Научная статья на тему 'ПРЕДЫСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЖАНРА ФОРТЕПИАННОЙ СОНАТЫ В МОЛДАВСКОЙ МУЗЫКЕ'

ПРЕДЫСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЖАНРА ФОРТЕПИАННОЙ СОНАТЫ В МОЛДАВСКОЙ МУЗЫКЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
30
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛДАВСКАЯ ФОРТЕПИАННАЯ СОНАТА / СТАНОВЛЕНИЕ ЖАНРА / ПРЕДЫСТОРИЯ / Л. ГУРОВ / С. ЛОБЕЛЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лифанова Надежда Владимировна

В статье рассматривается предыстория становления жанра фортепианной сонаты в молдавской музыке. Исследуются сонаты XIX-начала ХХ вв. Произведен обзор литературы, анализирующей первые примеры жанра молдавской фортепианной сонаты. Освещаются основные особенности произведений Ф. Ружицкого, Л. Гурова, Ш. Няги, С. Лобеля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BACKGROUND OF PIANO SONATA GENRE ESTABLISHMENT IN MOLDAVIAN MUSIC

Background of piano sonata genre establishment in Moldavian music (by Lifatova N. V.) deals with the background of piano sonata genre establishment in Moldavian music. Sonatas of the XIX-th - the beginning of the XX-th centuries are analyzed. The survey of works examining the first examples of Moldavian piano sonata genre is carried out. The main peculiarities of compositions by F. Ruzhitsky, L. Gurov, St. Neaga, S. Lobel.

Текст научной работы на тему «ПРЕДЫСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЖАНРА ФОРТЕПИАННОЙ СОНАТЫ В МОЛДАВСКОЙ МУЗЫКЕ»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ RbTriTTF.rO МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

№2 Î2312012

© Лифанова Н. В., 2012

ПРЕДЫСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЖАНРА ФОРТЕПИАННОЙ СОНАТЫ В МОЛДАВСКОЙ МУЗЫКЕ

В статье рассматривается предыстория становления жанра фортепианной сонаты в молдавской музыке. Исследуются сонаты XIX-начала XX вв. Произведен обзор литературы, анализирующей первые примеры жанра молдавской фортепианной сонаты. Освещаются основные особенности произведений Ф. Ружицкого, Л. Гурова, Ш. Няги, С. Лобеля. Ключевые слова: молдавская фортепианная соната, становление жанра, предыстория, пештреф, «Sonata au pestref turque», Ф. Ружицкий, Л. Гуров, Ш. Няга, С. Лобель.

Одной из актуальных проблем современности является изучение различных национальных культур. Фортепианное творчество молдавских композиторов XX-XXI веков — интересно и многообразно. Становление жанра фортепианной сонаты в Молдове стало возможным лишь по достижении определенного профессионального уровня национальной композиторской школы.

В разные годы к жанру фортепианной сонаты обращались такие композиторы, как: Е. Кока, Ш. Няга, С. Лобель, А. Стырча, В. Загорский, Б. Дубоссарский, А. Федорова,

3. Ткач, П. Ривилис, П. Руссу, С. Бузилэ, Г. Няга, А. Муляр, Г. Чобану и др.

При неизменной важности фольклорного материала в музыке молдавских авторов, характер обращения с фольклором претерпевает ряд существенных изменений. Особенности использования национального материала в фортепианных сонатах легли в основу предлагаемой нами периодизация процесса развития фортепианной сонаты в Республике:

- Начальная стадия становления жанра в Молдове (до 1940)

- «Этнографический» период (1940-60-е годы)

- Традиции «новой фольклорной волны» (1970-1990-е годы)

- Отражение архетипических представлений (с 1990 и далее).

Уже с 30-х годов XIX века в Молдове постепенно активизируется музыкальная жизнь, расцвет которой приходится на более поздние времена (60-е годы XIX в.).

Первое свидетельство о создании фортепианной сонаты в стране относится к XIX в. Инициатором публикации и, возможно, автором сочинения является фольклорист, аранжировщик и композитор Франсуа (Франц) Ружицкий1. В ряде обработок народных мелодий, собранных в издание «Ориентальная музыка», значится и пьеса, носящая заголовок «соната» («Sonata au pestref turque»). Данный труд также содержит ряд авторских фортепианных пьес. Упомянутое издание напечатано в 1834 г. в типографии Георгия Асаки — одного из выдающихся поэтов, литераторов, общественных деятелей городов Кишинева и Ясс. В 1981 г. сборник этот был переиздан благодаря усилиям профессора Б. Котлярова под новым названием («Народные песни и танцы Молдавии в записи Ружицкого») [3]. Сборник является одним из важных исторических свидетельств музыкальной жизни Молдавии той эпохи. По начальным данным здесь были представлены обработки 42 мелодий молдавских, валашских, греческих, турецких песен и танцев2.

Благодаря этому изданию, предназначенному для домашнего или салонного музицирования, можно сделать выводы о том, какие мелодии были наиболее популярны в те врем е-на3. Судя по заголовку сборника «Ориентальная музыка», видим, что в те годы в Молдове были популярны мелодии с восточным колоритом. Это неудивительно, если учесть исторические особенности развития молдавского региона (длительное господство Оттоманской порты). Влияние Востока, популярность экзотической образности и связанной с этим семан-

тики подтверждает и название приводимого образца молдавской сонаты — «Sonata au pestref turque», что можно перевести, как: Соната в духе турецкого пеиггрефа. Пепггреф — инструментальная форма турецкой классической музыки, начальная часть группового действа под названием «фасил» / «фасиль». Одновременно пепггреф может быть предпоследней частью в ритуале «Мевлеви айни». Обычно в пештрефе используются ритмические фигуры, «растянутые» на длительный период [7]. Обращение к этому жанру обусловлено общей тенденцией XIX столетия, характеризуемой интересом к Востоку, а также и личностью великого молдавского господаря Дмитрия Кантемира. Он, как известно, немалую часть жизни провел при дворе турецкого султана. Будучи великим политиком, историком, просветителем, ученым-энциклопедистом, Кантемир во многом положил начало изучению турецкой музыки и собрал тетрадь собранных им турецких мелодий. Знакомство с этой тетрадью побудило современного композитора Злату Ткач обратиться к данному жанру пештрефа. В 1991 году ею был создан цикл для струнного квартета «Пять пешревов».

По мнению Л. Рябошапки, «Соната», изданная Ружицким, представляет собой первый образец сонатного жанра в молдавской музыке. Рябошапка выделяет «Сонату» как образец инструментального жанра, форма которого имеет ряд свойственных классической сонатной форме черт. Это проявляется в трехчастном строении (экспозиция, разработка, реприза); в тонико-доминантовом соотношении тематического материала; в драматургическом построении, основанном на двух ритмически контрастных партиях; в наличии разработочного раздела и коды. В данном сочинении дают о себе знать элементы «ориентализма», судя по которым можно воссоздать картину видения восточного колорита музыкантами того времени. Ведущие мелодии щедро украшены мелизмами, первая следует по близлежащим ступеням, что в какой-то мере призвано передать колорит чрезвычайно богатого хроматикой и ультрахроматикой восточного искусства. По мнению Рябошапки названное сочинение становится «примером сонатной формы в восточном стиле» [5, с. 21].

Помимо богатой орнаментики, мелодико-ритмических и структурных особенностей «Sonata au pestref turque», мы находим здесь и иные, присущие восточной музыке, черты. Так, «Соната» написана в лидийском ладу с тоникой «соль», в минорном тоне, благодаря чему в лидийском ладу появляется несвойственная ему увеличенная секунда. На основе ости-натной фактуры басов в верхних регистрах развивается извилистая одноголосная мелодия. При звучании «Sonata au pestref turque» создается впечатление, что мы являемся свидетелями музицирования аккомпанирующего себе турецкого певца-сказителя. Обращает на себя внимание долгое пребывание в одной и той же тональности, приема ostinato, на фоне которого в мелодии экспонируется музыкальная мысль, привнося элементы характерной для восточной музыки ритуальной статики. На аналогию с восточным звучанием также наталкивает сопоставление двух трезвучий, отстоящих друг от друга на интервал секунды. В развитии музыкального материала главенствует принцип импровизационности, что также весьма характерно для восточного колорита4.

Одним из первых творений, написанных в традиции академических сонатных жанров, принято считать «Сонату» Ш. Няги5. К сожалению, нотный текст сочинения утерян. В литературе остались лишь отрывочные свидетельства6. Так, А. Перетятко утверждает: «Фортепианная соната Ш. Няги (c-moll) обладает логичной архитектоникой и ясным выражением. Волнующие события сочетаются с лирическими, энергично проявляющиеся чувства — с чистыми эмоциями. Национальная специфика сонаты, как отмечено, проявляется определенным образом в лирических темах, в их мелодико-интонационном и ладогармоническом строении, в средствах развития (господствующими стали вариационный и полифонический принципы)» [6, с. 124]. Гармонический язык сонаты, по мнению Перетятко, постоянно варьируется, а иногда напрочь «лишен оригинальности». Исследователь пишет также об особен-

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЬТГТТШГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

№2 Í2312012

ностях применения в сонате различных фактурных, регистровых и динамических приемов, которые вызывают ассоциации с музыкой французских композиторов. «Вся структура и определенные принципы полифонического развития связаны с традициями в творчестве С. Франка и В. д'Энди, — отмечает Перетятко, — <.. .> элегантность и пластичность деталей комбинируется с основными масштабами, богатством звуковых оттенков. Несмотря на все эти преимущества, сонате недостает единой драматургической линии развития (для которой характерна фрагментарность, влияющая на архитектонику), сочинение составило важный этап в сложном и тернистом процессе становления фортепианной сонаты Бессарабии» [6, с. 124].

На основании вышесказанного, можно сделать вывод, что в первом сонатном образце молдавской музыки превалирует опора, скорее, на академические, чем на фольклорные традиции.

Практически не сохранилось данных и о созданной «родоначальником» молдавской композиторской школы Сонате Л. Гурова. По свидетельству Е. Абрамович трехчастная Соната Гурова была написана в 1936 г. в тональности E-dur [2, с. 27].

Дальнейший опыт развития сонатного жанра в Молдове был продолжен С. Лобелем. В его творческом наследии значатся четыре сонаты, однако, клавиры и аудиозаписи первых трех из них утрачены. Известно, что первая фортепианная соната Лобеля (1948-49) была одночастной и написана в тональности h-moll. В ее мелодико-интонационной основе лежал молдавский и русский фольклор. «Ее первая тема, связанная с молдавскими народно-песенными интонациями, — писала Е. Абрамович, — создает образ скованного, но неуклонно поступательного движения и заключает в себе большие динамические возможности, которые удачно используются не только в разработке, но и в самой экспозиции. Тема побочной партии, органично подготовленная всем предшествующим музыкальным развитием, более лирична и напевна, чем тема главной партии. Ее начало интонационно также напоминает молдавские народные мелодии. Тема заключительной партии, утверждающаяся в высоком регистре, носит праздничный, танцевальный характер и отличается от первых двух напевов русским колоритом» [1, с. 273].

Известно, что Вторая фортепианная соната (1952) Лобеля E-dur — трехчастна. Фольклорное начало было особенно ярко выражено в финальной части. Это сочинение, по многим критериям — свидетельство о достижении композитором творческой зрелости. «Эпически повествовательная первая часть сонаты, — отмечает Абрамович, — сменяется мечтательным лирическим Andante, музыка которого, в процессе динамического нарастания, приводящего к яркой кульминации, приобретает черты драматизма. Финал — стремительный, проникнутый жизнерадостностью танец, близкий молдавским народным образцам» [1, с. 274].

Таким образом, формирование жанра фортепианной сонаты Республики явилось сложным и своеобразным процессом. К сожалению, рассмотрение данного этапа труднодоступно для анализа. Можно полагать, что составляющими факторами жанра фортепианной сонаты стали: молдавский, русский, украинский фольклор, турецкая ритуальная музыка, западноевропейская профессиональная традиция.

Такова предыстория жанра фортепианной сонаты в Молдове, вошедшая, наряду с другими явлениями музыкальной жизни Республики, в арсенал предпосылок к созданию молдавской профессиональной композиторской школы.

Примечания

1 Именно с его помощью и под его руководством в Молдове были изданы первые сборники фортепианных пьес.

2 Во втором издании составитель отмечает неполное наличие материала.

3 В Кишиневе в эти годы наблюдался рост интереса к фортепианной игре. К концу 60-х гг. XIX в. здесь появился специальный музыкальный магазин И. Кубицкого, в котором имелся большой выбор фортепиано разных марок [4, с. 50-51].

4 После оригинального сочинения Ружицкого других фортепианных пьес, обозначенных термином «соната», не появлялось (во всяком случае, таковых не обнаружено) на протяжении всего XIX и первой трети XX веков.

5 За это сочинение в 1936 году композитору была присуждена третья премия на конкурсе им. Д. Энеску.

6 Анализ данного сочинения Няги, к сожалению, осуществлен без нотных примеров.

Литература

1. Абрамович А., Лобель С. Инструментальная музыка // Музыкальная культура советской Молдавии: Сборник статей. М.: Музыка, 1978. С. 214-289.

2. Абрамович Е. Композитор Л. Гуров. Кишинев: Литература артистикэ, 1979. 68 с.

3. Котпяров Б. Вступительная статья // Народные песни и танцы в записи Ф. Ружицкого / Под ред. Б. Котлярова. Кишинев: Литература артистикэ, 1981. 15 с.

4. Котпяров Б. Из истории музыкальных связей Молдавии, Украины, России. Кишинев: Штиинца, 1982.216 с.

5. Рябошапка JI. Зарождение и основные этапы развития молдавской фортепианной музыки XIX века: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 1991. 25 с.

6. Pereteatco A. ínceputurile muzicii instruméntale de camerá !n Basarabia // Arta. 1998 Chi§ináu, Editura Atelier, 1999. P. 121-131.

7. Pestref || ВикипедиЯ. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 20.05.2010. Режим доступа: URL: http://eng.wikipedia.org/wiki/Pestref (дата обращения 13.08.2010).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.