Научная статья на тему 'МОЛДАВСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ В ФОРТЕПИАННОЙ СОНАТЕ А. МУЛЯРА'

МОЛДАВСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ В ФОРТЕПИАННОЙ СОНАТЕ А. МУЛЯРА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
57
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
A. MULEAR / "NEW FOLKLORE WAVE" / MOLDOVAN FOLKLORE / MOLDOVAN PIANO SONATA / А. МУЛЯР / "НОВАЯ ФОЛЬКЛОРНАЯ ВОЛНА" / МОЛДАВСКИЙ ФОЛЬКЛОР / МОЛДАВСКАЯ ФОРТЕПИАННАЯ СОНАТА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лифанова Надежда Владимировна

В статье исследуется фортепианная соната молдавского композитора А. Муляра. Данный опус во многом опирается на принципы эстетики «новой фольклорной волны». Влияния молдавского фольклора отразились на особенностях построения музыкальной ткани, интонационной основе, ритмическом и тембральном планах сонаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOLDOVAN FOLKLORE TRADITION IN PIANO SONATA OF A. MULEAR

Moldovan folklore tradition in piano sonata of A. Mulear examines pi-ano sonata of Moldovan composer — A. Mulear. This opus is based on «new folklore wave» aesthetics. The Moldovan folklore influences can be seen clearly in conception, intonation, rhythmic and timbre plans.

Текст научной работы на тему «МОЛДАВСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ В ФОРТЕПИАННОЙ СОНАТЕ А. МУЛЯРА»

13 Дъиэрэтии ырыа означает «протяжная, плавная песня». Стиль отличается свободой импровизационного развития, свободной метроритмикой, внетональным типом интонирования, обогащенным гортанными призвуками — кылысахами, изобилием вокальных каденций. В результате конечный результат во многом зависит от индивидуальных возможностей конкретных исполнителей.

14 Дэгэрэн ырыа — подвижный, ритмичный, мелодически развитый стиль пения, для которого характерны мелодии широкого диапазона, а структура текста подчиняется формуле напева.

15 Источники цитат приведены Н. Головневой [6, с. 177-178].

16 Автор данной статьи выражает большую благодарность Гармажапу Цыреновичу Базарову и Ба-иру Гармаевичу Базарову за помощь в переводе текстов сочинений, написанных на бурятском языке.

17 Идея трилогии заключалась в охвате панорамы жизни Бурятии на протяжении 300 лет, при этом первая часть была посвящена эпопее вхождения Бурятии в состав России. Вторая и третья части трилогии — «Братья» (1963) и «Саян» (1967) — повествовали о годах гражданской войны и о событиях современного композитору этапа.

18 Это отмечено О. И. Куницыным, который подробно анализировал первую редакцию опуса [1,

с. 55].

19 Нойон (монг. Ноён) — букв, господин, князь. Класс нойонов сформировался в Монголии в XI-XII вв. как класс предводителей древних аристократических родов. В XVII — начале XX вв. нойоны в Бурятии и Монголии — правители различных рангов.

20Номера, принадлежащие Б. Майзелю, отмечены О. И. Куницыным [1, с. 56].

21 Ёхор — традиционный хороводный бурятский танец, который сопровождается хоровым пением.

22 Тоолэйн дуун — обрядовая приветственная песня, которую исполняют, приветствуя почетных гостей. Буквально означает Песню при подношении бараньей головы почетному гостю.

23 Сурхарбан — (букв, стрельба в сур), бурятский традиционный спортивный праздник, включающий стрельбу из лука, борьбу и скачки.

24 Ута дуун — протяжная бурятская песня, отличающаяся свободной метроритмикой.

25 Например, «Легенда об Ангаре» принадлежит бурятскому поэту и драматургу Н. Дамдинову, театральный спектакль «Дочь Байкала — Ангара» — драматургу и режиссеру Э. Жалцанову.

26 71 -

1оиук — жанр традиционного якутского песенного творчества.

27 Информация об опере получена автором данной статьи от певицы Эльвиры Доржиевны Доку-

лак.

Литература

1. Куницын О. Музыка советской Бурятии. М.: Советский композитор, 1990. 216 с.

2. Очерки истории культуры Бурятии. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1971. Т. 1.

492 с.

3. Абукова Ф. Становление туркменской оперы // Межнациональные связи в советской музыкальной культуре. Л.: Музыка, 1987. С. 102-117.

4. ФроловаС. Маркиан Петрович Фролов//Композиторы Урала.Свердловск. 1968.С. 10.

5. Куницын О. Русские музыканты в Бурятии. Рукопись. 213 с. (Личный архив О. И. Куницына).

6. ГоловневаН. И. Становление якутской профессиональной музыкальной культуры (1920-1985). Новосибирск, 1994. 384 с.

©ЛифановаН. В., 2012

МОЛДАВСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ В ФОРТЕПИАННОЙ

СОНАТЕ А. МУЛЯРА

В статье исследуется фортепианная соната молдавского композитора А. Му-ляра. Данный опус во многом опирается на принципы эстетики «новой фольклорной волны». Влияния молдавского фольклора отразились на особенностях построения музыкальной ткани, интонационной основе, ритмическом и тембральном планах сонаты.

Ключевые слова: А. Муляр, «новая фольклорная волна», молдавский фольклор, молдавская фортепианная соната.

Начиная с 1960-х годов в молдавской музыкальной культуре происходят существенные метаморфозы в области художественного мироощущения, эстетических приоритетов, раскрытия новых возможностей рояля и его музыкально-выразительных средств. В этот период в Молдавии все чаще появляются произведения, язык которых отличается от прежней «традиционной» манеры письма. Художники остро чувствуют изменчивость и неординарность мира. Возникающие

новые образы и эмоции требуют и соответственных оригинальных музыкальных решений, что наглядно подтверждает молдавская творческая панорама. Музыкальное искусство региона осваивает тенденцию неофольклоризма [см.: 2, 6, 7], что имело отражение в области понимания фольклорных традиций и в особенностях их претворения в композиторской практике, а именно:

• в подчинении закономерностям национального музыкального мышления;

• в понимании фольклорного начала как одного из стилеобразующих признаков;

• в субъективном, индивидуализированном претворении фольклорной традиции;

• в раздвижении хронологических рамок (от архаической музыкальной культуры до веяний нового времени);

• в совмещении особенностей разных фольклорных жанров и расширении жанрового диапазона в целом;

• в преобразовании контекста народного музицирования;

• в воссоздании фольклорной манеры исполнения;

• в нахождении новых музыкально-выразительных средств.

Художники Республики Молдова никогда не «охладевали» к национальному наследию. Об этом, в частности, писала Г. Кочарова: «Для молдавских музыкантов богатства фольклора — не свежий экзотический материал, а естественная основа» [3, с. 19]. Менялись лишь способы творческого освоения «национального музыкального богатства», что и стало следствием неотенденций1.

Симптоматично, что в 60-70-е годы молдавские композиторы интенсивнее работают в области камерных жанров. Подчеркнем эту важную особенность развития профессиональной музыки страны. В молдавском музыковедении на данный феномен обратила внимание И. Милютина, отметив плодотворность развития камерной сферы в профессиональном искусстве: «Своей эволюцией он (жанр камерного ансамбля — Н. Л.) наглядно демонстрирует огромный качественный сдвиг, произошедший в молдавской музыке <.. .> Расширилась палитра выразительных средств, углубилось преломление свойств народного мелоса» [5, с. 7]. Это вдохновило молдавских авторов на создание множества инструментальных сонат.

Обратимся к творчеству известного молдавского композитора Александра Муляра. Его Фортепианная соната (1976) может послужить иллюстрацией эволюционного процесса в молдавской композиторской практике. Творчество Муляра претерпело множество влияний, ведущими из которых является воздействие фольклорного направления. Для Муляра характерно апеллирование к глубинным пластам народной музыки.

Соната относится к зрелому периоду творчества Муляра2 и проникнута духом новаторских течений. В плане формообразования она во многом подчиняется классическим законам. Соната представляет собой трехчастную композицию, каждая из частей которой обладает ярко характерным образным строем. Первая часть в целом драматична; вторая — отражает мерное течение философской мысли; третья — являет собой стремительное и тревожное завершение драмы.

Мелодика первой части изобилует скачками на диссонантные интервалы (тритон, увеличенные, уменьшенные созвучия), либо движется по максимально близко расположенным друг к другу ступеням (полутоновое соотношение).

Национальное начало пронизывает всю интонационную основу сочинения. Формуль-ность, лаконичность попевок, из рядоположенности которых складывается единая цепь главного мотива, отражает признаки кристаллизации музыкальной ткани, характерные для неофольклористического метода мышления. Такая особенность мелоса обнаруживается также в Концерте для трубы с оркестром Муляра, его Шести миниатюрах для скрипки с фортепиано, балете «Fät-Frumos». Подобный метод построения формы в творчестве Муляра музыковед 3. Столяр харак-теризуеттермином «малоформатность» [8, с. 118].

В мелодике первой части Сонаты обнаруживается ряд конкретных, незамаскированных ритмических и мелодических компонентов, являющихся одной из важных и характерных составляющих молдавского фольклора. Так, в шестнадцатом такте первой части явственно вырисовывается интонационная ячейка, характерная для молдавской народной музыки. Она появляется несколько раз на протяжении всей части, пронизывая ее национальным колоритом. Помимо фи-гурационного изложения, здесь имеют место характерные бурдонные «поддержки» (густой пе-

дальный бас) в виде октавиых и квинтовых звучностей, создающих иллюзию звучания народных инструментов. Лаконичные наигрыши проводятся в специфически фольклорных звукорядах с пониженной второй, повышенной четвертой ступенями. Мелодическая структура, состоящая из ряда попевочных ячеек, по духу приближается к архаике.

Строгость фактурного изложения, предельная ясность и прозрачность — одна из характерных черт стиля автора. «Стилистическая манера А. Муляра сказывается в особенностях фактуры, которая всегда предельно организованна и содержательна <...> большое внимание композитор уделяет мелодическому фактору. Фактура пьес чаще всего немногословна», — замечает Милютина [4, с. 58-59].

Показателем подобной афористичности высказывания оказывается начальная двенадцатитоновая тема Сонаты, прихотливая по своему зигзагообразному контуру. Не утверждая, что в мелосе произведения использован принцип цитирования, подчеркнем, что встречающиеся здесь интонационные образования настолько близки народным мотивам, что невольно вызывают множество ассоциаций с оригинальными образцами. Так, в первой части встречаем «ритмически искаженную», переакцентированную фразу из народной мелодии «ZaIzaIea» («Абрикос»). Во второй — одиноко звучит мотив, сходный с оборотом из народной мелодии «Маша Каёи1ш» («Мама Раду»). Более того, автор вводит в Сонату мелодические арочные напевы-переклички оригинально воплощенные ритмически и регистрово.

К примеру, начальная мелодия второй части является увеличенным и одновременно усеченным вариантом интонационных вкраплений из разработки первой части. Вариантное изменение «цементирует» общую структуру и напоминает о характерном для народной традиции — принципе варьирования, что соответствует парной драматургии. Концепцию о принципах парной и триадной драматургии выдвинул в свое время Ю. М. Лотман. Парная драматургия задействует прием аналогии, призванной выявлять общее в различном. Триадная драматургия, наоборот, прибегает к антитезе, задачей которой становится нахождение различного в похожем.

Еще одним выразительным и конструктивным приемом, связывающим музыкальный материал Муляра с фольклорным музицированием, является активно участвующий в формообразовании принцип тембрового варьирования. В произведении Муляра, как в румынском тарафе, каждая партия самодостаточна. «Лэутар» непременно владеет индивидуальными, наработанными в процессе импровизационного музицирования устойчивыми приемами — как по части интонационных оборотов, так и по части фактуры, регистров. Каждый участник ансамбля должен не только уметь вливаться в целое, но, дождавшись момента, показать свое великолепие солиста. Практически вся музыкальная канва сочинения Муляра соткана из солирующих и туттийных разделов. Материал то плавно передается от одного исполнителя к другому, то все «участники» импровизации словно подхватывают основную мысль.

Нередко в Сонате используется также «имитация» тембров народных музыкальных инструментов. Одним из наиболее ярких и ассоциативно устойчивых приемов становится воспроизведение цимбальной звучности, которая проникает во все разделы цикла. Подобный эффект достигается фактурными, регистровыми, агогическими, артикуляционными и педальными средствами.

Обрамляющие разделы третьей части своей токкатностью и остинатностью явственно воспроизводят сольное выступление цимбалиста. «Гул волынок» (чимпой) либо трембит (бу-чум), басовые бурдоны одиночных тонов, интервалов квинты и октавы сопровождают мелодическое развитие (побочная и заключительная партии, реприза первой части, середина второй части). Развертывание напевов в высоких «звенящих» регистрах, отрывистое звукоизвлечение — все это обнаруживает «сходство» с пастушескими духовыми инструментами (флуер).

Материал Сонаты Муляра позволяет убедиться, что музыкально-выразительные средства, особенности интонационного построения и развития, имитация звучания народных инструментов, квазицитаты, оперирование краткими мотивными ячейками — свидетельствуют о «новом» взгляде молдавских композиторов на музыкальный фольклор.

Примечания

1 Термин «неотенденции» обобщает и неофольклоризм, и архетипическое воплощение фольклорных образов, и авангардное претворение фольклора, и неоромантические влияния с фольклорными элементами, выражая в то же время многообразие взаимодействия фольклора с профессиональной музыкой.

2 Композитор начал свой творческий путь в 50-х годах.

Литература

1. Вартанова Е. К проблеме типологии стилевых контрастов в современной советской музыке // Вопросы анализа музыкального стиля. Саратов: Изд-во Саратов ун-та, 1991. С. 3-20.

2. Загорский Д. О роли фольклорных элементов в композиции концерта для оркестра Г. Мусти // Молдавский музыкальный фольклор и его претворение в композиторском творчестве. Кишинев: Штиинца, 1990.

3. Кочарова Г. Молдавская народно-ладовая система и предпосылки ладового синтеза (к вопросу о национальном и интернациональном в молдавской советской музыке) // Музыкальное искусство советской Молдавии. Кишинев: Штиинца, 1984. С. 17-29.

4. Милютина И. Инструментальная миниатюра в творчестве Александра Муляра // Музыка в Молдове: Вопросы истории и теории. Кишинев: Штиинца, 1991. С. 46-60.

5. Милютина И. Камерный инструментальный ансамбль в молдавской музыке 60-70-х гг. // Музыкальное творчество в Советской Молдавии. Кишинев: Штиинца, 1988. С. 7-21.

6. Милютина И. Фольклор в камерных инструментальных произведениях композиторов Советской Молдавии // Молдавский музыкальный фольклор и его претворение в композиторском творчестве. Кишинев: Штиинца, 1990.

7. Райляну Л. Тенденции неофольклоризма в молдавской симфонической музыке 1970-х гг. // Интернациональные связи искусства МССР с художественными культурами братских республик. Кишинев, 1982.

8. Столяр 3. Люди и время. Композиторы — евреи в музыкальной культуре Молдовы. 30-е — 80-е годы XX в. Кишинэу, 2003. 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.