя школьниками (Л. И. Беленькая, Д. М. Богоявленский, Л. И. Божович, В. А. Кан-Калик, В. А. Крутецкий, Т. Д. Марцинковская, Н. А. Мен-чинская, Л. Н. Рожина, Д. И. Фельдштейн и др.) позволяют отметить особую роль художественной литературы в формировании мировоззрения подростка, который сопереживает литературным героям, выстраивает в воображении ситуации, способные изменить обстоятельства, домысливает написанное, мечтает об общественно полезной и творческой деятельности, о признании и уважении, дружбе и настоящей любви, создает образ собственной взрослости и деятельности в этом образе. Стремление к самовоспитанию и самообразованию в этом возрасте реализуется в потребности воплотить мечту в действительность.

Реализация гуманистического потенциала литературной классики на уроках литературы в 5-8-м классах с целью последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования навыка анализа и интерпретации художественного текста максимально способствует пониманию ключевых проблем русской и зарубежной литературы, выявлению заложенных в них вневременных, непреходящих гуманистических ценностей (экзистенциальных, социальных, политических, нравственных, эстетических).

Поэтапное освоение сущности понятий аксиологии гуманизма приобретает особую актуальность на данном этапе литературного образования, поскольку, как показывают исследования в области психологии деятельности и нравственного развития личности А. Г. Асмолова, Б. С. Бра-туся, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, Д. А. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др., подростковый период, границы которого охватывают возраст от 11 до 14-15 лет, характеризуется интенсивным развитием способностей к системному поиску решений, навыков теоретического рефлексивного мышления, умений абстрагироваться от конкретного, наглядного материала и оперировать

гипотезами, анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях, решать интеллектуальные задачи.

С интеллектуальным развитием тесно связано формирование основ мировоззрения, собственных представлений об идеале. Подростки проявляют интерес к философским, религиозным, политическим и другим проблемам, размышляют о будущем, создают собственные теории.

Формирование мировоззрения, определяющего цели, направление и содержание деятельности, критерии оценок и самооценки, осуществляется на пропедевтическом (5-й класс), формирующем (6-й класс), обобщающем (7-й класс), творческом (8-й класс) этапах в процессе реализации системы обучающих и проверочных заданий, направленных на: а) углубленный анализ текста в ценностном аспекте (трансформационные, аналитические, исследовательские, прогностические, сравнительные); б) изучение теории и истории литературы с акцентом на особенностях этапов духовной эволюции художника слова и пафоса литературного произведения (информационные, рефлексивно-оценочные); в) конструирование письменных и устных высказываний о литературном произведении с опорой на определения понятий аксиологии гуманизма (обобщающие, мотивирующие, перспективные, рефлексивные); контрольных заданий, способствующих выявлению уровня сформированности знаний об экзистенциальных, социальных, политических, нравственных, эстетических, ценностях познания и антиценностях, умений на их основе составлять письменные и устные высказывания, связанные с тематикой и проблематикой изученных произведений.

Целью пропедевтического этапа (5-й класс) является психологическая и содержательная подготовка учащихся к более высокому уровню учебного познания, развитие умений самостоятельной учебной работы в ходе обращения к словарям различных типов с целью установления ценностно-познавательных ориентиров и выявления особенностей функционирования понятия аксиологии гуманизма на уровне словосочетания, предложения, фрагмента текста.

Цель формирующего этапа (6-й класс) - обогащение и совершенствование полученных на пропедевтическом этапе знаний и умений; развитие навыков комплексного анализа художе-

ственного произведения в ценностном аспекте, то есть в ракурсе системы ценностей писателя, обусловливающей уникальность его художественного мира; определение мировоззренческой позиции автора в процессе познавательной коммуникации как пути ценностно-смыслового освоения учебного материала.

На обобщающем этапе (7-й класс) осуществляется переход на более высокий уровень абстракции на основе формулировки примерных обобщающих суждений о гуманистических ценностях в процессе освоения учебного материала. Целью обобщения полученных знаний об аксиологии гуманизма как средства развития интерпретационных умений и навыков ценностного освоения учебного материала является формирование системных культурологических знаний о религиозных идеалах и философских воззрениях писателей, принадлежащих к различным литературным направлениям.

На творческом этапе (8-й класс) происходит созидание нового знания с опорой на полученные на пропедевтическом, формирующем и обобщающем этапах представления об аксиологии гуманизма на основе интеллектуального и эстетического выбора в процессе сравнения мировоззренческих позиций героев и определения особенностей нравственного идеала эпохи, соотнесенной со временем создания произведения.

Условием эффективного функционирования системы заданий является преемственность, осуществляющаяся с учетом двух факторов: содержания и логики литературы как предмета преподавания и закономерностей процесса усвоения знаний об аксиологии гуманизма как средства формирования литературных компетенций учащихся.

Преемственность в рамках системы заданий обеспечивается за счет постепенного расширения и корректировки умений и навыков, формирующихся в ходе поэтапного освоения различных видов заданий; уточнения и дополнения исходных знаний об аксиологии гуманизма как средстве развития интерпретационных умений и навыков ценностного освоения учебного материала.

На пропедевтическом этапе особую роль играют трансформационные задания, поскольку процесс трансформации, предполагающий преобразование сложных для учащихся понятий аксиологии гуманизма в доступные их по-

ниманию определения, характеризуется динамичностью, ориентацией на выявление интеллектуального и творческого потенциала, формирование убеждений.

Трансформация осуществляется в процессе создания ассоциативных рядов, направленных на преобразование понятий по сходству (участие - сострадание - сочувствие), по контрасту (агрессия - зло), по смежности (самосовершенствование - труд). Данный вид заданий сохраняет актуальность на формирующем, обобщающем и творческом этапах.

Важнейшим условием достижения высокого уровня сформированности гуманистических убеждений учащихся является развитие навыка анализа литературного произведения в ценностном аспекте, то есть в ракурсе системы ценностей писателя, его мировоззрения, обусловливающего уникальность его художественного мира, в процессе выполнения аналитических заданий.

На пропедевтическом этапе учащиеся определяют ценностные функции средств художественной выразительности, имен героев литературного произведения. На формирующем этапе в центре внимания находятся: 1) ценностные позиции автора и героя, конкретизирующиеся в процессе выявления жанровых особенностей произведений, наблюдения за изменениями в лексическом составе и интонации стихотворений, сравнения фрагментов произведения, относящихся к различным редакциям; 2) ценностные функции образов цвета как носителей ценностного смысла, сказочных мотивов в повествовании о реальных событиях. На обобщающем этапе происходит выявление ценностной функции мотивов, особенностей психологического портрета литературного героя, его нравственной позиции в процессе составления характеристики пространства описания, способов создания образов, атмосферы произведения. На творческом этапе - составление устных портретов героев в ходе анализа их высказываний о гуманистических ценностях, воссоздание «образа эпохи», нашедшей отражение в литературном произведении.

Получению новой информации, которую можно формализовать в понятие, связанное с аксиологией гуманизма, способствуют исследовательские задания. На пропедевтическом этапе они направлены на сопоставление определений понятия аксиологии гуманизма в раз-

личных толковых словарях, конструирование собственного определения с опорой на полученные на уроке сведения; составление словосочетаний, синонимических и антонимических рядов, включающих понятия аксиологии гуманизма; выявление ценностного понятия, синонимичного пословице и поговорке. На формирующем этапе осуществляется исследование ценностного значения афоризмов, крылатых выражений; на обобщающем и творческом -выявление ценностной функции слова в контексте творчества автора.

Осмыслению гуманизма как идейно-ценностного комплекса, метасистемы, общекультурного основания для многих других ценностных систем способствуют сравнительные задания. На пропедевтическом этапе происходит формирование представлений о национальной идентичности в процессе сравнения изображения событий в сказках народов мира и отношения героев к экзистенциальным ценностям гуманизма; на формирующем этапе - выявление сходства и различий мировоззренческих позиций поэтов и писателей в процессе сравнительного анализа произведений; на обобщающем этапе - формирование системных культурологических представлений о религиозных идеалах в процессе сравнения текста литературного произведения и произведений агиографической литературы; на творческом - определение особенностей социального явления, нашедшего отражение в произведении на основе сопоставления реальных событий и их изображения в произведении; сравнения ценностных основ литературных направлений.

Выявлению сходства (различий) в восприятии действительности авторами произведений литературы, музыки, живописного искусства содействуют интегрирующие задания.

На пропедевтическом этапе с этой целью актуально обращение к репродукциям картин, автопортретов, пейзажей, музыкальным произведениям, сходным по тематике и проблематике с изучаемым литературным произведением; на формирующем - прослушивание песен на стихи русских поэтов, фрагментов музыкальных произведений с целью определения сходства и различий в интерпретации; на обобщающем - определение особенностей традиционных живописных или графических портретов, отражающих особенности эпохи и мировоззре-

ния художников слова; на творческом - составление музыкальных иллюстраций для литературно-музыкальных композиций.

Эффективной реализации духовного и читательского опыта учащихся содействуют прогнозирующие задания, позволяющие создать продолжение произведения в соответствии с авторским замыслом или предугадать развитие событий и финал литературного произведения в процессе определения значения его названия, имен героев, особенностей пространственно-временной организации текста и др.

На пропедевтическом этапе прогнозирование осуществляется в процессе беседы, направленной на выявление первоначальных впечатлений о прочитанном; на формирующем - в ходе анализа, включающего прогнозирование дальнейшего развития действия с учетом ценностной позиции автора и героя; на обобщающем и творческом этапах - на уроках подготовки к сочинению-диалогу с героями с целью воссоздания картины эпохи, изображенной в произведении.

Обогащению знаний в области истории и теории литературы способствуют информационные и рефлексивно-оценочные задания, содействующие осмыслению фактов жизни и творчества писателя, оказавших влияние на формирование его личности; определению мировоззренческого (идеологического и философского) фундамента литературных направлений.

На пропедевтическом этапе актуально составление тезисного плана статьи учебника с опорой на содержащиеся в ней понятия аксиологии гуманизма; на формирующем этапе - соотнесение темы статьи и афоризма, связанного по смыслу с понятиями аксиологии гуманизма; на обобщающем этапе - определение особенностей гражданской позиции писателя в процессе анализа его высказываний о творчестве, писательском труде, проблемах человека, общества и др.; на творческом этапе - сравнение главных категорий основных литературных направлений с целью более глубокого осмысления особенностей мировоззренческой позиции писателей и поэтов.

«Исследованию уже осуществленной деятельности с целью фиксации ее результатов и повышения ее эффективности в дальнейшем» в процессе изучения истории и теории литературы способствуют рефлексивно-оценочные задания [4, с. 52-53].

Конструирование высказываний с включением понятий аксиологии гуманизма на пропедевтическом, формирующем, обобщающем и творческом этапах осуществляется в ходе прослушивания сообщений учителя и учащихся и заполнения рефлексивных таблиц в рабочей тетради на печатной основе с использованием понятий аксиологии гуманизма, входящих в активную лексику урока.

Выявлению уровней понимания учащимися содержания изученных художественных произведений, владения теоретико-литературными понятиями; сформированности навыка анализа литературного произведения как художественного целого; создания развернутого письменного высказывания на литературную тему в процессе установления ценностно-познавательных ориентиров, необходимых для понимания художественной идеи произведения, способствуют обобщающие, мотивирующие, перспективные, рефлексивные проверочные задания.

Переходу от конкретного и чувственного к абстрактному и мыслимому, опознанию словесного обозначения первоначальных представлений о гуманистических ценностях как относящегося к определенному понятию аксиологии гуманизма содействует эмпирическое обобщение, предполагающее на пропедевтическом и формирующем этапах соотнесение житейских представлений о гуманистических ценностях с понятиями аксиологии гуманизма в процессе работы с различными словарями и выполнения заданий следующего типа: назовите пословицы, посвященные темам труда, творчества, науки и др.; подберите синоним, обозначающий качество человека, о котором идет речь в пословицах; найдите в словаре толкование имени героя и составьте перечень его нравственных качеств; сравните фрагменты произведения, принадлежащие к различным редакциям, составьте перечень понятий, обозначающих качества характера героев (рассказчика, повествователя) в различных редакциях; подберите понятие, обобщающее эти качества, и сделайте вывод о причинах сходства или различия героев (рассказчика, повествователя) и др.

Движению мысли от абстрактного к конкретному, от представлений об аксиологии гуманизма как системе, включающей экзистенциальные, политические, социальные, эстетические и другие ценности, к частным ее проявлениям (поня-

тиям, связанным с аксиологией гуманизма) способствует теоретическое обобщение на обобщающем и творческом этапах, осуществляющееся в процессе определения особенностей тематики, проблематики, идейного мира литературных произведений, ценностной функции художественных деталей (элементов пейзажа или портрета, отдельных вещей, поступков, психологических движений и др.); существенных сторон характера и мировоззрения персонажа, отражающих авторское отношение к нему; ценностных функций тропов и фигур; объединяющего начала литературных произведений и произведений других видов искусств в аспекте гуманистических ценностей; типов повествования и образа повествователя и рассказчика, особенностей композиции произведения, элементов фабулы, принципов организации текста в целом и др.

Решению проблемы развития высших мотивов, или мотивов развития, преобразующихся в систему ценностей учащихся и порождающих систему целей, способствуют мотивирующие задания. На пропедевтическом этапе актуально создание в микроколлективе книжек-самоделок, выставок книг и рисунков, фотографий и иллюстраций; театрализации; на формирующем этапе -разработка содержания сборников и их публичное представление; заданий для литературных викторин с использованием фразеологизмов, пословиц, поговорок, крылатых выражений; на обобщающем этапе - составление творческих отчетов ученика, оформленных как слайдовая презентация, «фильм», «книга», «журнал», «литературное портфолио», «выставка работ», «страницы дневника», темой которых являются афоризмы, суммирующие знания учащихся об аксиологии гуманизма; на творческом - проведение урока, составление раздела учебника, подбор материала для теста или зачета по изученному материалу.

Обеспечению эффективности процесса реализации гуманистического потенциала литературной классики способствуют перспективные задания, обеспечивающие формирование целей, трансформирующихся в личные потребности учащихся в осмыслении собственных ценностных приоритетов в процессе читательской и литературно-творческой деятельности.

Они направлены на установление перспектив освоения понятий, осмысление роли художественной литературы в обогащении пред-

ставлений о социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, гуманистических ценностях - патриотизме, гражданственности, любви и верности, уважении к родителям, труде и творчестве, науке, культуре, искусстве, природе.

Перспективные проверочные задания как путь реализации гуманистического потенциала литературной классики приобретают актуальность на заключительном этапе изучения темы и осмысления соотнесенного с нею понятия аксиологии гуманизма. На пропедевтическом этапе в процессе выполнения перспективных заданий происходит формирование умений формулировать промежуточные суждения об экзистенциальных, социальных, политических, нравственных, эстетических, ценностях познания и антиценностях; на формирующем - конструирование вопросов, свидетельствующих о потребности дальнейшего освоения понятий в процессе изучения литературы; на обобщающем и творческом - отрабатывается навык составления письменных и устных высказываний на литературную тему, включающих понятия аксиологии гуманизма и их толкование.

Конструирование письменных и устных высказываний о литературном произведении с использованием материалов словарей различных типов осуществляется на уроках-мастерских творческого письма в рамках алгоритмов выполнения рефлексивных заданий (сочинение-комментарий, сочинение - диалог читателя с героями, сочинение - оценка событий, сочинение - переживание событий).

На пропедевтическом этапе происходит формирование навыков создания сочинения - лингвистического комментария, характеризующего особенности стиля как выражения авторской индивидуальности, проявления присущего писателю чувства языка и его художественных возможностей для передачи ценностных представлений; сочинения - переживания событий в жанре комического рассказа; сочинения - сравнительной оценки, позволяющего охарактеризовать отношение к гуманистическим ценностям героев литературных произведений и сделать выводы о необходимости следовать нравственным примерам, в основе которых находится гуманистическая идея добра. На формирующем этапе целесообразно создание сочинений - текстологических, исторических, биографи-

ческих комментариев; сочинения - диалога читателя с героями литературного произведения. На обобщающем и творческом этапах осуществляется совершенствование полученных навыков и формирование умений реферировать научные тексты, включающие понятия аксиологии гуманизма.

Контрольные задания предназначены для оценки учебных достижений после завершения определенного этапа обучения, прохождения раздела или всего учебного курса с целью сравнения и прогнозирования уровня достижения личностных, предметных и метапредметных результатов.

Осуществление контроля позволяет учителю получить достоверную информацию о результативности процесса реализации гуманистического потенциала литературной классики на уроках литературы в 5-8-м классах с целью его оперативной корректировки, выявления причин затруднений и ошибок учащихся.

На пропедевтическом этапе объектом контроля являются уровень сформированности умения определять ценностный смысл крылатых выражений, пословиц, поговорок, афоризмов; на формирующем этапе - создавать высказывание о гуманистической направленности творчества поэта или писателя; характеризовать эпизоды, отражающие ценностную позицию автора; определять ценностную функцию образа героя литературного произведения; ключевые темы творчества писателя и поэта, свидетельствующие об отношении к гуманистическим ценностям; на обобщающем этапе - выявлять смысл высказываний критиков и литературоведов о гуманистических ценностях, о своеобразии ценностной позиции поэта или писателя; на творческом этапе - характеризовать роль литературы, искусства и художника слова в формировании ценностной позиции личности, жизни общества; особенности гуманистического мировоззрения писателя.

Освоение гуманистического потенциала литературной классики в процессе поэтапной реа-

лизации системы обучающих и проверочных заданий с учетом принципа преемственности содействует глубокому пониманию ключевых проблем художественных произведений, формированию умений самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач и оценивать правильность их выполнения, осуществлять контроль своей деятельности, строить логическое рассуждение, делать выводы, использовать различные речевые средства в соответствии с поставленной задачей.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Каган М. С. Философская теория ценностей. - СПб.: Петрополис, 1997. - 205 с.

2. Слободчиков В. И. Системный кризис отечественного образования как угроза национальной безопасности России и пути его преодоления (проект). - URL: http://ost10Lnarod. ru/2016_RISI.pdf (дата обращения: 01.09.2017).

3. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с.

4. Щедровицкий П. Г. Очерки по философии образования. - М.: Пед. центр «Эксперимент», 1993. - 154 с.

REFERENCES

1. Kagan M. S. Filosofskaya teoriya tsennostey. St. Petersburg: Petropolis, 1997. 205 p.

2. Slobodchikov V. I. Sistemnyy krizis otechest-vennogo obrazovaniya kak ugroza natsionalnoy bezopasnosti Rossii i puti ego preodoleniya (proekt). Available at: http://ost101.narod. rU2016_RISI.pdf (accessed: 01.09.2017).

3. Primernye programmy po uchebnym predme-tam. Literatura. 5-9 klassy. Moscow: Prosvesh-chenie, 2011. 176 p.

4. Shchedrovitskiy P. G. Ocherki po filosofii obrazovaniya. Moscow: Ped. tsentr "Eksperiment", 1993.154 p.

Соловьёва Фаина Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент, главный методист ЧУ ДПО «Образовательный центр Гармония» e-mail: solovyovafe@rambler.ru

Solovjeva Faina E., PhD in Education, Associate Professor, Chief Methodist, Private institution of additional professional education "Educational Center Harmony" e-mail: solovyovafe@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.