Научная статья на тему 'Изучение творчества А. А. Дельвига в контексте иносказаний А. С. Пушкина'

Изучение творчества А. А. Дельвига в контексте иносказаний А. С. Пушкина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
180
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пропедевтический / формирующий / обобщающий / творческий этапы формирования знаний о гуманистических доминантах русской классики / анализ / интерпретация / методические приёмы / творчество А. А. Дельвига. / propaedeutic / developing / generalizing / creative stages of knowledge formation about humanistic domi- nants of the Russian classics / analysis / interpretation / methodological techniques / A. A. Delvig’s creativity.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Соловьёва Фаина Евгеньевна

В статье представлено описание 1) путей реализации концепции формирования системы знаний о гуманистических доминантах русской классики как ценностных центрах художественных произведений, аксиологии гуманизма как значимой составляющей содержательного ядра художественного текста, разработанной с учётом преемственности, осуществляющейся на пропедевтическом и формирующем, обобщающем и творческом этапах (5-8 классы в процессе установления ценностно-познавательных ориентиров и познавательной коммуникации); 2) планируемых результатов в рамках блоков «Выпускник научится», «Выпускник получит возможность научиться», обусловленных учебными задачами, определяющими особенности процесса формирования системы учебных действий а) базового уровня и б) повышенного уровня сложности, доступных мотивированным учащимся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A. A. DELVIG’S CREATIVITY STUDY IN THE CONTEXT OF A. S. PUSHKIN’S ALLEGORIES

The article describes 1) the ways of realizing the formation conception of the knowledge system about humanistic dominants of the Russian classics as value centres of works of fiction, axiology of humanism as a significant component of the substantial core of a fiction text developed taking into account the continuity carried out at the propaedeutic and developing, generalizing and creative stages (the 5-8th grades in the process of establishing value-cognitive guidelines and cognitive communication); 2) the planned results within the blocks “School-leaver Will Learn”, “School-leaver Will Get the Opportunity to Learn”, conditioned by the educational tasks that determine the features of the process of forming the system of educational actions at a) the basic level and b) the advanced level available to motivated students.

Текст научной работы на тему «Изучение творчества А. А. Дельвига в контексте иносказаний А. С. Пушкина»

https://doi.orq/10.30853/filnauki.2019.7.23

Соловьева Фаина Евгеньевна

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА А. А. ДЕЛЬВИГА В КОНТЕКСТЕ ИНОСКАЗАНИЙ А. С. ПУШКИНА

В статье представлено описание 1) путей реализации концепции формирования системы знаний о гуманистических доминантах русской классики как ценностных центрах художественных произведений, аксиологии гуманизма как значимой составляющей содержательного ядра художественного текста, разработанной с учетом преемственности, осуществляющейся на пропедевтическом и формирующем, обобщающем и творческом этапах (5-8 классы в процессе установления ценностно-познавательных ориентиров и познавательной коммуникации); 2) планируемых результатов в рамках блоков "Выпускник научится", "Выпускник получит возможность научиться", обусловленных учебными задачами, определяющими особенности процесса формирования системы учебных действий а) базового уровня и б) повышенного уровня сложности, доступных мотивированным учащимся.

Адрес статьи: отм^.агат^а.пе^т^епа^^СИЭ/У^З.^т!

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 7. C. 105-108. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/2/2019/7/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

Методика преподавания литературы

Literature Teaching Techniques

УДК 372.882 Дата поступления рукописи: 10.05.2019

https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.7.23

В статье представлено описание 1) путей реализации концепции формирования системы знаний о гуманистических доминантах русской классики как ценностных центрах художественных произведений, аксиологии гуманизма как значимой составляющей содержательного ядра художественного текста, разработанной с учётом преемственности, осуществляющейся на пропедевтическом и формирующем, обобщающем и творческом этапах (5-8 классы в процессе установления ценностно-познавательных ориентиров и познавательной коммуникации); 2) планируемых результатов в рамках блоков «Выпускник научится», «Выпускник получит возможность научиться», обусловленных учебными задачами, определяющими особенности процесса формирования системы учебных действий а) базового уровня и б) повышенного уровня сложности, доступных мотивированным учащимся.

Ключевые слова и фразы: пропедевтический, формирующий, обобщающий, творческий этапы формирования знаний о гуманистических доминантах русской классики; анализ; интерпретация; методические приёмы; творчество А. А. Дельвига.

Соловьёва Фаина Евгеньевна, к. пед. н., доцент

Военная академия войсковой противовоздушной обороны Вооружённых Сил Российской Федерации имени Маршала Советского Союза А. М. Василевского, г. Смоленск solovyovafe@гambleг. ги

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА А. А. ДЕЛЬВИГА В КОНТЕКСТЕ ИНОСКАЗАНИЙ А. С. ПУШКИНА

Одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности ...» [4].

Приоритетной целью литературного образования является «воспитание духовно развитой личности. формирование гуманистического мировоззрения, базирующегося на понимании ценности человеческой личности, признании за нею права на свободное развитие и проявление ее творческих способностей.» [5, с. 6].

Изучение литературы в школе содействует развитию навыков нравственно-эстетического подхода к оценке явлений действительности, приобщению к творческому труду, воспитанию чувства патриотизма.

Тем не менее гуманистический потенциал литературной классики на уроках литературы реализуется не в полной мере, интерес к самостоятельному чтению невысок; большая часть учащихся не может установить связи между проблемами, поднятыми в литературных произведениях, и реальной жизнью; не задумывается о нравственном совершенствовании в процессе изучения классических произведений, испытывает чувство протеста при необходимости размышлять над прочитанным [7].

С целью повышения результативности литературного образования в познавательной, ценностно-ориентационной и коммуникативной сферах необходимо разработать и реализовать на практике концепцию формирования системы знаний о гуманистических доминантах русской классики как ценностных центрах художественных произведений, аксиологии гуманизма как значимой составляющей содержательного ядра художественного текста и приёмов научного способа мировоззренческой ориентировки.

Понимание доминанты как объединяющего начала тематической, эстетической и идейной сторон литературного произведения нашло отражение в трудах литературоведов и методистов М. М. Бахтина, Р. О. Якобсона, Е. А. Жирковой, И. В. Сосновской, Н. П. Терентьевой, А. М. Шуралёва и др. [1; 3; 12-15].

Гуманистические доминанты русской классики, свойствами которых являются векторность, активность, устойчивость, выступают ценностными центрами художественного текста, объединяющими его идейную, тематическую и эстетическую стороны.

Выявление гуманистических доминант в процессе анализа литературного произведения содействует более точному пониманию учащимися особенностей мировоззрения автора, принципов построения его художественного мира, обеспечению целостности анализа и др.

Гипотетические промежуточные и обобщающие суждения о гуманистических доминантах, составленные на основе определений понятий аксиологии гуманизма, являются ключевыми компонентами научной интерпретации как выражения отношения учащегося к воспринятому тексту.

Особую актуальность такой подход приобретает на уроках литературы в 5-8 классах, когда закладываются основы литературных знаний и аналитических умений, происходит логическое осмысление роли искусства слова.

Наблюдение над практикой современного школьного литературного образования позволило обозначить предмет исследования - методику формирования системы знаний о гуманистических доминантах русской классики на уроках литературы в 5-8 классах и приёмов их реализации в учебной и социально ориентированной деятельности.

Установление предметных границ исследования соответствовало его цели - теоретическому обоснованию и экспериментальной проверке концепции формирования системы знаний о гуманистических доминантах русской классики в процессе изучения творчества А. А. Дельвига в 8 классе.

В соответствии с целью были сформулированы задачи исследования: осуществить адаптацию методической модели формирования системы знаний о гуманистических доминантах русской классики к урокам литературы, посвящённым изучению творчества А. А. Дельвига в контексте иносказаний А. С. Пушкина.

Научная новизна исследования состоит в обосновании эффективности концепции формирования системы знаний о гуманистических доминантах русской классики как ценностных центрах художественных произведений, аксиологии гуманизма как значимой составляющей содержательного ядра художественных текстов в рамках ценностно-деятельностного подхода, предполагающего освоение содержания знания и приёмов его реализации в учебной и социально ориентированной деятельности на основе преемственности, осуществляющейся в процессе установления ценностно-познавательных ориентиров на предкоммуникативном, коммуникативном и посткоммуникативном этапах познавательной коммуникации.

Освоение предметных умений и навыков в рамках данного подхода на пропедевтическом и формирующем, обобщающем и творческом этапах (5-8 классы) осуществляется с учётом возрастных особенностей учащихся и уровней развития читательской культуры учащихся.

Планируемые результаты каждого этапа в рамках блоков «Выпускник научится», «Выпускник получит возможность научиться» обусловлены учебными задачами, определяющими особенности процесса формирования системы учебных действий 1) базового уровня, которые должны быть освоены всеми обучающимися; 2) повышенного уровня сложности, доступных мотивированным учащимся.

Изучение произведений А. А. Дельвига в контексте иносказаний А. С. Пушкина на уроках литературы в 8 классе открывает широкие возможности для конструирования диалога поколений, эпох и авторов в рамках национальной и мировой культурных традиций, сравнения особенностей мировосприятия и отношения к экзистенциальным ценностям гуманизма (жизни, любви, свободе, творчеству и др.) в различные периоды развития общества; осмысления исторических, мифологических и литературных сюжетов как основы пушкинской иносказательной манеры письма.

На пропедевтическом и формирующем, обобщающем и творческом этапах (6-8 классы) в процессе анализа произведений И. С. Тургенева, А. И. Куприна, А. Н. Островского и др. учащиеся получают знания о любви как доминанте русской классики [6, с. 164-181, 200-212, 302-309; 9; 10, с. 195-199, 340-344].

Выявление особенностей художественного мира идиллий и романсов в процессе установления ценностно-познавательных ориентиров на предкоммуникативном, коммуникативном и посткоммуникативном этапах познавательной коммуникации способствует расширению полученных представлений, а также осмыслению понятий аксиологии гуманизма («гармония», «жизнь», «смерть» и др.) как значимых составляющих содержательного ядра текста.

На предкоммуникативном этапе осуществляется актуализация полученных знаний и конструирование высказываний о любви как гуманистической доминанте русской классики на основе гипотетических промежуточных суждений, составленных в 6-7 классах: умение любить и быть любимым - главная потребность человека, являющаяся свидетельством многогранности его натуры; высшее предназначение любви -это служение людям, приносящее истинное счастье.

На коммуникативном этапе осуществляется моделирование диалога поколений, эпох и авторов в рамках национальной и мировой культурных традиций и конструирование обобщающих суждений о любви как ценностном центре произведений и гармонии как значимой составляющей содержательного ядра художественного текста.

Обращение к статьям, посвящённым творчеству А. А. Дельвига («Славянин молодой, грек духом, а родом германец», «Сын лени вдохновенный» и др.), в словаре иносказаний А. С. Пушкина В. П. Сомова позволяет определить ценностно-познавательные ориентиры («гармония», «естественность» и др.) и установить смысловые связи с гуманистической доминантной текста [11, с. 186, 197].

Учащиеся узнают о лицейском периоде жизни поэта, службе в Публичной библиотеке; об интересе Дельвига к культуре древнего мира и основных жанрах его послелицейского творчества - идиллиях, «русских песнях» и «романсах».

Выразительное чтение стихотворения А. С. Пушкина «Кто на снегах возрастил Феокритовы нежные розы?», написанного по поводу выхода в свет «Стихотворений барона Дельвига» 1829 г., и прослушивание

сообщений по материалам статьи «Феокритовы розы» позволяет определить приметы идиллии - литературного жанра, создателем которого является Феокрит; отличия произведений Феокрита от позднейшей александрийской поэзии; причины популярности жанра среди поэтов XVIII - начала XIX в., считавших своим долгом создание «идиллий», изображающих фантастическую картину пастушеской жизни [Там же, с. 215-216].

А. А. Дельвиг сумел вернуть идиллии утраченное обаяние, присущее поэзии Феокрита, воссоздать мир духовно и физически гармоничного человека, естественного в проявлениях любви, дружбы, радости и горя.

Формирование системы знаний о любви как гуманистической доминанте русской классики осуществляется в процессе комплексного анализа произведения в контексте высказываний А. С. Пушкина, восхищавшегося идиллиями А. А. Дельвига за необыкновенное «чутье изящного», с которым он угадал дух греческой поэзии - «эту роскошь, эту негу, эту прелесть более отрицательную, чем положительную, которая не допускает ничего напряженного в чувствах; тонкого, запутанного в мыслях; лишнего, неестественного в описаниях!» («Отрывки из писем, мысли и замечания», 1827) [Там же, с. 216].

В процессе выявления функций художественных деталей, характерных для жанра идиллии («милые платаны», «нимфы древ сих, вожделеньем на путника веют» и др.); образов-символов пней платанов, на которых герои, впервые познавшие любовь, начертали свои имена; особенностей выражения чувств героев через мимику, позы, жесты, поступки, через непосредственное действие («.полные счастья, / Острым кремнем на коре сих дерев имена начертали»); ритма стихотворения (зрительная выразительность картин дополняется музыкой речи, мерной и строгой, лишенной внешних эффектов); способов создания античного колорита, учащиеся конструируют ответ на вопрос «Почему произошло чудо?».

Герои идиллий А. А. Дельвига - цельные существа, никогда не изменяющие своим чувствам. И природа, и боги сочувствуют влюблённым, оберегая и после их смерти неугасимое пламя любви.

Обогащению полученных знаний о любви как гуманистической доминанте идиллий, выявлению особенностей художественного мира А. А. Дельвига, представителя «чистой поэзии», содержание которой составляют мечты о «беспечной» жизни, «покое в безвестности»; «забвенье мирских забот» и эпикурейские забавы, содействует анализ романса «Прекрасный день, счастливый день».

В процессе актуализации знаний о жанре романса как 1) народной поэме лирико-эпического характера, исполняемой самостоятельно или под аккомпанемент струнного инструмента, и 2) сольной художественной лирической песне с музыкальным сопровождением - происходит выявление жанровых признаков произведения А. А. Дельвига.

Учащиеся определяют тему «Романса» и способы передачи состояния человека и природы, выписывая из текста слова и словосочетания, позволяющие увидеть картину весеннего обновления природы («рощи и нагие поля», «вольная ласточка», «весна, жизнью всё кипит», «яркое солнце», «чистое небо», тёплый, лёгкий ветерок, щебетание ласточек, поля, освободившиеся от снега), и почувствовать настроение лирического персонажа («прекрасный день», «счастливый день», «любовь»; «светлеет», «говорит сердце», влюблённый и счастливый поэт); определяют функции риторических обращений, восклицаний и вопросов («Проснитесь, рощи и поля!»; «Прекрасный день, счастливый день!»; «Она моя, она моя!»; «Что вьёшься, ласточка, к окну, что, вольная, поёшь?»), передающих ощущение внутренней гармонии лирического персонажа, его стремление поделиться радостью с окружающим его миром.

Определение значений понятия «гармония» (соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое; в древнегреческой философии - организованность космоса, в противоположность хаосу; в истории эстетики - существенная характеристика прекрасного) позволяет подвести итоги урока и ответить на вопрос «Почему А. А. Дельвиг обратился к античности?».

Поэт был человеком нового времени, а его «античность» - не достоверная копия древнего мира. Это «славянская, русская античность», в которую привнесён, по словам А. С. Пушкина, «вкус и взгляд европейца». В античности поэт нашёл свой романтический идеал гармоничной любви и прекрасного, совершенного человека. В ней он увидел прообраз счастливого будущего человечества.

Интерпретация полученных знаний о любви как гуманистической доминанте идиллий и романсов А. А. Дельвига происходит на посткоммуникативном этапе познавательной коммуникации в рамках работы творческих групп и составления творческого отчёта-интерпретации.

Таким образом, методическая модель урока-анализа идиллий А. А. Дельвига к контексте иносказаний А. С. Пушкина включает следующие этапы: 1) выявление гуманистической доминанты как ценностного центра художественного текста в процессе ценностного исследования (любовь); 2) определение значений иносказаний А. С. Пушкина, выявление понятий «жизнь», «смерть», «гармония», «естественность», «человек», «идеал» как ценностно-познавательных ориентиров; 3) установление причинно-следственных связей между ценностно-познавательными ориентирами, необходимыми для понимания художественной идеи произведения, и определением любви как гуманистической ценности (стремление к обретению романтического идеала гармоничной любви и прекрасного, совершенного человека как причина обращения к античности); 4) интерпретация полученных сведений в процессе реализации схемы, направленной на осмысление понятий гармония, любовь, идеал как значимых составляющих содержательного ядра текста, формулирование гипотетических промежуточных суждений как отдельных аспектов понятия любовь как гуманистическая доминанта текста (идиллии А. А. Дельвига - поэтическое воссоздание мира духовно и физически гармоничного человека, естественного в проявлениях любви, дружбы, радости и горя); 5) составление устных и письменных высказываний на основе сформулированных на уроке суждений о любви как гуманистической доминанте (одухотворённая любовь -созидательное начало, препятствующее смерти, основа гармонии в человеческих отношениях).

В процессе анализа идиллий в контексте иносказаний А. С. Пушкина ученик научится:

• выразительно читать произведения художественной литературы, выделяя гуманистические доминанты как ценностные центры текста и передавая личное отношение к проблемам, затронутым в них;

• определять особенности лексического состава художественного произведения и ключевые слова как ценностно-познавательные ориентиры; выявлять понятия аксиологии гуманизма как значимые составляющие содержательного ядра текста с целью определения его темы, проблемы и художественной идеи, установления внутрипредметных связей курса;

• оценивать роль русской литературы в процессе формирования общественного сознания, ценностной позиции личности.

Показателями эффективности методической модели является высокий уровень сформированное™ умений связывать явления, нашедшие отражение в произведении, и действительность; приводить убедительные обоснования собственных суждений примерами из текста; применять знания о гуманистических доминантах русской классики и переносить их за пределы учебной ситуации; включать в высказывание гипотетические промежуточные и обобщающие суждения, составленные на пропедевтическом, формирующем, обобщающем и творческом этапах; руководствоваться этим знанием в реальной жизни.

Внедрение в практику школьного литературного образования методических приёмов, направленных на формирование системы знаний о гуманистических доминантах русской классики как ценностных центрах художественного текста, будет максимально способствовать решению проблемы взаимодействия базовых национальных и гуманистических ценностей в рамках целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания, гражданской консолидации на основе общих ценностей.

Список источников

1. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советская Россия, 1979. 420 с.

2. Жаткин Д. Н. Философская лирика Дельвига в контексте русской романтической поэзии // Филологические науки. 2007. № 5. С. 63-90.

3. Жиркова Е. А. Актуализация семантики текстовых структур, имеющих доминантное значение для адекватной интерпретации художественного текста: дисс. ... д. филол. н. Краснодар, 2006. 310 с.

4. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 25.12.2018). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 10.05.2019).

5. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2011. 354 с.

6. Соловьёва Ф. Е. Методическое пособие к учебнику Г. С. Меркина «Литература» для 8 класса общеобразовательных организаций / под ред. Г. С. Меркина. М.: Русское слово - учебник, 2015. 320 с.

7. Соловьёва Ф. Е. Роль уроков литературы в процессе формирования гуманистического мировоззрения учащихся 5-8 классов // Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании: сб. науч. ст.: в 2-х т. М.: МГПИ, 2012. Т. 2. Вып. 11. С. 183-192.

8. Соловьёва Ф. Е. Тематическое планирование к учебнику Г. С. Меркина «Литература» для 8 класса общеобразовательных организаций / под ред. Г. С. Меркина. М.: Русское слово - учебник, 2015. 56 с.

9. Соловьёва Ф. Е. Тематическое планирование к учебнику «Литература. 6 класс»: учебно-методическое издание / под ред. Г. С. Меркина. М.: Русское слово - учебник, 2013. 64 с.

10. Соловьёва Ф. Е. Уроки литературы: методическое пособие к учебнику Г. С. Меркина «Литература. 6 класс» / под ред. Г. С. Меркина. М.: Русское слово - учебник, 2014. 360 с.

11. Сомов В. П. Словарь иносказаний Пушкина. М.: АСТ-Пресс Книга, 2016. 400 с.

12. Сосновская И. В. Литературное развитие учащихся 5-8 классов в процессе анализа художественного произведения: автореф. дисс. ... д. пед. н. М., 2004. 47 с.

13. Терентьева Н. П. Литературное образование как способ ценностного самоопределения учащихся: дисс. ... д. пед. н. СПб., 2014. 572 с.

14. Шуралёв A M. Концептологический аспект анализа художественного текста на уроках литературы: дисс. ... д. филол. н. М., 2013. 362 с.

15. Якобсон Р. О. Доминанта // Хрестоматия по теоретическому литературоведению / сост. И. Чернов. Тарту: Тартуский гос. ун-т, 1976. С. 56-63.

A. A. DELVIG'S CREATIVITY STUDY IN THE CONTEXT OF A. S. PUSHKIN'S ALLEGORIES

Solov'eva Faina Evgen'evna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor The Military Air Defence Academy of the Russian Federation Armed Forces named after the Soviet Union marshal A. Vasilevsky, Smolensk solovyovafe@rambler. ru

The article describes 1) the ways of realizing the formation conception of the knowledge system about humanistic dominants of the Russian classics as value centres of works of fiction, axiology of humanism as a significant component of the substantial core of a fiction text developed taking into account the continuity carried out at the propaedeutic and developing, generalizing and creative stages (the 5-8th grades in the process of establishing value-cognitive guidelines and cognitive communication); 2) the planned results within the blocks "School-leaver Will Learn", "School-leaver Will Get the Opportunity to Learn", conditioned by the educational tasks that determine the features of the process of forming the system of educational actions at a) the basic level and b) the advanced level available to motivated students.

Key words and phrases: propaedeutic, developing, generalizing, creative stages of knowledge formation about humanistic dominants of the Russian classics; analysis; interpretation; methodological techniques; A. A. Delvig's creativity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.