Научная статья на тему 'Предварительный анализ эффективности инвестиционного проекта'

Предварительный анализ эффективности инвестиционного проекта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1427
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чубарин А.Н.

Анализ инвестиционного проекта важная и по сути самая главная стадия инвестиционного анализа, однако ей предшествует «предварительный анализ» или «формирование инвестиционного замысла (идеи)». На сегодняшний день существует огромное множество различных учебных и методических пособий, но ни одно не может похвастаться четкой программой проведения предварительного анализа, причем опробованной на практике. В общем виде такой анализ представляет собой сбор и первичный анализ данных с расчетом некоторых коэффициентов экономической эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предварительный анализ эффективности инвестиционного проекта»

инвестиции

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА

А. Н. ЧУБАРИН

Столичная финансово-гуманитарная академия

Анализ инвестиционного проекта—важная, и по сути самая главная, стадия инвестиционного анализа, однако ей предшествует предварительный анализ или формирование инвестиционного замысла (идеи).

На сегодняшний день существует огромное множество различных учебных и методических пособий, но ни одно не может похвастаться четкой программой проведения предварительного анализа, причем опробованной практически.

В общем виде такой анализ представляет собой сбор и первичный анализ данных с расчетом некоторых коэффициентов экономической эффективности. В него входят:

1) планирование себестоимости продукции (работ, услуг), планирование денежных потоков (в среднесрочной перспективе в условиях инфляции);

2) оценка финансовой реализуемости (жизнеспособности), анализ структуры средств финансирования;

3) расчет показателей доходности, рентабельности, окупаемости.

Для принятия инвестором решения о вложениях капитала необходимо располагать информацией, подтверждающей два основополагающих правила:

• вложенные средства должны быть полностью возмещены;

• прибыль, полученная в результате данной операции, должна быть достаточно велика, чтобы компенсировать временный отказ от использования средств по другому альтернативному варианту. Здесь учитывается риск, возникающий в силу неопределенности конечного результата. По результатам предварительного исследования делаются выводы о том, что:

• инвестирование является настолько перспективным, что решение о нем может быть принято

Все следует делать настолько простым, насколько это возможно, но не проще.

Альберт Эйнштейн

на основе информации, полученной на стадии предварительного технико-экономического обоснования; все аспекты проекта имеют важное значение с точки зрения его выполнимости и определяют необходимость тщательного изучения путем проведения функциональных или вспомогательных исследований, например обзора рынков, проведения лабораторных и опытно-производственных испытаний;

• данной информации достаточно, чтобы считать проект жизнеспособным;

• концепция проекта оправдывает необходимость проведения детального анализа и разработки технико-экономического обоснования. Результаты предварительного анализа и оценки эффективности инвестиционного проекта используются для подготовки предварительного технико-экономического обоснования (ПТЭО), а затем окончательного технико-экономического обоснования (ТЭО).

Если фирма (инвестор) видит целесообразность осуществления ряда инвестиционных проектов, различаемых по направленности производства или по масштабности, то в этих случаях предварительная оценка эффективности проекта может излагаться в виде технико-экономического доклада (ТЭД) или технико-экономического расчета (ТЭР).

Любой инвестиционный проект, вне зависимости от его объемов, сложности, условий инвестирования, должен осуществляться в соответствии с выбранной технологией. Под технологией понимается последовательность определенных действий, направленных на получение промежуточного или конечного результата, в качестве которых могут выступать: подготовка технико-экономического обоснования проекта; разработка рабочей про-ектно-сметной документации; строительство

(реконструкция); монтаж технологического оборудования и выпуск опытной партии продукции; выпуск продукции.

Для целей предварительного анализа следует привести следующую схему инвестиционного процесса (рис. 1).

Следует отметить, что стадии предварительного и предынвестиционного анализа могут выступать в качестве одной стадии, но есть мнение, что только в случае когда проект находит подтверждение своей эффективности и специалистом делается вывод о целесообразности дальнейшей его разработки, в противном случае рекомендуется отделять «Предварительный анализ» от «Предынвестиционного». А также, когда инвестор хочет узнать общую целесообразность осуществления проекта (в этом случае рассчитываются основные коэффициенты эффективности инвестиций и не проводится детальное планирование всех денежных потоков).

Столкнувшись с такой проблемой (отсутствие плана анализа), при проведении оценки целесообразности осуществления проекта нами был составлен план предварительного анализа. В него вошли основные разделы предынвестиционного анализа проекта.

В состав плана предварительного анализа инвестиционного проекта были включены следующие разделы:

1. Краткая характеристика инвестиционного проекта;

2. Основная идея проекта;

3. Обоснование объемов материальных ресурсов, необходимых в процессе реализации инвестиционного проекта;

Финансирование

Рис. 1

4. Необходимые трудовые ресурсы;

5. График реализации проекта;

6. Характеристика финансового обеспечения

проекта и оценка его эффективности.

Сроки предварительной и предынвестицион-

ной фаз во многих случаях не могут быть определены достаточно точно, поскольку на этом этапе могут рассматриваться различные организационные принципы осуществления проекта. Возможна также подготовка нескольких технико-экономических обоснований по реализации одной и той же идеи, различаемых продолжительностью выполнения комплекса мероприятий и соответственно стоимостью, риском и доходностью проекта. При этом за счет рассмотрения нескольких альтернативных вариантов проектов и выбора лучшего из них по определенному критерию могут быть снижены расходы на реализацию проекта.

В результате многократного процесса исследования с обратными и перекрестными связями, охватывающего возможные альтернативные решения, формируются организационные мероприятия по снижению объема инвестиций и расходов производства.

На практике используется следующая последовательность действий по реализации проекта (рис. 2).

Приведенная последовательность не ограничена в своем содержании и может элиминировать или включать в состав отдельные элементы.

Если полученные данные свидетельствуют о недостаточной рентабельности проекта, следует произвести корректировку его параметров. Если же при повторном анализе данный проект опять окажется нерентабельным, то этот вывод и будет окончательным результатом исследований.

Окончательные оценки размера требуемых инвестиций и издержек производства, а также последующие расчеты финансовой целесообразности и экономической выгодности делаются в том случае, когда масштаб проекта четко определен и уточнена стоимость всех необходимых компонентов. Проработки

проекта фиксируются в чертежах, схемах и расчетах, которые в дальнейшем служат в качестве вспомогательного материала для дальнейшей работы над проектом.

Интерес при анализе в основном пред-

Рис. 2

Содержание: / The contents:

1. Анализ экономической ситуации;

2. Analysis to economic situation;

3. Прогноз расходов;*

4. Forecast of the expenses;

5. Расчет фонда заработной платы;*

6. Calculation of the fund of the salary;

7. Ценовая политика;*

8. Price policy;

9. Оценка экономической состоятельности проекта;*

10. Вывод;

11. Estimation to economic wealth of the project;

12.The Conclusion;

13. Литература;

14.Literature;

Приложения (исходные данные и расчеты) / Exhibits (raw data and calculations).

Рис. 3

ставляют разделы 3 и 6 и, в сущности, их можно рассматривать вместе. На практике применялся немного другой по структуре план, представленный на рис. 3:

Стоит отметить, что данный план составлялся под конкретный проект, тем не менее имеет универсальную структуру и с различными изменениями (в зависимости от особенностей проекта) одинаково может применяться в различных условиях.

Необходимо особо подчеркнуть, что степень предынвестиционных исследований и проработок может варьироваться в зависимости от требований инвестора, возможностей финансирования и времени, отведенного на их проведение. Принято выделять три уровня предынвестиционных исследований: исследования возможностей (англ. opportunity studies); подготовительные, или предпроектные (англ. prefeasibility) исследования; оценка осущест-

вимости или технико-экономические исследования (англ. feasibilty studies).

Планирование работы— главный элемент такого анализа, однако немаловажным является и ее качественный состав, для этого рассмотрим некоторые разделы.

• Прогноз расходов В этом разделе проводится калькуляция затрат по элементам, даются характеристика и структура, сумма всех затрат и расходов, отдельной строкой выделяются расчеты денежных потоков и суммы по амортизации и аренде (рис. 4).

Другой вариант этого раздела для анализа динамики представлен в табл. 1.

При этом необходимо составить таблицы накладных (косвенных) — расходы всех видов ресурсов, основных (прямых) — материальные затраты, затраты на оплату труда, административных накладных расходов (затраты на оплату труда аппарата управления предприятием, на содержание административных зданий (отопление, освещение...), на страхование имущества, на аренду и т.д.. Дать перечень оборудования, в том числе мебели,

Прогноз расходов.

На основании полученных данных произведены следующие расчеты:

1. Затраты на ЭВМ и сопутствующую электронику (____$)

2. Затраты на ремонт требующихся площадей (___м2,___$ м2

3. Затраты на программное обеспечение (___$)

4. Затраты на офисную мебель (___$)

5. Затраты на расходные материалы, телефон и канцелярию (___$)

Стоит отметить что расходы связанные с амортизацией оборудования не учтены в составе «реализации», т.к. практически не изменяют ее величину. Наши рекомендации по амортизации сводятся к следующему:

1. Начало амортизации следует отнести на месяц следующий за месяцем начала эксплуатации оборудования;

2. Амортизация оборудования должна проводиться линейным методом (в случае полезного использования оборудования до 4 лет);

Расчет амортизации по оборудованию приведен в таблице №1, всего амортизация за год (включая месяц начала эксплуатации оборудования) составит____$

Итого затраты на оснащение и ремонт (без амортизации)____$.

Всего затраты по аренде составляют___м2 *___$=___$

Рис. 4

Таблица 1

Перечень накладных расходов

Месяцы Не уплачено Итого

12 1 2 3 11

Арендная плата

Проценты

Отопление и электроэнергия

Страхование (вкл. Автомобиль)

Лицензии

Банковские комиссионные платежи

Плата за телефон

Реклама

Бензин

Офисные расходы

Гонорары

Ремонт и модернизация

Непредвиденные расходы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всего (без НДС)

НДС

Итого платежей

расходных материалов, всех остальных предметов и оборудования, структурируя их до «карандашей».

Такое структурирование позволит точнее представить проект, его структуру оценить свои возможности, а может, и удержаться от рискованного шага.

Пример такого структурирования приведен в табл. 2.

• Расчет фонда заработной платы Данный раздел представляет некоторую сложность при расчетах, так как должен учитывать специфику возможного кадрового состава, его половозрастную структуру и, конечно, профессиональный состав. В общем виде он рассмотрен в табл. 3 «Расчетная ведомость по заработной плате сотрудников»:

Таблица 2

Должность Рабочее место Итого

Компьютер (тыс.) Амортизация (срок полезного использования 4 года) Мощность (Вт) Софт Мебель Телефон Канцелярия

Ген. Директор 2 000 41,68 400 500 1 000 250 80 100

Исп. Директор (Технолог) 2 600 54,184 400 500 1 000 250 80 100

Фин. Директор 2 000 41,68 400 500 1 000 250 80 100

Обработчик 1 3 000 62,52 450 500 1 000 250 80 100

Обработчик 2 3 000 62,52 450 500 1 000 250 100

Обработчик 3 3 000 62,52 450 500 1 000 250 80 100

Обработчик 4/Сканиров-щик 3 000 62,52 450 500 1 000 250 100

Тех. Ред 1 3 000 62,52 450 500 1 000 250 80 100

Тех. Ред 2 3 000 62,52 450 500 1 000 250 80 100

Системщик 3 000 62,52 450 1 000 250 80 100

Сервер 4 000 83,36 600 500 1 500

Рэйд 8 000 166,72 800

Свитч 3 500 72,94 300

Прокси 3 500 72,94 300

ФТП/Мэйл 3 500 72,94 300

UPS 5 000 104,2 2 000

РИП (софт+hard) 3 000 600 1 500 300

Проба 2 500 52,1 600

Окончание табл. 2

Должность Рабочее место Итого

Компьютер (тыс.) Амортизация (срок полезного использования 4 года) Мощность (Вт) Софт Мебель Телефон Канцелярия

Спектрофотометр 3 000 62,52 3 000

Шнуры 500

ч/б принтеры 6 000 125,04 1 500

Кухня 500 10,42 2 000

Просмотровый стол 1 700 35,428 150

Освещение на местах 500 600

АТС 500 10,42 150

Итого амортизация 1 444,212

internet 3 000

Итого затраты на ЭВМ / оснащение 76 300 14250 9500 11800 2500 640 1000 101 740

затраты на ремонт (m2) 300

Ремонт требующихся площадей (150 м2) 45 000

Итого затраты на ремонт и оснащение 121 300 130 800 133100 123 800 121 940 122 300 146 740

Норма амортизации 2,084

Итого амортизация в год 17 330,544

Таблица 3

«Расчетная ведомость по заработной плате сотрудников»

№ Сотрудник Начислено (руб.) НДФЛ (13%) ЕСН (26 %) Затраты З/П + ЕСН Итого к выплате

1 Ген. директор

2 Исп. директор (технолог) 3000 390 780 3780

3 Фин. директор 2000 260 520 2520

4 Обработчик 1 1500 195 390 1890

5 Обработчик 2 1500 195 390 1890

6 Обработчик 3 1500 195 390 1890

7 Обработчик 4 1500 195 390 1890

8 Тех. ред. 1 1500 195 390 1890

9 Тех. ред. 2 1500 195 390 1890

10 Системщик 1500 195 390 1890

11

12

Итого 15 500 2 015 4 030 19 530 21 545

Фонд соц. страх от НС и ПЗ (0,3%) 46,50

Комментарии: • Сумма ЕСН включает:

1. Взносы в федеральный бюджет — 6 %;

2. Взносы в ПФР - всего 14%;

3. Фонд социального страхования РФ — 2,9 %;

4. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 1,1 %;

5. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования — 2 %;

6. Фонд страхования от несчастных случаев и проф. Заболеваний — процентная ставка зависит от рода деятельности предприятия, устанавливается Фондом социального страхования.

Расчет фонда заработной платы.

На основе приведенных данных и основываясь на минимально необходимом количестве сотрудников установлено:

1. Всего заработная плата сотрудников 15 500

2. Налог на доходы физических лиц 2015

3. Единый социальный налог 4030

4. Итого затраты по заработной плате 21 545 Вознаграждение генерального директора производится согласно устава

организации или решения общего собрания участников организации в соответствии с законодательством РФ, уставом организации. И определяется в процентном соотношении от прибыли, оставшейся после уплаты всех обязательных платежей и сборов, выплаты процентов по займам.

Сумма фонда 3/П учитывается в составе расходов на реализацию.

Рис. 5

Заметим, обозначения в столбце «Начислено», может быть установлены в других национальных валютах или же быть мультивалютным, как и все расчеты по проекту.

Целесообразно перед табличными расчетами дать некоторые пояснения касательно профессионального состава и заявить минимальный кадровый состав. Рисунок 5, «Расчет фонда заработной платы».

Данную ведомость рекомендуется подготавливать специалисту.

• Ценовая политика

В этом разделе строятся графики себестоимости и конечной стоимости продукции (работ, услуг) с учетом налоговых платежей, аренды, амортизации,

других отчислений и платежей (табл. 4).

Данная таблица является частью программного комплекса, разработанного при проведении предварительного анализа, она универсальна и может быть адаптирована под различные отраслевые специфики. Эта программа позволяет проанализировать и спрогнозировать денежные потоки по проекту на определенный промежуток времени в действующих и с применением систем дисконтирования в будущих ценах.

Целесообразно дать обоснование статей расчетов и прогнозных данных.

• Оценка экономической состоятельности проекта Основной и самый главный раздел нашего плана. В сущности, является целью всех предыдущих расчетов, но не может заменить их. Позволяет дать исчерпывающий ответ на вопрос: стоит принять проект и проводить дальнейший анализ и составление бизнес-плана либо отказаться от проекта.

Наиболее ответственной частью является собственно его инвестиционная часть, которая включает:

• определение инвестиционных потребностей предприятия по проекту,

• установление (и последующий поиск) источников финансирования инвестиционных потребностей,

Таблица 4

Реализация 5 (заказов в месяц) Realization 5 (orders at month)

min-1 3400 min-2 4000 optim. 6900 max. 8250

без НДС (3 зак) 17000 20000 34500 41250

НДС (18 %) 2593,220339 3050,847458 5262,711864 6292,372881

с НДС 19593,22034 23050,84746 39762,71186 47542,37288

стоим. 1 заказа с НДС 6531,073446 7683,615819 13254,23729 15847,45763

Выручка без НДС 14406,77966 16949,15254 29237,28814 34957,62712

Налогооблагаемая прибыль (выручка — затраты поЗ/П) -7138,22034 -4595,847458 7692,288136 13412,62712

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Налог на прибыль -1713,17288 -1103,00339 1846,149153 3219,030508

Чистая прибыль -5425,04746 -3492,844068 5846,138983 10193,59661

Налогооблагаемая прибыль с учетом арендной стоимости -160658,644 -130150,1695 17307,45763 85951,52542

Налог на прибыль с учетом арендной стоимости -38558,0746 -31236,04068 4153,789831 20628,3661

Чистая прибыль -122100,569 -98914,12881 13153,6678 65323,15932

Чистая прибыль/убыток в месяц -10175,0475 -8242,844068 1096,138983 5443,59661

• оценка стоимости капитала, привлеченного для реализации инвестиционного проекта,

• прогноз прибылей и денежных потоков за счет реализации проекта,

• оценка показателей эффективности проекта. Наиболее методически сложным является вопрос оценки окупаемости проекта в течение срока его реализации. Объем денежных потоков, которые получаются в результате реализации проекта, должен покрывать величину суммарной инвестиции с учетом принципа «стоимости денег во времени».

В нашем проекте были рассмотрены следующие показатели эффективности инвестиций:

1) ROE / Коэффициент рентабельности собственного капитала;

2) ROS / Коэффициент рентабельности продаж;

3) ROI / Коэффициент рентабельности инвестиций;

4) PP / Срок окупаемости инвестиций. Приведем их краткую характеристику.

1. ROE / Коэффициент рентабельности собственного капитала.

Рентабельность собственного капитала характеризует доходность бизнеса для его владельцев, рассчитанную после вычета процентов по кредиту. Пример:

ROE=Чистая прибыль/Среднегодовой акционерный капитал (среднегодовой уставный капитал) *100 %;

ROE=5 444/76 300*100 %=7,14 %.

2. ROS / Коэффициент рентабельности продаж. Отражает доход компании на каждый заработанный рубль и может быть полезен как для правильной интерпретации данных об обороте, так и для экономических прогнозов в условиях ограниченного объема рынка, сдерживающего рост продаж. Также рентабельность продаж является важным показателем для сравнения эффективности организации бизнеса в компаниях, работающих в одной отрасли.

Пример:

ROS=Чистая прибыль/объем продаж*100 % ROS= 5 444/41 250*100 %=13,20 %.

3. ROI / Коэффициент рентабельности инвестиций.

Финансовый показатель, характеризующий доходность инвестиционных вложений — ROI представляет собой обобщенную формулу анализа прибыльности произвольных инвестиций в активы. Пример:

ROI=Прибыль + (Цена продажи (проекта, предприятия) — Цена приобретения (затраты на проект (предприятие)) / Цена приобритения*100 %

ROI= 5 444 + (250 000 - 145 100) / 145 100 * 100 % = 76 %.

4. PP / Срок окупаемости инвестиций. Время, которое требуется, чтобы инвестиция обеспечила достаточные поступления денег для возмещения инвестиционных расходов. Пример: PP= I0/CFt,

где I0 — (англ. investment) первоначальное вложение средств, CFt — (англ. cash flow) поступления денежных средств (денежный поток) в периоде. PP= 176 835 / 65 328 = 2,7 лет. Приведенные показатели не всегда могут полностью дать ответ на все вопросы инвестора, поэтому к каждому проекту даже очень опытные специалисты подходят индивидуально.

Существует множество других коэффициентов и методик оценки инвестиций. Но их целесообразно использовать уже на стадии инвестиционного анализа и в процессе эксплуатации проекта наряду с показателями финансового состояния.

При анализе в общем виде и отдельно в некоторых разделах необходимо рассмотреть особенности процесса финансирования и экономическую ситуацию в стране и регионе.

Так, необходимо учесть некоторые особенности заемных средств, к ним относят налоговые эффекты. В большинстве стран налоговое законодательство разрешает затраты, связанные с выплатой процентных платежей, относить на себестоимость, то есть исключать из налогооблагаемой прибыли. Эта процедура позволяет незначительно увеличить доход предприятия.

В процессе оценки окупаемости проекта критичным является вопрос учета инфляции. В самом деле, денежные потоки, развернутые во времени, следует пересчитать в связи с изменением покупательной способности денег. В то же время существует положение, согласно которому конечный вывод об эффективности инвестиционного проекта может быть сделан, игнорируя инфляционный эффект. Тем не менее это особенно важно для проектов с растянутым во времени инвестиционным циклом и (или) требующих значительной доли заемных средств и (или) реализуемых в мультивалютном режиме (многовалютные проекты).

При оценке эффективности инвестиционного проекта используют:

o прогнозы валютного курса, общий индекс

внутренней инфляции; o прогнозы изменения во времени цен на ресурсы и продукцию, прогнозы изменения

средней З/П, других показателей, влияющих на финансирование проекта; о прогнозы налоговых ставок, пошлин, учетной ставки ЦБ.

В любом случае необходимо руководствоваться законом и применять разрешенные законодательством схемы снижения налогового бремени, и если такие схемы не позволяют добиться нужного эффекта, то отклонять вариант инвестиционного проекта, дабы не создавать предпосылок к несостоятельности и возможной потере средств. Независимо от целей осуществления инвестиционного проекта при проведении любого анализа следует руководствоваться мнением специалистов, а возможно, и передавать отдельные разделы, точнее, их расчет на аутсорсинг (выполнение всех или части функций по управлению организацией, осуществлением работ сторонними специалистами).

Важную роль при проведении таких исследований играет инвестор. Во многих случаях осуществление проекта начинается инвестором, который часто является лицом, проводившим исследование возможностей. Поэтому его можно считать одним из главных поставщиков информации об общих условиях осуществления проекта. Во время подготовки исследования инвестору принадлежит право решения многих вопросов (например, по маркетингу и производственным программам, выбору альтернативных вариантов).

Немаловажным критерием является и стоимость проводимых работ, строгих норм, устанавливающих стоимость предынвестиционных исследований, не существует. Стоимость проектов и исследований зависит от таких факторов, как масштабы и вариантность проектов, тщательность предынвестиционного исследования, опыт консультантов и экспертов, затраты на сбор и оценку необходимых материалов.

Приведенный выше план позволяет сформировать представление о проекте и отсеять невыгодные проекты. План не является строгим, поэтому может урезаться или дополняться в зависимости от целей, характера и других особенностей конкретного проекта.

Однако в целом существует определенная тенденция увязывать стоимость исследований, и это одна из немаловажных характеристик проекта, с общими инвестиционными издержками, в процентном соотношении. Во многих консалтинговых организациях цены на данный вид услуг (инвестиционное консультирование и анализ проекта) примерно следующие:

Потребность в финансировании Стоимость услуг* (гонорар + комиссионные)

От EUR 100 000 до 200 00 EUR 1 000 + 6 % от суммы

От EUR 200 000 до 400 000 EUR 2 000 + 5 % от суммы

От EUR 400 000 до 1 000 000 EUR 3 000 + 4 % от суммы

От EUR 1 000 000 до 5 000 000 EUR 4 000 + 3 % от суммы

От EUR 5 000 000 и выше EUR 5 000 + 2 % от суммы

*Примечание: Стоимость услуг определяется в порядке переговоров и может быть уменьшена или увеличена в зависимости от сложности и степени подготовленности проекта. На всех этапах работ в стоимость могут быть включены компенсационные платежи по возмещению фактических затрат.

Несомненно, анализ может быть проведен и самостоятельно инвестором, тем не менее тут будет потерян фактор независимости и незаинтересованности в результатах. Мы рекомендуем проводить все работы по осуществлению и инвестиционному проектированию с участием специалистов в области инвестиций.

В заключение можно привести цитату: «Трудно что-либо предвидеть, а уж особенно будущее» — Нильс Бор. Поэтому принимать решение даже на основе детального анализа следует осторожно, представляя возможные последствия.

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации, ч. 1 и 2.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации, ч. 1,2 и 3.

3. Бочаров В. В.«Финансовый анализ». — СПб: Питер, 2005 (Серия «Краткий курс»).

4. Пирсон Б., Томас Н.«Краткий курс МВА» Пер. с англ. — 3-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. (Серия «Коротко и по делу»).

5. Прайс-лист компании «Euroconsulting» Ltd., http://www. ek-ua. com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.