Научная статья на тему 'Предварительные итоги изучения дальневосточного кроншнепа Numenius madagascariensis на Архаринской низменности в 1999 году'

Предварительные итоги изучения дальневосточного кроншнепа Numenius madagascariensis на Архаринской низменности в 1999 году Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
73
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предварительные итоги изучения дальневосточного кроншнепа Numenius madagascariensis на Архаринской низменности в 1999 году»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 1999, Экспресс-выпуск 84: 14-15

Предварительные итоги изучения

дальневосточного кроншнепа Numenius madagascariensis на Архаринской низменности в 1999 году

А.И.Антонов

Хинганский государственный заповедник,

пер. Дорожный, д. 6., пос. Архара, Амурская область, 676740, Россия Поступила в редакцию 4 ноября 1999

В 1999 году продолжены многоплановые исследования дальневосточного кроншнепа Numenius madagascariensis на Архаринской низменности, начатые при поддержке Японского общества диких птиц (WBSJ) в 1997. Часть собранных материалов опубликована (Антонов, Уета 1999; Ueta, Antonov, in press). До нас этот вид изучал здесь С.А.Винтер (1980, 1982).

В 1999 в бассейнах рек Бурея, Архара и Мутная нашли 7 жилых гнёзд. Учёт гнездящихся кроншнепов провели на территории в 75 тыс. га. Учёт проводили на пеших и моторизированных маршрутах, учитывая птиц на максимально возможной дальности обнаружения, раздельно — по голосу и визуально.

Первых кроншнепов встретили 12 апреля. С середины до конца апреля их плотность в гнездовых стациях оставалась в пределах 0.3-0.4 ос./км2. В течение мая она увеличилась до 0.6-0.8 ос./км2. В конце мая и первых числах июня плотность гнездящихся птиц в подходящих стациях около дер. Красная горка, Антоновка и пос. Архара составляла 1.0-1.5 пар/км2.

Гнездовые участки кроншнепы заняли в первых числах мая (проследили гнездование на 2 известных с прошлого года участках), однако к откладке яиц приступили только в конце первой декады мая. Вероятно, это связано с полным выгоранием травы в апреле. Из 4 проверенных прошлогодних гнездовых участков 3 вновь использовались в 1999. Об одном участке известно, что кроншнепы гнездились на нём не менее 3-4 лет подряд.

Шесть найденных гнёзд (из 7) располагались в типичных местах, описанных нами ранее (Антонов, Уета 1999). Одно же было обнаружено на обширном осоково-моховом болоте (правда, безводном) вдали от суходольного участка. Выстилка гнёзд была скудная, из стеблей травянистых растений. В одном гнезде выстилка вообще отсутствовала.

Вылупление птенцов зарегистрировано с 26 мая, в поздних кладках — 5-7 июня. В годы с более ранней весной (1998) вылупление проходило более дружно, в большинстве гнёзд в интервале 2-3 сут.

К концу июня родители оставили выводки и начали двигаться к югу, причём предмиграционная активность взрослых кроншнепов (формирование скоплений в районах размножения) отмечалась уже с конца первой декады июня. Подъём молодых на крыло происходил с конца первой декады июля до середины этого месяца. Выраженная миграция дальнево-

сточных кроншнепов (очевидно, взрослых) отмечена в Хинганском заповеднике (оз. Клещенское) в конце первой декады июля: поздно вечером 8 июля пролетела небольшая группа (судя по голосам), а рано утром 9 июля 3 кроншнепа пролетели на высоте 150-200 м на юго-запад.

Во всех 6 гнёздах с прослеженной судьбой вылупление прошло благополучно, несмотря на то, что 2 гнезда располагались вблизи придорожной свалки, в месте повышенной концентрации ворон.

Большое негативное влияние на население дальневосточного кроншнепа оказывают майские пожары (мы нашли погибшую в огне кладку). В то же время к ранневесенним палам кроншнепы, кажется, успешно адаптировались. Все найденные гнёзда располагались на выгоревшей в апреле территории. Интересно, что в одном случае кулик для гнездования предпочёл гарь, хотя рядом был не тронутый огнём такой же участок луга. К наиболее вредоносным естественным врагам дальневосточного кроншнепа следует отнести четвероногих хищников: барсука, енотовидную собаку, лисицу. Хищных птиц (величиной по крайней мере до канюка) и ворон кроншнепы успешно отгоняют, часто сообща.

Численность дальневосточного кроншнепа в рассматриваемой области за последние 20 лет не претерпела заметного сокращения, насколько можно судить по данным частоты встреч, представленным в картотеке наблюдений Хинганского заповедника. Наибольший интерес вызывает сравнение нынешнего уровня численности гнездящихся птиц с таковым в 1960-1970-х, когда наблюдался катастрофический спад численности мировой популяции вида на зимовках в Австралии и Тасмании (Close, Newman 1984). На этот счёт у нас есть следующие сведения. Во-первых, устные сообщения старожилов, что “раньше кроншнепов было гораздо больше”. Во-вторых, материалы 3 учётов на Архаринской низменности в 1975-1978, согласно которым плотность гнездящихся птиц составляла 1.7-3.3 пар/км2 (Винтер 1980), что заметно выше современной оценки этого показателя (1.0-1.5 пар/км2).

Литература

Антонов А.И., Уета М. 1999. Биотопическое распределение, гнездовое поведение и сроки размножения дальневосточного кроншнепа Numenius madagas-cariensis в Среднем Приамурье // Рус. орнитол. журн. Экспресс-вып. 61: 18-21. Винтер С.В. 1980. Дальневосточный кроншнеп в низовьях р. Бурей // Новое в изучении биологии и распространения куликов. М.: 135-136.

Винтер С.В. 1982. Кулики Буреинско-Хинганской низменности // Орнитология 17: 161.

Close D., Newman O.M.G. 1984. The decline of the Eastern Curlew in Southeastern Australia // Emu 84: 38-40.

Ю OS

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.