УДК 316. 77
Шилова В.А.,
кандидат социологических наук, старший научный сотрудник, ученый секретарь Центра социологии управления и социальных технологий Института социологии РАН
Гусейнова К.Э.,
магистрант, старший лаборант Центра социологии управления и социальных технологий Института социологии РАН
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ ИНТЕНЦИОНАЛЬНОГО АНАЛИЗА В ИССЛЕДОВАНИИ РАБОТЫ СМК: ПО МАТЕРИАЛАМ АНАЛИЗА ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ
БАШКОРТОСТАН
Статья представляет собой краткое изложение результатов применения методики интенционального анализа СМК, проведенного в рамках проекта РНФ «Гражданская экспертиза проблемы реформирования властно-управленческой вертикали в контексте процессов социокультурной модернизации регионов: от мониторинга состояний до прогнозного проектирования». В своей статье авторы осуществляют анализ региональных печатных изданий, позволяющий определить, как население относится к реальным действиям властно-управленческих органов, а также к тому, какие проблемы позиционируются государством как первостепенные. Позиция населения в данном случае выражается в виде публикации текстов в независимых, «оппозиционных изданиях». Статья посвящена описанию роли региональных СМК в становлении новых секторов экономики в условиях кризиса, развитии предпринимательства, оказании социальной помощи жителям федеральных округов. В статье предпринята попытка соединить два концептуальных теоретико-методологических основания: интенциональный (мотива-ционно-целевой) анализ, разработанный Т.М. Дридзе, и подход к исследованию проблемных жизненных ситуаций, описанный Т.М. Дридзе, Н.Я Мазлумяновой и Г.П. Голубевой. Методика представляет собой комплекс процедур отбора и кодирования контента проблемных ситуаций, содержащихся в массовых коммуникативных текстах, и позволяет выделить обобщения относительно реальных проблем, с которыми имеют дело органы власти и управления в регионе. В статье авторы опираются на данные, полученные на примере исследования двух видов печатных изданий Республики Башкортостан. Анализируя эти данные, авторы показывают, насколько различны позиции населения и властной вертикали в вопросах, касающихся социально-экономического развития региона, его внутренних и внешних проблем.
Ключевые слова: социология управления, коммуникация, СМК, проблемно ориентированная методика интенционального анализа, интенциональный (мотивационно-целевой) анализ, интенция, проблемная ситуация
Shilova V.,
Candidate of Sociological Sciences, Senior Researcher, Scientific Secretary of the Center of Sociology of Management and Social Technologies of Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences
Guseynova K.,
Master's student, Senior Laboratory Assistant of the Center of Sociology of Management and Social Technologies of
Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences
PRELIMINARY RESULTS OF APPLYING METHODOLOGY OF INTENTIONAL
ANALYSIS IN THE RESEARCH OF MCT PERFORMANCE: ACCORDING TO THE CONTENT OF ANALYSIS OF PRINTED SOURCES IN THE REPUBLIC OF
BASHKORTOSTAN
This article is a summary of the results of applying the methodology of MCT intentional analysis, which have been carried out within the project of the Russian Science Foundation "Civil Expertise of the Problem of Reforming the Power- Managerial Vertical in the Context of Processes of Socio-Cultural Modernization of Regions: From Conditions Monitoring to Forward - Looking Design". In the article the authors are analyzed regional printed sources, which allow determining how the population relates
□Ш
to the real actions of power-managerial authorities as well as to what the problems is marketed as a paramount by the state. The attitude of the population, in this instance, is expressed in the form of publication of the texts in independent, "opposition media". The article describes the MCT regional role in the start-up of the most recent economy sectors under crisis, development of entrepreneurship, providing social assistance to residents of Federal regions. The article authors are attempted to connect the following two conceptual theoretic-methodological grounds: intentional (motivational-targeted) analysis, developed by T. Dridze and the approach to the research of problematic reality situations, described by T. Dridze, N. Mazlumyanova and G. Golubeva. The methodology is a set of procedures for the selection and coding of the content of the problematic situations, noted in the mass communicative texts and it allows to go on new level in reference to real problems, which regulatory and administrative authorities have dealings with. The authors of this article are supported by data, obtained on the example of research of two types of printed sources of the Republic of Bashkortostan. Analyzing these data, they have shown how various attitudes of the population and power vertical are in matters, relating to socio-economic development of the region, its internal and external problems.
Keywords: sociology of management, communication, MCT, problem directed methodology of intentional analysis, intentional (motivational-targeted) analysis, intension, problematic situation
Проблемно ориентированная методика ин-тенционального анализа региональных СМК была разработана для решения задач проекта РНФ «Гражданская экспертиза проблемы реформирования властно-управленческой вертикали в контексте процессов социокультурной модернизации регионов: от мониторинга состояний до прогнозного проектирования» (статья подготовлена при финансовой поддержке РНФ, грант № 15-18-30077 «Гражданская экспертиза проблемы реформирования властно-управленческой вертикали в контексте процессов социокультурной модернизации регионов: от мониторинга состояний до прогнозного проектирования») как процедуре анализа содержания печатных публикаций в связи с их оценкой деятельности властно-управленческой вертикали. Для того чтобы определить реальную роль властно-управленческой вертикали в том или ином регионе РФ, необходимо учесть позицию различных групп населения, которые находят свое выражение как в провластных (государственных), так и в оппозиционных СМК.
В процессе создания соответствующей методики мы обратились прежде всего к интенциональ-ному (мотивационно-целевому) анализу, который был разработан Т.М. Дридзе в рамках семиосоциоп-сихологической парадигмы социальной коммуникации [3]. В отличие от многих других методик анализа текстов, данный подход позволяет ответить на вопросы: зачем? с какой целью написан текст? То есть прежде всего «выясняется мотив и цель (точнее - интенция как равнодействующая мотивов и цели) деятельности общения, в которой порождается интерпретируемый текст, а уж затем рассматривается тот материал (тема), на котором этот мотив и эта цель реализуются» [1]. Другая особенность данного метода состоит в том, что сам исследователь выступает в качестве респондента, так как ему приходится само-
стоятельно воспроизводить те или иные мотиваци-онно-целевые структуры, которые были заложены в тексте. Следует отметить, что данный подход во многом зависит от субъективного отношения исследователя к типу проблемы, которая поставлена в статье. Важно не согласие с мнением автора (журналиста или другой конкретной персоны), а то, насколько исследователь сумел понять смысл написанного. Иными словами, смог ли он обнаружить и выделить основные логические узлы, сохранить чистоту анализа, способность воспринимать информацию опосредованно. Объективирование интерпретации данных - вот задача, которая стояла перед нами на данном этапе работы.
Вторым методолого-теоретическим основанием для нас стал подход к исследованию проблемных жизненных ситуаций, который был описан Т.М. Дридзе, Н.Я. Мазлумяновой, Г.П. Голубевой в рамках исследования, проведенного в Москве, в районе Арбат-Поварская [2, с. 213-245].
Т.М. Дридзе вместе с соавторами сформулировал ключевые определения, которые мы положили в основу разработки данной методики.
Жизненная ситуация индивида - совокупность значимых событий и обстоятельств, оказывающих непосредственное или опосредованное влияние на его мировосприятие и поведение в каждый конкретный период его жизненного цикла. Жизненные ситуации делятся на «устоявшиеся» и проблемные.
Проблемная жизненная ситуация - совокупность основных жизненных проблем индивида, а также факторов, влияющих на возникновение этих проблем, их сохранение и разрешение.
Проблемные жизненные ситуации возникают тогда, когда нарушается упорядоченность привычного жизненного течения, появляется необходимость решать ту или иную проблему. Это ситуация, которая
сш
требует от человека повышенной целенаправленной активности, выработки жизненно важных решений, выбора той или иной стратегии деятельности, а также средств и способов достижения нужного результата. Это выделение «момента напряженности» в жизненных ситуациях индивида.
Как аналитическая единица, проблемная жизненная ситуация позволяет сводить в одной модели общесоциальные, локальные и индивидуальные детерминанты качества и образа жизни людей, прослеживать их взаимовлияние. Это понятие является исходным и позволяет соединять локальные, социокультурные и конкретно-исторические ситуации, рассматривать их через человека, как через призму, через его запросы, через возможность их удовлетворить, а также через призму общества.
Диагностика и классификация проблемных жизненных ситуаций
Измерение напряженности проблемных жизненных ситуаций связано с количеством проблем, накопившихся у индивида, временем их существования и возможности их разрешения с учетом имеющихся жизненных и социокультурных ресурсов. С одной стороны, мы фиксируем проблемные жизненные ситуации, с другой стороны - мы воссоздаем их предысторию. В процессе ситуационно-биографического интервью выявляются жизненно важные проблемы и синдромы данных проблем.
Модели проблемных жизненных ситуаций
Структурно-факторная модель [2] опирается на понимание проблемной жизненной ситуации как отягощенной одной или несколькими жизненно важными проблемами. Задача стоит в выявлении основных элементов такой ситуации и структуры их связей. Количество жизненных обстоятельств и условий, влияющих на жизнедеятельность и жизневосприятие индивида, очень велико. Это прежде всего все компоненты среды (природные, рукотворные, социальные, информационно-символические) в том объеме, в каком они вовлечены в сферу его жизнедеятельности; личностные характеристики индивида (психофизические, демографические, статус-позиционные и проч.); особенности взаимодействия индивида со средой - специфические для данного человека модели поведения, деятельности, общения и взаимодействия с другими людьми в различных ситуациях, особенности восприятия людьми объективных условий собственной жизни в связи с индивидуальными потребностями и ценностными ориентациями, прошлым опытом, жизненными достижениями и неудачами; объективными (предоставляемыми индивиду обществом) возможностями для решения проблем и т.д. Кроме того, это и локальная социальная ситуация, в значительной мере определяемая принятыми в данном сообществе поведенческими образцами, нормами, традициями.
Для построения структурно-факторной модели необходима информация о том, как жители воспринимают среду своего обитания, насколько эта среда отвечает их потребностям, с какими жизненными проблемами им приходится сталкиваться, насколько эти проблемы связаны с условиями жизни, как связаны проблемы между собой, какие типы проблемных жизненных ситуаций преобладают среди жителей данного населенного пункта.
Диахронная модель, структурно-функциональная, процессуальная [2]
При построении этой модели понятие проблемной жизненной ситуации используется в «узком смысле» - рассматривается только совокупность проблем и связанных с ними факторов.
Выделяются следующие составляющие и детерминанты проблематизации жизненной ситуации:
• основные жизненно важные проблемы, текущие и периодически возникающие (общий перечень и типология проблем);
• важность проблем с точки зрения респондента (компонент, отражающий рациональную оценку индивидом проблем);
• «острота» проблем с точки зрения респондента (компонент, отражающий эмоциональное отношение респондента к проблемам);
• продолжительность проблем (длительность существования проблем и предполагаемые сроки их разрешения);
• связи между проблемами в настоящем и прошлом;
• тип проблем (по специально разработанной типологии);
• факторы, влияющие на возникновение и существование проблем, - проблематизирующие факторы;
• факторы-катализаторы, косвенно влияющие на возникновение и существование проблемной ситуации (факультативные факторы);
• разрешимость проблем (вероятность решения) с учетом способов разрешения проблем и причин выбора этих способов; факторов, определяющих разрешимость проблем, - ресурсы (индивидуальные, социокультурные и проч.);
• возможность воздействовать на решение проблем;
• цена решения проблем (количество усилий, необходимых для их решения).
В качестве материала для анализа по проекту РНФ были выбраны местные и региональные издания средств массовой коммуникации в четырех регионах РФ. В каждом территориальном сегменте были отобраны 2 издания, представляющие, по мнению исследователей, противоположные политические направления (проправительственные и оппозиционные).
Апробация методики проблемно-ориентированного анализа проводилась по двум печатным органам на примере Республики Башкортостан, проправительственной газеты «Республика Башкортостан» и оппозиционной - «Bonus».
Каждое из этих изданий ориентировано на публикацию аналитических статей, в которых содержится описание и систематизация событийных фактов. Это своего рода детальная (реже обобщенная) презентация проблемной ситуации, контекст которой целиком и полностью зависит от лоббированных интересов издательства.
Согласно семиосоциопсихологической парадигме Дридзе Т.М., текст рассматривается как «коммуникативно-познавательная единица» [1], соответственно, единицей анализа в данном исследовании выступала одна публикация - проблемная статья, в которой говорилось о работе местных (региональных) органов власти, а также ее «интенция», указывающая на цели и характер представления информации. Каждая статья имеет собственные закономерности структурной организации, отсюда можно сделать вывод о численности и типах этих структурных элементов, а также о характере их внутренних связей (предикативности). После определения данных структур заполняется матрица анализа, в основе которой содержатся текстуальные индикаторы, призванные выявлять скрытые механизмы «овеществления в коммуникативном акте» заданной интенции.
Для решения подобных задач нами была разработана проблемно ориентированная матрица ин-тенционального анализа данных, состоящая из перечня необходимых показателей: тема, основная проблема, ее виды и тип, с каких позиций рассматривается проблема, кто субъект (носитель), оценка работы местных органов власти и т.д., где каждый индикатор выступает в качестве открытого или полузакрытого вопроса.
Следует отметить, что подобная схема составляется на основе выделения шести уровней проблемной ситуации, без которых структура коммуникативного акта считается незавершенной. Здесь 1-й уровень: цель и мотивация текстовой коммуникации; 2-й уровень: тезисы и контртезисы; 3-й уровень: аргументы и контраргументы; 4-й уровень: иллюстрации; 5-й уровень: социокультурные фоны; 6-й уровень: фоны к фонам. Определение социокультурного фона статьи, а также ее проблемной ситуации - главное отличие интенциональной методики от дискурс-анализа. Особенности последнего заключаются в составлении смысловой картины как системы плавных, взаимосвязанных языковых и логических элементов. В то время как мотивационно-целевой анализ указывает на нелинейность коммуникативного акта, «во временном фактическом следовании его разных компонен-
тов их иерархичность по отношению к интенции, как правило, не соблюдается» [3]. Примером этому может служить ситуация, когда в тексте наряду с экономической политикой попутно обсуждаются спортивные или культурные события, которые логически не связаны друг с другом, но представлены в одной статье.
В результате интерпретации данных можно определить группы, в интересах которых статья была написана; сходство и различие позиций активных объектов (авторов) с властной политикой местного руководства.
На первом этапе была осуществлена сплошная выборка статей издания за первое полугодие 2015 г. с 01.01.2015 по 01.07.2015. Далее экспертным путем были отобраны 8-10 проблемных статей за каждый месяц. Объем финального корпуса статей по каждому региону составил 100 публикаций. Из них, как было уже сказано, 50 статей были взяты из проправительственной (государственной) газеты, другие 50 - из оппозиционного, т.е. независимого издания.
Применение методики проблемно ориентированного анализа потребовало от исследователя прохождения некоторых ступеней, без учета которых невозможно провести грамотный интенционный анализ.
1 ступень - знакомство с данными. Перед началом анализа необходимо было внимательно изучить проблемную статью. Особенность данного этапа состояла в том, что без глубокого погружения в текст и его повторного чтения почти невозможно уловить логически взятые узлы и смыслы, которые в нем содержатся.
2 ступень - первичное заполнение ПО-МИА (проблемно ориентированная методика интенцио-нального анализа). После первого (неглубокого) прочтения статьи обычно начинаем заполнение матрицы по тем критериям, которые не требуют детального анализа. Например, название статьи, ее автор, тема и жанр, сколько точек зрения в ней содержится, время существования проблемы.
3 ступень - подробное заполнение ПО-МИА. Этот этап подразумевает неоднократное прочтение текста, а также первичную кодировку данных в матрице. В результате мы заполнили следующие показатели: тип и описание основной проблемы, с каких позиций рассматривается проблема, субъект (носитель проблемы), кто виноват и от кого зависит решение, участие местных органов власти, позиция журналиста, определение конкретных виновных, уровень проблемы и степень ее решаемости, локализация, наличие механизма решения и его вариативность, наличие/отсутствие ресурсов для решения проблем.
4 ступень - определение интенции. На этом этапе необходимо было составить основной вывод статьи как результат его аналитической работы. Здесь также был дан ответ на главные вопросы, которые лежали
сш
в основе мотивационно-целевого анализа, а именно: определение основной интенции текста, ее тип и характер, а также эмоциональная окрашенность статьи.
5 ступень - методическая рефлексия. В процессе анализа у исследователя могут возникнуть различные вопросы, от решения которых может зависеть результат исследования. Для этого в МИА включается специальное поле - «методические отметки», в котором дается комментарий к каждому вопросу, вызвавшему затруднение.
Результаты сравнительного анализа проправительственной газеты «Республика Башкортостан» и оппозиционной - «Bonus».
Анализ публикаций, содержащих проблемную ситуацию, показал различия тематической направленности газет. Тематический пул газеты «Республика Башкортостан» характеризуется большим многообразием, в этой связи сложно выделить отдельные проблемные темы, пользующиеся популярностью. С небольшим перевесом лидируют проблемы «поддержки малого и среднего бизнеса» (13% публикаций от общего количества статей газеты) и «строительства и приобретения жилья» (10%). Газета «Bonus» делает акцент на освещение нескольких проблемных тем, вокруг которых выстраивается проблемный дискурс - «обеспечение рабочими местами» (23% публикаций), «строительство и приобретение жилья» (15%), «благотворительность» (15%), «работа поликлиник и больниц» (13%), «коррупция в органах власти» (13%), «поддержка малого и среднего бизнеса» (13%). Можно отметить и жанровые различия проблемных мате-
риалов. Так, газета «Республика Башкортостан» чаще использует следующие жанры: репортаж (40%), интервью (18%) и информационная статья (18%), а газета «Bonus», помимо репортажей (26%), использует аналитический жанр (23%).
По-разному реализуется газетами и стратегия освещения проблемных ситуаций.
Из таблицы 1 следует, что в освещении проблемных ситуаций газета «Bonus» чаще придерживается одной точки зрения (40%) в освещении проблем, а газета «Республика Башкортостан» учитывает две и более. Кроме того, газета «Республика Башкортостан» при описании проблемы в большинстве публикаций (56%) делает акцент на том, что местные органы власти руководят процессом разрешения сложившейся ситуации, в газете «Bonus» такие ссылки содержатся только в 25% случаев.
В газете «Bonus» в половине публикаций (50%) указывается конкретный виновник сложившейся проблемной ситуации, в газете «Республика Башкортостан» таких указаний заметно меньше - в 23% случаев.
Есть разница и в типах решаемости проблем. Газета «Республика Башкортостан» освещает решаемые проблемы (50%) в 60% случаев макроуровня (страна), а газета «Bonus» - сложные проблемы (75%) и в 78% случаев на мезоуровне (регион, город).
Также мы зафиксировали разницу в эмоциональной окрашенности при подаче материала разными газетами (таблица 2). В газете «Республика Башкортостан» преобладает позитивная окрашенность, в газете «Bonus» -негативная, что неудивительно.
Таблица 1.
Количество точек зрения в освещении проблемных ситуаций газетами «Республика Башкортостан»
и «Bonus» в %
Как рассматривается проблема? (угол зрения) Название газеты
«Республика Башкортостан» «Bonus»
Одна точка зрения 25 40
Две точки зрения 10 8
Много точек зрения 65 53
Всего 100 100
Таблица 2.
Эмоциональная окрашенность при освещении проблемных ситуаций газетами «Республика
Башкортостан» и «Bonus» в %
Эмоциональная окрашенность статьи Название газеты
«Республика Башкортостан» «Bonus»
Негативная окрашенность 8 8
Преобладает негативная окрашенность 28 65
Нейтральная 0 3
Преобладает позитивная окрашенность 45 23
Позитивная окрашенность 20 3
Всего 100 100
СШ
Таблица 3.
Характер интенции в освещении проблемных ситуаций газетами «Республика Башкортостан» и
«Bonus» в %
Характер интенции Название газеты
«Республика Башкортостан» «Bonus»
Конструктивная 83 38
Нейтральная 5 3
Деструктивная 10 55
Скрытая 3 5
Всего 100 100
Таблица 4.
Интенции в освещении проблемных ситуаций газетами «Республика Башкортостан» и «Bonus» в %
Интенции в освещении проблемных ситуаций газетами «Республика Башкортостан» и «Bonus» в %
Интенция статьи Название газеты
Республика Башкортостан Bonus
Все вокруг «плохо», всех надо обругать (негативная) 8 5
Все вокруг «хорошо», жизнь налаживается, всех надо похвалить (позитивная) 23 5
Привлечь внимание к проблеме органов власти 13 23
Привлечь внимание общественности к проблеме 40 55
Привлечь внимание общественности, призвать к протестам, посеять смуту (деструктивная) 0 5
Отчитаться, написать статью для галочки 8%
Воздействовать, пропагандировать определенные взгляды 8% 3%
Манипулировать общественным мнением (скрытое, завуалированное воздействие) 3% 5%
Всего 100% 100%
Характер интенций (таблица 3) и сами интенции (таблица 4) у газет также различаются. Газета «Республика Башкортостан» занимает, скорее, конструктивные позиции. Здесь часто используется интенция «все вокруг «хорошо», жизнь налаживается», а газета «Bonus» больше склоняется к деструктивным призывам, используются интенции «привлечения внимания», «призыва к протесту».
Апробация проблемно ориентированной методики интенционального анализа позволяет выявить общий региональный проблемный пул, зафиксировать коммуникативные стратегии СМК в освещении про-
блемных ситуаций. В дальнейшем сопоставление полученных нами данных с данными массового и экспертного опросов по проекту позволит выйти на новый уровень обобщения взаимосвязей между особенностями информационного поля региона и оценками властно-управленческой вертикали. Уже сейчас можно сказать, что исследование коммуникативных стратегий СМК может тесно корреспондироваться со шкалой оценок деятельности всей властно-управленческой вертикали: с позициями сторонников, противников и относительно нейтральных категорий населения («срединники»), что представляет большой практический интерес.
Список литературы
1. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации: проблемы семиосоциопсихоло-гии. - М., 1984,
2. Дридзе Т.М., Мазлумянова Н.Я., ГолубеваГ.П. Диагностика проблемных и локальных социальных ситуаций в реконструируемом московском микрорайоне «Арбат-Поварская» // Социально обоснованное градоустройство в режиме прогнозного проектирования: от социальной диагностики к профилактике конфликтных ситуаций и конструктивному диалогу заинтересованных сторон. - М., 2005.
3. Социология управления: теоретико-прикладной толковый словарь / Отв. ред. А.В. Тихонов. - М.: КРАСАНД, 2015.
Reference list
1. Dridze T. Textual activity in the structure of social communication: Issues of semiosociopsychology. M., 1984.
2. Dridze T., Mazlumyanova N., Golubeva G. Diagnosis of problem and local social situations in the reconstructed
□Ш
Moscow "Arbat-Povarskaya" district // Socially well-thought-out urban development in the mode of forward-looking design: From a social diagnosis to prevention of conflict situations and constructive dialogue of interested parties. M., 2005.
3. Sociology of management: Theoretical-applied explanatory dictionary / Executive editor A. Tikhonov. M.: KRASAND, 2015.