Научная статья на тему 'Предъявление личности для опознания по признакам голоса и речи'

Предъявление личности для опознания по признакам голоса и речи Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4731
917
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Моисеев Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предъявление личности для опознания по признакам голоса и речи»

по МАТЕРИАЛАМ

ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

часто и допускается по тем материалам, в которых нет указаний на лицо, совершившее преступление. Поскольку закон запрещает отказывать в возбуждении уголовного дела по такому основанию, в постановлении обычно ссылаются на «малозначительность» или на другие надуманные мотивы для того, чтобы как-то оправдать незаконное решение. В некоторых случаях для придания видимости «законности» решения в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела сотрудники ОВД извращали фактические обстоятельства события.

Представляется, что такая практика заслуживает только осуждения, так как такое правоприменение ведет к нарушению законных прав граждан, вовлеченных в уголовный процесс на стадии возбуждения уголовного дела, не говоря уже о целях обеспечения неотвратимости наказания, о котором так часто говорит Президент Российской Федерации В.В. Путин [4].

Поэтому устранить и предупредить неправильное разрешение заявлений и сообщений о преступлениях средствами прокурорского надзора, ведомственного и судебного контроля очень важно.

Литература

1. Далее - УПК РФ.

2. Анализ данных статистики ГИАЦ МВД РФ за 2004-2005 гг.

3. См.: Афанасьев В. Незаконные отказы в возбуждении уголовных дел [Текст] / В. Афанасьев, А. Чувилев, Ю. Белозеров // Соц. законность. - 1971. - № 7. - С. 28-31.

4. См.: Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации. - М., 2002. С. 8.

ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ДЛЯ ОПОЗНАНИЯ ПО ПРИЗНАКАМ ГОЛОСА И РЕЧИ

По нашему мнению, следует также знакомить заявителя с собранным материалом об отказе в возбуждении уголовного дела, что будет оправдано по ряду соображений. Во-первых, это способствовало бы созданию у него объективного мнения о проведенной проверке, исключало необоснованные жалобы; во-вторых, заявитель получил бы возможность обосновать жалобу на отказ в возбуждении уголовного дела материалами проверки; в-третьих, дознаватель и следователь, зная, что заявитель сможет ознакомиться с материалами проверки, будут более тщательно подходить к рассмотрению сообщения о преступлении.

Думается, что указанные рекомендации на фоне позитивных предписаний уголовно-процессуального закона России будут способствовать конкретизации порядка деятельности всех участников первоначальной стадии процесса, упорядочению складывающихся в ее рамках общественных отношений, что позволит приступить к реализации целей уголовного судопроизводства с самого начального его этапа, то есть со стадии возбуждения уголовного дела.

Личность человека может быть идентифицирована только на основе индивидуальной совокупности признаков, характерных для него. Это положение относится и к такому виду идентификации, как опознание человека.

моисеев н.а.,

старший преподаватель кафедры криминалистики БелЮИ МВД России, кандидат юридических наук

Применительно к личности человека зрительно и на слух могут быть восприняты: физический облик, включающий внешность в целом и отдельные ее элементы; походка; голос и речь; мимика и жесты. В большинстве случаев эти свойства воспринимаются

одновременно и в единстве, но нередко физический облик и речь воспринимаются раздельно. Внешность, походка, голос и речь человека являются сугубо индивидуальными для каждого человека и обладают признаками устойчивости и относительной неизменяемости. Как представляется, только названными свойствами человека должна быть ограничена система признаков. В совокупность индивидуализирующих признаков могут входить признаки, относящиеся к одному свойству (например, характеризующие внешность человека), а могут - и к разным свойствам человека (например, характеризующие и внешность, и походку, и устную речь). Опознание человека возможно путем исследования не только анатомических, но и функционально-динамических признаков. Большинство ученых-криминалистов - сторонники такой позиции.

Рассмотрение процедуры предъявления для опознания по голосу и речи с криминалистической точки зрения должно быть ориентировано на достижение своего рода стратегической цели: проведение данного действия должно осуществляться при таких условиях, которые максимально обеспечивали бы достоверность получаемых результатов, их объективность и надежность. Это продиктовано тем, что предъявление для опознания в своей основе имеет идентификационную сущность, следовательно, необходимо соблюдение требований, предъявляемых и к объектам идентификации, и к самому процессу. Принимая решение о производстве предъявления для опознания, следователь должен ставить перед собой цель - не просто получение доказательства (такая цель стоит перед ним как перед субъектом доказывания), а необходимость получения доказательства в условиях, исключающих сомнения в его надежности и объективности.

Предъявление для опознания по признакам голоса и речи должно состоять из последовательных этапов: подготовка к проведению следственного действия; проведение следственного действия; фиксация хода и результатов следственного действия. Каждый этап имеет свои задачи, которые могут быть решены посредством криминалистических методов, приемов и средств.

Подготовка к проведению предъявления для опознания по признакам голоса и речи. Данный этап является наиболее трудоемким и имеет обеспечивающий характер, поскольку от того, на каком уровне будет выполнена

подготовительная часть, напрямую зависит успех и качество самого следственного действия. Здесь должны быть решены следующие задачи.

1. Допрос опознающего. Его показания, зафиксированные в протоколе допроса, выступают идентифицирующим объектом (т.е. объектом, с помощью которого осуществляется процесс идентификации). Следовательно, показания опознающего должны не только формально, но и объективно соответствовать данному понятию - содержать признаки опознаваемого объекта. Следователю необходимо получить максимально полную информацию от допрашиваемого относительно воспринятых им особенностей голоса и речи человека, имеющего отношение к событию преступления.

Исходя из приводимого перечня вопросов, который подлежит обязательному выяснению в ходе допроса, предшествующего предъявлению для опознания, применительно к рассматриваемому виду опознания их можно представить в самом общем виде: 1) в каких условиях опознающий видел и (или) слышал опознаваемого человека; 2) в какое время суток, в каких погодных условиях происходило восприятие голоса и речи; 3) какова фоновая обстановка восприятия (наличие шумов движущегося транспорта, работающих приборов, техники, звучание музыки, посторонних голосов и т.п.); 4) как долго происходило восприятие; 5) состояние органов чувств, и прежде всего слуха, опознающего, свойства его памяти; 6) хорошо ли он запомнил воспринятые признаки, может ли их описать, выделить специфические особенности; 7) может ли допрашиваемый опознать в числе других именно то лицо, признаки голоса и речи которого он запомнил?

Представляется, что данные показания должны быть получены во всех случаях до производства предъявления для опознания, тем более и ч.2 ст.193 УПК прямо на это указывает.

2. Допрос опознаваемого. В существующих рекомендациях по производству предъявления для опознания по голосу и речи вопрос о допросе опознаваемого вообще не стоит. Между тем необходимость такого допроса обусловлена потребностью следователя в непосредственном восприятии признаков голоса и речи этого лица, индивидуальных качеств его личности. Отсутствие у следователя лично воспринятой информации о говорившем может привести впоследствии к осложнениям в подготовке, проведении

предъявления для опознания, а затем и в оценке полученных результатов. Кроме того, не располагая лично воспринятыми признаками голоса и речи проверяемого человека, следователь не сможет подобрать статистов, голоса которых должны иметь схожие признаки. Думается, высказанное предложение может иметь практическое значение.

3. Подготовка объектов, предъявляемых для опознания. Современный уровень развития техники позволяет осуществить производство данного следственного действия на качественно новом уровне.

Прежде всего, предъявлять для опознания надо не говорящих людей, а исключительно фонограммы их голоса и речи. Данное предложение продиктовано рядом обстоятельств:

1) современный уровень развития звукозаписывающей аппаратуры позволяет воспроизвести звукозапись самого высокого качества;

2) посредством использования звукозаписи можно добиться оптимального объема речевого материала как по информативности, так и продолжительности звучания;

3) с помощью соответствующей аппаратуры будет выявлен тот участок речевой информации, который менее всего был подвержен умышленному искажению голоса и речи говорившего;

4) фонограмма готовится в идеальных акустических условиях, которые при необходимости могут быть смоделированы под тот фоновой шум, при котором опознающий воспринимал голос и речь опознаваемого человека (например, шум ветра, наличие гула посторонних голосов, движущегося транспорта, работающего телевизора, звучание музыки и пр.);

5) отпадает необходимость подбора статистов, голос и речь которых должны быть схожи с проверяемым лицом, поскольку возможности звукозаписывающей техники и компьютерных технологий позволяют смоделировать образцы голоса и речи, которые будут иметь как совпадающие, так и различающиеся признаки по сравнению с проверяемым лицом. Таким образом, в качестве двух статистических образцов голоса и речи будут выступать две виртуальные модели. При этом за основу берется фонограмма голоса и речи проверяемого лица в имеющемся объеме, а в нее вносятся изменения (в пределах 20-30%) признаков и голоса, и речи. Например, признаки речи могут быть изменены путем внесения каких-либо сти-

листических, лексических и грамматических коррективов без изменения смыслового содержания речевой информации. Изменения признаков голоса могут касаться его физических характеристик (частоты, интенсивности, длительности и др.), которые повлекут изменение высоты, тембра, силы и пр. Аналогичным образом поступают и со вторым образцом, в который должны быть внесены изменения, отличные от изменений в первом образце. В итоге получится три разных объекта: первый - фонограмма голоса и речи проверяемого лица; второй и третий - виртуальные фонограммы голоса и речи, имеющие схожие признаки с первым объектом.

С одной стороны, это решает задачу поиска статистов, что само по себе представляет немалые трудности, осуществления процедурных вопросов, связанных с их участием в следственном действии и выполнении требуемых указаний, а с другой - подготовка статистических образцов голоса и речи (виртуальных) обеспечивает соблюдение требований законодателя о «сходности объектов» практически со стопроцентной надежностью, решение задачи опознания будет максимально объективизировано, поскольку опознаваемому будут представлены объекты, имеющие различающиеся и совпадающие признаки, зафиксированные с помощью приборов.

Получение фонограммы голоса и речи проверяемого лица, а также изготовление статистических образцов должны быть осуществлены в рамках производства следственного действия «Получение образцов для сравнительного исследования» (ст.202 УПК РФ) с обязательным участием специ-алиста-фоноскописта, при этом выносится постановление о получении образцов для сравнительного исследования. Особое внимание должно быть уделено составлению протокола получения образцов для сравнительного исследования, в котором описывается: как, при каких условиях, с участием кого, с применением каких технических средств и методов были получены образцы; какова методика изготовления статистических (виртуальных) образцов голоса и речи (ст.476 Приложения 122 УПК РФ).

Предлагаемый подход к производству предъявления для опознания, кроме того, имеет и ряд других преимуществ, в частности организационного и тактического характера. Так, чтобы пресечь возможные действия опознаваемого или его защитника,

связанные с последующей дискредитацией полученных результатов предъявления для опознания, перед началом производства следственного действия опознаваемого, его защитника и понятых следует ознакомить с данными объектами; сделать соответствующие пояснения по поводу их получения; возможно даже прослушать их; принять от этих лиц замечания, если они обоснованы, принять меры к их устранению; согласовать вопрос о последовательности представления объектов для прослушивания (ч.4 ст.193 УПК).

4. Определение круга участников данного следственного действия. Он ограничивается следователем, опознающим, двумя понятыми, при необходимости защитником подозреваемого (обвиняемого). Участие проверяемого лица и статистов не требуется.

5. Выбор времени производства предъявления для опознания. После принятия решения о необходимости производства данного следственного действия следователь должен определить конкретную дату его производства. Следует исходить из того, что мысленный образ, запечатлевшийся в памяти опознающего, со временем забывается, видоизменяется и т.п. Выбор момента производства этого следственного действия зависит и от готовности объектов, предъявляемых для опознания, и от иных планируемых действий по данному уголовному делу, от согласования с защитником об участии в следственном действии и др.

6. Психологический настрой опознающего. Определив дату производства следственного действия, следователь накануне его проведения ставит об этом в известность опознающего и предлагает ему подготовиться психологически к предстоящему действию. Вкратце он разъясняет опознающему смысл предстоящих действий; снимает сомнения относительно опасности участия в них или какого-либо воздействия на него опознаваемого; предлагает активизировать в памяти запомнившиеся ему признаки голоса и речи опознаваемого человека, припомнить характеристики, описывающие данные признаки; настраивает на сохранении спокойствия и уверенности.

Проведение следственного действия - это следующий этап производства предъявления для опознания по признакам голоса и речи.

После проведения выше указанных подготовительных мероприятий в специальное помещение приглашаются участники следс-

твенного действия. Следователь разъясняет им их права и обязанности, сообщает, что весь ход следственного действия фиксируется с помощью видеосъемки. Далее он последовательно воспроизводит предъявляемые фонограммы, после прослушивания которых предлагает опознающему сообщить, опознал ли он кого-либо по голосу и речи, если да, то в какой по счету в порядке очередности прослушивания фонограмм. Затем опознающий поясняет, по каким признакам он опознал голос и речь того или иного лица, когда и при каких обстоятельствах он слышал их прежде.

Если опознающий заявляет о том, что он не опознал голос и речь человека, имеющего отношение к событию преступления ни на одной из трех предъявляемых ему фонограмм, необходимо выяснить, на чем основан вывод опознающего. Возможно, что опознающий плохо помнит голос и речь человека, слышанные им ранее, и поэтому затрудняется или не может выделить их из числа предъявляемых; либо опознающий хорошо помнит голос и особенности речи человека, воспринятые им ранее, но ни на одной из предъявленных ему фонограмм не запечатлены признаки голоса и речи человека, имеющего отношение к событию преступления.

Фиксация хода и результатов следственного действия. На этом этапе нет каких-либо особенностей, здесь все подчинено установленному порядку. Перед следователем стоит задача обеспечить полное и верное отражение всего содержания следственного действия и полученных результатов.

Весь ход проведенного следственного действия подлежит описанию, все объяснения, даваемые опознающим, должны быть зафиксированы. Вопросы, задаваемые следователем участникам действия, должны быть четкими, понятными, исключать наводящий характер. Для пресечения возможных попыток, связанных с противодействием расследованию защитника опознаваемого следователю можно рекомендовать более внимательно отнестись к ранее высказанным (на подготовительном этапе) замечаниям, а в конце следственного действия уточнить, имеются ли какие-либо заявления.

Поскольку формализованного бланка протокола данного следственного действия законом не предусмотрено, то, как представляется, за основу может быть взята форма «Протокол предъявления для опознания по фотографии» (ст.476 Приложение 66 УПК

РФ) с внесением соответствующих коррективов. В качестве приложений к протоколу предъявления для опознания по признакам голоса и речи прикладываются три фонограммы голоса речи, зафиксированные на электронном носителе (диск), видеозапись хода следственного действия.

Подводя итог рассмотрению вопроса производства предъявления для опознания по признакам голоса и речи, необходимо

отметить, что современный уровень развития информационных технологий и техники в целом позволяет осуществить производство данного следственного действия на качественно новом уровне - в качестве объектов предъявлять три фонограммы, среди которых голос и речь проверяемого лица и статистические объекты, которыми выступают виртуальные модели.

АГРЕССИВНОСТЬ В ЕДИНОБОРСТВАХ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА АДАПТИРОВАННОСТЬ К СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кутергин и.б.,

старший преподаватель кафедры физической подготовки и боевых единоборств БелЮИ МВД России, кандидат педагогических наук

В научной литературе отсутствуют сведения о специфике влияния характеристик агрессивности занимающихся спортивной борьбой на их адаптированность к данному виду деятельности. С целью заполнения этого пробела изучались характеристики адаптированности и агрессивности в спортивной деятельности у спортсменов - борцов (35 человек) и представителей других спортивных специализаций (42 человека) мужского пола, в возрасте 18-20 лет. Использовались методики диагностики: агрессивности личности А. Басса, А. Дарки, успешности спортивной деятельности и удовлетворенности спортивной деятельностью Г.В. Лозовой.

Сравнительный анализ показателей адап-тированности к спортивной деятельности показал отсутствие достоверных различий их выраженности у спортсменов-борцов и представителей других спортивных специализаций. Спортсменам, независимо от специализации, присущ средний уровень адаптированности в спорте (по критериям успешности и удовлетворенности занятиями).

Независимо от специализации, у всех спортсменов выше удовлетворённость са-

мосовершенствованием вследствие спортивной деятельности, процессом занятий и общением с участниками спортивного процесса. Большая часть спортсменов, хотя и не достигает высших результатов в соревновательной деятельности, посредством занятий спортом развивает свою личность, осваивают навыки позитивного общения.

Показатели спортивной адаптирован-ности достаточно глубоко интегрированы как у борцов, так и у спортсменов иных специализаций. Об этом свидетельствует большое количество корреляций показателей адаптированности. У борцов выявлено

19 связей обсуждаемых показателей, из них 6 находятся на 99,9%; 5 - на 99%; 8 - на 95% уровне достоверности. У спортсменов не борцовских специализаций обнаружено

20 взаимозависимостей показателей адап-тированности. Однако 99,9% уровня достоверности достигли только 4 связи. В целом, показатели адаптированности довольно высоко интегрированы как у борцов, так и у спортсменов других специализаций.

Наиболее существенное отличие адапти-рованности борцов состоит в том, что стремление к индивидуальному успеху (высоким

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.