Научная статья на тему 'Предварительные результаты анализа когнитивной структуры современной российской этнологии по данным журнальных ссылок'

Предварительные результаты анализа когнитивной структуры современной российской этнологии по данным журнальных ссылок Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
81
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК / АНАЛИЗ КОЦИТИРОВАНИЙ / КОГНИТИВНАЯ СТРУКТУРА НАУКИ / SOCIOLOGY OF SOCIAL SCIENCES / CO-CITATION ANALYSIS / COGNITIVE STRUCTURE OF SCIENCE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Винер Борис Ефимович

В статье описана когнитивная структура российской этнологии по данным анализа коцитирова-ний российских этнологических и междисциплинарных журналов за 2005–2009 гг. Внутри этой дисциплины можно отчетливо проследить присутствие таких крупных исследовательских областей, как восточнославянская этнология и фольклористика, сибиреведение, уралистика, монголоведение, среднеазиатско-исламские исследования, кавказоведение, исследование доклассовых обществ и домонотеистических религиозных представлений, а также наличие более мелких исследовательских областей. Вместе с тем обнаружились методологические проблемы, связанные с определением нижнего порога цитирований для применения методов кластерного анализа коцитирований и алгоритма группирования плотных сетей Шилдта-Маттсона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Винер Борис Ефимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The cognitive structure of modern Russian ethnology according to data presented in journal citations: a preliminary analysis

The article describes a cognitive structure of Russian ethnology according to co-citation analysis of Russian ethnological and interdisciplinary journals published in 2005-2009. A sample for the study includes 65 Russian journals and 6 collections of papers. The author employs two methods to analyse the data: a divisive cluster analysis and Schildt and Mattson’s dense network sub-grouping algorithm for co-citation analysis. The analysis reveals the following large research areas: East Slavic Ethnology and Folklore, Siberian Studies, Uralistics, Mongolistics, Central Asian and Islamic Studies, Caucasian Studies, Studies of Pre-class Societies and Pre-monotheistic Religions, as well as smaller research areas. At the same time, the study faced methodological problems to identify the threshold of co-citations for a cluster analysis of co-citations and dense network sub-grouping algorithm of Schildt and Mattson.

Текст научной работы на тему «Предварительные результаты анализа когнитивной структуры современной российской этнологии по данным журнальных ссылок»

УДК 316.33:001(470+571)

Вестник СПбГУ. Сер. 2. 2013. Вып. 2

Б. Е. Винер

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА КОГНИТИВНОЙ СТРУКТУРЫ СОВРЕМЕННОЙ

РОССИЙСКОЙ ЭТНОЛОГИИ ПО ДАННЫМ ЖУРНАЛЬНЫХ ССЫЛОК*

Введение

Британский социолог Р. Уитли выдвинул идею различения социальной и когнитивной структуры науки. Под первой понимаются формы групповой организации ученых1. Четкого определения второй Уитли не дает. К когнитивным структурам он относит «парадигмы» Куна, «теории» Поппера, «исследовательские программы» Лакатоса, а также «научные специальности» [1]. Но когнитивная структура науки может включать как более крупные, так и более мелкие исследовательские области. В настоящее время социологи и науковеды уделяют значительное внимание выявлению когнитивной структуры науки, прежде всего в области естественных и технических наук2.

Когнитивная структура социальных наук изучена намного хуже. Целями настоящей статьи является, во-первых, выделение в российской этнологии совокупности кластеров, описывающих когнитивную структуру данной науки, путем изучения коцитирований с помощью кластерного анализа и алгоритма группирования плотных сетей. Во-вторых, нам важно определить границы применения данных методов на материалах этнологических публикаций.3

Российская этнология (до начала 1990-х годов ее называли этнографией) с момента своего зарождения в 1840-х годах была объектом саморефлексии этнологов (Надеждин, 1847; Пыпин, 1890-1892 [3-4]. С конца 1920-х — начала 1930-х годов то, что сегодня мы называем когнитивной структурой этнологической науки, неоднократно становилось предметом бурных споров в рамках так называемой «дискуссии о предмете этнологической науки» [5-9, с. 91-231]. Особого упоминания заслуживает специально предпринятое библиометрическое исследование состояния российской этнографии в 1975-2000 гг. Однако выполненная в рамках «простой» библиометрии4 эта работа

Винер Борис Ефимович — канд. соц. наук, старший научный сотрудник Социологического института РАН; e-mail: [email protected]

* Статья подготовлена в рамках исследовательского проекта «Когнитивная структура российской этнологии (по данным журнальных цитирований за 2005-2009 гг.)», грант РГНФ N12-03-00030.

Данные по ссылкам к 25 наиболее престижным российским социологическим и этнологическим журналам за 2005-2009 гг. любезно предоставлены Научной электронной библиотекой eLIBRARY. RU

1 Сюда можно отнести научно-исследовательские институты, факультеты, департаменты, кафедры, лаборатории, музеи, научные общества и т. п.

2 См., например, список литературы к статье ван Раана [2].

3 Решение исследовать когнитивную структуру научной дисциплины на примере этнологии определяется тем, что автор статьи окончил исторический факультет по кафедре этнографии и антропологии.

© Б. Е. Винер, 2013

4 «Возможны два пути (два подхода) к квантификации информационных потоков. Первый путь — когда прослеживается динамика отдельных объектов (публикаций, авторов, ключевых слов из заглавий публикаций, авторов, их распределение по странам, рубрикам научных журналов и пр.). Второй путь —

несет сильный отпечаток личности автора, что признает и он сам [11]. По нашему мнению, в случаях с давно существующими социально-научными и гуманитарными дисциплинами историографические исследования и исследования, выполненные в русле «простой» библиометрии не проясняют в достаточной степени, когнитивную структуру таких дисциплин5. В результате исследователи, в частности этнологи, медленно реагируют на концептуальные изменения в зарубежной, да и в российской науке.

В начале 1970-х годов ряд социологов и науковедов приступил к разработке инструментария, позволяющего получить представление о тенденциях развития научного знания путем анализа библиографических ссылок в научных публикациях. Смолл в США [12] и Маршакова [13; 14] в СССР одновременно разработали метод изучения коцитирований. Котицирование можно рассматривать как «меру ассоциации между парами часто цитируемых документов. Сила котицирования определяется как число раз, когда два документа цитируются вместе: она дает понятный количественный способ сгруппировать или связать цитируемые документы» [15, p. 19]. Такой подход позволяет группировать библиографические ссылки по проблематике. Очевидно, что эти группы ссылок указывают на возможность объединить в корреспондирующие им группы исследователей, процитировавших данные документы.

Данные и методы6

Выборка включает 9 продолжающихся сборников и 156 журналов за 20052009 гг., однако ряд из представленных в ней изданий имеет лакуны7. Анализ полученных данных проводился при пороге в 7 цитирований одной и той же публикации для всех вошедших в выборку журналов с целью выявления когнитивной структуры российской социологии и этнологии и при пороге 4 для подвыборки, ориентированной на этнологические публикации, с целью выявления когнитивной структуры российской этнологии. В этнологическую подвыборку попало 71 название. Причем число собственно этнологических журналов и сборников составило 158. Еще шесть журналов являются междисциплинарными9. Большинство остальных

когда выявляются связи между объектами, их корреляция и классификация. Библиометрические исследования науки, относящиеся к первому подходу, автор назвал «простой библиометрией» (plain bib-liometrics), ко второму — «структурной библиометрией» (structural bibliometrics)» [10, c. 8].

5 Однако мы ни в коей мере не склонны абсолютизировать результаты, полученные при помощи «структурной библиометрии» и полагаем, что ее надо использовать в сочетании с другими подходами и методами, как это имеет место при триангуляции, сочетающей разные методы для изучения одного и того же объекта.

6 Более подробное описание наших данных и методов см. в [16].

7 Отредактированную базу данных в формате Excel можно получить от автора по личному запросу.

8 Журналы: «Антропологический форум», «Антропологический форум online», «Манифестация», «Расы и народы», «Этнографическое обозрение», «Этнографическое обозрение online», «Этно-журнал», «Живая старина» и «Традиционная культура» также включены в этнологическую подвы-борку, поскольку РИНЦ включает их в тематическую рубрику «03.61.00 Этнография и историческая антропология». Сборники: «Алгебра родства», «Studia Etnologica», «Материалы полевых исследований МАЭ РАН», «Полевые исследования Института этнологии и антропологии РАН», «Сборник МАЭ», «Этнологические исследования по шаманству и иным традиционным верованиям и практикам».

9 «Ab Imperio», «Археология, этнография и антропология Евразии», «Вестник археологии, антро-

журналов имеют в названии слова «вестник», «известия», «проблемы». Совокупное число ссылок в представленных в выборке журналах и сборников превышает 130 тыс., причем значительная часть из них процитирована более чем в одной статье. При пороге в четыре цитирования этнологическая подвыборка включает 1073 базовые (т. е. цитируемые) публикации, процитированные в 1641 проспективной (т. е. цитирующей) статье в общей сложности 6871 раз. Базы данных для статистической обработки в нашем случае представляют собой 2 прямоугольные матрицы в формате Excel: первая — объединенная база, включающая все 165 социологических, этнологических и междисциплинарных журнала и сборника при пороге цитирования 7, вторая — этнологическая, охватывающая подвыборку из этнологических журналов и сборников и части междисциплинарных журналов (без изданий, не содержащих этнологические публикации).

Инструментарий исследования включает дивизивный кластерный анализ и алгоритм группирования плотных сетей. Эти методы позволяют вычленять внутри выборок совокупности единиц наблюдения (в нашем случае — совокупности цитируемых публикаций) таким образом, что каждая из этих совокупностей является более или менее однородной по представленным в ней единицам наблюдения и при этом существенно отличается от другой совокупности, извлеченной таким же способом из той же выборки10. Статистические расчеты проводил кандидат биологических наук В. Б. Нечаев с помощью пакета SAS.

В ходе дивизивного кластерного анализа компьютерная программа на каждом шаге дивизии дробит исходный массив данных на две части, получая все более мелкие кластеры. Исследователь должен решить для себя задачу, в какой момент следует остановить дробление выборки для получения оптимального количества кластеров. Крупнейший специалист в области кластерного анализа Фипс Араби и его коллеги рекомендуют для определения числа кластеров различные эвристические подходы [17, p. 318-319]. То есть, определяя число кластеров, мы должны исходить из нашего знания предмета исследования, а не всецело полагаться на статистическую процедуру.

Согласно методологической рекомендации И. В. Маршаковой-Шайкевич, в ходе проведения анализа был внесен поправочный коэффициент, основанный на распределении Пуассона, для предотвращения случайных влияний проспективных статей с малым количеством ссылок [14, с. 16-17]11.

Исследователи из Хельсинки Шилдт и Маттсон для анализа коцитирований разработали метод, названный ими «a dense network sub-grouping algorithm». Мы

пология и этнография», «Диаспоры», «Журнал социологии и социальной антропологии», «Мир России: социология, этнология».

1° В случае кластерного анализа такие совокупности называются кластерами, в случае алгоритма группирования плотных сетей — плотными сетями.

ii Вместе с тем И. В. Маршакова-Шайкевич рекомендует исключать из анализа проспективные статьи, имеющие ссылки больше чем на 40 базовых публикаций, поскольку, по ее мнению, статьи с большим количеством ссылок «относятся к библиографиям» [13, с. 6]. По-видимому, это суждение справедливо в отношении некоторых естественных наук, однако в социальных и гуманитарных науках большое количество ссылок в статье — рядовое явление. К тому же традиционно в публикациях историков наличествует обсуждение историографических сюжетов, а в публикациях социологов описанию эмпирического исследования предшествует теоретический обзор состояния изучаемой проблемы. Поэтому мы не отказываемся от включения в наши выборки статей, имеющих более 40 ссылок.

переводим это как «алгоритм группирования плотных сетей». Алгоритм начинает формировать группу, выбирая две ссылки, имеющие наибольшее количество совместных коцитирований. Затем к этой диаде поочередно добавляются узлы12 в порядке убывания средней силы связи коцитирования. И это повторяется до тех пор, пока средняя сила связи не достигнет значения критерия, заранее определенного исследователем. Как только это произойдет, полученную группу удаляют из сети коцитирований, и процедура начинается сначала [18, p. 146-147]. Силу связи коцитирований Шилдт и Маттсон измеряют при помощи коэффициента Жаккара, утверждая: «Явным преимуществом нашего алгоритма является то, что он не включает широко цитируемые книги, которые не принадлежат ни к одному связному [coherent] направлению литературы» [18, p. 147]. То есть исключаются публикации, которые имеют высокие шансы быть процитированными исследователями не из одной, а из разных исследовательских областей, и тем самым осложнить выявление когнитивной структуры изучаемой области науки. Эмпирическим путем Шилдт и Маттсон выяснили, что в их выборке оптимальное количество выявленных групп, или плотных сетей, получается при введении критерия величины коэффициента Жаккара, равной 0,25 [18, p. 151].

Работая с нашей выборкой, В. Б. Нечаев пришел к выводу о необходимости модификации метода Шилдта-Маттсона в плане отказа от введения заранее выбранной величины коэффициента Жаккара, поскольку в нашем случае этот критерий был бы намного меньше, чем в случае, описанном разработчиками метода.

Эмпирическим путем мы установили, что в нашем случае плотные сети можно идентифицировать лишь отсекая базовые статьи, получившие в конкретной сети величины коэффициента Жаккара с нагрузкой от 0 до 0,04. В дальнейших вычислениях подобные статьи не включались в извлекаемую сеть, а оставались в выборке для производства вычислений и определения последующих сетей.

Процедура идентификации кластеров подробно описана в нашей предыдущей статье [19, с. 108-110]13. В ходе этого этапа исследования кластеру, представленному в виде таблицы (с выходными данными публикаций и количеством их цитирований), на основе просмотра названий включенных в него публикаций приписывалось имя, которое уточнялось благодаря анализу аннотаций (или содержания публикаций), а также за счет изучения информации об их авторах.

Далее подсчитывалось отношение числа публикаций, тематика которых совпадала с именем кластера, к числу всех публикаций в кластере и отношение количества ссылок на первые публикации к общему количеству ссылок ко всем публикациям в кластере. Если в обоих случаях частное от такого деления превышало 1/2, мы считали, что кластер идентифицирован достоверно. Кроме того, мы ввели критерии для определения минимального количества публикаций и минимального количества ссылок (цитирований) в кластере и сети: мы полагаем, что должно быть не менее пяти разных публикаций, и в сумме эти публикации должны давать не менее пятидесяти цитирований. Пригодность данного «произвольного» критерия подтвердилась в ходе работы.

Процедура идентификации плотных сетей проводится таким же образом. Но здесь с самого начала можно судить об их количестве с большей уверенностью.

12 Здесь под узлом понимается коцитирование.

13 К сожалению, в этой работе в расчетах был допущен ряд ошибок, существенно повлиявших на ее результаты; мы надеемся исправить их в последующих публикациях.

Результаты

В ходе выполнения статистических процедур получены два набора кластеров и плотных сетей. Результаты для порога 7 описаны в нашей публикации [16]. Здесь мы ограничимся их перечислением, исключив из перечня неэтнологические кластеры и сети14:

1. Кластер и коррелирующаяся с ним сеть Восточнославянская этнология и фольклор (0364: 35/44; 452/547; №10: 11/14; 149/229).

2. Кластер Восточнославянская этнология и фольклор (0054: 33/68; 415/814). Т. Б. Щепанская охарактеризовала этот кластер как «набор для чтения на кафедрах этнографии».

3. Сеть Русская мифология (№10: 11/14; 149/229), коррелирующая с кластером 0364.

4. Сеть Восточнославянская календарная обрядность (№34: 7/8; 158/165).

5. Кластер и коррелирующая с ним сеть Восточнославянские заговоры и заклинания (0365: 7/11; 63/106; №13: 6/11; 56/106).

6. Кластер и коррелирующая с ним сеть Этнология Сибири (0062: 26/45; 261/498; №14: 9/15; 96/151).

7. Кластер и коррелирующая с ним сеть Этнология народов уральской языковой семьи (0063: 7/11; 72/105; №7: 7/12; 80/126).

8. Кластер и коррелирующая с ним сеть Этнология Дагестана (0245: 5/7; 37/59).

9. Кластер и коррелирующая с ним сеть Ислам и доисламские верования в Средней Азии и Казахстане (0244: 5/8; 54/72; №6: 5/7; 37/60).

10. Сеть Семиотика социальной коммуникации (№25: 5/6; 53/64).

11. Сеть и кластер Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН (0307: 3/3; 23/23; №1: 3/5; 23/40).

12. Кластер Теория этноса (0151: 10/17; 119/192).

13. Кластер и коррелирующая с ним сеть Этничность, национализм, этнонацио-нальная политика (0150: 14/22; 208/349; №27: 7/12; 114/213).

Результаты анализа для порога 4 представлены на рисунке-схеме (с. 98). Рассмотрим их более подробно. Для удобства объединим полученные кластеры и сети в несколько групп:

1. Восточнославянская этнология и фольклор. Данная группа не только охватывает наибольшее количество публикаций, но и наиболее сложна по своей структуре. Главной ее особенностью является неотделимость собственно этнологических публикаций от фольклористических в одном и том же кластере или плотной сети. Большую помощь в определении специфики кластеров и сетей из этой группы нам оказала Т. Б. Щепанская.

Алгоритм Шилдта—Маттсона выявляет четыре плотные сети: Русская мифология (№10: 12/24; 107/202), Восточнославянская этнология и фольклор (№15: 15/24; 128/186),

14 Имена кластеров указываются курсивом. Количественные характеристики кластеров даются в круглых скобках после их названия. Четырехзначное число, начинающееся с 0, обозначает кластер, знак «№» с последующим числом обозначает сеть. Первая дробь после номера кластера или сети описывает отношение количества публикаций, соответствующих имени кластера или сети к общему количеству публикаций в кластере, вторая дробь — отношение числа цитирований (ссылок) на публикации, имеющие отношение к имени кластера, к количеству всех цитирований в кластере. Аналогично интерпретируется вторая дробь для сети. Полужирным шрифтом в дробях показаны случаи несоответствия введенным нами критериями. Если заметное количество одних и тех же публикаций (не менее 1/4 в кластере или сети) попадали в кластер и сеть со сходным названием, мы считали, что наблюдается корреляция, или соответствие между кластером и сетью.

Результаты кластерного анализа когнитивной структуры российской социологии при пороге

в 4 цитирования

- 0024 Неидентифицированный кластер

I-0177 Русское устное народное творчество

- 0176 Рускоязычные диаспоры

-0142 Неидентифицированный кластер

- 0022 Этнология Средней Азии

-0165 Народная обрядность

0164 Скотоводческие народы Южной Сибири и Центральной Азии (тюрко-монголы)

0152 Сакральное в восточно-славянской этнологии и фольклоре

- 0219 Социальная стратификация

'-0218 Этнология народов монголоязычной группы

_0181 Процессы трансформации социальной струкгурыи общества

в СССР и России

-0184 Русская народная сказка

-0185 Русский героический эпос

-0135 Этнология Л. Н. Гумилева и ее критики

- 0124 Теория фольклора

- 0243 Исламоведение

0242 Этнология алтайцев

-0014 Этнология Северного Кавказа

- 0372 Системы родства

- 0373 Изучение символического

- 0320 Этническая экология

- 0321 Семиотика фольклора

_0010 Домонотеистические религиозные представления

в фольклоре

- 0256 Этнографические музеи

0428 Этнология удмуртов

- 0429 Неидентифицированный кластер

-0148 Теоретичеся социология

- 0200 Этнология обских угров

- 0201 Традиционные представления о мире

-0166 Шаманство и шаманизм

-0158 Этнология адыго-абхазских народов

-0150 Этнология народов Сибири (кроме уральцев)

_ 0241 Ислам и доисламские верования в Средней Азии

и Казахстане

- 0302 Диаспоры и этнические меньшинства

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 0303 Теория этноса

-0188 Нации, национализм, этносоциальная политика

----0319 Восточно-славянские заговоры (семиотическая линия)

---- 0289 Восточно-славянские заговоры (типологическая линия)

----0317 Русские народные представления о природе

-0179 Этнология народов уральской языковой семьи

0178

Восточнославянская этнология и фольклор

Восточнославянская этнология и фольклор (№59 6/7; 29/35)15 и Русские народные верования о природе16 (№3 10/28; 70/247), состав которых пересекается с составом публикаций самого большого кластера Восточнославянская этнология и фольклор (0178 102/126; 880/1081). При этом еще в большей степени сеть №3 пересекается с одноименным под-кластером Русские народные представления о природе (0317: 5/8(28/36), который можно проследить внутри кластера 0178. В этом же кластере можно обнаружить еще два под-кластера: Восточнославянские заговоры (семиотическая линия) (0319: 4/6; 31/43), Восточнославянские заговоры (типологическая линия) (0289: 8/9; 58/64). Щепанская обратила наше внимание на то, что в первом из них три работы написаны А. Л. Топорковым, известным своими работам по семиотике фольклора и этнологии либо при его участии. Во втором подкластере две работы принадлежат В. Л. Кляусу, который является крупным фольклористом-типологом. Здесь же представлено еще несколько сборников заговоров.

Кроме того, обнаруживаются исследовательские области: Поэтические формы русского устного народного творчества (№58: 6/11; 28/57), Русское устное народное творчество (0177: 6/13; 30/74; №21: 7/14; 42/80), Сакральное в восточнославянской этнологии и фольклоре (0152: 3/5; 23/31; №31 12/23; 98/162), Русская свадебная обрядность (№48 3/6; 13/34), Теория фольклора (0124: 11/20; 66/118; №45: 10/20; 69/126), Русская народная сказка (0184: 6/15; 50/108), Семиотика фольклора (0321: 3/5; 36/48), Русский героический эпос (0185: 6/10; 31/50), Восточнославянский эпос (№6: 18/20; 121/144).

2. Сибиреведение, уралистика и монголоведение. Хотя каждую из этих научных дисциплин можно рассматривать самостоятельно, наши данные свидетельствуют о заметном пересечении сибиреведения с уралистикой и монголоведением, а также с тюркологией. Однако применительно к Сибири мы предпочитаем говорить не о тюркологии как таковой, а об исследовании отдельных тюркских групп, поскольку тюркские народы представлены и в других исследовательских областях.

Оба метода указывают на существование исследовательской области Этнология народов монгольской группы, которой соответствует одноименный кластер (0218: 8/8; 45/45). Большинство цитирований здесь сделано на публикации по бурятам. Алгоритм Шилдта-Маттсона выявляет две плотные сети, пересекающиеся по цитированиям с названным кластером. Сеть Этнология народов монгольской языковой группы (преимущественно бурят) (№36: 5/9; 29/55) удовлетворяет установленным критериям и также опирается в основном на публикации о бурятах. Другая сеть Этнология народов монгольской языковой группы (№34: 5/9; 22/44) имеет только 4 цитирования, но зато в нее включены публикации и по другим сюжетам монголоведения.

Хорошо заметны области Этнология алтайцев (0242: 9/9; 58/58; №9: 12/16; 81/116) и Скотоводческие народы Южной Сибири (тюрко-монголы) (0164: 13/19; 81/130; №29: 3/4; 16/21). Правда, в последнем случае параметры плотной сети не соответствуют нашим критериям.

Отчетливо прослеживаются две области уралистики: Этнология удмуртов (0428: 8/10; 50/77; №42: 4/5; 22/26) и Этнология обских угров (0200: 14/26; 86/162; №16: 12/18; 63/102). А вот самодийцы по результатам кластерного анализа попадают в кластер Этнология народов уральской языковой семьи (0179: 22/28; 144/180), с которым пересека-

15 Здесь две сети имеют одинаковые названия, поскольку мы не смогли установить, чем различается тематика содержащихся в них публикаций. Однако во второй сети количество публикаций составляет 35, не доходя до установленного нами критерия в 50 публикаций.

16 Щепанская отметила, что «внутри славистики верования и обряды — отдельная тематика».

ются цитирования из плотной сети Этнология самодийцев (№20: 8/13; 39/76) и плотной сети Этнология народов уральской языковой семьи (№2: 18/22; 121/149). Причем в последнюю попадает заметное число дореволюционных работ по этнографии Западной Сибири к северу от степной зоны, а также публикаций по коми.

Оба метода демонстрируют наличие исследовательской области Этнология народов Сибири (кроме уральцев) (0150: 26/42; 172/284; №13: 27/45; 142/264). Намечается также плотная сеть Этнология Северо-Восточной Сибири (№ 4/6; 21/38).

3. Средняя Азия и ислам. Хорошо видна исследовательская область Ислам и доисламские верования в Средней Азии и Казахстане (0241: 8/13; 53/80); № 7 10/21; 67/134). Помимо этого обнаруживаются кластер и плотная сеть Исламоведение (0243 7/11; 31/59; № 4/7; 27/43), намечается кластер Этнология Средней Азии (0022: 7/7; 35/35).

4. Кавказоведение. Оба метода выявляют область Этнология адыго-абхазских народов (0158 8/12; 43/61; №8: 18/23; 84/109). При этом же пороге обнаруживаются четыре плотные сети: Этнология Северного Кавказа (№26 15/24; 88/172), Этнология калмыков (№24: 5/9; 24/48) и две сети с именем Этнология Дагестана (№30: 7/11; 36/65) и (№54: 4/5; 18/23). Обращает на себя внимание, что в двух последних случаях в одной из дагестанских сетей насчитывается 65 цитирований, а в другом — только 23. Понятно, что последнюю сеть следует исключить из рассмотрения. Сеть Этнология калмыков вплотную приближается к величине критерия. Цитирования во всех четырех перечисленных здесь плотных сетях пересекаются лишь с одним кластером Этнология Северного Кавказа (0014 20/32; 110/182). То есть в данном случае алгоритм Шилдта—Маттсона оказывается чувствительнее дивизивного кластерного анализа.

5. Доклассовые общества и домонотеистские формы религии. Здесь находятся исследовательские области Шаманство и шаманизм (0166: К 11/21; 71/125; №4: 11/18; 68/129), Домонотеистические религиозные представления в фольклоре (0010: 34/55; 170/328; №5: 48/72; 258/473), Традиционные представления о мире (0201: 7/8; 46/50; № 9/17; 60/116) и Системы родства/Этнография доклассовых и раннеклассовых обществ (0372 6/11; 31/57; №17: 9/17; 80/125). Последняя область получила двойное название, так как при заметном пересечении публикаций, попавших в соответствующий кластер и плотную сеть, все же публикации в кластере тяготеют к первой части названия, а в сети — ко второй. Область Исследование символического (0373: 3/4; 29/34) выявляется только кластерным анализом, однако при этом она не удовлетворяет нашим критериям.

6. Обособленные исследовательские области. Оба метода выявляют области Народная обрядность (0165: 7/13; 53/99; №48 3/6; 13/34)17 и кластер Этническая экология (03204/8; 19/36), корреллирующий с сетью Этническая экология и физическая антропология (№28: 7/12; 32/64).

С кластером Этнографические музеи (0256: 8/16; 46/90) коррелирует сеть Музейные этнографические коллекции и русские географические экспедиции XVШ-XIX вв. (№12: 16/26; 76/147). От кластера, куда попадают публикации только по Музею этнографии и антропологии, сеть отличается также включением работ по коллекциям Азиатского музея, Музеума Государственного адмиралтейского департамента и Центрального военно-морского музея, а также работ о музейных экспонатах, собранных во время географических экспедиций, и о самих экспедициях.

17 Отличия от восточнославянских исследовательских областей в том, что здесь в соответствующий кластер попадают публикаций не только по восточным славянам.

Характер сети Семиотика социальной коммуникации (№33: 8/13; 53/76) определяется публикациями семиотика Р. Барта, философа В. Беньямина, фольклориста-семио-тика К. Богданова и несколькими работами по визуальной социологии и антропологии.

Кластер Теория этноса (0303: 13/21; 115/174) включает среди прочих работы А. А. Арутюнова, Ю. В. Бромлея, В. И. Козлова, П. И. Кушнера, С. А. Токарева, Н. Н. Че-боксарова, С. М. Широкогорова. Кластер и коррелирующая с ним сеть Этнология Л. Н. Гумилева и ее критики (0135: 0135: 4/5; 19/23; № 23: 7/12; 48/88) также относятся к теоретическим проблемам этноса.

За счет междисциплинарности кластер Нации, национализм, этнонациональная политика (0188: 21/41; 198/367) и коррелирующие с ним сети Этничность и национализм (№32: 8/13; 55/97) и Национализм (№72: 5/9; 36/55) охватывает работы, выходящие за рамки проблематики этничности в смежные сюжеты нации, национализма и этно-национальной политики.

Междисциплинарными являются также кластеры и сети, связанные с изучением диаспор: коррелирующая сеть и кластер Русскоязычные диаспоры (0176: 3/7(13/34; №27: 7/12; 31/59) и кластер Диаспоры и этнические меньшинства (0302: 12/22; 78/142), коррелирующий с одноименной сетью (№18: 10/17; 54/94) и сетью Диаспоры (№47: 3/8; 14/41).

7. Социологические области. Эта группа кластеров и сетей образовалось за счет попадания в журнальную выборку междисциплинарных журналов, прежде всего «Журнала социологии и социальной антропологии» и «Мира России». С кластером Теоретическая социология (0148: 29/47; 247/370) пересекаются сразу три одноименные сети (№56: 5/9; 7/53; №62: 5/9; 32/60; №67: 11/17; 87/109), различия между которыми понять сложно из-за сравнительно небольшого количества базовых публикаций по сходной тематике. Кластер Социальная стратификация (0219: 9/10; 53/61) коррелирует с одноименными сетями (№11: 8/16; 42/86 и № 57: 6/7; 41/47), а кластер Процессы трансформации социальной структуры и общества в СССР и России (0181: 5/8(25/44) — с одноименной сетью (№38: 10/16; 52/108). Наконец, в эту же группу попали сети Мигранты и миграции (№68: 3/6; 16/31), Методы социальных наук (№70: 5/9; 27/44) и Процесс формирования современного мира (включая Россию) (№43: 12/19; 76/115).

Заключение

Применение дивизивного кластерного анализа и алгоритма группирования плотных сетей по отношению к массиву журнальных ссылок из российских этнологических и междисциплинарных журналов за 2005-2009 гг. демонстрирует присутствие в когнитивной структуре российской этнологии таких крупных исследовательских областей, как восточнославянская этнология и фольклористика, сибиреведение, уралистика, монголоведение, среднеазиатско-исламские исследования, кавказоведение, исследование доклассовых обществ и домонотеистических религиозных представлений, включающих в себя менее крупные исследовательские области. Присутствуют также исследовательские области, не входящие в перечисленные крупные когнитивные образования. Вопрос о статусе выделенных исследовательских областей остается дискуссионным, поскольку наряду со структурами, формирующимися по объекту исследований, как, например, Восточнославянская календарная обрядность, Этнология алтайцев, Этническая экология и т. п., существуют области, оформившиеся на основе теоретических

ориентаций исследователей, например Восточнославянские заговоры (семиотическая линия), Теория этноса. Предстоит выяснить, каким образом выявленные области связаны с научными школами, теоретическими группами, а также с определенными научными институциями (отделы, лаборатории, кафедры, журналы и т. д.).

Другим важным выводом из проделанной работы является обнаружение расхождения результатов, полученных на разных порогах цитирования: при пороге семь прослеживается существование 13 исследовательских областей, а на пороге четыре их в общей сложности уже 50-60 в зависимости от того, считать ли коррелирующие сети и кластеры с разными именами одной или несколькими исследовательскими областями. При таком расхождении результатов для разных порогов различия между результатами, полученными при помощи кластерного анализа и алгоритма Шилдта-Маттсона, уже не представляются слишком большими. Если учитывать только случаи соответствия сетей и кластеров введенным нами критериям, то примерно в половине случаев оба метода дают близкие результаты. Когда же мы принимаем во внимание еще и случаи, в которых количественные характеристики сети или кластера ниже величин критериев, то методы дают близкие результаты примерно в 3/5 случаев.

Мы надеемся в наших последующих исследованиях выявить оптимальные значения порогов для дальнейшего изучения когнитивной структуры научных дисциплин и сопоставления этих структур для разных национальных научных школ.

Литература

1. Уитли Р. Когнитивная и социальная институционализация научных специальностей и областей исследования // Научная деятельность: структура и институты. М.: Прогресс, 1980. С. 218-256.

2. Raan A. F. J. van. Measuring science: capita selecta of current main issues // Moed H. F., Glänzel W., Schmoch U. Handbook of Quantitative Science and technology Research: The Use of Publication and Patent Statistics in Studies on S&T Systems. [Б.и.]: Kluwer Academic Publishers, 2004. P. 19-45.

3. Надеждин Н. И. Об этнографическом изучении народности русской // Записки Русского географического общества. Кн. 2. СПб.: [Б.и.], 1847 [Повторная публикация: Надеждин Н.И. Об этнографическом изучении народности русской // Этнографическое обозрение. 1994. № 1. С. 107-117. № 2. С. 124-139].

4. Пыпин А. Н. История русской этнографии. Т. I-IV. СПб.: Типогр. М. М. Стасюлевича, 1890-1892.

5. Бромлей Ю. В., Крюков М. В. Этнография: место в системе наук, школы, методы // Советская этнография. 1987. № 3. С. 45-60.

6. Семенов Ю. И. О предмете и внутренней структуре этнографической науки // Советская этнография. 1987. № 4. С. 73-76.

7. Вайнштейн С. И. Историческая этнография в структуре этнографической науки // Советская этнография. 1987. № 4. С. 77-82.

8. Козлов В. И. К вопросу о границах этнографической науки // Советская этнография. 1987. № 6. С. 53-56.

9. Соловей Т.Д. Очерк третий. Рождение советской этнографии (1920-е — начало 1930-х гг.) // Соловей Т. Д. Власть и наука в России. М.: Прометей, 2004. С. 145-231.

10. Маршакова-Шайкевич И. В. Вклад России в развитие науки: библиометрический анализ. М.: ТОО «Янус», 1995. 248 с.

11. Соколовский С. В. Российская этнография в конце ХХ в. (библиометрическое исследование) // Этнографическое обозрение. 2003. № 1. С. 3-53.

12. Small H. Co-citation in the scientific literature: a new measure of the relationship between two documents // Journal of the American Society for Information Science. 1973. Vol. 24, N 4. P. 256-269.

13. Маршакова И. В. Система связей между документами, построенная на основе ссылок (по указателю «Science Citation Index») // Научно-техническая информация. Сер. 2. Информационные процессы и системы: ежемесячный научно-технический сборник. 1973. № 6. С. 3-8.

14. Маршакова И. В. Сети цитирования: информационные модели системы научных публикаций. (По данным отечественной и зарубежной печати 1970-1980 гг.). М.: ЦНИИ «Электроника», 1981 (Обзоры по электронной технике. Сер. 9 «Экономика и системы управления». Вып. 1 (760)). 35 с.

15. Small H., Griffith B. C. The structure of scientific literatures I: Identifying and graphing specialties // Science Studies. 1974. Vol. 4, N 1. P. 17-40.

16. Винер Б. Е., Дивисенко К. С. Предварительные результаты анализа когнитивной структуры современной российской социологии по данным журнальных ссылок // Журнал социологии и социальной антропологии, 2013 (в печати).

17. Arabie P., Hubert L. J., Carroll J. D. Clustering // Encyclopedia of Social Measurement. Vol. 1 / ed. by K. Kempf-Leonard. Amsterdam: Elsevier, 2005. P. 317-320.

18. Schildt H. A., Mattson J. T. A dense network sub-grouping algorithm for co-citation analysis and its implementation in the software tool Sitkis // Scientometrics. 2006. Vol. 67, N 1. P. 143-163.

19. Винер Б. Е. Когнитивная структура американской социологии и постдипломное социологическое образование // Журнал социологии и социальной антропологии. 2010. № 4. С. 97-127.

Статья поступила в редакцию 27 декабря 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.